Формирование жизненно важных навыков как гарантированное представление возможности самореализации учащихся
статья по биологии на тему
Предварительный просмотр:
«Формирование жизненно важных навыков как гарантированное представление возможности самореализации учащихся»
доклад
Выполнила:
учитель биологии и химии
МОУ школа-интернат
г. Татарска НСО
Елисеева Ирина Петровна
г. Татарск 2010 г
Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова....
Сколько неожиданностей, неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформирует слабый « росток», наносит ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Какою болью отзываются в нас слова: трудные дети, дефективный ребёнок, аномальный малыш.
Как это не прискорбно, но в России всё больше и больше стали рождаться дети с отклонениями и нарушениями психического развития, расстройствами эмоционально-волевой сферы. В настоящее время только в нашей стране функционирует специализированные школы для детей с особыми образовательными потребностями, наш город не исключение.
На базе школы-интерната открыты классы специальной ( коррекционной) образовательной школы VIII вида. Все дети, занимающиеся по данным программ, имеют диагноз олигофрении различной степени дебильности.
Одним из важных средств коррекции недостатков психического развития и личности умственно отсталых школьников, является формирование навыков для дальнейшей социально-бытовой ориентации детей.
В Российской Федерации обучение и воспитание умственно отсталых детей является частью общегосударственной системы образования. Вспомогательная школа находится в системе государственных общеобразовательных детских учреждений, однако по своим задачам существенно отличается от массовой общеобразовательной школы.
Задачей вспомогательной школы является коррекция дефектов развития умственно отсталого ребёнка в процессе обучения его общеобразовательными дисциплинам, профессионально-трудовой подготовки и разностороннего воспитательного воздействия на ход развития учащихся. Другой, не менее важной задачей вспомогательной школы является подготовка её учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, т.е. социально-трудовая адаптация.
Эта задача решается путём предоставления учащимися теоретических сведений о профессиональной подготовке и многократной отработке практических навыков.
Наличие особых задач в обучение и воспитании умственно отсталого ребёнка определяет и структуру вспомогательной школы. Именно школа-интернат помогает построить коррекционный процесс, как в учебной деятельности, так и в бытовом общении.
В штате школы кроме учителей – предметников, имеются учителя профессионально-трудового обучения, физического воспитания, логопед, дефектолог, воспитатели, медицинские работники, призванные обеспечить коррекционный процесс.
Преимуществом учителей – предметников является прохождение специальной подготовки для обучения детей данной категории. Учебный процесс обеспечен специальным учебно-методическим комплексом, позволяющим успешно осваивать программу VIII вида. Наличие особых коррекционных задач вспомогательной школы отражено в учебном плане и программах, которые существенно отличаются от массовой школы.
Особый учебный план позволяет основной массе учащихся получать законченную профессиональную подготовку в стенах школы. Например, для обучения технологии по программе в обычной школе отводится 2 часа в неделю, а по программе VIII вида трудовое обучение -14 часов, что позволяет развить навыки самообслуживания и способствует профессиональному самоопределению выпускников.
30 % выпускников 2008-2009 учебного года в качестве будущей профессии ветеринара. Наших выпускников отличает сформированность жизненно необходимых навыков. Этому способствуют основные предметы.
Естествознание изучается учащимися в специальной ( коррекционной) образовательной школы VIII вида с 5-го класса. Дети приходят ко мне с разными уровнем подготовки. Одни быстро усваивают учебный материал, приобретают практические умения и начинают работать на уровне предъявляемых требований; другим это даётся значительно труднее. К каждому учащемуся я стремлюсь подходить индивидуально. Самое главное, чтобы им было интересно учиться. Для этого я создаю условия, которые способствуют развитию интереса и формированию мотивации. Использую игровые ситуации многие другие формы.
Для лучшего усвоения материала я применяю различные дидактические средства, и прежде всего наглядность: плакаты, схемы, муляжи, диафильмы. Опрос провожу различными способами: индивидуально, фронтально, устно, письменно.
Преподавание естествознания во вспомогательной школе направленно на коррекцию недостатков умственного развития учащихся, в процессе знакомства с живой и неживой природой, развиваю у учащихся наблюдательность, речь, мышление, учу устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости. Особое внимание уделяю формированию практических навыков, благодаря которым дети с удовольствием принимают участие, вносят свои предложения по созданию комфортных условий как в классных комнатах, дома, и в условиях проживания в школе-интернате.
С особым удовольствием дети трудятся на пришкольном участке, в школьном огороде, где выращивают как цветы, так и картофель, и другие овощные культуры для организации питания учащихся в школьной столовой. Организация подобной деятельности формирует у учащихся чувство должной ответственности, учит быть заботливыми, внимательными. В качестве практических заданий на летний период дети готовят коллекции растений. Организация летнего отдыха нынешним летом значительно облегчила работу в этом направлении, так как впервые для учащихся школы-интерната был организован выездной летний палаточный лагерь, благодаря спонсорской помощи депутата областного совета Кулинича. В лагере кроме оздоровления детей, их дальнейшего развития, велась и исследовательская и практическая работа по изучению природы родного края.
Таким образом, для детей имеющих выше перечисленные природообусловленные трудности в школе – интернате в основном созданы условия для получения учащимися определённой базы знаний и жизненно необходимых навыков. Но говорить о бесспорном успехе на мой взгляд пока рано. Необходимо создание такой материальной базы, где дети смогли бы получить практические навыки в уходе за домашними животными и птицей. Для этого необходимо строительство мини – фермы, где дети и могли бы получить все необходимые навыки, которые помогут им успешно самореализоваться в будущей жизни, для этого необходима спонсорская помощь.
67 обучающихся с отклонениями в развитии наших специализированных классах. Много это для нашего города? Я думаю даже этому количеству детей условия, созданные в школе – интернате, гарантируют подготовку к полноценной жизни в обществе и развитию у детей общественно-значимой и творческой активности.