Конструкт урока по биологии Тема: Факторы, влияющие на здоровье
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
обобщение и систематизация знаний учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_uroku.doc | 48.5 КБ |
urok_perevoshchikovoy_e.l.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Факторы, влияющие на здоровье»
Перевощиковой Е.Л. учителя биологии МАОУ СОШ № 7 Сысертского ГО
Методические рекомендации к уроку «Факторы, влияющие на здоровье»
1.Актуальность темы: основной целью изучения биологии в школе является воспитание ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, т. е. гигиенической грамотности; овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму
(Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стр.50 )
2.Место в курсе:
Тема 13 тематического планирования по биологии 8 класс «Индивидуальное развитие организма», урок № 65
3.Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и умений
4.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека
5.Планируемые результаты:
1.Личностные:
- развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развитие социальной компетентности;
- развитие способности ставить цели и строить жизненные планы
2.Метапредметные:
- развитие умений видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты;
- делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать её, преобразовывать из одной формы в другую;
- развитие умений адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
Предметные:
- знание терминов «Обмен веществ, нервная и гуморальная регуляция, системы органов, гиподинамия»
- способы охраны и укрепления психического и физического здоровья.
- организация рационального питания и ведение здорового образа жизни взрослого человека.
- влияние стрессов, гиподинамии, вредных привычек на обмен веществ
6. Условия, создаваемые для достижения цели:
Создание комфортной развивающей образовательной среды:
- высокое качество образования;
- наличие технического оборудования в кабинете, оборудование рабочего места учащегося;
- организация интеллектуальной деятельности учащихся через использование приёмов различных педагогических технологий деятельностного типа: проблемного обучения, ТРКМ, игровой;
- эффективное использование времени урока;
7.Требования к учителю:
- педагог владеет ИКТ;
- педагог владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их на практике;
- педагог имеет достаточно высокий уровень общей культуры, что позволяет ему свободно ориентироваться не только в своем предмете, но и в смежных предметных областях, а в результате – эффективно реализовывать свои профессиональные функции;
- педагог может поставить и обосновать цели и задачи учебного курса и отдельного занятия, ориентируясь на хорошее знание нормативных требований, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- педагог может поставить и обосновать цели и задачи для каждого обучающегося в рамках учебного курса для каждого отдельного занятия по любой теме;
- педагог может откорректировать цели и задачи учебного курса и отдельных занятий в зависимости от образовательных запросов обучающихся, выявленного уровня их развития, учебных достижений и др. Он периодически вовлекает обучающихся в процесс постановки цели;
- педагог владеет навыками мотивирования и имеет необходимые знания для этого, умеет побудить интерес к предмету;
- использует индивидуальный подход в оценивании учеников;
- активно использует положительную мотивацию (одобрение, похвала). Создает ситуации успеха.
8. Риски:
- подведёт аппаратура
- учащиеся не смогут обосновать свою точку зрения или просто не имеют таковой, боясь вызвать неадекватную реакцию одноклассников и учителя на свое мнение.
ситуация отклонения от плана урока, в результате которого учащиеся не успеют освоить необходимое учебное содержание.
- негативный личный опыт учащихся по изучаемой теме. Это может быть опыт самопознания (неадекватная самооценка), межличностного общения, взаимодействия с социальными институтами, обнаружения в социуме расхождения между словом и делом
Риски | Как избежать рисков |
1.Подведёт аппаратура | Подготовить наглядность в виде таблиц, которая поможет передать необходимую информацию по теме урока |
2.Ситуация отклонения от плана урока | Тщательная организационная подготовка учителя к уроку, придание ему максимально возможной технологичности. |
3.Учащиеся не смогут обосновать свою точку зрения | Предложение учащимся письменно высказать свою позицию по данной проблеме, продолжить ее обсуждение на следующем уроке или во вне учебное время, обсудить ее в индивидуальном порядке |
4.Негативный личный опыт учащихся | . Способ ухода может быть разным – от авторитарного перехода к следующему пункту плана урока до честного объяснения учителем, почему он не хочет развивать данную проблематику дальше. На этом уровне главным помощником учителя является юмор |
Предварительный просмотр:
Перевощикова Елена Леонидовна МАОУ СОШ № 7 Сысертского ГО
Конструкт урока по биологии
Тема: Факторы, влияющие на здоровье
Место урока: Тема 13 тематического планирования по биологии 8 класс «Индивидуальное развитие организма», урок № 65
Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека
Задачи урока:
1.Образовательные
- Актуализировать знания о факторах, влияющих на здоровье, при изучении ранее изученных тем
- Выявить причины и последствия влияния различных факторов на здоровье человека
2.Развивающие.
- Развивать умения самостоятельно работать с учебником и доп. литературой
- Развивать умения применять знания на практике
- Определять личную значимость темы для каждого ученика
3.Воспитательные
- Продолжить воспитание стремления учащихся к ЗОЖ
Планируемые результаты:
1.Личностные:
- развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- развитие социальной компетентности;
- развитие способности ставить цели и строить жизненные планы
2.Метапредметные:
- 3.Предметные: развитие умений видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты;
- делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- развитие умений работать с различными источниками информации, анализировать и оценивать её, преобразовывать из одной формы в другую;
- развитие умений адекватно использовать речевые средства для дискуссий и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию
Предметные:
- знание терминов « Обмен веществ, нервная и гуморальная регуляция, системы органов, гиподинамия»
- способы охраны и укрепления психического и физического здоровья.
- организация рационального питания и ведение здорового образа жизни взрослого человека.
- влияние стрессов, гиподинамии, вредных привычек на обмен веществ
Дидактическое и техническое обеспечение: учебник, информация из доп. источников, презентация «Влияние пива на подростка», «Влияние курения на организм человека», листы для кластера, маркеры, листы самооценки и оценки для консультантов, таблицы, рисунки с изображением ЗОЖ, аудиозаписи с музыкальным сопровождением, инструктивные карты.
Структура занятия
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развитие УДД | Результат | Методы, приёмы, технологии |
Организационный Звучит музыка (приложение 1) | Приветствует учащихся, делит на группы «Здравствуйте! Садитесь! Я говорю вам «Здравствуйте» Я желаю вам здоровья. Ребята, отгадайте загадку: «Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с другими людьми, не отдавая этого?» (Улыбка) | Слушают учителя | Личностные: готовность к целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества | Полная готовность учащихся к совместной деятельности, включение в деловой ритм оборудования | Словесные |
Стадия вызова | Демонстрирует учащимся слайд с изображением рисунков ЗОЖ, спрашивает «Что их объединяет?» Задает вопрос о том, что известно ученикам по этой теме? Учитель записывает все на доске без комментариев (даже ошибочные мнения). Спрашивает «Ребята, внимательно посмотрите на записи на доске. Какая картина получается? Сгруппируйте ассоциации | Формулируют тему урока Ученики
| Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию | Развитие умения обобщать информацию | ТРКМ: приём «Яркое пятно» ТРКМ: приём «Корзина» идей Мозговой штурм |
Стадия осмысления «Открытие» нового знания | Организует работу в группах, консультирует учащихся. | Работают в группах по своему разделу изучаемой темы: (влияние на здоровье вредных привычек, питания, шума, гиподинамии), используя материал учебника (параграфы 34,13,21,66 авторов А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша) и дополнительной информации (распечатки текстов, презентации, лабораторный опыт), осуществляют контакт с новой информацией. (Приложение 2, 3,4) Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Обсуждают, составляют кластер и диаманту на тему «Здоровье – болезнь» | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, умение структурировать знания. Регулятивные: саморегуляция как способность к преодолению затруднения Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие сотрудничество со сверстникам Познавательные: уметь выделять смысловые категории, слова; устанавливать причинно-следственные связи; умение систематизировать материал; собственное видение предложенной темы. | Кластер в тетради как продукт деятельности. Развитие умений работать в группе, структурировать материал, делать обобщения и выводы | ТРКМ: приёмы «кластер», «диаманта» После сообщения о гиподинамии проводится физ. минутка для учащихся |
Обобщение и систематизация знаний | Вызывает к доске представителей от каждой группы, заслушивает их. Корректно и адекватно комментирует ответы учащихся и их оценивает | Воспринимают ответы, участвуют в обсуждении, делают выводы, заполняют общий кластер на доске и в тетрадях. Консультанты оценивают работу учащихся в группе Подводят итог урока | Составление обобщающего кластера, формулирование общего вывода по теме, подведение итога урока (решение проблемы, обозначенной на этапе осмысления) | ТРКМ: приём «кластер», приёмы технологии проблемного обучения | |
Домашнее задание | Предлагает учащимся выяснить у родственников, как вредные привычки, стрессы и гиподинамия повлияли на их здоровье (анкетирование родственников) Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения задания. | Записывают д/з, слушая пояснения учителя | Личностные: смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися | Анкета (заранее подготовлена и предложена учащимся) |
Рефлексия | Предлагает оценить урок с помощью смайликов: «Всё понятно» (улыбка), «Остался нерешённый вопрос» (недоумение), «Было трудно» (нахмуренный) | Осуществляют контроль над своими действиями, логики мыслей, эмоциями | Коммуникативные: рефлексия своих действий | Открытость учащихся в осмыслении своих действий самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества | Наглядно – иллюстративный метод |
Задания для работы в группах
1.Влияние питания на здоровье человека
- Изучи текст о влиянии пищи на здоровье человека
- Занеси в таблицу сведения о полученных знаниях
- Заполни листы для кластера
- Подготовь сообщение по теме с демонстрацией опыта по определению витамина «С» в продуктах; сделай вывод
- Составь диаманту на тему «Здоровье – болезнь»
------------------------------------------------------------------------------------
Влияние вредных привычек на здоровье
- Изучи текст о влиянии вредных привычек на здоровье человека
- Занеси в таблицу сведения о полученных знаниях
- Заполни листы для кластера
- Подготовь сообщение по теме после демонстрации ролика о влиянии пива на организм подростка; сделай вывод
- Составь диаманту на тему «Здоровье – болезнь»
------------------------------------------------------------------------------------------------
Влияние шума на здоровье
- Изучи текст о влиянии шума на организм человека
- Занеси в таблицу сведения о полученных знаниях
- Заполни листы для кластера
- Подготовь сообщение по теме, используя звучание классической и очень громкой музыки; сделай вывод
- Составь диаманту на тему «Здоровье – болезнь»
Движение и здоровье
- Изучи текст о влиянии движения на здоровье человека
- Занеси в таблицу сведения о полученных знаниях
- Заполни листы для кластера
- Подготовь сообщение по теме с проведением физ. минутки для одноклассников; сделай вывод
- Составь диаманту на тему «Здоровье – болезнь»
------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы, влияющие на здоровье детей: условия жизни в семье
Фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования...
Урок по теме "Факторы влияющие на здоровье человека"
Урок для 8 класса...
Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья"
Презентация "Дополнительный материал к урокам ОБЖ. "Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. "Светофор здоровья" - подготовлена по материалам Ч...
Презентация к профилактической беседе по теме: "Факторы, влияющие на состояние здоровья человека"
Сегодня все сложнее оставаться здоровым. Это связано с бешеным ритмом, в котором приходится жить современному человеку (особенно жителю мегаполиса), неблагоприятной экологической обстановкой, некачест...
Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»
Тема: «Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...
«Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»
laquo;Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности.»...