Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_5_klass.docx80.92 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1996»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                                

Заместитель директора                                                                Руководитель                                      

__________Е.В. Сухаревская                                                     __________А.В. Адамич      

«  8 » июня  2015 г.                                                                      «28» августа  2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2015-2016 учебный год

Предмет: биология

Класс: 5 Г, Д

Программа: общеобразовательная (базовый уровень)

Учебник: Биология. 5—6 классы (учебник) под ред.  В. В. Пасечника.

Количество учебных часов в неделю: 1 ч.

                                                                 Составитель: Ситникова Елена Николаевна

                                                                                         учитель биологии

   Рассмотрено на заседании методического объединения

   естественно - научного цикла

   Протокол № 5 от «5» июня 2015 года

   _____________   Л.Б.Шпиллер

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по биологии ориентирована на учащихся 5-х общеобразовательных классов и составлена в соответствии с  нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

Федеральным государственный стандарт основного общего образования  второго поколения, утвержденного приказом Минобразования России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 12.2012;

3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования   от 08.04.2015 № 1/15

4. Программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Линия жизни», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

      Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня,  дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

    Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

   Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.); создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

    Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

    Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

    Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

МЕСТО КУРСА В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Согласно действующему  учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 34 часа в год.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА БИОЛОГИИ

   Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  •         умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  • формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1.Введение. Биология как наука.(5часов)

     Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки        представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное   строение организмов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

    Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.                                                                                      

2. Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. (8часов)

    Клеточное   строение организмов. Химический состав клетки (органические и неорганические вещества).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение.

3.Многообразие организмов. (18 часов)

    Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.                                                                                                                                              

    Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.                                                                                                                                                                                                  

    Многообразие растений, принципы их классификации.  Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.                                                

   Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

    Лабораторные  работы.

Устройство увеличительных  приборов.

Строение клеток кожицы чешуи лука.

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Особенности строения мукора и дрожжей. Роль грибов в природе и жизни человека.

Строение зеленых водорослей.

Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Строение цветкового растения.

Разведение и изучение амёб в лаборатории.

    Экскурсии.

Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Лабораторные работы/практические работы

Контрольные работы

1.

Введение. Биология как наука.

5

-

-

2.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

8

4

1

3.

Многообразие организмов.

18

6

1

Резервное время.

3

-

-

Итого

31+3

10

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ» 5 КЛАСС (34 ЧАСА)

№ темы

№ уро-ка

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Познава-тельные УУД

Регуля-тивные

УУД

Коммуникатив-ные УУД

Д/з

Дата про-веде-ния

1.Вве-дение. Биоло-гия как наука.(5ч)

1

Биология – наука о живой природе

1

Урок объясне-ния

Предмет изучения биологии. Разнообра-зие биологических наук. эстетическое, культурно-историчес-кое, практичес-кое значение живых организмов.

Предметные: узнают об основных отличительных признаках живой природы, о биологии как науке, о роли организмов, о биосфере как особой оболочке Земли, о практической ценности биологических знаний.

Метапредметные: осваивают приемы работы с учебником

Личностные: осознают жизнь как универсальную особенность, ценность биологических знаний в жизни человека и своей жизни, оценивают роль биологии как науки в жизни общества, мотивация учебной деятельности

Выделя-ют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Выделя-ют обоб-щенный смысл и форма-льную структу-ру задачи.

Вступа-ют в диалог, участ-вуют в коллек-тивном обсуж-дении проблем.

§1

2

Методы изучения биологии. Правила работы в кабинете биологии.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологичес-кой информации, ее получение, анализ и представле-ние его результатов. Техника безопаснос-ти в кабинете биологии.

Демонстра-ция

Приборы и оборудова-ние.

Предметные: понимают различия между практическими и теоретическими методами познания, умеют определять метод исследования, исходя из цели, объяснять значение практических и теоретических методов, оценивать роль количественных методов в научном эксперименте

Метапредметные: осваивают основные приемы работы с лабораторным оборудованием

Личностные: осознают необходимость соблюдения правил работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментам.

Умеют выбирать смысло-вые единицы текста и устанав-ливать отноше-ния между ними

Учатся самос-тоятель-но обнару-живать учебную пробле-му, опреде-лять цель учебной деятель-ности.

Умеют слушать и слышать друг друга Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в устной форме

§2-3

3

Разнообра-зие живой природы

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

 Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражи-мость, рост, развитие, размноже-ние

Предметные: узнают об отличительных признаках живых организмов и тел неживой природы, о царствах живой природы

Метапредметные: учатся преобразовывать(структурировать) текст в схему и таблицу, осуществлять сравнение

Личностные: осознают жизнь как уникальную особенность, формируется бережное отношение к природе.

Выделя-ют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Извлека-ют необходи-мую информа-цию из прослу-шанных  и прочитан-ных текстов .

Выделя-ют и осозна-ют то, что уже усвоено и что еще подле-жит усвое-нию, осозна-ют качество и уровень усвое-ния

Самос-тоятель-но органи-зовы-вать учебное взаимо-действие в группе  перечис-лять отличи-тельные свойства живого

§4

4

Среды обитания организмов

1

Урок изучения и первич-ного  

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания.

Предметные: узнают о средах обитания, особенностях каждой среды обитания, основных приспособле-ниях организмов к каждой среде обитания.

Метапредмет-ные: учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое)

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с представлением о приспособленности организмов к среде обитания.

Устанав-ливают причинно- следстве-нные связи строения организ-мов и среды их обитания.

Выделя-ют и осозна-ют то, что уже усвоено и что ещё подле-жит усвое-нию. Ставят учебную задачу.

Исполь-зуют адекват-ные языко-вые средства для отобра-жения своих чувств, мыслей и побуждений.

§5

5

Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в природе»

1

Урок  

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Многообр-зие организмов, их связь с окружаю-щей средой; ознакомить с осенними явлениями в жизни растений и животных.

Предметные: узнают о разнообразии живых организмов, осенних явлениях в природе.

Метапредметные: : учатся устанавливать причинно-следственные связи, осваивают разные формы чтения (поисковое).

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с сезонными изменениями в природе.

Выдвига-ют и обосно-вывают гипотезы, предлага-ют способы их проверки.

Ставят учебную задачу на основе сотне-сения того, что уже известно и усвоено.

Исполь-зуют адекват-ные языко-вые средства для отобра-жения своих чувств, мыслей и побуж-дений.

Оформить от-чет о про-ве-ден-ной экс-кур-сии.

2.Клет-ка – основа строе-ния и жизне-деятель-ности организ-мов. (8ч)

6

Устройство увеличи-тельных приборов. Лаборатор-ная работа №1. «Устройство увеличи-тельных приборов».

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний, лабора-торная работа

Комбини-рованный.

Увеличи-тельные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроско-пом.

Предметные: знакомятся и учатся работать с увеличительными приборами, узнают историю создания микроскопа, убеждаются, что организмы имеют клеточное строение

Метапредметные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты

Личностные: формируется мотивация к познанию нового.

Устанав-ливают цели лабора-торной работы Знакомят-ся с увеличи-тельными приборами правила-ми обраще-ния с ними.

Назы-вают части  прибо-ров описы-вают этапы работы. Приме-няют практи-ческие навыки в процесс-се лабора-торной работы.

Вступа-ют в диалог, участвуют в коллек-тивном обсуж-дении, находят допол-нитель-ную инфор-мацию в

Элект-ронном прило-жении.

§6

7

Химический состав клетки. Неоргани-ческие вещества.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минераль-ные вещества, их роль в клетке.

Предметные: знакомятся с химическим составом клеток, с неорганическими веществами и их ролью в клетке

Метапредметные: учатся устанавливать общность живой и неживой природы на основании сравнения их состава

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов.

Различа-ют органи-ческие и неоргани-ческие вещества, входящие в состав клетки.

Самос-тоятель-но обнару-живать учебную пробле-му, опреде-лять цель учебной деятель-ности.

Умеют слушать и слышать друг друга Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в пись-менной и устной форме.

§7 стр.26

8

Химический состав клетки. Органичес-кие вещества.

1

Урок изучения и первич-ного  

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Органичес-кие вещества, их роль в жизнедея-тельности клетки. Обнаруже-ние органичес-ких веществ в клетках растений

Предметные: знакомятся с органическими веществами и их ролью в клетке.

Метапредметные: учатся доказывать единство живой природы на основании утановления сходства химического состава клеток.

Личностные: формируется научное мировоззрение .

Различа-ют органи-ческие и неоргани-ческие вещества, входящие в состав клетки.

Самос-тоятель-но обнару-живать учебную пробле-му, опреде-лять цель учебной деятель-ности.

Умеют слушать и слышать друг друга Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в пись-менной и устной форме.

§7 стр.27

9

Строение клетки

( оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)

Лаборатор-ная работа №  2.  «Строение клеток кожицы чешуи лука».

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Предметные: формируются понятия о строении клетки, учатся готовить микропрепарат  кожицы чешуи лука, рассматривать его в микроскоп и схематически изображать строение клетки в тетради

Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты

Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.

Умеют выбирать смысло -вые единицы текста и устанав-ливать отноше-ния между ними.

Самос-тоятель-но опреде-лять цель учебной деятель-ности.

Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в пись-менной форме.

§8

10

Особеннос-ти строения клеток. Пластиды.

Лаборатор-ная работа№3

Приготов-ление препаратов и рассматри-вание под микроско-пом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбинированный

Строение клетки. Пластиды. Хлороплас-ты.

Предметные: формируются понятия о пластидах и хлоропластах, учатся готовить микропрепа-раты, рассматривать их в микроскоп и схематически изображать их в тетради

Метапредметные: учатся выполнять л/р по инструктивной карточке и оформлять её результаты, выделять существенные признаки клетки

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.

Устанав-ливают цели лабора-торной работы  Анализи-руют

Увиден-ное.

Работая по плану, сверять свои дейст-вия с целью и, при необхо-димости, исправ-лять ошибки самос-тоятель-но.

Обмени-ваются знаниями для приня-тия эффек-тивных совмест-ных решений. Умеют предс-тавлять конкрет-ное содер-жание и сооб-щать его в пись-менной и устной форме.

Ин-тер-нет-ре-сурс

11

Процессы жизнедея-тельности в клетке. Лаборатор-ная работа№4

Приготов-ление препарата и рассматривание под микроско-пом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки.

Метапредметные: учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетке, фиксировать, анализировать и объяснять их результаты.

Личностные: интерес к работе с лабораторным оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.

Устанав-ливают цели лабора-торной работы  Анализи-руют движение цитоплаз-мы.

Отраба-тывают умение готовить микро-препара-ты и работать с микрос-копом.

Обмени-ваются знаниями для приня-тия эффек-тивных совмест-ных решений.

§9

12

Деление и рост клеток.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Рост и развитие клеток.

Демонстра-ция

Схемы, таблицы и видеомате-риалы о росте и развитии клеток разных растений

Генетичес-кий аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстра-ция

Схемы и видеомате-риалы о делении клетки.

Предметные: формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки

Метапредметные: продолжают учиться работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о делении клеток.

Анализи-руют информа-цию о процессах проте-кающих в клетке.

Прини-мают познава-тельную цель, сохраня-ют ее при выпол-нении учебных дейст-вий, четко выпол-няют требова-ния познава-тельной задачи

Вступа-ют в диалог, участвуют в коллективном обсуж-дении

§9

13

Контрольная работа №1по теме «Единство живого. Сравнение строения клеток различных организмов».

1

Конт-рольно-обоб-щающий урок

Основные понятия темы.

Предметные: формируются первоначальные представления о единстве живых организмов.

Метапредметные: учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные знания.

Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живой природы.

Структу-рируют  знания о клетке.

В диалоге с учите-лем совер-шенствовать самосто-ятельно вырабо-танные крите-рии оценки.

С доста-точной полно-той и точнос-тью выра-жают свои мысли в соот-ветствии с задачами усло-виями комму-никации.

3.Мно-гообра-зие орга-низмов. (17 ч)

14

Классифи-кация организмов

1

Урок изучения и первич-ного

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Предметные: получают представление о классификации живых организмов, знакомятся с отличительными признаками царств живой природы и понятием «вид»

Метапредметные: знакомятся с правилами классификации

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе выделения существенных признаков представителей разных царств живой природы.

§10

15

Строение и многооб-разие бактерий

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Бактерии, особенности строения и жизнедея-тельности. Формы бактерий. Разнообра-зие бактерий, их распростра-нение

Предметные: знакомятся с особенностями строения бактерий и их многообразием  Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, описывать биологические объекты, проводить их сравнительную характеристику

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.

Аналзи-руют знания о строении клеток ядерных и безъядер-ных организ-мов.

Прини-мают познава-тельную цель, сохраня-ют ее при выпол-нении учебных дейст-вий.

Адек-ватно исполь-зуют речевые средства для дискус-сии и аргу-мента-ции своей позиции.

§11

16

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйствен-ной деятельности человека

Предметные: знакомятся с ролью бактерий в природе и жизни человека, с размножением бактерий

Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.

Устанав-ливают причинно-следст-венные связи некото-рых заболева-ний с бактерия-ми.

Выде-ляют и осозна-ют то, что уже усвоено и что еще подле-жит усвое-нию, осозна-ют качество и уровень усвое-ния.

Прояв-ляют готов-ность к обсуж-дению разных точек зрения и выра-ботке общей (группо-вой) позиции.

§11 до кон-ца

17

Строение грибов. Грибы съедобные и ядовитые

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Грибы, особенности строения и жизнедея-тельности. Многообра-зие грибов. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Предметные: знакомятся со строением и ролью грибов в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника, получать информацию из видеофильма

Личностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Анализи-руют клетки грибов и растений , выясняя признаки сходства и отличия в строении.

Работая по плану, сверять свои дейст-вия с целью .

Вступают в диалог, учас-твуют в коллек-тивном обсуж-дении.

§12

18

Плесневые грибы и дрожжи. Лаборатор-ная работа №5.

Особеннос-ти строения мукора и дрожжей

Роль грибов в природе и жизни человека.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Плесневые грибы (мукор, пеницилл) и дрожжи. Роль грибов в природе и жизни человека

Предметные: знакомятся со строением и ролью плесневых грибов и дрожжей  в природе и жизни человека

Метапредметные: учатся самостоятельно проводить исследования в ходе л/р и на основе анализа полученных результатов делать выводы

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов и проведение простейших исследований способствуют формированию мотивации к познанию нового.

Осу-ществля-ют поиск и выделе-ние необходимой информа-ции.

Прини-мают познава-тельную цель, сохраня-ют ее при выпол-нении учебных дейст-вий.

Описы-вают содер-жание совер-шаемых дейст-вий с целью ориенти-ровки пред-метно-практи-ческой деятель-ности.

 §12 до кон-ца

19

Характери-стика царства Растения.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рован-ный.

Общая характерис-тика раститель-ного царства. Многообра-зие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстра-ция

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеомате-риалы.

Предметные: узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения.

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям.

Выделя-ют сущест-венные признаки растений Сравни-вают предста-вителей низших и высших растений. Выявля-ют взаимо-связи между строе-нием растений и их место-обитани-ем

Выявля-ют на живых объек-тах и табли-цах низших и высших расте-ний наибо-лее рас-прост-ранён-ных расте-ний,

опасных для человека расте-ний.

Вступа-ют в диалог, участ-вуют в коллек-тивном обсуж-дении.

§13

20

Водоросли. Лаборатор-ная работа №6.

Строение зеленых водорослей.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный.

Водоросли: одноклеточ-ные и многокле-точные. Строение, жизнедея-тельность, размноже-ние, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

 

Предметные: узнают о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки низших растений

Личностные: формируются элементы коммуникативной компетентности.

Устанав-ливают цели лабора-торной работы  Анали-зируют строение   зелёных водорос-лей.

Выдвига-ют и обосно-вывают гипотезы, предлага-ют способы их примене-ния.

Состав-ляют план и последо-ватель-ность дейст-вий.

Выделя-ют и осозна-ют то, что уже усвоено и что еще подле-жит усвое-нию, осозна-ют качество и уровень усвое-ния.

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изуче-нии матери-ала.

Прояв-ляют готов-ность к обсуж-дению разных точек зрения и выра-ботке общей (группо-вой) позиции.

§14

21

Лишайники.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Многообра-зие и распростра-нение лишайников. Строение, питание и размноже-ние лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Предметные: узнают о лишайниках как симбиотических организмах

Метапредметные: учатся проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы

Личностные: формируются ценностно-смысловые установки по отношению к окружающему миру.

Состав-ляют целое из частей, самостоя-тельно достраи-вая, восполняя недоста-ющие компо-ненты.

Работая по плану, сверять свои дейст-вия с целью и, при необхо-димости, исправ-лять ошибки самос-тоятель-но.

Исполь-зуют адекват-ные языко-вые средства для отобра-жения своих чувств, мыслей и побуж-дений.

§15

22

Высшие споровые растения. Лаборатор-ные работа №7.

Строение мха (на местных видах)

Строение споронося-щего хвоща.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличитель-ные особенности, многообра-зие, распростра-нение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Строение споронося-щего папоротника

Предметные: узнают о мхах, папоротниках, плаунах и хвощах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках.

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки высших споровых растений.

Личностные: формируются научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений, развиваются представления о единстве органического мира.

Устанав-ливают цели лабора-торной работы  Сравни-вают разные группы высших споровых растений и находят их предста-вителей на таблицах и гербар-ных образцах.

Приме-няют практи-ческие навыки в процесс-се лабора-торной работы.

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изуче-нии матери-ала.

§16

23

Голосемен-ные растения. Лаборатор-ная работа№8.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Голосемен-ные растения, особенности строения. Многообра-зие и распростра-нение голосемен-ных растений, их роль в природе, использова-ние человеком, охрана.

Предметные: узнают о  характерных признаках и многообразии голосеменных растений формирутся понятие «семенные растения».

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями.

Личностные: развиваются представления о единстве органического мира.

Описыва-ют предста-вителей голо-семенных растений с использо-ванием живых объектов, таблиц и гербар-ных образцов.

Объяс-няют роль голо-семен-ных в природе и жизни человека.

Интере-суются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы.

§17

24

Покрыто-семенные растения. Лаборатор-ная работа №9.

Строение цветкового растения.

1

 Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Покрыто-семенные растения, особенности строения, многообра-зие, значение в природе и жизни человека.

Предметные: узнают о  характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений формируются понятия «побег», «цветок», «жизненные формы».

Метапредметные: учатся выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить л/р по инструктивным карточкам.

Личностные: развиваются представления о единстве органического мира.

Выделя-ют сущест-венные признаки покрыто-семенных растений.

Описы-вают предста-вителей голосе-менных расте-ний с исполь-зова-нием живых объек-тов, таблиц и гербар-ных образ-цов. Объяс-няют роль покры-тосемен-ных в природе и жизни человека.

Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изуче-нии матери-ала.

§17

25

Общая характерис-тика царства Животные

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Царство Животные. Разнообра-зие животных. Животный мир. Охрана животных. Красная книга. Заповедники

Предметные: знакомятся с общей характеристикой царства Животные, разнообразием животного мира; учатся выделять существенные признаки животных.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных .

Осваива-ют основы исследо-вательс-кой деятель-ности, включая умения наблюю-дать за животными классифи-цировать их, определяя принад-лежность биологи-ческих объектов к царству Живот-ные.

Учатся работать с разными источ-никами информации, нахо-дить инфор-мацию о живот-ных в учебни-ке, научно-популяр-ной литера-туре, биоло-гичес-ких словарях и справоч-никах, Интер-нете и интерп-ретиро-вать ее.

Интересуются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы

§18

26

Подцарство Одноклеточные. Лабораторная работа№10 «Разведение и изучение амёб в лаборатории».

1

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний.

Комбинирован-ный.

Одноклеточные животные.
Особенности строения одно
клеточных животных, их
многообразие. Корненожки.
Амёбоидное движение. Роль одноклеточных животных в природе и жизни человека. Лабораторная работа «Разведение и изучение амёб в лаборатории».

Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Одноклеточные; учатся выделять существенные признаки одноклеточных животных.

Метапредмет-ные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению одноклеточных животных .

Осваива-ют основы исследо-вательс-кой деятель-ности, включая умение наблюдать за однокле-точными животны-ми, классифи-цировать их, определяя принад-лежность биологи-ческих объектов к подцарст-ву Одноклеточные.

Выделя-ют сущест-венные призна-ки однокле-точных живот-ных; форми-ровать интерес к изуче-нию одноклеточных живот-ных.

Интере-суются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы.

§19

27

Подцарство Многокле-точные. Беспозво-ночные животные.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Подцарство Многокле-точные. Беспозво-ночночные животные особеннос-ти     их     строения. Многообра-зие беспозво-ночных животных. Губки. Кишечно-полостные.

Иглокожие.
Черви. Моллюски. Членистоно-гие: ракообраз-ные, паукообразные, насекомые

Предметные: знакомятся с общей характеристикой подцарства Многоклеточные, беспозвоноч-нымиживотными; учатся выделять существенные признаки многокле-точных животных, различать беспозвоночных животных.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных .

Осваива-ют основы исследо-вательс-кой деятель-ности, включая умение наблюю-дать за  животны-ми, классифи-цировать их, определяя принад-лежность биологи-ческих объектов к подцарст-ву Многоклеточные, учатся работать с разными источни-ками информа-ции и интерпре-тировать ее.

Выде-ляют сущест-венные призна-ки много-клеточ-ных и бес-позво-ночных животн-ых.

Форми-руют интерес к изуче-нию однокле-точных живот-ных; разви-вать эмоци-онально-ценност-ное отноше-ние  к живот-ным.

§20

28

Холоднок-ровные позвоноч-ные животные.

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Позвоноч-ные животные, особеннос-ти их строения. Многообразие позвоноч-ных животных. Холодно-кровные позвоночные животные: рыбы, земновод-ные, пресмы-кающиеся

Предметные: знакомятся с холоднокровными животными; учатся выделять существенные признаки рыб, земноводных, пресмыкающихся;  объяснять их роль в природе и жизни человека.

Метапредметные: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных .

Осваива-ют основы проект-ной деятель-ности, учатся работать с разными источни-ками информа-ции, находить информа-цию об охране природы в разных источни-ках и интерпре-тировать ее.

Выделя-ют сущест-венные призна-ки рыб, земно-водных, пресмы-кающих-ся.

Интере-суются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы.

§21 стр. 80-82

29

Теплокров-ные позвоноч-ные животные

1

Урок изучения и первич-ного    

закрепле-ния      новых знаний.

Комбини-рованный

Теплокров-ные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие.

Предметные: знакомятся с теплокровными позвоночными животными; учатся выделять существенные признаки птиц, млекопитающих;  объяснять их роль в природе и жизни человека.

Метапредменые: осваивают основы исследовательской деятельности; учатся работать с разными источниками информации.

Личностные: развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных .

Осваива-ют основы исслед-ователь-ской деятель-ности, включая умение наблюю-дать за  птицами и млекопи-тающими.

Знако-мятся с тепло-кровны-ми позво-ночны-ми живот-ными; научить выде-лять сущест-венные призна-ки птиц, млеко-пита-ющих.

Интере-суются чужим мнением и выска-зывают свое . Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы.

§21 до конца

30

Обобщаю-щий урок-проект «Многообразие живой природы. Охрана природы».

1

Обобща-ющий урок

Позвоноч-ные животные, особенности их строения. Многообразие позвоноч-ных животных. Холодно-кровные позвоночные животные: рыбы, земновод-ные, пресмы-кающиеся

Предметные: формируется естественно-научная картина мира

Метапредметные: осваивают основы проектной деятельности; учатся работать с разными источниками информации

Личностные: развивают навыки проектной деятельности на основе самостоятельного планирования и выполнения учебного проекта.

Структу-рируют  знания по теме

В диалоге с учите-лем совер-шенст-вовать самос-тоятель-но вырабо-танные крите-рии оценки.

С доста-точной полно-той и точ-ностью выра-жают свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями комму-никации.

31.

Итоговая контрольная работа.

1

Контроль знаний.

Основные понятия темы.

32-34

Резервное время

3

Теплокров-ные позвоночные животные, особенности их строения. Птицы. Млекопитающие

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УМК учащихся:

       1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013

       2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2013

УМК учителя:

       1. В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013

       2. В. В. Пасечник и др. Биология. Рабочая тетрадь. 5 класс, М. «Просвещение», 2013

       3. Электронное приложение к учебнику В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, 3. Г. Гапонюк. Биология. 5—6 классы (учебник), М. «Просвещение», 2013

       4. Уроки биологии 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк под ред. В.В.Пасечника, М. «Просвещение»,2012

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Компьютер.

2.Экран.

3.Мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)

Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...