Рабочая программа по биологии 6 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1996»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора Руководитель
__________Е.В. Сухаревская __________А.В. Адамич
« 8 » июня 2015 г. «28» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015-2016 учебный год
Предмет: биология
Класс: 6 Д, Е
Программа: общеобразовательная (базовый уровень)
Учебник: Биология. 5—6 классы (учебник) под ред. В. В. Пасечника.
Количество учебных часов в неделю: 1 ч.
Составитель: Ситникова Елена Николаевна
учитель биологии
Рассмотрено на заседании методического объединения
естественно - научного цикла
Протокол № 5 от «5» июня 2015 года
_____________ Л.Б.Шпиллер
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 6-х общеобразовательных классов и составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
1.Федеральным государственный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2.Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 12.2012;
3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08.04.2015 № 1/15
4. Программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.
Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний; овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.); создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осознание своей этнической принадлежности;
- знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.Жизндеятельност организмов (18 часов).
Обмен веществ –главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.
Меры охраны природной среды. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Значение фотосинтеза. Роль растений в образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха.
Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи.
Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения.
Дыхание как компонент обмена веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у животных. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании при выращивании растений и хранении урожая.
Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ. Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Передвижение веществ у животных.
Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль
гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами.
Выделение–процесс выделения из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад. Удаление продуктов обмена веществ через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.
Лабораторные работы.
1.Поглощение воды корнем.
2.Выделение углекислого газа при дыхании.
3.Передвижение веществ по побегу растения.
2. Размножение, рост и развитие организмов (4 часа).
Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы
размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок –орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Рост и развитие –свойства живых организмов.
Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющиерост растений. Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторные работы.
1.Вегетативное размножение комнатных растений.
2.Определение возраста деревьев по спилу.
3.Регуляция жизнедеятельности организмов (9 часов).
Раздражимость –свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни организмов. Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов.
Нервная регуляция. Общие представления о нервной системе. Нейрон –структурная единица нервной системы. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Рефлекс основа нервной регуляции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организмов. Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека. Высшая нервная деятельность.
Движение –свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение растений. Передвижение одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Организм – единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Лабораторные работы/практические работы | Контрольные работы | ||
1. | Жизнедеятельность организмов. | 18 | 3 | 1 |
2. | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. | 4 | 2 | - |
3. | Регуляция жизнедеятельности организмов. | 9 | - | 1 |
Резервное время. | 3 | - | - | |
Итого | 31+3 | 5 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ» 6 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ | дата | Тема урока | Кол-во часов | Решаемые проблемы (цели) | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Форма проведения занятия | Объем и содержание д/з |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 9 |
Жизнедеятельность организмов (18 часов) | |||||||
1 | 09 | Вводный инструктаж по ОТ. | 1 | Познакомить с новым разделом биологии, раскрыть особенности содержания курса, выяснить, какие задачи решает биология; сформировать представления о биологии как науке, изучающей живые организмы; раскрыть роль живых организмов в природе и жизни человека, показать практическое значение биологии; познакомить с учебником, его методическим аппаратом, правилами работы и требованиями учителя; продолжить формирование навыков безопасной работы в лаборатории | Предметные: вспоминают об ос-новных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок - беседа | с.86-87 |
2 | 09 | Обмен веществ – главный признак жизни | 1 | Актуализировать знания учащихся об отличиях живых тел от тел неживой природы; сформировать представления об обмене веществ-важном признаке живой природы; раскрыть составные процессы обмена в-в; обосновать значение энергии для организмов | Предметные: знакомятся с обменом в-в – основным признаком живых организмов; учатся выделять существенные признаки обмена в-в, обосновывать значение энергии для организмов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, умения наблюдать, классифицировать. приемы работы с разными источниками информации Личностные: формируется познавательный мотив УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.23 |
3 | 09 | Почвенное питание растений. Лабораторная работа №1.Поглощение воды корнем. | 1 | Продолжить формирование понятия об обмене в-в, о питании как одном из составляющих пр. обмена в-в, об особенностях почвенного питания растений; актуализировать знания о почве –среде обитания растений, о её составе и структуре. | Предметные: знакомятся со способами питания организмов; учатся выделять существенные признаки почвенного питания растений объяснять роль питания в процессах обмена в-в. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения проводить эксперименты; учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.24 в тетради №5,6 ур.2 |
4 | 09 | Удобрения | 1 | Продолжить формирование знаний о почвенном питании растений, об органических и минеральных удобрениях; расширить представления о сроках и способах внесения удобрений, мерах защиты окр. среды от загрязнения избытком удобрений. | Предметные: формируют знания об управлении почвенным питанием растений; учатся определять необходимость внесения удобрений; оценивать вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, умения наблюдать за растениями Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процесса управления почвенным питанием у раст.; формируются ценностно-смысловые установки к окр. среде УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п. 25в тетради №3,4 ур.3 |
5 | 10 | Фотосинтез. Лабораторная работа №2.Выделение углекислого газа при дыхании. | 1 | Продолжить формирование понятия о способах питания раст.; познакомить с воздушным питанием раст.; раскрыть понятие «фотосинтеза»; выявить приспособленность раст. к использованию света; сформировать знания об условиях протекания фотосинтеза | Предметные: знакомятся со способом воздушного питания растений, с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлорофилла в образовании орг.в-в. Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок закрепления новых знаний. лабораторная работа, комбиниро-ванный | п.26 до роли фотосинтеза, в тетради №1-3 ур.4 |
6 | 10 | Значение фотосинтеза | 1 | Раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека; обратить внимание на проблему загрязнения воздушной среды | Предметные: развивают представления о значении фотосинтеза в природе и жизни человека Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений и оформлять их результаты Личностные: формируется экологическая культура УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, лабораторная работа комбиниро-ванный | п.26 до конца в тетради №4 ур.5 |
7 | 10 | Промежуточный контроль знаний | 1 | Проверить знания уч-ся по теме «Почвенное и воздушное питание растений» | Предметные: Метапредметные: Личностные: УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок - контроль | Повторить строение грибов и бактерий |
8 | 10 | Питание грибов и бактерий | 1 | Познакомить с особенностями питания бактерий и грибов | Предметные: знакомятся с особенностями питания бактерий и грибов Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.27 задание стр.102 в тетради№2-4 ур.6 |
9 | 11 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные | 1 | Познакомить с особенностями гетеротрофного питания, пищеварением у животных, растительноядными животными; научить выделять главные признаки гетеротрофного питания, формировать интерес к изучению животного мира | Предметные: знакомятся с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи растительноядными животными Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных, классифицировать жив. по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.28 стр.104-105 подготовить сообщение о каком-либо растительноядном животном |
10 | 11 | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения | 1 | Познакомить с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; научить различать жив. по способам добывания пищи; формировать интерес к изучению живой природы. | Предметные: знакомятся с особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; учится выделять существенные признаки питания жив., различать жив. по способам добывания пищи; Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за питанием животных и хищных растений, классифицировать жив. по способам добывания пищи, учатся работать с различными источниками информации Личностные:развивают интерес к изучению особенностями питания плотоядных и всеядных животных, хищных растений; формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п28 стр.105-107 подготовить сообщение о каком-либо плотоядном или всеядном животном |
11 | 11 | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. | 1 | Сформировать знания о дыхании как компоненте обмена в-в, об особенностях дыхания у животных; научить выделять существенные признаки дыхания, объяснять роль дыхания в обмене в-в, в жизни организмов. | Предметные: знакомятся с особенностями процесса дыхания как компонента обмена в-в, овладевают умением объяснять роль кожи, жабр, трахей, легких в процессе дыхания Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью животных , учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.29 до дыхания раст.; в тетради№1,3ур9 |
12 | 12 | Дыхание растений | 1 | Формировать знания о дыхании как компоненте обмена в-в, об особенностях дыхания у растений, о роли устьиц, чечевиек и межклетников в газообмене у растений; научить применять знания о дыхании раст. при их выращивании и хранении урожая. | Предметные: знакомятся с особенностями дыхания у раст; учатся определять значение дыхения в жизни раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за жизнедеятельностью раст. , учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности растений УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.29 «Дыхание растений» в тетради №1-3ур.10 |
13 | 12 | Контроль знаний | 1 | Проверить знания уч-ся по теме «питание и дыхание растений и животных» | Предметные: развивают умения работать с тестами Метапредметные: Личностные: УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок-контроль | ответить на вопрос стр.112 |
14 | 12 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Лабораторная работа №3. Передвижение веществ по побегу растений. | 1 | Продолжить формирование знаний о транспорте веществ в организмах как составной чати обмена в-в, присущем всем организмам; раскрыть значение проводящей функции стебля и изучить её с помощью опытов | Предметные: знакомятся с передвижением мин. и орг. в-в в раст. и значением этих процессов для раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках раст. УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.30 в тетради№2,4 ур11 |
15 | 12 | Передвижение веществ у животных | 1 | Познакомить с особенностями процесса передвижения в-в у животных; научить определять значение передвижения в-в в жизни животных; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных | Предметные: знакомятся с особенностями процесса передвижения в-в у животных; учатся определять значение передвижения в-в в жизни животных; овладевают умением объяснять роль гемолимфы и крови в транспорте в-в жив. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п. 31 в тетради№2,4ур12 |
16 | 01 | Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. | 1 | Расширить знания об обмене в-в на основе формирования понятия о выделении как составной части; познакомить с особенностями и значением процесса выделения у раст., листопадом; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности растений | Предметные: знакомятся с процессом выделения у раст, учатся определять значение выделения у раст.,объяснять роль устьиц, листьев в удалении продуктов обмена в-в у раст. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации, учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: развивают интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.32 в тетради№2,3ур.13 |
17 | 01 | Выделение у животных | 1 | Познакомить с особенностями процесса выделения у животных; научить определять значение выделения в жизни жив.; формировать познавательный интерес к изучению жизнедеятельности животных | Предметные: знакомятся с особенностями выделения подуктов обмена в-в из организма животных, овладевают умением объяснять роль жабр, кожи, лёгких, почек в удалении продуктов обмена в-в Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности по изучению жизнедеятельности организмов; учатся работать с различными источниками информации, учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.32 стр.120-121 в тетради№2ур.14 |
18 | 01 | Обобщающий урок | 1 | Систематизировать и обобщить знания об обмене веществ, подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов разных царств, о единстве органического мира | Предметные: обобщают знания об обмене в-в - главном признаке жизни; продолжает формироваться естествен-научная картина мира и развивается представление о единстве орг. мира. Метапредметные: учатся сравнивать объекты, работать с разными источниками информации Личностные: развивают интерес к изучению процессов жизнедеятельности у организмов; формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | вопрос№2 стр.124 |
Размножение, рост и развитие организмов (4 часа). | |||||||
19 | 02 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа № 4. Вегетативное размножение комнатных растений. | 1 | Сформировать знания о размножении организмов, его биологическом значении, о способах размножения, особенностях бесполого размножения. | Предметные: знакомятся с размножением организмов, его ролью в преемственности поколений, способами размножения – бесполым размножением у раст. и жив. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению вегетативного размножения организмов. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.33, повторить п11,12 |
20 | 02 | Половое размножение | 1 | Продолжить формирование знаний о размножении организмов, об особенностях полового размножения, его усложнении в процессе исторического развития , о значении полового размножения для потомства и эволюции орг.мира; показать преимущества полового размножения перед бесполым. | Предметные: знакомятся с особенностями полового размножения, его усложнением в процессе исторического развития , определят значение полового размножения для потомства и эволюции орг.мира Метапредметные: учатся работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.34 в тетради№7 ур.17 |
21 | 02 | Рост и развитие – свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Лабораторная работа №5. Определение возраста деревьев по спилу. | 1 | Продолжить формирование знаний о свойствах живых организмов на примере роста и развития, о причинах роста – делении и увеличении размеров клеток | Предметные: знакомятся с процессами роста и развития организмов; учатся выявлять их причины Метапредметные: : осваивают основы исследовательской деятельности, учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению роста и развития организмов Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.35 в тетради№6,8ур.18 |
22 | 03 | Обобщающий урок | 1 | Систематизировать и обобщить знания о размножении, росте и развитии как важнейших свойствах живых организмов; о разных способах размножения; подвести к выводу о сходстве и различиях процессов жизнедеятельности у организмов различных царств о единстве орг. мира. | Предметные: обобщают знания о размножении, росте и развитии, продолжает формироваться естественно-научная картина мира Метапредметные: учатся сравнивать объекты, работать с различными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | ответить на вопросы стр.138 |
Регуляция жизнедеятельности организмов (9 часов) | |||||||
23 | 03 | Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них | 1 | Сформировать знания о раздражимости – свойстве, присущем всем организмам | Предметные: знакомятся с особенностями раздражимости, фотопериодизмом. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности, учатся сравнивать объекты, работать с различными источниками информации Личностные: развиваются представления о единстве органического мира, : развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.36 провести наблюдения за поведением дом. жив., аквариумных рыб |
24 | 03 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов | 1 | Сформировать знания о гуморальной регуляции и её значении в жизнедеятельности организмов | Предметные: формируется представление о гормонах, их роли, о гуморальной регуляции Метапредметные: учатся обобщать информацию, делать выводы. Личностные: развивают познавательные потребности , формируется научное мировоззрение УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.37 в тетради№4ур.22 |
25 | 04 | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных | 1 | Сформировать представления о нервной системе, нейроне, рефлексе; показать взаимосвязь нервной и гуморальной регуляций | Предметные: знакомятся с механизмом нейрогуморальной регуляции, объясняют её роль в жизни многоклеточных организмов. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению регуляции процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.38 в тетради№3ур.23 |
26 | 04 | Поведение организмов | 1 | Сформировать первоначальное представление о поведении организмов, о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов. | Предметные: знакомятся с видами поведения животных,учатся определять значение поведения в жизни организмов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных и растений УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.39 в тетради№4ур.24 |
27 | 04 | Движение организмов | 1 | Продолжать формировать представление о различных формах поведения в зависимости от уровня организации организмов на примере различных движений | Предметные: знакомятся с движением организмов, многообразием их способов Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.40 в тетради№5ур.25 |
28 | 04 | Организм – единое целое | 1 | Систематизировать и обобщить знания о строении и жизнедеятельности организмов различных царств, продолжить формирование умения устанавливать связь между строением и функциями, подвести к выводу, что организм – единое целое | Предметные: обобщают и систематизируют знания о многоклеточном организме, его целостности Метапредметные: учатся обобщать и систематизировать полученные знания Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению процессов жизнедеятельности УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. комбиниро-ванный | п.41 в тетради№2,3ур.26 |
29 | 05 | Обобщающий урок | 1 | Систематизировать и обобщить материал о значении согласованной работы органов для поддержания целостности организма; проверить умения объяснять взаимосвязь всех органов и процессов в многоклеточном организме | Предметные: обобщают знания о регуляции жизнедеятельности организмов Метапредметные: демонстрируют использование составляющих исследовательской деятельности по изучению живых организмов Личностные: демонстрируют сформированные ценностно-смысловые установки по отношению к живой природе УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Контрольно-обобщающий урок | в тетради №3ур.27 |
30 | 05 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы» | 1 | организовать ценностно-ориенти-рованную деятельность учащихся для обобщения полученных знаний, умений, отношений, творческой деятельности; продолжить формирование умений планировать и выполнять учебное проектное задание; развивать коммуникативные способности | Предметные: формируется естествен-научная картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта УУД (универсальные учебные действия): регулятивные, познавательные, коммуникативные | Контрольно-обобщающий урок | |
31. | 05 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контроль знаний. | |||
32-34 | 05 | Резервное время | 3 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК учащихся:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2013
УМК учителя:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2013
3. Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013
4. Уроки биологии 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк под ред. В.В.Пасечника, М. «Просвещение»,2012
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Компьютер.
2.Экран.
3.Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...