Подготовка к ЕГЭ по биологии в 10 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10 класс) на тему

Богомолова Тамара Вениаминовна

Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, позволяет овладеть современными достижениями биологической науки зоологии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам высших учебных заведений медицинского профиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская средняя школа»

Белогорского района Республики Крым

                                                                                 УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_________ Е.Ф.Воробьёва

.                                                    Приказ № _________

                                                                                                    от «____»____________ 2016 г.

Календарно-тематическое планирование

по элективному курсу

«Подготовка к ЕГЭ. Зоология с основами медицины»

10 класс

2016/2017 учебный год


Разработчик

Богомолова Тамара Вениаминовна

учитель биологии

высшая квалификационная категория

учитель-методист

РАССМОТРЕНО                                                       СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                                       Заместитель директора по УВР

методического объединения                                         ______________

учителей ________________                                              «_____»__________2016 г.

от «____» ________ 2016 г. № ______

Руководитель МО __________

с. Зеленогорское, 2016 г.

Пояснительная записка.

Программа элективного курса  «Зоология с основами медицины» предусматривает углубление знаний по важнейшим разделам зоологии. Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, позволяет овладеть современными достижениями биологической науки зоологии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам высших учебных заведений медицинского профиля.

Задачи курса:

дать знания основ биологической науки и ее значение для медицины;

ознакомить с основными методами гигиены и профилактики паразитических заболеваний;

      сформировать специальные навыки решения ситуационных биологических задач по всем

разделам;

показать гуманистическую направленность биологических наук, их возрастающую роль в

решении глобальных проблем человечества, рациональном природопользовании,

защите окружающей среды от загрязнения;

способствовать развитию гуманистических черт  личности, научного мировоззрения, творческих

задатков, воспитанию экологической культуры.

Курс рассчитан на  34 часа.

Предполагаемые результаты изучения зоологии

Учащиеся должны знать: классификацию животного мира;

особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения представителей основных классов и отрядов;

значение животных основных систематических групп в природе, медицине и хозяйственной деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:        

сравнивать животные организмы, делать  вывод о  принадлежности  к  соответствующей систематической категории;

объяснять происхождение конкретной группы животных; определять механизмы паразитарных заболеваний;

обосновывать методы гигиены и личной  профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, червями, а так же переносимых членистоногими (клещами, насекомыми).

Содержание спецкурса по зоологии с основами медицины. 10 класс

                                           

                                                       (32 часа, 2 часа резерв)                  

Тема 1. Зоология наука о животных. Подцарство одноклеточных

(4 часов)

Зоология - наука о животных. Многообразие животного мира. Классификация.

Подцарство одноклеточных. Тип Саркомастигофоры. Общая характеристика. Класс жгутиковые

Строение, размножение. Значение в природе, медицине. Класс Саркодовые. Особенности

строения, питания, выделения, размножения. Многообразие класса. Основные представители

(свободноживущие и паразитические). Медицинское значение.

Тип  Споровики.   Общая  характеристика.   Особенности   строения  и  жизнедеятельности.

Малярийный плазмодий. Цикл развития. Профилактика малярии. Тип инфузории. Общая

характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности на примере инфузории-туфельки.

Многообразие инфузорий. Их значение в природе и медицине (паразитические формы).

Практическое занятие «Паразитические одноклеточные животные».

Тема 2. Подцарство многоклеточных. Беспозвоночные животные

(15 часов)

Тип Губки. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение Тип Кишечнополостные

Общая характеристика.  Классификация.  Классы Гидроидные  ,  Коралловые полипы  и

Сцифоидные  медузы.   Характеристика  классов  на  примере  основных  представителей

Специализация клеток многоклеточного организма. Передвижение, питание, размножение

Регенерация. Значение в природе и в жизни человека.

Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Классификация. Класс Ресничные черви.

Строение, жизнедеятельность на примере планарий белой . Регенерация. Класс Сосальщики.

Особенности строения и жизнедеятельности на примере печеночного сосальщика. Многообразие

представителей.    Медицинское    значение.    Профилактика    заболеваний,    вызываемых

сосальщиками. Класс Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности на примере

бычьего   цепня.   Многообразие   представителей.   Медицинское  значение.   Профилактика

заболеваний, вызываемых ленточными червями.

Тип Круглые черви. Общая характеристика. Особенности строения, размножения аскариды

человеческой.   Многообразие   круглых   червей   (свободноживущих   и   паразитических)

Медицинское значение. Профилактика заболеваний, вызываемых круглыми червями.

Практическое занятие «Паразитические плоские и круглые черви».

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Классификация. Особенности строения и

жизнедеятельности. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Тип   Моллюски.    Общая   характеристика.    Классификация.    Особенности   строения   и

жизнедеятельности. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.

Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Деление на классы. Класс Ракообразные (на

примере речного рака). Строение, размножение. Значение в природе, хозяйстве, медицине.

Класс Паукообразные (на примере паука-крестовика). Строение, размножение. Клещи. Меры

защиты человека от клещей с целью профилактики заболеваний, переносимых ими.

Класс Насекомые, Общая характеристика.. Размножение и развитие. Основные отряды

насекомых: прямокрылые, перепончатокрылые, чешуекрылые, двукрылые, жесткокрылые

Значение в природе, медицине, хозяйственной деятельности человека.

 

Практическое занятие «Решение ситуационных задач».


Тема 3. Тип Хордовые (14 часов)

Тип Хордовые.  Общая характеристика.  Классификация. Классе Ланцетники.  Характеристиа.

Особенности строения как переходной формы от беспозвоночных к позвоночным. Надкласс Рыбы

Общая характеристика. Строение, жизнедеятельности, размножение и развитие. Значение в

природе, в медицине и хозяйственной деятельности человека.

Класс Амфибии. Общая характеристика. Деление на отряды. Строение, размножение и развитие

Значение в природе и медицине. Класс Рептилии. Общая характеристика. Строение, размножение

Разнообразие рептилий. Ископаемые рептилии. Значение в природе и жизни человека.

Класс Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения на примере

голубя. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц. Разнообразие птиц. Значение в

природе и в жизни человека.

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего

строения. Деление на отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные, ластоногие,

китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы. Особенности размножения и развития.

Забота о потомстве. Значение в природе, медицине, хозяйственной деятельности человека.

Практическое занятие «Решение ситуационных задач».

                                           Дифференцированный зачет (1 час)

                                                                   



Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование. Элективный курс «Зоология с основами медицины» 10 класс.

34 часа (1 час в неделю)

№ п/п

Наименование разделов

 и тем

Всего часов

Дата проведения

Д З

Оборудование

Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий)

По плану

фактическ

1

Введение. Общие сведения о мире животных

1

Тема 1. Подцарство одноклеточные (3 ч)

2

Ц. Животные. Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиковые

1

Таблица

Простейшие

Учащиеся должны знать

Признаки одноклеточных и кишечнополостных животных,

пособленности к среде

обитания, роль в природе,

место в пищевых цепях

3

Подцарство Одноклеточные. Тип Споровики

1

Таблица

Простейшие

4

Тесты. Подцарство Одноклеточные

1

Тема 2. Подцарство Многоклеточные. Безпозвоночные животные (15 ч)

5

Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

1

Т.Многообразимногоклеточны

6

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах

1

Таблица Многообразие кишечнополостных

7

Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы.

1

Таблица Многообразие плоских червей

Учащиеся должны знать

Признаки плоских, круглых и

Кольчатых червей, приводить

примеры их

приспособленности к среде

обитания, роль в природе,

место в пищевых цепях, профилактику заболевания гельминтоза

8

Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями

1

Таблица Многообразие паразитов-червей

9

Тип Круглые черви. Общие признаки.

1

Таблица

Строение аскариды

10

Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями

1

Таблица Многообразие круглых червей

11

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей

1

Таблица Многообразие кольчатых червей. Макропрепарат дождевого червя

12

Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Брюхоногие

моллюски

1

Таблица Строение большого прудовика. Раковины

13

Класс  двустворчатые и головоногие моллюски

1

Таблица Многообразие двустворчатых моллюсков. Раковины

14

Тесты  по теме: «Кишечнополостные, черви и моллюски»

1

15

Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

1

Т. Строение рака речного.

Макропрепараты рака речного и краба

Учащиеся должны знать

основные признаки

Членистоногих, приводить

примеры животных классов

Членистоногих,

Характеризовать строение

и жизнедеятельность

членистоногих разных классов,

их размножение,  рост и развитие, место в пищевых

цепях, приспособленность к

жизни в сообществах;

узнавать наиболее распространенных

Членистоногих Крыма

УУД:   Личностные:

- отвечать на свой вопрос для чего изучаешь биологию, каково ее значение в твоей жизни;

             Регулятивные:

- ставить задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что надо изучить;

            Познавательные:

- владение смысловым чтением;

           Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.

Учащиеся должны знать

основные признаки

типа, приводить примеры классов типа хордовые;

характеризовать строение и

жизнедеятельность классов рыбы, земноводные,

пресмыкающиеся, птицы и

млекопитающие, их размножение, рост и развитие

обосновывать взаимосвязь биологического разнообразия

в сохранении равновесия в

природе; меры по сохранению

видов узнавать наиболее распространенных хордовых Крыма

 

16

Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

1

Т. Строение паука-крестовика. Многообразие паукообразных

17

Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых

1

Т.Строение жука-плавунца.

Т.Многообразие насекомых

18

Тесты. Тип Членистоногие

1

19

Контрольная работа 1. Беспозвоночные животные

1

Тема 2. Хордовые животные (14 ч)

20

Тип Хордовые. Надкласс Рыбы

Класс Хрящевые Рыбы

1

Т.Строение Рыбы

21

Класс Костные Рыбы

1

Т.Строение Рыбы. Многообразие рыб. Макропрепарат щуки

22

Класс Земноводные. Особенности строения и процессы жизнедеятельности

1

Т.Строение лягушки. Макропрепарат лягушки. Развитие лягушки

23

Разнообразие земноводных

1

Т.Многообразие земноводных

24

Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и процессы жизнедеятельности

1

Т.Строение ящерицы. Макропрепарат

ящерицы

25

Разнообразие пресмыкающихся. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше

1

Т.Многообрази пресмыкающих Макропрепараты змеи, ужа

Скелеты ящерицы и змеи

26

Тесты по теме: «Рыбы, Земноводные, пресмыкающиеся»

1

27

Класс Птицы. Особенности строения и процессы жизнедеятельности. Черты приспособленности птиц к полёту

1

Т.Строение голубя. Чучело голубя. Скелет птицы

28

Многообразие птиц.

1

Т.Многообразие птиц.

29

Тесты по теме Птицы

1

30

Класс Млекопитающиеся. Особенности строения и процессы жизнедеятельности

1

Т.Строение кролика

31

Многообразие млекопитающих

1

Т.Многообразие млекопит-х

32

Многообразие млекопитающих

1

33

Тесты по теме: «Млекопитающие»

1

34

Контрольная работа 2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.

Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...

материал для подготовки к экзамену по биологии 9 класс

Тренировочные задания ГИА для обучающихся, освоивших общеобразовательную программу основного общего образования по биологии...

Сборник демотестов для подготовки к ГИА по биологии 9 класс_1

Первый сборник демотестов для подготовки к ГИА по биологии 9 класса...

Сборник демотестов для подготовки к ГИА по биологии 9 класса_2

Второй сборник демотестов для подготовки к ГИА по биологии 9 класса...

рабочая программа курса "Подготовка к ЕГЭ по биологии" 11 класс

Аннотация к рабочей программеучебного курсаподготовка к ЕГЭ по биологии11 классУчитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимани...

Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1

Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются  в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....

Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по биологии (10 класс).

Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по биологии учащихся 10 класса....