Рабочая программа по Биологии 5 класс-ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_-_5_kl.fgos_.rar | 61.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования , утвержденного приказом Министерства и образования науки РФ № 1897 от 17.10.2010 г. с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1644, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий. Основой образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 21 п. Приречный на 2015 -2016 учебный год, в соответствии с Примерной программой по биологии для 5-9 классов (2011 г.), авторской программы под редакцией В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014г.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развитияисторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений окартине мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Место предмета биологии в учебном плане школы
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС, 2011 год и программы под редакцией В.В.Пасечника (сборник «Биология.Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014г.)
и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ №21 п.Приречный на 2015-2016 учебный год , данная программа рассчитана на 34 часа.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода.Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы.
Результаты освоения курса биологии
Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли)
- Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
1. - осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3. – использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4. – объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
5. – понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Основное содержание учебного курса.
Введение (7 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, охрана природы.
Практические работы: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии :«Осенние явления в жизни растений».
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- испытывать любовь к природе; знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- уметь отстаивать свою точку зрения, уметь слушать и слышать другое мнение.
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами и определять существенные признаки объекта.
3. Предметные результаты:
Ученик научится:
Учащиеся должны знать:
- о многообразии живой природы;
- царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
- основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
- признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- экологические факторы; основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
- правила работы с микроскопом ;правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся могут узнать:
- науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания;
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;
Тема 1. Клеточное строение организмов (9 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации: микропрепаратов растительных тканей.
Лабораторные и практические работы:
-Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с прибором.
-Изучение клеток растений с помощью лупы.
-Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
-Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.
-Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи.
-Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- испытывать любовь к природе, знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- признавать право каждого на собственное мнение; - уметь отстаивать свою точку зрения;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3. Предметные результаты:
Ученик научится:
Учащиеся должны знать:
- устройство лупы и микроскопа;
- строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки;
- характерные признаки различных растительных тканей.
Учащиеся должны уметь:
- определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы».
- работать с лупой и микроскопом;
- готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; распознавать различные виды тканей.
Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся могут узнать:
- историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки;
- клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки;
- космическую роль зеленых растений
Учащиеся смогут научиться:
- определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»;
- объяснять отличия молодой клетки от старой,
- доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма;
- находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей;
Тема 2-3. Царство Бактерии. Царство Грибы (9 часов) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (плодовые тела трутовиков, ржавчины, головни, спорыньи).
Лабораторные и практические работы:
Строение плодовых тел шляпочных грибов.
Строение плесневого гриба мукора.
Строение клеток дрожжей.
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать любовь к природе; знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; —
-уметь отстаивать свою точку зрения; признавать право каждого на собственное мнение;
-проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
-работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
-составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
3.Предметные результаты:
Ученик научится:
Учащиеся должны знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
- разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- отличать съедобные грибы от ядовитых;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Ученик получит возможность научиться:
Учащиеся могут узнать:
- значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий;
- жизнедеятельность грибов-хищников
Учащиеся смогут научиться:
- выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку;
- выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными
Тема 4. Царство Растения (9 часов) Ботаника – наука о растениях . Методы изучения растений Разнообразие, распространение, значение растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений: водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые растения. Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания мхов. Строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни челочека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы:
Строение зеленых водорослей.
Строение мха (на примере местных видов)
Строение спороносящего хвоща
Строениеспороносящегопапоротника
Строение хвои и шишек хвойных растений (на примере местных видов)
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
-испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
-знать правила поведения в природе;
-понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
-уметь реализовывать теоретические познания на практике;
-понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
-уметь отстаивать свою точку зрения; признавать право каждого на собственное мнение;
-проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
-критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
-уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
-выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
-находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3. Предметные результаты:
Обучающийся научится:
Учащиеся должны знать:
-основные методы изучения растений;
-основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
- особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
-роль растений в биосфере и жизни человека;
- происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
-давать общую характеристику растительного царства;
-объяснять роль растений биосфере;
-давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира
Обучающийся получит возможность научиться
Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
- жизненные циклы мхов и папоротников,
- древовидные папоротники,
- жизненный цикл сосны,
- покрытосеменные – господствующая группа растений,
- редкие и охраняемые растения Ростовской области
Учащиеся смогут научиться:
- выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
Учащиеся должны уметь:
-давать общую характеристику растительного царства;
-объяснять роль растений биосфере;
-давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира
Обучающийся получит возможность научиться
Учащиеся могут узнать:
- половое и бесполое размножение водорослей,
- жизненные циклы мхов и папоротников,
- древовидные папоротники,
- жизненный цикл сосны,
- покрытосеменные – господствующая группа растений,
- редкие и охраняемые растения Ростовской области
Учащиеся смогут научиться:
- выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши,
- выявлять приспособления у растений к среде обитания,
- различать лекарственные и ядовитые растения.
Календарно – тематическое планирование по биологии 5 классе на 2015-2016 уч. год
№ п/п | Тема урока | Дата | Основное содержание | Предметные | Личностные | Метапредметные | ||
научится | получит возможность научиться | |||||||
Введение (7 часов) | ||||||||
1 | Биология- наука о живой природе. | 03.09. | Биология как наука. Значение биологии. | - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; | - науки, изучающие живую природу; - определять понятия флора, фауна; | Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. | Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | |
2 | Методы исследования в биологии. | 10.09. | Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация Приборы и оборудование | - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение» - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; | - современные методы биологии; | Понимание значимости научного исследования природы | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, рабо-тать с различными источниками инфор-мации. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно ус-тановленным правил-ам работы в каби-нете. Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | 17.09. | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение | - многообразие живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - определять понятия «царства живой природы», «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные»»; - отличать живые организмы от неживых; | - науки, изучающие живую природу; -определять понятия низшие растения, высшие растения | Понимание научного значения классификации живых организмов | Познавательные УУД. умение давать определения поня-тиям, классифициро-вать объекты. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение вос-принимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | |
4 | Среды обитания живых организмов. | 24.09. | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания | - многообразие живой природы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «место обитания» - характеризовать среды обитания организмов; | - отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; - определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно – следственных связей. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | 01.10. | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы | - многообразие живой природы; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - определять понятия «биология», «экология», «экологические факторы»; - характеризовать экологические факторы; | - причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; - определять понятия абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный; | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента-ции, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро-вать вопросы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно уста-новленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | |
6 | Экскурсия : «Осенние явления в жизни растений». | 08.10. | Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | |||
7 | Обобщение по теме: «Введение». | 15.10. | Выступают группами с отчётами об экскурсии. Оценивают выступления одноклассников, по листам контроля отвечают в группах на вопросы, выполняют тренировочные и контрольные тесты. | - многообразие живой природы; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; - пользоваться простыми биологическими прибо-рами, инструментами и оборудованием; | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | |||
РАЗДЕЛ 1. Клеточное строение организмов (9 часов) | ||||||||
8(1) | Устройство увеличительных приборов. | 22.10. | Увеличительные приборы (лупа, микроскоп). Правила работы с микроскопом. Л.Р. № 1. «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы и техника безопасности при работе с увеличительными приборами». | - устройство лупы и микроскопа. - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; | - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; | Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элемен-тарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |
9(2) | Строение клетки. | 29.10. | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли Л.Р. № 2. «Изучение строения клеток растений» | - строение клетки; - определять понятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; | клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия молодой клетки от старой; | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |
10(3) | Приготовление и рассматривание микропрепарата кожицы чешуи лука под микроскопом | 12.11. | Выполняют Л.Р.№ 3. «Приготовление препарата кожицы чешуи лука», Работают с лупой, микроскопом, микропрепаратами; текстом и иллюстрациями учебника. Приготавливают биологические микропрепараты. Оформляют результаты лабораторной работы в тетради. Определяют понятия «клетка», «растительная клетка», «органоиды», «оболочка», «цитоплазма», «плазматическая мембрана», «ядро», «ядрышко». | - определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; | клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; объяснять отличия молодой клетки от старой; | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |
11(4) | Пластиды. | 19.11. | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты | - определять понятия: «клетка», «оболочка», « ци-топлазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; - работать с лупой и микро-скопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные части клетки. | клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты»; | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов | Познавательные УУД: овладение уме-нием оценивать информа-цию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | |
12(5) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | 26.11. | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. | - химический состав клетки; - определять понятия: «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества». | -макро- и микроэлементы, -доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; | Представление о единстве живой природы на основании знаний о химическом составе клетки. | Познавательные УУД: умение выделять глав-ное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно фор-мулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при вы-полнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | |
13(6) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). | 03.12. | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Л. Р.№ 4 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи». | - определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; | - определять понятия «мембрана» -объяснять отличия молодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; | Понимание слож-ности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов дыхания и питания. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | |
14(7) | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки. | 10.12. | Рост и развитие клеток. Демонстрация Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация Схемы и видеоматериалы о делении клетки. | - определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли» | - объяснять отличия молодой клетки от старой, доказывать, что клетка обладает всеми признака-ми живого организма | Понимание сложности строения живых организмов, осмысление важности для живых организмов процессов роста и развития. | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение, умение слушать учителя. | |
15(8) | Ткани растений. | 17.12. | Выполняют Л. Р. № 5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительныхтканей.» Работают с микроскопом, микропрепаратами; текстом и иллюстрациями учебника, виртуальными тренажерами, с готовыми биологическими микропрепаратами. Оформляют результаты лабораторной работы в тетради. Определяют понятия «ткань», «образовательная ткань», «камбий», «конус нарастания», «основная ткань», «фотосинтезирующая ткань», «запасающая ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «древесные волокна», «луб», «покровные ткани», «кожица», «устьица», «пробка», «всасывающая ткань». | - определять понятия: «клетка», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. | - определять понятия «основная ткань», «ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая покровная ткань»; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей; | Понимание сложности строения живых организмов | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно форму-лировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять ре-зультаты работы классу. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение | |
16(9) | Обобщение знаний по теме: «Клеточное строение организмов». | 24.12. | Рисуют «портрет клетки», составляют рассказ о её жизни, разгадывают загадки, кроссворды, определяют микропрепараты. | - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические ве-щества», «органические вещества», «ядро», «ядрыш-ко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; | Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. | ||
РАЗДЕЛ 2. Царство Бактерии (3 часа) | ||||||||
17(1) | Строение и жизнедеятельность бактерий. | 14.01. | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение | - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; - разнообразие и распространение бактерий; - давать общую характеристику бактериям; - отличать бактерии от других живых организмов; | -значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку; | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Познавательные УУД. умение работать с раз-личными источниками информации, преобра-зовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учеб-ный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками | |
18(2) | Размножение бактерий. | 21.01. | -понятия «деление надвое», «спорообразование», «спора». -способы размножения бактерий. | Сравнивание и нахождение отличий между способами размножения растительной и бактериальной клеток. | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодействие с одноклассниками | |||
19(3) | Роль бактерий в природе и жизни человека.
| 28.01. | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. | - разнообразие и распространение бактерий; - роль бактерий в природе и жизни человека. - объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. | -значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; | Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взамодействие с одноклассниками | |
Раздел 3. Царство Грибы (6 часов) | ||||||||
20(1) | Общая характеристика грибов. | 04.02. | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека | - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | жизнедеятельность грибов-хищников - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | |
21(2) | Шляпочные грибы. | 11.02. | Л.Р.№6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. - давать общую характеристику грибам; | - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | |
22(3) | Грибы съедобные и ядовитые. | 18.02. | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | - отличать грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. | - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | |
23(4) | Плесневые грибы и дрожжи. | 25.02. | Плесневые грибы и дрожжи. Выполняют Л.Р. № 7 «Строение плесневого гриба мукора». Л.Р. № 8 «Строение клеток дрожжей». | - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно форму-лировать вопросы, работать с различными источниками инфомации, готовить со-общения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||
24(5) | Грибы-паразиты. | 03.03. | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека Демонстрация Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | - строение и основные процессы жизнедеятельности грибов; - разнообразие и распространение грибов; - роль грибов в природе и жизни человека. - давать общую характеристику грибам; - отличать грибы от других живых организмов; - объяснять роль грибов в природе и жизни человека. | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | ||
25(6) | Обобщающий урок. Царство Грибы. | 10.03. | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | - строение и ос-новные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. - давать общую характеристику бактериям и грибам; - отличать бактерии и грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. | - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. | |
РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9часов) | ||||||||
26(1) | Разнообразие,распространение, значение растений. Ботаника – наука о растениях. | 17.03. | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | - основные методы изучения растений; - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые; - роль растений в биосфере и жизни человека; - давать общую характеристику растительного царства; - объяснять роль растений биосфере; | - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, | Осознание важности растений в природе и жизни человека | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источ-никами информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить со-общения и презента-ции, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие на-выков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимо-действие с одноклас-сниками | |
27(2) | Водоросли, их многообразие. | 07.04. | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Л.Р.№9 «Строение зеленых водорослей». | - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | - половое и бесполое размножение водорослей, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, | Формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы | Развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям. | |
28(3) | Значение водорослей в природе и жизни человека.
| 14.04. | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей | - роль водорослей жизни человека; - объяснять роль водорослей биосфере; - давать характеристику основным группам водорослей; | - выявлять приспособления у растений к среде обитания, | Формируются элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе образовательной деятельности | Развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника | |
29(4) | Лишайники. | 21.04. | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека | - особенности строения и жизнедеятельности лишайников; - давать характеристику лишайникам; | Формируется экологическая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды | Развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы | ||
30(5) | Мхи.
| 28.04. | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Л. Р. № 10 «Строение мха». | - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | - жизненные циклы мхов - редкие и охраняемые растения Ростовской области; - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | Развивается умение выделять существенные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям. | |
31(6) | Папоротники Хвощи. Плауны. | 05.05. | Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Л. Р.№ 11 «Строение спороносящего папоротника». | - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | - жизненные циклы папоротников, - древовидные папоротники, - редкие и охраняемые растения Ростовской области; - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе. | Выявление признаков папоротников. Хвощей и плаунов, умение узнавать распространённые виды мхов, хвощей, папоротников. | |
32(7) | Голосеменные растения. | 12.05. | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Л. Р. №12 «Строение хвои и шишек хвойных растений». | - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | - жизненный цикл сосны, - редкие и охраняемые растения Ростовской области; - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и высших растений и установления усложнений в их строении | Развитие умения выделять существенные признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями | |
33(8) | Покрытосеменные растения. | 19.05. | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Л.Р. № 13 «Строение покрытосеменных растений» Объясняют и называть причины происхождения того или иного Отдела растений. Выявляют и показывать преимущества одних растений перед другими. | - основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; - давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); | - покрытосеменные – гос-подствующая группа расте-ний, - редкие и охраняемые растения Ростовской области; - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения. | Формируется научное мировоззрение на основе сравнения голосеменных и покрытосеменных растений и установления усложнений в их строении. | Развивается умение выделять существенные признаки покрытосеменных растений и проводить лабораторные работы по инструктивным карточкам | |
34(9) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | 25.05. | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира | - основные методы изучения растений; - происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. - объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | - древовидные папоротники, - покрытосеменные – господствующая группа растений, - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши. | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя | |
График прохождения программного материала по биологии в 5 классе
№ раздела | Раздел курса | Количество часов | Сроки изучения | Дата контроля. | Вид контроля |
2 | Клеточное строение организмов | 9 | 22.10 -24.12. | 22.10 | Лабораторная работа № 1 «Устройство лупы и светового микроскопа Правила работы и техника безопасности при работе с увеличительными приборами». |
29.10. | Лабораторная работа № 2 «Изучение строения клеток растений» | ||||
12.11. | Лабораторная работа № 3«Приготовление препарата кожицы чешуи лука» | ||||
03.12. | Лабораторная работа № 4«Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи» | ||||
17.12. | Лабораторная работа № 5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.» | ||||
3 | Царство Грибы | 6 | 04.02.-10.03. | 1.06 | Лабораторная работа № 6 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». |
25.02. | Лабораторная работа № 7 «Строение плодовых тел шляпочных грибов». | ||||
Лабораторная работа №8 «Строение клеток дрожжей». | |||||
4 | Царство Растения | 9 | 17.03-25.05. | 07.04. | Лабораторная работа № 9 «Строение зеленых водорослей». |
28.04. | Лабораторная работа № 10 «Строение мха». | ||||
05.05. | Лабораторная работа № 11 «Строение спороносящего папоротника». | ||||
12.05. | Лабораторная работа № 12 «Строение хвои и шишек хвойных растений». | ||||
19.05. | Лабораторная работа № 13 «Строение покрытосеменных растений» |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Печатные пособия
- Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники 14 таблиц
- Вещества растений. Клеточное строение 12 таб.
- Общее знакомство с цветковыми растениями 6 таблиц
- Растение - живой организм 4 таблицы
- Растения и окружающая среда 7 таблиц
- «Ботаника 1» (12 таблиц)
- Портреты ученых биологов
- Строение, размножение и разнообразие растений
- Схема строения клеток живых организмов
- Уровни организации живой природы
- Растения. Грибы. Лишайники.
МОДЕЛИ
- Размножение различных групп растений (набор)
- Строение клеток растений и животных
Муляжи
- Плодовые тела шляпочных грибов
НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ
- Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископ. раст. и живот.)
- Коллекция «Голосеменные растения
- Гербарий «Основные группы растений»
- Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
- Набор микропрепаратов по ботанике
- Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый
- Ископаемые растения и животные
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса:
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014 г.
2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
3. Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 5 класс. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 5 класс"/ М.: Экзамен, 2014 г.
4. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. Ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...
Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС
Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...