Химический состав растительной клетки
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Данный урок познакомит учащихся с веществами, из которых состоит растение, даст элементарное представление об органических и неорганических веществах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Таблично-графическая схема урока «Химический состав клетки»

Содержание компетенции

Уровни владения целостной компетентностью

Универсальные учебные действия

Педагогические средства

Информационно методическое обеспечение

Ключевые понятия

Органические вещества

Неорганические вещества

Объект

Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Сухое вещество. Органические вещества: белки, жиры, углеводы.

Факт

Значение веществ.

Воспроизведение и описание

Приводить примеры содержания в растениях белков, жиров и углеводов

Познавательные УУД:

- подведение под понятие, выведение следствий;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- структурирование знаний.

Демонстрация слайда «Органические вещества»

Слайд «Органические вещества»

Проектор

Интеллектуальный уровень

Выделять элементы содержания понятия «Вещества растений»

Познавательные УУД:

- моделирование-преобразование объекта из чувствительной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.

Демонстрация слайда «Вещества растений».

Комментирование опорного конспекта по составлению структурной схемы.

Слайд «Вещества растений»

Проектор.

Опорный конспект для составления структурной схемы.

Сравнить

Ключевые понятия «неорганические вещества» и «органические вещества» по содержанию их определений, выделяя сходства и различия.

Познавательные УУД:

- подведение под понятие, выведение следствий;

- анализ объекта с целью выделения признаков;

- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Работа с текстом учебника.

Составление таблицы.

Сравнительная характеристика органических и неорганических веществ.

Критерии для сравнивания.

Определить

Наличие жиров в семенах;

Крахмала в клубнях картофеля.

Регулятивные УУД:

- планирование-составление плана и последовательности действий;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- оценка результатов работы.

Выполнение лабораторной работы «Определение состава семян растений, клубня картофеля»

Семена подсолнечника, кусочек клубня картофеля.

Листок для выполнения работы.

Лист белой бумаги.

Карандаш.

Йод.


Схема конспекта урока

Педагог: Кашлева Тамара Александровна

Предмет: Биология, класс 6

Тема урока: «Химический состав клетки»

Этапы урока

Содержание этапа

  1. Организационный момент, включающий:

- постановку цели, которая должна быть достигнута на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной);

- определение целей и задач, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока;

- описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).

Цель урока: ознакомление учащихся с веществами, из которых состоит растение.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с веществами, из которых состоит растение, дать элементарное представление об органических и неорганических веществах.

Развивающая: развитие познавательного интереса к предмету и навыков самооценки знаний, развивать умение правильно оформлять результаты лабораторной работы.

Воспитательная: развитие навыков, необходимых при организации самостоятельной деятельности обучающихся на уроке.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: гербарные экземпляры и комнатные растения, плоды растений подсолнечника, пшеницы, фасоли, лука, марля, йод, стакан с водой, картофель.

Приветствие классу.

Цель учителя: обеспечить психологическую подготовку учащихся к общению на уроке.

Цель учащихся: подготовиться к работе на уроке.

  1.  Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

- определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

- определение целей и задач, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока;

- описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

- описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

- определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

- описание методов мотивирования (стимулирования учебной активности учащихся) в ходе опроса;

- описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.

Цель учителя: выявить уровень знаний по пройденному материалу.

Цель учащихся: устранить проблемы в знаниях в ходе опроса. Оптимальное сочетание контроля учителем и самоконтроля учащихся.

Задание 1: (на доске): нарисуйте на доске клетку и подпишите ее части.

Задание 2: использование информационных возможностей – через проектор на экран.

  1. Оболочка
  2. Ядро
  3. Цитоплазма
  4. Вакуоль
  5. Пластиды:

а) хлоропласты

б) лейкопласты

а) Улавливают энергию солнечных лучей и образуют органические вещества в виде сахаров.

б) Обеспечивают протекание различных биохимических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность клетки.

в) В них откладываются про запас питательные вещества (крахмал, масла и белок)

г) Резервуар, в котором содержится клеточный сок, накапливаются питательные вещества и не нужные клетке продукты жизнедеятельности.

д) Придает клетке форму и защищает ее содержимое.

е) Хранит наследственную информацию.

Самопроверка в парах. Проверочный слайд.

Ученики оценивают себя (если все верно – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3»

Фронтальный опрос:

- с помощью каких приборов возможно изучение клетки?

- что такое клетка?

- чем отличаются клетки растений?

- что общего в строении растительных клеток (опрос задания №1)

- какие функции выполняют соответствующие части клетки? (ответ по заданию №2)

  1. Изучение нового учебного материала

Данный этап предлагает:

- постановку конкретной учебной цели  перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

- изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть усвоен учащимися;

- описание форм и методов изложения нового учебного материала;

- описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенности класса;

- описание критериев и интереса учащихся.

Тема урока (слайд 2)

Мотивация учебной деятельности: Что представляют собой запасные питательные вещества? То есть из каких веществ состоит растение?

На следующем уроке мы и попытаемся ответить на этот вопрос.

Цель учителя: организовать познавательную деятельность на уроке для выявления содержания ключевых понятий на уровне первичного знакомства с химическим составом клетки, организовать работу с текстом учебника для поиска учебной информации с целью решения учебной задачи.

Цель ученика: определять содержание ключевого понятия «Химический состав клетки», совершенствовать навыки поиска учебной информации из текста учебника, описывать результаты лабораторных работ.

Учитель организует беседу по вопросам:

- Что будет со срезанной зеленой травой, если ее оставить на солнце или положить в сухое теплое место?

(Она высохнет и станет сеном)

- Можно ли высушить корни, цветы и плоды?

(Да, например, сухофрукты – кусочки сухих яблок, груш, абрикосов (урюк), изюма (сушенный виноград).

-Что происходит с частями растений, когда они высыхают?

Учитель:

-Они теряют воду, которая была в их составе и необходима им для жизни. После её удаления остается сухое вещество. По результатам опытов, проведенных учеными, в листьях салата 90% воды, в листьях клевера 75-85% воды, в плодах дикой яблони 70-80% воды. Остальные 25% или  10% - это сухое вещество растения.

Демонстрация слайда.

Вещества растений

              Вода 75-90%                 Сухое вещество 10-25%

- Какие две группы веществ различают в природе?

(органические и неорганические)

Учитель организует работу с текстом учебника, учащиеся самостоятельно составляют таблицу.

Сравнительная характеристика органических и неорганических веществ.

Органические вещества

1. Образуются в телах живых организмов.

2. Легко обугливаются.

3. Органических веществ больше.

Неорганические вещества

1. Вещества не живой природы.

2. При зажигании на воздухе не горят, например поваренная соль.

3. Неорганических веществ меньше.

Демонстрационный опыт: Сжигание семян пшеницы в пробирке.

Этот опыт показывает, какие вещества входят в состав семян. Учитель подогревает пробирку с семенами на слабом огне, показывает учащимся капельки воды (она наблюдается на стенках пробирки). Нагревает пробирку до тех пор, пока не произойдёт обугливание семян.

Учитель обращается к учащимся с вопросом, что показывает этот опыт  с обугливанием семян. Учащиеся правильно понимают проводимый опыт (обуглтвание семян свидетельствует о наличии в них сгорающих органических веществ). Учитель сжигает семена до золы. Показав учащимся зольный остаток, объясняет, что это не сгоревшие минеральные вещества.

Вывод: сухое вещество растений состоит из органических и неорганических (минеральных) веществ: вода и зола.

-Какие органические вещества есть в клетках растений?                                                 (белки, жиры, углеводы).

Демонстрация слайда

Органические вещества

Белки Жиры Углеводы

- Где они будут накапливаться?

(Плоды ,семена, корни, стебли)

Самостоятельная работа учеников с текстом учебника.

 Поиск информации о белках, жирах и углеводах, встречающихся в растениях.      

                                                                   

       

 Учитель оценивает ответы учащихся.

Демонстрация слайда

Углеводы растений

   Сахар                             Крахмал                    Клетчатка

   Корень моркови           Клубни картофеля   Льняное толокно

   Сахарная свекла           Семена хлебных      Хлопок

   Арбуз,дыня,виноград  злаков

Выполнение лабораторной работы

«Определение состава семян растений, клубня картофеля»

Цель лабораторной работы: распознавание крахмала, содержащегося в клубнях картофеля и жиров в семенах подсолнечника.

Учащиеся делают выводы: крахмал распознается йодом (йод синеет), семена подсолнечника содержат жиры, которые заметны на бумаге.

  1. Закреплению учебного материала предполагающее:

- постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе уроке);

- определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

- описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог;

- описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала.

Цель учителя: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, обеспечить закрепление знаний.

Цель учащихся: закрепить содержание ключевого понятия «Химический состав клетки»

Тестирование (индивидуальная работа учащихся)

К органическим веществам относятся:

а) белки, вода, зола, крахмал

б) белки, жиры, углеводы

в) белки, жиры

г) белки, жиры, вода.

Льняное масло:

а) используется в пищевой промышленности

б) для изготовления лаков, олифы

в) в парфюмерии

г) верно а, б

Крахмалисты плода:

а) томата

б) арбуза

в) банана

г) тыквы

Самооценка. Проверочный слайд.

Рефлексия.

Закройте на минут глаза, расслабьтесь, сядьте поудобнее и обдумайте то, что вы делали на уроке. А теперь выполните тест. Листочки не подписывайте. Если согласны с утверждением, то ставьте около него «+».

  1. Я узнал(а) много нового
  2. Мне это пригодится в жизни
  3. На уроке было над чем подумать
  4. На уроке я поработал(а) добросовестно
  5. Мне было интересно

Поднимите руки те, кто поставил 5«+»,4«+»,3«+» (это оценка за урок учителю)

  1. Задание на дом, включающее:

- постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

- определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

- определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Цель учителя: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Цель учащихся: самостоятельно отработать полученные навыки и умения по теме «Химический состав клетки».

Дома провести опыт: промыть муку, насыпанную на марлю в воде (налитой в стакан), затем развернуть марлю. Вы увидите растительный белок – клейковину; капните в стакан каплю йода. Что произойдет с раствором и почему?

Выучить §8, повторить §7.



Предварительный просмотр:

Тема:

Химический состав

растительной клетки

6 класс

Кашлева Тамара Александровна

Частное общеобразовательное учреждение

Школа-интернат №7

среднего общего образования

  ОАО «РЖД»

г. Волгограда

учитель биологии,

высшая категория,

педагогический стаж – 35 лет

Программа И.Н. Пономарева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Химический состав клетки"

тест для класса 9 по теме "Химический состав клетки"...

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" 10 класс

Интегрированный урок по теме "Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке" составлен для учащихся 10 класса (базовый уровень - 1 час в неделю) по программе В.В.Пасечника....

Тест по теме: "Химический состав. Строение клетки", 5 класс

Тест для 5 кл. составлен на 2 варианта, состоит из 3 частей. УМК "Линия жизни", В.В. Пасечник. Можно использовать для обобщения материала по разделу или использовать, как дидактический материал,распеч...

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Тест. 5 класс.Органоиды клетки. Химический состав клетки.Вариант 1.1. Наследственная информация содержится в:1) цитоплазме 2) ядре 3) вакуоли 4) клеточной мембране2. Клеточная стенка – составная...

Органоиды клетки. Химический состав клетки.

Органоиды клетки. Химический состав клетки. Использовать в качестве проверки знаний. актуализации знаний. Дя подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по биологии....