Исследовательская работа: Влияет ли рН воды на рост бобов?
проект по биологии (5 класс) на тему

Исследовательская работа "Влияет ли рН воды на рост бобов?" - результат кропотливой работы на протяжении нескольких месяцев. С данной работой Анастасия, ученица 5 класса, стала призёром второго этапа Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обущающихся образовательных организаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа21.46 КБ
Файл Презентация2.38 МБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Межрайонный совет директоров образовательных организаций СВАО № 3

Исследовательская работа

Влияет ли рН воды на рост бобов?

Выполнила:

Лебедева Анастасия Александровна,

ученица 5 «А» класса

ЧОУ «Лотос»

Научный руководитель:

Бороздина Юлия Николаевна,

учитель географии и биологии

ЧОУ «Лотос»

Москва - 2016

Введение

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. рН-фактор. Кислоты и основания.

1.2. Влияние рН-фактора воды на рост растений.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Подготовка к проведению эксперимента

2.2. Методика проведения эксперимента

2.3. Ведение наблюдений

Выводы

Список литературы

Введение.

     Всем известно, что для роста растений необходимы определённые условия.  Им нужен субстрат для роста, обычно грунт, свет и вода. Изучив тему прорастание семян, я узнала, что семенам разных растений необходимо различное количество света и определённая почва. Но влияет ли качество воды на прорастание семян? Моя гипотеза – да, влияет.

     Объектом своего исследования я выбрала семена фасоли. Цель моей работы – выяснить, повлияет ли рН воды, которой я буду поливать семена фасоли, на их всхожесть и рост. Для достижения поставленной цели, я сформулировала и последовательно решала следующие задачи:

  1. Выяснить, что такое рН-фактор.
  2. Узнать, чем отличаются нейтральные, кислые и щелочные жидкости.
  3. Узнать, важен ли рН фактор для роста растений.
  4. Провести опыт с семенами фасоли.
  5. Сделать вывод о том, какую воду предпочитают бобы: нейтральную, кислую или щелочную.

     В своей работе я использовала следующие методы: теоретический анализ литературных источников, обобщение, эксперимент, наблюдение.

  1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

1.1. рН-фактор. Кислоты и основания.

     Шкала значений рН используется для определения, насколько жидкость кислая или основная. Буква р – начальная от датского слова potenz (степень), Н – символ водорода.

     Дистиллированная вода – нейтральная жидкость. Это значит, что она по своим свойствам находится точно посередине между кислотой и основанием и не является ни тем, ни другим.

     Шкала значений рН начинается с 0 и заканчивается на 14. Чем жидкость более кислая, тем меньше значение её рН. Чем менее кислая, или более основная жидкость, тем у неё выше значение рН.

     Жидкости имеют определённое значение рН в результате образования из молекул положительных или отрицательных ионов. Ион образуется в результате потери или присоединения атомом электрона. Когда атом теряет электрон, получается положительный ион, когда он их присоединяет – отрицательный.

     Жидкости в зависимости от содержания в них ионов (положительных или отрицательных) будут кислыми или основными (щелочными). Чем больше в растворе положительных ионов, тем он более кислый. Чем больше в растворе отрицательных ионов, тем он более основной.

1.2. Влияние рН-фактора воды на рост растений.

     Некоторые растения предпочитают кислые условия. К ним относятся, например: крокусы, горный лавр, клюква, земляника, голубика, розы, гортензия, азалия, рододендрон, дикая яблоня, ива, магнолия, дуб, берёза, ель, пихта, сосна, падуб.

     Другие растения предпочитают щелочную почву. Это астра, гвоздика, лилия, апельсин, клематис, ясень, клён, бук, фундук, вишня, слива, барбарис, самшит, тис.

     Садовники часто помогают растениям, делая почву, в которой те растут, более кислой или более щелочной.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Подготовка к проведению эксперимента

     Для проведения эксперимента необходимы следующие материалы:

  1. Вещества, изменяющие уровень рН в воде (пищевая сода, лимонная кислота).
  2. Индикаторные полоски для рН или лакмусовые бумажки.
  3. Шесть пластиковых стаканчиков.
  4. Почва.
  5. 30 бобов.
  6. Дистиллированная вода.
  7. Измерительная линейка.
  8. Три пластиковых бутылки одинакового объёма.

2.2. Методика проведения эксперимента

     Очень важно, чтобы все стаканчики с семенами бобов находились в одинаковых условиях. Чтобы всем досталось одинаковое количество света, тепла и так далее. И очень важно, чтобы каждое растение получало одинаковое количество воды.

Ход работы:

  1. Я приготовила воду с разными значениями рН. Одна бутылка осталась нетронутой – простая вода с рН = 7. Во вторую бутылку я добавила лимонную кислоту (0,5 чайной ложки) и получила кислую воду. В третью бутылку добавила пищевую соду (0,5 чайной ложки) и получила щелочную воду.
  2. Посадила по 5 бобов в каждый из шести стаканчиков, заполненных землёй на три четверти.
  3. Для каждого стаканчика подобрала свою чашку и бутылку. Подписала их.
  4. Поливала семена каждый день одинаковым количеством воды из нужной бутылки.
  5. Наблюдала, когда прорастут бобы и визуально определяла, насколько выросли бобы.

2.3. Ведение наблюдений.

Всхожесть семян в каждом их шести стаканчиков:

Дата наблюдений

Кислая вода

Нейтральная вода

Щелочная вода

Стакан №1

Стакан №2

Стакан №3

Стакан №4

Стакан №5

Стакан №6

22.01

-

-

-

-

-

-

23.01

-

-

-

-

-

-

24.01

-

-

-

-

-

-

25.01

-

-

-

-

-

-

26.01

-

-

-

-

-

-

27.01

-

-

+

-

-

-

28.01

-

-

++

-

-

-

29.01

-

+

++++

++

-

-

30.01

-

+

++++

+++

+

-

31.01

++

++

+++++

++++

++

+

Выводы.

     Наблюдая за опытными образцами, я увидела, что первые всходы появились в нейтральной среде, на шестой день, после заложения семян. На восьмой день опыта проросло одно семя, поливаемое кислой водой, а проростков, поливаемых нейтральной водой стало четыре. Уже сейчас можно сделать вывод о том, что лучше всего семена фасоли прорастают в нейтральной среде.

     На десятый день после закладки опыта,я определила лабораторную всхожесть семян. Лабораторная всхожесть семян – это процентное содержание нормально проросших семян по отношению к общему количеству семян в опыте.

     Провела подсчет проросших и не проросших семян и данные занесла в таблицу.

По результатам исследования видно, что в нейтральной среде проросли 9 семян из 10, в кислой – 4, в щелочной – 3. Фасоль, выращиваемая в нейтральной среде, росла и развивалась быстрее других. Из этого можно сделать вывод, что рН воды влияет на рост фасоли.

Список литературы.

  1. Увлекательные опыты. Биология, физика, химия, науки о Земле / Ненси К. ОЛори, Сьюзен Шелли; - М.: АСТ: Астрель, 2009.
  2. Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. – М.: Вентана-Граф, 2013.
  3. Интернет-ресурсы

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛОТОС» Исследовательская работа на тему: Влияет ли рН воды на рост бобов? Москва 2016 Выполнила: Лебедева Анастасия Александровна, ученица 5 «А» класса Научный руководитель: Бороздина Юлия Николаевна, учитель географии и биологии

Слайд 2

Гипотеза – рН воды влияет на прорастание семян .

Слайд 3

Цель – выяснить, повлияет ли рН воды, которой я буду поливать семена фасоли, на их всхожесть и рост. З адачи: Выяснить, что такое рН-фактор . Узнать, чем отличаются нейтральные, кислые и щелочные жидкости. Узнать, важен ли рН фактор для роста растений. Провести опыт с семенами фасоли. Сделать вывод о том, какую воду предпочитают бобы: нейтральную, кислую или щелочную. Объект исследования - семена фасоли. М етоды - теоретический анализ литературных источников, обобщение, эксперимент, наблюдение.

Слайд 5

Материалы, необходимые для проведения эксперимента

Слайд 6

Я приготовила воду с разными значениями рН . Посадила по 5 бобов в каждый из шести стаканчиков

Слайд 7

Поливала семена каждый день одинаковым количеством воды из нужной бутылки. Наблюдала, когда прорастут бобы и визуально определяла, насколько они выросли. Очень важно, чтобы все стаканчики с семенами бобов находились в одинаковых условиях!

Слайд 8

Дата наблюдений Кислая вода Нейтральная вода Щелочная вода Стакан №1 Стакан №2 Стакан №3 Стакан №4 Стакан №5 Стакан №6 22.01 - - - - - - 23.01 - - - - - - 24.01 - - - - - - 25.01 - - - - - - 26.01 - - - - - - 27.01 - - + - - - 28.01 - - ++ - - - 29.01 - + ++++ ++ - - 30.01 - + ++++ +++ + - 31.01 ++ ++ +++++ ++++ ++ +

Слайд 10

Дата наблюдений Кислая вода Нейтральная вода Щелочная вода Стакан №1 Стакан №2 Стакан №3 Стакан №4 Стакан №5 Стакан №6 22.01 - - - - - - 23.01 - - - - - - 24.01 - - - - - - 25.01 - - - - - - 26.01 - - - - - - 27.01 - - + - - - 28.01 - - ++ - - - 29.01 - + ++++ ++ - - 30.01 - + ++++ +++ + - 31.01 ++ ++ +++++ ++++ ++ +

Слайд 11

Вывод: Семена фасоли быстрее прорастают, если их поливать нейтральной водой. Растений, появившихся из этих семян больше, чем в других стаканчиках, они быстрее растут и развиваются. Моя гипотеза подтвердилась: рН воды влияет на всхожесть семян и рост растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Изучение качества родниковой воды"

Цель работы: оценка качества экологического состояния родниковой воды по физико-химическим показателям воды...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ «ЗЕЛЕНА ВОЛНА» Исследовательская работа "Как я расходую воду у себя дома" 2011г

В данном материале представлена исследовательская работа "Как я расходую воду у себя дома" в рамках ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ «ЗЕЛЕНА ВОЛНА». Выполнили ученицы:  Вергунова Ксения-5 «А»...

Исследовательская работа "Химический анализ питьевой воды в условиях школы"

Вода является источником всего живого на Земле. Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление...

Презентация к исследовательской работе: "Способы очистки питьевой воды"

Презентация к исследовательской работе по теме:"Способы очистки питьевой воды"...

Исследовательская работа Влияние фитонцидов н растений на рост и развитие плесени мукор на хлебе

Исследовательская работа Влияние фитонцидов растений на рост и развитие плесени мукор на хлебе...

Исследовательская работа «Сравнение рН бутилированной воды из различных источников. Минеральный состав воды»

С проблемой качества питьевой воды столкнулась и моя семья, пытаясь найти ответ на вопрос: «Какую воду мы пьем? Безопасна ли она для нашего организма?» В своей исследовательской работе я р...