Подготовка к ЕГЭ по биологии в 10 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (10 класс) на тему
Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, позволяет овладеть современными достижениями биологической науки зоологии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам высших учебных заведений медицинского профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zoologiya_10_kl.doc | 48.5 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская средняя школа»
Белогорского района Республики Крым
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
_________ Е.Ф.Воробьёва
. Приказ № _________
от «____»____________ 2016 г.
Календарно-тематическое планирование
по элективному курсу
«Подготовка к ЕГЭ. Зоология с основами медицины»
10 класс
2016/2017 учебный год
Разработчик
Богомолова Тамара Вениаминовна
учитель биологии
высшая квалификационная категория
учитель-методист
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ______________
учителей ________________ «_____»__________2016 г.
от «____» ________ 2016 г. № ______
Руководитель МО __________
с. Зеленогорское, 2016 г.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Зоология с основами медицины» предусматривает углубление знаний по важнейшим разделам зоологии. Элективный курс предназначен для учащихся 10 класса, позволяет овладеть современными достижениями биологической науки зоологии в соответствии с требованиями, предъявляемыми к абитуриентам высших учебных заведений медицинского профиля.
Задачи курса:
дать знания основ биологической науки и ее значение для медицины;
ознакомить с основными методами гигиены и профилактики паразитических заболеваний;
сформировать специальные навыки решения ситуационных биологических задач по всем
разделам;
показать гуманистическую направленность биологических наук, их возрастающую роль в
решении глобальных проблем человечества, рациональном природопользовании,
защите окружающей среды от загрязнения;
способствовать развитию гуманистических черт личности, научного мировоззрения, творческих
задатков, воспитанию экологической культуры.
Курс рассчитан на 34 часа.
Предполагаемые результаты изучения зоологии
Учащиеся должны знать: классификацию животного мира;
особенности строения, процессов жизнедеятельности, размножения представителей основных классов и отрядов;
значение животных основных систематических групп в природе, медицине и хозяйственной деятельности человека.
Учащиеся должны уметь: •
сравнивать животные организмы, делать вывод о принадлежности к соответствующей систематической категории;
объяснять происхождение конкретной группы животных; определять механизмы паразитарных заболеваний;
обосновывать методы гигиены и личной профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, червями, а так же переносимых членистоногими (клещами, насекомыми).
Содержание спецкурса по зоологии с основами медицины. 10 класс
(32 часа, 2 часа резерв)
Тема 1. Зоология наука о животных. Подцарство одноклеточных
(4 часов)
Зоология - наука о животных. Многообразие животного мира. Классификация.
Подцарство одноклеточных. Тип Саркомастигофоры. Общая характеристика. Класс жгутиковые
Строение, размножение. Значение в природе, медицине. Класс Саркодовые. Особенности
строения, питания, выделения, размножения. Многообразие класса. Основные представители
(свободноживущие и паразитические). Медицинское значение.
Тип Споровики. Общая характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности.
Малярийный плазмодий. Цикл развития. Профилактика малярии. Тип инфузории. Общая
характеристика. Особенности строения и жизнедеятельности на примере инфузории-туфельки.
Многообразие инфузорий. Их значение в природе и медицине (паразитические формы).
Практическое занятие «Паразитические одноклеточные животные».
Тема 2. Подцарство многоклеточных. Беспозвоночные животные
(15 часов)
Тип Губки. Особенности строения и жизнедеятельности. Значение Тип Кишечнополостные
Общая характеристика. Классификация. Классы Гидроидные , Коралловые полипы и
Сцифоидные медузы. Характеристика классов на примере основных представителей
Специализация клеток многоклеточного организма. Передвижение, питание, размножение
Регенерация. Значение в природе и в жизни человека.
Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Классификация. Класс Ресничные черви.
Строение, жизнедеятельность на примере планарий белой . Регенерация. Класс Сосальщики.
Особенности строения и жизнедеятельности на примере печеночного сосальщика. Многообразие
представителей. Медицинское значение. Профилактика заболеваний, вызываемых
сосальщиками. Класс Ленточные черви. Особенности строения и жизнедеятельности на примере
бычьего цепня. Многообразие представителей. Медицинское значение. Профилактика
заболеваний, вызываемых ленточными червями.
Тип Круглые черви. Общая характеристика. Особенности строения, размножения аскариды
человеческой. Многообразие круглых червей (свободноживущих и паразитических)
Медицинское значение. Профилактика заболеваний, вызываемых круглыми червями.
Практическое занятие «Паразитические плоские и круглые черви».
Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Классификация. Особенности строения и
жизнедеятельности. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
Тип Моллюски. Общая характеристика. Классификация. Особенности строения и
жизнедеятельности. Значение в природе и хозяйственной деятельности человека.
Тип Членистоногие. Общая характеристика типа. Деление на классы. Класс Ракообразные (на
примере речного рака). Строение, размножение. Значение в природе, хозяйстве, медицине.
Класс Паукообразные (на примере паука-крестовика). Строение, размножение. Клещи. Меры
защиты человека от клещей с целью профилактики заболеваний, переносимых ими.
Класс Насекомые, Общая характеристика.. Размножение и развитие. Основные отряды
насекомых: прямокрылые, перепончатокрылые, чешуекрылые, двукрылые, жесткокрылые
Значение в природе, медицине, хозяйственной деятельности человека.
Практическое занятие «Решение ситуационных задач».
Тема 3. Тип Хордовые (14 часов)
Тип Хордовые. Общая характеристика. Классификация. Классе Ланцетники. Характеристиа.
Особенности строения как переходной формы от беспозвоночных к позвоночным. Надкласс Рыбы
Общая характеристика. Строение, жизнедеятельности, размножение и развитие. Значение в
природе, в медицине и хозяйственной деятельности человека.
Класс Амфибии. Общая характеристика. Деление на отряды. Строение, размножение и развитие
Значение в природе и медицине. Класс Рептилии. Общая характеристика. Строение, размножение
Разнообразие рептилий. Ископаемые рептилии. Значение в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения на примере
голубя. Размножение и развитие. Сезонные явления в жизни птиц. Разнообразие птиц. Значение в
природе и в жизни человека.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса. Особенности внешнего и внутреннего
строения. Деление на отряды: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, хищные, ластоногие,
китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы. Особенности размножения и развития.
Забота о потомстве. Значение в природе, медицине, хозяйственной деятельности человека.
Практическое занятие «Решение ситуационных задач».
Дифференцированный зачет (1 час)
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование. Элективный курс «Зоология с основами медицины» 10 класс.
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата проведения | Д З | Оборудование | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||
По плану | фактическ | |||||||
1 | Введение. Общие сведения о мире животных | 1 | ||||||
Тема 1. Подцарство одноклеточные (3 ч) | ||||||||
2 | Ц. Животные. Подцарство Одноклеточные. Тип Саркожгутиковые | 1 | Таблица Простейшие | Учащиеся должны знать Признаки одноклеточных и кишечнополостных животных, пособленности к среде обитания, роль в природе, место в пищевых цепях | ||||
3 | Подцарство Одноклеточные. Тип Споровики | 1 | Таблица Простейшие | |||||
4 | Тесты. Подцарство Одноклеточные | 1 | ||||||
Тема 2. Подцарство Многоклеточные. Безпозвоночные животные (15 ч) | ||||||||
5 | Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах. | 1 | Т.Многообразимногоклеточны | |||||
6 | Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах | 1 | Таблица Многообразие кишечнополостных | |||||
7 | Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. | 1 | Таблица Многообразие плоских червей | Учащиеся должны знать Признаки плоских, круглых и Кольчатых червей, приводить примеры их приспособленности к среде обитания, роль в природе, место в пищевых цепях, профилактику заболевания гельминтоза | ||||
8 | Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями | 1 | Таблица Многообразие паразитов-червей | |||||
9 | Тип Круглые черви. Общие признаки. | 1 | Таблица Строение аскариды | |||||
10 | Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями | 1 | Таблица Многообразие круглых червей | |||||
11 | Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей | 1 | Таблица Многообразие кольчатых червей. Макропрепарат дождевого червя | |||||
12 | Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Брюхоногие моллюски | 1 | Таблица Строение большого прудовика. Раковины | |||||
13 | Класс двустворчатые и головоногие моллюски | 1 | Таблица Многообразие двустворчатых моллюсков. Раковины | |||||
14 | Тесты по теме: «Кишечнополостные, черви и моллюски» | 1 | ||||||
15 | Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. | 1 | Т. Строение рака речного. Макропрепараты рака речного и краба | Учащиеся должны знать основные признаки Членистоногих, приводить примеры животных классов Членистоногих, Характеризовать строение и жизнедеятельность членистоногих разных классов, их размножение, рост и развитие, место в пищевых цепях, приспособленность к жизни в сообществах; узнавать наиболее распространенных Членистоногих Крыма УУД: Личностные: - отвечать на свой вопрос для чего изучаешь биологию, каково ее значение в твоей жизни; Регулятивные: - ставить задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что надо изучить; Познавательные: - владение смысловым чтением; Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи. Учащиеся должны знать основные признаки типа, приводить примеры классов типа хордовые; характеризовать строение и жизнедеятельность классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие, их размножение, рост и развитие обосновывать взаимосвязь биологического разнообразия в сохранении равновесия в природе; меры по сохранению видов узнавать наиболее распространенных хордовых Крыма
| ||||
16 | Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. | 1 | Т. Строение паука-крестовика. Многообразие паукообразных | |||||
17 | Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых | 1 | Т.Строение жука-плавунца. Т.Многообразие насекомых | |||||
18 | Тесты. Тип Членистоногие | 1 | ||||||
19 | Контрольная работа 1. Беспозвоночные животные | 1 | ||||||
Тема 2. Хордовые животные (14 ч) | ||||||||
20 | Тип Хордовые. Надкласс Рыбы Класс Хрящевые Рыбы | 1 | Т.Строение Рыбы | |||||
21 | Класс Костные Рыбы | 1 | Т.Строение Рыбы. Многообразие рыб. Макропрепарат щуки | |||||
22 | Класс Земноводные. Особенности строения и процессы жизнедеятельности | 1 | Т.Строение лягушки. Макропрепарат лягушки. Развитие лягушки | |||||
23 | Разнообразие земноводных | 1 | Т.Многообразие земноводных | |||||
24 | Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и процессы жизнедеятельности | 1 | Т.Строение ящерицы. Макропрепарат ящерицы | |||||
25 | Разнообразие пресмыкающихся. Черты приспособленности пресмыкающихся к жизни на суше | 1 | Т.Многообрази пресмыкающих Макропрепараты змеи, ужа Скелеты ящерицы и змеи | |||||
26 | Тесты по теме: «Рыбы, Земноводные, пресмыкающиеся» | 1 | ||||||
27 | Класс Птицы. Особенности строения и процессы жизнедеятельности. Черты приспособленности птиц к полёту | 1 | Т.Строение голубя. Чучело голубя. Скелет птицы | |||||
28 | Многообразие птиц. | 1 | Т.Многообразие птиц. | |||||
29 | Тесты по теме Птицы | 1 | ||||||
30 | Класс Млекопитающиеся. Особенности строения и процессы жизнедеятельности | 1 | Т.Строение кролика | |||||
31 | Многообразие млекопитающих | 1 | Т.Многообразие млекопит-х | |||||
32 | Многообразие млекопитающих | 1 | ||||||
33 | Тесты по теме: «Млекопитающие» | 1 | ||||||
34 | Контрольная работа 2 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по биологии.» 10 класс.
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения би...
материал для подготовки к экзамену по биологии 9 класс
Тренировочные задания ГИА для обучающихся, освоивших общеобразовательную программу основного общего образования по биологии...
Сборник демотестов для подготовки к ГИА по биологии 9 класс_1
Первый сборник демотестов для подготовки к ГИА по биологии 9 класса...
Сборник демотестов для подготовки к ГИА по биологии 9 класса_2
Второй сборник демотестов для подготовки к ГИА по биологии 9 класса...
рабочая программа курса "Подготовка к ЕГЭ по биологии" 11 класс
Аннотация к рабочей программеучебного курсаподготовка к ЕГЭ по биологии11 классУчитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимани...
Рабочая программа по элективному курсу "Подготовка к ЕГЭ по биологии 10 класс. Архипкина А.П. учитель биологии МОУ Куркинская СОШ №1
Данная программа охватывает все биологические понятия, которые изучаются в школе. Включает как теоретическую, так и практическую часть. Позволяет успешно подготовиться к ЕГЭ....
Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по биологии (10 класс).
Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по биологии учащихся 10 класса....