Внеклассное мероприятие по биологии 7 класс
план-конспект занятия по биологии (7 класс) на тему

Файзулина Анастасия Андреевна

 

Содержание проводимого данного мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке 6-7 классов (разнообразие цветов, животных и птиц). Кроме этого данное мероприятие способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Даст возможность учащимся расширения и закрепления экологических знаний и реализации возможности применения их на практике; формирование у школьников убеждений и навыков, нравственных принципов и активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды к разнообразию животного и растительного мира. Одним из главных направлений здоровьесбережения на данном мероприятии является создание здорового психологического климата на мероприятии и повышение интереса к предмету. В связи с этим на уроке происходит чередование нескольких видов деятельности; используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение на данном мероприятии уделено и эмоциональный климату на уроке: "хороший смех дарит здоровье", мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_biologii_7-8_klass.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии 7 класс

«Биологический хоккей»

Учитель химии и биологии МБОУ «СОШ №1» г.Абакана

Файзулина Анастасия Андреевна

Цель: формирование у учащихся познавательного интереса к биологии.

Задачи:

  1. Развить познавательную активность учащихся.
  2. Развить творческое мышление учащихся.
  3. Формировать бережное отношения к окружающему миру.
  4. Воспитать командный дух и волевое стремление к победе, повысить самооценку учащихся, сплотить коллектив.
  5. Закрепить пройденный материал по ботанике, зоологии.

Девиз урока: « то, что мы знаем, - ограничено, то, чего мы не знаем, -бесконечно» (П.-С. Лаплас)

Форма проведения - игра-соревнование (мероприятие сопровождается  мультимедией), рассчитано примерно  на урок 45-50 мин.

Методический комментарий. Внеклассная работа по предмету определяется как деятельность, которая выполняется во внеурочное время, является необязательной для учащихся и строится на основе их интереса к изучаемому предмету.

При определении содержания внеклассного мероприятия учитель исходит из таких принципов, как связь с жизнью, связь с программным материалом по предмету, соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностям их умственного развития и интересов.

Содержание проводимого данного мероприятия является развитием, углублением материала, который изучается на уроке 6-7 классов (разнообразие цветов, животных и птиц). Кроме этого данное мероприятие способствует отдыху учащихся от напряженной работы в классе. Даст возможность учащимся расширения и закрепления экологических знаний и реализации возможности применения их на практике; формирование у школьников убеждений и навыков, нравственных принципов и активной жизненной позиции в области охраны окружающей среды к разнообразию животного и растительного мира. Одним из главных направлений здоровьесбережения на данном мероприятии является создание здорового психологического климата на мероприятии и повышение интереса к предмету. В связи с этим на уроке происходит чередование нескольких видов деятельности; используются методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение на данном мероприятии уделено и эмоциональный климату на уроке: "хороший смех дарит здоровье", мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.

В игре принимают участие 2 команды

Зал, где проходит игра, украшен биологическими экспонатами, на стенах висят газеты-викторины, газеты-почемучки, подготовленные учащимися заранее

На стене висит плакат:

“Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять Родину”.

М. Пришвин

Ход мероприятия.

Учитель: Добрый день дорогие ребята, все слышали о такой замечательной коллективной и подвижной игре как хоккей (высказывания детей). Сегодня  мы с вами попробуем поиграть в эту замечательную игру,  только  у нас она будет немного с другим уклоном, и назовем ее  «биологический хоккей» (слайд 1). Ну и как в настоящей игре у нас будут соревноваться две команды.  Команда «Флора» и команда «Фауна». В каждой команде количество «хоккеистов » - по 6 человек : 1 вратарь, 2 защитника, 3 нападающих. Вратарь является капитаном команды.

Заранее дети определяют роли в своей команде. У  каждого участника команды  на груди  висят таблички «вратарь», «защитник» и т.д.

Учитель: Ребята как протекает игра в хоккее (дети высказываются). Наша игра  будет проходить в три периода с небольшими перерывами. В роли главного судьи буду выступать я,  и мне нужны  еще два помощника (выбираются из тех детей,  которые не задействованы  в командах). Итак,  дорогие ребята  условия игры  будут простые:   если  команда отвечает на вопросы  каждого периода правильно , то ей засчитывается гол.  Если игрок,  который некорректно ведет себя на поле – спорит с судьей и  игроками и т.п. удаляется на время  от 2-5 мин. Выиграет та команда , забросившая большее количество шайб за все три периода игры. Ну что ребята  готовы!? Тогда поехали!!!

Первый период.  Разминка «Удивительные животные» (слайд 2)

Учитель: По очереди  каждой команде будет задаваться по пять вопросов,   если команда отвечает правильно на вопрос , будет защитан гол, если команда не отвечает, то   команде - сопернице можно ответить на вопрос соперника и тем самым заработать дополнительный гол.

  1. Какая птица носит название танца? (чечетка) (слайд 3)
  2. Какой кит ныряет глубже всех? (кашалот, ныряет до глубины 2200 м, может оставаться под водой  почти 2 часа) (слайд 4)
  3. Какая рыба носит название человека (карп) (слайд 5)
  4. Благодаря чему муха ползает по потолку и окну (на лапках имеются присоски)
  5. Только этот крупный  представитель кошачьих в хорошем расположении духа умеет мурлыкать как обыкновенная домашняя киска (гепард) (слайд 6)
  6. Часто в мороз можно видеть, что птица нахохливается и делается пушистой. Каково значение этого явления (в распушенных перьях сохраняется тепло)
  7. Какая птица может во время  перелета  уснуть на несколько минут

( аист) (слайд 7)

  1. Какая рыба называется так же, как и спортсмен-легкоатлет? (Прыгун - илистый прыгун) (слайд 8)
  2. Новогвинейские папуасы поклоняются этим животным. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать с собой , гладят,  ласкают и плачут,  когда животное заболело, кормят лучшими блюдами со своего стола. (свиньи) (слайд 9)
  3.  Об этих  животных в священной книге персов «Зену –Авеста»записано «В них наша сила, в них наша потребность, в них  наша пища, в них  наша одежда, в них  наша победа» (коровы) (слайд 10)

Учитель подает свисток.

Учитель: Первый период закончился со счетом ……Все большие молодцы. объявляю небольшой перерыв между первым и вторым периодом. Прошу всех встать и вас болельщики тоже. Хоккей это очень динамичная игра, поэтому нам обязательно нужна тренировка.

А у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
 

(вращение головой).

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Отдохнули!? Тогда объявляю второй период , который называется «Цветик - семицветик». Поговорим об прекрасных  цветах.

Учитель:

В мире цветов так тепло и прохладно
Целый букет ароматов и звуков…
Каждый цветок – он по-своему нарядный…
В форме изысканных праздничных кубков.

В мире цветов я желала б остаться
Стать героиней рассказов и сказок,
Чтоб красотой каждый день любоваться,
Слиться с гармонией света и красок.

 

Перед вами   цветок из семи лепестков  разных по цвету.(слайд11)    На каждый цвет лепестка зашифрован цветок . На слайде  для вас будет показаны задания  в виде ребуса загадки,  картинки  про  определенный цветок. Кто вперед догадается, о каком цветке идет речь тому и гол (балл).

Слайд

Название

Загадка

Легенда (дополнительно читается если команды не могут отгадать каком цветке идет речь)

12-13

Василек

Он растёт на тонкой ножке
В синей ситцевой одёжке,
Ты всегда его найдёшь,
Там, где в поле зреет рожь.

Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном – древнегреческим мифологическим героем – полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью этого цветка смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса.
Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с парнем, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают эти цветки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

14-15

Астра

Красивые цветочки 
Расцвели в саду, 
Запестрели красками, 
А осень на носу.

В начале 17 века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень понравился этот цветок, и они назвали его Королевой маргариток. Ботаники и садовники стали выводить всё новые и новые сорта Королевы маргариток всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок. Увидев его, один из ботаников воскликнул: «Астер!», что по-гречески означало «звезда».

С тех пор этот цветок и стали называть астрой.

Слайд

Название

Загадка

Легенда

16-17

 

Ромашка

Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся …

Много лет назад в одной небольшой деревушке жила-была милая девушка со светлыми волосами и голубыми глазами. Эта девушка была давно влюблена в парнишку по имени Роман и ее чувства были взаимны. Они каждый день гуляли в лесу, собирали грибы, ягоды, цветы и практически совсем не расставались.

Однажды молодому человеку приснился сон, в котором седовласый старец дарит ему неведомый ему цветок, с ярко-желтой серединой, окаймленной множеством длинных тонких лепестков. Пробудившись ото сна, парнишка действительно находит около себя этот диковинный цветок. Он сразу же побежал к своей возлюбленной и подарил ей цветочек. Она была в восторге и сразу дала ему название – Ромашка, от ласкового названия имени Романа.

Но девушке стало грустно потому что другие влюбленные были лишены возможности любоваться такими цветами и она попросила Романа отправиться в страну снов и собрать букетик ромашек. Он отправился в путь, но не так просто было найти эту страну. Проведя в странствиях несколько лет, Роман все-таки нашел эту страну. Правитель страны выслушав историю юноши согласился подарить смертным ромашковое поле в обмен на то, что юноша навсегда останется в стране снов. Влюбленный юноша на все был готов ради своей любимой и согласился.

Девушка изо дня в день ждала возвращение любимого, и вот однажды она выглянула в окно и увидела под окном целое поле ромашек и поняла что ее любовь теперь с ней. Вот так вот на земле и появилась ромашка-символ любви.

18-19

Венерин башмачок

Эту туфельку на ножку не надеть,
Эта туфелька наполнена нектаром.
На неё мне можно лишь смотреть,
В «Книгу красную» она занесена не даром.

Охотилась однажды богиня Венера со своим возлюбленным Адонисом в лесу. Вдруг нагрянула гроза. Влюбленные спрятались в пещере, а промокшие туфельки Венера сбросила у входа. Случайный путник, тоже застигнутый грозой в лесу, тоже хотел найти убежище в пещере, но увидел на земле чудные туфельки. Едва он наклонился, чтобы поднять их, как туфельки превратились в орхидеи. Догадался путник, что в пещере отдыхают боги, и убрался подобру-поздорову, а прекрасная орхидея венерин башмачок с тех пор растет в лесу.

Слайд

Название

Загадка

Легенда

20-21

Хризантема

Цветок-загадка символом осенним,
Звездой спускается сияющей с небес...
Нам осень дарит «звездные мгновенья» ,
И за окном цветоподобный лес.

Однажды царь драконов решил навредить людям, похитив Солнце.

Дракон прилетел к нему и хотел схватить, но спалил себе кончики пальцев.

Тогда он сильно разозлился и стал рвать Солнце на кусочки.

Оторванные кусочки Солнца падали на землю и в этом месте вырастали прекрасные цветы — хризантемы.

22-24

Кактус

Что за странный шар растёт
На окне в иголках?
Зеленеет и цветёт,
И на вид не ёлка.

У розы, нежной и беззащитной был однажды день рождения. Все цветы приготовили ей свои подарки - лепестки с капельками росы. И только Кактус не знал, как ему быть. "Роза ведь так прекрасна! - думал он. - А я такой неуклюжий, безобразный со своими колючками... нет, не для меня ее день рождения..."


А Роза, оказывается, была чуткой и внимательной, она словно угадала печальные мысли Кактуса и попросила знакомую Бабочку передать ему чтобы он обязательно пришел: ведь нет подарка дороже, чем дружба. Как обрадовался Кактус приглашению!


- Я обязательно приду, - сказал он Бабочке.
И вот наступил день рождения Розы. Принимая подарки гостей, она каждому улыбалась нежно и чуть печально. Последним к Розе подошел Кактус.

- Я желаю тебе всего-всего самого хорошего, - сказал он. - Но ты такая беззащитная, тебя так легко обидеть, и поэтому твоя улыбка всегда чуть печальна. Я долго думал, что тебе подарить... Вот, прими это... - и Кактус протянул Розе колючую шубку.
- Спасибо тебе, дорогой друг, - ответила Роза, - Мне очень недоставало этой шубки. Но ты слишком уж скромен - ведь у тебя тоже день рождения. Я не забыла об этом. Прими и от меня подарок, - Роза протянула ему ароматный белый бутон.
С тех пор Роза носит колючую шубку, а Кактус цветет в день своего рождения.

Слайд

Название

Загадка

Легенда

25-26

Ирис

Конфеты есть такие,

И есть такой цветок,

И нитки, из которых

Смотаешь ты клубок.

Когда титан Прометей похитил на Олимпе небесный огонь и подарил его людям, на земле вспыхнула дивным семицветием радуга – так велика была радость всего живого на свете. Уже и закат отгорел, и день угас, и солнце ушло, а радуга – та по-прежнему светилась над миром, даруя людям надежду. Она не гасла до самого рассвета, а когда утром снова вернулось на свое место солнце, там, где горела и переливалась красками волшебная радуга, расцвели ирисы…

Древние греки дали цветку название по имени богини радуги Ириды. Рассыпалась радуга на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы.

Звучит свисток.

Учитель: Второй период закончен со счетом …..,  объявляю перерыв.  Поиграем  в назойливую муху.
Посмотрите на свое лицо со стороны,
Теперь на ту часть, на которую села муха, а точнее на подбородок,
Сгоните муху мышцами лица.
Она улетела на другое место – на щеку,
Снова сгоните муху.
Муха перелетела на лоб.
Сгоните муху со лба.

Последний  период называется «найди животное »

Учитель: Каждой команде раздаются листочки  с заданиями ,в них  5  предложений  где спрятаны  названия животных

Давайте один пример разберем вмете: (слайд 29)

Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной

В этом предложении спрятано название животного, найдите его…

Ответ: Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной.

Теперь я раздаю вам листочки  с заданиями. Даю вам ровно три минуты,   за это время вы подчеркиваете в каждом предложении,  найденные вами зашифрованные названия животных.

Листочки с заданиями каждой команде (слайд 30)

  1. Я захожу во все заливы, ищу какой-нибудь поживы
  2. Нашел я чей-то шлем. Ура! Мне нестрашна теперь жара!
  3. Немногие найдут мой след: я здесь, а кажется,  что нет
  4. Дышать легко, закат пылает, прохладный вечер наступает.
  5. Гром грохотал, весь лес трясло, но я гулял грозе назло.

Ну а пока наши команды трудятся я предлагаю поиграть со зрителями

Викторина для зрителей «такие замечательные птицы..»

  • Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
  • Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (В дуплах)
  • Куда деваются из скворечников скорлупки разбитых яиц? (Птицы выносят их в клюве)
  • Из чего делают гнезда наши ласточки? (Из грязи и слюны)
  • Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (Стрижи)
  • Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов? (Кукушка)
  • Какие птицы ночуют зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики)
  • Почему нельзя трогать яйца в гнездах? (Птицы бросают гнездо)
  • Когда температура тела воробья ниже зимой или летом? (Одинакова)

Ответы  команд проверяются на слайде. Подсчитываются голы (баллы за третий период конкурса и за все три вместе). Выявляется победитель. Награждаются команды за участие и  как победитель.

Учитель: Ну что ж дорогие ребята, ну вот и завершилась наша игра «биологический хоккей» и в завершении нашего мероприятия, мне бы хотелось узнать с каким настроением вы уйдете. У каждой команды на столах лежат цветы  трех  разных  цветов,  предлагаю составить нам всем вместе букет настроения на доске. Каждый из вас выберет  цветок своего цвета и  поместит на доску

 Красный цветок означает – мероприятие мне понравилось,  у меня хорошее настроение,  я многое интересного  для себя усвоил.

Желтый цветок означает – мероприятие мне понравилось, мое настроение не изменилось, я ничего особо нового для себя не узнал

Синий цветок означает – мероприятие мне не понравилось, мне было скучно, ничего нового для себя не узнал

 Учитель: И закончить наше мероприятие хотелось бы такими словами:

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно 
В счет будущего дня.

Всем удачи, берегите себя и главное свое здоровье!!!!

Список используемой литературы:

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных. Ярославль: Академия развития,1997
  2. Плавильщиков Н.И. Жизнь труда.М.: Просвещение, 1997.
  3. Тереньтьев В.П., Чернов С.А., Краткий определитель пресмыкающихся и земноводных. М.: Просвещение , 1997.
  4. Энциклопедия для детей: Биология. М.:  Аванта +, 1994.
  5. http://bio.1september.ru
  6. http://www.bioljgi.da.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по биологии "Знатоки биологии"

Игра-викторина по биологии проводится  в 5-7 классах, с целью получения дополнительных знаний по биологии ,а так же для того, чтобы лучше узнать природу, которая нас окружает....

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе Игра-путешествие по стране "Занимательная биология".

Среди учащихся сформировались две команды. Ребята отправляются в путешествие по стране "Занимательная биология". Они останавливаются на разных станциях и участвуют в  конкурсах. Та команда, котор...

Внеклассное мероприятие по биологии "Абсолютное первенство по биологии 2013"

Внеклассное мероприятие по биологии для обучающихся 9-11 классов разработано таким образом, что позволяет сравнить уровень знаний по предмету учеников разных классов и выявить победителя как в личном ...

Игра-путешествие «Занимательная биология» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе.

Цели и задачи: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике, зоологии, экологии; развивать умение логически мыслить; формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность ...

Внеклассное мероприятие по биологии "С точки зрения биолога"

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-9 классов. Цель:  Развитие логического мышления, памяти, познавательной активности, интереса к предмету биология,  воспитание навыков групповой рабо...

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "Турнир знатоки биологии"

Разработка внеклассного мероприятия по биологии  "Турнир знатоки биологии" для обучающихся 7 класса. Задания турнира содержат вопросы по теме "Ракообразные"...

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 5 - 9 классов «Конкурс знатоков биологии»

Общие положения и условия проведения конкурса: в конкурсе принимают участие учащиеся 5 – 9 классов (4 - 5 чел.), которые поднимаются на сцену и занимают свои места.каждый участник выбирает ...