Химический состав
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: Химический состав клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.
Задачи:
- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать химический состав клетки;
- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;
- уметь отличать органические вещества от неорганических.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять схемы-опоры;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
- уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы
Ход урока.
I. Самоопределение к деятельности.
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать такими словами:
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Нас две ниточки связали –
Теплоты и доброты.
- Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
Готовность к уроку.
II. Актуализация знаний.
Что лежит в основе строения всех живых организмов (клетка). Что мы узнали о клетке?..
Давайте выполним тест. Какова цель нашей работы?
Выполнение теста. Самоконтроль.
Какие знания и умения мы закрепили в результате проделанной работы. Обратитесь к алгоритму критериев, которые мы с вами выработали на прошлом уроке. (Критерии есть в листе самооценки).( я знаю основные части клетки, я умею различать разновидности клеток).
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам пару опытов. Внимание!
- Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.
- В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.
3. вы ежедневно пьете чай, что вы добавляете в чай (сахар), какой становится чай (сладкий); почему-сахар растворился в воде.
Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)
Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Какие Вы молодцы! Все знаете!
Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно. Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.
Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно. О чем мы с вами говорили на прошлом уроке (строение клетки). Свяжите два слова Химия и Клетка.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Химический состав клетки».
На какие вопросы вы хотели бы получить ответы на уроке.
-Давайте, определим цель урока. Обсудите цель урока в паре. (Если пара готова, подает сигнал).
-А теперь поделитесь со всем классом.
-Поднимите руку, у кого получилась похожая цель.
Цель: изучить химический состав клетки, выявить их роль.
-Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова – познакомиться, изучить, узнать.
-Как вы думаете, какие задачи нам предстоит решить на этом уроке?
1. Познакомиться с химическим составом клетки, выяснить значение химических веществ
Кроме этого, вы будите самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы.
2.Формировать умение самостоятельно искать информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы;
3. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопонимания
Вы уже знаете, что все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. Но оказывается сходен и их химический состав. В состав клетки входят 80 химических элементов из 111 известных.
Какие вы знаете химические элементы? Они входят в состав воздуха.
Большинство химических элементов образуют химические соединения-вещества. Какие?
Работа с учебником. С.33.
Выполните задание 36. какова цель вашей работы.(используя рисунок на с.33 заполнить схему «Вещества клетки»
Какова цель работы? (Вписать в схему вещества клетки, привести примеры представителей каждой группы).
-Каждый ученик выполняет задание самостоятельно, а затем в парах сравните выполненное задание. Если ответы совпадают, то пара подает сигнал.
Беседа по рисунку на с.33. дополнение учителя.
О каких веществах речь пойдет дальше? (органические) Какую роль играют эти вещества в живых организмах.
-Что нам нужно сделать, чтобы разрешить данную проблему? (Поработать с текстом учебника и дополнительным материалом).
-Как мы будем работать? ( В группах).
-Наша задача – за несколько минут узнать об этих группах беспозвоночных как можно больше.
Организация работы в группах
Правила работы в группах.
- Внимательно прочитайте задания.
- Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
- Работайте дружно.
- Уважайте мнение товарищей.
Обращаю внимание на осанку. Молодцы те ребята, которые следят за правильной осанкой.
-Группа готова - подает сигнал рукой.
Физминутка. Цель: снижение утомления глаз и улучшение притока крови к шее. Расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте, что кончик носа – это ручка, которой можно писать. Теперь пишите (или рисуйте) в воздухе своей ручкой. Что именно, не важно
Проверка (группа зачитывает результат работы)
Дополнение учителя.
Из чего пекут хлеб? Из чего делают муку? А что содержится в зернах пшеницы? (какие органические вещества) . об этом мы с вами узнаем на следеющем уроке. Опытным путем мы определим содержание органических веществ в растениях.
V. Закрепление.
VI. Итог урока. Рефлексия.
Достигнуты ли цели урока (открываем слайд с целями 18) Попробуйте подвести итог сегодняшнего урока.
-Оцените свою работу на уроке, обсудите в группе участие каждого ученика и оцените его деятельность (работают с листами самооценки).
-Оцените работу других групп.
-Я хочу похвалить группу…… . Как вам удалось так поработать?
-Позвольте мне оценить вашу работу на сегодняшнем уроке. Вы проявили творчество, хорошее знание терминологии, показали умение работать с книгой и дополнительным материалом, мы увидели слаженную работу в команде. Мне очень понравился сегодняшний урок.
VII. Домашнее задание. (Слайд 19)
- А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. Выберите то, которое вам больше понравилось и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.
Всем:
Параграф §6, вопросы на странице 38, в рабочей тетради задание 39 на странице 21.
На выбор:
- Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.
- Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие масличные растения используют люди в разных странах?
- Используя Интернет или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткие сообщения о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?
- Используя ресурсы Интернет и дополнительную литературу, подготовьте сообщения об отраслях промышленности, где человек использует различные вещества растительных клеток.
Оценочный лист к уроку
Фамилия, имя ученика________________________________________________________________
1задание | Баллы | Шкала оценки |
Выполнение теста | 0 ошибок - 5 2 ошибки - 4 3-4 ошибки – 3 5 ошибок - 2 | |
Критерии оценивания. | ||
Я знаю основные части клетки | ||
Яумею различать разновидности клеток). | ||
Итого | Максимальный балл – 5 5 баллов-Я отлично подготовился к уроку 3-4балла-Я хорошо подготовился к уроку 2 балла-Мне необходимо повторить материал | |
Работа в группе | Да (1 балл) | Нет (о баллов) |
1. Я участвовал(а) в работе группы | ||
2. Я отстаивала свою точку зрения. | ||
3. Я выступала с результатами своей работы | ||
Максимальный балл-8 | ||
Оценка работы в группе | Всего баллов за урок- Оценка за урок- | 7-8 б – «5» 6б – «4» 5б-«3» Ниже 4б-2 |
Рефлексия. 1.На уроке я работал | активно / пассивно |
Правила работы в группах.
- Внимательно прочитайте задания.
- Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
- Работайте дружно.
- Уважайте мнение товарищей.
- Выберите выступающего.
1 группа изучает белки:
Задание найти в тексте параграфа 6 с.34 нужную информацию о белках. Выполните задание 37.
Правила работы в группах.
- Внимательно прочитайте задания.
- Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
- Работайте дружно.
- Уважайте мнение товарищей.
Выберите выступающего
2 группа изучает жиры:
Задание найти в тексте параграфа 6 с.34 -35нужную информацию о жирах. Выполните задание 37
Правила работы в группах.
- Внимательно прочитайте задания.
- Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
- Работайте дружно.
- Уважайте мнение товарищей.
Выберите выступающего
3 группа изучает углеводы:
Задание найти в тексте параграфа 6 с.35 нужную информацию о углеводах
Выполните задание 37.Правила работы в группах.
- Внимательно прочитайте задания.
- Выполняя задания, чётко следуйте инструкции.
- Работайте дружно.
- Уважайте мнение товарищей.
Выберите выступающего
4 группа: проанализируйте рисунок. Заполните таблицу.
Химический состав тела человека.
Химическое вещество | Процентное содержание | В каких продуктах содержатся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Химический состав клетки"
тест для класса 9 по теме "Химический состав клетки"...
Конспект урока "Химический состав клетки" 5-6 класс
В данном материале представлен конспект урока с описанием лабораторной работы, презентация и видеофрегмент "Движение цитоплазмы". Использовать материал можно при изучении курса "Природоведение" в 5 кл...
Химический состав растений
В презентации дана классификация веществ, содержащихся в растениях; сравнение содержания веществ в растениях; группы растений и использование веществ, создаваемых растениями человеком...
Тренировочный тематический тест для подготовки к ЕГЭ по биологии. Тема: "Химический состав клетки".
Тест предназначен для подготовительных занятий к ЕГЭ по биологии. Тема:"Химический состав клетки"....
Проверочная работа по теме "Химический состав клетки"
Небольшая проверочная работа подходит для проверки усвоения знаний по теме " Химический состав клетки". Эта работа включает в себя вопросы об органических и неорганических веществах клетки....
Химический состав клетки
Работа содержит 10 слайдов, предполагает выполнение химического эксперимента...
Химический состав растений.
АНОТАЦИЯ Урок "Химический состав растений" разработан для 6 класса. УМК Пасечника В.В. В ходе урока учащиеся изучают химический состав растений и выявляют практическое примененияе растительных веществ...