Рабочая программа по биоогиии
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 8 кл. 2 ч. в нделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_9_kl_biologiya.doc | 349 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрена» На заседании ШМО учителей Естественно-математического цикла Руководитель ШМО _________ /В. П. Тимофеева/ Протокол № ___ от «___» ___________2015 г. | «Согласована» Заместитель директора по УР МБОУ» СОШ с. Нижняя Русь» __________ /Т. Н. Раимова/ от «___» ___________2015 г. | «Утверждена» Директор МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь»
_________ /И.З.Гайнутдинов/ Приказ № _____ от «____»__________2015 г. |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь»
Кукморского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 9 класса
Тимофеевой Валентины Петровны
учителя высшей квалификационной категории
2015 – 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 года № 273 - РФ
- Закона «Об образовании» РТ (в действующей редакции);
- федерального компонента государственных стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 108;
- программы основного общего образования по биологии для 6 - 9 класса (авторы В.В. Пасечник, В.В .Латюшин, В.М. Пакулова) (сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:Дрофа, 2006.);
- Биология. 5 – 11 классы : программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника, /авт. сост. Г.М. Пальдяева /- М. ; Дрофа, 2011. – 92, с.;
- Образовательной программы МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района РТ;
- учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А. Каменский, Е.М. Криксунов, В.В. Пасечник «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс, - М.: Дрофа, 2009. – 303, с. : ил.
По учебному плану муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Нижняя Русь» Кукморского муниципального района Республики Татарстан на 2014 – 2015 учебный год на изучение биологии в 9 классе отводится 68 часов, 2 час в неделю. Резервное время использовано на проведение обобщающих уроков.
Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Учебно - тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | ||
Уроков | Лабораторных работ | Контрольных р., зачетов | ||
1 | Биология как наука. Методы биологии. | 3 | ||
2 | Уровни организации живой природы | 43 | 3 | 2 |
3 | Эволюция органического мира | 15 | 1 | |
4 | Основы экологии | 7 | 1 | 1 |
Всего | 68 | 4 | 4 |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строение, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; органы и системы органов человека, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний. вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ – инфекции, вредных привычек
- оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведение наблюдений за состоянием собственного здоровья
Использованная литература:
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник ,Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009.
- Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, Е. А. Криксунова, В.В. Пасечника /авт. сост. И. В. Лысенко – Волгоград: Учитель, 2009. – 217 с.
Дополнительная литература:
- Н.И. Сонин. Биология Общие закономерности, М, Дрофа, 2002
- Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / авт.-сост. С. Б. Циклов. – Ярославль: Академия развития, 2012. - 224 с. : ил., М, .
- А.В. Онищенко Биология в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс» .2008
- И.Р. Мухаметжанов. Тесты. Зачеты, блицопросы, по биологии: 10- 11 классы – М.: ВАКО, 2011
- Электронные наглядные пособия,. Биология 6 – 9 класс.
- Электронное издание, Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс
Интернет-ресурсы:
www.km.ru/educftion
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения
| Примечание | ||
календарная | фактическая | |||||
Биология как наука. Методы биологии. | 3 | |||||
1.1 | Биология - наука о жизни. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 1 | 03.09 | |||
2.2 | Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение\. Описание и измерение биологических объектов. | 1 | 07.09 | |||
3.3 | Сущность жизни и свойства живого. Значение биологической науки в деятельности человека. . | 1 | 10.09 | |||
1. Уровни организации живой природы | 43 | |||||
| 8 | |||||
4.1 | Качественный скачок от неживой к живой природе. Общая характеристика. Неорганические вещества. | 1 | 14.09 | |||
5.2 | Углеводы. Липиды. | 1 | 17.09 | |||
6.3 | Состав и строение белков. | 1 | 21.09 | |||
7.4 | Функции белков. | 1 | 28.09 | |||
8.5 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | 01.10 | |||
9.6 | АТФ и другие органические соединения. | 1 | 05.10 | |||
10.7 | Биологические катализаторы. | 1 | 08.10 | |||
11.8 | Вирусы | 1 | 12.10 | |||
| 13 | |||||
12.1 | Основные положения клеточной теории. | 1 | 15.10 | |||
13.2 | Общие сведения о клетке. Клеточная мембрана. | 1 | 19.10 | |||
14.3 | Ядро.
| 1 | 22.10 | |||
15.4 | Органоиды клетки: ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи. | 1 | 26.10 | |||
16.5 | Органоиды клетки: митохондрии и пластиды. | 1 | 29.10 | |||
17.6 | Различия в строении эукариот и прокариот. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». | 1 | 09.11 | |||
18.7 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | 12.11 | |||
19.8 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | 16.11 | |||
20.9 | Питание клетки. Гетеротрофы | 1 | 19.11 | |||
21.10 | Фотосинтез. Хемосинтез | 1 | 23.11 | |||
22.11 | Синтез белков в клетке. | 1 | 26.11 | |||
23.12 | Деление клетки. Митоз.
| 1 | 30.11 | |||
24.13 | Зачет 1 по теме: «Клеточный уровень». | 1 | 03.12 | |||
1.3 Организменный уровень | 13 | |||||
25.1 | Бесполое размножение организмов . | 1 | 07.12 | |||
26.2 | Половое размножение организмов. Оплодотворение. | 1 | 10.12 | |||
27.3 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | 14.12 | |||
28.4 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | 17.12 | |||
29.5 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | 21.12 | |||
30.6 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | 24.12 Испр. | |||
31.7 | Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. | 1 | ||||
32.8 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | ||||
33.9 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | 1 | ||||
34.10 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов». | 1 | 15.01 | |||
35.11 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | 16.01 | |||
36.12 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов | 1 | 22.01 | |||
37.13 | Зачет 2 по теме «Организменный уровень» | 1 | 23.01 | |||
1.4 Популяционно-видовой уровень | 2 | |||||
38.1 | Критерии вида. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида». | 1 | 29.01 | |||
39.2 | Структура вида. Популяции – структурная единица вида, единица эволюции. Биологическая классификация. | 1 | 30.01 | |||
1.5 Экосистемный уровень | 4 | |||||
40.1 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | 05.02 | |||
41.2 | Состав и структура сообщества. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Пищевые связи в экосистемах. | 1 | 06.02 | |||
42.3 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. | 1 | 12.02 | |||
43.4 | Саморазвитие экосистемы. | 1 | 13.02 | |||
1.6 Биосферный уровень | 3 | |||||
44.1 | Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Среды жизни. | 1 | 19.02. | |||
45.2 | Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. | 1 | 20.02 | |||
46.3 | Зачет 3 по теме «Популяционно - видовой, экосистемный, биосферный уровни» | 1 | 26.02 | |||
2.Эволюция органического мира | 15 | |||||
2.1 Основы учения об эволюции | 9 | |||||
47.1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные положения теории эволюции. | 1 | 27..02 | |||
48.2 | Движущие силы эволюции: наследственность и изменчивость организмов. | 1 | 05.03 | |||
49.3 | Движущие силы эволюции: Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | 06.03 | |||
50.4 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | 1 | 12.03 | |||
51.5 | Формы естественного отбора. | 1 | 13.03 | |||
52.6 | Изолирующие механизмы. | 1 | 19.03 | |||
53.7 | Микроэволюция – образование видов. Видообразование. | 1 | 20.03 | |||
54.8 | Макроэволюция. | 1 | 02.04 | |||
55.9 | Основные закономерности эволюции. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | 1 | 03.04 | |||
2.2 Возникновение и развитие жизни на Земле | 6 | |||||
56.1 | Взгляды, гипотеза и теории о происхождении жизни. | 1 | 09.04 | |||
57.2 | Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. | 1 | 10.04 | |||
58.3 | Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | 16.04 | |||
59.4 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. | 1 | 17.04 | |||
60.5 | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 1 | 23.04 | |||
61.6 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое.
| 1 | 24.04 | |||
3. Основы экологии | 7 | |||||
3.1 Организм и среда | 4 | |||||
62.1 | Среда – источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы и влияние их на организмы. Условия среды. | 1 | 30..04 | |||
63.2 | Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. | 1 | 01.05 | |||
64.3 | Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Лабораторная работа № 4 «Выявление приспособленности к среде обитания». | 1 | 07.05 | |||
65.4 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | 1 | 08.05 | |||
3.2 Биосфера и человек | 3 | |||||
66.1 | Промежуточная аттестация (тестирование) | 1 | 14.05 | |||
67.2 | Эволюция биосферы. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | 1 | 15..05 | |||
68.3 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Последствия деятельности человека в экосистемах. | 1 | 21.05 |
Содержание курса
Введение (3 часа)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов.
Раздел 1. Уровни организации живой природы (43 час)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (8 часов)
Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (13 часов)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Гены и хромосомы. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки.
Лабораторная работа №1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (13часов)
Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.
Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.
Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость (наследственная изменчивость). Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная (ненаследственная) изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления, живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Лабораторная работа №2 Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно- видовой уровень (2 часа)
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).
Лабораторная работа №3 Изучение морфологического критерия вида
Тема 1.5. Экосистемный уровень (4 часа)
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Движущие силы и результаты эволюции.
Тема 1.6. Биосферный уровень (3 часа)
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Раздел 2. Эволюция органического мира (15 часов)
Тема 2.1. Основы учения об эволюции (9 часов)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Тема2.2. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Раздел 3. Основы экологии (7 часов)
Тема 3.1.Организм и среда (4 часа)
Среда — источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Условия среды. Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. Адаптации организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.
Лабораторная работа № 4 Выявление приспособленности к среде обитания.
Тема3.2. Биосфера и человек (3 часа)
Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Учебно- тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Уроков | лабораторных работ | Зачетов | ||
1 | Биология как наука. Методы биологии. | 3 | ||
2 | Уровни организации живой природы | 43 | 3 | 2 |
3 | Эволюция органического мира | 15 | 1 | |
4 | Основы экологии | 7 | 1 | 1 |
Итого | 68 | 4 | 4 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Использованная литература:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- программы среднего (полного) общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Биология / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.:Дрофа, 2006.).
Учебно – методический комплект:
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник ,Введение в общую биологию и экологию. 9 класс. - М.: Дрофа, 2009.
- О.А. Пепеляева, И.В. Сунцов, Поурочное планирование по биологии. М, Вако, 2009
Дополнительная литература:
- Н.И. Сонин. Биология Общие закономерности, М, Дрофа, 2002
- Тесты. Биология. 9 класс, Центр тестирования, М, Век книги, 2001
- Биология в школе. Биология для школьников.
- Т.С. Сухова, Биология. 6-11 классы, М, Дрофа, 2002
- А.В. Онищенко Биология в таблицах и схемах. СПб, ООО «Виктория плюс» .2008
- И.Р. Мухаметжанов. Тесты. Зачеты, блицопросы, по биологии: 10- 11 классы – М.: ВАКО, 2011
- Г.И. Лернер ГИА 2008. Биология. Сборник заданий : 9 класс – М.: ЭКСМО, 2008
- Электронные наглядные пособия,. Биология 6 – 9 класс.
- Электронное издание, Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс
- Репетитор. Биология. Весь школьный курс, 2001
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru www.bio.nature.ru
www.edios.ru www.km.ru/educftion
Календарно-тематическое планирование ( биология 9 кл.)
№ урока | Тема урока | Количество часов | Срок календарный | Срок фактический | Примечание |
Введение | 3 | ||||
1 | Биология - наука о жизни. | 1 | |||
2 | Методы исследования биологии. | 1 | |||
3 | Сущность жизни и свойства живого . | 1 | |||
1. Уровни организации живой материи | 43 | ||||
| 8 | ||||
4 | Общая характеристика. Неорганические вещества. | 1 | |||
5 | Углеводы. Липиды. | 1 | |||
6 | Состав и строение белков. | 1 | |||
7 | Функции белков. | 1 | |||
8 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | |||
9 | АТФ и другие органические соединения. | 1 | |||
10 | Биологические катализаторы. | 1 | |||
11 | Вирусы | 1 | |||
| 13 | ||||
12 | Основные положения клеточной теории. | 1 | |||
13 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. | 1 | |||
14 | Ядро.
| 1 | |||
15 | Органоиды клеток. | 1 | |||
16 | Органоиды клеток. Митохондрии и пластиды. | 1 | |||
17 | Различия в строении эукариот и прокариот. Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом». | 1 | |||
18 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | |||
19 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | |||
20 | Питание клетки. Гетеротрофы | 1 | |||
21 | Фотосинтез. Хемосинтез | 1 | |||
22 | Синтез белков в клетке. | 1 | |||
23 | Деление клетки. Митоз.
| 1 | |||
24 | Обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень». | 1 | |||
1.3 Организменный уровень | 13 | ||||
25 | Бесполое размножение организмов . | 1 | |||
26 | Половое размножение организмов. Оплодотворение. | 1 | |||
27 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | |||
28 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | |||
29 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | |||
30 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | |||
31 | Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Перекрест. Взаимодействие генов. | 1 | |||
32 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | |||
33 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. | 1 | |||
34 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов». | 1 | |||
35 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. | 1 | |||
36 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов | 1 | |||
37 | Обобщающий урок по теме «Организменный уровень» | 1 | |||
1.4 Популяционно-видовой уровень | 2 | ||||
38 | Критерии вида. Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида». | 1 | |||
39 | Популяции. Биологическая классификация. | 1 | |||
1.5 Экосистемный уровень | 4 | ||||
40 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | |||
41 | Состав и структура сообщества. | 1 | |||
42 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. | 1 | |||
43 | Саморазвитие экосистемы. | 1 | |||
1.6 Биосферный уровень | 3 | ||||
44 | Биосфера. Среды жизни. | 1 | |||
45 | Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. | 1 | |||
46 | Обобщающий урок по теме «Популяционно- видовой, экосистемный, биосферный уровни» | 1 | |||
2.Эволюция органического мира | 15 | ||||
2.1 Основы учения об эволюции | 9 | ||||
47 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | |||
48 | Изменчивость организмов. | 1 | |||
49 | Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | 1 | |||
50 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | |||
51 | Формы естественного отбора. | 1 | |||
52 | Изолирующие механизмы. | 1 | |||
53 | Видообразование. | 1 | |||
54 | Макроэволюция. | 1 | |||
55 | Основные закономерности эволюции. | 1 | |||
2.2 Возникновение и развитие жизни на Земле | 6 | ||||
56 | Гипотеза возникновения жизни. | 1 | |||
57 | Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. | 1 | |||
58 | Современные гипотезы происхождения жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | |||
59 | Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни. | 1 | |||
60 | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 1 | |||
61 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое.
| 1 | |||
3 Основы экологии | 7 | ||||
3.1 Организм и среда | 4 | ||||
62 | Экологические факторы. Условия среды. | 1 | |||
63 | Общие закономерности влияния факторов на организм. Экологические ресурсы. | 1 | |||
64 | Адаптация организмов к различным условиям существования. Межвидовые отношения организмов. Лабораторная работа № 4 Выявление приспособленности к среде обитания. | 1 | |||
65 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | 1 | |||
3.2 Биосфера и человек | 3 | ||||
66 | Эволюция биосферы. | 1 | |||
67 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования | 1 | |||
68 | Обобщение по курсу биологии. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...