Рабочая программа по биоогиии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

 Рабочая программа по биологии 8 кл. 2 ч. в нделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_9_kl_biologiya.doc349 КБ

Предварительный просмотр:

                               

«Рассмотрена»

На заседании ШМО учителей

Естественно-математического цикла

Руководитель ШМО

_________ /В. П. Тимофеева/

Протокол № ___

от «___» ___________2015 г.

«Согласована»

Заместитель директора по УР МБОУ» СОШ с. Нижняя Русь»

__________ /Т. Н. Раимова/

 от «___» ___________2015 г.

  «Утверждена»

Директор МБОУ «СОШ

с. Нижняя Русь»

 

_________ /И.З.Гайнутдинов/

Приказ № _____

  от «____»__________2015 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь»

Кукморского муниципального района Республики Татарстан

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  биологии для 9 класса

Тимофеевой Валентины Петровны

учителя  высшей квалификационной категории

 

2015 – 2016 учебный год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Рабочая программа по биологии для 9 класса  составлена на основе:

  • Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273 - РФ
  •  Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);
  •  федерального компонента государственных стандарта  основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 108;
  •  программы основного общего образования по биологии для 6 - 9 класса (авторы В.В. Пасечник, В.В .Латюшин, В.М. Пакулова) (сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:Дрофа, 2006.);
  • Биология. 5 – 11 классы : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, /авт. сост. Г.М. Пальдяева /- М. ; Дрофа, 2011. – 92, с.;
  • Образовательной программы МБОУ «СОШ  с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ;
  • учебного плана   муниципального бюджетного  образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год.

      Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Каменский, Е.М. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс, - М.: Дрофа, 2009. – 303, с. : ил.

 По учебному плану  муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь»  Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год  на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов,  2 час в неделю. Резервное время использовано на проведение обобщающих уроков.

Изучение биологии в 9 классе  направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Учебно - тематический план

№ п/п

 Наименование раздела

Количество   часов

Уроков

  Лабораторных работ

Контрольных р., зачетов

1

 Биология как наука. Методы биологии.

3

2

Уровни организации живой природы

43

3

2

3

Эволюция органического мира

15

1

4

Основы экологии

7

1

1

Всего

68

4

4

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности организма человека, его строение, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; органы и системы органов человека, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний. вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ – инфекции,  вредных привычек
  • оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведение наблюдений за состоянием собственного здоровья

 

  Использованная литература:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник ,Введение в общую биологию и экологию. 9  класс. - М.: Дрофа, 2009.
  2.  Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника /авт. сост. И. В. Лысенко – Волгоград: Учитель, 2009. – 217 с.

Дополнительная литература:

  1. Н.И. Сонин. Биология Общие закономерности, М, Дрофа, 2002
  2.  Биология. 9 класс. Тематические  тестовые задания для подготовки к ГИА / авт.-сост. С. Б. Циклов. – Ярославль: Академия развития, 2012. - 224 с. : ил., М, .
  3. А.В. Онищенко Биология в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс» .2008
  4. И.Р. Мухаметжанов. Тесты. Зачеты, блицопросы, по биологии: 10- 11 классы – М.: ВАКО, 2011
  5. Электронные наглядные пособия,. Биология 6 – 9 класс.
  6. Электронное издание, Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

Календарно-тематический  план

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

 

Примечание

календарная

фактическая

 Биология как наука. Методы биологии.

3

1.1

Биология - наука о жизни. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1

03.09

2.2

Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение\. Описание и измерение биологических объектов.

1

07.09

3.3

Сущность жизни и свойства живого. Значение биологической науки в деятельности человека.

.

1

10.09

1. Уровни организации живой природы

43

  1. Молекулярный уровень

8

4.1

Качественный скачок от неживой к живой природе. Общая характеристика. Неорганические вещества.

1

14.09

5.2

Углеводы. Липиды.

1

17.09

6.3

Состав и строение белков.

1

21.09

7.4

Функции белков.

1

28.09

8.5

Нуклеиновые кислоты.

1

01.10

9.6

АТФ и другие органические соединения.

1

05.10

10.7

Биологические катализаторы.

1

08.10

11.8

Вирусы

1

12.10

  1. Клеточный уровень

13

12.1

Основные положения клеточной теории.

1

15.10

13.2

Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана.

1

19.10

14.3

Ядро.                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

1

22.10

15.4

Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи.

1

26.10

16.5

Органоиды клетки: митохондрии и пластиды.

1

29.10

17.6

Различия в строении  эукариот и прокариот. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».

1

09.11

18.7

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

12.11

19.8

Энергетический обмен в клетке.

1

16.11

20.9

Питание клетки. Гетеротрофы

1

19.11

21.10

Фотосинтез. Хемосинтез

1

23.11

22.11

Синтез белков в клетке.

1

26.11

23.12

Деление клетки. Митоз.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

1

30.11

24.13

Зачет 1 по теме: «Клеточный уровень».

1

03.12

1.3  Организменный уровень

13

25.1

Бесполое размножение организмов

.

1

07.12

26.2

Половое размножение организмов. Оплодотворение.

1

10.12

27.3

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

14.12

28.4

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

17.12

29.5

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1

21.12

30.6

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

24.12

Испр.

31.7

Сцепленное наследование признаков.  Закон Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов.

1

32.8

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

33.9

Закономерности изменчивости: модификационная  изменчивость. Норма реакции.

1

34.10

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов».

1

15.01

35.11

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1

16.01

36.12

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов

1

22.01

37.13

Зачет 2 по теме «Организменный уровень»

1

23.01

1.4 Популяционно-видовой уровень

2

38.1

Критерии вида. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида».

1

29.01

39.2

Структура вида. Популяции – структурная единица вида, единица эволюции. Биологическая классификация.

1

30.01

1.5  Экосистемный уровень

4

40.1

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

05.02

41.2

Состав и структура сообщества. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Пищевые связи в экосистемах.

1

06.02

42.3

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.

1

12.02

43.4

Саморазвитие экосистемы.

1

13.02

1.6  Биосферный уровень

3

44.1

Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Среды жизни.

1

19.02.

45.2

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

1

20.02

46.3

Зачет 3 по теме «Популяционно - видовой,  экосистемный, биосферный уровни»

1

26.02

2.Эволюция органического мира

15

2.1 Основы учения об эволюции  

9

47.1

Развитие эволюционного учения              Ч. Дарвина. Основные положения теории эволюции.

1

27..02

48.2

Движущие силы эволюции: наследственность и изменчивость организмов.

1

05.03

49.3

 Движущие силы эволюции:

Борьба за существование и естественный отбор.

1

06.03

50.4

  Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

1

12.03

51.5

Формы естественного отбора.

1

13.03

52.6

Изолирующие механизмы.

1

19.03

53.7

Микроэволюция – образование видов. Видообразование.

1

20.03

54.8

Макроэволюция.

1

02.04

55.9

Основные закономерности эволюции. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

1

03.04

2.2 Возникновение и развитие жизни на Земле

6

56.1

Взгляды, гипотеза и теории о происхождении жизни.

1

09.04

57.2

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна.

1

10.04

58.3

Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

1

16.04

59.4

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.

1

17.04

60.5

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1

23.04

61.6

Развитие жизни в мезозое, кайнозое.

 

1

24.04

3.  Основы экологии

7

3.1 Организм и среда

4

62.1

Среда – источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы и влияние их на организмы. Условия среды.

1

30..04

63.2

Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы.

1

01.05

64.3

Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Лабораторная работа № 4 «Выявление приспособленности к среде обитания».

1

07.05

65.4

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

1

08.05

3.2 Биосфера и человек

3

66.1

 Промежуточная аттестация (тестирование)

1

14.05

67.2

Эволюция биосферы.

Экскурсия «Причины многообразия видов в природе»

1

15..05

68.3

 Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Последствия деятельности человека в экосистемах.  

1

21.05

Содержание курса

Введение (3 часа)

      Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

      Демонстрации: портреты ученых-биологов.

Раздел 1. Уровни организации живой природы (43 час)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (8 часов) 

Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный  уровень (13 часов)

      Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.  Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

      Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

      Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.

      Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

      Биосинтез белков. Гены и хромосомы. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

      Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

      Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки.

Лабораторная работа №1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный  уровень (13часов)

      Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

      Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

      Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

      Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.

    Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

      Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

      Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

      Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость (наследственная изменчивость). Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

      Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

      Фенотипическая, или модификационная (ненаследственная) изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

      Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

      Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.

     Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления, живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Лабораторная работа №2 Выявление изменчивости организмов.

 Тема 1.4. Популяционно- видовой  уровень (2 часа)

 Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Лабораторная работа №3 Изучение морфологического критерия вида

Тема 1.5. Экосистемный уровень (4 часа)

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.

Движущие силы и результаты эволюции.

Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)

      Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

      Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

Раздел 2. Эволюция органического мира (15 часов)

Тема 2.1. Основы учения об эволюции (9 часов)

   Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

      Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

      Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

      Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

      Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Тема2.2. Возникновение и развитие жизни на Земле  (6 часов)

      Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

      Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Раздел 3. Основы экологии (7 часов)

Тема 3.1.Организм и среда (4 часа)

   Среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Условия среды. Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. Адаптации организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

Лабораторная работа № 4 Выявление приспособленности к среде обитания.

Тема3.2. Биосфера и человек (3 часа)

Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.

Учебно- тематический план

№ п/п

Тема

Количество   часов

Уроков

  лабораторных работ

Зачетов

1

Биология как наука. Методы биологии.

3

2

Уровни организации живой природы

43

3

2

3

Эволюция органического мира

15

1

4

Основы экологии

7

1

1

Итого

68

                   4

4

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Использованная литература:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
  2.  программы среднего (полного) общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:Дрофа, 2006.).

 

Учебно – методический комплект:

  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник ,Введение в общую биологию и экологию. 9  класс. - М.: Дрофа, 2009.
  2. О.А. Пепеляева, И.В. Сунцов, Поурочное планирование по биологии. М, Вако, 2009

Дополнительная литература:

  1. Н.И. Сонин. Биология Общие закономерности, М, Дрофа, 2002
  2. Тесты. Биология. 9 класс, Центр тестирования, М, Век книги, 2001
  3. Биология в школе. Биология для школьников.
  4. Т.С. Сухова, Биология. 6-11 классы, М, Дрофа, 2002
  5. А.В. Онищенко Биология в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс» .2008
  6. И.Р. Мухаметжанов. Тесты. Зачеты, блицопросы, по биологии: 10- 11 классы – М.: ВАКО, 2011
  7. Г.И. Лернер ГИА 2008. Биология. Сборник заданий : 9 класс – М.: ЭКСМО, 2008
  8. Электронные наглядные пособия,. Биология 6 – 9 класс.
  9. Электронное издание, Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс
  10. Репетитор. Биология. Весь школьный курс, 2001

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru       www.bio.nature.ru       

www.edios.ru                www.km.ru/educftion

 

Календарно-тематическое  планирование ( биология 9 кл.)

урока

Тема урока

Количество часов

Срок  календарный

Срок фактический

Примечание

Введение

3

1

Биология - наука о жизни.

1

2

Методы исследования биологии.

1

3

Сущность жизни и свойства живого

.

1

1. Уровни организации живой материи

43

  1. Молекулярный уровень

8

4

Общая характеристика. Неорганические вещества.

1

5

Углеводы. Липиды.

1

6

Состав и строение белков.

1

7

Функции белков.

1

8

Нуклеиновые кислоты.

1

9

АТФ и другие органические соединения.

1

10

Биологические катализаторы.

1

11

Вирусы

1

  1. Клеточный уровень

13

12

Основные положения клеточной теории.

1

13

Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

1

14

Ядро.                                                              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

1

15

Органоиды клеток.

1

16

Органоиды клеток. Митохондрии и пластиды.

1

17

Различия в строении  эукариот и прокариот. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом».

1

18

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

1

19

Энергетический обмен в клетке.

1

20

Питание клетки. Гетеротрофы

1

21

Фотосинтез. Хемосинтез

1

22

Синтез белков в клетке.

1

23

Деление клетки. Митоз.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

1

24

Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень».

1

1.3 Организменный уровень

13

25

Бесполое размножение организмов

.

1

26

Половое размножение организмов. Оплодотворение.

1

27

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

1

28

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

1

29

Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание.

1

30

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

1

31

Сцепленное наследование признаков.  Закон Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов.

1

32

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

1

33

Закономерности изменчивости: модификационная  изменчивость. Норма реакции.

1

34

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов».

1

35

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

1

36

Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов

1

37

Обобщающий урок по теме «Организменный уровень»

1

1.4 Популяционно-видовой уровень

2

38

Критерии вида. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида».

1

39

Популяции. Биологическая классификация.

1

1.5 Экосистемный уровень

4

40

Сообщество, экосистема, биогеоценоз.

1

41

Состав и структура сообщества.

1

42

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.

1

43

Саморазвитие экосистемы.

1

1.6 Биосферный уровень

3

44

Биосфера. Среды жизни.

1

45

Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.

1

46

Обобщающий урок по теме «Популяционно- видовой, экосистемный, биосферный уровни»

1

2.Эволюция органического мира

15

2.1 Основы учения об эволюции  

9

47

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

1

48

Изменчивость организмов.

1

49

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения.

1

50

Борьба за существование и естественный отбор.

1

51

Формы естественного отбора.

1

52

Изолирующие механизмы.

1

53

Видообразование.

1

54

Макроэволюция.

1

55

Основные закономерности эволюции.

1

2.2 Возникновение и развитие жизни на Земле

6

56

Гипотеза возникновения жизни.

1

57

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна.

1

58

Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

1

59

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни.

1

60

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

1

61

Развитие жизни в мезозое, кайнозое.

 

1

3 Основы экологии

7

3.1 Организм и среда

4

62

Экологические факторы. Условия среды.

1

63

Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы.

1

64

Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Лабораторная работа № 4 Выявление приспособленности к среде обитания.

1

65

Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

1

3.2 Биосфера и человек

3

66

Эволюция биосферы.

1

67

Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования

1

68

 Обобщение по курсу биологии.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...