Статья Педагогическая концепция Елисеевой И.П.
статья по биологии на тему
В статье описана педагогическая концепция учителя биологии и химии школы-интерната г. Татарска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_kontseptsiya.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая концепция
учителя
биологии и химии
МБОУ г. Татарска
Елисеевой Ирины Петровны
Если учитель имеет только любовь к делу, он
будет хороший учитель. Если учитель имеет
только любовь к ученику, как отец, как мать,
он будет лучше того учителя, который прочел
все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к
ученикам. Если учитель соединяет в себе
любовь к делу и к ученикам, он – совершенный
учитель.
Л.Н. Толстой
Одним из основополагающих принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт учащихся, актуальные потребности каждого ученика. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Очевидно, развитие мышления учащихся многократно ускоряется и усиливается, если учитель, обучая биологии, одновременно учит умелому применению различных мыслительных приемов, способствующих творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, что обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Для успешной социализации в обществе выпускников школы-интерната учитель должен научить учащихся самому необходимо: самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения, догадки, уметь делать обобщение изученных фактов, творчески применять знания в новых ситуациях. На основе последних теоретических изысканий педагогической науки, в соответствии с требованиями сегодняшнего времени к обучению и воспитанию подрастающего поколения, используя новые педагогические технологии я представляю свою педагогическую концепцию.
Профессиональная деятельность учителя биологии обеспечивает учащихся предметными знаниями, которые становятся основой для решения реальных жизненных проблем, например, организация здоровьесберегающей деятельности, формирование экологически обоснованного поведения, гигиенической грамотности и др.
Доступность, качество образования, также как и эффективность начинаются, несомненно, с «учителя нового качества». В моей профессиональной деятельности применяются следующие компетенции:
1.Владение содержанием и методологией предмета.
2.Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении и умение применять их при проектировании реального учебного процесса.
3. Осуществление отбора содержания школьного биологического образования на основе пересечения информационных потоков учителя (Базисный учебный план, стандарт школьного биологического образования, альтернативные учебные программы и соответствующие им учебно-методические комплексы) и учащихся (личный опыт, информационные ресурсы СМИ, Интернета).
4. Владение управленческими знаниями и навыками.
5. Использование инновационных образовательных технологий (развития критического мышления, исследовательского, рефлексивного, проектного обучения, информационно-коммуникационных), не только решающих задачи освоения содержания школьного курса биологии, но и способствующих формированию компетентностей учащихся.
Я считаю, что современный педагог– это педагог-профессионал, психолог и исследователь. Это тот, кто сам всегда учится, творит себя как личность, и способен, как соратник, друг, бескорыстно дарить свои знания, умения, доброту и любовь ученикам. Только такой учитель способен выполнить современный социальный заказ общества - воспитать креативного, умеющего нестандартно мыслить, мобильного и способного применять свои знания на практике выпускника школы, сознающего что «надо много учиться, чтобы понять, что знаешь мало».
Чтобы соответствовать духу времени я свою деятельность ориентирую на использование личностно – ориентированные технологии формирования ключевых компетенций учащихся. Многие годы я стремлюсь за максимально короткий промежуток времени добиться желаемого результата в обучении. Достижение такой цели возможно при моем умении выделить главное в изучаемом материале, необходимое для приобретения системы знаний, развития умений и навыков учащихся. Это потребовало освоения разнообразных методов обучения (логические, проблемные, игровые, дифференцирование и др.) и постепенного перехода к новым педагогическим технологиям. Технологический подход в преподавании продиктован необходимостью ориентации на запросы учащихся; необходимостью подготовки выпускника, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые повысят его адаптивность в постоянно меняющихся условиях страны. Реализация технологического подхода позволяет сформировать у учащихся умения выделять главные мысли в учебном материале каждого урока, учит их сравнивать, обобщать, рассуждать.
В последние годы заметно повысилось качества знаний учащихся по биологии благодаря конструированию уроков с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств. Эффективность применения информационной технологии зависит от профессиональной компетентности педагога , уровня оснащения учебного кабинета средствами информационно-коммуникационной технологии, а также от подготовленности учащихся к восприятию учебного материала посредством применения данной технологии. Учащиеся на более высоком уровне усваивают учебный материал, так как информационный материал точный, полезный и главное актуальный.
Среди основных положений концепции модернизации российского образования определена необходимость усиления в содержании биологического образования деятельностного компонента и практической направленности обучения, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности. Степень сложности практических работ от класса к классу повышается и способствует развитию исследовательской инициативы учащихся. Создаются благоприятные условия для раскрытия склонностей, способности и творческой индивидуальности учащихся. В 7-9 классах учащиеся начинают выполнять учебно-исследовательские работы на основе выработанных общеучебных умений и навыков по ведению практических работ исследовательского характера.
Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля за качеством знаний. Я диагностирую такие аспекты учебной деятельности у учащихся как мотивационные (зачем он учится?), инструментальные (как он учится?), рефлексивные (как он оценивает результаты своей учебной деятельности?). Основным инструментом измерения качества обучения по биологии является контрольно- измерительный материал по достижению базового уровня знаний с выделением обязательных умений и знаний, вопросов повышенного уровня, по оцениванию уровня мышления, мотивации, по определению уровня общеучебных умений и навыков. Мною осуществляются следующие способы оценки: устный контроль (индивидуальный, фронтальный, групповой, взаимный опрос), письменный контроль (диктант по терминологии, разноуровневые контрольные работы), тестовый контроль, игровой контроль. Правильная организация контроля знаний на каждом этапе обучения позволяет мне оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении и применении знаний и умений. Процент успеваемости учащихся по биологии с 6 по 9 класс составляет 100%. Качество знаний – в среднем 73 %.
Я иду на урок с надеждой пробудить интерес учеников, с ожиданием новых открытий и непредвзятых детских суждений, с желанием поделиться своими находками и размышлениями. Иногда представляю себя дирижером большого оркестра, в котором важен каждый, пусть не всегда умелый, музыкальный голос. Я стремлюсь сохранить и развить в своих учениках чувство собственного достоинства, которое не позволит им «уронить» себя, и стараюсь организовать работу так, чтобы дети осознали: мнение каждого значимо, каждый на уроке интересен и нужен.
Главное в профессии для меня – «разбудить» в каждом ученике человека, помочь сформироваться его личности, а сделать это, по-моему, можно только тогда, когда «душа с душою говорит». Конечно, нужно учить детей писать и читать, считать и говорить, общаться на иностранном языке. Кому-то, несомненно, потребуется знание закона Буравчика и таблицы Менделеева. И этому педагог должен учить, это его обязанность. Но никто не сможет обязать нас работать с душой ребёнка, бережно взращивать личность, способную строить собственную иерархию ценностей. Ценности учителя проявляются в его личности, его взглядах, вкусах, пристрастиях и, рано или поздно, отражаются в детях. Учитель состоялся как профессионал и личность, если он способен «открыть» ребенка для общения, понять интересы и потребности своих учеников, разбудить их самосознание, развить самостоятельность и ответственность, внушить веру в себя.