Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Конспект урока о причинах эволюции с презентацией - сокращенный вариант. Можно доработать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsor_darvin_o_prichinah.doc | 83.5 КБ |
7_kl_darvin_o_prichinah_evolyutsii_-.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия с использованием ЦОР (цифровые образовательные ресурсы)
Село: Тюбук
МОУ «Тюбукская СОШ № 3»
Учитель: Глазырина Г.М.
Класс: 7
Тема учебного занятия: «Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира»
Продолжительность учебного занятия: 45 минут
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Цели: Раскрыть понятие о наследственности, изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе как факторах эволюции
животного мира. Проконтролировать и откорректировать знания учащихся.
Развивать речевую деятельность учащихся; творческую деятельность. Развивать умения работать с текстом учебника.
Воспитание рефлексивных качеств личности. Формирование эволюционного мышления.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира».
Дидактические материалы к учебному занятию: тесты, критерии оценивания тестов.
Ход учебного занятия:
I этап: организационный
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
II этап Актуализация и проверка знаний | 5 мин | Обозначить тему урока силами учащихся; проверить и уточнить знания | Доказательства эволюции | Узнавать на рис. палеонтологические, эмбриональные доказательства; доказывать развитие органического мира | Методы стимулирования и мотивации учения | Индивидуальная, фронтальная и парная работа. Тестовый и устный контроль | Презентация слайды 2 - 6 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
- «Дайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?» - «Для того чтобы вспомнить и проверить как вы усвоили материал, ответим на вопросы. (имена) будут работать письменно. Напоминаю, что выполняете только одну, выбранную вами часть. Выполнив, сдаете на проверку (имена). А остальные работают все вместе устно». -1 «На основании, каких результатов исследований можно судить об эволюции животного мира? Что такое эволюция?» - 2 (слайд 1) Посмотрите на экран. Что здесь изображено и какая наука изучает это? Какие ископаемые останки позвоночных позволили выяснить происхождение птиц? - 3 (Слайд 2) Какие доказательства эволюции здесь изображены? Какая наука изучает эти доказательства? - 4 (слайд 3) Что изучает сравнительная анатомия? Какой сравнительно – анатомический материал свидетельствует о родстве различных представителей позвоночных животных? - 5 Какие органы называют гомологичными? Приведите примеры. Давайте проверим (слайд4) - 6 Что такое рудименты и атавизмы? Приведите примеры. - 7 (слайд 5)Почему крылья птицы и ласты дельфина считают гомологичными органами, а крыло бабочки и крыло птицы аналогичными органами? Ну что, справились отлично (хорошо)… | - «Об эволюции, доказательствах эволюции» Письменно выполняют тестовые задания, устно отвечают на вопросы. Выполненные тесты сдаются одноклассникам, которые по критериям выставляют оценку. - «На основании палеонтологических данных можно судить об эволюции животного мира. Эволюция – историческое развитие органического мира». Отпечатки. Окаменелости. Палеонтология – наука о вымерших животных Археоптерикс; и предки птиц, которые имели скелет близкий по строению с современными птицами Сравнение зародышей позвоночных. Эмбриология – наука, изучающая зародышевое развитие. - сравнительную характеристику строения. Например, скелет позвоночных имеет сходное строение, это говорит о единстве происхождения. -органы, имеющие одинаковое строение и происхождение, но выполняющие разные функции: крыло птицы и рука обезьяны и др. -органы, утратившие свои функции - признаки предков Т.к. крыло птицы и бабочки имеют разное строение и происхождение. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
III этап Изучение нового материала | 35 мин | Знакомство с жизнедеятельностью Ч.Дарвина; с причинами эволюции | Причины эволюции | Работать с дополнительными источниками информации, делать краткие сообщения | Объяснительно-иллюстративный Самостоятельная работа. | Фронтальная и групповая работа, самостоятельная работа | Презентация слайды 7 - 17 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1 Введение в тему (1 мин) Мы с вами уже знакомы с доказательствами эволюции, ранее изучили, как эволюционировали, т.е. изменялись системы органов у животных. Что еще мы можем изучать, рассматривая эволюцию животного мира? Совершено верно (или можно сказать и так…). Сегодня мы поговорим о причинах эволюции. Тема урока. Запишите. Отталкиваясь от темы, попробуйте сформулировать основные цели урока». Учитель на доске кратко записывает на доске: (1. Ч.Дарвин. 2. Причины эволюции). 2. Вступительное слово учителя (4 мин) « - Каковы причины многообразия животного мира? - Всегда ли животный мир был такой как сейчас? Много лет господствовало религиозное учение о сотворении всего живого на Земле Богом, о неизменности и постоянстве видов животных. Объяснить многообразие животного мира пытались многие ученые и философы - Эмпедокл, Аристотель, Карл Линней, Жан Батист Ламарк. Античные философы – Эмпедокл, Аристотель – высказывали идеи об изменяемости окружающего мира и об исторических преобразованиях организмов. К. Линней придерживался религиозных взглядов. Первоначально он считал, что каждый вид оставался неизменным со дня сотворения, но позднее он заметил, что могут возникать новые виды. Ж.Б.Ламарк – является создателем первой эволюционной теории, в которой были неточности. Глубокое научное объяснение изменениям и развитию животного мира дал английский ученый Ч. Дарвин. Сейчас мы послушаем сообщения о жизни и деятельности Ч.Дарвина». 3. Основные положения эволюционного учения 2 мин) «В результате своей многолетней работы Ч.Дарвин сформулировал положения эволюционной теории. Он отметил. Что свойствами всех живых организмов являются наследственность и изменчивость. Так, например, у кошки рождаются котята, а у медведя – медвежата, т.е. видовые признаки передаются по наследству. Но в то же время котята могут быть разными по окраске, размерам, длине шерсти – это и есть изменчивость. Дарвин говорил о том, что все виды животных стремятся воспроизвести многочисленное потомство, но большая часть его не выживает по тем или иным причинам. Здесь большую роль играет борьба за существование. В ходе борьбы за пищу, свет, тепло выживают те особи, которые наиболее приспособлены к условиям. Таким образом, борьба за выживание приводит к естественному отбору. В конечном итоге могут сформироваться новые виды. Что не понятно на данном этапе? Отметьте положения в тетради. Так что же такое наследственность? запишите определение в печатной тетради № 1 на стр. 128. 4. Самостоятельная работа с учебником(28 мин: 18+ 10) Чтобы подробнее узнать о других причинах эволюции поработаем по учебнику (слайд 6). Работаем по вариантам. Внимательно читайте задания. Закончили. Давайте посмотрим, что же такое изменчивость и какая она бывает. определение запишите в тетрадь. Изменчивость бывает наследственная и ненаследственная или неопределенная и определенная. Определенная – т.е. можно определить причины изменений, они как правило, внешние (например, изменение температуры или количество корма) и признаки эти не передаются по наследству. Мы говорим, ненаследственная изменчивость. Неопределенная изменчивость – ее причины определить сложно и новые признаки передаются по наследству – наследственная изменчивость. Чтобы запомнить, можно провести аналогию (написать на доске: наследственная и. ненаследственная и. неопределенная и. определенная и.). Вам необходимо знать, что изменчивость бывает наследственная и ненаследственная и что это означает. Всем понятен материал? Тогда поговорим о БЗС запишите определение. Что такое естественный отбор? Запишите». | Учащиеся пытаются предположить, что будет на уроке. Записывают тему в тетрадь. - познакомиться с Ч.Дарвином и его жизнедеятельностью - выяснить причины эволюции животного мира Сообщения учащихся Записывают в тетрадь Учащиеся отвечают Самостоятельная работа учащихся с учебником. Рассказ учащихся Записывают (№ 2 стр.128) Рассказ учащихся Записывают Рассказ записывают |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
IV этап Закрепление | 1 мин | Закрепить и уточнить новые знания | Причины эволюции по Дарвину | Перенос знаний в незнакомую ситуацию | Беседа | Фронтальная работа | Презентация - слайд 18 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
«Мы сейчас проговорили причины эволюции по Дарвину. (слайд 7 частьI) Давайте проверим. Все ли причины назвали.(открываю по одному). | Учащиеся называют |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
V этап Выводы | 1 мин | Проверить насколько учащиеся умеют делать выводы | Естественный отбор – основная движущая сила эволюции | Обобщать знания | Частично - поисковый | Индивидуальная, фронтальная. | Презентация слайд 19 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
«Мы выяснили, что же является причинами эволюции». (слайд 8 часть I чуть позже II) учитель читает. IIIчасть | Возможно – естественный отбор, т.к. именно естественный отбор оставляет лучших и в результате могут появиться новые виды. |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VI этап Рефлексия и итоги урока | 2 мин | Переосмысление опыта учащимися | Оценивать свой опыт | Методы стимулирования | Индивидуальная работа | Презентация слайд 20 | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
«Ну что ж, молодцы. Вспомните цели нашего урока и скажите, смогли мы их решить или нет. А сейчас прошу вас ответить на вопросы За работу на уроке получили отлично---------- хорошо ---------- а за тесты оценки скажут (имена) Откройте дневники, поставьте оценки и запишите д/з». | Идет рефлексия Записывают в дневники |
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые цифровые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
VII Домашнее задание | 1 мин | Повторение изученного материала | Движущие силы эволюции | Давать определения понятиям; работать в power Point | Методы организации учебно-познавательной деятельности | Индивидуальная | Презентация слайд 21 |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
(слайд 9) Комментарий. | Записывают в дневники |
Список литературы и цифровых носителей, использованных при подготовке к уроку.
- диск «Биология 1С репетитор»
- диск «БЭНП Биология 6 – 9»
- диск «Открытая биология»
- Захарова Н.Ю. Тесты по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные 7 класс». – М.: Экзамен, - 2006. – 126.
- Ишкина И.Ф. Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина. – Волгоград: Учитель – АСТ, - 2002. – с.124.
- Латюшин В.В. Рабочая тетрадь Биология 7.- М.: Дрофа, - 2006. – с. 141.
- Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные 7 класс.- М.: Дрофа, - 2002. – с. 304.
- Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс. – М.: Экзамен, - 2006. – с.158.
- Пепеляева О.П., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии к учебникам А.И. Никишова, В.М. Константинова, В.В. Латюшина. – М.: Вако, - 2006. – с.432.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание для самостоятельной работы Прочтите текст на стр. 257 Выясните, что такое изменчивость Какие формы изменчивости выделял Ч.Дарвин Составьте краткий рассказ по теме (5 – 6 предложений) Прочтите текст на стр. 258 Выясните, что такое борьба за существование и естественный отбор Составьте два небольших рассказа (3 – 4 предложения)
Какие причины эволюции животного мира называл Ч.Дарвин ? - изменчивость - наследственность - борьба за существование - естественный отбор
Что Ч.Дарвин считал основной движущей силой эволюции ? естественный отбор Как вы думаете почему ?
Домашнее задание Изучить § 50, проработать определения В рабочей тетради выполнить № 4 на стр. 128 По желанию создать слайды, разъясняющие основные причины эволюции (1 – 2 слайда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
самостоятельная работа к уроку "Эволюция животного мира" 7 класс
Урок по программе И.Н. Пономаревой для учащихся 7 класса. Тема "эволюционное учение" семиклассникам дается нелегко, да и изучается она в конце учебного года, , ...
Доказательства эволюции животного мира на Земле
Попытки понять, как возникли растения и животные на Земле, почему они так разнообразны, появились у людей в глубокой древности. Долгое время господствовали религиозные взгляды на природу, согласно кот...
Презентация по биологии 7 класс на тему "Чарльз Дарвин. Причины эволюции"
Представленнные в презентации материалы помогут наглядно показать обучающимся основные движущие силы эволюции....
Тест для 11 класса.Место человека в cистеме животного мира. Эволюция человека.
Тест для 11 класса.Место человека в cистеме животного мира. Эволюция человека....
урок биологии 7 класс "Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира
Учащимся предалагется план изучения материала с использованием видеурока и презентации,закрепеление изученного с помощью выполнения теста...
Презентация по биологии 7 класс "Законы России об охране животного мира. Рациональное использование животного мира."
Данная презентация разработана для учащихся 7 класса как вспомогательный материал изучения при дистанциооном образовании....
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА»,8 класс
ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОТНОГО МИРА»,8 класс...