Планктонные организмы Черного моря.
учебно-методический материал по биологии (6, 7 класс) на тему

Новоселова Ирина Анатольевна

Данная разработка представляет собой сценарий  урока-практикума  о планктонных организмах Черного моря. Урок построен с использованием наглядно-практического метода обучения, с применением элементов игровой деятельности  и  моделирования, а так же  микроскопического исследования морской воды. Учащиеся 6 класса получают представление о многообразии форм планктонных организмов Черного моря, их особенностях и биологическом значении. Закрепляется  умение работать с микроскопом, формируются навыки моделирования, заполнения кластеров. Школьники учатся выдвигать гипотезы, доказывать их, аргументировать, сравнивать и делать выводы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_planktonnye_organizmy_chernogo_morya.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока на основе системно-деятельностного подхода

Тема : «Планктонные организмы Черного моря».

Учитель: Новоселова Ирина Анатольевна, учитель биологии МОУ СОШ №86.

Класс:  6.

Цель урока: знакомство с планктонными организмами Черного моря путем создания моделей и микроскопического исследования черноморской воды.

Задачи:

  1. Охарактеризовать  особенности планктонных организмов.
  2. Познакомить учащихся с представителями фито- и зоопланктона.
  3. Определить значение планктона для экосистемы Черного моря.
  4. Провести микроскопическое исследование черноморской воды на предмет обнаружения планктонных организмов.

Оборудование:   микроскопы, предметные и покровные стекла, пипетки, морская вода.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

1. Осознавать целостность мира в его многообразии.

2. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы, мотивировать свои действия.

Регулятивные УУД:

1. Определение цели, проблемы в деятельности.

2. Планирование деятельности, умение работать по плану.

3. Формулирование версий, выводов.

Коммуникативные УУД:

1. Планирование учебного сотрудничества, формирование умения работать в парах и малых группах.

2.Умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи.                

Познавательные УУД:

1. Поиск и выделение необходимой информации;  умение структурировать знания.

2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  применение методов информационного поиска, умение презентовать подготовленную информацию.

3. Сравнение различных объектов.

4.Установление причинно-следственных связей, аналогий; создание моделей.

Ход урока.

1. Актуализация знаний.  5 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверяет подготовку учащихся  к уроку, наличие микроскопов, раздаточного материала.

В игровой форме  учитель предлагает учащимся вспомнить  персонажей мультсериала  "Спанч Боб", одним из которых является Планктон.(слайд 2)

- Как вы представляете себе планктон?  Давайте попробуем представить его и  создать модель планктона из имеющихся подручных материалов (коры пробкового дерева).

Готовят  рабочее место к уроку,  тетради, ручки, карандаши.

Учащиеся принимают участие в беседе, высказывают предположения.

Создают  модели  планктона из пробки и опускают их в сосуд с водой.

Сравнивают модели одноклассников.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: формируют умение устанавливать аналогии; представляют информацию в разных формах;  овладевают методами биологической науки (в данном случае – наблюдением).

Метапредметные: выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к умениям другого человека.

2.  Создание проблемной ситуации. 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-  Какое главное качество проявили наши модели планктона, плавая в воде?

Наши модели обладают плавучестью, т.е. не тонут в воде. Почему?

- Давайте  выясним. А для этого изучим планктон на примере организмов Черного моря по фотоматериалам и попытаемся обнаружить планктонные организмы в морской воде. (слайд 3)

Учащиеся выдвигают версии:

- модели планктона не тонут,

- передвигаются  по поверхности воды.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: учатся выделять  отличительные признаки организмов.

Метапредметные: выдвигают простейшие гипотезы.

Личностные: демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

3.  Целеполагание. 2 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

- Итак, тема урока: "Изучение планктонных организмов Черного моря".

Учащиеся  предлагают свои варианты темы урока.

Под руководством учителя записывают тему в тетрадь.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обозначают пути решения проблемы.

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней.

Личностные:  корректируют получаемую информацию,  импровизируют, организовывают свою деятельность.

4. «Открытие» нового знания. 10 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель организует работу по слайдам.

- Что же такое планктон? Это растительные и животные  организмы, которые не способны  противостоять течению воды.

Учитель раздает заготовленные кластеры, которые будут заполняться учащимися по ходу урока.

- Какими свойствами обладает планктон? Как мы уже выяснили, планктон должен хорошо держаться в воде.

Почему же планктон  должен обладать плавучестью?  Потому что планктонные организмы не имеют органов движения или их подвижность ограничена.

(слайды 4)

-  Размеры планктона: от нескольких мкм (диатомовые водоросли) до нескольких метров (медузы, гребневики). (слайд 5)

-   У многих организмов  выработались приспособления, облегчающие парение в воде: уменьшающие удельную массу тела (газовые и жировые включения, насыщенность водой и студенистость тканей, истончённость и пористость скелета) и увеличивающие его удельную поверхность (сложные, часто сильно разветвленные выросты, уплощённое тело). (слайд 6)

- Организмы фитопланктона — основные продуценты органического вещества в водоёмах, за счёт которого существует большинство водных животных.

Все планктонные растения - одноклеточные, вокруг них плавает столько быстрых и ловких хищников - как же им удается уцелеть?

-    Во-первых, большинство растений планктона - подвижны: у них есть жгутики. Во-вторых, очень многие планктонные водоросли имеют внешний скелет - панцирь. В-третьих, они присутствуют в большом количестве.

          В составе черноморского фитопланктона - не менее 600 видов. Среди них - представители водорослей:

Динофлагелляты - панцирные жгутиконосцы; бурые, зеленые, диатомовые водоросли, кремнежгутиковые; огромное количество нановодорослей, которые не видны в световой микроскоп. Многие из них  обладают свойствами зеленого растения: содержат хлоропласты и способны к фотосинтезу. Другие являются гетеротрофами.(слайд 7)

         Зимой в прибрежном планктоне мало водорослей, но с наступлением весны - удлинением светового дня, потеплением воды - море «расцветает»: сначала - появляются самые мелкие водоросли наннопланктона, мелкие диатомеи, динофлагелляты; затем  - приходит черед крупных гетеротрофных динофлагеллят, потом - их всех съедает зоопланктон. (слайд 8)

        Обилие фитопланктона в различных частях водоёмов зависит от количества в поверхностных слоях необходимых для него питательных веществ                       (соединения фосфора, азота, кремния). Эти  вещества накопились в больших количествах в  глубинах океана. Поэтому обильное развитие фитопланктона происходит в районах подъёма глубинных вод (например, в районе стыка тёплых вод Гольфстрима и северных холодных течений, вблизи берегов и т.д.). Поскольку фитопланктоном питаются мелкие планктонные животные, служащие пищей более крупным, районы наибольшего развития фитопланктона характеризуются и обилием зоопланктона. (слайд 8,9)

          Зоопланктон – это микроскопические животные или личинки животных на разных стадиях развития. Это инфузории, веслоногие рачки, Очень много в планктоне личинок ракообразных на ранних стадиях развития – науплиев. Самое маленькое многоклеточное животное – коловратка,  она достигает 50 микрон в длину. При таком размере у нее есть мышцы, пищеварительная система. Самые большие организмы в микроскопическом планктоне - личинки рыб. (слайды 9,10)

          Многие планктонные организмы обладают способностью к свечению (Биолюминесценция). Маленькой вспышкой света они отпугивают других планктонных хищников. Гребневики - самые крупные светящиеся животные в Черном море. (слайд 11)

Принимают участие в беседе, изучают слайды, отвечают на вопросы.

Учащиеся работают с карточками, на которых изображены представители фито- и зоопланктона.

Заполняют кластеры.

В ходе беседы отвечают на вопросы,  выдвигают версии.

Выдвигают версии о способности планктона избегать хищников.

Изучают слайды.

Знакомятся с содержанием слайдов.

Сравнивают представителей зоо- и фитопланктона на слайдах.

Делятся  впечатлениями о своих встречах с планктонными организмами в Черном море.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: определяют  отличительные признаки планктонных организмов.

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют  ее.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

5. Применение  нового знания. 15 мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

-  Следующий этап нашей работы - научиться различать фито- и зоопланктон (по фотоматериалам). (слайд 12)

- Теперь пришло время нам обнаружить планктонные организмы в образце черноморской  воды. Для этого мы воспользуемся микроскопом.(слайд 13)

- Кому из вас удалось обнаружить планктонный организм?

-Действительно ли планктонные организмы не имеют органов передвижения?  (слайд 15)

Различают зоо- и  фитопланктон.

Готовят микроскоп к работе. Помещают каплю воды на предметное стекло и исследуют ее под микроскопом.

Обмениваются впечатлениями об исследовании морской воды.  Делают выводы. (слайд 14)

Делают выводы об отсутствии  специальных органов для передвижения и о необходимости  «парить» в толще воды.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: определяют  отличительные признаки планктонных организмов, определяют принадлежность организма к зоо- или фитопланктону; формируют умение работать с микроскопом; закрепляют знания об общих  чертах приспособленности живых организмов к определённым условиям среды обитания.

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют  ее.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

6. Рефлексия. 4  мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

На основании полученной информации и практической работы предлагает учащимся сделать выводы о приспособленности планктона к условиям обитания и значении для биоценоза Черного моря.(слайд 16,17)

Делают выводы о приспособленности организмов к обитанию в определенных условиях. (слайд 18)

Определяют практическое значение планктона для биоценозов.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: определяют  отличительные признаки планктонных организмов; делают выводы  о  значении планктона для биоценозов в целом.

Метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней; выдвигают простейшие гипотезы; выделяют главное, существенные признаки; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их; работают с информацией и преобразуют  ее.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

7. Домашнее задание. 2 мин.

В  качестве домашнего задания учитель предлагает   учащимся провести простейшие исследования планктонных организмов, обитающих в реке Западный Дагомыс. Для этого следует аккуратно набрать речной воды  в прибрежной части реки (лучше с участием взрослых, например, родителей) и  рассмотреть  ее  визуально (можно с помощью лупы) на предмет обнаружения  планктонных организмов. (слайд 19)

Планируемые образовательные результаты

Предметные: конкретизируют и обобщают информацию  о планктоне; используют метод изучения природы - наблюдение.

Метапредметные: работают с информацией и преобразуют  ее.

Личностные:  ответственно относятся  к выполнению учебных задач; осознают целостность мира и многообразие живых организмов в нем.

(слайд 20)

Список литературы для учителя:

  1. Вершинин А. «Жизнь Черного моря»/ М.: «Макцентр. Издательство», 2003.
  2. "Шкатулка Черного моря", комплект методических материалов (проект ПРООН «Каждая  капля имеет значение») / М.: «РА ИЛЬФ», 2012.        
  3. http://blacksea-education.ru.

Список литературы для  учащихся:        

  1. Вершинин А. «Жизнь Черного моря»/ М.: «Макцентр.Издательство», 2003.
  2. Вербицкий В.Б. Подзеркалье, или Таинственный мир водоема / М.:Дрофа, 2002.
  3. Спилсбери Л. Все живое из яйца. Жизненный цикл рыб / Пер. А.Шубин - М.: Мнемозина, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - презентация "Экологические проблемы Черного моря и пути их решения"

Интегрированный урок - презентация (история - английский язык) с применением новых текстовых стратегий....

Тест для 5 класса Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Тест для проверки домашнего задания "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" - "Знатоки органического мира Черного моря"

Интеллектуальная игра разработана на основе материалов Шкатулки Черного моря, расчитана на учащихся 5-7 классов....

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"

Урок истории в 5 классе "Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей"...