Изменчивость и виды мутаций у человека.
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
Методические указания для студентов к практическому занятию по теме «ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ВИДЫ МУТАЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izmenchivost_i_vidy_mutatsiy_u_cheloveka.docx | 62.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта практического занятия
Тема «ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ВИДЫ МУТАЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА».
Преподаватель биологии ГБПОУ ККБМК - Черткова Лина Петровна
Продолжительность 90 мин (2 часа)
Цели учебного занятия:
Образовательная: закрепить, расширить и углубить знания об основных видах мутаций и причинах их возникновения.
Развивающая: продолжить развитие умения применять теоретические знания на практике; способствовать развитию логического мышления; умения анализировать, выделять главное.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства осознанной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих на основе знаний о мутагенных факторах.
Требования к умениям, знаниям:
Знать:
основные виды изменчивости; значение и механизмы комбинативной изменчивости; причины и сущность мутационной изменчивости; виды мутаций.
Уметь:
- определять типы мутаций по описанию;
- владеть алгоритмом решения задач
Образовательные технологии: технология дифференцированного подхода в обучении; личностно-развивающего, проблемно-ситуационного обучения, информационно-коммуникативные технологии.
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстрационный (объяснения, инструктаж); методы, определяющие логику обучения: (сравнение, обобщение, систематизация); методы, стимулирующие и мотивирующие учебно-познавательную деятельность (решение задач), частично поисковые.
Средства обучения:
Учебно-наглядные, раздаточный материал: методические указания к практическому занятию.
Технические средства обучения: раздаточный материал по теме.
Литература:
- Медицинская генетика: учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.
- Конспект лекций
Дополнительные источники:
1. Акуленко Л.В., Угаров И.В. Медицинская генетика: учебник. Акуленко Л.В., Угаров И.В. / Под ред. О.О. Янушевича, С.Д. Арутюнова. 2013 г.
2. Акуленко Л. В., Угаров И. В. Биология с основами медицинской генетики. Москва, изд. группа "ГЭОТАР-Медиа", 2011 г.
3. Интернет-ресурс: www.msu-genetics.ru
Межпредметные связи: анатомия и физиология человека, химия, биология.
Основные понятия: мутация, мутагенез, мутагены, мутанты, соматические мутации, генеративные мутации, хромосомные мутации, генные, геномные, летальные, полезные..
Хронологическая карта занятия
№ | Этапы учебного занятия | Использование оборудования | Время |
1. | Организационный момент. | проверка присутствующих, внешнего вида студентов, проверка готовности студентов к занятию. | 2 мин |
2. | Постановка целей, начальная мотивация. | объявление: темы, её проблемных вопросов; цели занятия. | 2 мин |
3. | Определение исходного уровня знаний. | Терминологический диктант (работа на листах контроля) | 5 мин |
4. | Самостоятельная практическая работа студентов. | Преподаватель контролирует работу студентов в тетрадях. | 60 мин |
5. | Проверка тетрадей. | Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий | 5 мин |
6. | Обобщение, систематизация знаний | Тестовая работа | 10мин |
7. | Подведение итогов. | Выставление оценок с комментариями преподавателя | 5 мин |
8. | Домашнее задание | Подготовка к следующему занятию. | 1мин |
Итого | 90 мин |
Конспект занятия
- Организационный момент
- Объявление темы и целей занятия, начальная мотивация и актуализация.
Вступительное слово преподавателя: Сегодня мы рассматриваем одну из ключевых тем генетики «ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ВИДЫ МУТАЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА». Почему ключевую? Потому, что законы наследственности, которые действуют в природе, распространяются и на человека. С улучшением условий жизни вредные мутации не исчезают, а сохраняются и передаются из поколения в поколение, отрицательно сказываясь на наследственности.
В последнее время вопросу наследственности человека стали уделять исключительно большое внимание.
- Определение исходного уровня знаний
Дома вы должны были разобрать тему и законспектировать материал. Следующее задание поможет выяснить, как вы подготовились. На задание дается 3 минуты. Тетради с домашним заданием открыли и положили на край стола (студены выполняют проверочную работу на листах контроля, преподаватель проверяет выполнение домашнего задания).
Задание 1. Терминологический диктант (работа на листах контроля)
- Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости (генетика)
- Совокупность генов, которую организм получает от родителей (генотип)
- Пределы, в которых возможно изменение признака у данного генотипа (норма реакции)
- Фенотипическая, модификационная, определенная изменчивость иначе называется … (ненаследственная)
- Наследственные изменения генетического материала - (мутации)
- Процесс возникновения мутаций - (мутагенез)
- Термин мутация введён… (Гюго де Фризом в 1901 году).
- Совокупность генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида -(геном)
- Свойство организма приобретать новые признаки и свойства в течение жизни - (изменчивость)
- Факторы, вызывающие проявление мутаций - (мутагены)
- Вид изменчивости, в результате которой образуется уникальный генотип -(комбинативная изменчивость)
- Метод, используемый для обнаружения генных мутаций (биохимический)
- Метод, используемый для обнаружения хромосомных мутаций (цитогенетический)
Ваше время истекло, обменяйтесь работами и проверьте по эталону. Проставьте баллы (правильный ответ – 1 балл).
- Итак, мы с вами вспомнили, что изменения, затрагивающие генотип организма, носят название мутаций, а изменчивость – мутационной. С этим видом изменчивости мы и познакомимся на сегодняшнем занятии. (Запись темы урока в тетрадях)
- Я думаю, что самым поразительным в истории изучения мутаций для человека стал тот факт, что мутации возникают повсеместно и постоянно. Мутации затрагивают ДНК в различной степени: отдельный ген, отдельную хромосому или весь генотип.
- А к каким последствиям могут привести мутации? Всегда ли это болезни и физические уродства? (возможный ответ: мутации не всегда проявляются фенотипически).
Мы все привыкли думать, что мутации – это какие-то уродства или сиамские близнецы, или альбиносы, или люди с различными порой смертельными заболеваниями. Но это только часть всех мутаций, происходящих в природе, вокруг нас и внутри нас самих.
Я вам открою один секрет! Мутации возникают случайным образом. Частота возникновения мутаций у различных организмов различна. Генные – 1 раз на сотню тысяч случаев. 1:100 000 – не часто! Но, у человека примерно 80 000 генов, получается, что каждый из нас несет какую-то новую мутацию.
4. Самостоятельная практическая работа студентов.
Переходим к практической части нашей работы. Все задания выполняете в тетради.
Задание 1. Заполнить схему «Классификация видов изменчивости»
Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика модификаций и мутаций»
Признаки | Модификации | Мутации |
Передается ли новый признак по наследству? | Не наследуются | Наследуются и передаются из поколения в поколение |
Зависит ли признак от изменений в генотипе? | Не связан с изменением генотипа | Связан с изменением генотипа |
Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий | Имеет определенную направленность | Не имеют направленного характера |
Какое значение для особи имеет? | Полезны, повышают жизнедеятельность, продуктивность, адаптацию | Могут быть полезными или вредными для организма |
Значение для вида | Способствует выживанию | Приводят к образованию новых популяций, видов |
Роль в эволюции | Приспособление | Материал для естественного отбора |
Причины. | Определённые условия среды | Мутагенные факторы |
Задание 3. Заполните таблицу «Классификация мутаций»
По причинам | По мутировавшим клеткам | По изменению генетического материала | По изменению фенотипа | По исходу для организма |
1.Индуцирован-ные | 1.Генеративные | 1.Генные | 1. Аморфные | 1.Нейтральные |
2.Спонтанные | 2. Соматические | 2.Хромосомные | 2.Гипоморфные | 2.Летальные |
3.Геномные | 3.Гиперморфные | 3.Отрицательные | ||
4.Неоморфные | 4.Положительные | |||
5.Антиморфные |
Задание 4. Укажите черты, характеризующие разные формы изменчивости.
1.Модификационная | А. Новые комбинации генов возникают у потомков вследствие независимого расхождения пар гомологичных хромосом в процессе мейоза при образовании половых клеток у родителей. |
2.Мутационная | В. Генетические рекомбинации между гомологичными хромосомами являются результатом кроссинговера |
3.Комбинативная | С. Причиной возникновения рекомбинантных хромосом является замена или выпадение пар азотистых оснований в молекуле ДНК |
D. Изменения не передаются следующему поколению и могут исчезать после прекращения действия, вызывающего их фактора | |
E. Изменения возникают внезапно, ненаправленно. | |
F. Возникающие изменения передаются из поколения в поколение. | |
G. Возникшие изменения в фенотипе как правило соответствуют изменениям среды |
Ответ: 1. Модификационная – D, G 2. Мутационная – C, E, F 3. Комбинативная – A, B
Задание 5. Установите соответствие между формами изменчивости и их характеристиками:
1.Модификационная | А. Изменение сочетания генов |
2.Мутационная | В. Неизменность генов |
3.Комбинативная | С. Сопровождается изменением молекулы ДНК |
D. Сопровождается изменением структуры хромосом | |
E. Сопровождается изменением числа хромосом | |
F. Ненаследственный характер | |
G. Наследственный характер | |
H. Групповой характер |
Ответ: 1. Модификационная – B, F, H
- Мутационная – C, D, E,G
- Комбинативная – A,В, G
Задание 6. Укажите примеры, характеризующие разные формы изменчивости.
1.Модификационная | А. В условиях тропической Африки у капусты не образуется кочан |
2.Мутационная | В. Появление у растений земляники с красными и белыми ягодами потомства с розовыми ягодами. |
3.Комбинативная | С. Появление карликового растения пшеницы среди растений нормальной высоты |
D. Рождение ребенка с синдромом Дауна | |
E. Позеленение клубней картофеля на свету. | |
F. ягнят выращивали в условиях холода, и у них шерсть стала гуще (Модификация) | |
G.На поле все всходы погибли от холода, а одно более морозостойкое растение выжило (Мутация) | |
H.При добавлении толчёного мела в корм курам скорлупа яиц становится толще (Модификация) |
Ответ: 1. Модификационная – A, E, F 2. Мутационная – C, D, G. 3.Комбинативная - B
Задание 7. Установите соответствие между типами мутаций и характером изменения генетического материала:
1.Генные | А. изменение числа гаплоидного набора хромосом |
2.Хромосомные | В. Изменение последовательности нуклеотидов в гене |
3.Геномные | С. Изменение положения участков хромосом |
D. Отрыв концевой части хромосомы | |
E. Кратное увеличение числа хромосом | |
F. Замена пары азотистых оснований в молекуле ДНК | |
G. Изменение хромосом не кратное гаплоидному | |
H. Выпадение пары азотистых оснований в ДНК |
Ответ: .1. Генные – В, F 2.Хромосомные - С, D, H 3.Геномные – А, Е, G
Задание 8. Установите соответствие между видами хромосомных мутаций и характером изменения генетического материала:
1.Делеция | А. Удвоение участка хромосомы |
2.Дупликация | В. Изменение последовательности нуклеотидов в гене |
3.Инверсия | С. Нехватка участка хромосомы |
4.Транслокация | D. Перенос участка с одной хромосомы на другую, негомологичную первой |
E. Кратное увеличение числа хромосом | |
F. Уменьшение числа хромосом на 1 | |
G. Поворот участка хромосомы на 180 ° |
Ответ: 1. С 2. А 3. G. 4. D.
Задание 9. Установите соответствие между примерами и причинами, которые их вызвали:
1.Генные мутации | А. Рождение ребенка с синдромом «кошачьего крика» |
2.Хромосомные | В. Трисомия 21-й хромосомы |
3.Гетероплоидия | С. Рождение ребенка с синдромом Клайнфельтера |
4.Полиплоидия | D. Рождение ребенка больного серповидно-клеточной анемией |
E. Рождение ребенка больного фенилкетонурией | |
F. Получение капустно-редечного гибрида | |
G. Рождение ребенка с синдромом Шерешевского-Тернера | |
H. Рождение ребенка больного гемофилией |
Ответ: 1. D, E, H 2. А, В 3. С, G 4. F.
5. Проверка дневников. Преподаватель проверяет правильность выполнения заданий
6. Закрепление пройденной темы.
Тестирование по теме. Выберите правильный ответ
- Модификационная изменчивость связана с изменением:
А) Генотипа Б) Генофонда В) фенотипа
- Изменения, происходящие в генах под влиянием факторов внешней или внутренней среды – это:
А) мутации Б) модификации В) комбинации
- Мутации, приводящие к изменению числа хромосом:
А) генные Б) геномные В) хромосомные
- Моносомик – это организм с набором хромосом:
А) 2n - 1; Б) 2n + 1; В) 2n +2; Г) 2n - 2;
- Трисомик – это организм с набором хромосом:
А) 2n - 1; Б) 2n + 1; В) 2n + 2; Г) 2n - 2.
- Полиплоидия возникает в результате:
А) генных мутаций; Б) геномных мутаций; В) соматических мутаций; Г) модификационной изменчивости.
- Хромосомные мутации – это изменение:
А) в структуре хромосом; Б) числа хромосом в клетках организма; В) нуклеотидной последовательности в молекуле ДНК; Г) верны все ответы.
- Причиной спонтанного мутагенеза является:
А) ошибки в ходе репликации ДНК; Б) воздействие ионизирующего излучения; В) действие химических мутагенов; Г) верны все ответы.
- Модификации:
А) носят обратимый характер Б) носят адаптивный характер В) не наследуются Г) все ответы верны
- При делеции происходит:
А) удвоение участка хромосомы Б) перемещение участка на негомологичную хромосому В) выпадение участка хромосомы Г) поворот участка хромосомы на 180o
Ответы: 1В, 2А, 3Б, 4А, 5Б,6Б, 7А, 8А, 9Г, 10В
7.Подведение итогов. Выставление оценок с комментариями преподавателя
8. Домашнее задание.
.
Приложение
Методические указания для студентов к практическому занятию №
Тема «ИЗМЕНЧИВОСТЬ И ВИДЫ МУТАЦИЙ У ЧЕЛОВЕКА».
Преподаватель биологии ГБПОУ ККБМК - Черткова Лина Петровна
Требования к умениям, знаниям:
Знать:
основные виды изменчивости; значение и механизмы комбинативной изменчивости; причины и сущность мутационной изменчивости; виды мутаций.
Уметь:
- определять типы мутаций по описанию;
- владеть алгоритмом решения задач
Цитологические основы наследственности
Определение исходного уровня знаний
Задание 1. Терминологический диктант (работа на листах контроля)
- Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости …
- Совокупность генов, которую организм получает от родителей …
- Пределы, в которых возможно изменение признака у данного генотипа …
- Фенотипическая, модификационная, определенная изменчивость иначе называется …
- Наследственные изменения генетического материала назывются …
- Процесс возникновения мутаций называется …
- Термин мутация введён …
- Совокупность генов, характерных для гаплоидного набора хромосом данного вида называется …
- Свойство организма приобретать новые признаки и свойства в течение жизни …
- Факторы, вызывающие проявление мутаций называется …
- Вид изменчивости, в результате которой образуется уникальный генотип …
- Метод, используемый для обнаружения генных мутаций …
- Метод, используемый для обнаружения хромосомных мутаций …
Задания для самостоятельной работы студентов:
Задание 1. Заполнить схему «Классификация видов изменчивости»
Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика модификационной и мутационной изменчивости»
Признаки | Модификации | Мутации |
Передается ли новый признак по наследству? | ||
Зависит ли признак от изменений в генотипе? | ||
Можно ли заранее предсказать, как (в каком направлении) изменится организм под воздействием внешних условий | ||
Какое значение для особи имеет? | ||
Каково значение для вида? | ||
Какова роль в эволюции? | ||
Причины. |
Задание 3. Заполните таблицу «Классификация мутаций»
По причинам | По мутировавшим клеткам | По изменению генетического материала | По изменению фенотипа | По исходу для организма |
1. | 1. | 1. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. | 2 | 2. |
3. | 3. | 3. | ||
4. | 4. | |||
5. |
Задание 4. Укажите черты, характеризующие разные формы изменчивости.
1.Модификационная | А. Новые комбинации генов возникают у потомков вследствие независимого расхождения пар гомологичных хромосом в процессе мейоза при образовании половых клеток у родителей. |
2.Мутационная | В. Генетические рекомбинации между гомологичными хромосомами являются результатом кроссинговера |
3.Комбинативная | С. Причиной возникновения рекомбинантных хромосом является замена или выпадение пар азотистых оснований в молекуле ДНК |
D. Изменения не передаются следующему поколению и могут исчезать после прекращения действия, вызывающего их фактора | |
E. Изменения возникают внезапно, ненаправленно. | |
F. Возникающие изменения передаются из поколения в поколение. | |
G. Возникшие изменения в фенотипе как правило соответствуют изменениям среды |
Ответы:1. Модификационная – 2. Мутационная – 3. Комбинативная –
Задание 5. Установите соответствие между формами изменчивости и их характеристиками:
1.Модификационная | А. Изменение сочетания генов |
2.Мутационная | В. Неизменность генов |
3.Комбинативная | С. Сопровождается изменением молекулы ДНК |
D. Сопровождается изменением структуры хромосом | |
E. Сопровождается изменением числа хромосом | |
F. Ненаследственный характер | |
G. Наследственный характер | |
H. Групповой характер |
Ответы:1. Модификационная – 2. Мутационная – 3. Комбинативная –
Задание 6. Укажите примеры, характеризующие разные формы изменчивости.
1.Модификационная | А. В условиях тропической Африки у капусты не образуется кочан |
2.Мутационная | В. Появление у растений земляники с красными и белыми ягодами потомства с розовыми ягодами. |
3.Комбинативная | С. Появление карликового растения пшеницы среди растений нормальной высоты |
D. Рождение ребенка с синдромом Дауна | |
E. Позеленение клубней картофеля на свету. | |
F. ягнят выращивали в условиях холода, и у них шерсть стала гуще (Модификация) | |
G.На поле все всходы погибли от холода, а одно более морозостойкое растение выжило (Мутация) | |
H.При добавлении толчёного мела в корм курам скорлупа яиц становится толще (Модификация) |
Ответы:1. Модификационная – 2. Мутационная – 3. Комбинативная –
Задание 7. Установите соответствие между типами мутаций и характером изменения генетического материала:
1.Генные | А. изменение числа гаплоидного набора хромосом |
2.Хромосомные | В. Изменение последовательности нуклеотидов в гене |
3.Геномные | С. Изменение положения участков хромосом |
D. Отрыв концевой части хромосомы | |
E. Кратное увеличение числа хромосом | |
F. Замена пары азотистых оснований в молекуле ДНК | |
G. Изменение хромосом не кратное гаплоидному | |
H. Выпадение пары азотистых оснований в ДНК |
Ответ: 1. Генные – 2.Хромосомные - 3.Геномные –
Задание 8. Установите соответствие между видами хромосомных мутаций и характером изменения генетического материала:
1.Делеция | А. Удвоение участка хромосомы |
2.Дупликация | В. Изменение последовательности нуклеотидов в гене |
3.Инверсия | С. Нехватка участка хромосомы |
4.Транслокация | D. Перенос участка с одной хромосомы на другую, негомологичную первой |
E. Кратное увеличение числа хромосом | |
F. Уменьшение числа хромосом на 1 | |
G. Поворот участка хромосомы на 180 ° |
Ответ: 1.____ 2. ____ 3. ____ 4. _____
Задание 9. Установите соответствие между примерами и причинами, которые их вызвали:
1.Генные мутации | А. Рождение ребенка с синдромом «кошачьего крика» |
2.Хромосомные | В. Трисомия 21-й хромосомы |
3.Гетероплоидия | С. Рождение ребенка с синдромом Клайнфельтера |
4.Полиплоидия | D. Рождение ребенка больного серповидно-клеточной анемией |
E. Рождение ребенка больного фенилкетонурией | |
F. Получение капустно-редечного гибрида | |
G. Рождение ребенка с синдромом Шерешевского-Тернера | |
H. Рождение ребенка больного гемофилией |
Ответ: 1.____ 2. ____ 3. ____ 4. _____
Домашнее задание: Тема следующего занятия «Наследственные заболевания человека.». Медицинская генетика: учебник / под ред. Н. П. Бочкова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014 г.
Материалы лекции 7 и 8. Законспектировать: "Особенности клинических проявлений наследственной патологии" с.113-114, «Особенности болезней с наследственным предрасположением» с.152-156, "Принципы лечения больных с наследственной патологией" с.162-165. Контрольные вопросы в конце темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учись видеть прекрасное в человеке
УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ» Задачи:дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетиче...
Умей видеть в другом человеке
Урок-общение. Цель: развитие коммуникативные навыки; активизировать познавательную деятельность путем решения проблемных ситуаций и ролевых игр....
Классный час НА ТЕМУ: «УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»
Классный час НА ТЕМУ:«УЧИСЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ»(Для учащихся 13 — 14 лет) Задачи: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в р...
тест для 10 класса по темам "Деятельность, виды деятельности", "Мировоззрение, его виды и формы", "Человек в системе социальных связей".
Предназначено для промежуточного контроля знаний обучающихся, изучающих школьный курс обществознания. В тесте предоставлены задания с выбором одного правильного ответа, с выбором и записью нескольких ...
Биология 10 класс. Тема урока: Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генетические мутации. Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающ
Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генетические мутации. Лабораторная работа № 6 «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последс...
Самостоятельная работа по биологии на тему "Виды мутаций"
Самостоятельная работа по биологии 9 класс. Заполнить таблицу. Ответить на вопросы:1)Что называют мутагенным фактором? Какие бывают мутагенные факторы?2) Что называют канцерогенн...
Методическая разработка "Изменчивость и виды мутаций"
Методическая разработка по генетике человека...