Проект "Медуница"
проект по биологии на тему
Проект " Медуница" рекомендована для начальных классов, Для привлечения молодежи к селу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medunitsa.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Камбродская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»
Проект программы «Медуница»
Автор программы учитель химии и
географии: Хайруллова Р.М
Пояснительная записка
Образовательная программа "Медуница” имеет естественно-биологическую направленность.
Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания школьников.
Ведущая педагогическая идея программы: формирование осознанной позиции жить в согласии с природой.
Новизна состоит и в изменении количества тем, объединении их в более крупные разделы, увеличении времени для теоретических занятий. В процессе обучения по предлагаемой дополнительной образовательной программе осуществляется профориентация школьников, создаются условия для самоопределения и социально значимой самореализации детей. Основы пчеловодства для самых юных из уст тех, для кого это больше чем хобби. А кто, как не человек, влюбленный в свое дело, лучше всех знает, как увлечь им подрастающее поколение Учитель не только расскажет все о трудолюбивых насекомых, но и наглядно продемонстрирует, как устроена пчелосемья, чем она питается зимой и как подготовить ульи к холодам. Примерка костюма пчеловода – практическая часть занятия. В рамках начальной школы школьники получают самые первые знания о пчеле, о пчелиной семье. Пчеловодство развивает в человеке внимание, аккуратность, трудолюбие и смекалку. Трудолюбие пчел- положительный пример для детей.
Цель программы: накопление фактических знаний и умений о биологии пчел и пчеловодстве.
Задачи программы:
1. Дать знания по биологии пчел, их разведению и содержанию.
2. Развивать у школьников интерес к пчеловодству.
3. Воспитывать любовь к природе.
4. Помочь в профессиональном самоопределении школьников.
Программа "Медуница” рассчитана на детей 7-10 лет. На данном возрастном этапе происходит социализация школьников, на первое место выходит общение со сверстниками, стремление к самоутверждению. Предлагаемая образовательная программа способствует удовлетворению потребностей школьников, возникающих в результате психологических новообразований. Кроме того, занятия пчеловодством неразрывно связаны с формированием здорового образа жизни, отказом от вредных привычек.
Программа реализуется 1 год..
Форма обучения в течение учебного года предполагает использование как групповых занятий, так и индивидуальную работу с воспитанниками, проявляющими интерес к исследовательской деятельности. Учтена также и сезонность выполняемых работ. Выбор методов обучения определяется содержанием учебного занятия и учебно-материальной базой объединения: разнообразные практические работы в оборудованном кабинете и на пасеке, беседы, лекции, наглядно-иллюстративные методы.
Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы включает в себя наличие оборудованного учебного кабинета, пасеки, пчеловодческого инвентаря, определители растений и насекомых, справочную литературу, технические средства обучения для использования в образовательном процессе электронных носителей.
Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Медуница» являются традиционные праздники и викторины в объединении, выполнение исследовательских работ.
Для изучения личности школьников используются:
1. Предварительное знакомство с учащимися (просмотр классных журналов, встречи с родителями, классным руководителем);
2. Мониторинг результатов обучения и личностного развития воспитанников в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы.
Эффективность дополнительной образовательной программы «Медуница» определяется наличием у воспитанников ряда теоретических и практических навыков, перечень которых представлен ниже.
Учащиеся должны уметь:
1. Различать медоносные растения;
2.Производить посадку деревьев и кустарников;
3.Готовить почву и посев медоносных растений на пришкольном участке.
Кратко характеризовать:
1. Строение пчел;
2. Медоносные растения и медоносную базу;
3. Строение ульев, сотов;
4. Инвентарь пчеловода;
Учебный план
дополнительной образовательной программы «Медуница».
№ п/п | Наименование раздела. | 1 год обучения |
Вводное занятие. | 1 | |
Общее знакомство с пчелами и пчеловодством. | 18 | |
Продукты пчеловодства | 4 | |
Биология пчелиной семьи | 4 | |
Оборудование пасеки. | 3 | |
Пчелы зимой | 2 | |
Весенне-летний период на пасеке. | 2 | |
Итоговое занятие. | 1 | |
Итого: | 35 |
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы «Медуница».
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | В том числе | ||
Теоретические занятия | Практические работы | Экскурсии | |||
1 | 1.Вводное занятие | 1 | 1 | ||
2 | Общие знакомство с пчелами и пчеловодством: 1.Исторический миф о происхождении медоносной пчелы. 2.Как люди одомашнили дикую пчелу. 3.История развития пчеловодства. 4.Инсценировка сказки «Нечкебиль» 5.Общее сведения о пчелах и их жизни. 6.Медоносные растения 7.Просмотр и обсуждение мультфильма «Пчелка Майя» 8.Интеллектуальная игра «Чудесный подарок» 9.Устройство ульев. 10.Конкурс рисунков: «Пчела, природа, человек.» | 18 | 1 1 1 2 2 1 1 | 1 2 2 1 1 | 1 1 |
3 | Продукты пчеловодства: 1.Пчелиный мед-уникальный лечебный продукт. 2.Прополис, так называемый пчелиный бальзам. 3.Цветочная пыльца или пчелиный хлеб. | 4 | 1 1 1 | 1 | |
4 | Биология пчелиной семьи: 1.Биология пчелиной семьи. 2.Поведение пчел | 4 | 1 1 | 1 | 1 |
5 | Оборудование пасеки: 1.Пчелиный улей. 2.Инвентарь и оборудование | 3 | 1 1 | 1 | |
6 | Пчелы зимой: 1.Зимовка пчелосемьи 2.Работа пчеловода зимой | 2 | 1 1 | ||
7 | Весенне-летний период на пасеке: 1.Работа пчеловода ранней весной 2.Посадка медоносных растений и уход за ними. | 2 | 1 | 1 | |
8 | Итоговое занятие: Дидактическая игра «Пчелки собирают мед» | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ
дополнительной образовательной программы «Медуница».
- Вводное занятие.
Теория:
Ознакомление учащихся с планом работы, расписанием занятий. Инструктаж по технике безопасности при выполнении работ, предусмотренных программой, в кабинете и на экскурсиях в природу.
2. Общее знакомство с пчелами и пчеловодством.
Теория:
1. Исторический миф о происхождении медоносной пчелы.
2. Как люди одомашнили дикую пчелу.
3. История развития пчеловодства.
(История развития пчеловодства, современное промышленное пчеловодство)
4. Инсценировка сказки «Нечкебил»
(показать трудолюбие пчелы)
5. Общие сведения о пчелах и их жизни.
(Общие сведения о пчелах и их жизни. Пчелы в жизни человека, правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности)
Экскурсия на пасеку.
6. Медоносные растения.
( Медоносные растения и медоносная база: весенние медоносы (мать – и – мачеха, пролеска, медуница, верба), основные летние медоносы (липа, гречиха, виды клевера, робиния, подсолнечник), осенние медоносы (поздне- цветущие растения).
Практическая работа. Определение медоносных растений.
Экскурсия по ознакомлению с медоносами.
7.Просмотр мультфильма «Пчелка Майя»
8.Интеллектуальная игра «Чудесный подарок»
(различие диких пчел от домашних, работа пчел)
9.Строение ульев.
(Изучение строения ульев, сотов. Типы ульев)
Практическая работа. Изучение строения ульев, сотов.
10. Конкурс рисунков «Пчела, природа, человек» (значение пчел в природе и в жизни человека)
3.Продукты пчеловодства.
Теория:
1.Пчелиный мед-уникальный лечебный продукт (состав меда, разнообразие меда)
Практическая работа определение меда по цвету и зернистости.
2.Прополис, так называемый пчелиный бальзам (значение прополиса в жизни пчел и человека)
3. Цветочная пыльца или пчелиный хлеб (значение пыльцы для пчел, использование перги человеком)
4.Биология пчелиной семьи.
Теория:
1.Биология пчелиной семьи (Внешнее и внутреннее строение различных групп особей, входящих в состав пчелосемьи (матка, трутень, рабочая пчела).
Практическая работа изучение внешнего строения пчелы.
2.Поведение пчел (сезонные изменения в жизни пчелосемьи. Поведение пчел в зимний, весеннее – летний и осенний периоды.)
Экскурсия на пасеку
5.Оборудование пасеки.
Теория:
1. Пчелиный улей (стандарты в изготовлении ульев, покраска и подбор материала.)
Практическая работа. Знакомство с ульями, разнообразие ульев.
2.Инвентарь и оборудование (инвентарь пчеловода и правила пользования инвентарем).
6.Пчелы зимой:
Теория:
1.Зимовки пчелосемьи. Температурный обмен.
2. Работа пчеловода зимой (подготовка рамок, ульев и инвентаря к новому пчеловодческому сезону)
7.Весенне-летний период на пасеке.
Практическая работа посадка медоносных трав.
Экскурсия в плодово-ягодный сад
8.Итоговое занятие. Игра «Мы собираем мед»
Список литературы.
- Зарецкий Н. Н. Пособие для начинающего пчеловода. – М.: Московский рабочий, 1985.
- Нуждин А. С. Учебник пчеловода. – Колос, 1984.
- «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей Министерства образования и науки России» от 11.12.06 №06-1844.
- Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и в быту. – Л.: Лениздат, 1990.
- Программа педагога дополнительного образования.: От разработки до реализации/ Сост. Н.К. Беспятова. Изд. 2 – е – М.: Айрис – пресс, 2004.
- Пчеловодство/ энциклопедический словарь/ - М.: 2000.
- Родионов В. В. Если вы имеете пчел. – Агропромиздат, 1982.
- Серия журналов «Пчеловодство»
Список литературы, рекомендуемой для детей и родителей:
- Большая энциклопедия природы для детей. – М: Гриф – фонд, Межкнига, 1994.
- Злотин А.З. Насекомые служат человеку. – Киев: Наукова думка, 1986.
- Козлова Т.А. Растения леса / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. 2-е изд., стереотип.– М.: Дрофа, 2007.
- Козлова Т.А. Цветы садов и парков / Т.А. Козлова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2007.
- Мир вокруг нас. Домашние животные. Малая энциклопедия. – М.: ОНИКС 21 век, 2001.
- Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
- Шабаршов И. А. Юному пчеловоду. – М.: Просвещение, 1983.
- Шишова Т.Л. Чтобы ребенок не был трудным. – М.: Лепта Книга, 2006.
- Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – 5-е изд., перераб. И доп./ ред. Коллегия: М. Аксенова, Г. Вильчек и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.