Рабочая программа по биологии 7 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1996»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора Руководитель
__________Е.В. Сухаревская __________А.В. Адамич
« 8 » июня 2015 г. «28» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015-2016 учебный год
Предмет: биология
Класс: 7 Б
Программа: общеобразовательная (базовый уровень)
Учебник: Биология. 7 класс (учебник) под ред. В. В. Пасечника
Количество учебных часов в неделю: 2 ч.
Составитель: Ситникова Елена Николаевна
учитель биологии
Рассмотрено на заседании методического объединения
естественно - научного цикла
Протокол № 5 от «5» июня 2015 года
_____________ Л.Б.Шпиллер
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 7-х общеобразовательных классов и составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
1.Федеральным государственный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2.Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 12.2012;
3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08.04.2015 № 1/15
4. Программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Цели и задачи:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.); создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 2 час в неделю, всего 68 часов в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осознание своей этнической принадлежности;
- знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 часа).
Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
2. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 часов).
Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа:
Изучение строения плесневых грибов.
3. Многообразие растительного мира (26часов).
Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего строения водорослей.
Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Стержневая и мочковатая корневая системы.
Внутреннее строение ветки дерева.
Листья простые и сложные, их жилкование и расположение.
Строение кожицы листа.
Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).
Строение цветка.
Соцветия.
Классификация плодов.
4. Многообразие животного мира (27 часов)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
Изучение многообразия одноклеточных животных.
Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.
5. Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа).
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
6. Экосистемы (4 часа).
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Лабораторные работы/практические работы | Контрольные работы | ||
1. | Многообразие организмов, их классификация. | 2 | - | - |
2. | Бактерии. Грибы. Лишайники. | 6 | 1 | - |
3. | Многообразие растительного мира. | 26 | 13 | 1 |
4. | Многообразие животного мира. | 27 | 3 | 1 |
5. | Эволюция растений и животных, их охрана. | 3 | - | - |
6. | Экосистемы. | 4 | - | 1 |
Итого | 68 | 17 | 3 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ» 7 КЛАСС (68 ЧАСОВ).
№ | дата | Тема урока | Кол-во часов | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Форма проведения занятия | Объем и содержание д/з |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 |
Многообразие организмов, их классификация (2ч) | |||||||
1 | 09 | Вводный инструктаж по ОТ. | 1 | Познакомить с систематикой – наукой о многообразии и классификации организмов; раскрыть задачи и значение систематики; познакомить с учебником, его методическим аппаратом, правилами работы и требованиями учителя; продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории | Предметные: расширить и углубить знания о многообразии живых организмов, знакомиться с основными положениями систематики как науки Метапредметные: осваивают основные положения и критерии классификации Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, продолжают формироваться научное мировоззрение на основе единства живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §1 |
2 | 09 | Вид – основная единица систематики | 1 | Сформировать представление о виде как основной единице систематики, признаках (критериях) вида; познакомить с редкими видами растений и животных; раскрыть значение знаний о виде, его признаках для сохранения видового разнообразия на Земле. | Предметные: узнают об основных критериях вида, о приспособле-ниях особей вида к среде обитания Метапредметные: учатся сравнивать особи одного и разных видов, находить черты сходства и различия между ними Личностные: формируется познавательный мотив, элементы экологической культуры, любовь и бережное отношение к родной природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §2 |
Бактерии. Грибы. Лишайники. (6ч) | |||||||
3 | 09 | Бактерии –доядерные организмы. | 1 | Развивать знания об особенностях строения, питания, размножения и распространения бактерий, их отличии от растений и животных, о примитивном уровне их организации. | Предметные: знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их многообразием и отличием от растений и животных Метапредметные: продолжают формировать умения самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §3 |
4 | 09 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Продолжить формирование знаний о разнообразии бактерий и их роли в природе и жизни человека | Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека Метапредметные: учатся устанавливать роль бактерий на основе анализа пищевой цепи Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения роли бактерий в круговороте веществ в природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §4 |
5 | 09 | Грибы – царство живой природы | 1 | Продолжить формирование знаний о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, их сходстве и отличиях от растений и животных | Предметные: знакомятся с характерными признаками грибов как самостоятельного царства живой природы Метапредметные: учатся выделять признаки грибов и на основе их доказывать, почему грибы были выделены в самостоятельное царство природы Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения грибов как самостоятельного царства живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §5 |
6 | 09 | Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Лабораторная работа №1. Изучение строения плесневых грибов. | 1 | Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, со съедобными и ядовитыми шляпочными грибами, с правилами их сбора, мерами предупреждения отравления ядовитыми грибами | Предметные: знакомятся со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, их ролью в жизни человека Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования по сравнению грибов, выделению характерных для них признаков, делать выводы на основе сравнения Личностные: формируется познавательная мотивация на изучение объектов природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §6 |
7 | 09 | Грибы – паразиты растений, животных, человека | 1 | Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности грибов-паразитов, поражающих посевы культурных растений, вызывающих заболевания животных и человека; обобщить знания о бактериях и грибах как самостоятельных царствах живой природы | Предметные: знакомятся с грибами-паразитами и их ролью в природе Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, самостоятельно готовить сообщения и участвовать в их обсуждении и оценке Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §7 |
8 | 09 | Лишайники – комплексные симбиотические организмы | 1 | продолжить формирование знаний о лишайниках как комплексных организмах, об особенностях их строения, жизнедеятельности, о приспособленности к жизни в различных условиях, их роли в природе и жизни человека | Предметные: расширяют знания о лишайниках как симбиотических организмах Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основе делать выводы Личностные: формируется экологическая культура УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §8 |
Многообразие растительного мира (26ч) | |||||||
9 | 09 | Общая характеристика водорослей | 1 | Развить понятия о многообразии, среде обитания и жизнедеятель-ности водорослей | Предметные: обобщить знания о многообразии, среде обитания и жизнедеятельности водорослей Метапредметные: выделяют существенные признаки в строении и жизнедеятельности водорослей и на этой основе дают им характеристику как низшим растениям Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §9 |
10 | 09 | Многообразие водорослей. Лабораторная работа №2.Изучение внешнего строения водорослей. | 1 | Расширить знания о многообразии водорослей, познакомить с представителями основных отделов водорослей | Предметные: Расширяют знания о многообразии водорослей, познакомятся с представителями основных отделов водорослей Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы, учатся работать с различными источниками информации Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §10 |
11 | 10 | Значение водорослей в природе и жизни человека | 1 | Познакомить со значение водорослей в природе и жизни человека | Предметные: узнают о значении водорослей в природе и жизни человека Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации и проводить отбор материала для составления схемы Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §11 |
12 | 10 | Высшие споровые растения | 1 | Дать общую хар-ку высших споровых растений; познакомить с происхождением и циклом развития высших споровых растений | Предметные: расширяют знания о высших споровых растениях, узнают об их происхождении и цикле развития Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растенй и устанавливать у них черты усложнения по сравнению с низшими растениями Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §12 |
13 | 10 | Моховидные. Лабораторная работа №3.Изучение внешнего строения мхов (на местных видах). | 1 | Познакомить с характерными особенностями высших растений на примере мхов; показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; познакомить со средой обитания мхов; раскрыть роль мхов в природе и жизни человека | Предметные: узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §13 |
14 | 10 | Папоротниковидные. Лабораторная работа №4.Изучение внешнего строения папоротника (хвоща). | 1 | Познакомить с особенностями строения и размножения папоротников, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами | Предметные: узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организацией Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: формируется научное мировоззрение. УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §14 |
15 | 10 | Плауновидные. Хвощевидные. | 1 | Познакомить с особенностями строения плауновидных и хвощевидных, с их ролью в природе и жизни человека | Предметные: расширяют свои знания о плауновидных и хвощевидных как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами Метапредметные: учатся выделять существенные признаки плауновидных и хвощевидных и доказывать их принадлежность к высшим споровым растениям Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §15 |
16 | 10 | Голосеменные - отдел семенных растений | 1 | Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности голосеменных раст., с их практическим значением в жизни человека | Предметные: расширяют знания о характерных признаках и многообразии голосеменных раст. Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущество перед высшими споровыми растениями Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §16 |
17 | 11 | Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа №5. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. | 1 | Познакомить с разнообразием хвойных растений | Предметные: расширяют знания о голосеменных растениях и их разнообразии Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, лабораторная работа»5 комбиниро-ванный | §17 |
18 | 11 | Покрытосеменные, или Цветковые | 1 | Обобщить и углубить знания об особенностях строения, о многообразии, среде обитания, значении в природе и жизни человека покрытосеменных растений | Предметные: обобщают и углубляют знания о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений Метапредметные: учатся на основе выделения существенных признаков покрытосеменных раст. объяснять, почему их можно рассматривать как наиболее высокоорганизованную и господствующую группу растительного мира Личностные: формируется любовь и бережное отношение к природе как элементы экологической культуры УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §18 |
19 | 11 | Строение семян. Лабораторная работа №6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений. | 1 | Познакомить с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать умение выявлять общие и отличительные признаки в строении семян | Предметные: знакомятся с особенностями строения семян растений и их значением. Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: формируется познавательный интерес к изучению новых объектов живой природы УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, лабораторная работа №6 комбиниро-ванный | §19 |
20 | 11 | Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №7. Стержневая и мочковатая корневая системы. | 1 | Сформировать знания о видах корней, типах корневых систем и зонах корня; раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией; продолжить формирование умений делать выводы, проводить л/р | Предметные: знакомятся с видами корней, типами корневых систем и их функциями Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке, оформлять её результаты и на их основании делать выводы Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §20 |
21 | 11 | Видоизменения корней. | 1 | Сформировать понятие о видоизменении корней | Предметные: знакомятся с видоизменениями корней как результатом приспособления к условиям существования Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §21 |
22 | 11 | Побег и почки | 1 | Сформировать понятие «побег», «почки вегетативные и генеративные»; познакомить с типами листорасположения; объяснить, как распознавать вегетативные и генеративные почки, их расположение на стебле; познакомить с развитием побега из почки; на основе наблюдений за развитием побега раскрыть сущность процессов роста и развития | Предметные: знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки Метапредметные: развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основе делать выводы Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §22 |
23 | 11 | Строение стебля. Лабораторная работа №8.Внутреннее строение ветки дерева. | 1 | Показать роль стебля в жизни растения; познакомить с внешним и внутренним строением стебля; установить взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми им функциями | Предметные: знакомятся с внешним и внутренним строением стебля Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §23 |
24 | 12 | Внешнее строение листа. Лабораторная работа №9. Листья простые и сложные, их жилкование и расположение. | 1 | Сформировать знания о листе как важной составной части побега; познакомить со строением и основными функциями листа; распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на стебле | Предметные: знать особенности строения листьев и выполняемые ими функции Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязи строения и выполняемых функций УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §24 |
25 | 12 | Клеточное строение листа. Лабораторная работа №10. Строение кожицы листа. | 1 | познакомить с клеточным строением листа; установить связь особенностей строения клеток с выполняемыми ими функциями; продолжить формирование умения приготовления микропрепарата и работы с ним | Предметные: знакомятся с особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §25 |
26 | 12 | Видоизменения побегов. Лабораторная работа №11. Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень). | 1 | Познакомить с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением; продолжить формирование умений проводить л/р и делать выводы | Предметные: знакомятся с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §26 |
27 | 12 | Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа №12. Строение цветка. | 1 | Сформировать знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинки; сделать вывод о родстве покрытосеменных раст. на основе установления сходства в строении цветков различных растений | Предметные: знакомятся со строением цветка Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §27 |
28 | 12 | Соцветия. Лабораторная работа №13. Соцветия. | 1 | Познакомить с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение | Предметные: знакомятся с наиболее распространенными соцветиями Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §28 |
29 | 12 | Плоды. Лабораторная работа№14. Классификация плодов. | 1 | Познакомить с разнообразием плодов; подвести к выводу о родстве цветковых растений | Предметные: знакомяться с типами плодов и их классификацией Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению разнообразия плодов УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §29 |
30 | 12 | Размножение покрытосеменных растений | 1 | Познакомить с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов | Предметные: знакомятся с различными способами опыления цветковых растений, с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов Личностные: демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §30 |
31 | 12 | Классификация покрытосеменных | 1 | Познакомить с признаками растений классов двудольных и однодольных; сформировать представление о семействах покрытосеменных раст.,о многообразии цветковых раст. и их хозяйственном значении | Предметные: знакомятся с классификацией и основными систематическими группами рпастений Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §31 |
32 | 12 | Класс Двудольные | 1 | Познакомить с отличительными признаками растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых бобовых), сложноцветных; показать хозяйственное значение изученных растений | Предметные: знакомятся с отличительными признаками растений семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых (бобовых), сложноцветных Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §32 |
33 | 01 | Класс Однодольные | 1 | Познакомить с отличительными признаками и многообразием раст. семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями; продолжить работу по формированию умений распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение | Предметные: знакомятся с отличительными признаками и многообразием растений семейств лилейных и злаков Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §33 |
34 | 01 | Контрольная работа №1. | |||||
Многообразие животного мира (27 ч) | |||||||
35 | 01 | Общие сведения о животном мире | 1 | Выявить признаки сходства и различий между животными, растениями,грибами,бактериями; продолжить знакомство с многообразием животного мира; развить понятие о систематике живых организмов и о виде как систематической единице | Предметные: расширяют знания о царстве Животные, о классифика-ции животных, виде; развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением обосновать необходимость охраны животного мира Метапредметные: продолжают осваивать учебно- исследовательс-кую деятельность,устанавливать систематическую принадлежность объектов к царству животных, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §34 |
36 | 01 | Одноклеточные животные, или Простейшие. Лабораторная работа №15. Изучение многообразия одноклеточных животных. | 1 | Познакомить с общей характерис-тикой простейших, особенностя-ми их строения, жизнедеятель-ности; научить распознавать простейших, выявлять черты сходства и различий в строении растительной клетки и клетки простейших; продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты | Предметные: расширяют знания о характерных признаках и многообразии одноклеточных животных, совершенствуют умение различать простейших Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §35 |
37 | 01 | Паразитические простейшие. Значение простейших | 1 | Закрепить знания о характерных чертах строения и процессах жизнедеятельности одноклеточных животных; продолжить формирование представлений о простейших; раскрыть меры борьбы и профилактики заражения парази-тическими простейшими; познакомить со значением простейших в природе и жизни человека | Предметные: закрепляют знания о строении и жизнедеятельности одноклеточных животных, формируют представления о паразитических простейших, о профилактике заболеваний. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние в связи с формированием представлений о паразитических простейших, мерах борьбы и профилактике заражения простейшими-паразитами, значении простейших в природе и жизни человека УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §36 |
38 | 01 | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных | 1 | Расширить представления о тканях животных, их многообра-зии и значении; развить представления о взаимосвязи строения ткани и выполняемых ею функций; продолжить формирование понятий об органах, системах органов, о взаимосвязи строения и функций систем органов; развивать умение изучать с помощью микроскопа фиксированные препараты | Предметные: расширяются представления о типах тканей, формируются понятия об органах и системах органов; учатся различать ткани животных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §37 |
39 | 01 | Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа № 16. Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры. | 1 | Познакомить с общей характеристикой типа; сформировать представления о внешнем и внутреннем строении, жизнедеятельности кишечнополостных | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности, жизненными формами кишечнополостных; формируются понятия регенерации, рефлексе, бесполом и половом размножении кишечнополостных Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §38 |
40 | 02 | Многообразие кишечнополостных | 1 | Расширить представление о многообразии кишечнополостных, обосновать роль кишечнополостных расширяют представления о классах кишечнополостных | Предметные: расширяют представления о классах кишечнополостных, о их значении в природе и жизни человека Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §39 |
41 | 02 | Общая характеристика червей. Тип Плоские черви | 1 | Познакомить с общей характеристикой группы червей, сформировать представления о типе плоских червей; раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности ресничных червей, сосальщиков, ленточных червей, раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими плоскими червями | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §40 |
42 | 02 | Тип Круглые черви
| 1 | Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности круглых червей; сформировать знания о мерах профилактики заражения паразитическими круглыми червями | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей, учатся различать круглых червей Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §41 |
43 | 02 | Тип Кольчатые черви | 1 | Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей; раскрыть значение червей; обобщить, систематизировать и проверить знания о плоских, круглых, кольчатых червях | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности кольчатых червей, учатся различать кольчатых червей Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §41 |
44 | 02 | Класс Брюхоногие | 1 | Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности моллюсков; раскрыть значение брюхоногих и двустворчатых моллюсков | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, учатся различать моллюсков; формируются понятия о мантии, мантийной полости, сердце Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | 4§2 |
45 | 02 | Класс Головоногие моллюски | 1 | Расширить представления о многообразии моллюсков, позна-комить с особенностями строения и жизнедеятельности и значении головоногих моллюсков | Предметные: расширяют знания о моллюсках, формируется понятие о реактивном движении Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §43 |
46 | 03 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные | 1 | Познакомить с характерными признаками членистоногих, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности членистоногих, учатся различать членистоногих Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §44 |
47 | 03 | Класс Паукообразные | 1 | Рассмотреть особенности строения, многообразия, значения паукообразных | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, учатся различать паукообразных, формируются понятия о паутине, ядовитых железах, приемах предохранения от укусов клещей, профилактике заболеваний, вызываемых клещами Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: формируются ценности здорового образа жизни УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §45 |
48 | 03 | Класс Насекомые | 1 | Продолжать формировать знания об организации, размножении и развитии насекомых | Предметные: расширяют знания о строении и жизнедеятельности насекомых, формируется понятие о развитии насекомых с полным и неполным превращением Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §46. |
49 | 03 | Многообразие насекомых. Лабораторная работа №17. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям. | 1 | Продолжать знакомство с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека; раскрыть практическое значение пчеловодства; обобщить, систематизировать и проверить знания о членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных | Предметные: расширяют знания о многообразии, значении насекомых Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности , соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми-возбудителями болезней человека УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, комбиниро-ванный | §47 |
50 | 03 | Обобщающий урок | 1 | Обобщить, систематизировать и проверить знания о беспозвоноч-ных животных, их многообразии и приспособленности к среде обитания | Предметные: обобщают знания о беспозвоночных, формируется естественно-научная картина мира Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Контрольно-обобщающий урок | |
51 | 03 | Тип Хордовые | 1 | Познакомить с общей характеристикой хордовых животных; рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ланцетника | Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности хордовых; формируются понятия хорда, нервная трубка Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §48 |
52 | 03 | Строение и жизнедеятельность рыб | 1 | Познакомить с многообразием рыб, классами хрящевых и костных рыб; изучить особенности строения, размножения и развития рыб | Предметные: расширяют знания о позвоночных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития рыб Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §49 |
53 | 03 | Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб | 1 | Расширить представления о приспособленности рыб к условиям обитания; раскрыть значение рыб в природе и жизни человека; обосновать необходимость и меры охраны рыб; обобщить и систематизировать знания о рыбах | Предметные: расширяют знания о многообразии рыб; знакомятся с приспособлениями рыб к условиям Обитания; формируются понятия о промысловых рыбах, рыбоводстве Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §50 |
54 | 04 | Класс Земноводные | 1 | Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития земноводных | Предметные: расширяют знания о многообразии земноводных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §51 |
55 | 04 | Класс Пресмыкающиеся | 1 | Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития пресмыкающихся | Предметные: расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §52 |
56 | 04 | Класс Птицы | 1 | Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития птиц | Предметные: расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §53 |
57 | 04 | Многообразие птиц и их значение. Птицеводство | 1 | Расширить представления о приспособленности птиц разных экологических групп; раскрыть значение птиц; обосновать необходимость и меры охраны птиц; обобщить и систематизировать знания о птицах | Предметные: расширяют знания о многообразии птиц; Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §.54 |
58 | 04 | Класс Млекопитающие, или Звери | 1 | Познакомить с общей характеристикой млекопитающих; рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволяющие им освоить основные среды обитания | Предметные: расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §55 |
59 | 04 | Многообразие зверей | 1 | Расширить представления о многообразии млекопитающих; продолжить формирование представлений об экологических группах млекопитающих | Предметные: расширяют знания о многообразии теплокровных животных; Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §56 |
60 | 04 | Домашние млекопитающие | 1 | Расширить представления о домашних млекопитающих; познакомить с основными отраслями животноводства | Предметные: расширяют знания о домашних млекопитающих, животноводстве, значении зверей в жизни человека Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §57 |
61 | 04 | Контрольная работа №2. | 1 | ||||
Эволюция растений и животных, их охрана (3ч) | |||||||
62 | 05 | Этапы эволюции органического мира | 1 | Сформировать представления о развитии жизни, об основных ароморфозах растений и животных | Предметные: знакомятся с представлениями о развитии жизни и об основных ароморфозах растений и животных Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между появлением ароморфозов и эволюцией жизни на планете Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §58 |
63 | 05 | Освоение суши растениями и животными | 1 | Сформировать знания о выходе древних растений и животных на сушу, об условиях, обеспечивших этот переход, усложнении наземных растений и животных, о естественных причинах эволюции | Предметные: знакомятся с условиями, обеспечившими выход древних растений и животных на сушу Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и эволюцией растительного и животного мира Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §59 |
64 | 05 | Охрана растительного и животного мира | 1 | Обобщить знания о влиянии деятельности человека на видовое разнообразие; подвести к выводу о необходимости охраны видов, экосистем | Предметные: знакомятся с влиянием деятельности человека на видовое разнообразие Метапредметные: учатся устанавливать последствия непродуманной деятельности человека а природе Личностные: формируются любовь и бережное отношение к природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §60 |
Экосистемы (4 ч) | |||||||
65 | 05 | Экосистема | 1 | Сформировать понятие об экосистеме, о взаимоотнощениях организмов, о цепях питания | Предметные: знакомятся с растительными сообществами и их типами, с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе Метапредметные: развивают умения работать с разными источниками Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §61 |
66 | 05 | Среда обитания организмов. Экологические факторы | 1 | Сформировать знания о среде обитания организмов, факторах среды, взаимосвязи растений и среды обитания | Предметные: формируется понятие об экологических факторах и их влиянии на живые организмы Метапредметные: развивают умения работать с разными источниками Личностные: развивают познавательные потребности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §62 |
67 | 05 | Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы | 1 | Сформировать знания о взаимос-вязи организмов и факторов живой природы, о влиянии деятельности человека на экосистемы. Познакомить с искусственными экосистемами | Предметные: формируется понятие о биотических факторах и их влиянии на живые организмы, об искусственных экосистемах Метапредметные: учатся анализировать влияние различных экологических факторов и делать выводы об их влиянии на экосистемы, сравнивать искусственные и естественные экосистемы Личностные: формируются элементы экологической культуры УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | §63, §64 |
68. | 05. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контроль знаний. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК учащихся:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7 класс (учебник), М. «Просвещение», 2014
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7класс, М. «Просвещение», 2014
УМК учителя:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7класс (учебник), М. «Просвещение», 2013
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7класс, М. «Просвещение», 2014
3. Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7класс (учебник), М. «Просвещение», 2014
4. Уроки биологии 7класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк под ред. В.В.Пасечника, М. «Просвещение»,2012
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Компьютер.
2.Экран.
3.Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...