Практическая направленность обучения в курсе биологии в 6-7классах
статья по биологии (6 класс) на тему
Приведены практические умения, навыки и знания которые мы формируем у учащихся 6-7 классов в курсе биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практическая направленность урока биологии в 6-7 классах | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕФЕРАТ.
Практическая направленность
обучения в курсе биологии
в 6-7классах.
МОУ ООШ с.Докторово
Учитель биологии Абрамов А.П.
2008г.
В советский период в образовании особое внимание уделялось связи теоретических знаний с практикой. Перед школой ставилась задача совершенствовать и развивать политехническое обучение на базе сочетания школьных предметов и основ современного производства. Еще на заре советской власти Н.К.Крупская писала, что «политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пронизывать собою все дисциплины». Ниже приведены практические умения, навыки и знания которые мы формируем у учащихся в процессе обучения биологии в 6-7классах.
В курсе Ботаники.
В теме «Семя». Показать роль растений в жизни человека (пинание, быт, одежда, строительство).
Особая роль в питании - хлебных злаков, картофеля, риса.
На опыте учим создавать условия для прорастания семян. Определять всхожесть и качество семян. Показываем, как подготавливать семена к посеву. Экскурсией на семенной завод обобщаем знания о хранении, сортировке и протравливании семян, знакомим с профессией оператор.
Тема «Клетка». Формируя представления о простейших, спорах, грибнице, устьице, эпителии, учим обращаться с микроскопом.
Изучаем содержание питательных веществ в хлебе по этикеткам, находим качественное отличие белого хлеба от черного.
Тема «Корень». Раскрываем значение зяблевой вспашки, весеннего боронования зяби, снегозадержания. Знакомим с приемами мелиорации: закладка дренажных труб, организация различных способов полива приусадебных участков. Определяем выгоду капельного полива (для почвы) и дождевального полива (для листьев). Выясняем зависимость глубины посева семян от вида почв. Учим использовать фенологические наблюдения для сроков посева холодостойких и теплолюбивых культур. Знакомим с порядком сева полевых культур в ОАО «Рассвет».
По всходам зерновых, учим учащихся различать злаки (первый листок ржи - фиолетовый, пшеницы – зеленый, ячменя – сизый).
Знакомим с продукцией ОАО «Тепличный» Липецкого района, основными профессиями тепличного хозяйства, современными сортами овощных растений.
Раскрываем значение окучивания томатов, картофеля. Значение пикировки рассады капусты. Показываем взаимосвязь полива с развитием корневой системы. Так огурцы следует поливать чаще из-за неглубоко расположенной корневой системы, а корнеплоды, фасоль реже. Капусту, салат чаще из-за большой транспирации листьев. Относительно засухоустойчивыми являются арбуз, тыква и дыня. Корневая система которых хорошо развита.
На опыте с доказываем, что поливать комнатные растения необходимо теплой водой, а не холодной. По внешнему виду растений можно определить вид минерального голодания.
Знакомим с видами минеральных и органических удобрений. Их комплексностью и эффективностью. Сроками внесения. Нормами внесения. Учим подкармливать комнатные растения. Составлять комплексные смеси из простых удобрений. Даем представление о бактериальных удобрениях (азотобактерина и фосфоробактерина). Содержанию полезных веществ в 1т. навоза – 120кг воды, 280кг сухого вещества (5кг-азота, 2,5кг-фосфора, 6кг-калия, 3кг-извести). Изучаем состав минеральной воды по этикеткам. Доказываем наличие солей выпариванием капли на предметном стекле, сравниваем результаты с выпариванием капли водопроводной воды.
Показываем приготовление и использование для саженцев плодовых деревьев глиняной болтушки. Учим выращивать рассаду в горшочках, выясняем преимущество такого способа высадки рассады в открытый грунт.
Тема «Лист». На основе размеров листовой пластинки формируем понятие о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. У выходцев из влажных мест корневая система залегает неглубоко, например капуста, огурец. Выясняем роль листьев и виды деревьев, которые выступают против шума, пыли, губительных суховеев, болезнетворных бактерий (фитонциды). Учим, правильно высаживать и обрезать саженцы деревьев и кустарников перед посадкой.
Тема «Стебель». Даем представление о морфологических особенностях побегов разных видов деревьев и кустарников. На семечковых культурах, показываем плодовые побеги: кольчатку, плодовый прутик, копьецо, плодуха. На косточковых – шпорцы, букетные веточки. Учим проводить простую обрезку яблонь и ягодных кустарников. Формирование кроны у декоративных кустарников (стрижка) и комнатных «цветах» (герань, колеус и др.). Демонстрируем разные способы прививки.
Учим пасынковать томаты. Знакомим учащихся с японской культурой бансай, живыми изгородями, сибирскими стелющимися яблонями. Использованием лиан для озеленения зданий и домов, хозяйственных построек. Учим выращивать огурцы на вертикальных шпалерах, показываем преимущество этого способа. Проводим опыт: по выгонке тюльпанов, размножении ценного сорта картофеля глазками и молодыми побегами, размножении лилий луковичными чешуями, луковичных - разрезанием луковиц, лилий и гиацинта стеблевыми черенками. Выясняем влияние температуры хранения деток репчатого лука на образование цветочных стрелок температура +3…+7 для получения стрелок, +20 для получения пера). Тема «Цветок и плод. Объясняем: наличие подбора разных сортов яблонь в саду (для(опыления), причины периодического плодоношения яблонь, осыпания завязи, влияние обрезки на качество плодов.
На УОУ. Проводим опыт по влиянию опыления (пчелами и искусственного) на урожай подсолнечника. Учим яровизации и проращиванию клубней в опилках для получения раннего картофеля. Знакомим с агротехническими планами выращивания овощных и ягодных культур. Размножаем растения из Красной книги семенами. Показываем преимущество уплотненных посадок овощных растений. Знакомим с признаками уборки яблок, для лучшего их сохранения зимой. Стратифицируем семена, высеваем и получаем саженцы антоновки. Определяем лучшие весенние сроки посадки плодовых саженцев.
Тема «Систематика растений».
Учим определять цветковые растения по определительным карточкам.
Тема «Бактерии». Доказываем наличие бактерий в воздухе, воде, почве с помощью бульона в чашках Петри. Проводим опыт на определение самого грязного класса. Знакомим с причинами заболевания дисбактериозом. Ролью бактерий для жвачных животных.
Тема «Водоросли». Информируем учащихся о пользе латимерии как пищевого продукта.
Тема «Грибы». Знакомим с местными ядовитыми, съедобными и лекарственными грибами. Правилами сбора грибов. Рассказываем о способах выращивания вешенки обыкновенной в домашних условиях. Знакомим с распространенными грибными заболеваниями культурных растений.
Тема «Отделы растений»
Показываем использование папоротников в озеленении комнат и приусадебной территории.
Экскурсии. Экскурсии дают возможность не только расширить, уточнить и углубить знания о жизни растений, но и выработать у учащихся навыки самостоятельной работы в природных условиях.
Наблюдаем развитие природы от окончания зимы до конца осени. Знакомство с основными группами трав на лугу – злаки, бобовые, разнотравье. Определяем фенологический признак, по которому начинают сенокос - начало цветения злаков. Рассказываем о вреде позднего сенокоса – луг порастает разнотравьем. Показываем отрицательную роль человека в жизни луга. Определяем возраст луга молодой, зрелый, старый. Учим оценивать ухоженность парка. Учим разбираться где строевой лес, где жердины, где хлысты. Учим правилам поведения в природе. Показываем роль леса в питании рек. На пашне учим определять глубину пахоты. Знакомим с сорными растениями. Даем представление о сорняках спутниках, сорняках космополитах. Говорим о пользе сорняков (медоносы, лекарственные, индикаторы).
В курсе Зоологии.
Тема «Простейшие. Знакомим с основными болезнями человека и домашних животных вызываемые простейшими, профилактикой этих заболеваний и способами лечения. Ролью простейших в желудке жвачных.
Тема «Черви». Знакомим с основными болезнями человека и домашних животных вызываемые паразитическими червями, профилактикой этих заболеваний и способами лечения. Знакомим с основными болезнями растений вызываемые нематодами, профилактикой заболеваний и способами лечения. Приводим примеры повышения урожайности с\х. растений от деятельности дождевых червей. Использование эйзении вонючей в утилизации навоза, производстве перегноя и животного белка (для домашней птицы).
Тема «Моллюски». Знакомим со слизнем – вредителем с\х растений, мерами борьбы. Виноградной улиткой как объектом разведения для использования в пищу.
Тема «Членистоногие». Знакомим с основными болезнями человека, растений и домашних животных вызываемые клещами, профилактикой этих заболеваний и способами лечения.
Тема «Насекомые». Знакомим с местными насекомыми – вредителями с\х растений, мерами борьбы с ними (медведка, тля, щитовка, вредная черепашка, свекловичный клоп, жук щелкун, жук кузька, колорадский жук, амбарный долгоносик, свекловичный долгоносик, яблонная плодожорка, капустница, зимняя пяденица, озимая совка, луковая муха, пилильщики). Знакомим с причиняемым вредом, основными болезнями человека и домашних животных вызываемыми насекомыми. Профилактикой этих заболеваний и способами лечения, это насекомые - овод, слепень, комнатная муха, вши, блохи, клопы, комары, муха жигалка. Знакомим с полезными насекомыми которые подлежат охране – божьи коровки, наездники, осы, пчелы, клоп антокорис, златоглазка, жужелицы, шмели.
Тема «Рыбы». Учим соблюдать правила лова рыбы в водоемах. Законодательными актами по Липецкой области. Информируем о способах содержания рыб в домашнем хозяйстве, и экономической эффективности рыбоводства. Рассматриваем вопросы аквариумного рыбоводства в быту и его роли в эстетике и психологической разгрузке.
Тема «Земноводные». Учим понимать огромную роль амфибий в уничтожении и сдерживания численности беспозвоночных в природе, вредных для человека.
Тема «Пресмыкающиеся». Знакомим с пользой змеиного яда в медицине. Способах организации симпентариев.
Тема «птицы». Формируем представление о роли птиц в сдерживании численности вредителей с\х из класса насекомых и грызунов. Знакомим со способами привлечения полезных птиц к жилью человека и помощи птицам зимой. Учим изготавливать кормушки и различные гнездовья. Говорим об относительно вредных птицах скворце, граче, вороне.
Тема «Млекопитающие». Показываем положительную роль ежа, крота в уничтожении вредных беспозвоночных. Говорим о вреде кротовин для сенокосных угодьев, способами отпугивания кротов. Формируем представление о вреде грызунов в распространении опасных заболеваний человека и домашних животных. Вреде наносимом с\х и продуктам питания, способами борьбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая направленность обучения физике
Практическая направленность обучения физике-это актуальная проблема современного образования.Новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны б...
Прикладная и практическая направленность обучения математике в школе
С. Соболев.Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и ...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профе...
Реализация принципа практической направленностив обучении географии
Презентационное выступление по представлению педагогического опыта на конкурсе учитель года 2013...
Практическая направленность обучения географии при реализации регионального компонента содержания образования
Выступление на районном методическом семинаре учителей географии....
Статья: Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах.
Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах (Ахмерова Н.М.) М.В. Ломоносов сказал: «Опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением». Важнейшая задача школы – давать подр...
Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС
Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС - научить учится. Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть он может традиционно ...