Тест по теме "Строение и значение нервной системы"
тест по биологии (8 класс) на тему
Тест рекомендуется для итоговой проверки знаний обучающихся 8 класса по данной теме. Содержит несколько вариантов. Имеютя ответы для самопроверки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_.stroenie_i_znachenie_nervnoy_sistemy.docx | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Строение и значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга
Вариант 1
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Основу мышления и речи составляет работа:
A. Дыхательной системы
Б. Нервной системы
B. Кровеносной системы
2. К генерации нервных импульсов способны:
А. Лимфоциты
Б. Эритроциты
В. Нейроны
3. Белое вещество мозга образовано:
А. Аксонами
Б. Дендритами
В. Телами нейронов
4. Импульсы от тела нейронов проходят по:
A. Аксонам
Б. Дендритам
B. Рецепторным окончаниям
5. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в:
А. Головном мозге
Б. Рецепторах
В. Спинном мозге
6. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются:
A. Чувствительные
Б. Вставочные
B. Двигательные
7. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется:
А. Нервные узлы
Б. Нервы
В. Рецепторы
8. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется:
А. Автономная
Б. Соматическая
В. Центральная
9. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется:
А. Вегетативная
Б. Соматическая
В. Центральная
10. Мигание, чихание, кашель – это примеры:
A. Условных рефлексов
Б. Приобретенных рефлексов
B. Безусловных рефлексов
11. Нейроны, которые расположены в пределах ЦНС, и участвуют в осуществлении рефлекса, называются:
A. Чувствительные
Б. Вставочные
B. Эффекторные
12. Длина спинного мозга в среднем составляет:
А. 40 см
Б. 45 см
В. 50 см
13. В центральной части спинного мозга расположено:
A. Серое вещество
Б. Белое вещество
B. Нервные волокна
14. Количество спинномозговых нервов составляет:
А. 21 пара
Б. 40 пар
В. 31 пара
Вариант 2
14. От спинного мозга отходит... пара спинномозговых нервов.
15. В спинном мозге находятся центры многих..., он также передает импульсы от органов к... мозгу и обратно, то есть выполняет... функцию.
Вариант 3
Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.
1. В чем значение нервной системы?
2. Каковы особенности строения нейронов?
3. На какие функциональные группы можно разделить нейроны?
4. Как осуществляется взаимосвязь между нейронами?
5. Представьте известную вам классификацию отделов нервной системы.
6. Что такое рефлекс? Виды рефлексов. Значение рефлексов.
7. В чем сущность нервно-гуморальной регуляции?
8. Как устроен спинной мозг?
9. Какие важные функции выполняет спинной мозг?
Вариант 4
Задание. Дайте полный развернутый ответ.
1. Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попадающий в его руки. В чем значение этого рефлекса? Что с ним происходит в дальнейшем?
2. Некоторые люди с повреждениями спинного мозга при параличе туловища и конечностей сохраняют жизнеспособность и умственную активность. Как вы это можете объяснить?
3. Скорость проведения возбуждения по нервным волокнам резко возрастает от рыб к млекопитающим и человеку. Какое это имеет значение?
4. Классифицируйте приведенные примеры рефлексов.
A. Ребенок при виде бутылочки с молоком чмокает губами.
Б. Внезапно зазвонил телефон, и вы протягиваете руку.
B. Моментальное отдергивание руки от горячей сковороды.
Г. Если человек выходит из темноты на яркий свет, он зажмуривается.
Д. При попадании лимона в рот выделяется слюна.
Е. В случае резкого запаха человек чихает.
Ж. Чтобы узнать, сколько времени, вы смотрите наруку, даже если забыли часы дома.
5. На приеме у невропатолога врач постукивает молоточком по колену пациента. Для чего он это делает?
6. На праздник вы надели новое платье (костюм), но вечер был испорчен неприятным событием, надевать в следующий раз этот наряд было очень тяжело, и вскоре вы убрали его подальше. В чем причина этой ситуации?
Ответы.
Строение и значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга
Вариант 1
1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – А; 5 – Б; 6 – В; 7 – А; 8 – Б; 9 – А; 10 – В; 11 – Б; 12 – Б; 13 – А; 14 – В.
Вариант 2
1. Нейроны, отростков, импульсы. 2. Дендриты, серое, аксоны, белое. 3. Рецепторы, раздражители, нервные. 4. Синапсы. 5. Головной, центральную, узлы, периферическую. 6. Нейронов, нервы, нервные узлы. 7. Соматическую, внутренних, автономную (вегетативную). 8. Внешней, внутреннего, рефлекс. 9. Врожденными, безусловными, условными. 10. Рефлекторная дуга, рецептора, вставочного, исполнительного (эффекторного). 11. 45 см, позвоночном, оболочками. 12. Бабочки, центральный, спинномозговой. 13. Волокна, спинного, головного. 14. 31. 15. Рефлексов, головному, проводниковую.
Вариант 3
1. Координация работы всех систем органов, взаимодействие организма с внешней средой, обеспечение психических процессов – мышления, речи, поведения.
2. Нейроны состоят из тела и отростков: коротких, ветвящихся, проводящих импульсы к телу нейрона – дендритов, образующих серое вещество мозга, и аксонов – длинных, неветвящихся, проводящих импульсы от тела нейронов и образующих белое вещество мозга.
3. Чувствительные (аффекторные) нейроны проводят импульсы от рецепторов в ЦНС, их тела расположены за пределами головного и спинного мозга в нервных узлах (ганглиях). Вставочные (промежуточные) нейроны расположены в ЦНС и передают импульсы от чувствительных нейронов к исполнительным. Исполнительные (эффекторные) нейроны передают импульсы от ЦНС к рабочим органам, их тела лежат в пределах ЦНС.
4. В местах контакта мембран окончаний нейронов образуются соединения – синапсы, взаимодействие клеток осуществляется с помощью передачи биологически активных веществ – нейромедиаторов, изменяющих активность мембран нейронов и передающих сигнал.
5. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом, периферическая – нервами, нервными узлами и окончаниями. Нервную систему можно разделить на соматическую, управляющую работой мышц и подчиняющуюся сознанию человека, и автономную, или вегетативную, управляющую внутренними органами независимо от воли человека.
6. Рефлекс – ответная реакция организма на внешние и внутренние раздражители, осуществляемая и контролируемая ЦНС. Рефлексы бывают безусловными (врожденными), передающимися по наследству для обеспечения жизнедеятельности организма (глотание, мигание, чихание, кашель, слюноотделение и т. д.), и условными, приобретенными в течение жизни, позволяющие организму адекватно реагировать на любые изменения среды и приспосабливаться.
7. Нервные импульсы регулируют выделение гормонов железами внут
ренней секреции, а гормоны влияют на восприимчивость рецепторов и работу ЦНС. Управление функциями систем органов осуществляется нервной системой и эндокринной.
8. Спинной мозг представляет собой тяж длиной 45 см, расположенный в позвоночном канале, начиная от основания черепа до второго поясничного позвонка, защищен оболочками. В центре мозга находится серое вещество в виде бабочки и центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. Снаружи расположено белое вещество, содержащее нервные волокна и нервы. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.
9. Функция рефлекторная, это центр рефлексов, обеспечивающий работу дыхательной системы, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, сокращение скелетных мышц туловища и конечностей. Функция проводниковая. Через спинной мозг проходят импульсы, соединяющие головной мозг со всеми клетками тела в прямом и обратном направлении.
Вариант 4
1. Ученые считают это отголоском наших животных предков (у современных приматов детеныши передвигаются вместе с матерью, цепляясь за ее шерсть). У новорожденного это защитный рефлекс, который с возрастом угасает.
2. Контролирующим органом нервной системы является головной мозг, где расположены высшие центры регуляции деятельности всех систем органов, поэтому повреждение спинного мозга не во всех случаях является смертельным.
3. Максимальная скорость проведения нервных импульсов позволяет организму быстрее реагировать на внешние и внутренние раздражители и, следовательно, лучше адаптироваться, адекватно строить свое поведение.
4. Условные рефлексы: А, Б, Ж. Безусловные рефлексы: В, Г, Д, Е.
5. Для выяснения наличия и нормальной выраженности коленного рефлекса. Это необходимо для диагностики уровня рефлекторной деятельности пациента и выяснения состояния работы его нервной системы.
6. Платье послужило условным раздражителем, подкрепленным безусловным – негативным эмоциональным состоянием; возник условный рефлекс на внешний вид этого раздражителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Строение и значение нервной системы человека
раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....
Строение и значение нервной системы
эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Н...
Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция.
Разработка урока по теме "Строение и значение нервной системы. Нервная регуляция", знакомит учащихся со строением и классификацией нервной системы, определяет взаимосвязь нервной системы и работой вну...
тест по биологии 8 класс "Нервная система"
тест по биологии 8 класс "Нервная система"...
Урок биологии 8 класс: "Строение и значение нервной системы"
Цели урока:1) Продолжить формирование знаний о строении и функциях систем органов человека, обучать самостоятельным методам учебной деятельности с применением ресурсов Интернет.2) Развивать твор...
Строение и значение нервной системы
Цели урока: 1. Способствовать пониманию знаний о строении и функциях нервной системы, нервных клеток.2.Развивающая: продолжить обучение умениям находить сведения в тексте учебника, рас...
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы»
Технологическая карта урока «Строение и значение нервной системы» составлена по учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина....