Урок "Тип Членистоногие"
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

о внутреннем и внешнем строении представителей класса Ракообразные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_chl.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – более 1,5 млн. видов                        

                                      КЛАСС РАКООБРАЗНЫЕ  ЖИВОТНЫЕ.    

Цель и задачи  урока:

  1. ознакомить учащихся с общими признаками членистоногих животных;
  2. выявить особенности внешнего строения речного рака  в связи со средой обитания;
  3. раскрыть особенности строения  систем внутренних органов в связи с их функциями;
  4. показать признаки более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями
  5. продолжить формирование умения работать с учебником и с рисунками в учебнике.

Оборудование: проектор,  таблица «Речной рак»,  коллекция «Членистоногие», электронный учебник «Жизнь речного рака», влажные препараты.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Изучение новой темы.  
  1. Активизация познавательной деятельности учащихся

- Сколько типов животных известно в настоящее время? (до 25 типов)

- С представителями, каких типов животных мы знакомы? (на доске диаграмма соотношения типов животных – электронный учебник)

- Что лежит в основе разделения животных на типы?  Различия в форме тела, размерах, характере передвижения, питания, мест обитания

Тип членистоногих превосходит по числу особей и видов все остальные вместе взятые типы животных и составляет примерно 75% от всех известных видов животных.

                                    Тип Членистоногие

                                      Классы

Ракообразные                 Паукообразные                       Насекомые

 Около 30 тыс. видов

  1. Географическое распространение

- Где в природе можно встретить членистоногих?

Их можно встретить во всех географических зонах (вспомним географию) Очень много их в тропиках, есть они и в высоких широтах Арктики и на побережьях Антарктиды.

- Какой вывод можно сделать из вышесказанного?

- Какие особенности строения позволили  этим животным так широко расселяться и приспосабливаться к условиям существования?

3.Среда обитания:

  • Водная (в реках, морях, в пещерах и др.)
  • Наземная
  • Наземно-воздушная
  • Организменная (внутренняя среда организмов)
  1. Основные признаки (на примере речного рака)

Длина (от неск. мл. до 80 см, речной рак 10-15 см.)

Форма: вытянутая, хитиновый покров

Цвет: зеленовато-черная, при варке краснеет. Окраска зависит  от пигментов, которые находятся  в толще покровов. Наиболее стойкий красный пигмент, поэтому сохраняется только этот пигмент, остальные разрушаются.

Общие признаки, характерные для типа:

  1. Сегментированное тело;
  2. Хитиновый покров;
  3. Членистые конечности;
  4. Развитые органы чувств и концентрация их на голове (от 3 до 10 и более пар, даже больше 150 пар ног)

                               

Тело

Головогрудь                                                                             брюшко

2 пары усиков                                                                       брюшные ножки

1 пара сложных глаз                                                             хвостовой плавник

2 пары нижних челюстей                                                                                        

3 пары ногочелюстей                                                                                                

5 пар ходильных ног                                                                                                  

 

Как же сгибаются членистые конечности, покрытые жестким хитиновым футляром? Хитиновый покров на стыке соседних члеников развит слабо, что позволяет конечностям сгибаться.

Как рак растет?      Просмотр видеофильма «Жизнь речного рака»

Что нового узнали, просмотрев данный фильм?

Внутреннее строение (беседа, рассказ, демонстрация влажного препарата)

Активный образ жизни  речного рака отразился на строении систем его внутренних органов.

Дети получают задания по рядам:

  • 1 ряд – читать и рассказать про пищеварительную систему (в виде схем)
  • 2 ряд - кровеносная система
  • 3 ряд – органы дыхания
  • 4 ряд – органы размножения
  • 5 ряд – органы выделения
  • 6 ряд – органы чувств

Физкультпауза

Игра «Руки – ноги». Когда я хлопну в ладоши 1 раз , то я дам приказ ваши рукам, они должны поработать (подняться или опуститься). А когда хлопну 2 раза – это приказ ногам (согнуться или разогнуться, т. е. встать или сесть)

Игра «Приветствие»

  • Поздоровайтесь с человеком, сохраняя расстояние 50 см. и легко прижимая ему руку, как это делают в Англии.
  • Поздоровайтесь с помощью крепкого и сильного рукопожатия, как делают в Германии
  • Поздоровайтесь, потеревшись друг с другом носами, как делают эскимосы
  • Поздоровайтесь, сложив руки как для молитвы и склонившись, как делают в Японии
  • Поздоровайтесь, обняв человека и целуя его 3 раза в щеки, как делают в Бельгии и Голландии   (4 раза в Париже, 2 раза – В Испании и Португалии)
  • А теперь поздоровайтесь так, как это делают в России и в Израиле. (горячо и сильно сжав человека в своих объятиях)

Молодцы!

Проверка заданий, исправлений, уточнений.  (записи в тетрадях)

  1. Закрепление изученного материала
  1. С какими животными у членистоногих больше всего сходства? И почему вы так думаете?

- Больше всего сходств у членистоногих с кольчатыми червями. У кольчатых червей имеется гидроскелет – это вторичная полость (целом) заполненная жидкостью ( служит опорой для передвижения, поддерживает форму тела и давление)

2. Кто впервые ввел понятие «тип»? – Кьювье.

3. Какая разница между «средой обитания» и «местообитание»? – Местообитание – это наиболее благоприятные для них участки. Например: вода с медленным течением.

Правильны ли утверждения?

  1. Тип членистоногие - самая многочисленная группа среди животных.
  2. У всех многоклеточных животных красная кровь.
  3. Хитин у членистоногих играет роль наружного скелета.
  4. Органы чувств у членистоногих развиты слабо.
  5. Кровеносная система замкнутая.
  6. Органами дыхания  у ракообразных служат трахеи.
  7. Органы выделения у ракообразных – пара зеленых желез.
  8. У рака 3 пары ходильных ног.
  9. У речного рака простые глаза.
  10. Раки – раздельнополые животные.

Дополните

  • Тип членистоногие насчитывает …
  • Он включает следующие классы …
  • Представители типа занимают такие среды обитания, как …
  • У всех животных данного типа … симметрия тела.
  • Тело речного рака разделено на …
  • Покров …
  • Свойства покровов … прочный, водонепроницаемый, плохо растяжимый.
  • Функции покрова …
  • Способ смены покрова…
  • Число ходильных ног … Органы чувств: зрения-…, обоняния -…,

осязания -…, слуха -…, равновесия -…

  • Раки питаются …
  • Раки в основном активны в … время суток.

Рефлексия.

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я_____ .

2) Больше всего мне понравилось_________ .

3) Самым интересным сегодня на уроке было

4) Самым сложным для меня сегодня было

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял____________

7) Сегодня я научился_________

8) Сегодня я задумался_________

9) Сегодняшний урок показал мне

10) На будущее мне надо иметь в виду


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...

Презентация "Членистоногие (ребусы)"

Презентация "Членистоногие (ребусы)"...

Контрольная работа "Тип Членистоногие" (2 варианта)

Контрольная работа "тип Членистоногие" (2 варианта). Часть 1 - выбор одного ответа из четырех. Часть 2 - выбор трех верных ответов из шести, задания на соответствие....

урок по биологии в 7классе "Тип Членистоногие"

Внутреннее строение, развитие, размножение....

урок зоологии "Повелители Земли. Тип Членистоногие"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по тема "Общая характеристика Членистоногих", основанная на таких инновационных образовательных технологиях, как информационно-коммуникационн...

Контрольный тест "Общая характеристика типа Членистоногие" 7 класс

Данный контрольный тест можно проводить в процессе изучения  или на уроке закрепления и обобщения знаний темы в курсе биологии в седьмом классе....

Урок Членистоногие. Ракообразные.

На данном уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием членистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение ракообразных....