Птицы - наши друзья
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Урок построен на основе приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy-nashi_druzya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ?!
Цель урока:
- построение знаний об особенностях строения, образе жизни и значении птиц как высокоорганизованных животных;
- совершенствование умений критически оценивать информацию, формулировать и высказывать собственную точку зрения;
- совершенствовать навыки групповой работы.
Учебник: Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2012.
На уроке используются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо: стратегия «Зигзаг», «Шесть шляп», «Тонкие и толстые вопросы».
Класс заранее разделен на шесть групп.
Оборудование: шесть шляп разного цвета, Таблица тонких и толстых вопросов, карточки
Продолжительность занятия 45 минут.
Стадия Вызова.
- Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных – птиц. Тема нашего урока «Птицы – наши друзья?!» Действительно ли птицы наши друзья? Это нам с вами предстоит выяснить.
- Используя прием «Шесть шляп», вам необходимо составить рассказ о птицах с разных точек зрения. Каждая группа получает свое задание (Приложение №1). (5 минут).
- После подготовки группы выступают по своим заданиям. (5 минут)
- Составьте индивидуально два вопроса: один толстый и один тонкий. В группах выберите по два интересных вопроса (1+1) (Приложение №2)
Вопросы озвучиваются в классе. В ходе работы в течение урока необходимо найти ответы на озвученные вопросы. (5 минут).
Стадия Содержания.
- На стадии содержания учащиеся в группах распределяют между собой номера с 1 до 6. Ученики пересаживаются в новые группы, в зависимости от номера. Каждая группа поручает тексты разного характера (Приложение №3).
- Рабочие группы читают тексты, выделяют ключевые слова, составляют план рассказа, чтобы в дальнейшем донести его суть до остальных, выясняют непонятное (8 минут).
- Каждый участник, вернувшись в группу, пересказывает прочитанное. Получается 6коротких рассказов о птицах (8 минут).
- Группы задают друг другу составленные вопросы.
Стадия Рефлексии.
Предлагается написать эссе «Сегодня я узнал, что …»
Домашнее задание: Творческие задания. Используя научно-популярную литературу, сайты в сети Интернет подготовить сообщения по темам : «Птицы Удмуртии», «Самые-самые среди птиц». Придумать и нарисовать плакат в защиту птиц.
Приложение №1.
Белая шляпа.
Рассказать о птицах только фактами, цифрами, определениями, без эмоций, без оценок. Только факты.
Желтая шляпа
Расскажите о роли птиц в жизни человека. Необходимо выделить положительное значение и объяснить, почему.
Черная шляпа.
Негативные проявления птиц. Нужно определить, какой вред могут они нанести человеку и объяснить, почему.
Красная шляпа.
Расскажите какие эмоции вызывает у вас вид птиц. Что испытывали вы при контакте с этими животными?
Зеленая шляпа.
Что было бы, если их не было?
Синяя шляпа.
Обобщающая группа. Группа старается обобщить высказывания других групп, сделать выводы. За ними последнее слово о птицах.
Приложение №2.
Таблица тонких и толстых вопросов
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Что …? | Дайте объяснения, почему…? |
Кто …? | Объясните, почему…? |
Когда…? | Почему вы думаете…? |
Может…? | Почему вы считаете…? |
Будет…? | В чем различие …? |
Мог ли…? | Предположите, что будет, если…? |
Как звали…? | Что, если …? |
Было ли…? | |
Согласны ли вы…? | |
Верно ли…? |
Приложение №3.
Карточка №1.
Особенности внешнего строения птиц.
Птицы – это высшие позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превратились в крылья. Все строение птиц, внешнее и внутреннее, приспособлено к полету.
Тело птиц состоит из сравнительно небольшой головы, подвижной шеи, туловища и парных конечностей. Туловище птиц компактно и имеет обтекаемую яйцевидную форму.
Кожа птиц лишена желез, за исключение копчиковой, расположенной у основания хвоста. Производными кожи являются перья, они покрывают почти все тело птицы. Различают контурные и пуховые перья. Контурные перья защищают тело птицы от дождя, ветра и обеспечивают полет. Пуховые перья расположены ближе к коже под контурными. Они имеют очень короткий стержень с пучком свободных бородок на вершине. Пуховые перья задерживают тепло, предохраняют тело птицы от охлаждения во время полета, при плавании. Периодически два раза в год перьевой покров заменяется новым, то есть линяет.
Скелет птицы имеет ряд особенностей, связанных с полетом. Кости птиц очень легкие, так как содержат полости, заполненные воздухом. Некоторые кости скелета срастаются вместе, образуя прочные соединения, необходимые для выдерживания перегрузок, возникающих при полете. Есть цевка. Мускулатура птиц хорошо развита. Наиболее крупными являются грудные мышцы, которые у плавающих птиц могут составлять 1/5 от массы тела.
Карточка №2.
Внутреннее строение птиц.
Органы пищеварения характеризуются полным отсутствием зубов. Отделы пищеварительного тракта такие же, как и у других позвоночных животных. Однако есть и отличия. Например, у большинства птиц имеется зоб – расширение пищевода, в котором пища смачивается и размягчается. Желудок у большинства птиц состоит из двух отделов: железистого и мускульного. Едят птицы много.
Органы дыхания птиц состоят из воздухоносных путей, парных легких и воздушных мешков, обеспечивающих двойное дыхание. Воздушные мешки, кроме дыхания, служат еще для облегчения тела и предохранения его от перегрева во время полета.
В воздухоносных путях птиц есть верхняя и нижняя гортани, в последней расположен голосовой аппарат, ответственный за звукообразование. Звуковая сигнализация играет существенную роль в жизни птиц.
Кровеносная система птиц состоит из четырехкамерного сердца и полностью разделенных двух кругов кровообращения. В результате того, что артериальная и венозная кровь не смешивается, все органы, кроме легких, получают артериальную кровь, насыщенную кислородом. Благодаря этому усиливается обмен веществ и повышается уровень жизнедеятельности организма. Птицы- животные с постоянной и высокой температурой тела (+42-45 оС), не зависящей от температуры окружающей среды, то есть они теплокровные.
Органы выделения птиц представлены парными почками с мочеточниками, открывающимися в клоаку. Мочевой пузырь у птиц отсутствует.
Головной мозг у птиц имеет относительно большие полушария и зрительные доли, хорошо развитый мозжечок. Из органов чувств у птиц недоразвиты органы обоняния, но зато очень хорошо развиты органы зрения и слуха.
Органы размножения птиц представлены парными семенниками и яичниками. Но у самок развит только левый яичник, правый не функционирует. Оплодотворение у птиц внутреннее.
Карточка №3.
Биологические особенности птиц.
Птицы очень прожорливы. Если бы человек обладал птичьим аппетитом, то должен бы ежедневно съедать около 40 кг пищи. Причем чем мельче птица, тем интенсивнее у нее обмен веществ и тем больше птицы она потребляет. Так поползень и скворец при живой массе соответственно 23,5 и 76,5г за сутки в клетке съедают 10,65г и 22.7г червей. В природных условиях птицы поедают корма значительно больше, так как основная часть энергии, получаемой откорма, расходуется на механическую работу мышц, главным образом при полете, остальная на поддержание физиологических функций организма.
Птицы очень подвижны и деятельны. В поисках корма они обыскивают различные части растений, почву, пролетают большие расстояния. Причем у некоторых видов отмечается определенная избирательность в выборе добычи. Дятлы обычно предпочитают короедов, серая мухоловка – летающих насекомых, преимущественно мух и комаров; иволга питается крупными волосатыми гусеницами, зяблики – жуками. Есть птицы не особенно разборчивые в пище, которые едят все, что им попадается съедобное. Это галки, вороны, скворцы.
Некоторые птицы добывают пищи больше, чем могут съесть за день. В период выкармливания птенцов многие хищники, охотясь за грызунами, не поедают их сразу, а складывают их в укромном месте «про запас». Благодаря этому количество грызунов значительно уменьшается.
Зерноядные птицы, в зимнее время и насекомоядные охотно кормятся на полях и огородах охотно поедая семена сорняков.
Поедая семена, желуди, ягоды, птицы способствуют распространению растительности, а также лучшему прорастанию семян.
Птицы повышают плодородие почв вследствие возврата некоторых органических веществ в виде экскрементов.
Карточка №4.
Черты приспособления птиц к полету.
- Обтекаемая форма тела.
- Перьевой покров. Перья покрывают тело не сплошь, а располагаются лишь на определенных участках кожи. Такое расположение перьев представляет удобство для сокращения мышц во время полета.
- Превращение передних конечностей в крылья. Вследствие особенностей расположения и формы маховых перьев верхняя поверхность крыла выпуклая, нижняя – вогнутая. Благодаря этому при подъеме крыла воздух легко стекает с него, при опускании же под сводом крыла образуется вихреобразное движение воздуха, толкающее птицу вверх.
- Хорошо развита грудина с килем, служащим местом для прикрепления мощных мышц, которые приводят в движение крыло.
- Облегченный и прочный скелет (меньшее количество костей, наличие воздушных полостей).
- Уменьшение массы тела (отсутствует мочевой пузырь, зубы, прямая кишка, один яичник, формирование и развитие одного яйца).
- Развитие мозжечка (требуется очень точная координация движений), зрительных долей коры головного мозга (большие, хорошо развитые глаза).
- Двойное дыхание, позволяющее организму и на вдохе и на выдохе получать кислород.
- Интенсивный обмен веществ.
Карточка №5.
Значение птиц в природе.
Птицы населяют все материки и большую часть островов земного шара. Они живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах и болотах, степях, тундрах и пустынях. Есть птицы, которые большую часть жизни проводят в открытом море. В настоящее время в мировой фауне известно свыше 9 000 видов птиц. Они наиболее разнообразны в тропических лесах, а в суровых условиях Арктики и Антарктики видов птиц немного, но они представлены большим числом особей.
Роль птиц в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и очень большой численности. Подсчитано, что на Земном шаре живет около 100 миллиардов птиц. Все они поедают большое число растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Особенно велико значение птиц в регулировании численности насекомых и мелких грызунов. Подчас птицы сами служат пищей другим животным. Таким образом, птицы являются важным звеном в цепях питания живых организмов.
Велико значение птиц в распространении семян. склевывая сочные плоды рябины, бузины, брусники, черемухи, черники и многих других растений, они перелетают с места на место и выбрасывают вместе с пометом неповрежденные семена. Именно благодаря деятельности птиц тяжелые плоды дуба – желуди – оказываются вдали от дерева, на котором они росли. Сойки, питающиеся желудями, уносят их на далекие расстояния и часто теряют.
Карточка №6.
Значение птиц для человека.
Значение птиц для человека зависит главным образом от той роли, которую они играют в природе. Все насекомоядные птицы считаются полезными, так как они истребляют насекомых, в первую очередь различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Поэтому так важно охранять птиц и привлекать их на поля, огороды.
Несомненно, полезны для человека и хищные птицы, во множестве уничтожающие мелких грызунов – вредителей полевых культур и распространителей многих инфекционных заболеваний.
На многих диких птиц существует промысловая и спортивная охота. Промышляют в основном куриных птиц.
Птичий помет, содержащий большое количество солей азота и фосфора, служит прекрасным удобрением. В местах гнездования большого количества птиц иногда скапливается настолько много помета (гуано), что его разрабатывают промышленными методами.
Птичьи перья имели большое значение в истории культуры, так как ими пользовались для письма со времен Римской империи до середины 19 века. До сих пор мы называем ножи перочинными и пишем изделиями из металла, которые по традиции называем перьями.
Литература.
- Брэм А.Э. Жизнь животных: в 3 т: Птицы. – М.: Терра,1992
- Рахманов А.И. Птицы – наши друзья. – М.: Росагропромиздат, 1989
- Меньшиков А.Г. Птицы // Удмуртская Республика. Энциклопедия. – Ижевск.: Удмуртия, 2008.
- Федотова. А мне летать охота. Мастерская по биологии/Новое образование. Педагогический научно-методический журнал №2. - Ижевск «Школьный дом», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ "ПТИЦЫ - НАШИ ДРУЗЬЯ"
Задачи : расширить кругозор детей ;воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к пернатым друзьям;развивать наблюдательность. ответственность за общее дело....
Птицы наши друзья
Экологическая конференция.Разработка на татарском языке.Цель конференции: -Познакомить учащихся с "Днем птиц"-Показать своеобразие перелётных и, зимующих в наших краях, птиц-Показать роль человек...
Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"
Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....
Птицы-наши друзья
Внеклассное мероприяие "Птицы - наши друзья" предназначено для учащихся 7-х классов школ I,II вида....
классный час для 3 класса "Птицы - наши друзья"
Повторение и обобщение знаний детей о птицах, их строении, повадках, среде обитания;расширение кругозора и знаний о пернатых своего родного края,формирование понимания важности заботы о пр...
Разработка урока татарского языка "Кошлар -безнең дуслар"( "Птицы наши друзья") с презентацией для 6 класса татарской группы
Урок развития речи, подготовка к написанию сочинения "Кошлар -безнең дуслар"...
Буклет "Птицы - наши друзья!"
Буклет о значении птиц в природе и жизни человека, о необходимости помощи птицам, особенно в зимнее время....