конспект урока "Моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
урок биологии для 7 касса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogoobrazie_mollyuskov.doc | 69 КБ |
shema_mollyuski.doc | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека.
Цель урока: изучить основные классы моллюсков на основе самостоятельного поиска информации.
Задачи:
Обучения:
- выявить основные признаки представителей классов моллюсков;
- познакомить с разнообразием представителей данного типа;
- выяснить значение моллюсков в природе и жизни человека;
- научить самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме;
- , устанавливать причинно-следственные связи.
Развития:
- Продолжить формирование умений анализировать обосновывать ответ;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, используя прием “гроздья”.
Воспитания:
- активизировать у учащихся интерес и стремление к знаниям;
- любовь к краю, в котором живешь и бережное отношение к животным, обитающим в нем;
Оборудование:
Раковины моллюсков, таблицы, рисунки учебника и других книг.
Содержание урока
1. Выявление общих признаков типа Моллюски.
I. Мотивационный этап
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы совершим путешествие в удивительное . Мы отправляемся бороздить водные пространства, посетим царство Нептуна. С глубокой древности некоторые представители этого царства служили для получения очень дорогого красителя – пурпура. Другие представители использовались для изготовления ювелирных украшений – жемчужных изделий. Некоторые виды этих животных развивают скорость до 60 км/ч.
Вопрос: О представителях какого типа идет речь? (Тип Моллюски.)
Сегодня пойдет речь о многообразии этого типа. По числу видов тип занимает 2 место.
Вопрос: На какие классы делится тип моллюски? (Брюхоногие, двустворчатые, головоногие.)
Посмотрите на рисунки, на них изображены характерные представители классов: виноградная улитка, беззубка, осьминог.
Вопрос: Казалось бы, довольно не похожие друг на друга организмы, почему же их объединили в один тип?
На основании ранее полученных знаний и собственной поисковой работы, вы должны будите решить проблему, стоящую перед вами:
проблема: можно ли виноградную улитку, как представителя брюхоногих, беззубку, как представителя двустворчатых и осьминога, как представителя головоногих относить к одному типу Моллюски?
Для этого вы должны доказать или опровергнуть главный тезис урока. Обратитесь к картам (приложение1) и прочтите главный тезис.
Для работы вам понадобятся учебники с информацией и иллюстрациями и карты-алгоритмы с поэтапным доказательством тезисов.
Для доказательства главного тезиса вам предлагаются 5 подтезисов, выполнив которые, вы сможете сделать вывод о правильности главного тезиса.
II. Осмысление
–работа по доказательству выдвинутого тезиса.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Читают текст учебника Сопоставляют текст и рисунки в учебнике Обсуждают в парах предложенные вопросы. Сравнивают классы. Выявляют черты сходства и различия между классами моллюсков. Доказывают правильность тезиса. | Контролирует, направляет работу учащихся |
III. Рефлексия
– Доказательство выдвинутых тезисов
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Выявляют черты сходства между классами моллюсков. Слушают ответы учащихся. Обсуждают правильность ответов. | Контролирует правильность ответов учащихся. |
Мы доказали, что и брюхоногие, и двустворчатые и головоногие имеют общее строение, поэтому их относят к одному типу Моллюски.
2. Выявление частных признаков представителей типа Моллюски.
I. Вызов.
Однако, наравне с общими признаками, представители типа Моллюски имеют и признаки, характерные только для них. Чтобы узнать о них, нам нужно попасть в их мир.Сейчас вы прослушаете сообщения о представителях каждого класса типа Моллюски. По ходу сообщений вам нужно будет заполнить классы моллюсков, их характерные особенности, способы передвижения, способы защиты от врагов, значение и представителей в виде схемы (Приложение 2)
II. Осмысление.
Выступление учащихся с сообщениями о разных классах моллюсков и их представителях (брюхоногие, головоногие, двустворчатые . Один человек сообщил о моллюсках Архангельской области). Сообщения учащиеся готовили самостоятельно , используя учебник и дополнительную литературу.
(По ходу сообщений идет показ слайдов презентации, в которой показаны фотографии разных классов моллюсков).
III. Рефлексия. Заполнение кластеров в таблице на доске.
3 человека идут к доске, заполняют таблицу по классам. Учащиеся сверяют заполнение таблицы на доске и в тетрадях.
Вопрос: скажите, зачем мы изучаем этих животных?
(Они имеют огромное значение в природе и жизни человека).
Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Самостоятельная работа учащихся с учебником и дополнительной литературой. Выписать в тетрадь значение моллюсков в природе и жизни человека. Слушают ответы учащихся. | Контролирует правильность ответов учащихся. |
Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшней темы.
У вас на столах лежат карты №2, на которых прописан контроль по теме “Моллюски”. Карандашами подпишите листы. Вам нужно в каждом из 3 заданий соотнести левый и правый столбик. Под каждым задание в скобочках прописано, что с чем нужно соотнести. Карандашами делайте стрелочки на контрольных листах. (Приложение 3).
Общая проверка правильности выполнения выходного контроля.
Домашнее задание: учебник, стр. 135–142, задание в тетради стр77 № 93-96.
Итог урока: ребята, что вы нового сегодня узнали о моллюсках? Какое влияние оказывает человек на численность моллюсков и как это отражается на самом человеке? (Ответы учащихся)
III. Оценочный этап.
- Участие в обсуждение, за доказательство гипотез.
- Оценка подготовленных сообщений к уроку.
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п.Кулой»
«Многообразие моллюсков,
их значение в природе и жизни человека»
конспект урока по биологии
(7 класс)
Стрекаловская Ольга Валерьевна,
учитель биологии
домашний адрес: Вельский р-н,
п. Кулой ул.Локомотивная , д4а,кв.9
телефон:89116504072
рабочий адрес: п.Кулой, ул.Ленина д.43
телефон:9-22-06
п. Кулой
2012г.
Приложение №1
Технологическая карта по теме: тип Моллюски.
Цель: доказать выдвинутый тезис, основываясь на ранее полученных знаниях о моллюсках и собственной поисковой работе.
Главный тезис: несмотря на многообразие видов моллюсков, их объединяют в один тип на основании сходства в строении.
Доказательство | Источник информации |
Тезис первый: основные отделы тела моллюсков брюхоногого, двустворчатого и головоногого – голова, туловище, нога.
Тезис второй: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют раковину, как характерную особенность моллюсков.
Тезис третий: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют мантию, как характерную особенность моллюсков.
Тезис четвертый: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют сходство в строении пищеварительной и выделительной систем.
двустворчатых моллюсков; головоногих моллюсков?
брюхоногих моллюсков; двустворчатых моллюсков; головоногих моллюсков?
Тезис пятый: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют сходство в строении дыхательной и кровеносной системах.
водных и наземно-воздушных брюхоногих моллюсков; двустворчатых моллюсков; головоногих моллюсков?
брюхоногих моллюсков; двустворчатых моллюсков; головоногих моллюсков?
Сделайте вывод о правильности главного тезиса. | учеб. Н.И.Сонина с. 137, 2 абзац; с. 135, 2 абзац; с. 140, 2,3 абзац; с. 135, 2 абзац, посл. строка; с. 137, 1 абзац; с. 140, 2 абзац, посл. строка; с. 137, рис.; с. 139, рис.; с. 141, рис.; с. 137, рис.; с. 139, рис.; с. 141, рис.; с. 137, рис.; с. 139, рис.; с. 141, рис.; с. 137, рис.; с. 139, рис.; с. 141, рис.; с. 137, рис.; с. 139, рис.; с. 141, рис.. |
Приложение №3
Кконтроль по теме «Многообразие моллюсков»
- Установите соответствие:
Головоногие Прудовик
Кальмар
Двустворчатые Устрица
Осьминог
Брюхоногие Мидия
- Установите соответствие:
Класс Голова Раковина
Брюхоногие нога, тело из двух частей
Класс Раковина
Головоногие Тело, нога замкнута
Класс Голова, тело Раковина
Двустворчатые щупальца редуцирована
(Слева указаны классы моллюсков, в двух других столбцах – свойственные их представителям отделы тела и характеристики раковины.)
- Установите соответствие:
Почки Защита
Печень Перетирание пищи
Сердце Переваривание пищи
Терка Движение крови
Раковина Удаление жидких продуктов распада
(Слева указаны органы, справа – осуществляемые ими функции.)
Список литературы
- Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебное пособие для ОУ/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М: Дрофа, 2009г.
- Биология.7 класс. Методическое пособие для учителя по учебнику В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. /автор- составитель М.В. Высоцкая.- Волгоград Учитель, 2008г
- Интернет-сайт «фестиваль педагогических идей»
Предварительный просмотр:
Приложение №2.
Схема «Особенности строения, значение, разнообразие типа Моллюски»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...