Рабочая программа
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлено в соответствии с программой: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана - Граф, 2010. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2010.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 68.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 имени Исаевой Антонины Ивановны»
Рассмотрена на заседании МО Протокол № 1 от 29.08.2015 г. | Согласована: Зам. директора по УВР __________________/Савельева Е.Ф./ | Утверждена: Директор ____________/Линник И.А./ Приказ № 510 от 29.08.2015 г. |
Рабочая программа
основной уровень обучения
по биологии в 6 А,Б,В,Г кл.
количество недель 35, количество часов в неделю 1, количество часов в год - 35,
контрольных работ- 3, лабораторных работ -9
учитель: Шаяхметова Н.Е.
2015-2016 учебный год
Составлено в соответствии с программой: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана - Граф, 2010. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова,
В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – 3-е изд., перераб. - М.: Вентана - Граф, 2010.
г.Нефтеюганск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии 6 – ого класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (авторы: И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко; Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2010), в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология: 6 класс / под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2010.
Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня растений к надорганизменному – биогеоценотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой; при изучении значения растений в природе.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях;
овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе; использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни.
Задачи
Обучения:
- Привить познавательный интерес к новому для учеников предмету - через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний, через постоянное применение идеи «стимулирования занимательностью» Ю. Бабанского.
- Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 35.
- Способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсий.
- Продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки. Особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки - через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года).
Развития:
- Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы. Особое внимание обратить на развитие у шестиклассников: слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели - через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика.
Воспитания:
- Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) - через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Компетенции: | |
Общеучебные | Информационно-коммуникативные: уметь подбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии; пользоваться ПК, для поиска нужной информации в Интернете и на СД (дисках)). Уметь создавать презентации (фотоальбомы). |
Рефлексивные компетенции: контролировать правильность выполнения задания, оценивать свои действия и действия своих одноклассников, переносить полученную информацию на собственные действия. | |
Социальные компетенции: умение проектировать, исследовать, находить пути решения проблемы. | |
Познавательные компетенции: выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, составлять развернутый план, тезис, конспект, таблицу, график, схему. | |
Коммуникативные компетенции: слушать объяснения учителя и ответы одноклассников, выстраивать деловые отношения с одноклассниками, самостоятельно планировать учебную работу, оценивать свои действия и действия одноклассников, давать краткий логичный ответ. | |
Информационно-коммуникативные: уметь представлять информацию о растении, строении растительного организма (клетки, ткани, органы), процессах жизнедеятельности (питание — корневое и фотосинтез, дыхание, рост, развитие), размножении, многообразии растений, их классификации и усложнении в процессе эволюции (водоросли, моховидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные), о классах покрытосеменных, месте и роли растений в экосистемах, роли растений в биосфере, их охране, а также: о бактериях, грибах, лишайниках, об о особенностях их строения и жизнедеятельности, месте и роли в экосистемах и биосфере, бактериях и грибах — возбудителях заболеваний растений, животных, человека в виде диаграмм, таблиц, графиков, подбирать необходимую информацию из различных источников. | |
Предметно - ориентированные | |
Рефлексивные компетенции: анализировать содержание, основных понятий, законов биологии. Извлекать учебную информацию, анализировать наблюдения, полученные при проведении экскурсий, лабораторных работ. | |
Познавательные компетенции: проводить эксперименты и лабораторные работы, делать выводы, знать меры оказания первой медицинской помощи. Применять полученные знания и умения в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. |
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю (всего 35 часов).
Лабораторных работ - 9. При составлении рабочей программы использовался учебно-методический комплект:
для учителя:
1. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана – Граф, 2010.
2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005.
3. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания / авт. – сост. О.П. Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
для учащихся:
1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972.
2. Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991.
3. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 1 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2010.
4. Биология: 6 класс: рабочая тетрадь № 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана – Граф, 2010.
Критерии оценивания устных ответов и письменных работ по биологии
1.Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2) Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3) Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2) Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
3) Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2) Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
3) Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4) Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5) Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6) Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
7) Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
8) Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2) Не делает выводов и обобщений.
3) Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
4) или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
5) или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
2. Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2) Допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
1) Не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
3. Оценка выполнения лабораторных работ, опытов по предмету
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Правильно определил цель опыта.
2) Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3) Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4) Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.
5) Правильно выполнил анализ погрешностей.
6) Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3) Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей.
4) Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4) Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
4. Оценка умений проводить наблюдения.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1) Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
2) Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
3) Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1) Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
2) При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные.
3) Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1) Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2) При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
3) Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1) Допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2) Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
3) Допустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
Содержание (35 часов основной курс)
1. Введение. Общее знакомство с растениями (3 часа). Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях - ботаника. Начало изучения растений. Oбщие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. Лабораторная работа. Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения (на примере плодов пастушьей сумки, ветки сосны с шишками и семенами, папоротника с сорусами и спорами, кукушкина льна со спорами). Экскурсия. Мир растений вокруг нас.
2. Клеточное строение растений (2часа). Клетка - основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. Лабораторная работа. Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука).
3. Органы цветковых растений (10 часов). Семя (2 часа). Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых pacтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. Лабораторная работа. Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). Корень (1 час). Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. Побег (5 часов). Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица. Лабораторные работы: Строение вегетативных и генеративных почек. Внешнее и внутреннее строение стебля. Строение корневища, клубня и луковицы. Экскурсия. Жизнь растений зимой. Цветок и плод (2 часа). Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. Лабораторная работа. Типы соцветий (3 – 5 разных).
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов). Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы). Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез - процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ - обеспечение связи организма с окружающей средой. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Лабораторная работа. Черенкование комнатных растений.
5. Основные отделы царства растений (5часов). Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида. Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные. Экскурсия. Представители отделов царства растений (в городском парке, лесопарке или уголке живой природе в школе).
6. Историческое развитие растительного мира на Земле (1час). Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
7. Царство Бактерии (2 часа.) Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
8. Царство Грибы. Лишайники (3часа). Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы - дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека. Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. Лабораторная работа. Изучение строения плесневых грибов.
9. Природные сообщества (2часа). Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания. Ярусность. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). Экскурсия. Жизнь растений в весенний период года.
Региональный компонент вводится на уроках по темам:
1.Разнообразие растений. (изучаем растения нашего края)
2. Условия жизни растений.
3. Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. (семя кедрового ореха)
4. Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа (Хвоя –видоизменения листьев)
5. Отделы растений: Мхи. Папоротники. Голосеменные.
6. Царство Грибы. Лишайники.
7. Природные сообщества.
Календарно – тематическое планирование
№ уроков | Тема урока | Кол. ча-сов | Дата | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Планируемые результаты | Коррек тировка | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
1 триместр | |||||||||
1. Введение. Общее знакомство с растениями (3 часа) | |||||||||
Умеют: Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Различать на живых объектах и таблицах органы растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. | |||||||||
1(1) | Наука о растениях – ботаника. Мир растений. | 1 | 01.09.2015 - 05.09.2015 | Комбинированный урок | Царства органического мира и место растений в нем. Наука о растениях – ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения, Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. | Знать: признаки растений; определение термина «ботаника». Уметь: объяснять роль ботаники в практической деятельности людей; характеризовать значение растений в природе и жизни человека. | Знают: признаки растений; определение термина «ботаника». Умеют: объяснять роль ботаники в практической деятельности людей; характеризовать значение растений в природе и жизни человека. | ||
2(2) | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. Лабораторная работа № 1 Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения. | 1 | 07.09. - 12.09. | Комбинированный урок | Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. | Знать строение растений. Уметь: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах органы растения и делать выводы на основе сравнения. | Знают: строение растений. Умеют: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах органы растения и делать выводы на основе сравнения. | ||
3(3) | Условия жизни растений. Входная контрольная работа | 1 | 14.09. - 19.09. | Комбинированный урок | Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. | Знать: условия жизни растений; основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений; среды жизни организмов на Земле. Уметь: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды. | Знают: условия жизни растений; основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений; среды жизни организмов на Земле. Умеют: объяснять взаимосвязь растения и окружающей среды. | ||
2. Клеточное строение растений (2 часа) | |||||||||
Умеют: Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их. | |||||||||
1(4) | Особенности растительной клетки. Лабораторная работа № 2 Знакомство с клетками растений (на примере клеток томата и кожицы лука). | 1 | 21.09. - 26.09. | Комбинированный урок | Клетка – основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом), вакуоль с клеточным соком, включения. | Знать: клеточные структуры и их функции. Уметь: распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти листа. | Знают: клеточные структуры и их функции. Умеют: распознавать на таблицах основные части и органоиды клетки; сравнивать строение клеток кожицы лука и мякоти листа. | ||
2(5) | Жизнедеятельность клетки. | 1 | 28.09. - 03.10. | Комбинированный урок | Понятие о тканях. Растение – многоклеточный организм. Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. | Знать: понятие о тканях; сущность процессов жизнедеятельности клеток. Уметь: объяснять зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. | Знают: понятие о тканях; сущность процессов жизнедеятельности клеток. Умеют: объяснять зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. | ||
3. Органы цветковых растений (10 часов) | |||||||||
Уметь: Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями. | |||||||||
1(6) | Семя. Внешнее и внутреннее строение семени. Лабораторная работа № 3 Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли). | 1 | 05.10. - 10.10. | Комбинированный урок | Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых растений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. | Знать строение семени. Уметь: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений; объяснять значение семян; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; сравнивать семена одно- и двудольных растений. | Знают: строение семени. Умеют: распознавать на живых объектах и рисунках части семян одно- и двудольных растений; объяснять значение семян; устанавливать соответствие между частями семени и органами проростка; сравнивать семена одно- и двудольных растений. | ||
2(7) | Условия прорастания семян. | 1 | 12.10. - 17.10. | Комбинированный урок | Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. | Знать: условия прорастания семян; глубину заделки семян в почву. | Знают: условия прорастания семян; глубину заделки семян в почву. | ||
3(8) | Корень. Внешнее и внутреннее строение корня. | 1 | 19.10. - 24.10. | Комбинированный урок | Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. | Знать: строение корня; типы корневых систем. Уметь: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня. | Знают: строение корня; типы корневых систем. Умеют: сравнивать корневые системы; объяснять значение корня. | ||
4(9) | Побег. Строение и значение побега. Лабораторная работа № 4 Строение вегетативных и генеративных почек. | 1 | 26.10. - 31.11. | Комбинированный урок | Строение и значение побегов для растений. Почка – зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. | Знать: строение побега; особенности побега. Уметь: распознавать части побега; доказывать, что почка – видоизмененный побег; отличать вегетативную почку от генеративной. | Знают: строение побега; особенности побега. Умеют: распознавать части побега; доказывать, что почка – видоизмененный побег; отличать вегетативную почку от генеративной. | ||
5(10) | Лист – часть побега. Внешнее и внутреннее строение листа. | 1 | 09.11. - 14.11. | Комбинированный урок | Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. | Знать: строение листа; типы листьев. Уметь описывать клеточное строение листа. | Знают: строение листа; типы листьев. Умеют: описывать клеточное строение листа. | ||
6(11) | Значение листа в жизни растения. | 1 | 16.11. - 21.11. | Комбинированный урок | Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. | Знать: Процессы фотосинтез, испарение, газообмен Уметь объяснять функции листа. | Знают: Процессы фотосинтез, испарение, газообмен Умеют: объяснять функции листа | ||
7(12) | Стебель, его внешнее и внутреннее строение и значение. Лабораторная работа № 5 Внешнее и внутреннее строение стебля. | 1 | 23.11. - 28.11. | Комбинированный урок | Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. | Знать внешнее и внутреннее строение стебля. Уметь устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей. | Знают: внешнее и внутреннее строение стебля. Умеют: устанавливать соответствие между функциями стебля и типами тканей. | ||
II - триместр | |||||||||
8(13) | Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 6 Строение корневища, клубня и луковицы. | 1 | 30.11. - 05.12. | Комбинированный урок | Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица. | Знать: Виды стеблей и видоизменения побегов. Уметь: распознавать виды стеблей; объяснять значение подземных видоизменений побега; доказывать, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги. | Знают: Виды стеблей и видоизменения побегов. Умеют: распознавать виды стеблей; объяснять значение подземных видоизменений побега; доказывать, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги. | ||
9(14) | Цветок – генеративный орган, его строение и значение. Лабораторная работа № 7 Типы соцветий (3-5 разных). | 1 | 07.12. - 12.12. | Комбинированный урок | Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. Соцветия. Биологическое значение соцветий. | Знать: строение цветка и его функции. Уметь: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий. | Знают: строение цветка и его функции. Умеют: распознавать и описывать типы соцветий; сравнивать строение цветков различных растений; объяснять взаимосвязь строения цветка и соцветий. | ||
10(15) | Плод. Разнообразие и значение плодов. | 1 | 14.12. - 19.12. | Комбинированный урок | Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распространению плодов и семян. | Знать: Строение и типы плодов. Уметь: распознавать виды плодов и способы их распространения; объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян. | Знают: Строение и типы плодов. Умеют: распознавать виды плодов и способы их распространения; объяснять приспособления растений к распространению плодов и семян. | ||
4. Основные процессы жизнедеятельности растений (7 часов) | |||||||||
Умеют: Выделять существенные признаки биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ). | |||||||||
1(16) | Минеральное (почвенное) питание растений. | 1 | 21.12. - 26.12. | Комбинированный урок | Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы). | Знать: Понятие корневого почвенного питания растений Уметь объяснять механизм почвенного питания, роль удобрений для растений. | Знают: Понятие корневого почвенного питания растений Умеют: объяснять механизм почвенного питания, роль удобрений для растений. | ||
2(17) | Воздушное питание растений – фотосинтез. | 1 | 11.01. - 16.01. | Комбинированный урок | Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез – процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. | Знать сущность биологического процесса фотосинтеза, его значение. Уметь ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов и космическую роль зеленых растений. | Знают: сущность биологического процесса фотосинтеза, его значение. Умеют: ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов и космическую роль зеленых растений. | ||
3(18) | Дыхание и обмен веществ у растений. | 1 | 18.01. - 23.01. | Комбинированный урок | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания растений от условий окружающей среды. Обмен веществ – обеспечение связи организма с окружающей средой. | Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, дыхания. Уметь сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза. | Знают: сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, дыхания. Умеют: сравнивать процессы дыхания и фотосинтеза. | ||
4(19) | Значение воды в жизнедеятельности растений. | 1 | 25.01. - 30.01. | Комбинированный урок | Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений. | Знать сущность процесса транспорта веществ. Уметь объяснять взаимосвязь растений и окружающей среды. | Знают: сущность процесса транспорта веществ. Умеют: объяснять взаимосвязь растений и окружающей среды. | ||
5(20) | Размножение и оплодотворение у растений. | 1 | 01.02. - 06.02. | Комбинированный урок | Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. | Знать сущность биологического процесса размножения. Уметь отличать оплодотворение от опыления, половое размножение от бесполого. | Знают: сущность биологического процесса размножения. Умеют: отличать оплодотворение от опыления, половое размножение от бесполого. | ||
6(21) | Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа № 8 Черенкование комнатных растений. | 1 | 08.02. - 13.02. | Комбинированный урок | Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вегетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканями. | Знать сущность процесса вегетативного размножения. Уметь ставить биологические эксперименты. | Знают: сущность процесса вегетативного размножения. Умеют: ставить биологические эксперименты. | ||
7(22) | Рост и развитие растительного организма. | 1 | 15.02. - 20.02. | Комбинированный урок | Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. | Знать: Стадии развития растений Уметь: Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растений. Выделять различия между процессами роста и развития. Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды. | Знают: Стадии развития растений Умеют: Распознавать и описывать по рисунку стадии развития растений. Выделять различия между процессами роста и развития. Приводить примеры гибели растений от влияния условий среды. | ||
5. Основные отделы царства растений (5 часов) | |||||||||
Умеют: Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль различных растений в жизни человека. Осваивать приемы: работы с определителями; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями; выращивания и размножения культурных растений. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями. | |||||||||
1(23) | Административная контрольная работа. Понятие о систематике растений. Водоросли и их значение. | 1 | 22.02. - 27.02. | Комбинированный урок | Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Название вида. Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве. | Знать: строение и признаки водорослей. Уметь: распознавать растения разных отделов и классов; сравнивать одно- и многоклеточные водоросли. | Знают: строение и признаки водорослей. Умеют: распознавать растения разных отделов и классов; сравнивать одно- и многоклеточные водоросли. | ||
III-триместр | |||||||||
2(23) | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. | 1 | 29.02. - 05.03. | Комбинированный урок | Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. | Знать: признаки моховидных растений; значение мхов в жизни человека. Уметь: находить отличительные признаки отделов; сравнивать мхи и водоросли. | Знают: признаки моховидных растений; значение мхов в жизни человека. Умеют: находить отличительные признаки отделов; сравнивать мхи и водоросли. | ||
3(24) | Плауны. Хвощи. Папоротники. | 1 | 09.03. - 12.03. | Комбинированный урок | Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. | Знать общую характеристику папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Уметь: находить отличительные признаки отделов; | Знают: общую характеристику папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. Умеют: находить отличительные признаки отделов; | ||
4(25) | Отдел Голосеменные. | 1 | 14.03. - 19.03. | Комбинированный урок | Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений лесов в природе и в хозяйстве человека. | Знать признаки голосеменных растений. Уметь: находить отличительные признаки отдела на примере наиболее распространенных растений своей местности; описывать процесс размножения голосеменных. | Знают: признаки голосеменных растений. Умеют: находить отличительные признаки отдела на примере наиболее распространенных растений своей местности; описывать процесс размножения голосеменных. | ||
5(26) | Отдел Покрытосеменные. | 1 | 30.03. - 02.04. | Комбинированный урок | Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные. | Знать признаки покрытосеменных растений. Уметь: распознавать представителей покрытосеменных, наиболее распространенных в своей местности; сравнивать покрытосеменные растения с голосеменными. | Знают: признаки покрытосеменных растений. Умеют: распознавать представителей покрытосеменных, наиболее распространенных в своей местности; сравнивать покрытосеменные растения с голосеменными. | ||
6. Историческое развитие растительного мира на Земле (1 час) | |||||||||
Уметь: Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. | |||||||||
1(27) | Многообразие и происхождение культурных растений. | 1 | 04.04. - 09.04. | Комбинированный урок | Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова. | Знать: Культурные растения и Центры их происхождения. Уметь: объяснять роль растений в жизни человека; распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры; называть центры происхождения культурных растений. | Знают: Культурные растения и Центры их происхождения. Умеют: объяснять роль растений в жизни человека; распознавать важнейшие сельскохозяйственные культуры; называть центры происхождения культурных растений. | ||
7. Царство Бактерии (2 часа) | |||||||||
Уметь: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | |||||||||
1(28) | Бактерии. Общая характеристика, строение. | 1 | 11.04. - 16.04. | Комбинированный урок | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. | Знать признаки бактерий. Уметь находить отличительные признаки царства бактерий. | Знают: признаки бактерий. Умеют: находить отличительные признаки царства бактерий. | ||
2(30) | Значение бактерий в природе и в жизни человека. | 1 | 18.04. - 23.04. | Комбинированный урок | Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека. | Знать основные виды бактерий. Уметь: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | Знают: основные виды бактерий. Умеют: объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека; использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | ||
8. Царство Грибы. Лишайники (3 часа) | |||||||||
Уметь: Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Объяснять роль грибов и лишайников в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. | |||||||||
1(31) | Царство Грибы. Общая характеристика. Лабораторная работа № 9 Изучение строения плесневых грибов. | 1 | 25.04. - 30.04. | Комбинированный урок | Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы – дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. | Знать признаки плесневых грибов. Уметь давать систематическую характеристику грибов. | Знают: признаки плесневых грибов. Умеют: давать систематическую характеристику грибов. | ||
2(32) | Многообразие и значение грибов. | 1 | 03.05. - 07.05. | Комбинированный урок | Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека. | Знать: Строение грибов, съедобные и ядовитые грибы. Уметь: объяснять роль грибов в природе и в жизни человека; распознавать съедобные и ядовитые грибы своей местности; сравнивать трубчатые и пластинчатые грибы. | Знают: Строение грибов, съедобные и ядовитые грибы Умеют: объяснять роль грибов в природе и в жизни человека; распознавать съедобные и ядовитые грибы своей местности; сравнивать трубчатые и пластинчатые грибы. | ||
3(33) | Лишайники. Общая характеристика и значение. Промежуточная аттестация | 1 | - 14.05. | Комбинированный урок | Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. | Знать особенности строения лишайников. Уметь: находить отличительные признаки лишайников; объяснять роль лишайников в природе и в жизни человека. | Знают: особенности строения лишайников. Умеют: находить отличительные признаки лишайников; объяснять роль лишайников в природе и в жизни человека. | ||
9. Природные сообщества (2 часа) | |||||||||
Уметь: Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных, делать выводы и умозаключения на основе сравнения. | |||||||||
1(34) | Итоговая контрольная работа. Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | 1 | 16.05. - 21.05. | Комбинированный урок | Жизнь растений в природе. Понятие о природном сообществе. Природное сообщество как биогеоценоз – совокупность растений, животных, грибов и условий сред обитания. Ярусность. | Знать признаки экосистем. | Знают: признаки экосистем. | ||
2(35) | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. | 1 | 23.05. - 28.05. | Комбинированный урок | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). | Знать: Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах. | Знают: Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Умеют: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; понимать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах. |
Итого: 35 часов
Лабораторных работ – 9
Административных контрольных срезов - 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...