Илья Ильич Мечников. Биография.
презентация к уроку по биологии на тему
Материал для секции гимназической научно-практической конференции "В науку шаг за шагом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mechnikov.pptx | 508.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биография Илья Ильич Мечников родился 3(15) мая 1845 года в деревне Ивановка, расположенной на Украине, неподалёку от Харькова. Его отец Илья Иванович был офицером войск царской охраны в Санкт-Петербурге, а мать Эмилия была дочерью богатого еврейского публициста и просветителя.
В 1856 Мечников поступил сразу во 2-й класс харьковской гимназии, которую окончил с золотой медалью. По окончании гимназии Мечников отправился учиться в Германию, но обескураженный холодным приемом со стороны русских студентов и квартирных хозяев, сразу же вернулся в Россию и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета. Из поездки Мечников привез «Происхождение видов» Дарвина — книгу, оказавшую большое влияние на формирование его эволюционно-материалистических взглядов.
Научная деятельность Четырехлетний университетский курс Мечников прошел за два года. К этому времени 19-летний кандидат наук под влиянием Дарвина определил своей научной целью поиски промежуточных форм между различными группами беспозвоночных. В 1864 он уезжает за границу и сначала работает на о. Гельголанд в Северном море. Затем осенью того же года он переберается в Гисенский университет, в лабораторию Р. Лейкарта .
В 1865 Мечников переезжает для продолжения исследований в Неаполь, где познакомился с А.О. Ковалевским. Знакомство, переросшее в многолетнюю дружбу, определило направление научной деятельности Мечникова, положило начало эволюционной эмбриологии. С 1870 по 1882 Мечников — ординарный профессор кафедры зоологии и сравнительной анатомии Новороссийского университета в Одессе. Выйдя в отставку он организовывает в Одессе частную лабораторию, первую русскую бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями.
В 1887покинул Россию и переехал в Париж, где ему была предоставлена лаборатория в созданном Луи Пастером институте. С 1905 он становится заместителем директора этого института. Илья Ильич Мечников был избран членом многих академий и научных сообществ, в том числе почетным членом Петербургской АН (1902), а в 1908, совместно с П. Эрлихом , получил Нобелевскую премию за работы по иммунитету.
Фагоцитарная теория Однажды, когда Мечников наблюдал под микроскопом за подвижными клетками (амебоцитами) личинки морской звезды, ему пришла в голову мысль, что эти клетки, захватывающие и переваривающие органические частицы, не только участвуют в пищеварении, но и выполняют в организме защитную функцию. Это предположение Мечников подтвердил простым и убедительным экспериментом. Введя в тело прозрачной личинки шип розы, он через некоторое время увидел, что амебоциты скопились вокруг занозы. Клетки, которые либо поглощали, либо обволакивали инородные тела («вредных деятелей»), попавшие в организм, Мечников назвал фагоцитами, а само явление — фагоцитозом. В следующем, 1883 году, Мечников сделал на съезде естествоиспытателей и врачей в Одессе доклад «О целебных силах организма». Последующие 25 лет жизни он посвятил развитию фагоцитарной теории иммунитета .
Учение о воспалении Илья Ильич считал, что старость и смерть наступают у человека преждевременно, в результате самоотравления организма микробными и иными ядами. Наибольшее значение Мечников придавал в этом отношении кишечной флоре . На основе этих представлений ученый предложил ряд профилактических и гигиенических средств борьбы с самоотравлением организма ( стерилизаци пищи, ограничение потребления мяса, и др.). Конечной целью борьбы с преждевременной старостью Мечников считал ортобиоз — достижение «полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью» .
Основным средством в борьбе против старения и самоотравления организма человека Мечников считал болгарскую молочнокислую палочку — Lactobacillus delbrueckii subsp . bulgaricus . Он первый в мире оценил значение открытия болгарского студента Стамена Григорова . Ещё в 1905 Мечников, как директор Института Пастера, пригласил молодого болгарина в Париж, чтобы он прочёл лекцию о своем открытии перед светилами микробиологии того времени. Мечников лично повторил исследования Григорова, чтобы убедиться в их состоятельности. В 1908 была опубликована его статья « Несколько слов о кислом молоке » . Исследуя вопросы старения и собрав данные по 36 странам, Мечников установил, что самое большое количество «столетников» в Болгарии — 4 на 1000 человек. Он связал это с болгарским йогуртом. В своих трудах Мечников стал пропагандировать широкой общественности полезность болгарского йогурта. Сам он до конца жизни регулярно употреблял не только молочнокислые продукты, но и чистую культуру болгарской палочки.
Мечников создал русскую школу микробиологов и иммунологов, среди его учеников — А.М. Безредка , Л. А. Тарасевич , Д. К. ЗаболотныйЯ.Ю . Бардахи др. Кроме научных трудов, он оставил обширное литературное наследство — научно-популярные и научно-философские работы, вспоминания, статьи, переводы и др. Мечников верил, что с помощью науки и культуры человек в состоянии преодолеть противоречия человеческой природы (в том числе и между ранним половым созреванием и возрастом вступления в брак), подготовить себе счастливое существование и, при естественном переходе «инстинкта жизни» в «инстинкт смерти», — бесстрашный конец. Эти взгляды изложены в книгах «Этюды о природе человека» (рус. изд. 1903) и «Этюды оптимизма» (1907). Веря в безграничные возможности науки, «которая одна может вывести человечество на истинную дорогу», Мечников свое мировоззрение называл «рационализмом» («Сорок лет искания рационального мировоззрения», 1913). Религиозный, идеалистический строй мыслей и чувств был ему чужд. По политическим убеждениям Мечников был либералом, противником всякого насилия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 10 классе "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов"
Урок рассчитан на 2 часа....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов"
Презентация к уроку "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Обломов"....
Урок литературы в 10 классе "Илья Ильич Обломов...Кто он?"
Данный урок предусматривает анализ образа главного героя роман Обломова, истоки его поведения, его образа жизни....
Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме "Илья Ильич Обломов ... Кто он?" по произведению И. А. Гончарова "Обломов"
Данный урок построин в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание ...
Конспект урока по теме «Илья Ильич Обломов…Кто он?» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Данный урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии....
Урок литературы в 10 классе "Знакомство с Ильей Ильичом Обломовым" (по роману А.И.Гончарова "Обломов")
Основа проблемного урока – проблемный вопрос. Он предполагает выдвижение гипотез и совместную деятельность учителя и учеников по доказательству или опровержению этой гипотезы. Предлагаемый пробл...
Урок литературы в 10 классе по теме «Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов»
Презентация к уроку литературы...
Комментарии
Уважаемая Елена Валентиновна!
Уважаемая Елена Валентиновна! Ваша презентация, посвященная жизнедеятельности выдающегося русского ученого И.И. Мечникова, содержит очень познавательный материал, который можно использовать и на уроках истории России в 9-х, 11-х классах при изучении разделов "Развитие отечественной культуры в первой половине XX в.".