Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 1996»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора Руководитель
__________Е.В. Сухаревская __________А.В. Адамич
« 8 » июня 2015 г. «28» августа 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2015-2016 учебный год
Предмет: биология
Класс: 5 Г, Д
Программа: общеобразовательная (базовый уровень)
Учебник: Биология. 5—6 классы (учебник) под ред. В. В. Пасечника.
Количество учебных часов в неделю: 1 ч.
Составитель: Ситникова Елена Николаевна
учитель биологии
Рассмотрено на заседании методического объединения
естественно - научного цикла
Протокол № 5 от «5» июня 2015 года
_____________ Л.Б.Шпиллер
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5-х общеобразовательных классов и составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Федеральным государственный стандарт основного общего образования второго поколения, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 12.2012;
3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08.04.2015 № 1/15
4. Программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.); создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.Введение. Биология как наука.(5часов)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. (8часов)
Клеточное строение организмов. Химический состав клетки (органические и неорганические вещества). Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение.
3.Многообразие организмов. (18 часов)
Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.
Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.
Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные работы.
Устройство увеличительных приборов.
Строение клеток кожицы чешуи лука.
Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Особенности строения мукора и дрожжей. Роль грибов в природе и жизни человека.
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща.
Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Строение цветкового растения.
Разведение и изучение амёб в лаборатории.
Экскурсии.
Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего | Лабораторные работы/практические работы | Контрольные работы | ||
1. | Введение. Биология как наука. | 5 | - | - |
2. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. | 8 | 4 | 1 |
3. | Многообразие организмов. | 18 | 6 | 1 |
Резервное время. | 3 | - | - | |
Итого | 31+3 | 10 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ» 5 КЛАСС (34 ЧАСА)
№ темы | № уро-ка | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Познава-тельные УУД | Регуля-тивные УУД | Коммуникатив-ные УУД | Д/з | Дата про-веде-ния |
1.Вве-дение. Биоло-гия как наука.(5ч) | 1 | Биология – наука о живой природе | 1 | Урок объясне-ния | Предмет изучения биологии. Разнообра-зие биологических наук. эстетическое, культурно-историчес-кое, практичес-кое значение живых организмов. | Предметные: узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний. Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности | Выделя-ют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. | Выделя-ют обоб-щенный смысл и форма-льную структу-ру задачи. | Вступа-ют в диалог, участ-вуют в коллек-тивном обсуж-дении проблем. | §1 | |
2 | Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологичес-кой информации, ее получение, анализ и представле-ние его результатов. Техника безопаснос-ти в кабинете биологии. Демонстра-ция Приборы и оборудова-ние. | Предметные: понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из цели, объяснять значение практических и теоретических методов, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте Метапредметные: осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием Личностные: осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментам. | Умеют выбирать смысло-вые единицы текста и устанав-ливать отноше-ния между ними | Учатся самос-тоятель-но обнару-живать учебную пробле-му, опреде-лять цель учебной деятель-ности. | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в устной форме | §2-3 | ||
3 | Разнообра-зие живой природы | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражи-мость, рост, развитие, размноже-ние | Предметные: узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, о царствах живой природы Метапредметные: учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение Личностные: осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе. | Выделя-ют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Извлека-ют необходи-мую информа-цию из прослу-шанных и прочитан-ных текстов . | Выделя-ют и осозна-ют то, что уже усвоено и что еще подле-жит усвое-нию, осозна-ют качество и уровень усвое-ния | Самос-тоятель-но органи-зовы-вать учебное взаимо-действие в группе перечис-лять отличи-тельные свойства живого | §4 | ||
4 | Среды обитания организмов | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. | Предметные: узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособле-ниях организмов к каждой среде обитания. Метапредмет-ные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое) Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособленности организмов к среде обитания. | Устанав-ливают причинно- следстве-нные связи строения организ-мов и среды их обитания. | Выделя-ют и осозна-ют то, что уже усвоено и что ещё подле-жит усвое-нию. Ставят учебную задачу. | Исполь-зуют адекват-ные языко-вые средства для отобра-жения своих чувств, мыслей и побуждений. | §5 | ||
5 | Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе» | 1 | Урок закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Многообр-зие организмов, их связь с окружаю-щей средой; ознакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных. | Предметные: узнают о разнообразии живых организмов, осенних явлениях в природе. Метапредметные: : учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое). Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с сезонными изменениями в природе. | Выдвига-ют и обосно-вывают гипотезы, предлага-ют способы их проверки. | Ставят учебную задачу на основе сотне-сения того, что уже известно и усвоено. | Исполь-зуют адекват-ные языко-вые средства для отобра-жения своих чувств, мыслей и побуж-дений. | Оформить от-чет о про-ве-ден-ной экс-кур-сии. | ||
2.Клет-ка – основа строе-ния и жизне-деятель-ности организ-мов. (8ч) | 6 | Устройство увеличи-тельных приборов. Лаборатор-ная работа №1. «Устройство увеличи-тельных приборов». | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний, лабора-торная работа Комбини-рованный. | Увеличи-тельные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроско-пом. | Предметные: знакомятся и учатся работать с увеличительными приборами, узнают историю создания микроскопа, убеждаются, что организмы имеют клеточное строение Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты Личностные: формируется мотивация к познанию нового. | Устанав-ливают цели лабора-торной работы Знакомят-ся с увеличи-тельными приборами правила-ми обраще-ния с ними. | Назы-вают части прибо-ров описы-вают этапы работы. Приме-няют практи-ческие навыки в процесс-се лабора-торной работы. | Вступа-ют в диалог, участвуют в коллек-тивном обсуж-дении, находят допол-нитель-ную инфор-мацию в Элект-ронном прило-жении. | §6 | |
7 | Химический состав клетки. Неоргани-ческие вещества. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минераль-ные вещества, их роль в клетке. | Предметные: знакомятся с химическим составом клеток, с неорганическими веществами и их ролью в клетке Метапредметные: учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения их состава Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов. | Различа-ют органи-ческие и неоргани-ческие вещества, входящие в состав клетки. | Самос-тоятель-но обнару-живать учебную пробле-му, опреде-лять цель учебной деятель-ности. | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в пись-менной и устной форме. | §7 стр.26 | ||
8 | Химический состав клетки. Органичес-кие вещества. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Органичес-кие вещества, их роль в жизнедея-тельности клетки. Обнаруже-ние органичес-ких веществ в клетках растений | Предметные: знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке. Метапредметные: учатся доказывать единство живой природы на основании утановления сходства химического состава клеток. Личностные: формируется научное мировоззрение . | Различа-ют органи-ческие и неоргани-ческие вещества, входящие в состав клетки. | Самос-тоятель-но обнару-живать учебную пробле-му, опреде-лять цель учебной деятель-ности. | Умеют слушать и слышать друг друга Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в пись-менной и устной форме. | §7 стр.27 | ||
9 | Строение клетки ( оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли) Лаборатор-ная работа № 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука». | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. | Предметные: формируются понятия о строении клетки, учатся готовить микропрепарат кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового. | Умеют выбирать смысло -вые единицы текста и устанав-ливать отноше-ния между ними. | Самос-тоятель-но опреде-лять цель учебной деятель-ности. | Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в пись-менной форме. | §8 | ||
10 | Особеннос-ти строения клеток. Пластиды. Лаборатор-ная работа№3 Приготов-ление препаратов и рассматри-вание под микроско-пом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбинированный | Строение клетки. Пластиды. Хлороплас-ты. | Предметные: формируются понятия о пластидах и хлоропластах, учатся готовить микропрепа-раты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать их в тетради Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки клетки Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового. | Устанав-ливают цели лабора-торной работы Анализи-руют Увиден-ное. | Работая по плану, сверять свои дейст-вия с целью и, при необхо-димости, исправ-лять ошибки самос-тоятель-но. | Обмени-ваются знаниями для приня-тия эффек-тивных совмест-ных решений. Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в пись-менной и устной форме. | Ин-тер-нет-ре-сурс | ||
11 | Процессы жизнедея-тельности в клетке. Лаборатор-ная работа№4 Приготов-ление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки. Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты. Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового. | Устанав-ливают цели лабора-торной работы Анализи-руют движение цитоплаз-мы. | Отраба-тывают умение готовить микро-препара-ты и работать с микрос-копом. | Обмени-ваются знаниями для приня-тия эффек-тивных совмест-ных решений. | §9 | ||
12 | Деление и рост клеток. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Рост и развитие клеток. Демонстра-ция Схемы, таблицы и видеомате-риалы о росте и развитии клеток разных растений Генетичес-кий аппарат, ядро, хромосомы. Демонстра-ция Схемы и видеомате-риалы о делении клетки. | Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника. Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток. | Анализи-руют информа-цию о процессах проте-кающих в клетке. | Прини-мают познава-тельную цель, сохраня-ют ее при выпол-нении учебных дейст-вий, четко выпол-няют требова-ния познава-тельной задачи | Вступа-ют в диалог, участвуют в коллективном обсуж-дении | §9 | ||
13 | Контрольная работа №1по теме «Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов». | 1 | Конт-рольно-обоб-щающий урок | Основные понятия темы. | Предметные: формируются первоначальные представления о единстве живых организмов. Метапредметные: учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные знания. Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живой природы. | Структу-рируют знания о клетке. | В диалоге с учите-лем совер-шенствовать самосто-ятельно вырабо-танные крите-рии оценки. | С доста-точной полно-той и точнос-тью выра-жают свои мысли в соот-ветствии с задачами усло-виями комму-никации. | |||
3.Мно-гообра-зие орга-низмов. (17 ч) | 14 | Классифи-кация организмов | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Предметные: получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид» Метапредметные: знакомятся с правилами классификации Личностные: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы. | §10 | |||||
15 | Строение и многооб-разие бактерий | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Бактерии, особенности строения и жизнедея-тельности. Формы бактерий. Разнообра-зие бактерий, их распростра-нение | Предметные: знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового. | Аналзи-руют знания о строении клеток ядерных и безъядер-ных организ-мов. | Прини-мают познава-тельную цель, сохраня-ют ее при выпол-нении учебных дейст-вий. | Адек-ватно исполь-зуют речевые средства для дискус-сии и аргу-мента-ции своей позиции. | §11 | ||
16 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйствен-ной деятельности человека | Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового. | Устанав-ливают причинно-следст-венные связи некото-рых заболева-ний с бактерия-ми. | Выде-ляют и осозна-ют то, что уже усвоено и что еще подле-жит усвое-нию, осозна-ют качество и уровень усвое-ния. | Прояв-ляют готов-ность к обсуж-дению разных точек зрения и выра-ботке общей (группо-вой) позиции. | §11 до кон-ца | ||
17 | Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Грибы, особенности строения и жизнедея-тельности. Многообра-зие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Предметные: знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | Анализи-руют клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении. | Работая по плану, сверять свои дейст-вия с целью . | Вступают в диалог, учас-твуют в коллек-тивном обсуж-дении. | §12 | ||
18 | Плесневые грибы и дрожжи. Лаборатор-ная работа №5. Особеннос-ти строения мукора и дрожжей Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека | Предметные: знакомятся со строением и ролью плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового. | Осу-ществля-ют поиск и выделе-ние необходимой информа-ции. | Прини-мают познава-тельную цель, сохраня-ют ее при выпол-нении учебных дейст-вий. | Описы-вают содер-жание совер-шаемых дейст-вий с целью ориенти-ровки пред-метно-практи-ческой деятель-ности. | §12 до кон-ца | ||
19 | Характери-стика царства Растения. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рован-ный. | Общая характерис-тика раститель-ного царства. Многообра-зие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстра-ция Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеомате-риалы. | Предметные: узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. Метапредметные: учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям. | Выделя-ют сущест-венные признаки растений Сравни-вают предста-вителей низших и высших растений. Выявля-ют взаимо-связи между строе-нием растений и их место-обитани-ем | Выявля-ют на живых объек-тах и табли-цах низших и высших расте-ний наибо-лее рас-прост-ранён-ных расте-ний, опасных для человека расте-ний. | Вступа-ют в диалог, участ-вуют в коллек-тивном обсуж-дении. | §13 | ||
20 | Водоросли. Лаборатор-ная работа №6. Строение зеленых водорослей. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный. | Водоросли: одноклеточ-ные и многокле-точные. Строение, жизнедея-тельность, размноже-ние, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
| Предметные: узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов Метапредметные: учатся выделять существенные признаки низших растений Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности. | Устанав-ливают цели лабора-торной работы Анали-зируют строение зелёных водорос-лей. Выдвига-ют и обосно-вывают гипотезы, предлага-ют способы их примене-ния. | Состав-ляют план и последо-ватель-ность дейст-вий. Выделя-ют и осозна-ют то, что уже усвоено и что еще подле-жит усвое-нию, осозна-ют качество и уровень усвое-ния. | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изуче-нии матери-ала. Прояв-ляют готов-ность к обсуж-дению разных точек зрения и выра-ботке общей (группо-вой) позиции. | §14 | ||
21 | Лишайники. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Многообра-зие и распростра-нение лишайников. Строение, питание и размноже-ние лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | Предметные: узнают о лишайниках как симбиотических организмах Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру. | Состав-ляют целое из частей, самостоя-тельно достраи-вая, восполняя недоста-ющие компо-ненты. | Работая по плану, сверять свои дейст-вия с целью и, при необхо-димости, исправ-лять ошибки самос-тоятель-но. | Исполь-зуют адекват-ные языко-вые средства для отобра-жения своих чувств, мыслей и побуж-дений. | §15 | ||
22 | Высшие споровые растения. Лаборатор-ные работа №7. Строение мха (на местных видах) Строение споронося-щего хвоща. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличитель-ные особенности, многообра-зие, распростра-нение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Строение споронося-щего папоротника | Предметные: узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений. Личностные: формируются научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений, развиваются представления о единстве органического мира. | Устанав-ливают цели лабора-торной работы Сравни-вают разные группы высших споровых растений и находят их предста-вителей на таблицах и гербар-ных образцах. | Приме-няют практи-ческие навыки в процесс-се лабора-торной работы. | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изуче-нии матери-ала. | §16 | ||
23 | Голосемен-ные растения. Лаборатор-ная работа№8. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Голосемен-ные растения, особенности строения. Многообра-зие и распростра-нение голосемен-ных растений, их роль в природе, использова-ние человеком, охрана. | Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии голосеменных растений формирутся понятие «семенные растения». Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями. Личностные: развиваются представления о единстве органического мира. | Описыва-ют предста-вителей голо-семенных растений с использо-ванием живых объектов, таблиц и гербар-ных образцов. | Объяс-няют роль голо-семен-ных в природе и жизни человека. | Интере-суются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы. | §17 | ||
24 | Покрыто-семенные растения. Лаборатор-ная работа №9. Строение цветкового растения. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Покрыто-семенные растения, особенности строения, многообра-зие, значение в природе и жизни человека. | Предметные: узнают о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений формируются понятия «побег», «цветок», «жизненные формы». Метапредметные: учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить л/р по инструктивным карточкам. Личностные: развиваются представления о единстве органического мира. | Выделя-ют сущест-венные признаки покрыто-семенных растений. | Описы-вают предста-вителей голосе-менных расте-ний с исполь-зова-нием живых объек-тов, таблиц и гербар-ных образ-цов. Объяс-няют роль покры-тосемен-ных в природе и жизни человека. | Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изуче-нии матери-ала. | §17 | ||
25 | Общая характерис-тика царства Животные | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Царство Животные. Разнообра-зие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники | Предметные: знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных . | Осваива-ют основы исследо-вательс-кой деятель-ности, включая умения наблюю-дать за животными классифи-цировать их, определяя принад-лежность биологи-ческих объектов к царству Живот-ные. | Учатся работать с разными источ-никами информации, нахо-дить инфор-мацию о живот-ных в учебни-ке, научно-популяр-ной литера-туре, биоло-гичес-ких словарях и справоч-никах, Интер-нете и интерп-ретиро-вать ее. | Интересуются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы | §18 | ||
26 | Подцарство Одноклеточные. Лабораторная работа№10 «Разведение и изучение амёб в лаборатории». | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Комбинирован-ный. | Одноклеточные животные. | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Одноклеточные; учатся выделять существенные признаки одноклеточных животных. Метапредмет-ные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных . | Осваива-ют основы исследо-вательс-кой деятель-ности, включая умение наблюдать за однокле-точными животны-ми, классифи-цировать их, определяя принад-лежность биологи-ческих объектов к подцарст-ву Одноклеточные. | Выделя-ют сущест-венные призна-ки однокле-точных живот-ных; форми-ровать интерес к изуче-нию одноклеточных живот-ных. | Интере-суются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы. | §19 | ||
27 | Подцарство Многокле-точные. Беспозво-ночные животные. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Подцарство Многокле-точные. Беспозво-ночночные животные особеннос-ти их строения. Многообра-зие беспозво-ночных животных. Губки. Кишечно-полостные. Иглокожие. | Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоноч-нымиживотными; учатся выделять существенные признаки многокле-точных животных, различать беспозвоночных животных. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных . | Осваива-ют основы исследо-вательс-кой деятель-ности, включая умение наблюю-дать за животны-ми, классифи-цировать их, определяя принад-лежность биологи-ческих объектов к подцарст-ву Многоклеточные, учатся работать с разными источни-ками информа-ции и интерпре-тировать ее. | Выде-ляют сущест-венные призна-ки много-клеточ-ных и бес-позво-ночных животн-ых. | Форми-руют интерес к изуче-нию однокле-точных живот-ных; разви-вать эмоци-онально-ценност-ное отноше-ние к живот-ным. | §20 | ||
28 | Холоднок-ровные позвоноч-ные животные. | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Позвоноч-ные животные, особеннос-ти их строения. Многообразие позвоноч-ных животных. Холодно-кровные позвоночные животные: рыбы, земновод-ные, пресмы-кающиеся | Предметные: знакомятся с холоднокровными животными; учатся выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся; объяснять их роль в природе и жизни человека. Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных . | Осваива-ют основы проект-ной деятель-ности, учатся работать с разными источни-ками информа-ции, находить информа-цию об охране природы в разных источни-ках и интерпре-тировать ее. | Выделя-ют сущест-венные призна-ки рыб, земно-водных, пресмы-кающих-ся. | Интере-суются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы. | §21 стр. 80-82 | ||
29 | Теплокров-ные позвоноч-ные животные | 1 | Урок изучения и первич-ного закрепле-ния новых знаний. Комбини-рованный | Теплокров-ные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие. | Предметные: знакомятся с теплокровными позвоночными животными; учатся выделять существенные признаки птиц, млекопитающих; объяснять их роль в природе и жизни человека. Метапредменые: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации. Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных . | Осваива-ют основы исслед-ователь-ской деятель-ности, включая умение наблюю-дать за птицами и млекопи-тающими. | Знако-мятся с тепло-кровны-ми позво-ночны-ми живот-ными; научить выде-лять сущест-венные призна-ки птиц, млеко-пита-ющих. | Интере-суются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы. | §21 до конца | ||
30 | Обобщаю-щий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы». | 1 | Обобща-ющий урок | Позвоноч-ные животные, особенности их строения. Многообразие позвоноч-ных животных. Холодно-кровные позвоночные животные: рыбы, земновод-ные, пресмы-кающиеся | Предметные: формируется естественно-научная картина мира Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта. | Структу-рируют знания по теме | В диалоге с учите-лем совер-шенст-вовать самос-тоятель-но вырабо-танные крите-рии оценки. | С доста-точной полно-той и точ-ностью выра-жают свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации. | |||
31. | Итоговая контрольная работа. | 1 | Контроль знаний. | Основные понятия темы. | |||||||
32-34 | Резервное время | 3 | Теплокров-ные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УМК учащихся:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2013
УМК учителя:
1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013
2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2013
3. Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013
4. Уроки биологии 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк под ред. В.В.Пасечника, М. «Просвещение»,2012
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Компьютер.
2.Экран.
3.Мультимедийный проектор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...