конспект урока "Моллюски"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

урок биологии для 7 касса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnogoobrazie_mollyuskov.doc69 КБ
Microsoft Office document icon shema_mollyuski.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Многообразие моллюсков, их значение в природе и жизни человека.

Цель урока: изучить основные классы моллюсков на основе самостоятельного поиска информации.

Задачи:

Обучения: 

  • выявить основные признаки представителей классов моллюсков;
  • познакомить с разнообразием представителей данного типа;
  • выяснить значение моллюсков в природе и жизни человека;
  • научить самостоятельно находить необходимый материал к изучаемой теме;
  • , устанавливать причинно-следственные связи.

Развития:

  • Продолжить формирование умений анализировать обосновывать ответ;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, используя прием “гроздья”.

Воспитания:

  • активизировать у учащихся интерес и стремление к знаниям;
  • любовь к краю, в котором живешь и бережное отношение к животным, обитающим в нем;

Оборудование:

Раковины моллюсков, таблицы, рисунки учебника и других книг.

Содержание урока

1. Выявление общих признаков типа Моллюски.

I. Мотивационный этап

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы совершим путешествие в удивительное . Мы отправляемся бороздить водные пространства, посетим царство Нептуна. С глубокой древности некоторые представители этого царства служили для получения очень дорогого красителя – пурпура. Другие представители использовались для изготовления ювелирных украшений – жемчужных изделий. Некоторые виды этих животных развивают скорость до 60 км/ч.

Вопрос: О представителях какого типа идет речь? (Тип Моллюски.)

Сегодня пойдет речь о многообразии этого типа. По числу видов тип занимает 2 место.

Вопрос: На какие классы делится тип моллюски? (Брюхоногие, двустворчатые, головоногие.)

Посмотрите на рисунки, на них изображены характерные представители классов: виноградная улитка, беззубка, осьминог.

Вопрос: Казалось бы, довольно не похожие друг на друга организмы, почему же их объединили в один тип?

На основании ранее полученных знаний и собственной поисковой работы, вы должны будите решить проблему, стоящую перед вами:

проблема: можно ли виноградную улитку, как представителя брюхоногих, беззубку, как представителя двустворчатых и осьминога, как представителя головоногих относить к одному типу Моллюски?

Для этого вы должны доказать или опровергнуть главный тезис урока. Обратитесь к картам  (приложение1) и прочтите главный тезис.

Для работы вам понадобятся учебники с информацией и иллюстрациями и карты-алгоритмы с поэтапным доказательством тезисов.

Для доказательства главного тезиса вам предлагаются 5 подтезисов, выполнив которые, вы сможете сделать вывод о правильности главного тезиса.

II. Осмысление

работа по доказательству выдвинутого тезиса.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Читают текст учебника

Сопоставляют текст и рисунки в учебнике

Обсуждают в парах предложенные вопросы.

Сравнивают классы.

Выявляют черты сходства и различия между классами моллюсков.

Доказывают правильность тезиса.

Контролирует, направляет работу учащихся

III. Рефлексия

Доказательство выдвинутых тезисов

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Выявляют черты сходства между классами моллюсков.

Слушают ответы учащихся.

Обсуждают правильность ответов.

Контролирует правильность ответов учащихся.

Мы доказали, что и брюхоногие, и двустворчатые и головоногие имеют общее строение, поэтому их относят к  одному типу Моллюски.

2. Выявление частных признаков представителей типа Моллюски.

I. Вызов.

Однако, наравне с общими признаками, представители типа Моллюски имеют и признаки, характерные только для них. Чтобы узнать о них, нам нужно попасть в их мир.Сейчас вы прослушаете сообщения о представителях каждого класса типа Моллюски. По ходу сообщений вам нужно будет заполнить классы моллюсков, их характерные особенности, способы передвижения, способы защиты от врагов, значение и представителей в виде схемы (Приложение 2)

II. Осмысление.

Выступление учащихся с сообщениями о разных классах моллюсков и их представителях (брюхоногие, головоногие, двустворчатые .  Один человек сообщил о моллюсках Архангельской области). Сообщения учащиеся готовили самостоятельно , используя учебник и дополнительную литературу.

 (По ходу сообщений идет показ слайдов презентации, в которой показаны фотографии разных классов моллюсков).

III. Рефлексия. Заполнение кластеров в таблице на доске.

3 человека идут к доске, заполняют таблицу по классам. Учащиеся сверяют заполнение таблицы на доске и в тетрадях.

Вопрос: скажите, зачем мы изучаем этих животных?

(Они имеют огромное значение в природе и жизни человека).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Самостоятельная работа учащихся с учебником и дополнительной литературой.

Выписать в тетрадь значение моллюсков в природе и жизни человека.

Слушают ответы учащихся.

Контролирует правильность ответов учащихся.

Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшней темы.

У вас на столах лежат карты №2, на которых прописан  контроль по теме “Моллюски”. Карандашами подпишите листы. Вам нужно в каждом из 3 заданий соотнести левый и правый столбик. Под каждым задание в скобочках прописано, что с чем нужно соотнести. Карандашами делайте стрелочки на контрольных листах. (Приложение 3).

Общая проверка правильности выполнения выходного контроля.

Домашнее задание: учебник, стр. 135–142, задание в тетради стр77  № 93-96.

Итог урока: ребята, что вы нового сегодня узнали о моллюсках? Какое влияние оказывает человек на численность моллюсков и как это отражается на самом человеке? (Ответы учащихся)

III. Оценочный этап.

  1. Участие в обсуждение, за доказательство гипотез.
  2. Оценка подготовленных сообщений к уроку.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 п.Кулой»

«Многообразие моллюсков,

 их значение в природе и жизни человека»

 конспект урока по биологии

(7 класс)

Стрекаловская Ольга Валерьевна,

учитель биологии

домашний адрес: Вельский р-н,

п. Кулой ул.Локомотивная , д4а,кв.9

телефон:89116504072

рабочий адрес: п.Кулой, ул.Ленина д.43

телефон:9-22-06

п. Кулой

2012г.

     Приложение №1        

Технологическая карта по теме: тип Моллюски.

     Цель: доказать выдвинутый тезис, основываясь на ранее полученных знаниях о моллюсках и собственной поисковой работе.

     Главный тезис: несмотря на многообразие видов моллюсков, их объединяют в один тип на основании сходства в строении.

Доказательство

Источник информации

Тезис первый: основные отделы тела моллюсков брюхоногого, двустворчатого и головоногого – голова, туловище, нога.

  1. На какие отделы делится тело брюхоногого моллюска.
  2. На какие отделы делится тело двустворчатого моллюска.
  3. На какие отделы делится тело головоногого моллюска.
  4. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Тезис второй: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют раковину, как характерную особенность моллюсков.

  1. Имеют ли раковину брюхоногие моллюски?
  2. Имеют ли раковину двустворчатые моллюски?
  3. Имеют ли раковину головоногие моллюски?
  4. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Тезис третий: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют мантию, как характерную особенность моллюсков.

  1. Имеют ли мантию брюхоногие моллюски?
  2. Имеют ли мантию двустворчатые моллюски?
  3. Имеют ли мантию головоногие моллюски?
  4. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Тезис четвертый: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют сходство в строении пищеварительной и выделительной систем.

  1. Имеется ли пищеварительная железа у брюхоногих моллюсков;

двустворчатых моллюсков;

головоногих моллюсков?

  1. Чем представлена выделительная система

            брюхоногих моллюсков;

двустворчатых моллюсков;

головоногих моллюсков?

  1. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Тезис пятый: брюхоногие, двустворчатые и головоногие моллюски имеют сходство в строении дыхательной и кровеносной системах.

  1. Чем представлена дыхательная система

водных и наземно-воздушных брюхоногих моллюсков;

двустворчатых моллюсков;

головоногих моллюсков?

  1. Чем представлена кровеносная система

            брюхоногих моллюсков;

двустворчатых моллюсков;

      головоногих моллюсков?

  1. Сделайте вывод о правильности тезиса.

Сделайте вывод о правильности главного тезиса.

учеб. Н.И.Сонина

с. 137, 2 абзац;

с. 135, 2 абзац;

с. 140, 2,3 абзац;

с. 135, 2 абзац, посл. строка;

с. 137, 1 абзац;

с. 140, 2 абзац, посл. строка;

с. 137, рис.;

с. 139, рис.;

с. 141, рис.;

с. 137, рис.;

с. 139, рис.;

с. 141, рис.;

с. 137, рис.;

с. 139, рис.;

с. 141, рис.;

с. 137, рис.;

с. 139, рис.;

с. 141, рис.;

с. 137, рис.;

с. 139, рис.;

с. 141, рис..

                

Приложение №3

Кконтроль по теме «Многообразие моллюсков»

  1. Установите соответствие:

Головоногие                           Прудовик

                                                 Кальмар

Двустворчатые                       Устрица

                                                Осьминог

Брюхоногие                            Мидия

                         

  1. Установите соответствие:

Класс                        Голова                       Раковина

Брюхоногие             нога, тело                  из двух частей

Класс                                                         Раковина

Головоногие           Тело, нога                   замкнута

Класс                       Голова, тело               Раковина

Двустворчатые       щупальца                    редуцирована

(Слева указаны классы моллюсков, в двух других столбцах – свойственные их представителям отделы тела и характеристики раковины.)

  1. Установите соответствие:

Почки                     Защита

Печень                    Перетирание пищи

Сердце                    Переваривание пищи

Терка                      Движение крови

Раковина                Удаление жидких продуктов распада

(Слева указаны органы, справа – осуществляемые ими функции.)

Список литературы

  1. Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учебное пособие для ОУ/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин – М: Дрофа, 2009г.
  2. Биология.7 класс. Методическое пособие для учителя по учебнику В.Б.Захарова, Н.И. Сонина. /автор- составитель М.В. Высоцкая.- Волгоград Учитель, 2008г
  3. Интернет-сайт «фестиваль педагогических идей»


Предварительный просмотр:

        Приложение №2.

        Схема «Особенности строения, значение, разнообразие типа Моллюски»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...