Календарно-тематическое планирование 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

Елисеева  Ирина  Петровна

Календарно-тематическое  планирование  по  биологии  9  класс  по  УМК  И. Сонин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

Темы  урока

Форма  проведения

Методы  работы

Система  самостоятельной  работы

Диагностика  обучения

Элементы  содержания

Коррекционная  работа  с  обучающимися  ЗПР

1.Учение  об  эволюции  органического мира. Экскурсия « Эволюция  органического  мира»

вводный

проблемный

Работа  с  учебником

Анализ ,выводы

Место курса « Общая  биология»  в  системе   естественнонаучных  дисциплин, а  также  в  биологических  науках.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

2.Многообразие живого  мира.

Изучение  нового  материала

Частично-поисковый

Работа  по  плану

Письменная  работа

Единство  химического  состава  живой  материи; основные  группы  химических  элементов   и  молекул, образующие  живое  вещество  биосферы.

3.Основные  свойства  живых  организмов.

комбинированный

проблемный

Работа  с  текстом  учебника

Проверка по  плану

 Клеточное  строение  организмов, населяющих  Землю. Обмен  веществ, рост  и  развитие. Раздражимость, размножение.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

4.Развитие  биологии  в  додарвиновский  период.

Изучение  нового  материала

традиционный

Составление схемы   систематики

взаимопроверка

Развитие  биологии  в додарвинский  период. Господство  в науке  представлений  об « изначальной  целесообразности».

5.Эволюционная  теория  Ж.Б.Ламарка.

комбинированный

традиционный

Самостоятельная  работа

проверка

Эволюционная  теория Ж.Б. Ламарка.

6.Ч.Дарвин – основоположник  учения  об  эволюции.

Изучение  нового  материала

Частично- поисковый

Работа  с  учебником

  Опрос  по  плану

Ч.Дарвин – основоположник  учения  об  эволюции.

Развитие  основных  мыслительных  операций

7.Учение  Ч.Дарвина   об  искусственном  отборе.

комбинированный

проблемный

Работа  с  дополнительной  литературой

Опрос  по плану

Учение  Ч.Дарвина  об  искусственном  отборе.

8.Учение Ч.Дарвина  о  естественном  отборе. Движущие  силы  эволюции.

комбинированный

традиционный

Опережающее  задание

« мозговая  атака»

Учение  Ч.Дарвинаоб  естественном  отборе. Движущие  силы  эволюции.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

9.Форма  естественного  отбора.

Комбинированный

Частично-поисковый

Работа  по  таблице

взаимопроверка

Форма  естественного  отбора

10.Половой  отбор.

Изучение  нового  материала

традиционный

Самостоятельная  работа

проверка

Всеобщая  индивидуальная  изменчивость  и  избыточная  численность  потомства.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

11.Результаты  эволюции: многообразие  видов, приспособленность  организмов  к  среде  обитания. П/Р № 1                   « Выявление  приспособлений  у  растений  к  среде  обитания»

Комбинированный + П/Р

Работа  в  малых  группах

Творческая  работа

« мозговая  атака»

Результаты  эволюции: многообразие  видов, приспособленность  организмов  к  среде  обитания.

Развитие  основных  мыслительных  операций

12.Забота  о  потомстве.

П/Р № 2 « Выявление  приспособлений  у  животных  к  среде обитания»

Комбинированный + П/Р

проблемный

Описание  в тетради

опрос

Забота  о  потомстве

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

13.Физиологические адаптации.

комбинированный

Частично- поисковый

Срезовая  работа

Проверка  и анализ

Физиологические  адаптации

14. Вид, его  критерии  и  структура.

Изучение  нового  материала

Частично-поисковый

Лабораторная  работа

взаимопроверка

Вид  как  генетически  изолированная  система; репродуктивная  изоляция  и  её механизмы.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

15.Эволюционная  роль  мутаций.

комбинированный

традиционный

Опережающее  задание

« мозговая атака»

Эволюционная  роль  мутаций.

16.Биологические  последствия  адаптации. Макроэволюция.

П/Р № 3                          « Определение  принадлежности  растений  к  определенной  систематической  группе»

Изучение  нового  материала + П/Р

проблемный

Описание   в  тетради

опрос

Биологические  последствия  адаптации. Макроэволюции.

Развитие  основных  мыслительных  операций

17.Главные  направления  эволюции. П/Р № 4 Определение  принадлежности  животных  к  определенной  систематической  группе»

Комбинированный + П/Р

объяснительный

Работа  по  составлению  схемы

Проверка  и выводы

Биологический  прогресс  и  биологический  регресс, пути  их  достижения.

Обогащение  биологического  словаря

18.Общие  закономерности  биологической  эволюции.

комбинированный

традиционный

Самостоятельная  работа

проверка

Основные  закономерности  эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

Темы  урока

Форма  проведения

Методы  работы

Система  самостоятельной  работы

Диагностика  обучения

Элементы  содержания

Коррекционная  работа  с  обучающимися  ЗПР

1.Современные  представления  о  возникновении  жизни.Усложнение  растений  в процессе  эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Изучение  нового материала

Объяснительный

Работа  в  тетради

проверка

Возникновение  и развитие  жизни на Земле.Современные  представления  о  возникновении  жизни. Усложнение  растений  в процессе  эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

2.Начальные  этапы  развития  жизни. Разнообразие  видов  растений – основа  устойчивости  биосферы, результат эволюции. Сохранение  биологического  разнообразия.

комбинированный

традиционный

Работа  с  учебником

Опрос  по  плану

Начальные  этапы  развития  жизни. Разнообразие  видов  растений – основа  устойчивости  биосферы, результат эволюции. Сохранение  биологического  разнообразия.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

3.Жизнь  в  архейскую  и протерозойскую  эры. Главные  признаки  отделов  растений. Классы  и семейства  покрытосеменных. Сельскохозяйственные  растения.

Изучение  нового  материала

Работа  в  малых  группах

Работа  с  учебником

« мозговая атака»

Развитие  жизни  на Земле в  архейскую  и  протерозойскую эры. Первые  следы  жизни на  Земле. Появление  всех современных типов  беспозвоночных  животных. Первые  хордовые. Развитие  водных  растений.

4.Жизнь  в  палеозойскую  эру. Многообразие  животных – результат  эволюции. Одноклеточные  и  многоклеточные  животные. Беспозвоночные  животные.

комбинированный

традиционный

Опережающее  задание

опрос

Развитие  жизни  на  Земле  в  палеозойскую эру. Появление и  эволюция  сухопутных  растений. Папоротники, семенные  и голосеменные растения. Возникновения  позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

5.Жизнь  в  мезозойскую и  кайнозойскую  эры. Усложнение  животных  в  процессе  эволюции  на  примере  позвоночных.

комбинированный

проблемный

Работа с  учебником

Опрос  по  плану

Развитие  жизни  на Земле  в  мезозойскую  и  кайнозойскую эры. Появление  и  распространение  покрытосеменных растений. Возникновение  птиц  и  млекопитающих.

6.Происхождение  человека. Сохранение  биологического  разнообразия  животных, как  основа  устойчивости  биосферы. Сельскохозяйственные  животные.

Л/Р № 1                             « Распознавание  животных  разных групп»

Изучение  нового  материала + Л/Р

Частично-поисковый

Составление  таблицы

проверка

Происхождение  человека. Место  человека  в  живой  природе.Признаки  и  свойства человека. Стадии эволюции  человека.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

7.Контрольная  работа  по  теме:              « Возникновение  жизни  на Земле».

контрольный

Индивидуальная консультация

Проведение контрольной  работы

проверка

« Развитие  жизни  на  Земле»

Коррекция  индивидуальных  пробелов  в ЗУН

8.Неорганические  вещества, входящие  в  состав  клетки.

Изучение  нового  материала

Объяснительный

Составление  схемы

взаимопроверка

Элементарный  состав  клетки. Неорганические  молекулы живого  вещества: вода. Химические  свойства  и роль.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

9.Органические  вещества, входящие  в состав  клетки.

комбинированный

традиционный

Конспект  по  плану

Проверка у доски

Органические молекулы. Биологические  полимеры белки. Углеводы. Жиры- основной  структурный компонент  клеточных  мембран  и  источник  энергии.

10.Обмен  веществ  и  преобразование  энергии  в  клетке.

Изучение  нового  материала

Частично-поисковый

Составление  схемы  по  параграфу

проверка

Обмен  веществ  и  превращение  энергии  в  клетке. Транспорт  веществ  через  клеточную  мембрану.

Развитие  основных  мыслительных  операций

11.Пластический  обмен. Биосинтез  белков.

Комбинированный

проблемный

Описание  пластического  обмена

Проверка и опрос

Пластический  обмен. Биосинтез  белков, жиров  и  углеводов  в  клетке.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

12.Энергетический  обмен.

комбинированный

объяснительный

Работа  по  плану

Опрос  по  плану

Энергетический  обмен.

13.Прокариотическая  клетка.

Изучение  нового  материала

традиционный

Выполнение самостоятельной работы

проверка

Прокариотические клетки; форма  и размеры.

14.Эукариотическая  клетка. Цитоплазма.

комбинированный

объяснительный

Работа  по  учебнику

«мозговая  атака»

Эукариотическая  клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Цитоскелет.

Развитие  основных  мыслительных  операций

Темы  урока

Форма  проведения

Методы  работы

Система  самостоятельной  работы

Диагностика  обучения

Элементы  содержания

Коррекционная  работа  с  обучающимися  ЗПР

1.Эукариотическая  клетка. Ядро.

Изучение  нового материала

Объяснительный

Работа  с  учебником  по  плану

Опрос  по  плану

Клеточное  ядро-центр  управления  жизнедеятельностью  клетки.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

2.Деление  клеток.

комбинированный

традиционный

Опережающее задание

проверка

Деление  клеток. Клетки  в  многоклеточном  организме.

Обогащение  биологического  словаря

3.Клеточная  теория  строения  организмов.

комбинированный

Частично-поисковый

Самостоятельная  работа

Проверка и  анализ

Клеточная теория строения  организмов.

4.Бесполое  и половое размножение. Развитие  половых  клеток.

Изучение  нового  материала

проблемный

Составление плана  по тексту

Проверка  по  плану

Сущность  и  формы  размножения  организмов. Бесполое  размножение  растений  и  животных.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

5.Эмбриональный  и постэмбриональный период  развития.

Изучение  нового  материала

Частично-поисковый

Описание  по  плану

проверка

Эмбриональный и  постэмбриональный период  развития.

Развитие  основных  мыслительных  операций

6.Общие  закономерности  развития. Биогенетический  закон.

комбинированный

Работа  в группах

Срезовая  работа

проверка

Общие  закономерности  развития. Биогенетический  закон.

7.Наследственность  и  изменчивость  организмов. Наследственная  и ненаследственная  изменчивость. П/Р № 5    « Выявление  изменчивости  у  организмов»

Изучение  нового  материала

Демонстрация

Изменчивость  у  организмов

Объяснительный

Заполнение  таблицы

проверка

Наследственность и  изменчивость организмов.

8. Генетика – наука  о  закономерностях  наследовенности  и  изменчивости. Наследственность  и  изменчивость – основа  искусственного  отбора.

Практическая  работа

Частично-поисковый

Выполнение П/Р

проверка

Генетика – наука  о  закономерностях  наследовенности  и  изменчивости. Наследственность  и  изменчивость – основа  искусственного  отбора.

9.Гибридологический  метод  изучения  наследования  признаков Г.Менделя.

Изучение нового  материала

Частично-поисковый

конспект

проверка

Гибридологический  метод  изучения  наследственности.

Законы Менделя.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

10. Законы Менделя.

комбинированный

традиционный

Сообщения  учащихся

Вопросы

Законы Менделя.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

11. Дигибридное  скрещивание. Третий  закон  Менделя.

Изучения  нового  материала

Работа  в  малых  группах

Написание  конспекта по  плану

Проверка, выводы

Дигибридное  скрещивание. Третий  закон  Менделя.

12. Сцепленное  наследование  генов.

Комбинированный

проблемный

тест

взаимопроверка

Сцепленное  наследование  генов.

Развитие  основных  мыслительных  операций

13. Генетика  пола. Наследование  признаков, сцепленных  с  полом.

Изучение  нового  материала

проблемный

Описание  в  тетради

опрос

Наследование  признаков, сцепленных  с  полом.

14. Взаимодействие  генов. Наследственная  изменчивость. Фенотипическая  изменчивость.

комбинированный

традиционный

Работа  по  таблице

«мозговая  атака»

Взаимодействие  аллельных и  неаллельных  генов  в  определении  признаков.

15. Селекция  растений, животных  и  микроорганизмов. Порода, сорт.

Комбинированный

Демонстрация

Порода,сорт

Частично-поисковый

Работа  по  учебнику

проверка

Селекция  растений, животных  и  микроорганизмов. Порода, сорт.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

16. Применение  знаний  о  наследственности  и  изменчивости, искусственном отборе  при  выведение  новых  пород  и  сортов.

Изучение  нового  материала

Объяснительный

конспект

проверка

Применение  знаний  о  наследственности  и  изменчивости, искусственном отборе  при  выведение  новых  пород  и  сортов.

Развитие  основных  мыслительных  операций

17. Приёмы  выращивания  и разведения  культурных  растений  и домашних  животных, ухода  за ними.

Комбинированный

Трад. обучение

Работа  по  учебнику

проверка

Приёмы  выращивания  и разведения  культурных  растений  и домашних  животных, ухода  за ними.

18. Селекция  микроорганизмов. Вклад  работников  научных  биологических  центров  г. Новосибирска  и  НСО.

комбинированный

Частично-поисковый

Написание  схемы

Проверка  у  доски

Селекция  микроорганизмов. Вклад  работников  научных  биологических  центров  г. Новосибирска  и  НСО.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

19. Структура  биосферы.

Круговорот  веществ  в  природе.

Изучение  нового  материала

проблемный

Зарисовка  круговорота  веществ  в  природе.

проверка

Круговорот  веществ  в природе.

Обогащение  биологического  словаря

20.История  формирования  сообществ живых  организмов.

комбинированный

традиционный

.

Работа  с  дополнительной  лит-рой

проверка

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

        

Темы  урока

Форма  проведения

Методы  работы

Система  самостоятельной  работы

Диагностика  обучения

Элементы  содержания

Коррекционная  работа  с  обучающимися  ЗПР

1. Биогеоценозы  и  биоценозы. Особенности  агросистем  НСО. Экскурсия «Агроэкосистема  своей  местности» (Р/К)

Комбинированный + экскурсия

Демонстрация

Агроэкосистема

Частично-поисковый

Работа  по  плану

взаимопроверка

История  формирования  сообществ  живых  организмов.Биогеоценозы  и  биоценозы.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

2.Абиотические  факторы  среды. Интенсивность  действия  факторов  среды. Экологические  проблемы  г. Новосибирска и области. (Р/К)

Изучение  нового  материала

Работа  в малых  группах

Самостоятельная  работа

проверка

Абиотические  факторы  среды. Роль температуры, освещенности, влажности  в  жизнедеятельности  сообществ.

3.Биотические  факторы  среды.

комбинированный

проблемный

Опережающее  задания

« мозговая  атака»

 Биотические  факторы  среды.

Обогащение  биологического  словаря

4. Взаимоотношения  между  организмами. Л/Р № 2

«Анализ  и  оценка  воздействия  доминирующих  факторов  окружающей среды и последствий  деятельности  человека  в  экосистемах  НСО  на здоровье  людей.»(Р/К)

комбинированный

Частично-поисковый

Работа  с учебником

проверка

Формы  Позитивные  отношения- симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм.взаимоотношений  между  организмами.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

5. Природные  ресурсы  и  их  использование. Последствия  деятельности  человека  в экосистемах  НСО.(Р/К)

Изучение  нового  материала

традиционный

Составление  таблицы

Проверка  у  доски

Природные  ресурсы  и  их  использование.

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

6.Последствия  хозяйственной  деятельности  человека  для  окружающей  среды.

Изучение  нового  материала

Частично-поисковый

Составление  схемы

проверка

Последствия  хозяйственной  деятельности  человека  для  окружающей  среды.

7. Охрана  природы  и  основы  рационального  природопользования

Комбинированный

проблемный

Сообщения  уч-ся

Поверка  у доски

Охрана  природы  и  основы  рационального  природопользования.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

8.Обобщение  по  теме:  « Многообразие  и  эволюция  живой природы»

обобщающий

Индивид.консультация

Написание  теста

проверка

Коррекция  индивидуальных  пробелов  в ЗУН

9.Экологические  проблемы, их  влияние  на  собственную  жизнь, жизнь  других  людей. Экскурсия    « Экосистема  своей  местности»

Комбинированный+ экскурсия

Частично-поисковый

Работа  по  плану

Опрос  по  плану

Экологические  проблемы, их  влияние  на  собственную  жизнь, жизнь  других  людей. Экскурсия  « Экосистема  своей  местности»

Развитие  зрительного восприятия  и  узнавания

10.Парниковый  эффект

комбинированный

проблемный

Работа  с  текстом  учебника

Проверка по  плану

Парниковый  эффект

11. Кислотные  дожди.

Изучение  нового  материала

традиционный

Составление схемы   систематики

взаимопроверка

Кислотные  дожди

Развитие  основных  мыслительных  операций

12.Опустынивание, сведение  лесов.

комбинированный

традиционный

Самостоятельная  работа

проверка

Опустынивание, сведение  лесов.

13.Появление                     « Озоновых  дыр», загрязнения  окружающей  среды.

Изучение  нового  материала

Частично- поисковый

Работа  с  учебником

  Опрос  по  плану

Появление                     « Озоновых  дыр», загрязнения  окружающей  среды.

Развитие  пространственных  представлений  и  ориентации

14. Итоговая  контрольная  работа.

Контрольный

Индивидуальная  консультация

Контрольная  работа

проверка

Коррекция  индивидуальных  пробелов  в ЗУН

15.Последствия  деятельности  человека  в  экосистемах, влияние  собственных  поступков  на  живые  организмы  и  экосистемы.

комбинированный

Трад. обучение

Работа  с  дополнительной  лит-рой

проверка

Последствия  деятельности  человека  в  экосистемах, влияние  собственных  поступков  на  живые  организмы  и  экосистемы.

16. Обобщение  за  год.

обобщающий

Работа  в  группах