Конспект урока "Царство Бактерии"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Конспект урока "Царство Бактерии" поможет учителю оазнообразить учебный материал. Конспект содержит интересные факты и методику проведения лабораторной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_bakterii.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Галиновская Яна Владимировна
учитель биологии и химии МБОУ «сш №9 с УИОП» г. Нижневартовск ХМАО-Югра.
Тема урока; Особенности строения и жизнедеятельности прокариот, их роль в природе и практическое значение.
Цель урока: Расширить знания об особенностях строения и жизнедеятельности прокариот , выясненить значение бактерий в природе и практической деятельности человека.
Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить обучающихся с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, выявить их роль в жизни человека и современной биосфере.
2. Развивающая: развить умение анализировать и обобщать и структурировать информацию, использовать личный опыт. Формировать умения и навыки работать с научной литературой, формулировать и решать проблемы, проводить простейшие эксперименты.
3.Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Средства обучения: микроскоп, лабораторное оборудование, культура сенной палочки, компьютер (слайдовая презентация).
Тип урока: комбинированный
Структура урока: I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1.История изучения бактерий.
2.Строение и жизнедеятельность бактерий.
- Форма
- Строение
- Распространение
- Питание
- Размножение
- Образование спор
3. Роль бактерий в природе и для человека.
III. Закрепление изученного материала.
IV. Домашнее задание.
Ход урока
II. Изучение нового материала.
Проблемный вопрос: Возможно ли существование биосферы и человека в ней без бактерий?
Вступительное слово.
БАКТЕРИИ, обширная группа одноклеточных микроорганизмов, характеризующихся отсутствием окруженного оболочкой клеточного ядра. Вместе с тем генетический материал бактерии (дезоксирибонуклеиновая кислота, или ДНК) занимает в клетке вполне определенное место – зону, называемую нуклеоидом. Организмы с таким строением клеток называются прокариотами («доядерными») в отличие от всех остальных – эукариот («истинно ядерных»), ДНК которых находится в окруженном оболочкой ядре.
Бактерии, ранее считавшиеся микроскопическими растениями, сейчас выделены в самостоятельное царство .
Прокариоты - организмы, не имеющие оформленного ядра.
История изучения бактерий.
- голландский натуралист Антони ван Левенгук в 1676 г, впервые увидел в оптический микроскоп и назвал “анималькули”.
- Христиан Эренберг в 1828г, ввел в употребление название “бактерии”.
- Луи Пастер в 1850-е годы положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.
- Роберт Кох сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 г. был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулеза.
- М. В. Бейеринк и С.Н.Виноградский заложил основы общей микробиологии и изучения роль бактерий в природе.
- изобретение электронного микроскопа в 1930-е г,
(изучение строения бактериальной клетки).
2. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Это интересно! Поведение бактерий. Некоторым бактериям присуща даже способность к самопожертвованию. Если рядом с колонией кишечной палочки появляется колония другой бактерии – конкурента, одна кишечная палочка из каждых нескольких тысяч начинает вырабатывать ядовитые вещества, но сама погибает от самоотравления. Бактерии способны к «массовому» самопожертвованию. При недостатке пищи большая часть колоний может самоуничтожиться, распавшись на части. Питательные вещества погибших прокормят остальных.
Некоторые зеленые бактерии могут прикрепиться к другим подвижным бактериям. После этого они могут управлять их поведением, направляя их к свету.
Вот такие удивительные это существа! Давайте поближе с ними познакомимся.
а) Форма бактерий.
- шаровидные (кокки)
- палочковидные (бациллы, клостридиум)
- извитые (вибрионы)
- похожие на спираль (спириллы)
- спирохеты (6-10 витков)
- стрептококки (цепочка из кокков)
- стафилококки (грозди кокков)
Формой определяются такие способности бактерий, как прикрепление к поверхности, подвижность, поглощение питательных веществ.
б) Строение бактерий.
- относятся к прокариотам .
- нет ядра и большинства других органелл
- бактериальная клетка окружена клеточной стенкой (состоит из муреина ) и защитной капсулой.
- палочковидные (бациллы) покрыты волосками – пилями, которые прикрепл. к субстрату.
Лабораторная работа “Изучение бактерий ротовой полости”.
Бактерии занимают различные среды обитания, и наш организм является одной из таких сред.
Цель работы: рассмотреть форму бактериальных клеток ротовой полости под микроскопом, доказать что организм является одной из сред обитания бактерий.
Ход работы: одноразовым шпателем взять соскоб со щеки и поместить его на предметное стекло. 1.Рассмотреть под микроскопом форму бактериальных клеток и зарисовать их в тетрадь. Использую приведенную выше классификацию бактерий по форме подписать названия рассмотренных клеток.
2. Найти черты различия бактериальной и растительной клетки.
3. Сделайте вывод об особенностях строения бактериальной клетки, укажите черты сходства и различия с растительной клеткой.
( Сходство: наличие жесткой клеточной стенки, автотрофы.
Различия: состав клеточной стенки (муреин), прокариоты, ДНК –кольцевая структура, органеллы немембранного строения, гетеротрофы, мелкие, неподвижность цитоплазмы)
г) Распространение.
- почва, на дне озер и океанов – повсюду, где накапливается органическое вещество;
- Являются постоянной микрофлорой живых организмов
д) Способы питания.
- симбионты
- автотрофы
- гетеротрофы (паразиты, сапрофиты)
е) Размножение.
- Простое бинарное деление через каждые 20-30 минут.
Это интересно! Бактерии способны к обмену генами через цитоплазматический мостик. Это почти «половой процесс».
ж) Половой процесс (коньюгация) – обновление генетической информации структуры молекулы ДНК, обновление свойств и признаков, но не происходит увеличения числа особей, т.е. к размножению отнести нельзя.
З) Образование спор
- образуются при неблагоприятных условиях
(недостатке пищи, влаги, резкие изменения t – ры);
- легко разносятся ветром, водой;
- в благоприятных условиях становится жизнедеятельной бактерией.
3.Роль бактерий для человека и в природе.
1) в природе:
участвуют в формировании структуры и плодородия почв
(клубеньковые бактерии);(сам-но Симбиоз)
2.в образовании полезных ископаемых и разрушении погибших растений и животных;
3.поддерживают запасы СО2 и О2 в атмосфере;
4. разрушители органических веществ( гнилостные бактерии)- «природные санитары»;
5.очищают сточные воды.
6. Бактерии брожения (силос, сыр, простокваша0
7. кишечные бактерии образуют нормальную микрофлору кишечника человека, участвуют в переваривании углеводов, синтезируют витамины, вытесняют патогенные бактерии.
8.синтезируют (антибиотики) - вакцина, сыворотка, гормоны, ферменты.
Отрицательная роль
1.Вызывают порчу продуктов, , сена, книг;
2.Являются возбудителями болезней человека и животных (пневмонии, туберкулкза, ангины. чумы, холеры , аппендецита0
III. Закрепление изученного материала.
Терминологический диктант. Учитель зачитывает формулировку термина, а обучающиеся находят соответствующий термин из списка и располагаю т в определенной последовательности.
1.Прокариоты
2. Бациллы
3. Вибрионы
4. Автотрофы
5. Гетеротрофы
6.Аэробы
7. Анаэробы
8.Кокки
9.Симбиоз
10. Спора
IV. Домашнее задание.
- Изучить параграф учебника. Выучить термины. Сделать презентацию по теме «Роль бактерий в природе и жизни человека», « Открытие бактерий»( по желанию)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (опорный конспект)
Краткое изложение информационного материала по разделу Бактерии....
Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."
Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...
Опорные конспекты по теме "КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ"к курсу "Биология. Бактерии. Грибы.растения" В.В.Пасечника 6 класс
Конспекты разработаны к каждому уроку по теме "Клас сификация растений".К каждому изучаемому семейству дан конспект с учетом регионального компонента и практическим значением семейства. В приложении к...
Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...
Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."
Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...
конспект урока "Бактерии, их роль в природе и жизни человека."
конспект урока "Бактерии, их роль в природе и жизни человека."...
Конспект урока "Бактерии"
урок биологии 5 класс -конспект открытого урока урока...