Календарно-тематическое планирование 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
Календарно-тематическое планирование по биологии 9 класс по УМК И. Сонин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Темы урока | Форма проведения | Методы работы | Система самостоятельной работы | Диагностика обучения | Элементы содержания | Коррекционная работа с обучающимися ЗПР |
1.Учение об эволюции органического мира. Экскурсия « Эволюция органического мира» | вводный | проблемный | Работа с учебником | Анализ ,выводы | Место курса « Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
2.Многообразие живого мира. | Изучение нового материала | Частично-поисковый | Работа по плану | Письменная работа | Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. | |
3.Основные свойства живых организмов. | комбинированный | проблемный | Работа с текстом учебника | Проверка по плану | Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ, рост и развитие. Раздражимость, размножение. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
4.Развитие биологии в додарвиновский период. | Изучение нового материала | традиционный | Составление схемы систематики | взаимопроверка | Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об « изначальной целесообразности». | |
5.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | комбинированный | традиционный | Самостоятельная работа | проверка | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | |
6.Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. | Изучение нового материала | Частично- поисковый | Работа с учебником | Опрос по плану | Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. | Развитие основных мыслительных операций |
7.Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | комбинированный | проблемный | Работа с дополнительной литературой | Опрос по плану | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | |
8.Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Движущие силы эволюции. | комбинированный | традиционный | Опережающее задание | « мозговая атака» | Учение Ч.Дарвинаоб естественном отборе. Движущие силы эволюции. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
9.Форма естественного отбора. | Комбинированный | Частично-поисковый | Работа по таблице | взаимопроверка | Форма естественного отбора | |
10.Половой отбор. | Изучение нового материала | традиционный | Самостоятельная работа | проверка | Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
11.Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. П/Р № 1 « Выявление приспособлений у растений к среде обитания» | Комбинированный + П/Р | Работа в малых группах | Творческая работа | « мозговая атака» | Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. | Развитие основных мыслительных операций |
12.Забота о потомстве. П/Р № 2 « Выявление приспособлений у животных к среде обитания» | Комбинированный + П/Р | проблемный | Описание в тетради | опрос | Забота о потомстве | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
13.Физиологические адаптации. | комбинированный | Частично- поисковый | Срезовая работа | Проверка и анализ | Физиологические адаптации | |
14. Вид, его критерии и структура. | Изучение нового материала | Частично-поисковый | Лабораторная работа | взаимопроверка | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и её механизмы. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
15.Эволюционная роль мутаций. | комбинированный | традиционный | Опережающее задание | « мозговая атака» | Эволюционная роль мутаций. | |
16.Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. П/Р № 3 « Определение принадлежности растений к определенной систематической группе» | Изучение нового материала + П/Р | проблемный | Описание в тетради | опрос | Биологические последствия адаптации. Макроэволюции. | Развитие основных мыслительных операций |
17.Главные направления эволюции. П/Р № 4 Определение принадлежности животных к определенной систематической группе» | Комбинированный + П/Р | объяснительный | Работа по составлению схемы | Проверка и выводы | Биологический прогресс и биологический регресс, пути их достижения. | Обогащение биологического словаря |
18.Общие закономерности биологической эволюции. | комбинированный | традиционный | Самостоятельная работа | проверка | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
Темы урока | Форма проведения | Методы работы | Система самостоятельной работы | Диагностика обучения | Элементы содержания | Коррекционная работа с обучающимися ЗПР |
1.Современные представления о возникновении жизни.Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. | Изучение нового материала | Объяснительный | Работа в тетради | проверка | Возникновение и развитие жизни на Земле.Современные представления о возникновении жизни. Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
2.Начальные этапы развития жизни. Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия. | комбинированный | традиционный | Работа с учебником | Опрос по плану | Начальные этапы развития жизни. Разнообразие видов растений – основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сохранение биологического разнообразия. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
3.Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Главные признаки отделов растений. Классы и семейства покрытосеменных. Сельскохозяйственные растения. | Изучение нового материала | Работа в малых группах | Работа с учебником | « мозговая атака» | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. | |
4.Жизнь в палеозойскую эру. Многообразие животных – результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. | комбинированный | традиционный | Опережающее задание | опрос | Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные и голосеменные растения. Возникновения позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
5.Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных. | комбинированный | проблемный | Работа с учебником | Опрос по плану | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. | |
6.Происхождение человека. Сохранение биологического разнообразия животных, как основа устойчивости биосферы. Сельскохозяйственные животные. Л/Р № 1 « Распознавание животных разных групп» | Изучение нового материала + Л/Р | Частично-поисковый | Составление таблицы | проверка | Происхождение человека. Место человека в живой природе.Признаки и свойства человека. Стадии эволюции человека. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
7.Контрольная работа по теме: « Возникновение жизни на Земле». | контрольный | Индивидуальная консультация | Проведение контрольной работы | проверка | « Развитие жизни на Земле» | Коррекция индивидуальных пробелов в ЗУН |
8.Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | Изучение нового материала | Объяснительный | Составление схемы | взаимопроверка | Элементарный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества: вода. Химические свойства и роль. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
9.Органические вещества, входящие в состав клетки. | комбинированный | традиционный | Конспект по плану | Проверка у доски | Органические молекулы. Биологические полимеры белки. Углеводы. Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. | |
10.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | Изучение нового материала | Частично-поисковый | Составление схемы по параграфу | проверка | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. | Развитие основных мыслительных операций |
11.Пластический обмен. Биосинтез белков. | Комбинированный | проблемный | Описание пластического обмена | Проверка и опрос | Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
12.Энергетический обмен. | комбинированный | объяснительный | Работа по плану | Опрос по плану | Энергетический обмен. | |
13.Прокариотическая клетка. | Изучение нового материала | традиционный | Выполнение самостоятельной работы | проверка | Прокариотические клетки; форма и размеры. | |
14.Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | комбинированный | объяснительный | Работа по учебнику | «мозговая атака» | Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Цитоскелет. | Развитие основных мыслительных операций |
Темы урока | Форма проведения | Методы работы | Система самостоятельной работы | Диагностика обучения | Элементы содержания | Коррекционная работа с обучающимися ЗПР |
1.Эукариотическая клетка. Ядро. | Изучение нового материала | Объяснительный | Работа с учебником по плану | Опрос по плану | Клеточное ядро-центр управления жизнедеятельностью клетки. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
2.Деление клеток. | комбинированный | традиционный | Опережающее задание | проверка | Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. | Обогащение биологического словаря |
3.Клеточная теория строения организмов. | комбинированный | Частично-поисковый | Самостоятельная работа | Проверка и анализ | Клеточная теория строения организмов. | |
4.Бесполое и половое размножение. Развитие половых клеток. | Изучение нового материала | проблемный | Составление плана по тексту | Проверка по плану | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
5.Эмбриональный и постэмбриональный период развития. | Изучение нового материала | Частично-поисковый | Описание по плану | проверка | Эмбриональный и постэмбриональный период развития. | Развитие основных мыслительных операций |
6.Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | комбинированный | Работа в группах | Срезовая работа | проверка | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | |
7.Наследственность и изменчивость организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. П/Р № 5 « Выявление изменчивости у организмов» | Изучение нового материала Демонстрация Изменчивость у организмов | Объяснительный | Заполнение таблицы | проверка | Наследственность и изменчивость организмов. | |
8. Генетика – наука о закономерностях наследовенности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – основа искусственного отбора. | Практическая работа | Частично-поисковый | Выполнение П/Р | проверка | Генетика – наука о закономерностях наследовенности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – основа искусственного отбора. | |
9.Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя. | Изучение нового материала | Частично-поисковый | конспект | проверка | Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Менделя. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
10. Законы Менделя. | комбинированный | традиционный | Сообщения учащихся | Вопросы | Законы Менделя. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
11. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | Изучения нового материала | Работа в малых группах | Написание конспекта по плану | Проверка, выводы | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | |
12. Сцепленное наследование генов. | Комбинированный | проблемный | тест | взаимопроверка | Сцепленное наследование генов. | Развитие основных мыслительных операций |
13. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | Изучение нового материала | проблемный | Описание в тетради | опрос | Наследование признаков, сцепленных с полом. | |
14. Взаимодействие генов. Наследственная изменчивость. Фенотипическая изменчивость. | комбинированный | традиционный | Работа по таблице | «мозговая атака» | Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. | |
15. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Порода, сорт. | Комбинированный Демонстрация Порода,сорт | Частично-поисковый | Работа по учебнику | проверка | Селекция растений, животных и микроорганизмов. Порода, сорт. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
16. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведение новых пород и сортов. | Изучение нового материала | Объяснительный | конспект | проверка | Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведение новых пород и сортов. | Развитие основных мыслительных операций |
17. Приёмы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | Комбинированный | Трад. обучение | Работа по учебнику | проверка | Приёмы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | |
18. Селекция микроорганизмов. Вклад работников научных биологических центров г. Новосибирска и НСО. | комбинированный | Частично-поисковый | Написание схемы | Проверка у доски | Селекция микроорганизмов. Вклад работников научных биологических центров г. Новосибирска и НСО. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
19. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. | Изучение нового материала | проблемный | Зарисовка круговорота веществ в природе. | проверка | Круговорот веществ в природе. | Обогащение биологического словаря |
20.История формирования сообществ живых организмов. | комбинированный | традиционный | . Работа с дополнительной лит-рой | проверка | Развитие пространственных представлений и ориентации |
Темы урока | Форма проведения | Методы работы | Система самостоятельной работы | Диагностика обучения | Элементы содержания | Коррекционная работа с обучающимися ЗПР |
1. Биогеоценозы и биоценозы. Особенности агросистем НСО. Экскурсия «Агроэкосистема своей местности» (Р/К) | Комбинированный + экскурсия Демонстрация Агроэкосистема | Частично-поисковый | Работа по плану | взаимопроверка | История формирования сообществ живых организмов.Биогеоценозы и биоценозы. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
2.Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Экологические проблемы г. Новосибирска и области. (Р/К) | Изучение нового материала | Работа в малых группах | Самостоятельная работа | проверка | Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности в жизнедеятельности сообществ. | |
3.Биотические факторы среды. | комбинированный | проблемный | Опережающее задания | « мозговая атака» | Биотические факторы среды. | Обогащение биологического словаря |
4. Взаимоотношения между организмами. Л/Р № 2 «Анализ и оценка воздействия доминирующих факторов окружающей среды и последствий деятельности человека в экосистемах НСО на здоровье людей.»(Р/К) | комбинированный | Частично-поисковый | Работа с учебником | проверка | Формы Позитивные отношения- симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм.взаимоотношений между организмами. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
5. Природные ресурсы и их использование. Последствия деятельности человека в экосистемах НСО.(Р/К) | Изучение нового материала | традиционный | Составление таблицы | Проверка у доски | Природные ресурсы и их использование. | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
6.Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | Изучение нового материала | Частично-поисковый | Составление схемы | проверка | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. | |
7. Охрана природы и основы рационального природопользования | Комбинированный | проблемный | Сообщения уч-ся | Поверка у доски | Охрана природы и основы рационального природопользования. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
8.Обобщение по теме: « Многообразие и эволюция живой природы» | обобщающий | Индивид.консультация | Написание теста | проверка | Коррекция индивидуальных пробелов в ЗУН | |
9.Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. Экскурсия « Экосистема своей местности» | Комбинированный+ экскурсия | Частично-поисковый | Работа по плану | Опрос по плану | Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей. Экскурсия « Экосистема своей местности» | Развитие зрительного восприятия и узнавания |
10.Парниковый эффект | комбинированный | проблемный | Работа с текстом учебника | Проверка по плану | Парниковый эффект | |
11. Кислотные дожди. | Изучение нового материала | традиционный | Составление схемы систематики | взаимопроверка | Кислотные дожди | Развитие основных мыслительных операций |
12.Опустынивание, сведение лесов. | комбинированный | традиционный | Самостоятельная работа | проверка | Опустынивание, сведение лесов. | |
13.Появление « Озоновых дыр», загрязнения окружающей среды. | Изучение нового материала | Частично- поисковый | Работа с учебником | Опрос по плану | Появление « Озоновых дыр», загрязнения окружающей среды. | Развитие пространственных представлений и ориентации |
14. Итоговая контрольная работа. | Контрольный | Индивидуальная консультация | Контрольная работа | проверка | Коррекция индивидуальных пробелов в ЗУН | |
15.Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | комбинированный | Трад. обучение | Работа с дополнительной лит-рой | проверка | Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | |
16. Обобщение за год. | обобщающий | Работа в группах |