Рабочая программа по биологии 7 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 7 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_7_klass.docx79.8 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1996»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                                

Заместитель директора                                                               Руководитель                                      

__________Е.В. Сухаревская                                                      __________А.В. Адамич      

«  8 » июня  2015 г.                                                                      «28» августа  2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015-2016 учебный год

Предмет: биология

Класс: 7 Б

Программа: общеобразовательная (базовый уровень)

Учебник: Биология. 7 класс (учебник) под ред.  В. В. Пасечника

Количество учебных часов в неделю: 2 ч.

                                                                 Составитель: Ситникова Елена Николаевна

                                                                                         учитель биологии

   Рассмотрено на заседании методического объединения

   естественно - научного цикла

   Протокол № 5 от «5» июня 2015 года

   _____________   Л.Б.Шпиллер

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 7-х общеобразовательных классов и составлена в соответствии с  нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

1.Федеральным государственный стандарт основного общего образования  второго поколения, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

2.Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 12.2012;

3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования   от 08.04.2015 № 1/15

4. Программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

     Цели и задачи:

•   освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

•   овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами

•   развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

•   воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•   использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

      Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня,  дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

    Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

    Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.); создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

    Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

    Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

    Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

МЕСТО КУРСА В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Согласно действующему  учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 2 час в неделю, всего 68 часов в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА БИОЛОГИИ

     Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • осознание своей этнической принадлежности;
  • знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Введение. Многообразие организмов, их классификация (2 часа).

     Систематика — наука о многообразии и классификации организмов. Вид — исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
2. Бактерии. Грибы. Лишайники (6 часов).

     Бактерии — доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. Роль бактерий в природе и жизни человека.
     Грибы — царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы — паразиты растений, животных, человека. Лишайники — комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком. Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

 Лабораторная работа:  

Изучение строения плесневых грибов.
3. Многообразие растительного мира (26часов).

    Водоросли — наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
    Риниофиты — первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
     Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
     Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
     Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
   Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.  

Многообразие растений, выращиваемых человеком.
   Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания.
      Лабораторные работы:

Изучение внешнего строения водорослей.

Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).
Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).
 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
 Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Стержневая и мочковатая корневая системы.

Внутреннее строение ветки дерева.

Листья простые и сложные, их жилкование и расположение.

Строение кожицы листа.

Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).

Строение цветка.

Соцветия.

Классификация плодов.

 4. Многообразие животного мира (27 часов)

      Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства. Систематика животных. Охрана животного мира.
      Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
      Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.

    Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
      Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
      Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
      Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие — возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний. Медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
      Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
      Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
      Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве у птиц. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
      Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение и охрана млекопитающих.
      Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, видеофильмы по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов; влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков; живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
      Лабораторные работы:
  Изучение многообразия одноклеточных животных.
  Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.
  Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.

5. Эволюция растений и животных, их охрана (3 часа).

     Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
     Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.

6. Экосистемы (4 часа).

     Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
     Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; типы взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

1.

Многообразие организмов, их классификация.

2

-

-

2.

Бактерии. Грибы. Лишайники.

6

1

-

3.

Многообразие растительного мира.

26

13

1

4.

Многообразие животного мира.

27

3

1

5.

Эволюция растений и животных, их охрана.

3

-

-

6.

Экосистемы.

4

-

1

Итого

68

17

3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ» 7 КЛАСС (68 ЧАСОВ).

дата

Тема урока

Кол-во часов

Решаемые проблемы (цели)

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Форма проведения занятия

Объем и содержание д/з

1

2

3

4

5

6

7

9

Многообразие организмов, их классификация (2ч)

1

09

Вводный инструктаж по ОТ.
Многообразие организмов, их классификация

1

 Познакомить с систематикой – наукой о многообразии и классификации организмов; раскрыть задачи и значение систематики; познакомить с учебником,  его методическим аппаратом, правилами работы и требованиями учителя; продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории

Предметные: расширить и углубить знания о многообразии живых организмов, знакомиться с основными положениями систематики как науки

Метапредметные: осваивают основные положения и критерии классификации

Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, продолжают формироваться научное мировоззрение на основе единства живой природы

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§1

2

09

Вид – основная единица систематики

1

Сформировать представление о виде как основной единице систематики, признаках (критериях) вида;

познакомить с редкими видами растений и животных;

раскрыть значение знаний о виде, его признаках для сохранения видового разнообразия на Земле.

Предметные: узнают об основных критериях вида, о приспособле-ниях особей вида к среде обитания

Метапредметные: учатся сравнивать особи одного и разных видов, находить черты сходства и различия между ними

Личностные: формируется познавательный мотив, элементы экологической культуры, любовь и бережное отношение к родной природе

УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§2

Бактерии. Грибы. Лишайники. (6ч)

3

09

Бактерии –доядерные организмы.

1

Развивать знания об особенностях строения, питания, размножения и распространения бактерий, их отличии от растений и животных, о примитивном уровне их организации.

Предметные: знакомятся  с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их многообразием и отличием от растений и животных

Метапредметные: продолжают формировать умения самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями учебника

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§3

4

09

Роль бактерий  в природе и жизни человека

1

Продолжить формирование знаний о разнообразии бактерий и их роли в природе и жизни человека

Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся устанавливать роль бактерий на основе анализа пищевой цепи

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения роли бактерий в круговороте веществ в природе

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

 §4

5

09

Грибы – царство живой природы

1

Продолжить формирование знаний о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, их сходстве и отличиях от растений и животных

Предметные: знакомятся с характерными признаками грибов как  самостоятельного царства живой природы

Метапредметные: учатся выделять признаки грибов и  на основе их доказывать, почему грибы были выделены в самостоятельное царство природы

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения грибов как самостоятельного царства живой природы

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

 §5

6

09

Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Лабораторная работа №1. Изучение строения плесневых грибов.

1

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных и плесневых грибов, со съедобными и ядовитыми шляпочными грибами, с правилами их сбора, мерами предупреждения отравления ядовитыми грибами

Предметные: знакомятся со строением шляпочных, плесневых грибов и дрожжей, их ролью в жизни человека

Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования по сравнению грибов, выделению характерных для них признаков, делать выводы на основе сравнения

Личностные: формируется познавательная мотивация на изучение объектов природы

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§6

7

09

Грибы – паразиты растений, животных, человека

1

Сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности грибов-паразитов, поражающих посевы культурных растений, вызывающих заболевания животных и человека;

обобщить знания о бактериях и грибах как самостоятельных царствах живой природы

Предметные: знакомятся с грибами-паразитами и их ролью в природе

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, самостоятельно готовить сообщения и участвовать в их обсуждении и оценке

Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§7

8

09

Лишайники – комплексные симбиотические организмы

1

продолжить формирование знаний  о лишайниках как комплексных организмах, об особенностях их строения, жизнедеятельности, о приспособленности к жизни в различных условиях, их роли в природе и жизни человека

Предметные: расширяют знания о лишайниках как симбиотических организмах

Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основе делать выводы

Личностные: формируется экологическая культура

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§8

Многообразие растительного мира (26ч)

9

09

Общая характеристика водорослей

1

Развить понятия о многообразии, среде обитания и жизнедеятель-ности водорослей

Предметные: обобщить знания о многообразии, среде обитания и жизнедеятельности водорослей

Метапредметные: выделяют существенные признаки в строении и жизнедеятельности водорослей и на этой основе дают им характеристику как низшим растениям

Личностные: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§9

10

09

Многообразие водорослей. Лабораторная работа №2.Изучение внешнего строения водорослей.

1

Расширить знания о многообразии водорослей, познакомить с представителями основных отделов водорослей

Предметные: Расширяют  знания о многообразии водорослей, познакомятся с представителями основных отделов водорослей Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы,

учатся работать с различными источниками информации

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§10

11

10

Значение водорослей в природе и жизни человека

1

Познакомить со значение водорослей в природе и жизни человека

Предметные: узнают о значении водорослей в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации и проводить отбор материала для составления схемы

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§11

12

10

Высшие споровые растения

1

Дать общую хар-ку высших споровых растений; познакомить с происхождением и циклом развития высших споровых растений

Предметные: расширяют знания о высших споровых растениях, узнают об их происхождении и цикле развития

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растенй и устанавливать у них черты усложнения по сравнению с низшими растениями

Личностные: формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§12

13

10

Моховидные. Лабораторная работа №3.Изучение внешнего строения мхов (на местных видах).

1

Познакомить с характерными особенностями высших растений на примере мхов; показать черты усложнения в организации мхов по сравнению с водорослями; познакомить со средой обитания мхов; раскрыть роль мхов в природе и жизни человека

Предметные: узнают о моховидных как представителях высших споровых растений, их разнообразии, размножении и значении в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Личностные: формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§13

14

10

Папоротниковидные. Лабораторная работа №4.Изучение внешнего строения папоротника (хвоща).

1

Познакомить с особенностями строения и размножения папоротников, с признаками их более высокой организации по сравнению с мхами

Предметные: узнают о папоротниках как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организацией

Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Личностные: формируется научное мировоззрение.

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§14

15

10

Плауновидные. Хвощевидные.

1

Познакомить с особенностями строения плауновидных и хвощевидных, с их ролью в природе и жизни человека

Предметные: расширяют свои знания о плауновидных и хвощевидных как представителях высших споровых растений, их характерных признаках и более высокой организации по сравнению с мхами

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки плауновидных и хвощевидных и доказывать их принадлежность к высшим споровым растениям

Личностные: формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§15

16

10

Голосеменные - отдел семенных растений

1

Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности голосеменных раст., с их практическим значением в жизни человека

Предметные: расширяют знания о характерных признаках и многообразии голосеменных раст.

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений  и устанавливать их преимущество перед высшими споровыми растениями

Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§16

17

11

Разнообразие хвойных растений. Лабораторная работа №5. Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

1

Познакомить с разнообразием хвойных растений

Предметные: расширяют знания о голосеменных растениях и их разнообразии

Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний, лабораторная работа»5

комбиниро-ванный

§17

18

11

Покрытосеменные, или Цветковые

1

Обобщить и углубить знания об особенностях строения, о многообразии, среде обитания, значении в природе и жизни человека покрытосеменных растений

Предметные: обобщают и углубляют  знания о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений  Метапредметные: учатся на основе выделения существенных признаков покрытосеменных раст. объяснять, почему их можно рассматривать как наиболее высокоорганизованную и господствующую группу растительного мира

Личностные: формируется любовь и бережное отношение к природе как элементы экологической культуры

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§18

19

11

Строение семян. Лабораторная работа №6. Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

1

Познакомить с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений; сформировать умение выявлять общие и отличительные признаки в строении семян

Предметные: знакомятся с особенностями строения семян растений и их значением.

Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

Личностные: формируется познавательный  интерес  к изучению новых объектов живой природы

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний, лабораторная работа №6

комбиниро-ванный

§19

20

11

Виды корней и типы корневых систем. Лабораторная работа №7. Стержневая и мочковатая корневая системы.

1

Сформировать знания о видах корней, типах корневых систем и зонах корня; раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией; продолжить формирование умений делать выводы, проводить л/р

Предметные: знакомятся с видами корней, типами корневых систем и их функциями

Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке, оформлять её результаты и на их основании делать выводы

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов

 УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§20

21

11

Видоизменения корней.

1

Сформировать понятие  о видоизменении корней

Предметные: знакомятся с видоизменениями корней как результатом приспособления к условиям существования

Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе установления причинно-следственных связей

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§21

22

11

Побег и почки

1

Сформировать понятие «побег», «почки вегетативные и генеративные»; познакомить с типами листорасположения; объяснить, как распознавать вегетативные и генеративные почки, их расположение на стебле; познакомить с развитием побега из почки; на основе наблюдений за развитием побега раскрыть сущность процессов роста и развития

Предметные: знакомятся со строением побега и почек, развитием побега из почки Метапредметные: развивают умения проводить наблюдения, фиксировать результаты и на их основе делать выводы

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§22

23

11

Строение стебля. Лабораторная работа №8.Внутреннее строение ветки дерева.

1

Показать роль стебля в жизни растения; познакомить с внешним и внутренним строением стебля;

установить взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми им функциями

Предметные: знакомятся с внешним и внутренним строением стебля

Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

Личностные:  формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§23

24

12

Внешнее строение листа. Лабораторная работа №9. Листья простые и сложные, их жилкование и расположение.

1

Сформировать знания о листе как важной составной части побега; познакомить со строением и основными функциями листа; распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на стебле

Предметные: знать особенности строения листьев и выполняемые ими функции

Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

 Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению взаимосвязи строения и выполняемых функций

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§24

25

12

Клеточное строение листа. Лабораторная работа №10. Строение кожицы листа.

1

познакомить с клеточным строением листа; установить связь особенностей строения клеток с выполняемыми ими функциями; продолжить формирование умения  приготовления микропрепарата и работы с ним

Предметные: знакомятся  с особенностями строения клеток и выполняемыми ими функциями

Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§25

26

12

Видоизменения побегов. Лабораторная работа №11. Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень).

1

Познакомить с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением; продолжить формирование умений проводить л/р и делать выводы

Предметные: знакомятся с видоизменнеными побегами, их биологическим и хозяйственным значением

Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§26

27

12

Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа №12. Строение цветка.

1

Сформировать знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; раскрыть биологическое значение главных частей цветка – пестика и тычинки; сделать вывод о родстве покрытосеменных раст. на основе установления сходства в строении цветков различных растений

Предметные: знакомятся со строением цветка Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых объектов

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§27

28

12

Соцветия. Лабораторная работа №13. Соцветия.

1

Познакомить с наиболее распространенными соцветиями и показать их биологическое значение

Предметные: знакомятся с наиболее распространенными соцветиями

Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§28

29

12

Плоды. Лабораторная работа№14. Классификация плодов.

1

Познакомить с разнообразием плодов; подвести к выводу о родстве цветковых растений

Предметные: знакомяться с типами плодов и их классификацией

Метапредметные: продолжают учиться выполнять л/р по инструкционной карточке и оформлять её результаты

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению разнообразия плодов

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§29

30

12

Размножение покрытосеменных растений

1

Познакомить с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов

Предметные: знакомятся с различными способами опыления цветковых растений, с особенностями полового размножения покрытосеменных растений и образованием у них семян и плодов

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Личностные: демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§30

31

12

Классификация покрытосеменных

1

Познакомить с признаками растений классов двудольных и однодольных; сформировать представление о семействах покрытосеменных раст.,о многообразии цветковых раст. и их хозяйственном значении

Предметные: знакомятся с классификацией и основными систематическими группами рпастений

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§31

32

12

Класс Двудольные

1

Познакомить с  отличительными признаками  растений  семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых бобовых), сложноцветных; показать хозяйственное значение изученных растений

Предметные: знакомятся с отличительными признаками  растений  семейств крестоцветных, розоцветных, паслёновых, мотыльковых (бобовых), сложноцветных

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§32

33

01

Класс Однодольные

1

Познакомить с отличительными признаками и многообразием раст. семейств лилейных и злаков, их биологическими особенностями; продолжить работу по формированию умений распознавать цветковые растения, определять их систематическое положение

Предметные: знакомятся с отличительными признаками  и многообразием растений  семейств лилейных и злаков

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов

Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§33

34

01

Контрольная работа №1.

Многообразие животного мира (27 ч)

35

01

Общие сведения о животном мире

1

Выявить признаки сходства и различий между животными, растениями,грибами,бактериями;

продолжить знакомство с многообразием животного мира;

развить понятие о систематике живых организмов и о виде как систематической единице

Предметные: расширяют знания о царстве Животные, о классифика-ции животных, виде; развивают умение выделять существенные признаки животных, различать животных среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладевают умением обосновать необходимость охраны животного мира

Метапредметные: продолжают

осваивать учебно- исследовательс-кую деятельность,устанавливать систематическую принадлежность объектов к царству животных, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§34

36

01

Одноклеточные животные,  или Простейшие. Лабораторная работа №15. Изучение многообразия одноклеточных животных.

1

Познакомить с общей характерис-тикой простейших, особенностя-ми их строения, жизнедеятель-ности; научить распознавать простейших, выявлять черты сходства и различий в строении растительной клетки и клетки простейших; продолжить формирование умений работать с микроскопом, готовить временные микропрепараты

Предметные: расширяют знания о характерных признаках и многообразии одноклеточных животных, совершенствуют умение различать простейших

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§35

37

01

Паразитические простейшие. Значение простейших

1

Закрепить знания о характерных чертах строения и процессах жизнедеятельности одноклеточных животных; продолжить формирование представлений о простейших; раскрыть меры борьбы и профилактики заражения парази-тическими простейшими; познакомить со значением простейших в природе и жизни человека

Предметные: закрепляют знания о строении и жизнедеятельности одноклеточных животных, формируют представления о паразитических простейших, о профилактике заболеваний.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние в связи с формированием представлений о паразитических простейших, мерах борьбы и профилактике заражения простейшими-паразитами, значении простейших в природе и жизни человека

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§36

38

01

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных

1

Расширить представления о тканях животных, их многообра-зии и значении; развить представления о взаимосвязи строения ткани и выполняемых ею функций; продолжить формирование понятий об органах, системах органов, о взаимосвязи строения и функций систем органов; развивать умение изучать с помощью микроскопа фиксированные препараты

Предметные: расширяются представления о типах тканей, формируются понятия об органах и системах органов; учатся различать ткани животных

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззре-ние

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§37

39

01

Тип Кишечнополостные. Лабораторная работа № 16. Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения пресноводной гидры.

1

Познакомить с общей характеристикой типа; сформировать представления о внешнем и внутреннем строении, жизнедеятельности кишечнополостных

Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности, жизненными формами кишечнополостных; формируются понятия регенерации, рефлексе, бесполом и половом размножении кишечнополостных

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысло-вые установки по отношению к животному миру

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§38

40

02

Многообразие кишечнополостных

1

Расширить представление о многообразии кишечнополостных, обосновать роль кишечнополостных расширяют представления о классах кишечнополостных

Предметные: расширяют представления о классах  кишечнополостных, о их значении в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности , формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§39

41

02

Общая характеристика червей. Тип Плоские черви

1

Познакомить с общей характеристикой группы червей, сформировать представления о типе плоских червей; раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности ресничных червей, сосальщиков, ленточных червей, раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими плоскими червями

Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

Личностные: формируются ценности здорового образа жизни

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§40

42

02

Тип Круглые черви

 

1

Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности круглых червей; сформировать знания о мерах профилактики заражения паразитическими круглыми червями

Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности круглых червей, учатся различать круглых червей

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

Личностные: формируются ценности здорового образа жизни

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§41

43

02

Тип Кольчатые черви

1

Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности кольчатых червей; раскрыть значение червей; обобщить, систематизировать и проверить знания о плоских, круглых, кольчатых червях

Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности кольчатых червей, учатся различать кольчатых червей

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

Личностные: формируются ценности здорового образа жизни

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§41

44

02

Класс Брюхоногие

1

Познакомить с особенностями строения и процессов жизнедеятельности моллюсков; раскрыть значение брюхоногих и двустворчатых моллюсков

Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности моллюсков, учатся различать моллюсков; формируются понятия о мантии, мантийной полости, сердце

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

Личностные: формируются ценности здорового образа жизни

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

4§2

45

02

Класс Головоногие моллюски

1

Расширить представления о многообразии моллюсков, позна-комить с особенностями строения и жизнедеятельности и значении головоногих моллюсков

Предметные: расширяют знания о моллюсках, формируется  понятие о реактивном движении

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности ,

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§43

46

03

Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные

1

Познакомить с характерными признаками членистоногих, рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека

Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности членистоногих, учатся различать членистоногих

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

Личностные: формируются ценности здорового образа жизни

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§44

47

03

Класс Паукообразные

1

Рассмотреть особенности строения, многообразия, значения паукообразных

Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности паукообразных, учатся различать паукообразных, формируются понятия о паутине, ядовитых железах, приемах предохранения от укусов клещей, профилактике заболеваний, вызываемых клещами

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

Личностные: формируются ценности здорового образа жизни

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные        

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§45

48

03

Класс Насекомые

1

Продолжать формировать знания об организации, размножении и развитии насекомых

Предметные: расширяют знания о строении и жизнедеятельности насекомых, формируется  понятие о развитии насекомых с полным и неполным превращением

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§46.

49

03

Многообразие насекомых. Лабораторная работа №17. Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих по коллекциям.

1

Продолжать знакомство с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека; раскрыть практическое значение пчеловодства; обобщить, систематизировать и проверить знания о членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных

Предметные: расширяют знания о многообразии, значении  насекомых

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности , соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми-возбудителями болезней человека

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний,

комбиниро-ванный

§47

50

03

Обобщающий урок

1

Обобщить, систематизировать и проверить знания о беспозвоноч-ных животных, их многообразии и приспособленности к среде обитания

Предметные: обобщают знания о беспозвоночных, формируется естественно-научная картина мира

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Контрольно-обобщающий урок

51

03

Тип Хордовые

1

Познакомить с общей характеристикой хордовых животных; рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ланцетника

Предметные: знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности хордовых; формируются понятия хорда, нервная трубка

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации, овладевать устной и письменной речью

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§48

52

03

Строение и жизнедеятельность рыб

1

Познакомить с многообразием рыб, классами хрящевых и костных рыб; изучить особенности строения, размножения и развития рыб

Предметные: расширяют знания о позвоночных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития рыб

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§49

53

03

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

1

Расширить представления о приспособленности рыб к условиям обитания; раскрыть значение рыб в природе и жизни человека; обосновать необходимость и меры охраны рыб; обобщить  и систематизировать знания о рыбах

Предметные: расширяют знания о многообразии рыб; знакомятся с приспособлениями рыб к условиям

Обитания; формируются понятия о промысловых рыбах, рыбоводстве

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§50

54

04

Класс Земноводные

1

Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития земноводных

Предметные: расширяют знания о многообразии земноводных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§51

55

04

Класс Пресмыкающиеся

1

Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития пресмыкающихся

Предметные: расширяют знания о многообразии пресмыкающихся; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§52

56

04

Класс Птицы

1

Познакомить с многообразием, особенностями строения, размножения и развития птиц

Предметные: расширяют знания о многообразии птиц; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§53

57

04

Многообразие птиц и их значение. Птицеводство

1

Расширить представления о приспособленности птиц разных экологических групп; раскрыть значение птиц; обосновать необходимость и меры охраны птиц; обобщить  и систематизировать знания о птицах

Предметные: расширяют знания о многообразии птиц;

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§.54

58

04

Класс Млекопитающие,

или Звери

1

Познакомить с общей характеристикой млекопитающих; рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволяющие им освоить основные среды обитания

Предметные: расширяют знания о многообразии теплокровных животных; знакомятся с особенностями строения, размножения и развития

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§55

59

04

Многообразие зверей

1

Расширить представления о многообразии млекопитающих; продолжить формирование представлений об экологических группах млекопитающих

Предметные: расширяют знания о многообразии теплокровных животных;

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§56

60

04

Домашние млекопитающие

1

Расширить представления о домашних млекопитающих; познакомить с основными отраслями животноводства

Предметные: расширяют знания о домашних млекопитающих, животноводстве, значении зверей в жизни человека

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, обобщать полученные сведения, осваивают основы исследовательской деятельности, учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§57

61

04

Контрольная работа №2.

1

Эволюция растений и животных, их охрана (3ч)

62

05

Этапы эволюции органического мира

1

Сформировать представления о развитии жизни, об основных ароморфозах растений и животных

Предметные: знакомятся с представлениями о развитии жизни и об основных ароморфозах растений и животных

Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между появлением ароморфозов и эволюцией жизни на планете

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§58

63

05

Освоение суши растениями и животными

1

Сформировать знания о выходе древних растений и животных на сушу, об условиях, обеспечивших этот переход, усложнении наземных растений и животных, о естественных причинах эволюции

Предметные: знакомятся с условиями, обеспечившими выход древних растений и животных на сушу

Метапредметные: учатся устанавливать причинно-следственные связи между условиями существования и эволюцией растительного и животного мира

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§59

64

05

Охрана растительного и животного мира

1

Обобщить знания о влиянии деятельности человека на видовое разнообразие; подвести к выводу о необходимости охраны видов, экосистем

Предметные: знакомятся с влиянием деятельности человека на видовое разнообразие

Метапредметные: учатся устанавливать последствия непродуманной деятельности человека а природе

Личностные: формируются любовь и бережное отношение к природе

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§60

Экосистемы (4 ч)

65

05

Экосистема

1

Сформировать понятие об экосистеме, о взаимоотнощениях организмов, о цепях питания

Предметные: знакомятся с растительными сообществами и их типами, с приспособленностью организмов к совместному проживанию в сообществе

Метапредметные: развивают умения работать с разными источниками

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§61

66

05

Среда обитания организмов. Экологические факторы

1

Сформировать знания о среде обитания организмов, факторах среды, взаимосвязи растений и среды обитания

Предметные: формируется понятие об экологических факторах и их влиянии на живые организмы

Метапредметные: развивают умения работать с разными источниками

Личностные: развивают познавательные потребности

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§62

67

05

Биотические и антропогенные факторы. Искусственные экосистемы

1

Сформировать знания о взаимос-вязи организмов и факторов живой природы, о влиянии деятельности человека на экосистемы. Познакомить с искусственными экосистемами

Предметные: формируется понятие о биотических факторах и их влиянии на живые организмы, об искусственных экосистемах

Метапредметные: учатся анализировать влияние различных экологических факторов и делать выводы об их влиянии на экосистемы, сравнивать искусственные и естественные экосистемы

Личностные: формируются элементы экологической культуры

УУД (универсальные учебные действия):

 регулятивные, познавательные,

коммуникативные

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

комбиниро-ванный

§63, §64

68.

05.

Итоговая контрольная работа.

1

Контроль знаний.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК учащихся:

       1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7 класс (учебник), М. «Просвещение», 2014

       2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7класс, М. «Просвещение», 2014

УМК учителя:

       1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7класс (учебник), М. «Просвещение», 2013

       2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 7класс, М. «Просвещение», 2014

       3. Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 7класс (учебник), М. «Просвещение», 2014

       4. Уроки биологии 7класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк под ред. В.В.Пасечника, М. «Просвещение»,2012

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Компьютер.

2.Экран.

3.Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...