Практическая направленность обучения в курсе биологии в 6-7классах
статья по биологии (6 класс) на тему

Абрамов Александр Петрович

Приведены практические умения, навыки и знания которые мы формируем у учащихся 6-7 классов в курсе биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

                 РЕФЕРАТ.

     

 Практическая направленность  

    обучения в курсе биологии                                            

               в 6-7классах.

                                                   МОУ ООШ с.Докторово

                                                   Учитель биологии Абрамов А.П.

                                   

                                             

                                           2008г.

В советский период в образовании особое внимание уделялось связи теоретических знаний с практикой. Перед школой ставилась задача совершенствовать и развивать политехническое обучение на базе сочетания школьных предметов и основ современного производства. Еще на заре советской власти Н.К.Крупская писала, что «политехнизм не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пронизывать собою все дисциплины». Ниже приведены практические умения, навыки и знания которые мы формируем у учащихся в процессе обучения биологии в 6-7классах.

В курсе Ботаники.

В теме «Семя». Показать роль растений в жизни человека (пинание, быт, одежда, строительство).

Особая роль в питании -  хлебных злаков, картофеля, риса.

На опыте учим создавать условия для прорастания семян. Определять всхожесть и качество семян. Показываем, как подготавливать семена к посеву. Экскурсией на семенной завод обобщаем знания о хранении, сортировке и протравливании семян, знакомим с профессией оператор.

Тема «Клетка». Формируя представления о простейших, спорах, грибнице, устьице, эпителии,  учим обращаться с микроскопом.

Изучаем содержание питательных веществ в хлебе по этикеткам, находим качественное отличие белого хлеба от черного.

Тема «Корень». Раскрываем значение зяблевой вспашки, весеннего боронования зяби, снегозадержания. Знакомим с приемами мелиорации: закладка дренажных труб, организация различных способов полива приусадебных участков. Определяем  выгоду капельного полива (для почвы) и дождевального полива (для листьев). Выясняем зависимость глубины посева семян от вида почв. Учим использовать фенологические наблюдения для сроков посева холодостойких и теплолюбивых культур. Знакомим с порядком сева полевых культур в ОАО «Рассвет».

По всходам зерновых, учим учащихся различать злаки (первый листок ржи - фиолетовый, пшеницы – зеленый, ячменя – сизый).

Знакомим с продукцией ОАО «Тепличный» Липецкого района, основными профессиями тепличного хозяйства, современными сортами овощных растений.

  Раскрываем значение окучивания томатов, картофеля. Значение пикировки рассады капусты. Показываем взаимосвязь полива с развитием корневой системы. Так огурцы следует поливать чаще из-за неглубоко расположенной корневой системы, а корнеплоды, фасоль реже. Капусту, салат чаще из-за большой транспирации листьев. Относительно засухоустойчивыми  являются арбуз, тыква и дыня. Корневая система которых хорошо развита.  

На опыте с доказываем, что поливать комнатные растения необходимо теплой водой, а не холодной. По внешнему виду растений можно определить вид минерального голодания.

Знакомим с видами минеральных и органических удобрений. Их комплексностью и эффективностью. Сроками внесения. Нормами внесения. Учим подкармливать комнатные растения. Составлять комплексные смеси из простых удобрений. Даем представление о бактериальных удобрениях (азотобактерина и фосфоробактерина). Содержанию полезных веществ в 1т. навоза – 120кг воды, 280кг сухого вещества (5кг-азота, 2,5кг-фосфора, 6кг-калия, 3кг-извести). Изучаем состав минеральной воды по этикеткам. Доказываем наличие солей выпариванием капли на предметном стекле, сравниваем результаты с выпариванием капли водопроводной воды.

Показываем приготовление и использование для саженцев плодовых деревьев глиняной болтушки. Учим выращивать рассаду в горшочках, выясняем преимущество такого способа высадки рассады в открытый грунт.

Тема «Лист».  На основе размеров листовой пластинки формируем понятие о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. У выходцев из влажных мест корневая система залегает неглубоко, например капуста, огурец. Выясняем роль листьев и виды деревьев, которые выступают против шума, пыли, губительных суховеев, болезнетворных бактерий (фитонциды). Учим, правильно высаживать и обрезать саженцы деревьев и кустарников перед посадкой.

Тема «Стебель».  Даем представление о морфологических особенностях побегов разных видов деревьев и кустарников. На  семечковых культурах, показываем плодовые побеги: кольчатку, плодовый прутик, копьецо, плодуха. На косточковых – шпорцы, букетные веточки. Учим проводить простую обрезку яблонь и ягодных кустарников. Формирование кроны у декоративных кустарников (стрижка) и комнатных «цветах» (герань, колеус и др.). Демонстрируем разные способы прививки.

Учим пасынковать томаты. Знакомим учащихся с японской культурой бансай, живыми изгородями, сибирскими стелющимися яблонями. Использованием лиан для озеленения зданий и домов, хозяйственных построек. Учим выращивать огурцы на вертикальных шпалерах, показываем преимущество этого способа. Проводим опыт: по выгонке тюльпанов, размножении ценного сорта картофеля глазками и молодыми побегами, размножении лилий луковичными чешуями, луковичных - разрезанием луковиц, лилий и гиацинта стеблевыми черенками. Выясняем влияние температуры хранения деток репчатого лука на образование цветочных стрелок температура +3…+7 для получения стрелок, +20 для получения пера). Тема «Цветок и плод. Объясняем: наличие подбора разных сортов яблонь в саду (для(опыления), причины периодического плодоношения яблонь, осыпания завязи, влияние обрезки на качество плодов.

 На УОУ.  Проводим опыт по влиянию опыления (пчелами и искусственного) на урожай подсолнечника. Учим яровизации и проращиванию клубней в опилках для получения раннего картофеля.  Знакомим с агротехническими планами выращивания овощных и ягодных культур. Размножаем растения из Красной книги семенами. Показываем преимущество уплотненных посадок овощных растений. Знакомим с признаками уборки яблок, для лучшего их сохранения зимой. Стратифицируем семена, высеваем и получаем саженцы антоновки. Определяем  лучшие весенние сроки посадки плодовых саженцев.

Тема «Систематика растений».

Учим определять цветковые растения по определительным карточкам.

Тема «Бактерии». Доказываем наличие бактерий в воздухе, воде, почве с помощью бульона в чашках Петри.  Проводим опыт на определение самого грязного класса. Знакомим с причинами заболевания  дисбактериозом. Ролью бактерий для жвачных животных.

Тема «Водоросли». Информируем учащихся о пользе латимерии как пищевого продукта.

Тема «Грибы». Знакомим с местными ядовитыми,  съедобными и лекарственными грибами. Правилами сбора грибов.  Рассказываем о способах выращивания вешенки обыкновенной в домашних условиях. Знакомим с распространенными грибными заболеваниями культурных растений.

Тема «Отделы растений»

Показываем использование папоротников в озеленении комнат и приусадебной территории.

 Экскурсии. Экскурсии дают возможность не только расширить, уточнить и углубить знания о жизни растений, но и выработать у учащихся навыки самостоятельной работы в природных условиях.

 Наблюдаем развитие природы от окончания зимы до конца осени.  Знакомство с основными группами трав на лугу – злаки, бобовые, разнотравье. Определяем фенологический признак, по которому начинают сенокос - начало цветения злаков. Рассказываем о вреде позднего сенокоса – луг порастает разнотравьем. Показываем отрицательную роль человека в жизни луга. Определяем возраст луга молодой, зрелый, старый. Учим оценивать ухоженность парка. Учим разбираться где строевой лес, где жердины, где хлысты. Учим правилам поведения в природе. Показываем роль леса в питании рек. На пашне учим определять глубину пахоты. Знакомим с сорными растениями. Даем представление о сорняках спутниках, сорняках космополитах. Говорим о пользе сорняков (медоносы, лекарственные, индикаторы).

 

В курсе Зоологии.

Тема «Простейшие. Знакомим с основными болезнями человека и домашних животных вызываемые простейшими, профилактикой этих заболеваний и способами лечения. Ролью простейших в желудке жвачных.

Тема «Черви». Знакомим с основными болезнями человека и домашних животных вызываемые паразитическими червями, профилактикой этих заболеваний и способами лечения. Знакомим с основными болезнями растений вызываемые нематодами, профилактикой заболеваний и способами лечения. Приводим примеры повышения урожайности с\х. растений от деятельности дождевых червей. Использование эйзении вонючей в утилизации навоза, производстве перегноя и животного белка (для домашней птицы).

Тема «Моллюски». Знакомим со слизнем – вредителем с\х растений, мерами борьбы. Виноградной улиткой как объектом разведения для использования в пищу.

Тема «Членистоногие». Знакомим с основными болезнями человека, растений и домашних животных вызываемые клещами, профилактикой этих заболеваний и способами лечения.

Тема «Насекомые».  Знакомим с местными насекомыми – вредителями  с\х растений, мерами борьбы с ними  (медведка, тля, щитовка, вредная черепашка, свекловичный клоп, жук щелкун, жук кузька, колорадский жук, амбарный долгоносик, свекловичный долгоносик, яблонная плодожорка, капустница, зимняя пяденица, озимая совка, луковая муха, пилильщики).  Знакомим с причиняемым вредом, основными болезнями человека и домашних животных вызываемыми  насекомыми. Профилактикой этих заболеваний и способами лечения,  это насекомые - овод, слепень, комнатная муха, вши, блохи, клопы, комары, муха жигалка.  Знакомим с полезными насекомыми которые подлежат охране – божьи коровки, наездники, осы, пчелы, клоп антокорис, златоглазка, жужелицы, шмели.

Тема «Рыбы». Учим соблюдать правила лова рыбы в водоемах. Законодательными актами по Липецкой области.  Информируем о способах содержания рыб в домашнем хозяйстве, и экономической  эффективности рыбоводства. Рассматриваем вопросы аквариумного рыбоводства в быту и его роли в эстетике и психологической разгрузке.  

Тема «Земноводные».  Учим понимать огромную роль амфибий в уничтожении и сдерживания численности  беспозвоночных в природе, вредных для человека.

Тема «Пресмыкающиеся». Знакомим с пользой змеиного яда в медицине. Способах организации симпентариев.

Тема «птицы». Формируем  представление о роли птиц в сдерживании численности вредителей с\х из класса насекомых и грызунов. Знакомим со способами привлечения полезных птиц к жилью человека и помощи птицам зимой. Учим изготавливать кормушки и различные гнездовья. Говорим об относительно вредных птицах скворце, граче, вороне.

Тема «Млекопитающие». Показываем положительную роль ежа, крота в уничтожении вредных беспозвоночных. Говорим о вреде кротовин для сенокосных угодьев, способами отпугивания кротов.  Формируем представление о вреде грызунов в распространении опасных заболеваний человека и домашних животных. Вреде наносимом с\х и продуктам питания, способами борьбы.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая направленность обучения физике

Практическая направленность обучения физике-это актуальная проблема современного образования.Новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны б...

Прикладная и практическая направленность обучения математике в школе

С. Соболев.Математика на протяжении всей истории человеческой культуры всегда была ее неотъемлемой частью; она является ключом к познанию окружающего мира, базой научно-технического прогресса и ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовки специалистов с учетом особенностей выбранной специальности, с целью формирования профе...

Реализация принципа практической направленностив обучении географии

Презентационное выступление по представлению педагогического опыта на конкурсе учитель года 2013...

Статья: Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах.

Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах (Ахмерова Н.М.) М.В. Ломоносов сказал: «Опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением». Важнейшая задача школы – давать подр...

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС

Реализация практической направленности обучения биологии в соответствие с задачами ФГОС - научить учится. Учитель, конечно, может пойти по пути наименьшего сопротивления, то есть он может традиционно ...