Проект "Сохранение соснового бора"
проект по биологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sosny.docx | 18.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Аксайского района
Александровская основная общеобразовательная школа
Проект «Сохранение соснового бора»
Подготовила
Шутюк Юлия Андреевна
учитель химии и биологии
х.Александровка
2015 г
Пояснительная записка
В современном образовании приоритетным становится свободное творческое развитие личности. Невозможно воспитать бережное отношение к природе, апеллируя только техническими, экономическими, правовыми аспектами знаний. Необходимо помочь человеку перевести эти знания в личностные ориентиры, способствовать становлению его нравственно-этических принципов. И, конечно, деятельность, а не созерцание помогут в реализации своего «Я» любой личности. Осознанное включение человека в экологическую деятельность есть лучшее подтверждение его экологической культуры.
Практические методы исследования окружающей среды В.Ф. Шалаев называл могущественными методами. Особенно подробная характеристика практических методов обучения дана учеными-педагогами Н.М.Верзилиным и В.М.Корсунской, а также А.Я.Гердом, Б.Е.Райковым, Б.Н.Всесвятским, В.В. Половцевым, Д.И.Зверевым и др.
Китайская пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я помню, я делаю – и я понимаю».
Практически невозможно беречь и заботиться о том, кого ты не любишь и не знаешь, так же очень сложно беречь и охранять природу, которую ты не понимаешь. Таким образом, актуальность применения практических методов в экологическом образовании заключается в том, чтобы показать детям природу изнутри, с возможно большей степенью подробности и при максимальном увеличении
Поэтому необходимо включать в школе такие формы экологического образования, при которых учащиеся изучают окружающий мир непосредственно, т.е. на примере реальных природных объектов – животных, растений, целых природных комплексов – в их естественных условиях существования.
Основными такими формами являются экскурсии, походы, летние полевые практикумы, проведение исследовательской работы и др. Все вышеуказанные методы можно объединить под общим названием «полевое» или натуралистическое экологическое образовании.
У ребят всегда существует мечта увидеть экзотических животных и растений, огромных слонов и столетние баобабы. Поэтому важно научить находить новые открытия в каждой травинке и букашке, показать уникальность родного края и красоту родных лесов.
Цель проекта «Мой сосновый лес»: формирование экологического мировоззрения через практическое изучение природы соснового бора х.Александровка и сохранение его разнообразия.
Основное направление – изучение природных объектов на экскурсиях (Глушенков,1996). Еще В.А Сухомлинский говорил: «Вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем вести урок». Необходимо учесть, что удержать внимание ребят на экскурсиях только показом и рассказом о птицах и растениях, весьма тяжело, наиболее приемлемым способом активизировать их познавательную деятельность в природе является выполнение практических заданий по конкретным объектам (Теплов, Титова,1997; Глушенков, 2000).
Перед экскурсией учащиеся самостоятельно знакомятся с тем, что предстоит им изучать (Глушенков,2011). Например, в 6 классе перед осенней экскурсией на уроке обсуждается вопрос особенностей внешнего строения сосны обыкновенной, дается домашнее задание по описанию этого дерева. На экскурсии происходит подробное изучение органов растения по инструктивным карточкам с использованием тестов. На следующем уроке – небольшая письменная работа. Немаловажное место занимают на наших экскурсиях процессы рефлексии.
№ п/п | Тема экскурсии | Класс | Изучаемые объекты |
1. | Осенняя экскурсия в сосновый лес | 5 6 | «Особенности внешнего строения сосны обыкновенной» Выпуск стенгазеты «Сохраним природное сообщество» |
Экскурсионный практикум
Во время экскурсии в сосновый лес с целью разнообразия и уяснения протекающих процессов рекомендуется делать упор на проведение практических исследований
Методику проведения сезонных экскурсии с целью изучения фенологических фаз у сосны обыкновенной с элементами практических исследований подробно рассмотрим на примере осеннего сезона (по другим сезонам остановимся только на методах организации практических исследований)
Осенняя экскурсия «Особенности внешнего строения сосны обыкновенной»
Цель: изучение морфологических и биологических особенностей сосны обыкновенной
Задачи:
1) изучить особенности внешнего строения коры, листьев и генеративных органов сосны обыкновенной;
2) рассмотреть факторы, влияющие на форму кроны сосны обыкновенной;
3) ознакомить с приемами фенологического наблюдения за растениями;
4) развить у учащихся навыки наблюдательности и правила ведения полевых дневников;
5) воспитывать бережное отношение к объектам природы во время проведения экскурсии.
Подготовка к экскурсии:
На уроке перед экскурсией ребята получают домашнее здание:
Найти в справочной литературе и зафиксировать в рабочей тетради описание внешнего строения сосны обыкновенной по плану:
- Места произрастания сосны обыкновенной.
- Описание органов (корня, ствола, кроны, листьев и шишек.)
- Отношение к свету.
- Значение в природе.
Вводная часть.
Знакомство учащихся с правилами поведения во время экскурсии и ведения полевых дневников.
Основная часть.
Часть 1. Осенние явления в природе (беседа с демонстрацией природных объектов по ходу экскурсии)
Часть 2. Рассмотрение морфологических особенностей сосны
(Место ознакомления: А,Б – опушка леса. В,Г – участок с молодыми и зрелыми соснами. Д,Е,Ж– зрелые деревья с низко расположенной кроной или молодой сосняк.)
А. Вспомните внешнее строение деревьев. Найдите и покажите руководителю части дерева: корни; ствол; крона.
Б. Сравните кроны взрослых деревьев, выберите и запишите правильные суждения.
1. В лесу сосны стоят высокие, стройные.
2. На открытом пространстве крона сосны раскидистая.
3. Сосны в лесу низкие.
Заключительная часть.
В последнее время сосновый бор изменил свой облик. Многие сосны обгорели из-за пожаров, нет ярусности растительности. Многие птицы из-за отсутствия корма и места гнездования улетели, поэтому я, как учитель, привлекла внимание обучающихся о необходимости сохранения соснового леса. Мы выпустили стенгазету «Сохраним природное сообщество»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация по развитию речи в 6 классе по теме: "Сочинение по картине И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору"
Разрабатка урока и презентация по теме: "Урок развития речи по картине И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору"....
Презентация Постулаты Бора
Презентация урока изучения нового материала по теме Постулаты Бора. Содержит разноуровневые качественные и расчетные задачи с подробным решением, тесты с ответами. Материалы презента...
Урок по теме "Квантовые постулаты Бора", 11 класс
Урок был разработан и представлен в рамках методического семинара «Образовательная среда школы и профилизация образования», проходившего на базе нашей школы в 2011 году. Урок был проведен в 11 к...
Опорный конспект для учащегося к уроку Постулаты Бора, 11 класс
Опорный конспект для учащегося является дидактическим материалом к уроку по теме "Постулаты Бора", 11 класс. В конспекте содержаться задания актуализации знаний, практическая работа и рефл...
Презентация к уроку "Квантовые постулаты Бора", 11 класс
Презентация содержит 14 слайдов по основным этапам урока. В ней отражены задачи, цели урока, актуализация знаний, инструкция практической работы с интерактивной моделью Планетарной модели атома водоро...
Конспект урока 11 класс «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» с презентацией.
В данной работе представлен конспект-урока по физике для общеобразовательного 11 класса по теме «Постулаты Бора. Модель атома водорода по Бору» . Данная тема изучается в главе «Атомная физика» в 11 кл...