Химический состав
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Пермякова Татьяна Николаевна

Конспект урока биологии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.  

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные:  осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные:  

- знать  химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать  органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе  информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные: - работать  с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:  

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы

Ход урока.

I.  Самоопределение к деятельности.

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать такими словами:  

- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Нас  две ниточки связали –
Теплоты и доброты.

  - Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.

Что лежит в основе строения всех живых организмов (клетка). Что мы узнали о клетке?..

Давайте выполним тест. Какова цель нашей работы?

Выполнение теста. Самоконтроль.

Какие знания и умения мы закрепили  в результате проделанной работы. Обратитесь к алгоритму критериев, которые мы с вами выработали на прошлом уроке. (Критерии есть в листе самооценки).( я знаю основные части клетки, я умею различать разновидности клеток).

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!

  1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду →  зелёное окрашивание.
  2. В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

3. вы ежедневно пьете чай, что вы добавляете в чай (сахар), какой становится чай (сладкий); почему-сахар растворился в воде.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку  химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. О чем мы с вами говорили на прошлом уроке (строение клетки). Свяжите два слова Химия и Клетка.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)

Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.

Тема урока «Химический состав клетки».

На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке.

-Давайте, определим цель урока. Обсудите цель урока в паре. (Если пара готова, подает сигнал).

-А теперь поделитесь со всем классом.

-Поднимите руку, у кого получилась похожая цель.

Цель:  изучить химический состав клетки, выявить их  роль.

-Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова – познакомиться, изучить, узнать.

-Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить на этом уроке?

1. Познакомиться с химическим составом клетки, выяснить значение химических веществ

Кроме этого, вы будите  самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.

2.Формировать  умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;

3. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопонимания

Вы уже знаете, что все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. Но оказывается сходен и их химический состав. В состав клетки входят 80 химических элементов из 111 известных.

Какие вы знаете химические элементы? Они входят в состав воздуха.

Большинство химических элементов образуют химические соединения-вещества. Какие?

Работа с учебником. С.33.

Выполните задание 36. какова цель вашей работы.(используя рисунок на с.33 заполнить схему «Вещества клетки»

Какова цель  работы? (Вписать в схему вещества клетки, привести примеры представителей каждой группы).  

-Каждый ученик выполняет задание самостоятельно, а затем в парах сравните выполненное задание. Если ответы совпадают, то пара подает сигнал.

Беседа по рисунку на с.33. дополнение учителя.

О каких веществах речь пойдет дальше? (органические) Какую роль играют эти вещества в живых организмах.

-Что нам нужно сделать, чтобы разрешить данную проблему? (Поработать с текстом учебника и дополнительным материалом).

-Как мы будем работать? ( В группах).

-Наша задача – за несколько минут узнать об этих группах беспозвоночных  как можно больше.

Организация работы в группах

Правила работы в группах.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
  3. Работайте дружно.
  4. Уважайте мнение товарищей.

Обращаю внимание на осанку. Молодцы те ребята, которые следят за правильной осанкой.

-Группа готова - подает сигнал рукой.

Физминутка. Цель: снижение утомления глаз и улучшение притока крови к шее. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать. Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно

Проверка (группа зачитывает результат работы)

Дополнение учителя.

Из чего пекут хлеб? Из чего делают муку? А что содержится в зернах пшеницы? (какие органические вещества) . об этом мы  с вами узнаем на следеющем уроке. Опытным путем мы определим содержание органических веществ в растениях.

V. Закрепление.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Достигнуты ли цели урока (открываем слайд с целями 18) Попробуйте подвести итог сегодняшнего урока.

-Оцените свою работу на уроке, обсудите в группе участие каждого ученика и оцените его деятельность  (работают с листами самооценки).

-Оцените работу других групп.

-Я хочу похвалить группу…… . Как вам удалось так поработать?

-Позвольте мне оценить вашу работу на сегодняшнем уроке. Вы проявили творчество, хорошее знание терминологии, показали умение работать с книгой и дополнительным материалом, мы увидели слаженную работу в команде.  Мне очень понравился сегодняшний урок.

VII. Домашнее задание. (Слайд 19)

- А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание.  Выберите то, которое вам больше понравилось и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

Всем:

Параграф   §6, вопросы на странице  38, в рабочей тетради задание 39  на странице 21.      

На выбор:

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
  2. Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных  странах?
  3.  Используя Интернет или дополнительную литературу,  проведите  исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных  странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
  4.  Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.

Оценочный лист к уроку

Фамилия, имя ученика________________________________________________________________

1задание

Баллы

Шкала  оценки

Выполнение теста

0 ошибок -     5

2 ошибки -     4

3-4 ошибки – 3

5 ошибок -     2

Критерии оценивания.

Я знаю основные части клетки

Яумею различать разновидности клеток).

Итого

Максимальный балл – 5

5 баллов-Я отлично подготовился к уроку

3-4балла-Я хорошо подготовился к уроку

2 балла-Мне необходимо повторить материал

Работа в группе

Да (1 балл)

Нет (о баллов)

1. Я участвовал(а) в работе группы

2. Я отстаивала свою точку зрения.

3. Я выступала с результатами своей работы

Максимальный балл-8

Оценка работы в группе

Всего баллов за урок-

Оценка за урок-

7-8 б – «5»

 6б – «4»

 5б-«3»

Ниже 4б-2

Рефлексия.

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

 

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

Правила работы в группах.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
  3. Работайте дружно.
  4. Уважайте мнение товарищей.
  5. Выберите выступающего.

1 группа изучает белки:

Задание  найти в тексте параграфа 6   с.34 нужную информацию о белках. Выполните задание 37.

Правила работы в группах.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
  3. Работайте дружно.
  4. Уважайте мнение товарищей.

Выберите выступающего

2 группа изучает жиры:

Задание  найти в тексте параграфа 6  с.34 -35нужную информацию о жирах. Выполните задание 37

Правила работы в группах.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
  3. Работайте дружно.
  4. Уважайте мнение товарищей.

Выберите выступающего

3 группа изучает углеводы:

Задание  найти в тексте параграфа   6 с.35 нужную информацию о углеводах

Выполните задание 37.Правила работы в группах.

  1. Внимательно прочитайте задания.
  2. Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
  3. Работайте дружно.
  4. Уважайте мнение товарищей.

Выберите выступающего

4 группа: проанализируйте рисунок. Заполните таблицу.

Химический состав тела человека.

Химическое вещество

Процентное содержание

В каких продуктах содержатся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Химический состав клетки"

тест для класса 9 по теме "Химический состав клетки"...

Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс

В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...

Химический состав растений

В презентации дана классификация веществ, содержащихся в растениях;  сравнение содержания веществ в растениях; группы растений и использование веществ, создаваемых растениями человеком...

Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".

Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....

Проверочная работа по теме "Химический состав клетки"

Небольшая проверочная работа подходит для проверки усвоения знаний по теме " Химический состав клетки". Эта работа включает в себя вопросы об органических и неорганических веществах клетки....

Химический состав клетки

Работа содержит 10 слайдов, предполагает выполнение  химического эксперимента...

Химический состав растений.

АНОТАЦИЯ Урок "Химический состав растений" разработан для 6 класса. УМК Пасечника В.В. В ходе урока учащиеся изучают химический состав растений и выявляют практическое примененияе растительных веществ...