Открытый урок "Профилактика и лечение вирусных заболеваний человека"
материал по биологии (10 класс) на тему
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план-конспект урока по теме "Профилактика и лечение заболеваний человека" | 98.5 КБ |
презентация "Профилактика и лечение заболеваний человека" | 2.97 МБ |
pril_1.docx | 314.41 КБ |
pril_2.docx | 16.15 КБ |
pril_3.docx | 15.1 КБ |
pril_4.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ВИРУСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА».
подготовила учитель биологии
МКОУ «Зеленогорская средняя школа»
Белогорского района Республика Крым
Богомолова Тамара Вениаминовна
______________________________________________________________________________________
Цели урока:
- Обучающая:
сформировать понятие о профилактике и особенностях лечения вирусных инфекций;
- Развивающая:
развивать умение логически мыслить, обобщать материал, быть внимательным, развивать память через работу с новыми понятиями, уметь сравнивать и анализировать, делать выводы, подводить итоги; работать индивидуально, в группе; работать с учебником, дополнительной научной литературой; уметь составлять мини-проекты;
- Воспитательная:
воспитывать чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (45 мин)
Оборудование:
- компьютер, монитор;
- презентация: «ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА».
Раздаточный материал:
- план - схема урока с заданиями для закрепления
- тесты
- инструкции по профилактике вирусных инфекций
- Вводная часть: Актуализация знаний.
Инсценировка «На приеме у врача»
- Основная часть: Изучение нового материала.
«Профилактика вирусных инфекций. Механизмы создания устойчивости к вирусным инфекциям. Противовирусные лекарства».
- Заключительная часть:
Выводы. Закрепление знаний (диагностическое тестирование с самопроверкой).
Домашнее задание
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня последний урок темы «Неклеточные организмы». Хочу напомнить.
Тема: «Неклеточные организмы» включает 5 уроков: (Стр. 184. § 30 - 34).
- Строение, хим. состав и свойства вирусов. § 30
- Особенности размножения вирусов. § 31
- Разнообразие неклеточных организмов. § 34
- Вирусные инфекции. § 32
- Профилактика и лечение вирусных инфекций. § 33
Запишите в дневник на следующий понедельник домашнее задание:
- § 33. Стр. 200
- Выполните тесты на странице 209 – 211 (письменно).
- Повторите § 30 – 32, 34. Будет ТО
- Подготовьте рефераты или сообщения по теме: «Наши невидимые враги и друзья»
II. Повторение предыдущей темы:
1. В каких организмах паразитирует вирус?
2. Назовите самые распространенные вирусные инфекции растений, животных, человека.
3. Как передаются грипп, ОРЗ.
4. Что такое ВИЧ?
5. Что такое СПИД?
6. Как можно и как нельзя заразиться СПИДом?
III. Актуализация знаний
Комментарий учителя. Стихийным злом заболеваний на нашей планете являются вирусы. По данным Всемирной Организации ежегодно в мире только сезонным гриппом заболевают около миллиарда человек. Умирают около 3 миллионов. Как же защитить себя от вирусных инфекций?!
1. Инсценировка «На приеме у врача»:
Ученик 1(врач): Проходите. На что жалуетесь?
Ученик 2 (пациент-больной): Сильно болит голова, чувство жжения в глазах, суставы ломит, температура 39,5.
Ученик 1(врач): кашель, насморк есть?
Ученик 2 (пациент-больной): пока нет. Доктор, что это за болезнь у меня?
Врач обращается за помощью к классу: ребята, помогите поставить диагноз!
Ученик 1(врач): У Вас грипп. Назначаю Вам постельный режим, по-больше пейте теплой жидкости: 3-и литра в день и проветривайте помещение.
Ученик2 (пациент-больной): а лекарство?
Ученик 1(врач): 3 дня постельный режим и пейте воду или компот. Через 3 дня на прием.
Ученик2 (пациент-больной): Спасибо доктор!
Ученик 1(врач): Проходите. На что жалуетесь?
Ученик 3 (больной): Насморк, кашель, температура 37,3. Доктор, что это за болезнь у меня?
Врач обращается за помощью к классу: помогите поставить диагноз!
Ученик 1(врач): У Вас ОРЗ. Постельный режим, по-больше пейте теплой жидкости 3-и литра в день и проветривайте помещение. Капли в нос – нафтизин и отвар трав с отхаркивающим действием (чабрец, мать-и-мачеха, липа, душица, девясил ).
Ученик 3 (больной): А таблетки?
Ученик 1(врач): Пока не надо! 3 дня постельный режим и пейте воду или компот. Через 3 дня на прием.
Ученик2 (пациент-больной): Спасибо доктор!
Ребята, почему доктор не назначил а/биотики? И почему нужно прийти через 3 дня на прием?
Поскольку вирусы – являются внуклеточными паразитами, то лекарств, которые бы действовали против них, не принося вреда для хозяина пока не найдено. Антибиотики тоже не помогают. Были изобретены лекарства, блокирующие на определенных этапах репродукции вирусов - антиретровирусная терапия.
Но эти препараты очень дорогие и прием длительный и строго по схеме. Однако вирусы могут изменять свой генотип, теряя или прихватывая отдельные нуклеотиды хозяина, тогда эти лекарства могут не помочь. Поэтому главным направлением антивирусной стратегии является профилактика вирусных инфекций человека.
Вспомните: Какими путями передаются вирусные инфекции? Слайд № 2
- Запишите тему урока: «ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА».
Цель нашего урока: Слайд № 3
1. Изучить средства профилактики вирусных инфекций
2. Познакомиться с механизмом создания иммунитета
3. Вспомнить виды иммунитета
4. Узнать способы лечения вирусных инфекций
IV. Изучение новой темы
Все средства профилактики можно разделить на три основных категории.
Составьте схему (стр. 201, 2-й, 3-й, 4-й абзац)
СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ Слайд № 4
ИЗОЛЯЦИЯ ПРЕРЫВАНИЕ ИММУНИЗАЦИЯ
источников механизма передачи создание невосприимчивости
инфекций инфекции к инфекции
КАРАНТИН РЕСПИРАТОРЫ ПРИВИВКИ
УНИЧТ. ПЕРЕНОСЧИКОВ
Давайте вспомним виды иммунитета: Иммунитет Слайд № 5
Приобретенный Врожденный
Специфический Неспецифический
Естесственный Искусственный Гуморальный Клеточный
Перенесенное Вакцина Интерферон Лимфоциты
Заболевание Сыворотка с а/т Лизоцим Макрофаги
ЗАДАНИЕ: В плане- схеме вставьте пропущенные виды иммунитета. (2 мин.)
Механизм создания иммунитета к вирусным инфекциям человека. (стр. 201 )
1-й этап: распознавание антигенов (чужеродных белков) вируса В-лимфоцитами человека или Т-лимфоцитами
2-й этап: В-лимфоциты или Т-лимфоциты вырабатывают антитела (иммуноглобулины – спец. белки), кот. дезактивизируют антигены вируса
3-й этап: вырабатывается иммунная память антител против антигенов. То есть при повторном попадании в организм этого же вируса быстро образуется большое количество антител.
То есть что вырабатывается в организме? (гуморальный иммунитет)
При введении вакцины механизм тот же, что и при поступлении вируса естественным путем.
- Сообщения учащихся о прививках. Слайд № 6 - 10
Итак, изобретение вакцин и проведение прививок резко снизило заболеваемость многими тяжелыми вирусными инфекциями.
Заболевания, против которых делают прививки:
Вирусные Бактериальные
- Корь - Коклюш
- Краснуха - Туберкулез
- Свинка(паратит) - Столбняк
- Полиомиелит - Дифтерия
- Оспа (в последнее время не проводят)
- Бешенство
- Гепатита В
Виды вакцин Слайд № 11 Нет в учебнике. Запишите в плане-схеме.
Все вакцины можно условно разделить на четыре группы:
- Живые вакцины. Они содержат ослабленный живой микроорганизм. Примером могут служить вакцины против полиомиелита, кори, свинки, краснухи или туберкулеза.
- Инактивированные вакцины. Содержат либо убитый целый микроорганизм (вакцины против коклюша, бешенства и вирусного гепатита А), либо компоненты клеточной стенки или других частей возбудителя (вакцины против коклюша и менингококковой инфекции).
- Анатоксины. Вакцины, содержащие инактивированный токсин (яд), который вырабатывают бактерии. Примером могут служить вакцины против дифтерии и столбняка.
- Биосинтетические вакцины. Вакцины, полученные методами генной инженерии. Примером может служить вакцина против вирусного гепатита B.
Составьте схему: Лечение Слайд № 12
Интерферон Ингибиторы Сыворотка с готовыми а/т
История открытия интерферона (сообщение учащегося)
В 1957 г. сотрудники Лондонского национального института вирусологи англичанин А. Айзек и швейцарец Дж. Линдеман случайно во время опытов открыли интерферон. Исследователи столкнулись с непонятным явлением: мыши, которых заражали определенными вирусами, не заболевали. Поиски причин этого явления показали, что мыши, не поддавшиеся заражению вирусами, в момент заражения уже болели другой вирусной инфекцией. Таким образом, выяснилось, что в организме мышей один из вирусов препятствует размножению другого. Это явление антагонизма вирусов назвали интерференцией (помеха, препятствие, англ.), данное явление встречается при введении в организм двух вирусов одновременно или с интервалом не более 24 часов.
Классификация Слайд № 13 - 15
Интерферон – это белок, выделяемых клетками организма в ответ на вторжение вируса.
Интерфероны человека подразделяют на группы в зависимости от типа клеток, в которых они образуются: α, β и γ.
Человеческий Человеческий Человеческий
интерферон-α интерферон –β интерферон-γ
Ингибиторы - (лат. inhibere — задерживать) — вещество, замедляющее или предотвращающее течение какого-либо процесса.
Основные этапы репликации вируса гриппа (стр. 204, рис. 33.4) Ознакомиться (не для запоминания).
Флешанимация: Вирус СПИДа. Механизм размножения ВИЧ Слайд № 16
Мини – проект «Инструктаж по ПРОФИЛАКТИКЕ ВИР. ИНФ» Слайд № 17-25
V. Закрепление изученного материал: диагностическое тестирование.
Самопроверка (Слайд 26)
VI. Итог урока.
Итак,
- Лекарств, убивающих вирусы, еще не изобрели, поэтому самым эффективным способом
Защиты от вирусов является профилактика;
- Средствами профилактики являются:
ИЗОЛЯЦИЯисточников инфекции (карантин)
ПРЕРЫВАНИЕ механизма передачи инфекции (респираторы, уничтожение переносчиков)
ИММУНИЗАЦИЯ населения (прививки)
- Иммунная система вырабатывает антитела нейтрализующие антигены вирусов
- Иммунитет бывает врожденным и приобретенным.
- Приобретенный – в результате перенесенного заболевания (естественный) или вакцинации (искусственный).
- Врожденный - под действием интерферона или антител Т-лимфоцитов.
- Для лечения используются ингибиторы, блокирующие отдельные этапы репродукции вирусов.
VII. Рефлексия:
Выставление оценок: 12 баллов – выступающим. Устные ответы. За тесты: ?
VIII. Домашнее задание: (Слайд 26)
- § 33.
- Выполните тесты на странице 209 – 211.
- Повторите § 30 – 32, 34. Будет ТО
- Обратите внимание на те понятия, в которых были сделаны ошибки или не смогли ответить.
- Подготовьте рефераты или сообщения по теме: «Наши невидимые враги и друзья»
Используемые учебники и учебные пособия:
Биология: 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учеб. заведений: уровень стандарта, академический уровень / П.Г.Балан, Ю.Г.Вервес, В.П.Полищук; пер. с укр. – К.: Генеза, 2010. – 304 с.: илл.
Используемая методическая литература:
1) Я познаю мир: Генетика: Энцикл. / Д.А. Шитиков.– М.: ООО “Изд. Астрель”, 2004. – 398 с.
2) Живая природа: от молекули до биосферы. Трещева Н.В. Курс биологии 10 класса в схемах с коментариями. – Симферополь: КРП «издательство «Кримнавчпеддержвидав»,2012. – 76 с.
Интернет:
- http://ru.wikipedia.org/wiki
- http://meduniver.com/Medical/Biology
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пути передачи инфекции
Цель урока: 1. Изучить средства профилактики вирусных инфекций 2. Узнать механизмы создания иммунитета 3. Вспомнить виды иммунитета 4. Познакомиться со способами лечения вирусных инфекций
СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ ИЗОЛЯЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ИНФЕКЦИИ КАРАНТИН ИММУНИЗАЦИЯ ПРИВИВКИ ПРЕРЫВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФЕКЦИИ: РЕСПИРАТОРЫ УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРЕНОСЧИКОВ ИНФЕКЦИИ
Иммунитет ЕСТЕССТВЕННЫЙ ПЕРЕНЕСЁННОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ИСКУССТВЕННЫЙ ВАКЦИНА СЫВОРОТКА с а/т ВРОЖДЕННЫЙ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ГУМОРАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕРОН ЛИЗОЦИМ ПРИОБРЕТЕННЫЙ СПЕЦИФИЧЕСКИЙ КЛЕТОЧНЫЙ ФАГОЦИТОЗ
Эдуард Дженнер (1740-1823 ) за работой
Илья Ильич Мечников (1845-1916)
ЛЕЙКОЦИТЫ-ФАГОЦИТЫ
ПАУЛЬ ЭРЛИХ (1854-1915)
МАКРОФАГ-ЛИМФОЦИТ
ВИДЫ ВАКЦИН ЖИВАЯ: полиомиелит, корь, свинка, краснуха, туберкулез ИНАКТИВИРОВАННАЯ: коклюш, бешенство, гепатит А АНАТОКСИНЫ: дифтерия, столбняк. БИОСИТЕТИЧЕСКАЯ: гепатит B
ЛЕЧЕНИЕ: СЫВОРОТКА с готовыми АНТИТЕЛАМИ ИНТЕРФЕРОН – БЕЛОК-ЗАЩИТНИК ИНГИБИТОР – ВЕЩЕСТВО-БЛОКИРАТОР
ИНТЕРФЕРОН α
ИНТЕРФЕРОН – β
ИНТЕРФЕРОН - γ
3 D АНИМАЦИЯ
ПРОФИЛАКТИКА
ПРОФИЛАКТИКА
ПРОФИЛИКТИКА
ПРОФИЛАКТИКА
ПРОФИЛАКТИКА
ПРОФИЛАКТИКА
ПРОФИЛАКТИКА
Я ЗАБОЛЕЛ. Что делать?
ЕСЛИ В ДОМЕ БОЛЬНОЙ
Проверь себя сам: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 б а в а б б г а б 10 1 2 Б А В Г Д Е
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 33. Тесты на стр. 209 – 211. Для ТО Повт. § 30 – 32, 34 . Выучить понятия, в которых были сделаны ошибки Сообщения на тему: «Наши невидимые враги и друзья»
Предварительный просмотр:
Инструктаж
ПРОФИЛАКТИКА вирусных инфекций
Основным средством профилактики ГРИППА, ОРЗ, кори, оспы, полиомиелита, бешенства, скарлатины и других опасных вирусных заболеваний является ВАКЦИНАЦИЯ.
А так же
- комфортный температурный режим помещений;
- регулярное проветривание, влажная уборка помещений;
- одеваться по погоде;
- прикрывайте рот и нос при чихании или кашле платочком
- соблюдайте «дистанцию» при общении
- тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их
дезинфицирующими средствами;
- избегайте тесных контактов с людьми, которые могут быть больными;
- сократите время пребывания в местах скопления людей;
- Веди Здоровый образ жизни:
- достаточный сон;
- правильное питание;
- закаливание;
- физическая активность
- Правильно используйте медицинскую маску
Если я заболел, что делать?
- Обратиться за медицинской помощью
- Соблюдать постельный режим
- Соблюдать правила личной гигиены
- Пить много жидкости
- Свести к минимуму контакт с другими людьми
- Использовать медицинскую маску в общественных местах (чтобы не заразить других)
ЕСЛИ В ДОМЕ БОЛЬНОЙ:
- Разместить в отдельной комнате.
- Выделить отдельные предметы туалета, посуды, постельного белья.
- Частое проветривание и влажная уборка помещения.
- При уходе за больным использовать маску, часто мыть руки.
Предварительный просмотр:
История создания и применения Вакцины 14 мая 1796 года произошло знаменательное для медицины, да и всей биологической науки событие: английский медик Эдуард Дженнер в присутствии врачебной комиссии внес восьмилетнему мальчику в надрезы кожи на руке (привил) жидкость, взятую им из пузырьков, имевшихся на кистях рук женщины, заразившейся при дойке больной коровы, так называемой оспой коров. Через несколоько дней на месте надрезов на руке образовались язвочки, у мальчика повысилась температура, появился озноб. Спустя некоторое время язвочки подсохли и покрылись сухими корочками, которые затем отпали, обнажив небольшие рубцы на коже. Ребенок полностью выздоровел. Через месяц Дженнер сделал весьма рискованный шаг – он заразил этого мальчика тем же способом, но уже гноем из накожных пузырьков от больного страшным заболеванием – натуральной оспой. Человек в таком случае должен был неприменно тяжело заболеть, кожа его покрыться множеством пузырьков, и он мог в итоге с вероятностью 20 – 30 % (один человек из 3 –5 заболевших) умереть. Однако гениальность Дженнера как раз в том и состояла, что он был уверен: его пациент от натуральной оспы не умрет и даже не заболеет в той форме, какая обычно встречается. Так и случилось: мальчик не заболел. Впервые было доказано, что человека можно заразить легкой формой схожего заболевания (оспой коров) и после выздоравления он приобретает надежную защиту от такого грозного заболевания, как натуральная оспа. Возникающее состояние невосприимчивости к инфекционному заболеванию получило название «иммунитет» (от англ. immuhity – невосприимчивость.) И хотя о природе возбудителей, как оспы коров, так и натуральной оспы в то время ничего не было известно, тем не менее, метод прививок против оспы, предложенный Дженнером и названный вакцинацией (от лат. vaccus - корова), быстро получил широкое распространение. Так, в 1800 году в Лондоне было вакцинировано 16 тысяч человек, а в 1801 году - уже 60 тысяч. Постепенно этот метод защиты от оспы завоевал всеобщее признание и стал широко распространяться по странам и континентам. |
Предварительный просмотр:
История открытия в области иммунологии
Украинский ученый Мечников Илья Ильич создал свою теорию фагоцитоза (пожирания), зародившуюся из наблюдений за морскими микроорганизмами. Он доказал, что воспаление — одна из защитных реакций на инфекции. Чем сильнее фагоцитарная реакция, сопровождающаяся высокой температурой, тем успешнее организм борется с заболеванием. Поэтому не рекомендуется сбивать температуру при простуде.
В 1901 году изложил теорию об иммунитете, то есть невосприимчивости организма к инфекциям. Изучая многоклеточные микроорганизмы, Мечников открыл роль лейкоцитов - белых кровяных телец. Если в организм попадают микробы, белые кровяные тельца обволакивают их, подобно амёбам, и убивают.
В 1890–1895 немецкий ученый Пауль Эрлих, работая в Институте инфекционных болезней в Берлине, впервые занялся иммунологией. Им были разработаны методы определения активности антитоксических сывороток и изучения взаимодействия антиген – антитело in vitro. Он создал также теорию «боковых цепей», сыгравшую большую роль в развитии гуманитарной иммунологии. Эти открытия лежат в основе вакцинации.
В 1908 году совместно с немецким иммунологом Паулем Эрлихом получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины «За труды по иммунитету».
Предварительный просмотр:
Дата: | Класс: | ФИ: |
ТЕСТЫ по теме: «ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ВИРУСНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА»
- Не имеют клеточного строения:
а) сене-зеленые водоросли;
б) вирусы;
в) бактерии;
г) простейшие. - Ведут паразитический образ жизни:
а) вирусы;
б) бактерии;
в) лишайники;
г) грибы. - Средством профилактики вирусных инфекций являются:
а) дезинфекция;
б) стерилизация;
в) иммунизация;
г) растворение. - В-лимфоциты вырабатывают:
а) антитела;
б) интерферон;
в) гемоглобин;
г) хлорофилл. - Поглощение микроорганизмов лейкоцитами - это:
а) ацитоз;
б) фагоцитоз;
в) митоз;
г) мейоз. - При введении вакцины, вырабатывается иммунитет:
а) неспецифический;
б) приобретенный, искусственный;
в) врожденный;
г) клеточный. - Вакцина, содержащая яд вирусов, называется:
а) живая;
б) инактивированная;
в) биосинтетическая;
г) анатоксин. - Белок, выделяемый клетками организма в ответ на вторжение вируса:
а) интерферон;
б) вирион;
в) эмбрион;
г) вибрион.
- Ингибитор – это:
а) ускоритель реакции;
б) блокиратор процесса;
в) оболочка вируса;
г) фермент вируса. - Установите соответствие между СПОСОБОМ ЗАРАЖЕНИЯ ВИЧ И СПОСОБОМ ОБЩЕНИЯ.
1) МОЖНО ЗАРАЗИТЬСЯ А) пользование общественным туалетом
2) НЕ ЗАРАЗИШЬСЯ Б) множественные половые связи без презерватива
В) пользование использованным шприцом
Г) плавание в бассейне
Д) переливание крови
Е) поцелуй в щеку
ОТВЕТЫ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
|
1 | 2 |
10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СПИД – вирусное заболевание» Деловая игра 8-9 класс
Цели:-организовать деятельность уч-ся по изучению строения ВИЧ,заболевания СПИД,ознакомить с симптомами заболевания и мерами профилактики;- создать условия для воспитания культуры половых отношений,,т...
"Вирусные заболевания человека"
Использование ИКТ-технологий предполагает использование презентаций. Данная презентация может быть использована для сопровождения урока биологии в 11 классе "Вирусные заболевания"....
СПИД - вирусное заболевание
деловая игра для 10 класса...
Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний.
Урок педагогическая мастерская. Тема урока: Грипп - профилактика вирусных заболеваний....
Вирусное заболевание герпес
методическая разработка беседы о вирусном заболевании герпесе для детей с ОВЗ...
урок в 10 классе по теме: Вирусные заболевания
Конспект урока и презентация по теме: Вирусные заболевания...
Методическая разработка "Профилактика вирусных заболеваний"
О значении гигиенических процедур в период пандемии...