Планктонные организмы Черного моря.
учебно-методический материал по биологии (6, 7 класс) на тему
Данная разработка представляет собой сценарий урока-практикума о планктонных организмах Черного моря. Урок построен с использованием наглядно-практического метода обучения, с применением элементов игровой деятельности и моделирования, а так же микроскопического исследования морской воды. Учащиеся 6 класса получают представление о многообразии форм планктонных организмов Черного моря, их особенностях и биологическом значении. Закрепляется умение работать с микроскопом, формируются навыки моделирования, заполнения кластеров. Школьники учатся выдвигать гипотезы, доказывать их, аргументировать, сравнивать и делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_planktonnye_organizmy_chernogo_morya.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока на основе системно-деятельностного подхода
Тема : «Планктонные организмы Черного моря».
Учитель: Новоселова Ирина Анатольевна, учитель биологии МОУ СОШ №86.
Класс: 6.
Цель урока: знакомство с планктонными организмами Черного моря путем создания моделей и микроскопического исследования черноморской воды.
Задачи:
- Охарактеризовать особенности планктонных организмов.
- Познакомить учащихся с представителями фито- и зоопланктона.
- Определить значение планктона для экосистемы Черного моря.
- Провести микроскопическое исследование черноморской воды на предмет обнаружения планктонных организмов.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, морская вода.
Формируемые УУД:
Личностные УУД:
1. Осознавать целостность мира в его многообразии.
2. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы, мотивировать свои действия.
Регулятивные УУД:
1. Определение цели, проблемы в деятельности.
2. Планирование деятельности, умение работать по плану.
3. Формулирование версий, выводов.
Коммуникативные УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества, формирование умения работать в парах и малых группах.
2.Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
Познавательные УУД:
1. Поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания.
2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; применение методов информационного поиска, умение презентовать подготовленную информацию.
3. Сравнение различных объектов.
4.Установление причинно-следственных связей, аналогий; создание моделей.
Ход урока.
1. Актуализация знаний. 5 мин. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Проверяет подготовку учащихся к уроку, наличие микроскопов, раздаточного материала. В игровой форме учитель предлагает учащимся вспомнить персонажей мультсериала "Спанч Боб", одним из которых является Планктон.(слайд 2) - Как вы представляете себе планктон? Давайте попробуем представить его и создать модель планктона из имеющихся подручных материалов (коры пробкового дерева). | Готовят рабочее место к уроку, тетради, ручки, карандаши. Учащиеся принимают участие в беседе, высказывают предположения. Создают модели планктона из пробки и опускают их в сосуд с водой. Сравнивают модели одноклассников. | |
Планируемые образовательные результаты: | ||
Предметные: формируют умение устанавливать аналогии; представляют информацию в разных формах; овладевают методами биологической науки (в данном случае – наблюдением). Метапредметные: выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; оценивают свою работу и работу своих одноклассников. Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к умениям другого человека. | ||
2. Создание проблемной ситуации. 2 мин. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
- Какое главное качество проявили наши модели планктона, плавая в воде? Наши модели обладают плавучестью, т.е. не тонут в воде. Почему? - Давайте выясним. А для этого изучим планктон на примере организмов Черного моря по фотоматериалам и попытаемся обнаружить планктонные организмы в морской воде. (слайд 3) | Учащиеся выдвигают версии: - модели планктона не тонут, - передвигаются по поверхности воды. | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные: учатся выделять отличительные признаки организмов. Метапредметные: выдвигают простейшие гипотезы. Личностные: демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. | ||
3. Целеполагание. 2 мин. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Учитель предлагает сформулировать тему урока. - Итак, тема урока: "Изучение планктонных организмов Черного моря". | Учащиеся предлагают свои варианты темы урока. Под руководством учителя записывают тему в тетрадь. | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные: обозначают пути решения проблемы. Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней. Личностные: корректируют получаемую информацию, импровизируют, организовывают свою деятельность. | ||
4. «Открытие» нового знания. 10 мин. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Учитель организует работу по слайдам. - Что же такое планктон? Это растительные и животные организмы, которые не способны противостоять течению воды. Учитель раздает заготовленные кластеры, которые будут заполняться учащимися по ходу урока. - Какими свойствами обладает планктон? Как мы уже выяснили, планктон должен хорошо держаться в воде. Почему же планктон должен обладать плавучестью? Потому что планктонные организмы не имеют органов движения или их подвижность ограничена. (слайды 4) - Размеры планктона: от нескольких мкм (диатомовые водоросли) до нескольких метров (медузы, гребневики). (слайд 5) - У многих организмов выработались приспособления, облегчающие парение в воде: уменьшающие удельную массу тела (газовые и жировые включения, насыщенность водой и студенистость тканей, истончённость и пористость скелета) и увеличивающие его удельную поверхность (сложные, часто сильно разветвленные выросты, уплощённое тело). (слайд 6) - Организмы фитопланктона — основные продуценты органического вещества в водоёмах, за счёт которого существует большинство водных животных. Все планктонные растения - одноклеточные, вокруг них плавает столько быстрых и ловких хищников - как же им удается уцелеть? - Во-первых, большинство растений планктона - подвижны: у них есть жгутики. Во-вторых, очень многие планктонные водоросли имеют внешний скелет - панцирь. В-третьих, они присутствуют в большом количестве. В составе черноморского фитопланктона - не менее 600 видов. Среди них - представители водорослей: Динофлагелляты - панцирные жгутиконосцы; бурые, зеленые, диатомовые водоросли, кремнежгутиковые; огромное количество нановодорослей, которые не видны в световой микроскоп. Многие из них обладают свойствами зеленого растения: содержат хлоропласты и способны к фотосинтезу. Другие являются гетеротрофами.(слайд 7) Зимой в прибрежном планктоне мало водорослей, но с наступлением весны - удлинением светового дня, потеплением воды - море «расцветает»: сначала - появляются самые мелкие водоросли наннопланктона, мелкие диатомеи, динофлагелляты; затем - приходит черед крупных гетеротрофных динофлагеллят, потом - их всех съедает зоопланктон. (слайд 8) Обилие фитопланктона в различных частях водоёмов зависит от количества в поверхностных слоях необходимых для него питательных веществ (соединения фосфора, азота, кремния). Эти вещества накопились в больших количествах в глубинах океана. Поэтому обильное развитие фитопланктона происходит в районах подъёма глубинных вод (например, в районе стыка тёплых вод Гольфстрима и северных холодных течений, вблизи берегов и т.д.). Поскольку фитопланктоном питаются мелкие планктонные животные, служащие пищей более крупным, районы наибольшего развития фитопланктона характеризуются и обилием зоопланктона. (слайд 8,9) Зоопланктон – это микроскопические животные или личинки животных на разных стадиях развития. Это инфузории, веслоногие рачки, Очень много в планктоне личинок ракообразных на ранних стадиях развития – науплиев. Самое маленькое многоклеточное животное – коловратка, она достигает 50 микрон в длину. При таком размере у нее есть мышцы, пищеварительная система. Самые большие организмы в микроскопическом планктоне - личинки рыб. (слайды 9,10) Многие планктонные организмы обладают способностью к свечению (Биолюминесценция). Маленькой вспышкой света они отпугивают других планктонных хищников. Гребневики - самые крупные светящиеся животные в Черном море. (слайд 11) | Принимают участие в беседе, изучают слайды, отвечают на вопросы. Учащиеся работают с карточками, на которых изображены представители фито- и зоопланктона. Заполняют кластеры. В ходе беседы отвечают на вопросы, выдвигают версии. Выдвигают версии о способности планктона избегать хищников. Изучают слайды. Знакомятся с содержанием слайдов. Сравнивают представителей зоо- и фитопланктона на слайдах. Делятся впечатлениями о своих встречах с планктонными организмами в Черном море. | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные: определяют отличительные признаки планктонных организмов. Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют ее. Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. | ||
5. Применение нового знания. 15 мин. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
- Следующий этап нашей работы - научиться различать фито- и зоопланктон (по фотоматериалам). (слайд 12) - Теперь пришло время нам обнаружить планктонные организмы в образце черноморской воды. Для этого мы воспользуемся микроскопом.(слайд 13) - Кому из вас удалось обнаружить планктонный организм? -Действительно ли планктонные организмы не имеют органов передвижения? (слайд 15) | Различают зоо- и фитопланктон. Готовят микроскоп к работе. Помещают каплю воды на предметное стекло и исследуют ее под микроскопом. Обмениваются впечатлениями об исследовании морской воды. Делают выводы. (слайд 14) Делают выводы об отсутствии специальных органов для передвижения и о необходимости «парить» в толще воды. | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные: определяют отличительные признаки планктонных организмов, определяют принадлежность организма к зоо- или фитопланктону; формируют умение работать с микроскопом; закрепляют знания об общих чертах приспособленности живых организмов к определённым условиям среды обитания. Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют ее. Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. | ||
6. Рефлексия. 4 мин. | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
На основании полученной информации и практической работы предлагает учащимся сделать выводы о приспособленности планктона к условиям обитания и значении для биоценоза Черного моря.(слайд 16,17) | Делают выводы о приспособленности организмов к обитанию в определенных условиях. (слайд 18) Определяют практическое значение планктона для биоценозов. | |
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные: определяют отличительные признаки планктонных организмов; делают выводы о значении планктона для биоценозов в целом. Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют ее. Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. | ||
7. Домашнее задание. 2 мин. | ||
В качестве домашнего задания учитель предлагает учащимся провести простейшие исследования планктонных организмов, обитающих в реке Западный Дагомыс. Для этого следует аккуратно набрать речной воды в прибрежной части реки (лучше с участием взрослых, например, родителей) и рассмотреть ее визуально (можно с помощью лупы) на предмет обнаружения планктонных организмов. (слайд 19) | ||
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные: конкретизируют и обобщают информацию о планктоне; используют метод изучения природы - наблюдение. Метапредметные: работают с информацией и преобразуют ее. Личностные: ответственно относятся к выполнению учебных задач; осознают целостность мира и многообразие живых организмов в нем. |
(слайд 20)
Список литературы для учителя:
- Вершинин А. «Жизнь Черного моря»/ М.: «Макцентр. Издательство», 2003.
- "Шкатулка Черного моря", комплект методических материалов (проект ПРООН «Каждая капля имеет значение») / М.: «РА ИЛЬФ», 2012.
- http://blacksea-education.ru.
Список литературы для учащихся:
- Вершинин А. «Жизнь Черного моря»/ М.: «Макцентр.Издательство», 2003.
- Вербицкий В.Б. Подзеркалье, или Таинственный мир водоема / М.:Дрофа, 2002.
- Спилсбери Л. Все живое из яйца. Жизненный цикл рыб / Пер. А.Шубин - М.: Мнемозина, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"
Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....
Тест для 5 класса Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей
Тест для проверки домашнего задания "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" - "Знатоки органического мира Черного моря"
Интеллектуальная игра разработана на основе материалов Шкатулки Черного моря, расчитана на учащихся 5-7 классов....
Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря
Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...
Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря
Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...
Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"
Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...