Презентация "Вирусы"
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Вирусы – латинское слово virus – яд. Их объединяют в царство живой природы – царство Vira - Вирусы (неклеточные формы жизни). Вирусология - наука, изучающая неклеточные формы организмов - вирусы.
История открытия вирусов Вирус табачной мозаики
Формы вирусов 1. Вирус в клетке хозяина - живой организм, находится во внутриклеточной форме, образует комплекс «вирус – клетка хозяина». 2. Вирус вне клетки хозяина , в покоящейся внеклеточной форме - вирусная частица или вирион, не проявляет признаков живого организма.
Многообразие строения вирусов Герпес Грипп Табачная мозаика Бактериофаг Полиомиелит Аденовирус
Строение вируса табачной мозаики Нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) Белковая оболочка – капсид (от лат. слова « capsa » - вместилище).
Характерные особенности вирусов Сходство с живыми организмами Отличия от живых организмов Специфические черты, характерные только для вирусов 1. способность воспроизводить себе подобные формы (размножаться) 2. обладают наследственностью 3. изменчивость 4. приспосабливаются к изменяющимся условиям среды 1 . не проявляют свойства живого 2. не потребляют пищи 3. не вырабатывают энергию 4. не растут 5. нет обмена веществ 6. имеют форму кристаллов, не имеют клеточного строения, т.е. нет цитоплазматической мембраны и цитоплазмы с органоидами 1. очень маленькие размеры 2. простое строение нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку – капсид 3. занимают пограничное положение между живой и неживой материей 4. высокая скорость размножения 5. Наследственная информация находится в ДНК или РНК 6. вирусы – обязательные паразиты, вне клеткихозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона
Классификация вирусов Вирусы Простые Сложные (белковая оболочка – (белковая оболочка - капсид и ДНК или РНК ) капсид и мембрана из вирус табачной молекул углеводов и мозаики липидов и ДНК или РНК) вирус гриппа
Классификация вирусов
Этапы жизнедеятельности вируса 1. Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2. Проникновение вируса в клетку. 3. Производство вирусной нуклеиновой кислоты и вирусных белков. 4. Самосборка вирусной частицы. 5. Выход вируса из клетки.
Строение бактериофага
Вирусные заболевания человека. Натуральная оспа - острое вирусное заболевание, которое в типичных случаях характеризуется общей интоксикацией, лихорадкой, своеобразными высыпаниями на коже и слизистых оболочках, последовательно проходящими стадии пятна, пузырька, пустулы, корочки и рубца. Признаки : жар; головная боль; общая слабость; появление оспин. Оспа Способы передачи : воздушно-капельный; пылевой путь.
Натуральная оспа и герпес
Пути передачи вирусов 1. Контактный путь – т. е. контагиозный 2. Воздушно – капельный путь
Чума 21 века: ВИЧ и СПИД СПИД (ВИЧ) - синдром приобретенного иммунодефицита. Состояние глубочайшего иммунодефицита, развивающееся в результате действия на иммунную систему вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ поражает именно те клетки человеческого организма, которые призваны бороться с инфекцией — клетки иммунной системы.
ВИЧ-инфекция и СПИД Вирионы ВИЧ
Вирус гриппа Признаки: Лихорадка; боль в горле; Кашель; Конъюнктивит; Ринит; Слезотечение; Тяжелая дыхательная недостаточность. Способы передачи: воздушно-капельный путь.
Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?
Ответ 1 . Маленькие размеры 2. Быстро приспосабливаются 3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса) 4. Изменчивы, быстро меняются, мутируют
Самостоятельная работа Закончите предложения, вставив слова: 1. Неклеточная форма жизни, паразит на генетическом уровне, способная проникнуть в живую клетку и размножаться внутри ее это - …….. 2. Наследственная информация вируса находится в однонитчатой или двунитчатой молекуле ………. 3. Сердцевина вируса окружена защитной белковой оболочкой, которая называется………… 4. Вирусы бактерий называют ……….. 5. Наука, изучающая строение и поведение вирусов …… 6. Один из путей передачи вирусной инфекции контагиозный т. е. ………….
Укажите основные меры профилактики вирусных заражений
Будьте осторожны, берегите свое здоровье!