Урок по биологии то теме: Класс Пресмыкающихся" 7 класс
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Елисеева  Ирина  Петровна

Данный  урок  знакомит  с  классом  Пресмыкающимся   7  класс  по  Сонину

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  школа – интернат

г.Татарска


Составила:

учитель  биологии и химии

Елисеева  Ирина  Петровна, I к.к.

        

-2012-

Цель:  раскрыть особенности  внешнего и  внутреннего строения пресмыкающихся в связи со средой обитания.

Задачи: 

1. Образовательные:

  • Выявить черты  приспособленности пресмыкающихся к наземному образу жизни.
  • Раскрыть особенности внешнего и  внутреннего  строения рептилий, связанные с наземным образом жизни.

2. Развивающая:

  • Продолжить формирование умений работать с дополнительным материалом, выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Расширение кругозора и познавательного интереса.

Оборудование: учебник «Биология», медиопроектор, ноутбук, демонстрационный  экран, видеофрагмент «Многообразие  пресмыкающиеся», раздаточный  материал, живая  сухопутная  черепаха.

Тип  урока: Изучение  нового  материала

Эскиз  доски

Таблица  рефлексии

15.02.12

Дата  проведения:   15 февраля  2012 г.

Время  проведения: 11.25

Формы работы: Фронтальная, групповая, парная,  индивидуальная.

        

Ход  урока

I. Организационный момент    

Начнём, пожалуй, наш урок,
Звонок сигнал даёт нам в срок.
Друг другу мило улыбнулись,        
И ко  мне тихонько повернулись.

 Введение. Здравствуйте, ребята. Я   рада  новой  встрече  и  новому  знакомству  с  вами, и надеюсь, что наш урок он будет плодотворным и принесёт вам новые открытия. Зовут  меня  Ирина  Петровна.

Девиз сегодня нашего урока: 

На уроке нам, друзья,
Черепахами быть нельзя.
Как ящерицы будьте быстры
И пятёрки заработайте   вы. ( Слайд № 2)

II. Актуализация знаний.                                                                                                                           Речь сегодня пойдёт об удивительных животных. О них сложено много легенд и сказаний. Это их считают:

  • способными к гипнотическому взгляду (змеи)
  • являются  долгожителями (черепахи)
  • ужасно кровожадными (крокодил)
  • быстрыми и юркими (ящерицы)
  • ужасно переменчивыми (хамелеон)
  • стали символом медицины.  ( Слайд № 3 )

-Кто  эти  таинственные  животные, которых  мы  должны  узнать сегодня  на  уроке?

- Правильно. Это  Пресмыкающиеся  или  Рептилии.  ( Слайд №4  )

-А  кто  знает, почему  они  так  были  названы? Ваши  гипотезы?

                                                                                                        Ответы:

                                                                                                                          ( Слайд № 5  )

- Так  какова   будет    цель  урока?

                                                                                                         Ответы:

        

Ш. Изучение нового материала:

Запишите   в  тетрадь  число  и  тему  урока ( пишу сама  на  доске)                                                                                ( Слайд № 6 )

А) Пресмыкающиеся – первые настоящие  наземные  позвоночные   животные. Их  предки, произошли  от  древних  земноводных – СТЕГОЦЕФАЛОВ  более  300  млн.лет  назад.                                                                                         ( Слайд № 7  )                              Видеофрагмент « Многообразие  пресмыкающихся» ( 1,5 мин)

                                                                                                                  ( Слайд № 8  )

Когда-то было 16 отрядов рептилий, известных по ископаемым остаткам, только четыре дожили до настоящего времени.

В настоящее время класс Пресмыкающихся немногочислен, включает около 8000 видов и подразделяется на 4 отряда:

Чешуйчатые (подотряды: ящерицы, змеи, хамелеоны)

Черепахи

Крокодилы  

Клювоголовые (один вид - гаттерия, которая обитает в Новой Зеландии).( Слайд №9 )

                                                                                                                   ( Слайд № 10 )

( рассказ  учителя)

Б) У  вас  ребята  на  столе  находятся  раздаточный  материал – таблица. По   ней  мы  и  будем  работать   над  данной  темой. В  одной  графе  у  нас  находятся  «особенности  строения  рептилий»,  в  другой   будем  вместе  с  вами   и  при  помощи  учебника, дополнительной  литературы, слайдов   заполнять  таблицу. Давайте  первые  два  пункта  в  таблице  мы  заполним  вместе, а  остальные  вы  заполните  самостоятельно  в  группах, поэтому  вы  расположились   именно  так. Для  каждой  группы  задание  обведено  в  кружочек.

( работа  по  таблице)

( Слайд № 11,12,13,\\\14,15,16,17,18,19,20,21,22,23,24,25,26)

В  середине  урока  проводится  динамическая  пауза  и   электронная  физминутка  для  глаз.

В) Общий  вывод  по  таблице ( сильный   уч-ся)

Г) Загадка

Бегает  среди  камней,

Не  угонишься  за  ней.

Ухватил  за  хвост, но  Ах

Удрала, а  хвост  в  руках.

- О  каком  процессе  идёт  речь  в  загадке?  ( Регенерация)  ( Слайд № 27 )

Регенерация – способность  живых  организмов  со  временем  восстанавливать     повреждённые       ткани  и  органы.

( запишите   понятие  в  тетрадь)

IV. Закрепление знаний: (Индивидуальное тестирование)

 Решите, верно ли суждение. Запишите номера правильных ответов в тетрадь.

  1. Тело пресмыкающихся покрыто роговой чешуей или роговыми пластинками.
  2. Все пресмыкающиеся за исключением змей, - четвероногие животные.
  3. К пресмыкающимся относятся различные виды ящериц, змей, крокодилов, черепах.
  4. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала.
  5. Самое древнее животное среди современных пресмыкающихся – гаттерия.

                                                              ( Слайд № 28  )

( поменяйтесь  тетрадями   с   соседом  по  парте  и  поставьте  оценку, согласно  моим  критериям)

                   Ответы: 1, 3, 5                        ( Слайд № 29   )      Критерии  оценок.

  V. Рефлексия

Оцените  своё  личное   отношение  к  пройденной  теме  по  школе,  прикрепив  «черепашку»  нужного  цвета  на  данную   таблицу.  ( Слайд  № 30   )

VI.Итог урока. Оценки

- Какими  особенностями  внешнего  и  внутреннего  строения  обладают  пресмыкающиеся?

Пресмыкающиеся имеют следующие признаки:

  • Роговой покров тела, рост происходит линькой;
  • Нет желёз, имеют веки, барабанную перепонку;
  • Ноги по бокам тела, короткие, с 5 пальцами;
  • Дышат многоячеистыми лёгкими;
  • Сердце 3-х камерное с неполной перегородкой;
  • Оплодотворение внутреннее, откладывают яйца;
  • Делятся на отряды черепахи, чешуйчатые, крокодилы;
  • Обитают на суше (есть водные, полуводные).                ( Слайд  №32   )

VII. Домашнее задание

  1. Изучить  текст  учебника  стр. 190-197.
  2. Творческое  задание: « Приготовить  сообщения     о  пресмыкающихся  НСО».

        ( Слайд  №31  )

Благодарю  всех  за  участие  в уроке. Приятно было  познакомиться  с каждым из  вас.  Надеюсь, что встреча  наша не была случайностью.

        ( Слайд №33  )