Диспут «Правильное питание – залог здоровья!»
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Оркиш Елена Геннадьевна

методическая разработка предназначена для проведения дня здоровья для восьмиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_zdorovya.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области»

Диспут

 «Правильное питание – залог здоровья!»

Подготовила и провела

учитель биологии

МОУ «Ерышовская СОШ»

Оркиш Е.Г.

с. Ерышевка 2016 г.

День здоровья

Правильное питание – залог здоровья!

07.04.2016 г.

Цели: пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся; заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья;

-  развивать творческие способности; расширить у учащихся понятие о здоровом питании.

Предварительная подготовка: составление памяток; проведение анкетирования учащихся; оформление класса; привлечение к работе учителей ИЗО, работников школьной столовой, медперсонала; работа в группах по специальным направлениям; подготовка выступления агитбригады; изготовление костюмов для персонажей; изготовление рекламных роликов по специальным направлениям; работа с дополнительной литературой; проведение интервью с учащимися 1 слово.

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

Учитель. Сегодня мы проведем необычный классный час. Мы познакомимся с различными стилями питания, ответим на вопрос: «Что же значит питаться правильно?» - и составим рацион питания для здорового человека.

Какое пожелание мы всегда адресуем своим близким, друзьям, родственникам? Конечно же здоровья! Как мудро заметил великий комедийный актер Эд Уин: «Богатство и слава - это ерунда, если нет здоровья». О том, что здоровье - самая большая ценность, всякий из нас начинает задумываться, когда его теряет.

Важнейшими факторами сохранения здоровья являются правильно организованное питание и здоровый образ жизни.

А что значит, по-вашему, правильно питаться? Существует очень много точек зрения и взглядов по данной проблеме. Сегодня мы попытаемся в ней разобраться вместе.

II.        Основная часть.

1.        Обсуждение результатов интервью с учащимися школы (анкетирование проводится накануне классного часа) по следующим вопросам:

-        Какие стили питания вам знакомы? – 10 из 16

-        Какого стиля придерживаетесь вы? 2 – американского , 14- традиционный

-        Что, по-вашему, означает «правильно питаться»?- есть овощи, фрукты, поддерживать режим (4 разовое питание), исключить фаст фуд, не переедать,  не перегружать вредными веществами ( холестерин, избыток соли)

-        Какие блюда предпочитаете?- 1- тушеные, печеные, 5- овощи фрукты.

2.        Знакомство со стилями питания.

Учитель. Среди вас есть также сторонники этих стилей питания. Давайте представимся друг другу.

Представитель от каждой группы называет себя вегетарианцем или сторонником сыроедения, либо любителем американского стиля питания, либо традиционного. В процессе представления сообщается научно- историческая справка о каждом из стилей питания.

Выступление группы, придерживающейся сыроедения.

Сыроедами называют людей, предпочитающих естественное, натуральное питание. Тем самым они как бы выражают протест против современной системы питания с преобладанием консервированных и рафинированных продуктов, с изобилием углеводистой, мясной, жирной и сладкой пищи.

Это один из древнейших стилей питания: пещерный человек, не имея огня, питался исключительно сырой пищей, будь то мясо мамонта или коренья, плоды растений, зерна злаков.

Сыроеды. Мы считаем, что 60 % ежедневного рациона должны составлять фрукты и овощи, преимущественно сырые. А в остальном выбор достаточно широк, главное - избегать продуктов, прошедших промышленную обработку.

Поэтому мы выбрали сырую морковь, белокочанную капусту, свеклу, орехи, мед. Этого достаточно для приготовления вкусного и питательного салата, который можно заправить подсолнечным маслом или майонезом.

Из напитков здесь уместны минеральная и некипяченая вода, а также сок свежих фруктов. Вся пища должны быть натуральной, содержать минимальное количество поваренной соли, сахара и синтетических компонентов.

Учитель. Давайте выслушаем мнение экспертов.

Первый эксперт. Медицинские исследования показывают, что люди, потребляющие много овощей и фруктов, реже болеют раком, меньше страдают от сердечно-сосудистых заболеваний. Применение свежих невареных овощей и фруктов, их соков нередко дает значительный эффект при лечении различных заболеваний. Известно, что при варке разрушается 30-50 % всех витаминов, предупреждающих хронические заболевания и стимулирующих защитные функции организма.

Положительным моментом сыроедения является быстрая насыщаемость при употреблении сырых продуктов по сравнению с употреблением продуктов, подвергнутых термической обработке. Невареная пища быстрее заполняет весь объем желудка. Это позволяет применять сыроедение для снижения веса.

Реклама сыроедения.

Выходят в костюмах участники, изображающие зайцев, помидора.

Зайцы (поют на мелодию песни «Во саду ли в огороде»).

Во саду ли в огороде

Выросла морковка.

Ее зайцы всю погрызли,

Зайчикам неловко.

Мы с морковкой подружились,

Бегаем на грядке.

Оттого и с каротином

Все у нас в порядке.

Вам советуем, друзья,

Пейте сок морковный.

И за папу, и за маму

Пейте на здоровье!

Помидор (поет на мелодию песни «Прекрасная маркиза»)

Я помидор, я полон витаминов.

Есть каротин, есть В и С,

Есть калий, магний, есть еще железо,

Свой сок советую тебе.

Для крови я хорош, друзья,

И сердцу помогаю я,

Кислотных полон я чудес,

Я уберу ваш лишний вес,

За йодом, медью я слежу.

И с разным возрастом дружу.

Да, я с микробами борец,

Красавец, красен молодец.

Для вас, мадам, я пригожусь:

На маски разные сгожусь.

Я помидор, я полон витаминов,

Есть каротин, есть В и С.

Выступление группы, придерживающейся вегетарианского стиля питания.

Как система питания вегетарианство существует около 7 тысяч лет. Вегетарианство - это полный или частичный отказ от потребления продуктов животного происхождения. Очень часто его поддерживают из религиозных убеждений. Многие вегетарианцы испытывают отвращение к мясу из-за сострадания к животным. Другие считают, что через продукты животного происхождения передаются инфекционные заболевания.

Выделяют 3 вида вегетарианцев:

1)        менее строгий; его называют молочно-яичным, так как допускается употребление в пищу молока, сыра и яиц. Это связано с тем, что при получении этих продуктов не требуется убивать животное;

2)        полные или строгие вегетарианцы; они не едят никаких продуктов животного происхождения;

3)        абсолютные - те, кто ни в каких целях не пользуется продуктами животного происхождения, включая шерсть, шелк, кожу для изготовления одежды.

Вегетарианцы. Основные продукты вегетарианцев мало отличаются от применяемых при сыроедении: злаки, хлеб, бобы, орехи, семечки, фрукты и овощи. Источником жира служит растительное масло. Заменителем молочных продуктов у строгих вегетарианцев являются различные соевые продукты: соевое молоко и творог, паста для приготовления супов и других блюд. Некоторые вегетарианцы употребляют пищу, по консистенции, цвету и запаху сходную с мясом, птицей или рыбой, но приготовленную из соевых бобов или других растительных продуктов. Данная пища легко усваивается организмом человека, так как она обязательно подвергается термической обработке и не содержит продуктов, вызывающих перегрузку пищеварительного тракта. Поэтому мы выбрали тушеную капусту, винегрет, яйца, кефир, фасоль.

Учитель. Давайте выслушаем мнение эксперта по данному стилю питания.

Второй эксперт. Наиболее серьезная опасность вегетарианцев связана с обедненностью необходимых компонентов питания: дефицит аминокислот у строгих вегетарианцев, а также нехватка ряда витаминов и минеральных веществ (особенно железа, цинка и кальция) приводят к сбою в иммунной системе. Вегетарианская пища может содержать и вредные вещества, вызывающие серьезные нарушения в организме, поэтому необходимо в режиме питания предусматривать разнообразие продуктов. И хотя вегетарианцы реже страдают ожирением, именно у них, вследствие несбалансированного питания, чаще наблюдается бледность кожных покровов, снижение зрения, ломкость волос, быстрая утомляемость, сонливость.

Реклама вегетарианских продуктов питания.

Выходят в костюмах участники, изображающие разных героев.

Девочка 1.

Нарушаем все традиции.

Скверных слов не говорим.

Девочка 2.

И без всякой репетиции .

Сейчас рекламу сотворим.

Король.

Вот эти детки современные,

Им технологии подай необыкновенные.

Все знать хотят, и им не указать.

Поесть и то вот надо заставлять,

Выглядишь ты, дочка,

Чисто иностранка...

Дочь.

Ах, папа, ты же знаешь,

Я - вегетарианка.

Король (поет на мелодию песни из мультфильма «Бременские музыканты»).

Ах, ты бедная моя, ты дочурочка!

Одну зелень только ешь, - Вот фигурочка.

Что ты будешь есть? Я все оплачу.

Дочь.        

Ничего я не хочу.

Король.

Ой, румянец у тебя косметический,

Вот колбаска, сальце вот диетическое...

Дочь.

Здесь жиры!

Король.

Я все жиры оплачу.

Дочь.

Лук зеленый я хочу.

Выступление группы, придерживающейся американского стиля питания.

Считается, что американский стиль питания достаточно молодой. Однако первый сэндвич был придуман еще в XVIII веке. Его создатель - Джон Монтерю, - был отъявленным картежником. Чтобы не отвлекаться на еду во время азартной игры, он велел повару положить между двумя кусками хлеба ломтик мяса. Так он и продолжал увеличивать свои картежные долги одной рукой, а в другой держал сэндвич, нисколько не пачкающий пальцы.

«Отцом» хот-дога (англ. - горячая собака) - блюда быстрого приготовления в закусочных, является некий предприимчивый американский торговец из штата Луизиана. Стремясь завлечь посетителей, он вместе с сосиской давал им пару перчаток, чтобы не пачкаться во время еды. Перчатки никто не возвращал. Когда продавец посчитал убытки, он решил вкладывать горячую сосиску в булочку.

Фаст-фуд (англ. - быстрая еда) у нас в стране появился недавно. Это связано в основном с изменением уровня и уклада жизни. В наш стремительный век все очень заняты, и поэтому не остается времени на традиционный прием пищи. В пятнадцатиминутный перерыв человек физически не успевает съесть полноценный обед из трех блюд. Поэтому американский «фаст-фуд» твердо укрепился и стал одним из самых распространенных в наши дни.

Группа, придерживающаяся американского стиля питания. В большинстве городов есть, по крайней мере одно заведение, где продают пиццу, гамбургеры, жареную рыбу, чипсы, хрустящий картофель, молочные коктейли, газированные напитки, кофе и т. д.

Главным плюсом данного стиля питания является удобство, быстрота и легкость приготовления, питательность и вкус, возможность за короткий срок обслужить большое количество людей, как это организовано в кафе «Макдональдс». Сегодня мы вам предлагаем гамбургер, чипсы картофельные, напиток «Кока-кола», мороженое.

К подобным блюдам порой применяют выражение «набить желудок». И это правильно. Съев названные продукты, вы почувствуете себя сытыми, получите приятные вкусовые ощущения и определенный набор питательных веществ.

Учитель. Давайте выслушаем мнение эксперта по данному стилю питания.

Четвертый эксперт. У данного стиля много недостатков:

1)        высокая жирность: обед в «Макдональдсе» содержит более половины дневной нормы для мужчин и приближается к ее верхней границе для женщин;

2)        чрезмерная сладость напитков (из-за сахара в одной порции «Кока-колы»: 6 кусочков сахара-рафинада на кружку);

3)        большое содержание консервантов и биодобавок, что опасно для здоровья;

4)        малое содержание овощей и фруктов;

5)        пища предназначена для быстрого употребления, так как на нее тратится не более 15 минут, а между тем в нашем мозгу есть так называемый центр насыщения, который включается через 20 минут после начала приема пищи. Если в течение 20 минут есть торопливо, можно проглотить много продуктов и переесть, а переедание чревато избыточным весом.

Выступление группы, придерживающейся традиционного стиля питания.

Традиционный стиль питания является самым распространенным. В нем нашли отражение вековые традиции здорового образа жизни, передаваемые из поколения в поколение, о которых мы незаслуженно забываем в страстном желании оздоровиться. Оказывается, что традиционное питание не имеет ничего общего с современными рекомендациями по питанию. Наши деды и отцы питались так, как сегодня продолжает питаться большинство самых обыкновенных, не охваченных идеей оздоровления людей. Это означает, что они придерживаются трех-, четырехразового режима питания, ориентированного на свежеприготовленную горячую пищу. При этом особое значение имеет факт приема пищи в строго определенные часы.

Традиционное питание - привилегия тех, кто живет в семье, где есть человек, занимающийся приготовлением пищи. На наш взгляд, этот стиль заслуживает внимания только уже потому, что его сторонники объединяются за столом. В процессе приема пищи происходит встреча и общение людей. Свежеприготовленная пища очень полезная для желудка, так как вкусна, вызывает аппетит и легко усваивается. Набор продуктов для сторонников традиционного питания не ограничен. Важно, что каждый может выбрать диету в соответствии с состоянием своего здоровья. У нас это пирожки с мясной, овощной, фруктовой начинками, каши, супы, котлеты, бублики, компоты, чай.

Учитель. Давайте выслушаем мнение эксперта по данному стилю питания.

Третий эксперт. Основа режима питания - регулярность приема пищи. Несомненно, главным плюсом традиционного стиля питания является его систематичность. Только при таком распорядке вырабатывается рефлекс выделения в определенное время наиболее активного и богатого ферментами желудочного сока, что способствует лучшему перевариванию пищи, ее усвоению.

Главный недостаток - избыток белка в пище, что ведет к дефицитам микроэлементов, которые теряются человеком вместе с повышенным количеством пищеварительных соков, требуемых для усвоения белков. Также доказано, что чем больше в рационе белка, тем сильнее выводится кальций из организма.

Тем не менее известно, что наиболее полноценные белки, содержащие в себе все необходимые для человека аминокислоты, находятся в яйцах, мясе, рыбе, икре, твороге, молоке, сыре, картофеле. Лучше всего организмом усваиваются такие продукты, как мясо, рыба, молоко и яйца. Растительные же белки в хлебе, крупах, горохе, фасоли усваиваются трудно. Важно, чтобы в рационе питания были разнообразные продукты. Это поможет избежать дефицита или избытка каких-либо веществ.

Реклама традиционного стиля питания.

Один из сторонников.

Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час,

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда!

Надо еще про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать!

В питании тоже важен режим,

Тогда от болезней мы убежим!

Плюшки, конфеты, печенье, торты –

В малых количествах детям нужны.

Запомни, ребенок, простой наш совет:

Здоровье одно, а второго-то нет.

(Все сторонники традиционного стиля питания поют на мелодию песни из мультфильма «Бременские музыканты».)

Ничего на свете лучше нету,

Скушать борщ, ну а потом котлету,

Все запить горяченьким чайком.

Ты с такой едой уже знаком.

Этот стиль еды традиционный.

Каждый здесь кусочек порционный.

Ешь на завтрак, на обед и ужин –

И ты со здоровьем будешь дружен.

3. Экспертная оценка стилей питания.

Учитель. Мы узнали об особенностях стилей питания. Наиболее полное представление о них нам даст презентация продуктов, применяющихся их сторонниками.

Выходят по одному представителю от группы и из заранее подготовленных продуктов выбирают набор, соответствующий тому или иному стилю питания.

Презентация стилей питания на основе выбранных пищевых продуктов

Рекомендации врача

Современная наука о питании придерживается следующих принципов рационального питания: умеренность, разнообразие, режим. Это и есть сбалансированное питание, способствующее нормальному развитию организма, развитию здоровья, высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным факторам среды. Его основа - пищевой рацион, режим и условия приема пищи. Это означает количество, время приема пищи, распределение суточного рациона в течение дня, интервалы между едой и время, которое на нее затрачивается. Здоровому человеку надо есть 4 раза в сутки: завтрак, обед, полдник, ужин.

Игра «Меню для школьника».

Учитель. У каждого из вас на столе перечень блюд, обеспечивающих сбалансированный рацион питания. Каждая группа с помощью экспертов должна составить меню, включающее завтрак, обед, полдник и ужин. Помните о том, что это должно быть меню для школьника, включающее в себя продукты из разных стилей питания.

Список продуктов:

1)        салат из капусты и моркови;

2)        пирожки;

3)        жареная рыба;

4)        борщ;

5)        блины;

6)        гречневая каша;

7)        чай;

8)        кисломолочные продукты;

9)        винегрет;

10)        вареный картофель;

11)        отварная говядина;

12)        хлеб;

13)        сыр;

14)        колбаса;

15)        кисель.

Каждая группа составляет меню и вывешивает его на доску.

Учитель. А сейчас эксперты оценят вашу работу и назовут оптимальный вариант рационального питания.

III. Подведение итогов.

Учитель. Я вижу, что вы теперь хорошо знаете, как правильно и с пользой для здоровья питаться. Сегодня вы научились составлять рацион питания школьника, следуя которому можно сохранить на долгие годы свое здоровье. Ведь «единственная красота...- это здоровье», а чтобы ваш организм был красивым и здоровым, мы предлагаем всем попить фруктовый сок, богатый витаминами и полезными веществами.

Литература

1. Быкова А.В., Педагог-психолог Центра «Диалог» подготовлено по материалам Магомедовой Т.И., Канищевой Л.Н. «Формирование здорового образа жизни.  5-11 классы: классные часы» - Волгоград: Учитель. 2007.

Меню

Помните о том, что это должно быть меню для школьника, включающее в себя продукты из разных стилей питания. (завтрак, обед, полдник, ужин)

Список продуктов:

1)        салат из капусты и моркови;

2)        пирожки;

3)        жареная рыба;

4)        борщ;

5)        блины;

6)        гречневая каша;

7)        чай;

8)        кисломолочные продукты;

9)        винегрет;

10)        вареный картофель;

11)        отварная говядина;

12)        хлеб;

13)        сыр;

14)        колбаса;

15)        кисель.

Меню

Помните о том, что это должно быть меню для школьника, включающее в себя продукты из разных стилей питания. (завтрак, обед, полдник, ужин)

Список продуктов:

1)        салат из капусты и моркови;

2)        пирожки;

3)        жареная рыба;

4)        борщ;

5)        блины;

6)        гречневая каша;

7)        чай;

8)        кисломолочные продукты;

9)        винегрет;

10)        вареный картофель;

11)        отварная говядина;

12)        хлеб;

13)        сыр;

14)        колбаса;

15)        кисель.

МОЯ ЖИЗНЬ В МОИХ РУКАХ

(интерактивное занятие для учащихся в старших классах)

Цель: формирование умения видеть перспективы собственного будущего.

Задачи:

- осознать систему личных ценностей;

- развить представление о методах противостояния негативному влиянию.

Материально-техническое обеспечение: ватман, листы формата А4 на каждого участника, стикеры, ручки, список ценностей.

Ход занятия.

Учитель:

Тема нашей встречи «Моя жизнь в моих руках». Наше занятие будет посвящено обсуждению того, как строится «линия жизни» и тому, что руководит нами в моменты выбора.

В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуацией выбора, начиная с того, что надеть утром, чем перекусить, принимаем ли мы решение пойти на прогулку и с кем. Выбор мы делаем и среди более важных проблем и вопросов: куда пойти учиться, с кем дружить или не дружить и т.д. От чего зависит наш выбор?

Вспомните ситуации, когда вам необходимо сделать выбор. Подумайте, что  или кто влияет на наш выбор.

Упражнение «Линия моей жизни».

Учитель:

Нарисуйте на бумаге линию своей жизни такой, какой её себе представляете (пунктирная, кривая, ломаная, прямая и т.п.).

Затем каждый отмечает, где на этой линии он находится в данный момент. Какая часть линии отмечена?

Представьте себе, где будет находиться ваша точка на «линии жизни» через пять лет, десять лет. Кем вы будете, где, чем планируете заниматься? Какую часть «линии жизни» занимают эти даты? (10 мин.)

Упражнение «Незаконченное предложение».

Каждый участник занятия (в том числе и ведущий) продолжает высказывание «Мой жизненный выбор зависит от …» Высказывания участников, повторяющиеся наиболее часто, фиксируются на доске.

Наш выбор зависит от многого, прежде всего от тех ценностей, которые важны для нас, от умения ставить цели и достигать их, а также от степени личной ответственности за последствия сделанного выбора.(10 мин.)

Упражнение «Жизненные ценности».

Учитель предлагает каждому участнику по пять листочков, на каждом из которых участники должны написать по одной  ценности, которые важны для них (всего в течение трех минут).

Если ребята затрудняются, то им предлагается список, из которого они могут выбрать:

- учёба;

- признание со стороны других;

- материальный достаток;

- любовь;

- семья;

- друзья;

- справедливость;

- удовольствие и развлечения;

- самосовершенствование;

- здоровье;

- вера;

- целеустремленность;

- свобода;

- доброта;

- честность;

- законопослушание;

- искренность.

Листочки собираются на лист ватмана или на доску. Следует отметить те ценности, которые встречаются неоднократно, обсудить, почему именно они отмечаются большим количеством ребят, а также ценности, которые никем не выбраны.

Диалог с аудиторией. Какова была бы жизнь человека без этих общих ценностей?

Затем учитель предлагает представить, что на их жизненном пути встретился человек, зависимый от наркотиков. Какие чувства по отношению к нему у них возникают?

От каких ценностей он отказался в пользу наркотиков? Почему вы так думаете? Какие ценности он приобрел? (10 мин.)

Упражнение «Скульптура зависимости».

Класс объединяется в подгруппы по пять человек. Учитель предлагает подумать и построить «скульптуру зависимости». Далее каждая группа презентует свою работу для всех, объясняя, почему они построили именно так. (15 мин.)

Учитель:

Как вы себя чувствовали, создавая эти скульптуры?

Посмотрите на линию своей жизни, которую вы рисовали в начале встречи. Как решение о принятии или непринятии наркотиков может повлиять на дальнейшую жизнь человека? Какой может стать линия жизни? От кого зависит, какой линия жизни станет в дальнейшем?

Подведение итогов.

Обратная связь – упражнение «Мне сегодня …».

Закончить нашу встречу я предлагаю следующим. Каждый участник высказывает своё мнение о сегодняшнем занятии, начиная со слов «Мне сегодня…». Учитель тоже высказывается. (5 мин.)

По материалам: «Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. 5-9 классы». Автор-составитель О.Н. Рудякова. – Волгоград, 2008.

Ведущий:

Внимание! Внимание! Гости и наша компания!

С Днем здоровья всех поздравляем

И успехов огромных желаем.

Сегодня, 7 апреля, на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему такой день существует? Да потому, что здоровье – это самое дорогое, что есть у человека. Но что же такое здоровье?

(Выходят ученики и говорят по очереди, что для них значит это слово)

 - Здоровье – это когда тебе хорошо.

- Здоровье – это когда ничего не болит.

 - Здоровье – это красота.

 - Здоровье – это сила.

- Здоровье – это гибкость и стройность.

- Здоровье – это выносливость.

- Здоровье – это гармония.

- Здоровье – это когда утром просыпаешься бодрым и весёлым.

 - Здоровье – это когда ты без труда можешь подняться на 4 этаж.

 - Здоровье – это когда ты с радостью выполняешь любую необходимую работу.

Ведущий:

Необходимо заботиться о своем здоровье, ибо «Здоровье до того превышает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля»- из высказывания А.Шопенгауэра.

МУК «Центральная библиотека

Лаишевского муниципального района и г.Лаишево»

Сокуровская сельская библиотека

Дебердеева И. Р. - вед.библиотекарь Сокуровской сельской библиотеки

«Наше здоровье»

(урок валеологии) 

Тема: «Наше здоровье»

Цель и задачи: 

Цель мероприятия – повышение престижа здорового образа жизни, развитие у детей и подростков навыков поведения, ведущего к здоровью.

1.Рассмотреть взаимосвязь здоровья и образа жизни.
2.Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, принимать правильные решения;
3.Воспитывать в подростках стремление вести здоровый образ жизни.

Ресурсы:

  • Таблички для выбора решений (овальной формы), карточки «Моё настроение», компьютер, видеопроектор, плакат «Дерево решений», магнитная доска;
  • Двое учащихся  для инсценировки стихотворения «Обжора»;
  • Ученики младших и средних классов (4 человека) для чтения стихотворения «Как правильно питаться»;
  • Пятеро учащихся старших классов для презентации агитбригады «Здоровый образ жизни»,   
  • Двое ведущих.

Ведущий 1:

          Я улыбнулась вам и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них.

           Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения. С каким настроением мы начинаем нашу сегодняшнюю встречу, поделитесь со мной…(показ карточек-лиц «Моё настроение»)

          Я надеюсь, хорошее настроение сохранится у вас до конца мероприятия.

Ведущий 2:

          В век технического прогресса и завоевания космоса, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что для нас дороже всего?

          Конечно же, здоровье! Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется, что так будет всегда…

          Сегодня на уроке мы с вами поговорим о здоровом образе жизни.
На доске вы видите девиз нашей встречи, прочитаем его вместе:      

Ведущий 1:  Мы  умеем  думать, мы умеем рассуждать,  что полезно для здоровья, то и будем выбирать!

 

Ведущий 2:

Вот перед вами «Дерево решений» (на магнитной доске)

Это волшебное дерево. На нём могут созреть любые плоды, а может, не вырасти ничего. Всё зависит от вас и от того, как вы будете работать.
Итак, мы сегодня будем  делать выбор в пользу нашего здоровья.

Ведущий 2: Чистота – залог здоровья.

-Подумайте, какое  нам нужно принять решение?

-Каков ваш выбор?

-Что нужно нам для нашего здоровья? (вешаем на дерево карточку: «Чистота – залог здоровья»)

-Зачем нужно мыться?

-Почему плохо быть немытым?

-Где больше всего скапливается грязи на теле человека?

-Когда следует мыть руки?        

Ведущий 1: Вспомним правила личной гигиены

Ответь для себя на такие простые вопросы:

  1. Моешь ли ты  руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как ложиться спать?
  2. Когда моешь руки, пользуешься ли  щеткой для кончиков пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей?
  3. Моешь ли ноги перед сном каждый день?
  4. Чистишь ли зубы дважды в день - утром и на ночь?
  5. Как часто следишь за ногтями и вовремя стрижешь их?
  6. В порядке ли твоя прическа?
  7. Вернувшись с улицы, моешь ли ты  руки?

Если хоть на один вопрос есть отрицательный ответ, то посмотри

Ведущий 2:

    Содержать в чистоте нужно своё тело, одежду, жилище. Здоровый образ жизни начинается с чистоты! Но чистоты телесной и чистоты в одежде мало для здоровья. Надо ещё беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами.                                        

Ведущий 1:

Чтобы дать микробам бой,

Моем руки мы с тобой.

Мочалку, щетку, мыло я купил –

45 рублей за это заплатил.

За мыло и мочалку мне 32 рубля не жалко.

А сколько стоит щетка, помогите сосчитать,

Тогда вы претендуете на «5».

Ведущий 2:  Здоровое питание.

               

- Итак, посмотрим, какое нам нужно принять следующее решение? (Выбор карточки)

 -Почему мы выбрали здоровое питание?

 - Какое питание можно считать здоровым

(разнообразное, богатое витаминами и фруктами, регулярное, без спешки) 

Инсценировка стихотворения К.И.Чуковского «Обжора»

(участвуют мальчик и девочка)

мальчик читает от имени автора:

Да кусок пирога,

Чуть побольше того стога,

Да двадцать бочонков

Соленых опенков,

Да четыре горшка

Молока,

Да тридцать вязанок

Баранок,

Да сорок четыре блина.

И с голоду так исхудала она,

Что не войти ей теперь

В эту дверь.

А если в какую войдет,

Так уж ни взад, ни вперед.

Была у меня сестра,

Сидела она у костра.

И большого поймала в костре осетра.

И был осетр

Хитер.

И снова нырнул он в костер.

И осталась она голодна,

Без обеда осталась она,

Три дня ничего не ела,

Ни крошки во рту не имела,

Только и съела бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят,

Да десяток цыпляток,

Ведущий 1:

 -Чем опасно переедание? Почему даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в больших количествах? Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переварить.

-А что значит «разнообразие»?

Ведущий 2:

Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Другие делают организм более сильным и выносливым. А третьи - содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. А витамины очень необходимы нашему организму.

Хочешь быть здоровым?

Дары бери садовые!

Витаминная родня—

Дети солнечного дня!

Тот, кто много ест морковки,

Станет сильным, крепким, ловким.

А кто любит, дети, лук—

Вырастает быстро вдруг.

Кто капусту очень любит,

Тот всегда здоровым будет.

Ведущий 1: Золотые правила  питания

1. Главное - не переедайте.

2. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.

3. Тщательно пережевывайте пищу, не спешите глотать.

4. Перед приемом пищи сделайте 5 — 6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарив всех, кто принял участие в создании продуктов, из которых приготовлена пища.

Ведущий 2:

А вот наши гости ученики средних классов уже знают, как правильно питаться:

Ученики: 1.     Человеку нужно есть,

       Чтобы встать и чтобы сесть,

       Чтобы прыгать, кувыркаться,

       Песни петь, дружить, смеяться.

2.    Чтоб расти и развиваться,

        И при этом не болеть,

        Нужно правильно питаться

        С самых ранних лет уметь.

3.    Витамины – просто чудо!

       Сколько радости несут:

       Все болезни и простуды

       Перед ними упадут.

4.   Вот поэтому всегда

        Для нашего здоровья

        Полноценная еда –

          Важнейшее условие!

Ведущий 1:  Движение – это жизнь.

Выбор решения в пользу здоровья.
- Какое нам нужно принять решение?

     

Выбираем, что нужно для нашего здоровья.      

Отвечает аудитория:_____________________________

Ведущий 2:

Почему выбираем «Движение – это жизнь»? Обоснуйте свой выбор.
 - Почему нужно больше двигаться? (Малоподвижный образ жизни вредит здоровью)
 - Что значит много двигаться? (делать зарядку, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой, закаляться.)

В современном мире люди стали все меньше и меньше двигаться во время работы. Как следствие – организм не получает достаточную нагрузку, становится менее подвижным и покрывается жиром. Быстро приходит усталость. За ней следует постоянная раздражительность, и могут даже развиваться различные заболевания. Вот почему всем необходимо заниматься спортом.

Ведущий:

Хочешь быть здоровым, сильным

Молодым, красивым, смелым,

С атлетической фигурой?

Занимайся … (физкультурой)

Пришло время физкультминутки.

Ведущий 2:

Разминка. Все встали. Повторяем за ведущим:

Утром рано умывались (вращение головой)

Полотенцем растирались (ножницы)

И руками хлопали,

Вправо, влево наклонялись (наклоны)

И друг другу улыбались (повороты)

Вот здоровья в чём секрет (потягиваемся)

Всем друзьям физкульт-привет! (машем руками)

Ведущий 1: Отдых и труд - рядом живут.

- Какое из высказываний выбираем для здоровья?

              

- Почему вы сделали такой выбор?  Ответ аудитории

Ведущий 2:

Во все времена люди умели чередовать труд и отдых, чтобы не надорваться. Праздники тоже помогают чередовать труд и отдых. 

Чередовать труд и отдых нам помогает режим дня. Режим это распорядок дел, действий, которые совершаются человеком в течение дня. Надо запомнить, что чередование труда и отдыха необходимо. Это улучшает работоспособность, приучает к аккуратности, дисциплинирует человека, укрепляет здоровье.

Расскажите о своем режиме дня.

Соблюдайте режим дня. Несложно запомнить эти правила:      

Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня!

Ведущий 1:

-Вот и нам пришла пора отдохнуть.

Музыкальная презентация  агитбригады «Жить здорово – это здорово!»

Участники агитбригады: под марш  «Здоровому образу жизни – да, да, да!»

– Раз, два, три, четыре.

– Три, четыре, раз, два

– Кто шагает дружно в ряд?

– Это сбор агитбригад

– Кто шагает дружно в ногу?

– Уступите нам дорогу!

Все вместе. Наш девиз: «Солнце, воздух и вода, наши лучшие друзья!» (Появляется плакат с этими словами, его приносит девочка, показывая зрителям).

1-й уч. – Я,

2-й уч. – Ты,

3-й уч. – Он,

4-й уч. – Она!

5-й уч. – Вместе дружная семья.

Хором. – Вместе мы – агитбригада.

6-й уч. – Вас приветствует, друзья!

7-й уч. - Многие из ребят не умеют правильно организовать свой режим дня. Надо помнить, что правильное выполнение режима дня – дисциплинирует человека, укрепляет его здоровье. Купить здоровье нельзя, его можно заработать собственными усилиями.

Песня  (на мотив песенки кота Леопольда).

В небесах высоко ярко солнце светит.

До чего ж хорошо жить на белом свете!

Голова не болит, дышится свободно.

Ведь здоровьем нынче модно дорожить!

Вокруг нас чудеса: в космосе ракеты.

Для чего ж нам нужны пиво, сигареты?

Дружно «нет» пропоем ядам сигаретным.

Мы без дряни этой лучше проживем.

1-й ученик: Физкультурой мы в саду

Много занимаемся.

Обливаемся водой,

Крепко закаляемся.

2-й ученик: Заниматься мы должны

Спортом все усиленно.

Ведь стране нашей нужны

Смелые и сильные.

3-й ученик: Пусть мороз трещит,

Вьюга в поле кружит.

Ребята у нас крепкие,

Не боятся стужи.

4-й ученик. Молодцы у нас ребята!

Сильные, умелые.

Дружные, веселые,

быстрые и смелые.

Агитбригада по очереди:

Каждый должен знать:

Нельзя пить и курить.

Надо спортом заниматься

И почище умываться.

Чистить зубы и гулять,

Свежим воздухом дышать.

Вы почаще улыбайтесь,

Здоровым быть всегда старайтесь.

В год два раза

Посещайте вы врача.

Зимой бегайте на лыжах

И катайтесь на коньках.

Летом плавайте, играйте

И на солнце загорайте.

Не забудьте вы, друзья,

Кушать вовремя и спать,

Гигиену соблюдать!

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

1-й ученик: Все дети на этой планете

Мечтают счастливыми быть.

Все дети на этой планете

Здоровье хотят сохранить.

2-й ученик: А выход - один,

И тебе лишь решать.

Какую судьбу для себя выбирать.

3-й ученик: Ведь авторитет алкоголем не купишь,

А жизнь ты свою сломаешь, загубишь.

4-й ученик: А сколько хорошего встретишь вокруг,

Спортивные школы займут твой досуг.

5-й ученик: В библиотеках читателей ждут,

Книгой хорошей займут, увлекут.
1-й ученик: Сколько еще есть хорошего рядом
Ты посмотри вокруг сам, трезвым взглядом.
Думай, решай, собери свои мысли,
И выбирай
(все вместе) здоровый образ жизни.

Участники агитбригады поют на мотив песни «Мы желаем счастья вам»:

В мире, где ветрам покоя нет,
Где бывает облачным рассвет,
Где о счастье каждый мечтает, о своем,
Призываем жить лишь только так,
Чтобы алкоголь тебе был враг,
Чтобы только друг тебя
Согревал теплом.
Мы желаем счастья вам
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам
И оно должно быть таким.
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.

Ведущий 2: Вредным привычкам – НЕТ!

Переходим к выбору в пользу здоровья.
- Что выберем из предложенных высказываний?

                

                                       

- Какие привычки называют вредными? (курение, употребление спиртного и наркотиков)
- Почему они вредные?
- По какой причине же тогда многие заводят эти привычки? (простое любопытство, следовать моде, пример сверстников, родителей)
.

Ведущий 1: Многие школьники курят не потому, что им нравится курить, а потому, что хотят показаться взрослее. Не у каждого хватает сил проявить характер и отказаться от сигареты в курящей компании. А ведь вредно даже находиться рядом с курящими людьми, так как приходится вдыхать ядовитый дым. В дальнейшем курильщика ждут болезни органов дыхания: астма, туберкулез, рак.

Ведущий 2: Нужно уметь правильно отвечать на предложение покурить. Если вам предложат, как бы вы ответили?
Начинайте так: Я бы мог попробовать, но ...(придумайте!)


Ведущий 1: Например Но я сегодня не хочу, я уже пробовал, мне не понравилось. Просто можно уйти. Иногда, это самый лучший выбор.

Не менее вреден и алкоголь. От него тоже страдают все внутренние органы, а особенно мозг. Отравление мозга приводит к тому, что человек просто-напросто глупеет, у него ухудшается память, он труднее усваивает новое.

Ведущий 2:

Пословица: «Вино сперва веселит, а потом беду творит».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Что может заменить эти вредные привычки?  (Занятия любимым  интересным делом).

- Какое интересное дело вы могли бы предложить?  (Чтение книг, занятия танцами, рукоделием, посещение спортивной секции, рыбалка, игра в шахматы и т.д.)

Ведущий 1: Разминка: Повторяй за ведущим.

Выполним упражнения для лица:

- вытяни губы трубочкой;

- растяни губы шире;

-сделай удивленные глаза

- зажмурь сильнее глаза;

-подвигай челюстями вправо и влево;

- сделай доброе смешное лицо;

- сделай сердитое лицо;

-сделай удивленное лицо.

Ведущий 2:

 Молодцы! Все вы любите двигаться, шутить, улыбаться. Человек, который улыбается, выглядит здоровее и моложе.

Ведущий1:  Хорошее настроение – жизни продолжение.

Выбор решения в пользу здоровья.

Из словаря С.И.Ожегова: «НАСТРОЕНИЕ – это наше внутреннее, душевное  состояние. Настроение может быть хорошим и плохим».

 - От чего это зависит? (От того, какие чувства, эмоции мы переживаем.)

Ведущий 2:

 -Поясните свой выбор?

Эмоции выражают наши чувства, помогают нам справляться с различными трудностями, а значит, помогают нашему здоровью. Положительные эмоции полезны и необходимы для нашего здоровья!

 - Какие причины могут влиять на настроение?

(кто-то сказал обидные слова, стыдно, плохое самочувствие);

 - Можно ли исправить настроение? (хорошими мыслями, уверенностью в себе, улыбка – залог хорошего настроения).

Ведущий 1:

Игра «Кто больше?»

- Назовите виды эмоций.  ( Радость, восторг, восхищение, грусть, печаль, страх, удивление, потрясение, горе, испуг, ярость…)

Научитесь управлять своими чувствами и эмоциями. Старайтесь в трудные минуты сохранить хорошее настроение, уверенность в себе, боритесь с унынием, избегайте мрачных мыслей. И тогда хмурый день покажется светлей.

       

Исполнение песни «Улыбка»

Ведущий 2: Вот и на нашем дереве выросли плоды: наши решения в пользу здоровья.

-Что необходимо делать, чтобы прожить здоровым и счастливым много лет?
- Закончите предложение: Здоровый образ жизни – это… (чтение, принятых решений на «Дереве решений») 

Ведущий 1:  (Вывод) Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье, воспитывает волю и характер человека.

 -Что нового и интересного вы узнали сегодня? Чему учились?

Ведущий 2: Здоровье – бесценное достояние человека. 

Ведущий 1: При встречах и расставаниях с близкими людьми мы желаем им доброго здоровья, так как это- основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Каждый с юных лет должен заботиться о своем  здоровье, о том, как  не навредить своему организму.

Ведущий 2: Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их. (Древнее китайское изречение). Покажите, с каким настроением вы покидаете нашу встречу!

Желаем вам крепкого здоровья, отличных оценок, счастья, бодрости и хорошего настроения. Будьте здоровы!

 МОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

СПРАВКА

По итогам административных контрольных работ по ОБЖ в 5, 8-11 классах.

Сроки проведения: с 11 по 15 марта 2008 года.

Цель: проверка знаний, умений и навыков учащихся, умение работать самостоятельно,  результативность работы по  повторению изученного материала.

Исполнитель: зам.директора школы по учебно-воспитательной работе Кравцова Н.И.

 Согласно плану внутришкольного контроля администрацией школы были проведены административные контрольные работы по ОБЖв 5,8-11 классах.

Были получены следующие результаты:

Количество учащихся по списку 315уч.

Писали работу 263уч.

Написали  на          «5» - 44 уч.

                                «4» - 117 уч.

                                «3» - 87 уч.

Не справились с работой – 15 уч.

Качество знаний - 61%

Успеваемость- 94 %

  При написании административной контрольной работы  были допущены следующие ошибки:

                   Учащиеся 5-х классов недостаточно полно представляют алгоритм действия в опасных ситуациях.

                    Учащиеся 8-х классов большинство ошибок допустили из-за незнания определений РОО, ХОО,АХОВ.

                   Типичные ошибки , допущенные учащимися 9-х классов- это не умение давать характеристику рационального размещения объектов экономики и поселений людей, целей рассредоточения.

                    Учащиеся 10 классов смешивают представления о видах иммунитета и профилактических мероприятиях по предупреждению инфекционных заболеваний.

                     При выполнении контрольной работы учащиеся 11 классов недостаточно полно усвоили предназначение и содержание воинской обязанности, а так же предназначение и состав запаса ВС РФ.

Рекомендации: Проанализировать результаты  административной контрольной работы, определить темы и понятия при ответах на которые  учащиеся допустили ошибки и принять меры по их устранению.

Активизировать работу по повторению ранее изученного материала, продолжить работу по привитию учащимся навыков правильного и грамотного письма, умений  выражать свои мысли кратко, лаконично , обдуманно и аргументировано.

Зам.директора школы по учебно-воспитательной работе:           Кравцова Н.И.

Рассмотрено на совещании при директоре школы    протокол №  от  марта 2008года.

 

 Справка об итогах контрольной работы по ОБЖ в 6 классе.

17 марта 2010 года была проведена контрольная работа по ОБЖ среди учащихся 6 классов Можгинского района.

Цель: выявить усвоение знаний по ОБЖ, предусмотренных программой.

Анализ контрольных работ предоставили 18 школ района. Работу выполняли 185 человек из 200 чел., что составляет 92,5 %.

На «5» и «4» выполнили 112 чел., что составляет 60,5 %; на «2» - 8 чел. - 4,3 %. Качество знания по району составило - 62 %, успеваемость - 93,6 %.

Отличные результаты (качество знаний 100 % и успеваемость 100 %) показали школы: Большепудгинская сош (Кириллов А.А.), Верхнеюринская ош (Седов В.Н.), а так же школы: Старокаксинская - 87 % и 100 % учитель Николаева Т.А., Александровская - 81,3 % и 100 % учитель Четкерев Ю.М., Пычасская - 75 % и 100 % учитель Волкова Г.А., Можгинская - 75 % и 100 % учитель Земскова Е.П.

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос

5 вопрос

справились

48 %

65,2 %

74,8 %

42,8 %

61,3 %

не справились

33,5 %

37,2 %

1 %

25,3 %

15,7 %

допустили ошибки

51,1 %

63,2 %

42,7 %

65,7 %

53,4 %

Большой процент не справившихся - по темам «Правила безопасного поведения в условиях природной среды» и «Психологические аспекты выживания в опасных  чрезвычайных ситуациях в природной среде».

Хорошо усвоили материал по сигналам бедствия и оказания первой помощи при укусах насекомых, змей и клещей.

По итогам контрольной работы следует отметить учителей:

Кириллова Андрея Александровича - Большепудгинской сош;

Седова Василия Николаевича - Верхнеюринской ош;

Николаеву Татьяну Анатольевну - Старокаксинская сош;

Четкерева Юрия Михайловича - Александровской сош;

Волкову Галину Александровну - Пычасской сош;

Земскову Елену Петровну - Можгинской сош.

Предложения: обратить внимание на темы по которым были допущены ошибки.

Анализ контрольной работы за четыре года.

Руководитель РМО:                                                /Коробейникова Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровое питание - залог здоровья

Театрализованное представление...

Здоровое питание – залог здоровья.

Форма проведения: урок-играЦель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. Задачи: 1.Образовательные:1.1.Обобщить знания учащихся о здоровом образе жиз...

: Здоровое питание – залог здоровья.

Тема:       Здоровое питание – залог здоровья.Форма проведения: урок-играЦель: Формирование навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни. ...

«Наше питание. Правильное питание – залог здоровья» конспект -презентация

Конспект - транслит презентации, которая поможет провести занятие по формированию здорового образа жизни. Данный транслит позволит просто переместить слайды в заготовку презентации, которую вы можете ...

«Наше питание. Правильное питание – залог здоровья» конспект -презентация

Конспект - транслит презентации, которая поможет провести занятие по формированию здорового образа жизни. Данный транслит позволит просто переместить слайды в заготовку презентации, которую вы можете ...

Мероприятие "Здоровое питание - залог здоровья"

Мероприятие направлено на разъяснение обучающимся  основных составляющих сбалансированного питания и важности питания в целом для развивающегося организма. Цель - содействовать обучающи...