Урок биологии в 9 классе "Сообщество, экосистема, биогеоценоз".
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Урок - изучение нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchestvo_ekosistema_biogeotsenoz.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
Тема: Сообщество, экосистема, биогеоценоз.
Цели: Сформировать понятие о природных сообществах, их многообразии. Дать понятие «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема», « биосфера», о взаимосвязях организмов.
Оборудование: Таблица «биоценоз» леса, «биоценоз» водоёма, компьютер, таблички с названиями растений и животных, клубок ниток.
Ход урока:
1. Орг. момент
Добрый день. Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередной шаг к познанию незыблемых законов природы.
Сегодня мы начнём с вами изучать новую главу и следующий уровень организации жизни – ЭКОСИСТЕМНЫЙ. Из этой главы вы узнаете о составе и основных свойствах экосистем, о направлениях и темпах изменений природных экосистем, О том, как происходит перенос вещества и энергии в сообществах.
2. Актуализация знаний
А для начала решим экологический пример: особь + особь +…+ особь = ( вид)
вид + …+ вид = ( популяция) (дать определение популяции и вида).
3. Изучение нового материала
? Могут ли особь, популяции, виды жить изолированно от других видов живых организмов? Докажите.
Вывод: (слово учителя) На определённой территории совместно проживают различные виды живых организмов, которые влияют друг на друга, либо угнетают, либо способствуют процветанию. Такая совокупность видов растений и животных, длительное время сосуществующих в определённом пространстве и представляющих собой определённое экологическое единство называется сообществом или биоценозом. Сообщества не случайные образования. На формирование сообщества влияют многие факторы: абиотические, биотические и антропогенные. (Ученики называют эти факторы).
Входящие в сообщество виды снабжают друг друга всем необходимым для жизни – пищей, укрытием, условиями для размножения,
I ИГРА, игры – 8 человек. Каждому игроку вешают на шею на веревочке табличку с названием животного и растения: лиса, лесной голубь, мышь, заяц, воробей, ястреб, берёза, зерно. Игроки выстраиваются в круг. Одному из них дается клубок. По команде лесника он бросает клубок тому животному или растению, которое он ест или которое его ест. Игроки могут подсказывать друг другу, куда надо бросать клубок. Два раза направлять клубок тому же самому животному или растению запрещается. Игра продолжается до тех пор, пока есть, кому передавать клубок. В результате всех перебрасываний клубка образуется запутанная сеть пищевых связей-цепей, объединяющих воедино всех животных и растений.
Представьте себе, что от охотников, от болезней и от других причин исчезли все зайцы. ^ Лесник ножницами разрезает ниточки, ведущие к игроку с табличкой “Заяц” и уводит игрока в сторону, ниточки при этом распадаются. Но сообщество еще сохраняется. А если по какой-то причине погибнут и другие животные, то цепи могут разрушиться полностью. Уводит в сторону “Мышь”, “Голубя”.
ВЫВОД: (делают ученики) чем многообразнее и разветвлённее взаимосвязи в сообществе между живыми организмами, тем более оно устойчивее.
Слово учителя: Совокупность растений входящих в биоценоз называют фитоценозом. Границы фитоценозов совпадают с границами биоценозов и носят названия по доминирующим видам. Рассмотрим на примере ельника.
Еловый лес – совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Ель создает очень сильное затенение, и под её пологом могут существовать лишь теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало, на почве – сплошной зелёный ковёр мхов. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре обычно разрастаются густые заросли черники – такой лес называется ельником-черничником. Там, где почва лучше обеспечена питательными веществами, как правило, развивается сплошной покров кислицы. Такой лес называют ельником-кисличником. На почвах, особенно бедных и очень сырых под елями расстилается сплошной довольно толстый ковёр мха кукушкина льна.
Растительные сообщества обычно не имеют резких границ и переходят друг в друга постепенно. Лесотундра лесостепи и тд.
Таблица Биогеоценоз
II (Слово учителя). Виды связаны не только между собой, но и с неживой природой. Эта связь осуществляется через вещество и энергию. Поэтому для обозначения элементарной природной экосистемы экологи используют термин «Биогеоценоз». Устойчивое сообщество растений, животных, микроорганизмов с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы. Основная функция биогеоценоза – аккумуляция и перераспределение энергии и круговорот вещества.
Энергия и вещества постоянно необходимы живым организмам, и они черпают их из окружающей природы, тем самым образуя круговорот вещества и энергии.
Все природные экосистемы связаны между собой и вместе образуют живую оболочку Земли БИОСФЕРУ. Она охватывает часть атмосферу, литосферы и всю гидросферу. Целостное учение о биосфере создал отечественный учёный В. И. Вернадский.
Влияние антропогенного фактора на сообщества.
А теперь, послушайте историю о комарах и крысах: На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров, много неприятностей они им доставляли. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли. Через некоторое время на острове появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть». А вы как думаете?...(ответы учащихся).
Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали комаров, попали на растения. Этими растениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе). Тараканы не погибали от яда, но он накапливался в их тельцах. Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс. Крысы принесли людям огромные убытки. Всего этого, наверное, могло бы и не случиться, если бы жители острова, прежде чем применять ядохимикаты, посоветовались с учеными- экологами. Как вы думаете, удалось ли жителям острова справиться с крысиной «напастью»? Кто им помог?...(ответы учащихся). Вскоре на остров пришлось завозить кошек. Их доставляли на самолетах из других мест.
4. Физкультминутка.
1.Сейчас мы поиграем в игру «Деревья, кустарники, травы». Когда услышите название дерева - руками достать пол, название кустарника - присядьте, название травянистого растения- основная стойка
Тополь, шиповник, ромашка, дуб, смородина, подорожник, крыжовник. (Упражнение на осанку)
5. Закрепление: работа в парах.
Вам необходимо в тетрадях придумать тест, состоящий из 5 вопросов и вариантов ответов. После этого обменяйтесь тетрадями. Выполните тест в тетради у соседа.
6. Домашнее задание: параграф 5.1, пересказ, выучить новые понятия.
Подведение итогов урока:
Учитель читает стихотворение:
Ну что же, подведём баланс.
Чтоб в стихотворном виде,
Экосистему юный глаз
Отчетливый увидел.
Она система потому,
Что в ней по форме строгой
Необходимый всем продукт.
Идёт своей дорогой.
И кто в системе служит-
Живёт себе, не тужит.
Вот на зелёный стебелёк
Садится пёстрый мотылек,
Попил нектар со всех цветов
Их опылил - и в путь готов.
Но тут попался – Боже мой!
На завтрак птице луговой,
А у неё гнездо в траве,
И куча птенчиков в гнезде.
И уж, конечно, их помёт
Питанье травушке даёт.
В лесу опять приплод зайчат,
И все с хорошим аппетитом –
Того гляди, куста съедят,
И даже обглодают липы.
Но с прибавлением семьи
Поздравить можно и лисицу.
Лисятам завтраки нужны
И ужин тоже пригодится.
И так, короче говоря,
Экологической системе
Дано поддерживать себя
В упитанном, здоровом теле.
7. Рефлексия
– Что на уроке было главным?
– Что было интересным?
– Что вы узнали нового?
– Чему вы научились?
Список литературы
1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2013 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
2. В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2013;
3. Интернет-ресурсы: www: pochit.ru/biolog/116912/index.htmlко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 9 классе на тему: "Круговорот веществ в природе и поток энергии в экосистеме."
Урок биологии в 9 классе по теме: "Круговорот веществ в природе" с использованием электронного приложения УМК "Сферы". при проведении урока используется технология критического мышления. ЗадачиУч...
Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.
Учебные элементы к модульному уроку....
Презентация "Сообщество, экосистема, биогеоценоз. 9 класс"
Презентация для проведения урока по теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз" в 9 классе....
презентация к уроку биологии по теме Биогеоценоз
презентация с использованием интерактивной доски по теме Биогеоценоз. Рассматривается состав и структура биогеоценоза. Используя возможности доски составлены различные динамические схемы, позвол...
Конспект урока биологии в 9 классе.Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме
Данный урок позволит учащимся развивать навыки коллективной мыслительной деятельности ; умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения; развивать навыки групповой р...
Тест по теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз" 9 класс
Удобный тест для проверки знаний учащихся по пройденной теме "Сообщество, экосистема, биогеоценоз", содержит осоновные понятия, рассчитан на 10 минут...
Методическая разработка урока: Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме
Методическая разработка урока: "Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме"...