рабочая программа
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7_kl.doc | 234 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 7 класс.
Учитель Каримова Э.А.
Количество часов:
Всего 70 часов в неделю 2 часа
Практических работ__6_, лабораторных работ __9_.
Учебник :Латюшин М.Н., Шапкин М.С. Биология 7 класс Дрофа 2014;
Учебно-методический комплект:
1. Рабочая тетрадь по биологии 7 класс «Многообразие живых организмов» Латюшин М.Н., Лемехова В.А.
2. Тематическое и поурочное планирование Латюшин М.Н.Москва Дрофа 2014г.
3 Электронное приложение к учебнику.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-х классов и реализуется на основе следующих нормативно - правовых документов:
- Федеральный компонент государственного стандарта (общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по биологии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
- Закона Республики Татарстан «Об образовании»;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Конституция РФ (Конституция РФ. – М.: Юридическая литература, 2009)
Рабочая программа курса биологии 7 класса разработана на основе “Программы для общеобразовательных учреждений»
В рабочей программе нашли отражения цели и задачи курса:
Цель: сформировать представление о строении и жизнедеятельности основных типов животных и закономерностях их размещения на Земле, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.
2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.
3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.
5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Программой курса предусмотрено проведение лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних работ.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:
- воспроизведение и описание учебной информации;
- интеллектуальный уровень;
- творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Нумерация лабораторных работ (ввиду специфики курса) дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в Примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
По программе предусмотрено проведение лабораторных и практических работ
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1Тип Круглые черви
Лабораторная работа № 2 Классы кольчецов
Лабораторная работа №3 Многообразие моллюсков.
Лабораторная работа №4 Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.
Лабораторная работа №5 Класс Насекомые.
Лабораторная работа №6 Классы рыб.
Лабораторная работа №7 Покровы тела
Лабораторная работа №8 Способы передвижения. Полости тела.
Лабораторная работа №9 Органы дыхания и газообмена.
Практические работы:
Практическая работа №1 Отряды насекомых
Практическая работа №2 «Особенности строения насекомых, в связи с образом жизни»
Практическая работа №3 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» Р.т. к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология Многообразие живых организмов стр.108-109
Практическая работа № 4 «Отряды птиц»
Практическая работа №5«Опорно-двигательная система»
Практическая работа №6 Распознавание органов и систем органов у животных»
Содержание информационной компетенции учащихся 7-х классов.
- Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов,
- моделей, коллекций.
- Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.
- Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.
- Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.
- Умение использовать ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.
- Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Содержание коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов
Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).
- Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)
- Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
- Содержание рефлексивной компетенции учащихся 7-х классов
- Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).
- Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.
- Соблюдение норм поведения в окружающей среде.
- Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное
- оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Содержание программы 7 класс 70ч/год (2 ч/нед.)
В результате изучения биологии ученик должен:
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.·
Особенности строения организмов животных разных систематических групп.
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
изучать
биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий).
\
Список литературы для учителя
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 10-11 классы. Просвещение, 2010.
- А.А.Кириленко, С.И. Колесников, Е.В. Даденко. Биология. Подготовка к ГИА-2013.
- Ю.В. Щербатых. Биология в схемах и таблицах: учебное пособие. Эксмо, 2007.
- А.З. Шакирзянова, Г.И. Блохина. Проектная деятельность как способ развития школы. Казань, 2010.
- И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. 10-11 класс. Москва, «Вако», 2007
- И.В. Зверева. Организация деятельности кабинета биологии в образовательном учреждении. «Корифей», 2007.
- Юнусбаев Б.Х. Биология. Тесты: Общая биология, М. АРКТИ-2001.
- Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах, Волгоград: Учитель, 2004.
- О. А. Пепеляева, И.В. Сунцова. Универсальные поурочные разработки по биологии. Москва, Вако, 2006.
- Книга для учителя. Биология. 6 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина. Дрофа, 2010.
- Э.Ф. Илларионов. Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. «Вако» 2003.
- Г.В.Чередникова. Биология. 11 класс. Поурочные планы. Волгоград -2014.
- Ф.Г. Ситдиков, Р.К. Закиев. Биологический русско-татарский толковый словарь.”Магариф”, 1998
Список литературы для учащихся
- В.П. Герасимов. Животный мир нашей Родины. Просвещение, 1985.
- С.А. Молис. Книга для чтения по зоологии. Просвещение, 1986.
- В. И. Алешко, Н.А. Дисько и др. По страницам красной книги. Растения. БелСЭ, 1987.
- Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова. Экология России. Москва, Юнисам, 1995.
- А. А. Каменский, Н.А. Богданов, Н.А.Соколова и др. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания. Издательство «Экзамен», 2014.
- В. И. Алешко, Н.А. Дисько и др. По страницам красной книги. Животные. БелСЭ, 1987.
- Абдуллин Т.И. Акшаева Е.Ю. Основы нанотехнологий. Казань, 2011
- В мире дикой природы. ООО «Интернейшн Мастерс Паблишерс»
- Мультимедийное учебное пособие. Анатомия и физиология человека. Электронная библиотека Просвещение.
- Мультимедийное учебное пособие. Биология. Зоология беспозвоночных. Электронная библиотека Просвещение.
- Мультимедийное учебное пособие. Биология. Животные 7 класс. Вентана Граф, 2006
- Мультимедийное учебное пособие. Основы общей биологии. 9 класс. Вентана Граф, 2007
- Мультимедийный комплект. Экпресс - подготовка к ЕГЭ. Биология.9-11 класс.
- А. Теремов, В. Рохлов. Занимательная зоология, Москва- 1999.
- А.С. Батуев, М.А. Гуленкова. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы, Дрофа, 1999
- Н.А. Богданов Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс, ООО «ВАКО», 2014год.
- М.В. Оданович «Рабочая программа по биологии» 5 класс (к учебнику Н.И. Сонин, А.А. Плешаков “ Биология. Введение в биологию).
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
- http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты усвоения материала | Дом. задание | Дата проведения План/Факт | |||||
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ | ||||||||||
1 | .История развития зоологии. | Опрос. | Называть: предмет изучения зоологии; систематические категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии Знать Термины: Зоология, систематика, классификация | §1 ответы на вопросы на стр.7 | ||||||
2 | .Современная зоология. | Фронтальный опрос. Вопрос 1 на с.7 после параграфа учебника. | Называть области применения зоологических знаний, области изучения биологических наук. Отличать животных от растений Знать: Термины: этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, эволюция. Знать меры охраны животных | §2 ответы на вопросы на стр.9 | ||||||
РАЗДЕЛ 1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ Простейшие | ||||||||||
3 | Простейшие. | Текущий контроль знаний – фронтальный .опрос | Определять принадлежность к простейшим. Характеризовать: типы простейших. Знать: термины: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина. Знать строение простейших, их многообразие, значение в природе. | §3 ответы на вопросы на стр.16 | ||||||
4 | Многообразие простейших | Фронтальный опрос. | Распознавать по рисункам представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности | § 4 ответы на вопросы на стр. с.20 | ||||||
Многоклеточные, тип Беспозвоночные | ||||||||||
5 | Губки. | Текущий контроль знаний – фронтальный опрос. | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение слоев тела губки. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими Доказывать, что губки многоклеточные организмы. Характеризовать значение губок | §5 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
6 | Тип Кишечнополостные | Текущий контроль знаний – фронтальный опрос. | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина «кишечнополостные». Выделять сходства между губками и кишечнополостными. Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. | .§ 6 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
7 | Тип Плоские черви. | Текущий контроль знаний – фронтальный опрос. | Давать определение основным понятиям. Знать характеристику основных классов типа. Распознавать и описывать представителей типа Круглые черви. Выявлять особенности строения, связанные с паразитизмом. Сравнить строение кишечнополостных и плоских червей. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека Репродуктивный уровень: давать определения терминам: Кожно-мускульный мешок, гермафродиты, хозяин промежуточный, окончательный, чередование поколений. | §7 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
8 | .Тип Круглые черви. Лабораторная работа №1 | Отчет. | Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Сравнивать плоских и круглых червей. Знать строение пищеварительной, выделительной, нервной системы. | §8 ответы на вопросы на стр. с.36 | ||||||
9 | Тип Кольчатые черви. Полихеты | Текущий контроль знаний – фронтальный и индивидуальный опрос. | Перечислять внутренние органы различных систем. Объяснять значение полихет в природе. Распознавать и описывать представителей Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей, давать определения терминам: параподия, полихеты, щетинки, забота о потомстве, брюшная нервная цепочка. | §9 ответы на вопросы. | ||||||
10 | Классы кольчецов. Лабораторная работа №2 | Текущий контроль знаний – Отчет. | Распознавать и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам. Характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | § 10 ответы на вопросы, | ||||||
11 | Тип Моллюски | Тест. | Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Выделять особенности внешнего строения моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Давать определения терминам: Олигохеты, диапауза, пиявки, гирудин, анабиоз. | §11 ответы на вопросы. | ||||||
12 | Многообразие моллюсков Лабораторная работа №3 | Текущий контроль знаний фронтальный опрос. | Определять принадлежность моллюсков к классам. Анализировать содержание демонстрационной таблицы. Объяснять приспособления моллюсков к среде обитания. Сравнивать брюхоногих и двустворчатых моллюсков. Доказывать, что моллюски более организованные животные, чем черви. Давать определения терминам: моллюски, мантия, мантийная полость, легкое, жабры, сердце, | §12 ответы на вопросы. | ||||||
13 | Тип Иглокожие | Тестирование. | Узнавать по рисункам представителей иглокожих. Описывать значение иглокожих в природе. Объяснять приспособления иглокожих к среде обитания. Находить черты сходства иглокожих и кишечнополостных животных. | §13 ответы на вопросы. | ||||||
14 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Лабораторная работа №4 | Текущий контроль знаний фронтальный и индивидуальный опрос. | Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения членистоногих. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Давать определения терминам: хитин, мозаичное зрение, партеногенез, трахеи, легочные мешки. | §14 Стр. 56-59 | ||||||
15 | Класс Паукообразные. Клещи | Текущий опрос, тестирование | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные. Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания. | §14 до конца | ||||||
16 | Класс Насекомые Лабораторная работа №5. | Текущий контроль знаний устный опрос, | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. | §15 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
17 | Отряды насекомых | Текущий контроль знаний – опрос Тест. | Воспроизведение. Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых. Описывать представителей различных отрядов. Интеллектуальный уровень | .§16, Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
18 | Отряды насекомых. Практическая работа №1 | Текущий контроль знаний – опрос | Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам. Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни. | §17, Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
19 | Отряды насекомых | Текущий контроль знаний – опрос | Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника Отличать представителей разных отрядов по внешнему виду. | §18, Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
20 | Отряды насекомых | Текущий контроль знаний – опрос | Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни | §19, Подготовка к тесту | ||||||
21 | Обобщающий урок. Практическая работа №2 «Особенности строения насекомых в связи с образом жизни» | Текущий контроль Выполнение практической работы. | Знать: многообразие животных. Объяснять особенности строения в связи с образом жизни | Повторение | ||||||
Тип хордовые (19 ч) | ||||||||||
22 | .Общая характеристика хордовых. | Тест | Распознавать животных типа Хордовые, рассказывать их строение. Выделять особенности строения и приспособлений ланцетника для жизни воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. Давать определения терминам: Хорда, череп, позвоночные, беспозвоночные, | §20 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
23 | Классы рыб. Лабораторная работа №6 | Текущий контроль знаний – опрос | Приводить примеры представителей классов круглоротые, хрящевые и костные. Описывать строение биологического объекта (живых рыб в аквариуме) Интеллектуальный уровень. Доказывать принадлежность круглоротых, хрящевых, костных рыб к позвоночным. Выделять характерные особенности строения позвоночных. Самостоятельно формулировать определение термина. Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника. Творческий уровень. | §21, Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
24 | Хрящевые рыбы | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека | §22 ответы на вопросы. | ||||||
25 | Костные рыбы | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб в республике. Характеризовать по плану отряды костных рыб. Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. Находить отличия костных и хрящевых рыб. | §23 ответы на вопросы. | ||||||
26 | Класс Земноводные. Практическая работа №3 | Текущий контроль знаний – опрос Работа по карточкам | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека; происхождение земноводных. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. Знать: особенности внешнего строения, образа жизни и приспособления к наземному образу жизни, стадии развития. | §24 ответы на вопросы. | ||||||
27 | Класс Пресмыкающихся я, или Рептилии. . | Тест, | Определять принадлежность к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными и их происхождение от земноводных | §25 ответы на вопросы. | ||||||
28 | Отряд пресмыкающихся | Текущий контроль знаний – опрос, работа по карточкам | Распознавать и описывать представителей класса пресмыкающиеся Определять принадлежность рептилий к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Пресмыкающихся доказывать, что рептилии более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными. | §26 ответы на вопросы. | ||||||
29 | Класс Птицы. | Текущий контроль знаний Тестирование | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Выявлять приспособления внешнего строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся | §27 ответы на вопросы. | ||||||
30 | Отряды птиц. | Фронтальный опрос. | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц обитающих в Татарстане, описывать приспособления птиц к определенной среде обитания. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Необходимость защиты . | §28 ответы на вопросы. | ||||||
31 | Отряды птиц. Дневные хищные. Совы. | Фронтальный опрос. | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц; домашних птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. необходимость защиты. | §29 ответы на вопросы. | ||||||
32 | Отряды птиц. | Текущий контроль знаний. Работа по карточкам | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц, находить приспособления дневных и ночных хищников к хищному образу жизни Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Наблюдать в природе за представителями воробьинообразных. Объяснять роль в природе и жизни человека | .§30 | ||||||
33 | Отряды птиц. Практическая работа №4 | Текущий контроль знаний | Знать: отряды птиц, принадлежность птиц к определенным отрядам. | . §§27-30 | ||||||
34 | .Класс Млекопитающие, или Звери. | Текущий контроль знаний Викторина | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих, преимущества млекопитающих перед другими классами. Выявлять приспособления внешнего строения млекопитающих к среде обитания. Знать классификацию млекопитающих, их отличительные особенности, отличие первозверей и настоящих зверей. | §31 Стр. 157- 159 ответы на вопросы. | ||||||
35 | Отряды: Сумчатые, Насекомоядные и Рукокрылые | Текущий контроль знаний – фронтальный опрос. Тестирование | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. Меры охраны. Выявлять приспособления внешнего строения. Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. Меры охран. Выявлять приспособления внешнего строения. | § 31 с. 159–163 | ||||||
36 | .Отряды млекопитающих Грызуны и Зайцеобразные. | Текущий контроль Знаний. Работа по индивидуальным карточкам | Отряды млекопитающих Грызуны и Зайцеобразные. | |||||||
37 | Отряды: млекопитающих Китообразные, Ластоногие. Хищные. | Текущий контроль знаний Работа по индивидуальным карточкам | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека; меры по охране. | § 33 ответы на вопросы. | ||||||
38 | Копытные. Хоботные. | Текущий контроль знаний фронтальный и индивидуальный опрос. | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять роль в природе и жизни человека. Знать: строение камер сложного желудка жвачных, отличие парно – от непарнокопытных, жвачных от нежвачных. | §34 ответы на вопросы. | ||||||
39 | Отряды млекопитающих. Приматы. | Текущий контроль знаний | Определять принадлежность млекопитающих к отряду. Распознавать и описывать представителей класса Млекопитающие. Объяснять родство человека с млекопитающими | §35 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
40 | Урок обобщения | Индивидуальные задания по вариантам. | Контрольная работа по вариантам. | Повторе ние | ||||||
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ | ||||||||||
41 | Покровы тела Лабораторная работа №7 | Отчет. | Называть функции покровов тела. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих, находить общее в различие в покровах животных Выявлять приспособления покровов тела к среде обитания, усложнение покровов разных животных | .§36 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
42 | Опорно-двигательная система. Практическая работа №5 | Работа по индивидуальным карточкам | Перечислять основные функции опорно-двигательной системы. Описывать по рисунку строение скелета позвоночных животных. Приводить примеры животных с различными типами скелетов. Интеллектуальный уровень Обосновывать взаимосвязь строения и функций опорно-двигательной системы. Находить черты сходства в строении опорно-двигательной системы. Обосновывать приспособления опорно-двигательной системы к различным условиям обитания. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | §37 Ответы на вопросы «Задания» Подготовка к тесту. | ||||||
43 | Обобщающий урок. | Тестирование | Знать: Тип хордовые. | Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
44 | Способы передвижения. Полости тела. Лабораторная работа№8 | Текущий контроль знаний – устный опрос | Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определения терминам. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособления организмов к передвижению. Знать разные способы движения: амебоидное, за счет жгутиков и ресничек, с помощью мышц. | §38 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
45 | Органы дыхания и газообмена. Лабораторная работа 9 | Текущий контроль знаний – устный опрос | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания, (жабры, легкие, трахеи) | §39 ответы на вопросы. | ||||||
46 | Органы пищеварения. Обмен веществ и энергии. | Текущий контроль знаний - опрос | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы пищеварения. Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. Знать: строение и функции органов пищеварения, уметь находить усложнение в строении разных классов позвоночных, роль ферментов. | §40 ответы на вопросы. | ||||||
47 | Кровеносная система. Кровь. | Текущий контроль знаний- фронтальный опрос. | Называть функции кровеносной системы, термины: кровь, капилляры, артерии, вены, артериальная и венозная кровь. Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы. Объяснять взаимосвязь строения органов пищеварения и их функций. | §41 | ||||||
48 | Органы выделения. | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Текущий контроль | Называть функции органов выделения, (почка, мочеточник, мочевой пузырь) Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы выделения. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания | §42 ответы на вопросы. | ||||||
49 | .Нервная система. | Текущий контроль знаний – опрос | Называть функции нервной системы Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Наблюдать за поведением животных. | §43 ответы на вопросы. | ||||||
50 | .Поведение. рефлекс. Инстинкт. | Текущий контроль знаний | Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной системы. Выявлять приспособления в строении органов к среде обитания. Наблюдать за поведением животных | §43,44 с.234 | ||||||
51 | .Органы чувств. | В. 1 на с.235. В. 2 на с.235. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы чувств. Выявлять приспособления организмов к среде обитания. Сравнивать строение органов чувств | §44 ответы на вопросы. | ||||||
52 | Обобщающий урок | Индивидуальные задания по вариантам | Контрольная работа по вариантам. | Повторение | ||||||
Органы размножения. | ||||||||||
53 | Органы размножения. | Текущий контроль знаний | Воспроизведение Давать определения терминам. Перечислять основные функции органов размножения. Приводить примеры животных – гермафродитов и раздельнополых; с внешним и внутренним оплодотворением. Описывать строение органов размножения Интеллектуальный уровень. Объяснять биологическое значение гермафродитизма. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | §45 ответы на вопросы. | ||||||
54 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | Текущий контроль знаний- фронтальный опрос. | Воспроизведение. Давать определения терминам. Описывать механизмы бесполого размножения животных Интеллектуальный уровень. Отличать бесполое и половое Размножение. Доказывать эволюционное совершенство внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | §46 ответы на вопросы. | ||||||
55 | Развитие животных. | Текущий контроль знаний - опрос. | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза | §47 ответы на вопросы. | ||||||
56 | 4.Периодизация и Продолжительность жизни животных. | Текущий контроль знаний - опрос. | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных. | §48 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
57 | Обобщающий урок. | тест | Контрольная работа по вариантам. | Повторение. | ||||||
Развитие животного мира на Земле | ||||||||||
58 | Доказательства эволюции животных. | Текущий контроль знаний | Воспроизведение. Давать определения терминам. Приводить примеры палеонтологических, эмбриологических и сравнительно- анатомических доказательств эволюции. Приводить доказательства единства происхождения и эволюции животных. Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия палеонтологических и сравнительно- анатомических доказательствах эволюции. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Знать термины: эволюция, гомологи, аналоги, атавизмы, переходные формы, рудименты, филогенез. | §49 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
59 | Ч.Дарвин о причинах эволюции животных. | Текущий контроль знаний - опрос. | Воспроизведение. Приводить примеры различных форм изменчивости, борьбы за существования и проявления естественного отбора. Описывать процесс видообразования Интеллектуальный уровень | §50 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
60 | Усложнение строения животных. Результаты эволюции | Текущий контроль, проверка терминов | Объяснять сущность проявления борьбы за существования; роль дивергенции в процессе видообразования. Прогнозировать результаты эволюции животных Знать: термины. | §51 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
61 | Ареалы обитания. Миграции. | Текущий контроль знаний – опрос. | Воспроизведение. Давать определения терминам. Приводить примеры животных с различными ареалами Интеллектуальный уровень. Объяснять механизм образования ареалов. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. Знать термины. | §52 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
БИОЦЕНОЗЫ (4 часа) | ||||||||||
62 | Естественные и искусственные биоценозы. | Тест. | Давать определения терминам. Приводить примеры различных биоценозов Описывать структуру биоценоза водоема и леса. Находить различия между естественными и искусственными биоценозами. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие продуцентов | §53 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
63 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Текущий контроль знаний - опрос. В.3 с.274. | Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. Термины: факторы среды, абиотические, биотические факторы, антропогенный фактор | §54 Ответы на вопросы «Задания» | ||||||
64 | Цепи питания и поток энергии. | Упр. 2 с.135, РТ Текущий контроль знаний - опрос. | Давать определение понятию цепь Питания, пищевые связи. Приводить примеры цепей питания, | §55 ответы на вопросы. | ||||||
65 | Взаимосвязь компонентов биоценоза | Опрос | Знать: примеры взаимосвязей компонентов биоценоза | §-56 ответы на вопросы. | ||||||
ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. | ||||||||||
66 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | Текущий контроль знаний | Приводить примеры воздействия человека на окружающую среду. Распознавать и описывать домашних животных Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Приводить примеры промысловых животных. | §57 | ||||||
67 | Одомашнивание Животных Законы России об охране животного мира. Практическая работа №6 «Распознавание органов и систем органов у животных» | Текущий контроль знаний - опрос. | Давать определения терминам. Приводить примеры направленности отбора домашних животных. Доказывать продуктивность домашних животных по сравнению с дикими. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков | §§58-60 ответы на вопросы Подготовка к тестированию.. | ||||||
68 | Итоговый контроль. | Тестирование | Знать вопросы теста. | |||||||
69-70 | Повторение. | . Текущий контроль знаний | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. |
Литература:
1. Учебник
Учебник: Латюшин В.В, Шапкин В.А Биология. Животные. 7кл. – М.: Дрофа, 2014.-303 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
2. Методическое пособие для учителя
Галушкова Н.И «Поурочные разработки по биологии 7 класс» – Волгоград: «Учитель», 2013
3.Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И Сонина, В.Б. Захарова; В, В. Пасечника; И, Н. Пономарѐвой – М.;
«Глобус» 2013
4. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии 7 класс- М.; «Экзамен» 2014
5. Стандарт основного общего образования
6. Примерная программа по биологии основного общего образования
Приложение к тематическому плану:
Тесты
Тест 1 Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» стр. 59-61
Тест 2 1 Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» стр.74-77
Тест 3 1 Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» стр.80-82
Тест 41 Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов»
Тест 5 1 Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 93-95
Тест 6 1 Рабочая тетрадь к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» стр.102-105
Тест 7 Рабочая тетрадь В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Биология Животные стр.154-158
Тест 8 7 Рабочая тетрадь В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Биология Животные стр. 158-162
Тест 9 Рабочая тетрадь В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Биология Животные стр.162-166
Тест 10 Рабочая тетрадь В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова Биология Животные стр.166-171
Тест 11.Итоговое тестирование.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №1Тип Круглые черви учебник В.В. Латюшин, В.А. Шапкин Биология Животные стр.36
Лабораторная работа № 2 Классы кольчецов Учебник Биология Латюшин Шапкин Биология Животные стр.42
Лабораторная работа №3 Многообразие моллюсков. Учебник Биология Латюшин Шапкин Биология Животные стр.47
Лабораторная работа №4 Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Учебник Биология Латюшин Шапкин Биология Животные стр.58
Лабораторная работа №5 Класс Насекомые. Стр.65 учебник
Лабораторная работа №6 Классы рыб. стр.102 учебник
Лабораторная работа №7 Покровы тела учебник 192
Лабораторная работа №8 Способы передвижения. Полости тела стр.201
Лабораторная работа №9 Органы дыхания и газообмена. Стр.208
Практические работы:
Практическая работа №1 Отряды насекомых стр.69-78 учебник.
Практическая работа №2 «Особенности строения насекомых, в связи с образом жизни»
Практическая работа №3 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» Р.т. к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология Многообразие живых организмов стр.108-109
Практическая работа №4 «Отряды птиц» Р.т. к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина Биология Многообразие живых организмов стр.121-124
Практическая работа № 5 «Опорно-двигательная система».
Практическая работа №6 «Распознавание органов и систем органов у животных» стр.127-130
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...