Сирийский хомяк как представитель семейства грызунов
план-конспект занятия ( класс) по теме
Данное открытое занятие было проведено в объединении "Исследователи природы" с детьми 2 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
siriyskiy_homyak.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагог года – 2015»
Занятие-исследование в объединении «Исследователи природы»
Тема занятия:
Сирийский хомяк как представитель семейства грызунов
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель:
дидактическая - изучение особенностей поведения грызунов на примере сирийского хомяка;
педагогическая – обучение исследовательской деятельности.
Задачи – создать условия для развития:
- предметных компетенций: познакомить обучающихся с особенностями поведения сирийского хомяка;
- метапредметных компетенций: развивать исследовательские умения: учить формулировать проблему, рассуждать, анализировать и обобщать;
- формировать умение вести дискуссию, осуществлять сотрудничество в группе, паре.
- личностных компетенций: формировать бережное отношение к животным.
Оборудование:
- материально-техническая база: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, магнитно-маркерная доска;
- дидактический материал: кластер, буклет, лист самооценки;
- хомяк в клетке, сухари, семечки (для проведения опыта и эксперимента);
- наглядный материал: презентация, мультфильм «Хомяк-молчун»
Методы и приемы: технология индуктивного учебного исследования, эксперимент, самостоятельная и групповая работа.
Ход занятия:
I. Орг. момент: создание положительного эмоционального настроя.
- Добрый день, ребята, я рада видеть вас, на нашем занятии. Сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу с вами работу, давайте их поприветствуем.
Упражнение «Улыбка» (на слайде изображение «улыбающегося солнышка»)
- Ребята, для нас сегодня светит весеннее яркое солнце. Оно всех согревает теплом. Давайте и мы друг другу улыбнемся. Очень важно начинать любую работу с хорошего настроения. А тем более с весеннего настроения, когда все вокруг просыпается, оживает.
II. Мотивационно-целевой этап
- Ребята, как называется наше объединение? («Исследователи природы»)
- Значит, мы с вами кто? (исследователи)
- А у исследователей какая главная задача? (исследовать)
- Верно. Вот мы с вами на каждом занятии изучаем животных живого уголка, открываем что-то новое.
- Мы, наблюдая за братьями нашими меньшими, убедились, что каждое животное природы уникально. Каждое имеет какие-то свои особенности в поведении: заяц зимой меняет цвет шубки, кенгуру выращивают малышей в сумке, это заложено природой. А в чем особенность животных нашего живого уголка, мы сейчас расскажем.
- Проверить ваши знания нам помогут вопросы. Как говорят в народе: Одна голова хорошо, а две - …. (лучше). Вот и мы с вами будем отвечать на вопросы, работая в группе. Попутно проверим, умеете ли вы работать вместе.
(Правила работы в группе выведены на слайде)
Формирование команд (по цветным карточкам). Карточки с вопросами. Время на размышление – 2 минуты.
Вопросы для размышления:
1) Почему морскую свинку назвали морской свинкой?
2) Почему волнистого попугая так назвали?
3) Почему шиншиллы попали в Красную книгу?
Каждая группа дает ответ на поставленный вопрос. Обсуждение.
У нас остался еще один вопрос в конверте.
- Что помогает хомяку запасать корм? (дети предполагают)
- Выдвигаем гипотезы.
Заслушивание гипотез детей.
- Ответить на поставленный вопрос нам поможет отрывок из мультфильма «Хомяк-молчун». Обратите внимание на поведение хомяка, какую особенность нам показывают авторы мультфильма?
Просмотр мультфильма
Обсуждение после просмотра.
- Почему хомячок молчит? (рот полный корма)
- Зачем он набил рот кормом? (чтобы сделать запасы на зиму)
Формирование темы занятия и цели.
- Как вы уже догадались, сегодняшнее занятие мы посвятим еще одному животному нашего живого уголка. Кому? (хомячку). Сформулируйте цель занятия (изучить особенности поведения хомяка).
- А вот и он сам! (показать живого хомяка)
III. Ориентировочный этап. Создание проблемной ситуации
Актуализация знаний обучающихся
- А сейчас мы проверим, что вы знаете о нем. Ведь хомячки всегда находятся рядом с нами в живом уголке.
Заполнение кластера на основе личных наблюдений, ухода за животным Раздаточный материал. Самостоятельная работа обучающихся.
- Как выдумаете, что мы впишем в пустую ячейку? Какую особенность хомяка?
- Действительно, особенностью хомячка являются его защечные мешки, в которых он переносит запасы. Ребята, а как ему удается сохранить пищу?
- Выдвигаем гипотезы.
IV. Этап построения знаний (поиск решения проблемы)
1) Проверка гипотез - проведение опыта
- Чтобы проверить ваши предположения, проведем опыт. Представим себя в роли хомяка. Для чистоты нашего опыта нужны чистые руки (салфетки).
- Возьмем по сухарику и положим его в рот, но только не жуем. Что происходит у нас во рту с сухариком? (сухарик намокает). Теперь можете прожевать и съесть его.
- Так как же хомяку удается делать большие запасы еды? Ведь если она будет сырая, она испортится?
- Выдвигаем гипотезы.
- Хомячки такие же живые существа, как мы с вами? Значит, у хомячка корм тоже должен намокать? (Дети предлагают свои варианты ответов)
2) Проверка гипотез – проведение эксперимента
- Давайте проверим наши предположения на живом хомячке.
- Проведем эксперимент. Дадим хомячку семечки и понаблюдаем за ним.
Физкультминутка
- Ребята, что вы увидели? Что стало с семечками? Почему у хомячка семечки не намокли?
- Выдвигаем гипотезы. Подумаем в группах.
3) Проверка гипотез – размышление, работа с картинками-подсказками
На слайде изображены человек, корова, собака, хомячок.
- Посмотрите на экран. Сравните животных. Сделайте вывод: Пища во рту у хомяка не намокает, потому что у него нет слюны.
- Действительно, у человека есть специальный орган – слюнные железы, которые вырабатывают слюну (показ картинки на слайде)
- У хомяка нет слюнных желез, в этом его особенность.
- Ребята, как вы думаете, почему природа не наделила его слюнными железами?
Показ слайда с картинками о пустыне
- Давайте вспомним, откуда родом хомячок?
Для того чтобы найти зерна в пустыне, сирийскому хомячку приходится пробегать большие расстояния, потому что сложно найти в пустыне корм.
Щёки хомяков представляют своеобразные мешочки, которые достаточно эластичные и с лёгкостью могут растягиваться, позволяя вместить большое количество пищи (работа с презентацией)
- Если полные щёки мешают хомяку пролезть в нору, хомяк давит передними лапками на щеки, выдавливает часть еды, уносит в нору, а потом возвращается и подбирает оставленное.
Ещё интересный факт из жизни хомячка.
- Повезло хомяку. Он наткнулся на птичье гнездо. Вот так находка! Лежат на земле два большущих яйца. Тащи и пируй! Только вот лапками яйцо не захватить. И за щеку не затолкать.
- Возился хомяк, возился, пыхтел, пыхтел. Не получается. Как быть?
- Ребята, о каких качествах хомяка говорят эти примеры? (Хомяк – очень запасливое и сообразительное животное).
V. Этап закрепления и применения полученных знаний
Закрепление. Дополнение кластера. Самостоятельная работа обучающихся с буклетом.
- Изучите самостоятельно информацию буклета о хомяке, который делала выпускница объединения, и дополните кластер.
- В пустую клетку впишите ту особенность хомяка, о которой мы сегодня говорили.
VI. Подведение итогов занятия. Вывод по результатам исследования
- Ребята, давайте проверим, как мы с вами сегодня поработали. А поможет нам схема исследования (на слайде)
- Ребята, что мы сегодня изучали на занятии?
- С какой проблемой мы столкнулись при изучении темы?
- Как мы ее решали? (провели опыт, эксперимент)
- Подтвердились ли наши гипотезы?
- В чем особенность сирийского хомячка?
- Почему еда за щеками хомяка не намокает?
Оценивание
А сейчас давайте оценим свою работу и работу членов группы.
Работа с листом оценки (на слайде – оценки работы)
VII. Применение учебных знаний в учебной деятельности. Домашнее задание.
- На следующем занятии мы продолжим работать с вами по этой теме, и будем делать творческую работу – проект.
- Если у вас возникли интересующие вопросы, вы можете найти их в этом учебнике.
VIII. Этап рефлексии
Упражнение «Методика незаконченного предложения»
Я научился, понял, приобрел, удивился, выполнил, попробую.
Воспитательный момент
- Закончить наше занятие я бы хотела словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили» (на слайде).
- Как вы понимаете это выражение?
- Вы должны помнить, что хомячок – это не игрушка! Это живое существо, требующее заботы, внимания и правильного ухода.
Мокрушина Надежда Арслановна
Номинация «Педагог дополнительного образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."
Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные. Класс однодольные. Семейство Лилейные. 6 класс
Класс двудольные. Семейство Сложноцветные.Класс однодольные. Семейство Лилейные. Многообразие растений семейства сложноцветных.Роль в природе и жизни человека.Почти 25000 видов растений отн...
Модульный урок . Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные
Цель: изучить характерные признаки семейства Крестоцветные, Розоцветные, хозяйственное значение растений этого семейства; научиться определять растения по определительным карточкам и находить их в при...
Алексей Степанович Хомяков и Тульский край.
Материал по теме "Алексей Степанович Хомяков и Тульский край" подойдет как региональный компонент по истории России в 8 классе....
Выступление вокального ансамбля "Музыкальный квинтет". А. Ермолов "Мы хомяки и мы хомячим". В разделе "Видео" вверху страницы можно посмотреть выступление.
Выступление вокального ансамбля "Музыкальный квинтет"...
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные».
Тема: «Классы и семейства покрытосеменных растений. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Семейство Розоцветные»....