Распространение пед опыта
статья на тему
Предварительный просмотр:
Метапредметные образовательные результаты: как их оценить и обеспечить
Шишкина Н.А., учитель биологии и химии МБОУ «СШ № 40»
Для формирования и дальнейшего контроля УУД на уроках биологии необходимо выбрать цель и объекты анализа. Для формирования метапредметных умений необходимо составить задания, объединенных в группы и отличающиеся между собой и сгруппированы в виде основных блоков познавательных метапредметных умений:
- умений, лежащих в основе читательской компетенции (чтение и понимание письменных текстов);
- умений по работе с информацией (понимание информации, представленной в различной форме, преобразование информации из одной знаковой системы в другую);
- умений, связанных с освоением общелогических приемов познания (сравнение, моделирование, классификации и т.д.);
- умений, связанных с овладением различными методами познания.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Рассмотрим формирование метапредметных умений для 5-6 классов.
1.Регулятивные УУД
- Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Предлагать пути и способы, средства самостоятельного решения проблемы для достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- Умения обосновывать выбор оценки за проведенную работу.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Познавательные УУД
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение; строить классификацию на основе выделенных признаков.
- Строить логическое суждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Уметь:
- производить поиск информации, анализировать и оценивать её.
- рассматривать биологические процессы и оценивать их;
– использование биологических знаний в быту;
- объяснять устройство окружающего мира с точки зрения биологической науки.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, а также дополнительный материал предоставленный учителем или дополнительный источники принесенными учениками (справочники, энциклопедии, мультимедийные презентации).
- Коммуникативные УУД
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Для осуществления отслеживания необходимо составить в виде таблицы распределения заданий познавательных метапредметных умений с различным уровнем сложности ( содержательную структуру диагностической работы), с указанием максимального балла по каждому проверяемому умению:
- методы познания природы;
- общелогические умения;
- читательские умения;
- работа с информацией.
Содержательная структура вариантов диагностической работы
Код | Проверяемая группа познавательных метапредметных умений | Количество заданий | Максимальный балл | |||
Всего | I уровень | II уровень | III уровень | |||
1 | Методы познания | |||||
2 | Общелогические умения | |||||
3 | Читательские умения | |||||
4 | Работа с информацией | |||||
Всего: | ||||||
Максимальный балл: |
Уровни сложностей задания определены смысло-ориентированной технологией обучения:
1 уровень – выполнение заданий по образцу или алгоритму;
2 уровень - выбор оптимального сочетания нескольких алгоритмов;
3 уровень – преобразование известного алгоритма в соответствии с поставленной задачей или заданием.
В результате осуществляется выявления индивидуального уровня сформированности и овладения обучающимися познавательных метапредметных умений в каждом варианте.
Результаты диагностики представлены в таблице:
Уровни овладения метапредметными умениями | % учащихся, продемонстрировавших данный уровень подготовки | ||
Высокий (от 23 до 33 баллов) | |||
Средний (от 10 до 22 баллов) | |||
Низкий (менее 10 баллов) | |||
Структура овладения учащимися метапредметных умений | Средний процент выполнения группы заданий | ||
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень | |
1. Методологические умения | |||
2. Логические умения | |||
3. Работа с текстом | |||
4. Работа с информацией |
Низкий уровень показывает, что обучающийся владеет низким уровнем овладения метапредметных умений, может испытывать серьезные трудности в дальнейшем процессе обучения, ему необходимы компенсирующие занятия по освоению всего спектра общеучебных умений.
Средний уровень говорит о том, необходим анализ выполнения учащимся каждой группы заданий с целью выявления трудностей в освоении тех или иных способов действий и проведения соответствующей целенаправленной коррекции.
Высокий уровень показывает, что обучающие свободно владеют переносом знаний в нестандартные условия.
На протяжении всего учебного времени проводится контроль следующих метапредметных умений:
Код | Контролируемые метапредметные умения |
1.1 | Описание объекта наблюдения по определённому алгоритму |
1.2 | Выявление идеи (предположения), которая проверяется в ходе наблюдения или опыта |
1.3 | Определение последовательности выполнения действий… Обнаружение изменений, происходящих с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией) |
1.4 | Нахождение и формулирование правила, закономерности, выводов по результатам наблюдений, опытов |
2.1 | Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков |
2.2 | Сравнение объектов по наиболее характерным признакам, формулировка выводов по результатам сравнения |
2.3 | Систематизация объектов по указанному признаку. Классификация по заданным критериям |
2.6 | Использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач (узнавание модели, соответствующей данному объекту; самостоятельное конструирование объекта для заданной модели) |
2.7 | Умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач |
3.3 | Определение основной темы текста |
3.4 | Составление простого плана к тексту |
3.5 | Нахождение информации, фактов, заданных в тексте в явном виде |
3.6 | Установление связей, не высказанных в тексте напрямую, их интерпретация. Формулирование на основе текста простых выводов |
3.7 | Понимание информации, представленной в тексте в неявном виде. |
3.8 | Нахождение в тексте примеров, поясняющих смысл неизвестных слов Элементарное обоснование высказанного суждения |
3.10 | Формулирование простых оценочных суждений на основе текста |
4.1 | Умение определять примерное содержание незнакомой книги по названию, типу справочного издания |
4.2 | Работа с информацией, представленной в разных форматах (таблица, диаграмма) |
4.3 | Овладение первоначальными умениями преобразования информации из одного вида в другой |
Выводы
При проведении диагностики по оценке уровня сформированности познавательных метапредметных умений на 1-м уровне проверяются:
- выявление идеи (предположение), которая проверяется в ходе наблюдения или опыта;
- узнавание модели, соответствующей данному объекту;
- определение темы книги по ее названию;
- нахождения информации, фактов, заданных в тексте в явном виде;
-формулирование выводов по содержанию текста;
- составление простого плана к тексту;
- определение основной темы текста.
На 2-м уровне уровне проверяются следующие умения: методологические, логические, работа с информацией и текстом.
На 3- м уровне проверяются умения:
- нахождение и формулирование правила, закономерности, выводов по результатам наблюдений, опытов;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- элементарное обоснование высказанного суждения;
- формулирование простых оценочных суждений на основе текста.
Используемая литература
- Корягин Д.А. «Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии» ( на правах рукописи) - Москва, 2015.
- Корягин Д.А. Экспериментальная методическая модель формирования регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения биологии /Д.А. Корягин // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Современные тенденции в образовании науке». Часть 12. – 2013. – Тамбов. - С. 90-92.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования физических понятий. Учебное пособие по спецкурсу. — Челябинск: Челябинский рабочий, 1988. — 86 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САЙТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ МОУ ГИМНАЗИЯ №10 КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В данной статье рассматривается возможность использования информационно – коммуникационных технологий для распространения накопленного педагогического опыта учителей математики и информатики...
Работа воспитателя Бабковой С.А. по обобщению и распространению собственного опыта
http://youtu.be/17ZLD-oEBeU...
Выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта
В данной публикации представлены основные проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта...
Распространение педагогического опыта
Распространение педагогического опыта...
Распространение педагогического опыта.
Информация об участии в семинарах, конкурсах, и др....
Обобщение и распространение инновационного опыта
Обобщение и распространение инновационного опыта...