Викторина «В мире биологии»
методическая разработка по биологии (9 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия по биологии для студентов 9 класса (1 курса СПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnekl.meropriyatie-viktorina_po_biologii.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего | |
Разработка
внеклассного мероприятия
Викторина «В мире биологии»
2015 год
Утверждено
на заседании ЦМК ОГСЭ и МОЕНД
Протокол № 8 от « 7 » мая 2015 г.
Составитель:
Растопчина Н.Л., преподаватель биологии первой квалификационной категории ГБОУ СПО «Челябинский базовый медицинский колледж»
Пояснительная записка
Не секрет, что биологическая наука является одной из интереснейших, потому как объединяет в себе знания об окружающей нас природе. Эти знания помогают человеку ориентироваться в окружающем мире, эффективно применять их на практике при изучении биологических процессов и явлений.
Данное внеклассное мероприятие-викторина «В мире биологии» проводится среди студентов нового набора разных отделений и направлено на расширение кругозора и формирование познавательной активности у студентов.
В викторине принимают участие студенты разных групп 1 курса, объединенные в команды.
Викторина рассчитана на 2 команды. Задания викторины построены по принципу вопросов, которые задаются поочередно каждой из команд. Если какая-либо команда затрудняется с ответом, то ответ передается следующей команде.
За правильный ответ каждая команда получает определенное количество баллов. После каждого конкурса подсчитываются баллы. Затем эти баллы суммируются, и выявляется победитель.
На примере данной викторины мы реализуем следующие ОК:
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Цели мероприятия:
- Дидактические:
- познакомить студентов с заданиями разного уровня;
- способствовать применению полученных знаний по биологии на практике
2. Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей студентов;
- способствовать умению быстро анализировать информацию;
- способствовать развитию внимания, памяти, воображения;
- поощрять стремления студентов к самовыражению, к творчеству;
- способствовать развитию умений работать в команде
- Воспитательные:
- способствовать сплочению коллектива через включение студентов в совместную подготовку к мероприятию
Тип мероприятия: викторина
Место проведения: учебная аудитория
Участники : студенты 1- 2 курсов
Оборудование
- проектор,
- ноутбук
- презентация;
- фломастеры, сигнальные карточки, песочные часы, ватман, листы бумаги;
Ход викторины
Конкурс №1
«Знаешь ли ты учёных?..»
Правила:
Вопросы задаются поочередно каждой команде.
За правильный ответ – 2 балла
1 команда
1 вопрос:
- этот ученый главный труд своей жизни назвал иронически «Чертовым евангелием»;
- в качестве натуралиста он совершил кругосветное путешествие на корабле «Бигль»…
Ответ:
Чарльз Дарвин
1 команда
2 вопрос:
- этот ученый – основатель эмбриологии, открыл яйцеклетку у млекопитающих;
- но не все знают, что он также научил приготовлять и ввел в народное употребление каспийскую селедку…
Ответ:
Карл Бэр
2 команда
1 вопрос:
- дед этого выдающегося ученого был крепостным крестьянином, а отец директором мануфактуры;
- он установил основные центры происхождения культурных растений…
Ответ:
Николай Иванович Вавилов
2 команда
2 вопрос:
- этот французский естествоиспытатель создал первую целостную эволюционную теорию и впервые разделил животных на позвоночных и беспозвоночных;
- он же ввёл в науку термин «биология»…
Ответ:
Жан Батист Ламарк
После каждого конкурса – подсчет результатов.
Конкурс №2
«Живая природа...»
Правила:
Вопросы задаются поочередно каждой команде.
За правильный ответ – 2 балла
1 команда
1. Известно, что у человека кровь красного цвета.
Вопрос: почему аристократов раньше называли людьми с «голубой» кровью?
Ответ: Так говорили в Испании о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров) вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь
2 команда
1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло мир. Со вторым же его открытием люди борются до сих пор во всём мире…
Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир
Ответ: Христофор Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией был завезён табак. Именно с курением табака люди борются по сей день во всем мире…
1 команда
2. Согласно древнегреческому мифу, бог света и искусств Аполлон полюбил прекрасную нимфу Дафну. Но она попыталась сбежать от него. Когда же ее силы при побеге были на исходе, она превратилась в прекрасное дерево. Опечаленный Аполлон воскликнул: «Пусть венок из твоей зелени украшает мою голову, пусть никогда не вянут твои листья. Стой вечно зеленым!...»
Вопрос: про какое растение говорится в этой легенде?
Ответ: Так появился лавр благородный…
2 команда
2. Около 100 лет назад при помощи этого насекомого у шведов в Бранденбурге проходили выборы губернатора. Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. На середину стола помещали насекомое. Губернатором избирался тот, на чью бороду оно заползало…
Вопрос: о каком насекомом идёт речь?
Ответ: вошь
Конкурс №3
«Знаете ли вы основы цитологии?..»
Задание командам:
Необходимо из предложенного материала собрать растительную клетку.
Тот, кто справится с заданием раньше - получает 3 балла.
Конкурс №4
«Любите ли вы ботанику?..»
Правила:
Отвечает та команда, которая раньше поднимет сигнальную карточку.
Правильный ответ – 2 балла
1. Согласно поэтическому сказанию в этот цветок превратился прекрасный юноша, которому при рождении было предсказано жить до тех пор, пока он не увидит самого себя. Юноша вырос нелюдимым и застенчивым, любил охоту и много времени проводил в лесу. Однажды он увидел своё отражение в лесном озере и влюбился в него. Тщетно юноша молил отражение выйти из воды, не дождавшись, от отчаяния умер. На этом месте, на берегу озера вырос прекрасный белый цветок. Как его название?
Ответ: нарцисс
2. Ткани из этого растения носили ещё египетские фараоны, жрецы и знатные люди. Мумии их, найденные в саркофагах, были обёрнуты в эти ткани. Финикийцы, а затем греки и римляне делали паруса из этого полотна. Что это за ткань? Какое растение шло на её изготовление?
Ответ: лён
3. Форма корней этого растения напоминают фигурку человека, отсюда и пошло его название “человек - корень”. Что это такое?
Ответ: женьшень
4. “Какие великолепные грибы!” – восхищённо сказал древнеримский император Клавдий своей супруге Агриппине, угощавшей его домашним обедом. “Почему их не подавали ранее? Отныне пусть подают мне только такие грибы!” Распоряжение императора осталось невыполненным: на следующий день он скончался. Какой гриб подала Агриппина своему мужу?
Ответ: бледная поганка
5. Старинное поверье утверждало, что данное растение цветёт в глухую июньскую ночь, накануне праздника Ивана Купалы. Говорили, что бутон у него маленький, красный, как раскалённый уголёк, а распустившийся цветок яркий, словно пламя. В старину люди ходили искать чудесный цветок, считая, что он наделён волшебной силой - может указать клады, скрытые в земле. Но достать цветок никто не мог, так как его охраняла нечистая сила. Что это за растение?
Ответ: папоротник
6. По преданию, Лакшми - самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывающегося бутона данного цветка, который состоял из 100 больших и 1000 маленьких лепестков. Прародитель Вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а данный цветок символом божественной тайны, которую цветок хранит под защитой своих острых шипов.
Ответ: роза
Конкурс №5
«Немного истории...»
Правила:
Отвечает та команда, которая раньше поднимет сигнальную карточку.
Правильный ответ – 2 балла
- 1. Страницы летописей доносят до нас рассказы о её чёрных делах. В 125 г до н.э. голодная её армада обрекла на голодную смерть 800000 человек. В 1478 в Венецианской республике от голода погибло более 30000 человек. Причина та же – голод от её нашествия. В 1866 по той же причине лишилось жизни 20000 марокканцев. В 70 г XX столетия в Африке бушевал голод не только от засухи, но и от её набегов. Кто это?
Ответ: саранча
- 2. В истории человечества она оставила глубокий след, не щадя не только простых людей, но и “сильных мира сего”. Этот паразит явился причиной смерти сирийского царя Антиоха Епифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимилиана, испанского короля Филиппа II, диктатора Суллы, отравила жизнь датского принца – жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра I. Кто это? Какую болезнь она переносила?
Ответ: чума
Конкурс №6
«Отыщи животное…»
Правила:
Перед вами лежат листочки с текстами. Если их читать очень внимательно, то можно увидеть спрятавшихся животных. Вам дается 1 минута на то, чтобы их обнаружить. Найденные животные записываются на листочках и передаются жюри. Вперед! Каждое угаданное слово – 1 балл.
Конкурс №7
«Блиц - опрос..»
Правила:
Каждая команда отвечает на 5 вопросов
За каждый правильный ответ засчитывается 1 балл.
1 команда
1. Мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца… Продолжите дальше перечень.
Ответ: обезьяна
2. Баобаб, Жираф, Коала, Нил, Крокодил.
Что лишнее?
Ответ: Нил
3. Отгадай загадку:
На плечах Ивашки 43 рубашки,
Все из ткани отбеленной, а поверх пиджак зеленый …
Ответ: капуста
4. Отгадай загадку:
Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок – и остался стебелек…
Ответ: одуванчик
5. Вы находитесь в походе, и местные источники воды вызывают у вас сомнения. Как обезопасить себя с помощью простых и надежных средств?
- а) процедить воду через марлю;
- б) прокипятить воду; в) добавить в воду лимонную кислоту
Ответ: прокипятить воду
2 команда
1. Кит, морж, осьминог, носорог, акула… Что лишнее?
Ответ: носорог
2. Главный принцип этой травки в общем-то простой:
Голова на солнце – ножки под водой…
Ответ: рис
3. Какое ядовитое растение является одновременно и лекарственным?
а) ландыш б) табак в) волчье лыко
Ответ: ландыш
4. Отгадай загадку:
Я капелька лета на тоненькой ножке
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто меня любит – тот рад поклониться.
А имя дала мне родная землица
Ответ: земляника
5. Что происходит с деревом, если на коре вырезают надписи и рисунки?
а) дереву это нравится б) в ранки попадают споры грибов-паразитов
в) ничего не происходит, а ранки заживут.
Ответ: в ранки попадают споры грибов-паразитов
Конкурс №8
« Знаете ли вы анатомию?..»
Правила:
Вам предлагается кроссворд. За 1 минуту нужно его разгадать. Кто с этим справится быстрее – получит 3 балла
Конкурс №9
«Актёрское мастерство»
Правила:
Вам необходимо мимикой и жестами показать предложенных животных, чтоб другая команда и зрители угадали.
За удачно изображенного животного команда получает по 1 баллу.
Подведение итогов!
Использованная литература и интернет-ресурсы
для подготовки мероприятия
1. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10-11 класс, под ред. В.Б.Захарова. – М:. Дрофа, 2009
2. Болгова И.В., Сборник задач по биологии - М:. «ОНИКС 21 век», 2005.-255с
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
4. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З., ЕГЭ 2010. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ.-М:. Интеллект-центр, 2010.-336с
5. Общая биология. Под ред. Д.К.Беляева и А.О. Рувинского. – М:.Дрофа, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "В мире птиц"
Викторина разработана в форме лото. по разделам повышающим позновательную активность учащихся; урок дополнен сведениями о мифологических птицах из устного народного творчества....
Викторина "Страны мира"
В 7 классе при изучении темы "Страны мира" на этапе обобщения знаний использую занимательные вопросы....
Викторина "В мире искусства"
Викторина проводится на недели искусства,для учеников начальной школы 2-4 классы...
Викторина "В мире сказок"
Викторина для 4-5 классов на знание сказок (герои, авторы0, развивающие и логические задания....
Урок-викторина "В мире профессий"
Урок-викторина «В мире профессий»для учащихся 9 классов общеобразовательной школы Цель:формирование положительной мотивации к современному миру профессий в условиях конъюктуры рынка труда....
Урок – викторина «В мире биологии»
Данный урок предназначен для 9 класса как вводный урок в начале учебного года. Он очень хорошо подходит для стимулирования интереса к предмету биология. Соревнуясь, ребята вспоминают пройд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....