методические приёмы и технологии современного урока
учебно-методический материал по биологии на тему

Меньшакова Светлана Васильевна

 В работе представлены методические приёмы, которые  помогают учащимся активно рабтать на этапе урока "добывание знаний". Данные приёмы помогают учащимся быть активными деятелями, развивают интерес к предмету. (Обобщение личного опыта работы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_priyomy_i_tehnologii_sovremennogo_uroka.docx47.49 КБ

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход

в преподавании биологии:

(Методические приёмы и

технологии современного урока)

Учитель биологии  Меньшакова Светлана Васильевна

Высшая квалификационная категория

МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»

с. Ильинско – Подомское

Вилегодский район

Архангельская область

.

Методические приёмы и технологии современного урока.

Системно – деятельностный подход в преподавании биологии.

Деятельностный подход – организованная  деятельность ученика на уроке и во внеурочное время.

На современном уроке:

Учитель:- координатор деятельности, управляет процессом обучения, а не передаёт знания в готовом виде.

 Ученик:- самостоятельно добывает знания, при помощи продуманных учителем заданий, задач, опытов. Ученик – становится  субъектом учебной деятельности, становиться активной личностью. Такой ученик умеет ставить цели и достигать их, а также самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Этапы урока при системно – деятельностном подходе такие:

1)Мотивация

2)Целеполагание

3)Добывание  знаний

4)Рефлексия

Я хочу показать, какие методические приёмы  использую,  на этапе «добывания  знаний».

  1. Работа с таблицами:

А) распределить признаки:

Например: 8 класс: Тема «функции толстого и тонкого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени».

Раздаю готовые таблицы и перечень функций разных отделов, учащиеся должны при помощи учебника распределить функции в соответствующие графы таблицы.(Чтобы было легче, читаем раздел: печень и её роль, подчёркиваем карандашиком функции печени, им остаётся прочитать самим раздел толстая кишка, найти её функции и распределить оставшиеся функции.

Функции 12-ти пёрстной кишки

1.

2.

3.

Функции тонкой кишки

1.

2.

Функции печени

1.

2

3.

4.

5.

6.

Функции толстой кишки (и слепой кишки)

1.

2.

3.

- всасывание аминокислот и белков в кровь

- отделение воды от непереваренных остатков пищи

- вырабатывает желчь

- расщепление жиров под воздействием желчи

- синтез аминокислот

- всасывание воды в кровь

- всасывание глицерина и жирных кислот в лимфатические сосуды кишечных ворсинок

- извлечение и обезвреживание вредных веществ

- задерживается избыток глюкозы и превращается в гликоген

- расщепление белков под действием трипсина

- разрушение эритроцитов

- живут микроорганизмы, разрушающие клетчатку и другие трудноперевариваемые вещества растительной пищи

- расщепление белков, жиров и углеводов под воздействием ферментов

 - ядовитые соли аммония преобразуются в мочевину, менее токсичное вещество

Б) вычеркнуть ненужное, оставить нужное

Например:  8 класс: форменные элементы крови.

Раздаю готовые таблицы, в которых все столбики заполнены одинаковым текстом. Нужно, прочитать раздел в параграфе и оставить нужные характеристики (предложения), а ненужное зачеркнуть.

характеристика

эритроциты

лейкоциты

тромбоциты

функция

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют  Фагоцитоз.

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют Фагоцитоз.

1.Транспортируют кислород к тканям, а углекислый газ к лёгким.

2.Распознают и уничтожают чужеродные соединения и клетки, попавшие в организм.

3.Участвуют в свёртывании крови.

4. Осуществляют Фагоцитоз.

строение

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

1. Красные клетки

2. бесцветные клетки с ядром

3. двояковогнутые диски

4. кровяные пластинки

5. содержат гемоглобин

6. нет ядра

количество в 1 мм3

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

250 - 350 тыс.

4 - 5 млн.

4 -8 тыс.

продолжительность жизни

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

3 – 5 суток

120 – 130 суток

5 – 7 суток

образуются

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

1.головной мозг

2.спинной мозг

3.красный костный мозг

4.жёлтый костный мозг

В) усложнённые таблицы с двумя или несколькими заданиями

Например: 7 класс: 1)распределить признаки и написать представителей;

2)вычеркнуть ненужные признаки, написать представителей, вклеить (нарисовать) картинку животного каждого отряда.

Отряд

Общие признаки отряда

Представители

1.Однопроходные

1. на брюхе есть складка кожи -«сумка»

2.  слышат в 10 раз лучше человека

3. температура тела непостоянная

4. откладывают яйца

1.

2.

3.

2.Сумчатые

1.  кожистая перепонка между передними и задними конечностями и хвостом

2. детёныши рождаются недоразвитыми, беспомощными

3. слышат в 10 раз лучше человека

4. самозатачивающиеся зубы

5. на брюхе есть складка кожи -«сумка»

1.

2.

3.

4.

5.

3. Насекомоядные

1. самозатачивающиеся зубы

2. вытянутая мордочка, заканчивается хоботком

3. две пары резцов на верхней челюсти расположены в два ряда

4. короткий шёрстный покров

5. древние млекопитающие

1.

2.

3.

4.

5.

4. Рукокрылые

1. кожистая перепонка между передними и задними конечностями и хвостом

2.  откладывают яйца

3.  во время сна понижается температура тела

4. плохо развито зрение

5. ориентируются в полёте при помощи ультразвуков (эхолокация)

6. слышат в 10 раз лучше человека

7. способны к полёту

1.

2.

3.

4.

5.

5. Грызуны

1. вытянутая мордочка, заканчивается хоботком

2.по два резца на верхней и нижней челюсти

3.  слышат в 10 раз лучше человека

4.  высокая плодовитость, быстрый рост

5. самозатачивающиеся зубы

1.

2.

3.

4.

5.

6. Зайцеобразные

1. во время сна понижается температура тела

2.две пары резцов на верхней челюсти расположены в два ряда

3. откладывают яйца

4. резцы и коренные зубы растут в течение всей жизни

5. плохо развито зрение

1.

2.

3.

4.

5.

Такие задания хороши ещё и тем, что их легко оценивать, кто только поработал с признаками –«3», кто поработал с признаками и представителями – «4», а кто сделал всё, получает «5». (на уроке не успевают, берут домой)

Г) заполнить таблицу при помощи учебника + дополнительной информации

Археоптерикс   (150млн.лет)

Сходство с рептилиями

Сходство с птицами

Например: 7 класс: найди у археоптерикса сходство с рептилиями в учебнике, а сходство с птицами в дополнительной литературе (выдаю текст из биологической энциклопедии . (Такого рода таблицы часто задаю домой: на уроке ищут ту информацию, которая есть в учебнике, а второй столбец таблицы – заполнить дома при помощи дополнит. информации.)

2.Кроссворды

1

р

2

а

3

з

4

м

5

н

6

о

7

ж

8

е

9

н

10

и

11

е

А) кроссворд по новой теме

Например: 7 класс тема «Размножение» П. 46

Учащиеся читают материал параграфа, разгадывают кроссворд.

        

Б) кроссворд на закрепление или Д/З.

Например: 7 класс: тема «Эволюция систем органов»

Задание: разгадайте кроссворд, из букв в выделенных клетках составьте название животного. Далее можно усложнить задание. Назовите, к какому типу относится животное. И т.д.

1

2

3

4

5

6

7

8

         1.наружный слой кожи позвоночных животных.

         2.процесс измельчения переваривания пищи и всасывания питательных веществ.

         3.длинный упругий эластичный тяж вдоль всего тела.

         4.животные, которые активны круглый год.

         5. в этом типе животных впервые появилось сердце.

         6.класс типа хордовых, у которых есть воздушные мешки.

         7. самое примитивное движение животных.

         8. продолжительность жизни этого животного – 24 часа.

В) кроссворды для мотивации

Разгадайте кроссворд, из букв в выделенных клетках составьте слово. Это будет тема нашего урока. (в данном случае - тема: лишайники)

3

1

?1

9

2

5

4

?7

6?5

?3

в

о

д

о

р

о

7с

8л

и

?2

?4

?9

?6

?8

  1. Работа по карточкам

А) задания  - дописать предложения

Например: 10 класс тема «История развития генетики», выдаю заготовленные карточки, на которых написано определение и оставлено место для определения. Т.к. материал знаком из 9 класса, то предлагаю самостоятельно вспомнить и дописать предложения.

Такие карточки учащиеся вклеивают в тетрадь и на других уроках могут легко воспользоваться ими.

Б) задания с пропуском слов

Например 10 класс (профиль)

1.Диффузия – транспорт веществ по градиенту концентра-ции, т.е. из области  с ………………… концентрацией в область с …………………. концентрацией

2. Осмос – это транспорт молекул …………

3.Гипертонический раствор – раствор, в котором концен-трация солей …………..0,9 %

4.Физиологический раствор - раствор, в котором концен-трация солей …………..0,9 %

5. Гипотонический раствор - раствор, в котором концен-трация солей …………..0,9 %

6. Плазмолиз – это отделение цитоплазмы от «оболочки» клетки, при помещении клетки в …………………………… раствор

7.Физиологический раствор = ……………………………… раствор

8. Если нервную клетку (нейрон) поместить в гиперто-нический раствор, то нейрон ………………… и …………….

9. Если эритроцит поместить в гипотонический раствор, то он…………………….. и …………………………..

В) комбинированные карточки (наподобие модульной технологии, только я упростила для экономии времени)

В карточках находятся пошаговые задания и таблицы, например, вычеркнуть ненужное… и т.д.

Например 10 класс (профиль) тема «Хемосинтез»

ХЕМОСИНТЕЗ

1.Хемосинтез -     ____________________________________________________

2.Хемосинтез открыл в _______году______________________________________

3.Хемосинтетиками = (Хемотрофами) являются ________________________

4.У бактерий синтез орг.веществ  происходит на __________________________

5.Хемосинтезирующие бактерии (зачеркнуть ненужное, оставить нужное)

NO3 - бактерии

Fe - бактерии

S - бактерии

Н - бактерии

Предста

вители

бежиатоа

нитрозомонас

тиотрикс

кренотрикс

нитробактер

лептотрикс

бежиатоа

нитрозомонас

тиотрикс

кренотрикс

нитробактер

лептотрикс

бежиатоа

нитрозомонас

тиотрикс

кренотрикс

нитробактер

лептотрикс

бежиатоа

нитрозомонас

тиотрикс

кренотрикс

нитробактер

лептотрикс

обитают

-почва,

-воды Чёрного моря

-болота

-почва,

-воды Чёрного моря

-болота

-почва,

-воды Чёрного моря

-болота

-почва,

-воды Чёрного моря

-болота

Продукты

реакций

-вода

-сера

-железная

руда

-серная кислота

-нитриты

-нитраты

-вода

-сера

-железная

руда

-серная кислота

-нитриты

-нитраты

-вода

-сера

-железная

руда

-серная кислота

-нитриты

-нитраты

-вода

-сера

-железная

руда

-серная кислота

-нитриты

-нитраты

Дыхание

-анаэробы

-аэробы

-анаэробы

-аэробы

-анаэробы

-аэробы

-анаэробы

-аэробы

6. Сравнение фотосинтеза и хемосинтеза

Критерии сравнения

фотосинтез

хемосинтез

У каких организмов происходит

Какой источник энергии используется

Какие образуются вещества

  1. Работа в группах (элементы технологии кейс метод)

Класс делиться на группы, выдаётся задание группе и «пакет с материалом по теме над которой работает группа», затем  учащиеся каждой группы выступают по своей теме, т.е. выступают в роли учителя.

Например: 7 класс обобщающий урок по теме «птицы»

1 группа

Особенности внешнего строения птиц в связи с полётом

  1. Выучить и показать по таблице «Внешнее строение птицы»
  2. Рассказать, как происходит Линька у птиц.
  3. Назвать черты приспособления  птиц  к полёту во внешнем строении.

2 группа

Особенности скелета птиц в связи с полётом

  1. Выучить и показать по таблице основные части скелета.
  2. Назвать особенности строения скелета в связи с полётом.

3 группа

Особенности внутреннего строения птиц

  1. Выучить и показать внутренние органы птиц.
  2. Назвать особенности внутренних органов в связи с полётом.

4 группа

Размножение и развитие птиц.

  1. Выучить и показать «строение яйца птицы»
  2. Рассказать чем отличатся выводковые и гнездовые птенцы.

5 группа

Роль птиц в природе и жизни человека.

6 группа

Происхождение птиц.

  1. Кто такой археоптерикс?
  2. Найти черты сходства археоптерикса с рептилиями и птицами.

  1. Видео ролики

Использую на уроках видео ролики, для повышения интереса учащихся.

Например: 9 класс тема «Борьба за существование». Сначала разбираем  виды борьбы и типы взаимоотношений, затем  на этапе закрепления предлагаю посмотреть несколько фильмов и заполнить соответствующую таблицу.

  1. Что бы это значило ?

Например: 5кл. Тема «Земля – наш дом». На доску записываю слова из параграфа, ребята активно включаются в поисковую работу на уроке, выбрают из текста параграфа, что обозначают эти цифры, слова.

  1. Презентации детей

На уроках использую презентации детей. Презентация ученика должна соответствовать плану. Пункты плана записываем вместе с домашним заданием. Презентации по заранее выданному плану получаются хорошими и подходят для объяснения нового материала.

Все эти методические приёмы помогают мне организовать учебную деятельность так, чтобы ученик на моих уроках был  активным деятелем процесса обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Эффективные методы и приёмы игровых технологий на уроках русского языка.

Среди современных педагогических технологий обучения детей творчеству и формирования активной личности ведущее место  занимают игровые технологии.Игровая форма занятий создаётся при помощи игровы...

Методический бюллетень. Требования к современному уроку математики с применением новых технологий

В данной работе рассмотрены основные требования к современному уроку. К работе  прилагаются некоторые темы дисциплины "Математика" с применением новых технологий: Урок по теме «Показательные...

Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках

Описание методических приемов  и технологии развития критического мышления учащихся на уроках математики (из опыта работы)....

Методы и приёмы работы на современном уроке музыки.

Приёмы работы, применяемые на уроках музыки....

Статья "Реализация методических принципов обучения на современном уроке английского при использовании компьютерных технологий"

Реализация методических принципов обучения на современном уроке английского при использовании компьютерных технологий...