Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса (базовый уровень)
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 9 класса (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9_kl.doc | 530 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»
города Магнитогорска
СОГЛАСОВАНО на заседании научно-методического совета протокол № 1 от «30» августа 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МОУ «СШИ №2»______И. И. Шакина приказ № 163-П от 01 сентября 2016г. |
Рабочая программа учебного предмета
«Биология»
для 9 класса
(базовый уровень)
разработана Сыровой Н.М.,
учителем биологии высшей категории
Магнитогорск, 2016 г
Содержание.
1. Пояснительная записка 3…стр.
1.1. нормативно-правовые документы;
1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук;
1.3. основные особенности рабочей программы, в т.ч. использования резервных часов;
1.4. цели и задачи учебного курса;
15. методические рекомендации и технологические подходы;
1.6. специфика отражения НРЭО и межпредметных связей;
2. Учебно-методическое обеспечение предмета. 8.стр
3. Учебно-тематический план. 9.стр
4. Календарно - поурочный план. 11 .стр
5. Характеристика контрольно-измерительных материалов. 20.стр
6. Приложение: 27 стр
6.1 единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей;
6.2. нормы оценок;
6.3. литература;
6.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет;
6.5. лист коррекции;
1. Пояснительная записка.
1.1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный уровень
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
- г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России
- г. № 30550) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013г. № 30067) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009г. № 729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.01.2010 г. № 15987) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2013г. № 1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2014 г. № 31206) // http://www.consultant.ru/; http://www.garant.ru/
Региональный уровень
1.Закон Челябинской области от 29.08.2013 № 515-ЗО (ред. от 28.08.2014) «Об образовании в Челябинской области (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013 г.) / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
2.Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
- г. № 01/3810 «Об утверждении Концепции развития естественно математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
07.07.2005 г. № 03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.consultant.ru/
3. Примерная программа по биологии основного общего образования (МО РФ, 2005г.)
4. Программа под редакцией В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С.Калинова, Г.Г.Швецова, З.Г.Гапонюк «Биология» 6-9 классы (серия «Линия жизни»), рекомендованной МО и Н РФ М «Просвещение»,2011 г,
Региональный уровень
1. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014г. № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования».
2. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
Методические материалы
Региональный уровень
- Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / http://ipk74.ru/news.
- Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8-11 классов / http://ipk74.ru/news.
- Методическое письмо «Об особенностях преподавания предмета «Биология» в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» от 17.06 16 № 03 – 02/536/
Локально-нормативные акты МОУ «СШИ №2»
1. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г. Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 – ОС
2. Положение о Рабочей программе учебного предмета, курса (утверждено приказом №163-П от 01.09.16)
3. Приказ от 8.04.2015 №58-П "О Комплексе мер по реализации образовательного проекта развития технологического, естественно - математического и технического образования («ТЕМП») в МОУ «СШИ №2» на 2015-2017 годы.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА основного и среднего образования,
реализуемая в муниципальном общеобразовательном учреждении «Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении» города Магнитогорска по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
5. Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 5-11-х классов МОУ «СШИ №2
6. Учебный план МОУ «СШИ №2» г. Магнитогорска на 2016-2017 учебный год. 7. Календарный учебный график МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 учебный год.
1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение этой красоты тесно связанно с деятельностью человека. Они должны знать, что человек-часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и следующих поколений людей. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
1.3. Основные особенности рабочей программы
*На изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов: примерная программа скорректирована с 70 часов на 68 часов (2 часа в неделю, 34 недели) в соответствии с календарным графиком МОУ «СШИ №2» на 2016-2017 уч.г.
*В программе реализуются базовый и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности и формирование познавательной и информационной компетентности учащихся
* Концептуальной основой при изучении программного материала используется Программа и учебник «Биология. 9 класс.». (авторы: В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов. М. Просвещение 20010-2011 г). Серия «Линия жизни».
* Данная рабочая программа отличается от программы В. В. Пасечник изменением часовой нагрузки следующих тем.
На изучение раздела «Основы цитологии - науки о клетке» отводится 1 дополнительный час. (вместо 10 часов -11 ч) Вводится дополнительный урок из резервного времени. Для изучения темы «Особенности строения и жизнедеятельности клеток прокариот и эукариот» с проведением лабораторного практикума за 1 урок невозможно из за большого обьема учебного материала1 в разделе «Эволюционное учение » вместо 15 часов отводится 10 часов Объем материала по этой теме в учебнике небольшой, компактно изложен и можно его изучить в более короткое время из кот 5 часов учебного времени используются на изучение раздела «Взаимосвязь организмов и окружающей среды». в разделе « Возникновение и развитие жизни» вместо 4 часов используется 5 В связи с большим количеством изучаемого материала на тему «История развития органического мира» отводится не 1, а 2 урока, используется резервное время. На изучение раздела «Взаимосвязь организмов и окружающей среды» вместо 10 часов отводится 15. Эта тема жизненно актуальна, содержит большой объем информации, много специальных терминов, которые требуют время на их изучение и закрепление знаний. В связи с большим количеством практических работ и учетом требований регионального компонента дополнительно вводятся темы уроков «Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания», «Строение растений в связи с условиями жизни», «Сукцессии», «Экологические проблемы современности Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме»
*В соответствии с рекомендациями введения дополнительного содержания практической части в используемую программу по сравнению с авторской программой (приложение 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09№ 103/3431). Внесенные изменения в практическую часть программы, темы лабораторных и практических работ записываются в краткой формулировке в рабочей программе и в классном журнале.
1.4. Цели и задачи учебного курса. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Учащиеся должны знать:
Основные свойства живой материи и методы ее изучения;
Уровни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный, их характеристики;
Основные закономерности эволюции и ее результаты;
Особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия;
Место человека в ноосфере
Учащиеся должны уметь:
Выявлять основные компоненты каждого уровня жизни;
Раскрывать содержание основных биологических понятий и терминов;
Готовить микропрепараты и работать с микроскопами;
Пользоваться научно-популярной и периодической литературой;
Участвовать в мероприятиях по охране природы;
Самостоятельно работать со всеми компонентами учебника и другими источниками информации.
В процессе обучения учащихся должны быть сформированы умения общеучебного характера, учащихся должны овладеть разнообразными способами деятельности:
- самостоятельное выполнение заданий и наблюдений по предложенному плану, умение выделять в предложенном тексте ключевые слова, давать описания объектов, сравнивать объекты по заданным критериям и давать их описание, устанавливать соответствие между строением объекта и его функциями,
- на творческом уровне самостоятельное формулирование определений терминов, высказывание предположений о наблюдаемых процессах, самостоятельное проведения экспериментов, обобщений, постановки и проведения опытов, наблюдений;
* ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования схем, иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства при ответах на поставленные вопросы;
* поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;
1.5.Методические рекомендации и технологические подходы.
В ходе преподавания биологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: здоровьесберегающие, модульно-блочные, информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации и др.
При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные; наглядные; практические; поисковые; исследовательские; репродуктивные.
А также используются различные формы обучения: ИКТ-презентация, различные виды самостоятельных работ, практикум, тест, урок - путешествие, урок-экскурсия.
- Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического и практического материала, изложенного на уроке. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки.
- Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная или лабораторная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
- Урок- экскурсия. При проведении экскурсии, учащиеся делится на группы по четыре человека в каждой, в каждой группе выбирается старший ученик, который распределяет обязанности. Каждая группа проводит наблюдения самостоятельно. Для получения положительной оценки, учащимся надо знать вопросы теории и ответы, полученные в результате наблюдения
- Урок- путешествие. Учитель предлагает учащимся совершить путешествие с молекулой воды в процессе Фотосинтеза познакомиться с разнообразием жизненных форм в экосистеме. Учащиеся с интересом совершают заочное путешествие в лес, на луг или берег водоема и изучают разнообразие растительных видов и форм.
Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках, в проведении в течение урока физкультминуток. В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы Интернет-сети, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки.
1.7. Специфика отражения национальных, региональных и этнокультурных особенностей формируемых участниками образовательных отношений (на овне основного общего образования – 10% от общего объема программы)
Рабочая программа включает реализацию национальные, региональные и этнокультурные особенности компонента (НРОЭ). Темы НРОЭ включены в календарно-тематический план, с выделением – 30% (315 мин.) учебного времени от общего количества часов инвариантной части ОБУП.
п/п | Тема | НРЭО | Количество минут |
9 класс (315мин) | |||
1 | 8 Вирусы | НРЭО№ 1 Вирусные заболевания г. Магнитогорска, их профилакти- ка (СПИД, гепатит, птичий и свиной грипп) | 32 мин |
2 | 36 Мутационная изменчивость | НРЭО № 2 Изучение признаков изменчивости на примере местных видов растений и животных | 32 мин |
3 | 38 Основные мето ды селекций расте ний, животных и микроорганизмов | НРЭО № 3 Районированные сорта растений и породы животных Южного Урала | 32 мин |
4 | 41 Популяция и ее характеристика | НРЭО № 4 Изучение популяций на примере биомов Челябинской области | 32 мин |
5 | 45 Потоки вещества и энергии в экосистеме | НРЭО № 5 Пищевые цепи на примере экосистем Челябинской области | 32 мин |
6 | 46 Искусственные биоценозы | НРЭО № 6 | 32 мин |
7 | 51 Круговорот веществ в биосфере | НРЭО № 7 Круговорот веществ и влияние экологической ситуации на круговорот веществ в природе | 32 мин |
8 | 52Экологические кризисы | НРЭО № 8 Антропогенное воздействие на природную среду г. Магнитогорска | 32 мин |
9 | 64 Развитие жизни на планете | НРЭО № 9 Палеонтологические находки на Южном Урале | 32 мин |
10 | 65 Экскурсия Эволюция живых организмов | НРЭО№ 10 Знакомство с разнообразием древних жизненных форм на Южном Урале | 32 мин |
Сформированные у учащихся ЗУН и ОУУН в результате обучения биологии в 9 –м классе тесно связаны со следующими предметами: физика, химия, география, информатика и ИКТ и др.
2.Учебно-методическое обеспечение предмета.
Используется учебник Биология 9 класс. В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов,
М. Просвещение. 2015г. (серия « Линия жизни») Программа. Биология 9 класс
В. В. Пасечник, Г. Г. Швецов (серия «Линия жизни»). Пособия по проведению практических и лабораторных работ:
Методическая литература для педагогического работника.
1Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология Введение в общую биологию и экологию В. В Пасечник М Дрофа. 2011 г.
перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников
1 Лабораторный практикум Биология 6-11 класс Республиканский мультимедиа
центр Москва 2004 г.
2 Электронная библиотека Просвещения Мультимедийное учебное пособие Просвещение 3 Пособие для учащихся: Атлас «Биология Бактерии, грибы, лишайники, растения» Линия жизни М. Просвещение. 2011г 4 Атлас «Биология Позвоночные животные» Линия жизни М. Просвещение. 2011г 5 Атлас «Биология Беспозвоночные животные» Линия жизни М. Просвещение. 2011г
6 Атлас «Биология Человек» Линия жизни М. Просвещение.2011г
7 МЕДИА 2003 г Библиотека электронных пособий КИМ 6-9 класс М класс1 CD for WIN DOWS 2004 г.
8 Уроки биологии 9 класс Электронное приложение. Издательство «Планета»2011г
3 Учебно-тематический план.
Корректировка содержания рабочей программы (теоретическая часть)
(Приложение 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09 № 103/3431).
9класс
Название раздела | Количество часов в авторской программы В. В. Пасечник | Количество часов в рабочей программе | Разность часов | Обоснование |
Введение Биология в системе наук. | 2 | 2 | ||
Раздел 1 Основы цитологии - науки о клетке. | 10 | 11 | +1 | Вводится дополнительный урок из резервного времени для изучения темы «Особенности строения и жизнедеятельности клеток прокариот т к изучить особенности строения клеток прокариот и эукариот» с проведением лабораторного практикума за 1 урок невозможно из за большого обьема учебного материала |
Раздел 2 Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | 5 | ||
Раздел 3 Основы генетики | 10 | 10 | ||
Раздел 4 Генетика человека | 3 | 3 | ||
Раздел 5 Основы селекции и биотехнологии | 3 | 3 | ||
Раздел 6 Эволюционное учение | 15 | 10 | -5 | Обьем материала по этой теме в учебнике небольшой, компактно изложен и можно его изучить в более короткое время из кот. 5 часов учебного времени используются на изучение раздела «Взаимосвязь организмов и окружающей среды» |
Раздел 7 Возникновение и развитие жизни | 4 | 5 | +1 | В связи с большим количеством изучаемого материала на тему «История развития органического мира» отводится не 1 а 2 урока, используется резервное время. |
Раздел 8 Взаимосвязь организмов и окружающей среды | 10 | 15 | +5 | Эта тема жизненно актуальна, содержит большой обьем информации, много специальных терминов, которые требуют время на их изучение и закрепление знаний. В связи с большим количеством практических работ и учетом требований регионального компонента дополнительно вводятся темы уроков «Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания», «Строение растений в связи с условиями жизни», «Сукцессии», «Экологические проблемы современности Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме» |
Раздел 9 Повторение, обобщение и систематизация знаний | 3 | 3 | ||
резерв | 5ч резерв | 1ч резерв | 2 часа используются при изучении разделов «Возникновение и развитие жизни», «Основы цитологии - науки о клетке» | |
Итого | 70 | 68 |
3. Календарно – тематический план. 9 класс
№п/п Дата кодификатор | Раздел Тема урока | Требование к уровню подготовки учащихся | Наглядные и практические методы | Демонстрационный и лабораторный материал | Домашее задание |
1 Б 1 Б 1,1 | 1Введение (2ч) Биология в системе наук. 1 Биология как наука | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, перечислять царства природы, биологические науки и уровни организации жизни, методы изучения живой природы, называть свойства живого организма Продуктивный уровень: характеризовать уровни организации жизни от клеточного до биосферного, методы исследования в биологии и свойства живого организма на конкретных примерах | Вводный тест | Портреты ученых, схемы: Системы биологических наук, методы познания. Биологические системы, уровни организации живой природы Свойства живой материи Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: Строение молекулы белка виды углеводов и липидов, их роль Микропрепараты клеток растений и животных, модель клетки, ДНК, РНК, вирусных частиц, модель –аппликация «Синтез белка» | |
Изучить § 1 Выполнить зад в раб тетради | |||||
2 Б 1,1 | Методы биологических исследований Значение биологии. | Изучить §2. Выполнить зад в раб тетради | |||
3 Б 2 Б 2,1 | 2Основы цитологии - науки о клетке. (11ч) 1Цитология-наука о клетке. Клеточная теория | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, перечислять химические вещества и составляющие компоненты биополимеров, знать свойства химических веществ, их функции, знать строение вирусов, их роль в природе, Называть фамилии ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории, авторов клеточной теории, давать пределение терминам, перечислять составляющие клеточных мембран и органоидов клетки, указывать их функци Продуктивный уровень: характеризовать особенности строения полимеров и их мономе ров, уметь систематизировать органические вещества клеток, обьяснять процессы образования структурных связей, проводить сравнения нуклеиновых кислот, обьяснять принцип комплементарности характеризовать основные положения клеточной теории, проводить сравне- ния клеток прокариот и эукариот, характеризовать строение и функции компонентов клеток, обьяснять различия в строении клеток растений и животных и бактерий, функционирование вирусов, характеризовать особенности вирусных заболеваний, меры профилактики, | Изучить§3,4 Выполнить зад в раб тетради. зад в раб тетради | ||
4 Б 2,1 | 2 Химический состав клетки | Изучить § 5 Выполнить зад в раб тетради. Подготовить сообщение. | |||
5 Б 2,1 | 3 Биополимеры | Изучить § 5 до конца Выполнить зад в раб тетради. | |||
6 Б 2,1 | 4 Строение клетки | Изучить § 6 Выполнить зад в раб тетради подготовить сообщение. | |||
7 Б 3,1 | 5 Особенности строения и жизнедеятельности клеток прокариот | Таблицы и фрагменты видиофильмов и компьютерных программ: Строение клетки, строение клеток прокариот и эукариот | |||
8 Б 2,1 | 6 Особенности клеточного строения организмов. Вирусы | Л/Р1 Строение клеток НРЭО № 1 Вирусные заболевания г.Магнитогорска, их про филактика (СПИД, гепатит, птичий и свиной грипп) | Изучить § 7 Выполнить зад в раб тетради, подготовить сообщение. | ||
9 Б 2,1 | 7 Обмен веществ и превращение энергии в клетке. | Изучить § 8 Выполнить зад в раб тетради Подготовить сообщение. | |||
10 Б 2,1 | 8 Фотосинтез | Изучить § 8 до конца Выполнить зад в раб тетради Подготовить сообщение | |||
11 Б 2,1 | 9 Биосинтез белков. | Изучить § 9 Выполнить зад в раб тетради Подготовить сообщение | |||
12 Б 2,1 | 10 Регуляция процессов жизнедеятельно сти в клетке | Л/Р №2 Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой | Изучить § 10 Выполнить зад в раб тетради Подготовить сообщение | ||
13 | 11Обобщающий урок по теме “Основы цитологии-науки о клетке” | Повторить содержание главы 1 | |||
14 Б 2 Б 2,2 | 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч) 1Формы размножения организмов Бесполое размножение Митоз | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, перечислять виды бесполого и полового размножения организмов, перечислять стадии гаметогенеза и мейоза, периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития организма Продуктивный уровень: Обьяснять сущность размножения организмов, характеризовать виды и способы бесполого и поло вого размножения, сравнивать и обьяснять преимущества полового размножения, характеризовать стадии гаметогенеза и мейоза, периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития организма, про водить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма, формулировать биогенетический закон и обьяснять его значение | Л/Р № 3 Изучение митоза в клетках корешка лука | Схемы, таблицы, фрагменты видео фильмов и компьютерных программ многообразие организмов, деление клетки, способы бесполого размножения, половые клетки, оплодотворение у растений и животных, индивидуальное развитие организма, эмбриональное и постэмбриональное развитие | Изучить § 11 Выполнить зад в раб тетради Подготовить сообщение |
15 Б 2,1 Б 2,1 | 2 Половое размножение Мейоз | Изучить § 12 Выполнить зад в раб тетради Подготовить сообщение | |||
16 Б 2,2 | 3 Индивидуальное развитие организмов | Изучить § 13 Выполнить зад в раб тетради | |||
17 Б 2,2 Б 5,1 | 4 Влияние факторов внешней среды на онтогенез. | Изучить § 14 Выполнить зад в раб тетради | |||
18 | 5 Обобщающий урок по теме “Размножение и индивидуальное развитие организмов” | Повторить содержание главы 2 | |||
19 Б 2 Б 2,1 | 4 Основы генетики (10 ч) Б 2 1 Генетика как отрасль биологической науки | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, называть взаимодействия неаллельных генов знать механизм наследования признаков, сцепленных с полом, иметь представления о независимом наследовании признаков, использовать алгоритмы при решении простейших генетических задач перечислять виды мутаций и их причины, Продуктивный уровень: характеризовать предмет изучения генетики, генетические символы и понятия, сущность гибридологического метода, обьяснять закономерности наследования признаов, раскрывать суть законов единообразия , расщепления и чистоты гамет, принцип независимого наследования и давать им цитологическое обоснование, обьяснять практическое применение анализи рующего скрещивания, взаимосвязь генотипа и фенотипа, характеризовать основные свойства живых организмов, наследственность, изменчивость, обьяснять влияние генотипа и условий среды на формирование фенотипа, характеризовать формы изменчивости, проводить сравнение модификационной и мутациионной изменчивости, выявлять норму реакции организма на условия среды, обьяснять причины мутаций и обосновывать их биологическую роль приводить примеры наследственности, изменчивости и приспособленности организмов к среде обитания | Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: Моно и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, сцепленное наследование признака, модель –аппликация «Законы наследственности, перекрест хромосом», гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных и полиплоидных растений | Изучить § 15 Выполнить зад в раб тетради | |
20 Б 2,1 Б 2,2 | 2 Методы изучения наследственности. Фенотип и генотип | Изучить § 16 Выполнить зад в раб тетради | |||
21 Б 2,1 Б 2,2 | 3 Закономерности наследования | Изучить § 17 Выполнить зад в раб тетради | |||
22 Б 2,1 Б 2,2 | 4Решение генетических задач | Решение задач с использованием алгоритмов | Изучить § 18 Выполнить зад в раб тетради | ||
23 Б 2,1 Б 2,2 | 5Хромосомная теория наследственности. Генетика пола | Изучить § 19 Выполнить зад в раб тетради | |||
24 Б 2,1 Б 2,2 | 6 Наследование признаков, сцепленных с полом | Изучить § 19 До конца Выполнить зад в раб тетради | |||
25 Б 2,1 Б 2,2 | 7 Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость | НРЭО № 2 Изучение признаков изменчивости на примере местных видов растений и животных | Изучить § 20 Выполнить зад в раб тетради | ||
26 Б 2,1 Б 2,2 | 8Комбинативная изменчивость | п/р № 1 Описание фенотипов растений | Изучить § 21 Выполнить зад в раб тетради | ||
27 Б 2,1 Б 2,2 | 9 Фенотипическая изменчивость | Л/Р № 4 Изучение модификационной изменчивости и построение вариационной кривой. | Изучить § 22 Выполнить зад в раб тетради | ||
28 | 10 Обобщающий урок по теме “ Основы генетики ” | Повторить содержание главы 3 | |||
29 Б 2,1 Б 2,2 | 5 Генетика человека (3 ч) Б 2 1 Методы изучения наследственнос ти человека. | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, перечислять методы изучения наследственности человека, иметь представления о влиянии среды на здоровье человека Продуктивный уровень: уметь характеризовать методы изучения наследственности человека, генетические болезни, обьяснять влияние условий среды на генетическое здоровье человека. | Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: Генетически болезни, Влияние среды на здоровье человека | Изучить §23 Выполнить зад в раб тетради | |
30 Б 2,1 Б 2,2 | 2Составление родословных | Л/Р № 5 Составление родословных | Изучить §23до конца Выполнить зад в раб тетради | ||
31 Б 2,1 Б 2,2 | 3 Генотип и здоровье человека | Изучить §24 Выполнить зад в раб тетради. Повторить содержание главы 4 | |||
32 Б 2,1 Б 2,2 | 6 Основы селекции и биотехнологии (3 ч) Б 2 1 Основы селекции | Репродуктивный уровень:
| Схемы, таблицы, фрагменты ви- деофильмов и компьютерных программ: центры происхождения культурых растений. Исскуственный отбор, гибридизация, исследование в области биотех ноологии, живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, коллекции сортов культурных растений. | Изучить §25 Выполнить зад в раб тетради | |
33 Б 2,1 Б 2,2 | 2 Достижения мировой и отечественной селекции | НРЭО № 3 Районированные сорта растений и породы животных Южного Урала | Изучить §26 Выполнить Зад в раб тетради | ||
34 Б 2,1 Б 2,2 | 3Биотехнология, достижения и перспективы развития. | Изучить § 27 выполнить зад в раб тетради Повторить содержание главы 5 | |||
35 Б 3 Б 3,5 Б 2,2 | 7 Эволюционное учение (10 ч) 1 Учение об эволюции органического мира. | Репродуктивный уровень: Знать основные систематические единицы, называть критерии вида, давать определение терминам, перечислять движущие силы эволюции, знать закономерности эволюции и ее результаты, приводить примеры доказательства эволюционных процессов. Продуктивный уровень: Характеризовать популяцию и вид, критерии вида, движущие силы эволюции, механизм возникновения адаптаций, уметь доказывать, что вид – элементарная еди ница эволюции, проводить сравни тельную характе ристику организ менного и популя циионного уровня органтизации жизнии, а также давать сравнительную характеристику микро и макро эволюционным процессам, обосновывать роль популяций в экологических системах, различные виды доказательства эволюционных процессов, уметь определять таксономическую принадлежность животных и растений,
| Изучить § 28 Выполнить зад в раб. тетради | ||
36 Б 3,5 Б 2,2 | 2 Вид Критерии вида | Изучить §29 Выполнить зад в раб тетради | |||
37 Б 3,5 Б 2,2 | 3 Популяционная структура вида. | НРЭО № 4 Изучение популяций на примере биомов Челябинской области | Схемы, таблицы, фрагменты видеофильмов и компьютерных программ: Критерии вида, популяция- структурная единица вида, единица эволюции, живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, коллекции сортов культурных и дикорастущих растений, коллекции результатов приспособленности к среде обитания, гомологичных, аналогичных органов, рудиментов у животных организмов. | Изучить § 30 Выполнить зад в раб тетради | |
38 Б 3,5 Б 2,2 | 4 Видообразование | Изучить § 31 Выполнить зад в раб тетради | |||
39 Б 3,5 Б 2,2 | 5 Борьба за существование - движущиая сила эволюции | Изучить § 32 Выполнить зад в раб тетради | |||
40 Б 3,5 Б 2,2 | 6 Естественный отбор - движущие силы эволюции. | Изучить § 33 до конца. Выполнить зад в раб тетради | |||
41 Б 3,5 Б 2,2 | 7 Адаптация как результат естественного отбора | Л/Р № 6 Изучение приспособленности организмов к среде обитания | Изучить § 33 Выполнить зад в раб тетради | ||
42 Б 3,5 Б 2,2 | 8 Доказательства эволюции | Л/Р№ 7 Изучение палеонтологических доказательств эволюции НРЭО № 5 Палеонтологические находки на Южном Урале | Изучить конспект. Подготовиться к уроку-семинару | ||
43 Б 3,5 Б 2,2 | 9 Современные проблемы теории эволюции (урок семинар) | Изучить § 34 Повторить содержание Главы 6 | |||
44 | 10 Обобщающий урок по теме «Эволюционное учение» | Повторить содержание Главы 6 | |||
45 Б 3,5 Б 2,2 | 8 Возникновение и развитие жизни (5 ч) 1 Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни | Репродуктивный уровень: называть основные гипотезы происхождения жизни, эры, периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации; давать определение терминам Продуктивный уровень: Характеризовать: основные гипотезы происхождения жизни, гипотезу абиогенного зарождения жизни и экспериментальное ее подтверждение; характеризовать состояние органиче с кого мира в разные эры и периоды, уметь проводить взаимосвязи между климатическими изменениями и эволюцией живых организмов, приводить доказательства эволюционных изменений в органическом мире на примере пале онтологических исследований, эмбриологических, морфологических, биохимических, географических данных, обьяснять современное представление о возникновении жизни и этапах ее развития | Изучить § 35 Выполнить зад в раб тетради | ||
46 Б 3,5 Б 2,2 | 2 Органический мир как результат эволюции. | Экскурсия № 1 История развития жизни на Земле (краеведческий музей, геологическое обнажение) | Схемы, таблицы, фрагменты видео фильмов и компьютерных программ, коллекции: Формы сохранности ископаемых растений и животных. Развитие жизни на планете | Изучить § 36 Выполнить зад в раб тетради | |
47 Б 3,5 Б 2,2 | 3 История развития органического мира в протерозойский и палеозойский период | Изучить § 37 Выполнить зад в раб тетради | |||
48 Б 3,5 Б 2,2 | 4 История развития органического мира в мезозойский и кайнозойский период | НРЭО № 6 Знакомство с разнообразием древних жизненных форм на Южном Урале | Изучить § 37 до конца Подготовиться к уроку-семинару | ||
49 Б 3,5 Б 2,2 | 5Происхождение и развитие жизни на планете. (урок семинар) | Изучить § 38 Выполнить зад в раб тетради | |||
50 Б 5 Б 5,1 | 8 Взаимосвязь организмов и окружающей среды (15 ч) Б 5 1 Экология как наука | Репродуктивный уровень: Давать определение терминам, называть природные сообщества, виды биогеоценозов, перечислять элементы экосистем, компоненты трофических структур, связи в экосистемах, мероприятия по охране экосистем Продуктивный уровень: характеризовать природные сообщества, компоненты экосистем, давать классификацию организмам их приспособленность к жизни в сообществе, обьяснять их роль в пищевой сети, характеризовать потоки вещества и энергии в экосистемах, правила экологической пирамиды и виды экологических пира мид, обьяснять причины и механизм развития сукцессии, давать сравнительную характеристику естественным наземным, водным искусственным экосистемам, характеризовать деятельность человека как регулирующего фактора в экосистемах | Схемы, таблицы, фрагменты видео фильмов и компьютерных программ: Экологические факторы и их влияние на организмы, биологические ритмы. Меж- видовые взаимоотноше ния, ярусность, пищевые цепи и сети. Экологические пирамиды, экосистемы, круговорот химических элементов. | Изучить § 39 Выполнить зад в раб тетради | |
51 Б 5,1 | 2 Влияние экологических факторов на организмы. | Изучить § 40 Выполнить зад в раб тетради | |||
52 Б 5,1 | 3Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания | Л/Р№8 Изучение приспособленности организмов к определенной среде обитания | Повторить § 40 | ||
53 Б 5,1 | 4Строение растений в связи с условиями жизни | Л/Р№ 9 Строение растений в связи с условиями жизни | Изучить конспект | ||
54 Б 5,1 | 5Экологическая ниша | Изучить § 41 Выполнить зад в раб тетради | |||
55 Б 5,1 | 6 Структура популяций | Изучить § 42 Выполнить зад в раб тетради | |||
56 Б 5,1 | 7 Типы взаимодействия популяций разных видов | Изучить § 43 Выполнить зад в раб тетради | |||
57 Б 5,1 | 8 Экосистемная организация природы. Компоненты экосистем. | Изучить § 44 Выполнить зад в раб тетради | |||
58 Б 5,1 | 9 Структура экосистем | НРЭО № 7 Пищевые цепи на примере экосистем Челябинской области | Изучить § 45 Выполнить зад в раб тетради | ||
59 Б 5,1 Б 5,2 | 10 Потоки энергии и пищевые цепи, круговорот химических элементов | НРЭО№ 8 Круговорот веществ и влияние экологической ситуации на круговорот веществ в природе | Изучить § 46 Выполнить зад в раб тетради | ||
60 Б 5,2 | 11 Искусственные экосистемы | п/р№ 2 Составление пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума) | Изучить § 47 Выполнить зад в раб тетради | ||
61 Б 5,2 | 12 Экскурсия «Сезонные изменения в живой природе» | Экскурсия п\р № 2 Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе НРЭО № 9 Искусственные биоценозы своей местности | Изучить § 48 Выполнить зад в раб тетради | ||
62 Б 5,2 | 13 Сукцессии | Изучить содержание конспекта | |||
63 Б 5,2 Б 5, | 14 Экологические проблемы современности | Л/Р№ 10 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистеме НРЭО№ 10 Антропогенное воздействие на природную среду г. Магнитогорска | Изучить § 49 Выполнить зад в раб тетради Подготовиться к конференции | ||
64 Б 5,2 Б 532 | 15 Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | Изучить § 49 | |||
65 | 9 Повторение, обобщение и систематизация знаний (3 ч) 1Повторно-обобщающий урок (клеточный и организменный уровень организации жизни) | Подготовиться к контрольному тесту | |||
66-67 | 2Повторно-обобщающий урок (Эволюционное учение, экология) | Подготовиться к контрольному тесту | |||
68 | 3Контрольный урок за курс 9-го класса | Итоговый тест |
5.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Для проведения контрольных работ используются Тематические тесты «Биология» 9 класс Тесты, рекомендованные ЦПКИМР г. Магнитогорска, 2009 г
Предложенная система контроля отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в программе Биология 9 класс» В. В. Пасечник. Главная цель такой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми школьниками уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учащихся, которые имеют для этого способности, возможности и желание. В соответствии с этим система контроля предусматривает проверку достижения всеми школьниками обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.
Контрольная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Первая часть нацелена на проверку достижения обязательного уровня усвоения темы. Задания этой части аналогичны тем, которые предоставлены по каждой теме в обязательных результатах обучения. По их выполнению определяется минимум знаний учащихся. Во вторую часть включены более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на более высоком уровне.
Характеристика контрольно-измерительных материалов итоговой работы
по курсу «Введение в общую биологию», 9 класс
СПЕЦИФИКАЦИЯ
1. Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу итоговой работы
Содержание итоговой работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
3. Характеристика структуры и содержания контрольно – измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по биологии 9 класс.
Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий. Часть 1 содержит 6 заданий с выбором одного верного ответа из четырех предложенных, из них 6 – базового уровня. Время выполнения 10 минут
Часть 2 включает 3 задания повышенного уровня сложности: 1 с выбором нескольких верных ответов из шести,1 на соответствие между биологическими процессами и явлениями, на определение последовательности процессов. Время выполнения 15 минут.
Часть 3 включает 3 задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности). Время выполнения 20 минут.
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня части 1 оценивается одним баллом. Задания части 2 оценивается от нуля до двух баллов в зависимости от правильности ответа. Задания части 3 высокого уровня сложности – от нуля до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям Вы сможете вернуться, если у вас останется время.
За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до трёх баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
- Распределение заданий итоговой работы по частям
№ | Часть работы | Число заданий | Максимальный первичный балл | Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу | Тип заданий |
1 | 1 | 6 | 6 | 28,5 | С выбором ответа |
2 | 2 | 3 | 6 | 28,5 | С кратким ответом |
3 | 3 | 3 | 9 | 43 | С развернутым ответом |
итого | 12 | 21 | 100 |
3 Распределение заданий по основным содержательным блокам курса биологии 9 класса.
Содержательные блоки | Число заданий | Максимальный первичный балл | ||
Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | ||
Биология как наука. Методы биологии | 3 | 0 | 0 | 3 |
Клетка как биологическая система. | 2 | 2 | 2 | 12 |
Организм как биологическая система | 1 | 1 | 1 | 6 |
итого | 6 | 3 | 3 | 21 |
Первый блок «Биология как наука. Методы биологии» включает задания, направленные на контроль знаний о биологии как науки и методах познания живой природы, общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, движение, рост и развитие.
Второй блок «Клетка как биологическая система» включает задания, направленные на контроль знаний о химическом составе клетки; взаимосвязь строения и функций органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки; митоз, мейоз, роль митоза и мейоза.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях. Включает задания, направленные на контроль знаний о генотипе как целостной системе. овладениями умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
- Распределение заданий по видам умений и способам деятельности
Основные умения и способы действий | Число заданий \число баллов за выполнение заданий (процент от максимального балла за выполнение заданий) | |||
Вся работа | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | |
1. Требования «Знать \ понимать» | 3/3 (14,3%) | 3/3 (43%) | 0 | 0 |
2. Требования: «Уметь» | 5/10(23,8%) | 2/4(29%) | 3/6 (50%) | |
3. Требования: «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» | 3/9 (14,28%) | 0 | 0 | 3/9 (14,28%) |
итого | 12/21(38%) | 5/7(72%) | 3/6 (50%) | 3/9 (14,28%) |
- Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности | Число заданий | Максимальный первичный балл (% первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу) | |||
всего | Часть 1 | Часть 2 | Часть3 | ||
Базовый | 6 | 6 | 0 | 0 | 6 (28,5%) |
Повышенный | 3 | 0 | 3 | 0 | 6 (28,5%) |
Высокий | 3 | 0 | 0 | 3 | 8 (43%) |
итого | 12 | 6 | 3 | 3 | 20 (100%) |
Оценивание работы
За каждый правильно выполненный тестовый вопрос из части 1(А) – 1 балл
За каждое правильно выполненное задание из части В – 2балла
За каждое правильно выполненное задание из части С –3 балла
За частично правильный или неполный ответ из части В или части С – 1 или 2 балла.
Максимальное количество баллов за работу – 21 балл
5 (отлично) – 17-21 балла
4 (хорошо) – 12– 16 баллов
3 (удовлетворительно) – 9– 11 баллов
2 (неудовлетворительно) – 0-8 баллов
Часть 1 (А). Эта часть состоит из 6 несложных заданий. К каждому заданию даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. Время выполнения 10 минут. (Каждое задание оценивается в 1 балл.)
А1. Как называется метод И.П. Павлова, позволивший установить рефлекторную природу выделения желудочного сока?
1) наблюдение 3) экспериментальный
2) описательный 4) моделирование
А2. Какие свойства живых систем отображены на серии рисунков 1-5?
- раздражимость и самовоспроизведение
- саморегуляция и ритмичность
- обмен веществ и превращение энергии
- рост и развитие
А3.
Какая наука объединяет организмы в группы на основе их родства? | ||||
1) экология | 3) | морфология | ||
2) систематика | 4) | селекция |
А4. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
1) нуклеотиды 3) пептиды
2) аминокислоты 4) моносахариды
А5. Одна из цепочек молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов: АГТЦЦГАТ. Какую последовательность имеет вторая цепочка той же молекулы?
1) ТЦАГГЦТА 2)- ТТЦАТЦГТ 3)- ТЦАГТААА 4)- ТЦГГГТТА
А6. Сколько сортов гамет образуется у красноплодного растения томата с продолговатой формой при самоопылении, если его генотип АаВВ?
1)1 сорт; 2) 2 сорта; 3) 3 сорта; 4) 4 сорта.
Часть 2(В) Данная часть содержит 3 задания (B1 – B3): Часть В включает более сложные задания трех типов: В1 - из шести предложенных вариантов нужно выбрать три. В2– установить соответствие; В3– установить последовательность. Время выполнения 15 минут.(каждое задание оценивается в 2 балла).
В1. Выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные вами цифры в таблицу в порядке возрастания.
Какие функции в клетке выполняют липиды?
- энергетическая
- каталитическая
- запасающая
- рецепторная
- защитная
- транспортная
В2. Установите соответствие между строением и функциями клетки и органоидами, для которых они характерны. (Клетка как биологическая система)
| СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ | ОРГАНОИДЫ |
1) | расщепляют органические вещества до мономеров | А) лизосомы |
2) | окисляют органические вещества до СО2 и Н2О | Б) митохондрии |
3) | отграничены от цитоплазмы одной мембраной |
|
4) | отграничены от цитоплазмы двумя мембранами |
|
5) | содержат кристы |
|
6) | не содержат крист |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
В3. Установите последовательность открытия основных биологических законов. (Организм как биологическая система)
1) Г.Мендель «Закон единообразия»
2) Т.Морган «Закон сцепленного наследования»
3) Г.Харди, В. Вайнберг «Закон генетического равновесия в популяциях»
4) Г.Мендель «Закон расщепления»
5) Н.И.Вавилов «Закон гомологических рядов наследственности»
6) Г.Мендель «Закон независимого наследования»
Часть 3 (С) Данная часть содержит 3 задания со свободным ответом (С1 – С3). Время выполнения 20 минут.
С1. В чем заключается различие мейоза и митоза?
С2. Найдите ошибки в приведённом тексте и исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.
2. При этом аденин образует три водородные связи с тимином, а гуанин — две водородные связи с цитозином.
3. Молекулы ДНК прокариот линейные, а эукариот — кольцевые.
4. Функции ДНК: хранение и передача наследственной информации.
5. Молекула ДНК, в отличие от молекулы РНК, не способна к репликации.
С3. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение (карий цвет глаз и близорукость — доминантные, аутосомные признаки). Определите: генотипы родителей, генотип ребенка и фенотипы возможных потомков.
Правильные ответы
Часть 1 (А)
Номер вопроса | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 |
Вариант ответа | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Часть 2 (В)
Номер вопроса | В1 | В2 | В3 |
Вариант ответа | 135 | АБАББА | 146235 |
Часть 3 (С)
С1. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) мейоз — редукционное деление, характерное для половых клеток (гамет); 2) состоит из двух подряд идущих делений; 3) образуются клетки с гаплоидным (п) набором хромосом. | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный бал | 3 |
С2. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
| |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный бал | 3 |
С3. Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) генотипы родителей: мать и отец — АаВЬ, АаВЬ (кареглазые и близорукие); 2) генотип ребенка — aabb (голубоглазый с нормальным зрением); 3) фенотипы возможных потомков: кареглазые близорукие (A_B_, кареглазые с нормальным зрением (A_bb), голубоглазые близорукие (ааВ_), голубоглазые с нормальным зрением (aabb). | |
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный бал | 3 |
6. Приложение
6.1.Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.
Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.Учащиеся должны уметь:
- Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
- Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
- Излагать материал логично и последовательно;
- Отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
- Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы, готовить сообщения и представлять их учащимся на уроке, участвовать в дисскусии и т.д.
Работа учителя по осуществлению
единых требований к устной и письменной речи учащегося.
1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.
- Больше внимания уделять на каждом уроке формированию общеучебных умений и навыков. Шире использовать работу с учебником, справочной литературой. компьютерной информацией, интернетом.
- Следить, за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
- Основными видами письменных работ являются: текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические и лабораторные работы, итоговые контрольные работы и т.п.
- Количество и назначение ученических тетрадей:
Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих лабораторных и практических работ по биологии ученики 9 го класса должны иметь 1 рабочую общую тетрадь и Рабочую тетрадь для самостоятельных и лабораторных работ В. В. Пасечник Г. Г. Швецов М. «Просвещение». 2012 - 2013г., где учащиеся выполняют лабораторные работы Контрольные работы выполняются на отдельных листочках.
- Требования к оформлению и ведению тетрадей:
-используются стандартные общие тетради;
-писать аккуратным, разборчивым почерком.
-на обложке делается запись:
Тетрадь
Для письменных работ
по___ биологии__
ученика (цы) 9 __класса
МООУ «Санаторная школа-интернат №2»
фамилия______________________
имя_______________
-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.13г)
-записать тему урока.
- указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант).
-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.
-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы – 2 клеточки.
-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, схемы, таблицы, чертежи, рисунки.
-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать в тетрадях красной пастой.
Порядок проверки письменных работ учителем:
-тетради в 9 классах по биологии проверяются после выполнения лабораторных, практических или самостоятельных работ;
-контрольные работы и проверочные тесты проверяются к следующему уроку биологии;
Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в журнал.
-за самостоятельные обучающи работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;
-после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа
6.2.Нормы оценок.
При оценке уровня усвоения учебного материала в устных и письменных ответах учеников следует исходить из поэлементного анализа знаний, умений и навыков, учащихся и производить расчет коэффициента усвоения материала (тематический текущий контроль), степени обученности по соответствующим методикам.
Текущему контролю подвергаются учащиеся 9 классов. Оценивание знаний и умений проводится по системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и вносится в классные журналы.
Шкала оценок - пятибалльная: 5 баллов - «отлично», 4 балла - «хорошо» и 3 балла «удовлетворительно», 2 баллов – «неудовлетворительно».
Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знании основного программного материала по учебному предмету, допустившему принципиальные ошибки при применении теоретических знаний, которые не позволяют ему продолжить обучение.
Оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, проявившему знания основного программного материала по учебному предмету в объеме, необходимом для последующего обучения.
Оценка «хорошо» ставится обучающемуся, проявившему полное знание программного материала по учебному предмету, обнаружившему стабильный характер знаний и умений и способномук их самостоятельному применению и обновлению в ходе последующего обучения и практической деятельности.
Оценка «отлично» ставится обучающемуся, проявившему всесторонние и глубокие знания программного материала по учебному предмету, обнаружившему творческие способности в понимании, изложении и практическом использовании усвоенных знаний.
Устный ответ
«5» –ученик дал полный, логически обоснованный ответ на поставленный вопрос, свободно использует биологические термины, четко отвечает на дополнительные вопросы.
«4» - хорошо знает тему, свободно использует биологические термины, при ответе допустил незначительную ошибку,
«3» –допустил 2 или более ошибки при ответе на поставленный вопрос, правильно использует биологические термины, ответил на дополнительные вопросы.
«2» – плохо знает тему, ограниченно использует биологические термины, не отвечает на дополнительные вопросы.
Письменная работа (самостоятельная работа, контрольная работа, тесты).
1). «5» – 100%
«4» – 75%
«3» – 50-70%
«2» – 50% и менее
Контрольно – измерительные материалы в рабочей программе представлены в виде тестовых заданий. Система тестовых заданий имеет разные уровни сложности. Часть А – низкий уровень («3»), часть В и С – высокий уровень («4» и «5»).
Виды заданий в КИМах:
1. Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких.
2. Задания с выбором нескольких правильных ответов.
3. Задания на сопоставление объекта с его свойствами, особенностями.
4. Задания на определение последовательности событий, явлений, процессов.
5. Задания на дополнение, вставку пропущенных терминов.
6. Задания на выявление ошибок в тексте.
7. Задания со свободным ответом.
8. Задания в рисунках
Предлагаемая система оценок исходит из возрастающей шкалы стоимости вопросов из разных заданий. Правильный ответ на задания части А – 1 балл, части В – 2 балла, части С – 3 балла. Любой уровень позволяет набирать максимальную сумму балов, которая затем переводится в оценку.
6.3.литература.
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
Дополнительная литература для учителя и учащихся:
«ГИЯ Экзамен в новой форме Биология 9 кл Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации КИМ» Сост В С Рохлов и
Др ФИПИ М Изд АСТ Астрель 2011г.
2 учебное пособие: Биология 9 класс Экзаменационные вопросы и ответы И О Ридигер М. АСТ-ПРЕСС ШКОЛА 2003 г.
3 Подготовка к олимпиадам по биологии 8-11 кл Т А Ловкова М Айрис-прес 2007 г.
4 Окружающий мир ( Особености Уральского региона) З И Тюмасева, Е В Гуськова Ч Взгляд 2005
5 Энциклопедия для детей Биология / под ред. М.Д. Аксенова. – М.Аванта +, 2001.
6 Школьный атлас- определитель высших растений В С Новиков И А Губанов М Просвещение 1901 г
7 Энциклопедия природы России «Пищевые растения», «Грибы»,
8 Занимательная биология И. И. Акимушкин М. Молодая гвардия. 1972г.
9 Готовимся к ЕГЭ Биология В. И. Сивоглазов М. Дрофа. 2004 г.
10 Энциклопедия для детей Биология / под ред. М.Д. Аксенова. – М. Аванта. +, 2001.
11 Школьный атлас- определитель птиц. В. М. Храбрый М. Просвещение. 1988
12 Мир животных И. Акимушкин. М. Мысль. 1998
13 Уроки биологии 10 класс Электронное приложение. Издательство «Планета»
«ГИЯ -2015 г Биология 9 кл» Сост. Г. И. Лернер ФИПИ М. Изд. АСТ Астрель. 2015 г.
6.4.перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.
Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2004г
2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2003г
3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009
5. Адреса сайтов в Интернете
www.som.sio.ru
единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.
www.bio.1 september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;
www.nature.ru - научные новости биологии;
www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;
www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;
www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок;
www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы, учительские находки и разработки уроков;
www.kozlenkoa.narod.ru- сайт Соросовского учителя Александра Григорьевича Козленко, посвящённый проблеме применения компьютера на уроках биологии. Этот сайт преподавателя для преподавателей, тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам с помощью Интернета;
www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.
6.5. лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета « алгебра, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Феде...
Рабочая программа учебного предмета « геометрия, 9 класс, базовый уровень».
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия 9» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:1. Фе...
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» 7 класс, базовый уровень
Рабочая программа к УМК Колягина Ю.М. Программа рассчитана на 3,5 часа в неделю; 4 часа в первом полугодии и 3 часа во втором. Программа базовая....
Рабочая программа учебного предмета «Математика» 8 класс базовый уровень на 2014 / 2015 учебный год. (Домашнее обучение )
Пояснительная запискаРабочая программа учебного курса математики для 8 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике, федерального компонента государственн...
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 7 класса (базовый уровень)...
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 6 класса (базовый уровень) 2018
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» для 8 класса (базовый уровень) по учебнику "Биология" 8 класс А.Г. Драгомилов Р.Д. Маш...
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 10 - 11 классы (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее ФГОС СОО), ...