сертификат урока
статья по биологии по теме

Образование почв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

профессиональные прМуниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

с. Саблинского Александровского района Ставропольского края

Конкурсное задание «Я – учитель»

Эссе «Домино успеха» (профессиональные компетентности педагога: современные требования)

«Что такое домино?» — задумалась я, прежде чем приступить к написанию эссе. Не правда ли, странно? Такое простое слово.  В моей голове сразу   возник один  вариант – игра. Ну, прямо как у  А.С. Пушкина: «Что наша жизнь? Игра!». Домино, действительно, игра, в процессе которой выстраивается цепь костяшек, соприкасающихся половинками с одинаковым числом очков. «Цепь костяшек». Я должна буду «подобрать нужные комбинации, нужные «ходы», чтобы соприкоснувшиеся половинки «Учитель - Ученик», «Ученик - Ученик», «Учитель – Родитель», «Учитель – Учитель»  выстроились в одну цепочку, которая приведет меня и моих учеников к успеху.

Поразмышляв, решила ещё заглянуть в толковый словарь Ожегова и обнаружила там следующее: «Домино» - маскарадный костюм в виде широкого плаща с рукавами и капюшоном, а также человек  в таком костюме;  плащ  с капюшоном у католических монахов;  настольная игра. «Удивительно! — подумала я, — Учитель – он же  и актер, он же  и игрок, а еще он психолог, дипломат, доктор, воспитатель, мыслитель, философ, исследователь, провидец, творец, скульптор. По моему глубочайшему убеждению, этот список можно продолжать до бесконечности!». От того насколько успешно будет организована  «Игра»,  будут зависеть судьбы его учеников.

Чтобы добиться победы, педагог должен умело решать профессиональные задачи, использовать в своей работе эффективные стратегии, свой личностный ресурс, он должен работать хорошо или эффективно. Как же этого достичь? Вся система образования на протяжении нескольких лет идёт по пути стандартизации. Когда только-только начали говорить о стандартах, было непонятно, что же это такое, зачем, ведь был и остаётся учебный план, а стандарт, прежде всего, внедрялся в учебную деятельность.

Что же такое профессиональный стандарт? Это, на мой взгляд, система требований, которым мы, педагоги, должны соответствовать. Если стандарт образовательный предъявляет требования к условиям, содержанию, к оснащению и к результатам образования, то стандарт педагогический отвечает на вопрос, каким должен быть педагог. Это как правила игры, без них и игры-то не получится.

Каковы же критерии качественного педагога? Прежде всего, это требования к профессионализму, а самое первое – к уровню образования. Нельзя отвести уроки и преспокойно уйти домой, а необходимо и самому учиться, учиться постоянно, повышая свою квалификацию, иначе станешь неинтересным для детей, ведь всегда учитель должен быть на полшага впереди, должен вести за собой. Известно, что чем больше усилий человек прилагает к работе, чем более она для него стимулирующий и привлекательный фактор, тем выше результативность деятельности и удовлетворенность ею. И напротив,  «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться», - писал Л.Н. Толстой. Следовательно, невозможно добиться высокой мотивации, удовлетворенности работой без значительных вложений в нее.

Самообразование – это обязательное требование педагогического стандарта. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель», - писал  А. Дистервег. Стать для своих детей примером, можно лишь в том случае, если ты постоянно самосовершенствуешься. Помню свои первые уроки: не все на них проходило гладко, не всегда хватало знаний и опыта, чтобы преодолеть трудности. И только стремление идти вперед, учиться, узнавать что- то новое, осознавать и исправлять свои ошибки и промахи помогли мне в профессиональном становлении. Как костяшки домино складывались мои педагогические знания и умения, позволяя мне добиваться успехов, быть для детей примером.

Что определяет степень профессионализма педагога? В последние годы, в свете реализации ФГОС, одной из актуальных проблем становится повышение профессиональной компетентности педагога. Говоря о совершенствовании подготовки педагогов, здесь, на мой взгляд, главное — показывать детям связь фундаментальных наук с жизнью. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в условиях рыночной экономики возрастают требования к профессиональной подготовке специалистов во всех сферах трудовой деятельности человека. Теоретически все кажется очень просто, вот только на практике далеко не всегда. Готовы ли все мы – педагоги решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития. Задач у нас очень много. Иной раз кажется что выполнить все, ну просто невозможно.

Чтобы достичь такого результата, надо начать с себя, т.е. с учителя. Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Не всегда удается правильно выстроить отношения со всеми участниками образовательного процесса, особенно сложно бывает, когда не можешь найти общий язык с родителями: не складываются «костяшки домино». Я стараюсь научить каждого взрослого вчувствоваться в мир ребенка, понять детей и жить, содействуя и радуясь вместе с ними. Понимая, что только совместная работа с родителями учащихся может дать положительный результат в решении проблем.

Для меня главным стал принцип «не навреди!», потому что мне вверены детские души, которые так легко ранить. Несмотря на значительный педагогический опыт, приходится возвращаться к повторению основ психологии, педагогики. Каждый новый учебный год знакомит меня с новыми детьми, с новыми жизненными историями и преподносит совершенно новые задачи. Учитель должен быть всегда готов и психологически и педагогически строить свою работу с учетом знаний возрастной  психологии и психофизиологии детей.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи», - писал И.Г. Песталоцци. Предметная компетенция предполагает, что учитель будет мастером в области преподаваемого предмета, а также  методики его преподавания. Используя новые технологии, методы и приемы, я складываю «костяшки домино» в интересные и увлекательные уроки, которые позволят моим ученикам стать состоявшейся, востребованной обществом личностью. Результатом должно быть не освоение переданных учителем сведений, а формирование универсальных учебных действий, которые дети смогут применить в разных областях знаний и в жизненных ситуациях. Задача любого урока состоит не в накоплении учащимися информации, а в освоении способов действия. Соответственно, я должна научить детей учиться.

Древнекитайский мыслитель Конфуций говорил: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем». Деятельность педагога во многом ориентирована на будущее. Учитель сегодня это - креативная личность, способная гибко действовать в изменяющемся современном мире. Без этого невозможна высокая самооценка, невозможно сохранение активной профессиональной позиции. Состояние душевного подъема, когда с радостью идешь на урок, необходимо учителю для эффективного осуществления целостного педагогического процесса.

Творчество является основой педагогического мастерства учителя. Оно приобретается только в процессе значимой деятельности. Привлекательная сторона моей профессии именно в творчестве. Ни один урок не похож на другой. Чувствуешь себя сценаристом, режиссером и актером, когда на тебя устремлены любопытные и вопрошающие детские глаза. Ты творишь атмосферу урока, указываешь путь познания.  «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно – указать дорогу», - говорил английский писатель Р. Олдингтон.   Из маленьких «костяшек» складывается дорога успеха моих учеников. Педагог, умеющий устанавливать контакты с учениками, открытый, активный, творческий, способен сделать каждый урок – уроком открытия.

Но весь профессионализм учителя пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер находят в нем свое отражение. В успешном обучении и воспитании подрастающего поколения личность учителя не могут заменить ни отличные учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки и рекомендации. Личность педагога надо рассматривать в неразрывном единстве с методами и средствами.  «Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направлении смысла», – говорил философ Мераб Константинович Мамардашвили. Путь ошибок и озарений, путь соучастия и преодоления позволили мне осмыслить свою деятельность. Уроки, на которых учила я и которые учили меня, при взгляде назад складываются в судьбу, и я бы никогда не стала тем, кто я есть сейчас без своих учеников. Своих воспитанников учу добру, уважению друг друга, честности и сама учусь у них детской непосредственности, открытости, способности удивляться и радоваться.

Моей профессии можно только позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. «Каждый выбирает для себя…» - писал в одном из стихотворений Юрий Левитанский.   Я тоже  выбираю путь самосовершенствования, путь успеха! Много новых задумок, идей и, главное, не останавливаться на достигнутом, а идти вперед несмотря ни на что, в ногу со временем! Поэтому, наверное, я продолжаю учиться, осваивать новейшие технологии и делать свое будущее и домино моего успеха обязательно сложится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сертификат участника конкурса "Уроки здоровья"

В 2012 году мною было получен сертификат участника конкурса "Уроки здоровья" с работой в номинации "Лучший урок на тему ЗОЖ и профилактики простудных заболеваний" ( от 11.01.13 г.)...

сертификаты участия в проекте "Новый урок"

Сертификаты участия в конкурсах по математике....

Диплом и сертификат, удостоверяющий факт публикации в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Конспект открытых интегрированных уроков по теме "Что за прелесть эти сказки!"...

сертификат о публикации конспекта урока

сертификат образовательного портала "Продленка"...

Благодарности, благодарственные письма, почетные грамоты, дипломы, сертификаты участника мероприятий, сертификаты СИИТ

Благодарности, благодарственные письма, почетные грамоты, дипломы, сертификаты участника мероприятий, сертификаты СИИТ...

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования)Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технология в образован.

Сертификат участника окружной конференции " Инновации в образовании: теория и практика"(ФГОС общего образования).Сертификат участника Международного онлайн-форума для специалистов образовани...