рабочая программа по биологии 5 класс фгос
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает положения Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 435 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает положения Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
1. Пояснительную записку (цели биологического образования).
2. Общую характеристику курса биологии.
3. Место курса биологии в учебном плане школы.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии.
5. Содержание курса биологии.
6. Календарно-тематическое планирование
7. Планируемые результаты изучения курса биологии.
8. Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Цели биологического образования:
- социализация обучающихся — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
- познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы»
обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
- оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
- применения межпредметного анализа учебных задач.
Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Гляденской ООШ №11
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии
- Личностными результатами являются следующие умения:
- Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки
- других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- Вычитывать все уровни текстовой информации.
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
- перечислять отличительные свойства живого;
- различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, па-поротники, голосеменные и цветковые);
- определять основные органы растений (части клетки);
- объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться
- увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание курса биологии в 5 классе
Биология. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.
(35 ч, из них 2 ч – резервное время)
Тема 1. Биология – наука о живом мире
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Лабораторная работа № 1.«Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».
Демонстрация
- Обнаружение воды в живых организмах;
- Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
- Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.
Тема 2. Многообразие живых организмов
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природеи для человека
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3.«Знакомство с внешним строением побегом растения».
Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».
Демонстрация
- Гербарии различных групп растений.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 минуты.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основныепризнаки представителей царств живой природы.
Учащиеся должны уметь:
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами
Тема 4. Человек на планете Земля
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
- Метапредметные:
Учащиеся должны уметь:
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать в совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
- Предметные:
Учащиеся должны знать:
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Содержание блока | Количество часов по программе |
Введение | 1 |
Биология – наука о живом мире. | 8 |
Многообразие живых организмов. | 12 |
Жизнь организмов на планете Земля. | 7 |
Человек на планете Земля. | 6 |
Заключение | 2 |
Итого | 35 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
НА УРОЧНУЮ И НЕУРОЧНУЮ
Обязательная часть (учебная деятельность в урочной форме) | Вариативная часть, формируемая участниками ОП (самостоятельная, проектная, исследовательская деятельность) |
70% - 25 ч | 30% - 10 ч |
СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ОРГАНИЗАЦИИ НЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ. 10 Ч.)
Разделы и темы рабочей программы | Перечень заданий и других вопросов для изучения | К-во часов | Формы организации деятельности | Сроки выполнения |
Биология – наука о живом | Изготовление макета «Строение клетки», «Ткань». | 1 | Творческая мастерская | |
Подготовка мини проекта по теме: «Великие естествоиспытатели» | 1 | Групповая | ||
Многообразие живых организмов | Выполнения макета «Строение бактерии» (макет, журнал, газеты и т.д.). | 1 | Творческая мастерская | |
Исследовательская работа «Влияние алкоголя на организм человека на примере растений». Поиск дополнительной информации в Интернете. | 3 | Групповая | ||
Мини – проект «Грибы – за и против». | 1 | Групповая | ||
Выполнение макета «Лишайник» | 1 | Творческая мастерская | ||
Жизнь организмов на планете Земля | Мини – проект «Редкие виды животных и растений в Красноярском крае». Работа с дополнительной литературой, поисковая работа в Интернет. | 1 | Групповая | |
Человек на планете Земля | Мини проект «Взаимосвязь здоровья и образа жизни», работа с дополнительной информацией | 1 | Групповая |
ГРАФИК ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ЭКСКУРСИЙ
Номер работы | Наименование лабораторной работы | оборудование | дата |
1 | Л.Р. №1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | Лупа, штативная лупа, микроскоп, ткани плодов томата, арбуза, готовые микропрепараты | |
2 | Л.Р. №2 «Знакомство с клетками растений» | Лупа ручная, микроскоп, пипетка, предметное стекло, бинт, часть луковицы, мякоть томата (арбуза, яблока) | |
3 | Л.Р. №3 «Знакомство с внешним строением побегов растений» | Лупа ручная, ветка тополя или березы, ветка сосны с шишкой | |
4 | Л.Р. №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетка, вата, склянка с водой, культура с водными микроскопическими организмами | |
5 | Экскурсия в природу «Весенние явления в природе» | Карандаш, блокнот |
ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
Номер | Наименование контрольной работы | дата |
1 | Обобщающий урок по теме «Биология – наука и живом мире». | |
2 | Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов». | |
3 | Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля | |
4 | Итоговый тест по биологии за курс 5 класса |
(прикладывать тексты контрольных работ с указанием целей: на проверку каких планируемых результатов ориентирована контрольная работа)
КРАТКИЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ
N | Наименование контрольной работы | дата | К-во в классе | выполняло | 5 | 4 | 3 | 2 | Качественная оценка |
1 | Обобщающий урок по теме «Биология – наука и живом мире». | 1. характеризовать свойства живых организмов -50% обуч. 2.приводить примеры обитателей морей и океанов -80% обуч. 3.узнавать изучаемые объекты на таблицах -100% обуч | |||||||
2 | Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов». | ||||||||
3 | Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля | ||||||||
4 | Итоговый тест по биологии за курс 5 класса |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | дата | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности | Орг. Формы. Методы обучения | Средства обучения, оборудование | Домашнее задание | |
1 | Наука о живой природе | Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами. Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Таблицы «Домашние животные», «Культурные растения», иллюстрации, живые объекты, ЭОР / Игра на определение специальностей ученых, изучающих живую природу значение биологии презентация http://www.youtube.com/watch?v=BDnjXR7K95k | П.1. Знать термины | ||
2 | Свойства живого. | Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Таблица «Органы растений и животных», рисунки, фотографии, ЭОР. | § 2, ответы на вопросы после параграфа. | ||
3 | Методы изучения природы. | Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования. | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Бинокль, полевой дневник, фрагмент в/ф, ЭОР Измерительные приборы Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e98583d3-5845-11da-8cd6-0800200c9a66/index.htm Наблюдение за прорастанием фасоли Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/606f3e7f-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/04_02_02_02.swf | § 3, термины. Сообщение об А. Левенгуке. | ||
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Находить части микроскопа и называть их. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Микроскопы, ручные и штативные лупы, таблица «Увеличительные приборы» мякоть арбуза, плоды томатов. Портреты Левенгука, Гука, ЭОР Изучение строения микроскопа практическая работа http://school-collection.edu.ru/catalog/res/37b10a47-ba51-4260-b1ba-e2321a67666c/?interface=catalog&class=48&subject=29 | § 4. зарисовать и подписать устройство микроскопа. | ||
5 | Строение клетки. Ткани. | Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в со-став ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», микроскопы, микропрепараты, ЭОР, мультимедиа. Ткани животных организмов Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000208-1000-4ddd-74dc-550046b3269f/064.swf Ткани растений. Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000207-1000-4ddd-7ca8-4d0046b3269f/062.swf | § 5, заполнить таблицы «Ткани» | ||
6 | Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Таблица «Растительная клетка», микроскопы, лабораторное оборудование, репчатый лук, йод, элодея. Строение растительной клетки слайд http://school-collection.edu.ru/catalog/res/2ddb6313-ccc7-45a1-86b5-1c8334141b5c/?interface=catalog&class=48&subject=29 | § 5 повторить, зарисовать в тетради строение клетки растений и животных. | |||
7 | Химический состав клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | ЭОР, пробирки, спиртовка, держатель, пипетка, йод, тесто, семена подсолнечника, пшеницы. Вода и минеральные соли в жизни клетки Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001fe-1000-4ddd-6a1d-260046b3269f/041.swf | § 6, подготовить сообщения /презентации/ о великих естествоиспытателях. | ||
8 | Процессы жизнедеятельности клетки. | Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Таблицы, микроскопы, микропрепараты. ПК, телевизор. Деление клетки Анимация Жизнедеятельность растительной клетки Интерактивное задание | § 7, повторить §§ 1-6 | ||
9 | Обобщающий урок по теме «Биология – наука и живом мире». Великие естествоиспытатели. | Самостоятельная работа учеников с текстом учебника и электронными носителями информации в парах и малых группах. | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Тесты. Портреты учёных: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов, ЭОР, мультимедиа. | С.30-32 читать. | ||
10 | Царства живой природы. | Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны ьклассификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности виру-сов. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. | Индивидуальная Продуктивная Творческая деятельности | Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея, Ивановского, фрагмент в/ф о ВИЧ. Царства живой природы Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f1-1000-4ddd-c014-350046b3269e/003.swf Царства живой природы Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000449-1000-4ddd-9c0f-0b0046bc4311/007.swf | § 8. | ||
11 | Бактерии: строение и жизнедеятельность. | Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эука-риоты». Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Различать свойства прокариот и эукариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. | Приобретение знаний: Творческая работа | Таблицы, ЭОР, учебники, дополнительная литература. Разнообразие бактерий Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004cb-1000-4ddd-4b74-200046bc432d/0019.jpg Слайд "Культура бактерий" Иллюстрация Биологические карты "Бактерии" Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000343-1000-4ddd-d6eb-2a0046bb2fd1/0046_1.swf | § 9, сообщения об инфекционных заболеваниях и их профилактике. | ||
12 | Значение бактерий в природе и жизни человека. | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяй-стве. Обсуждать значение бактерий для че-ловека. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, де-лать выводы. | Приобретение знаний. Индивидуальная, фронтальная | Таблицы, иллюстрации, мультимедиа. Изготовление продуктов питания с помощью бактерий/ Видеофрагмент Значение бактерий/ Схема Болезнетворные бактерии человека/Видеофрагмент | § 10. заполнить таблицу «Значение бактерий» | ||
13 | Растения. | Характеризовать главные признаки растений. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдви-гать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. | Групповая, фронтальная. Проектный метод. | Ватман, клей, ножницы, картинки, таблицы, гербарии. Многообразие растений Видеофрагмент Особенности организации низших и высших растений Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000358-1000-4ddd-2a2b-1b0046bb2fd2/0090.jpg | § 11, подготовка к лабораторной работе. | ||
14 | Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. | Приобретение и закрепление знаний | Микроскопы и лабораторное оборудование, гербарии, живые экземпляры растений. | § 11 | ||
15 | Животные. | Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. Распознавать одноклеточных и многоклеточных жи-вотных. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Различать беспозвоночных и позвоночных животных | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный | Таблицы, чучела, микропрепараты, ЭОР. Многообразие многоклеточных животных Видеофрагмент Многообразие одноклеточных животных Видеофрагмент Характерные признаки животных. Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a8-1000-4ddd-a343-620046bb2fdf/31_2.jpg | § 12. Знать термины. | ||
16 | Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | Фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении движения для животных. | Индивидуальная, работа в парах | Микроскопы, культуры водных микроорганизмов, в/ф о простейших (инфузория туфелька | § 12, повторить §§ 1-11 | ||
17 | Грибы. | Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами Устанавливать сходство гриба с растениями и животными | Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный | Грибница, плодовое тело, гифы, гименофор, микориза (грибокорень) Строение шляпочного гриба http://school-collection.edu.ru/catalog/res/9f7bd01f-0a01-022a-01bf-4c57d11a4bd7/?fullView=1&from=&interface=catalog&class=48&subject=29&rubric_id[]=79216&rubric_id[]=79143 Таблицы, муляжи, влажные препараты, ЭОР. Питание грибов. Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000346-1000-4ddd-6801-380046bb2fd1/0050.swf Грибы интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a9e95c26-61b4-0682-9023-5e207deeb0ae/?interface=catalog&class=48&subject=29 | § 13, заложить опыт по выращиванию плесени | ||
18 | Многообразие и значение грибов. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Объяснять значение грибов для человека и для природы. Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Различать съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов | Парная работа | Таблицы, иллюстрации, микроскоп, плесневые грибы, ЭОР. Грибы-паразиты, вызывающие заболевания культурных растений Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000034f-1000-4ddd-e569-590046bb2fd1/0076.swf Грибы - разрушители древесины/ Видеофрагмент Дрожжи и плесени Текст с иллюстрациями Съедобные и ядовитые грибы. Текст с иллюстрациями | § 14. сделать карточки с грибами – двойниками | ||
19 | Лишайники | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников -симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека | Фронтальная, индивидуальная. Работа с книгой, беседа, рассказ. Словесный, наглядный. | Гербарий, таблицы, ЭОР. Строение лишайника видеофрагмент http://school-collection.edu.ru/catalog/res/79e9e06f-0a01-022a-00ed-d9de614d5da7/?interface=catalog&class=48&subject=29 Лишайник иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29 http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c872d468-0a01-022a-011e-0dd3023007a7/?interface=catalog&class=48&subject=29 | § 15, подготовка сообщений о полезных и вредных организмах. | ||
20 | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохра-нения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выяв-лять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. | Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. | Таблицы, презентации, ЭОР, мультимедиа. | § 16 | ||
21 | Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов». | Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах. | Индивидуальная, фронтальная Отвечать на итоговые вопросы по темам 1, 2. | задания Ст. 73-74 | Термины по темам 1-2 | ||
22 | Среды жизни на планете Земля | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воз-действие на организм хозяина. Выяв-лять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний, взаимоконтроль. | ЭОР, плакаты, ватман, фломастеры, иллюстрации. Среды жизни/Интерактивная таблица Особенности организменной среды обитания Интерактивная схема | § 17, заполнить таблицу | ||
23 | Экологические факторы среды. | Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать роль человека в при-роде как антропогенного фактора Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. | Тест по теме «Среды жизни на планете Земля» Индивидуальный, фронтальный. Приобретение знаний, контроль и самоконтроль. Словесные, наглядные | Таблицы, ЭОР. Экологические факторы Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000755-1000-4ddd-1961-3600475d430b/482.swf Группы экологических факторов/ Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000756-1000-4ddd-f204-3a00475d430b/483.swf Факторы живой природы Анимация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000757-1000-4ddd-54cd-0800475d430c/491.swf | § 18, составить кроссворд с терминами | ||
24 | Приспособления организмов к жизни в природе. | Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания. Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Различать и характеризовать разные природные сообщества | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Приобретение знаний. Взаимоконтроль. Сообщения учащихся. | Мультимедиа, ЭОР, таблицы, иллюстрации, муляжи, чучела, живые экземпляры. Приспособления животных к водной среде обитания Мультимедиа Приспособления животных к наземно-воздушной среде обитания/Мультимедиа Приспособления животных к почвенной среде обитания Мультимедиа Виды адаптаций у животных Интерактивная таблица Виды адаптаций у растений Интерактивная таблица Таблицы(Природные сообщества), ЭОР Пищевая цепь. Задачи на предсказание последствий нарушения экологического равновесия с помощью анимированной модели http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2a3fd666-ad4b-4f16-b755-a1bd743f5bdd/cep_1.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/723439db-0bc0-4938-a121-6fb878d39f8d/cep_2.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac5c10c1-001a-4423-b7e7-e831c39780c9/cep.swf Детритная цепь питания Интерактивная модель с описанием Круговорот веществ в природе. Анимация Пастбищная цепь питания дубравы Интерактивная модель с описанием | § 19 Подготовить сообщения или презентацию « Природные сообщества нашего села» | ||
25 | Природные сообщества. | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий: «производите-ли», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. Беседа, работа с учебником. Сообщения учащихся « Природные сообщества нашего села» Приобретение и первичный контроль знаний | Таблицы, гербарий, иллюстрации. Красная книга» Интерактивная карта природных зон России Животный мир России Таблицы, иллюстрации, Красная книга, ЭОР. Зависимость природы материков от географического положения Интерактивная карта http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000009f7-1000-4ddd-80bd-4e0047fe0b69/?interface=pupil | § 20, знать термины. Подготовить сообщения: «Природные зоны нашего региона» «Животные и растения Красной книги» | ||
26 | Природные зоны России . | Объяснять сущность понятия «природная зона». Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. | Групповая. Словесные. Беседа, работа с учебником Составление таблицы «Природные зоны». Сообщения учащихся: «Природные зоны нашего региона» «Животные и растения Красной книги» Приобретение знаний, исследование Работа с рисунками, таблицами «Животные природных зон» Тест « Природные зоны России» | § 21. Сообщения о животных различных материков. Сообщения о видах, занесённых в красную книгу | |||
27 | Жизнь организмов на разных материках. | Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Описывать свои впечатления от встре-чи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях | Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. Приобретение знаний в ходе проектной деятельности | Таблицы, иллюстрации, влажные препараты, ЭОР. в/фильм «Мир океанов» http://www.youtube.com/watch?v=SW57QKpV6PY | § 22. сообщения о жителях морей и океанов | ||
28 | Жизнь организмов в морях и океанах. | Работать в паре — описывать разнооб-разие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, Оценивать роль планктона для других живых ор-ганизмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде свое-го обитания. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. | Индивидуальная, фронтальная. Словесные, наглядные. Работа с учебником, с видеофильмомсообщения учащихся, беседа. Приобретение знаний. | Тесты, карточки с заданиями., выполнение творческих заданий | § 23, повторить §§ 17-22. | ||
29 | Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля | Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Контроль знаний | ||||
30 | Как появился человек на Земле. | Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным чело-веком. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Таблицы, ЭОР. Как человек появился на Земле | § 24, заполнить таблицу «Эволюция человека» | ||
31 | Как человек изменял природу. | Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, до рог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок Аргу-ментировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Работать в паре — анализировать пути рас-селения человека по карте материков Земли. | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Мультимедиа, ЭОР, иллюстрации. Распространение человека по Ойкумене. Карта Влияние человека на природу. Таблица | § 25, сообщения о ООТ | ||
32 | Важность охраны живого мира планеты. Экскурсия в природу «Весенние явления в природе» | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Мультимедиа, ЭОР Животные Красной книги презентация http://www.youtube.com/watch?v=otIreXzFH2g Животные, истребленные человеком Иллюстрация http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_06.jpg Видеоклип Красная книга О. Газманова http://www.youtube.com/watch?v=KBA8zQ1CL8c&feature=related | § 26, сочинение о необходимости охраны природы. | ||
33 | Сохраним богатство живого мира. | Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с жи-выми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана Отвечать на итоговые вопросы по теме 4. Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Проекты, мультимедиа. ООТ Ульяновской области http://www.ultpp.ru/kultura_priroda.html Видеофрагмент изучения ООТ http://www.youtube.com/watch?v=KsdnEOBg0dc Красная книга ульяновской области http://www.redbook73.ru/docs/02.php | Повторить §§ 1-26 | ||
34 | Итоговый тест по биологии за курс 5 класса | Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. | Самостоятельная работа | Тесты. | |||
35 | Обобщающее повторение. | Соблюдать правила поведения в природе. Выбирать задание на лето, анализировать его содержание. | Индивидуальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, поисковый. | Карточки с заданиями, вопросы. | Задания на лето. |
Планируемые результаты освоения программы.
№ | Тема | Тема урока | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | Планируемые результаты обучения: Личностные и метапредметные |
1. | Тема 1. Биология – наука о живом мире | Наука о живой природе | выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение; приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. | характеризовать особенности и значение науки биологии; анализировать задачи, стоящие перед учеными-биологами. | Личностные:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД: - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. - Осуществлять сравнение, се-риацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических опе-раций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания) - Строить логическое рассуж-дение, включающее установление причинно-следственных связей. - Создавать схематические мо-дели с выделением существенных характеристик объекта. - Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). - Вычитывать все уровни тек-стовой информации. - Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом |
Свойства живого. | характеризовать свойства живых организмов; сравнивать проявления свойств живого и неживого. | анализировать стадии растительных и животных организмов; характеризовать органы живого организма и их функции; формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. | |||
Методы изучения природы. | различать и характеризовать методы изучения природы. | осваивать способы оформления результатов исследования. | |||
Увеличительные приборы. | объяснять назначение увеличительных приборов; различать ручную и штативную лупу. | изучать устройство микроскопа, сравнивать увеличительные лупы и микроскоп, получать навыки работы с микроскопом при изучении готовых микропрепаратов. | |||
Строение клетки. Ткани. | называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. | изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы | |||
Знакомство с клетками растений | различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. | изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. | |||
Химический состав клетки. | оценивать значение питания, дыхания, размножения; характеризовать биологическое значение понятия «обмен веществ». | объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события; устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки, используя рисунок учебника; аргументировать вывод о том, что клетка – живая система. | |||
Процессы жизнедеятельности клетки. Обобщающий урок по теме. Великие естествоиспытатели. | анализировать информацию учителя о выдающихся учёных-естествоиспытателях. Знакомиться с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника. | называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий. Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. | |||
2 | Тема 2 «Многообразие живых организмов» | Царства живой природы. | объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. | рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. | Регулятивные УУД: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной дея-тельности, выбирать тему проекта. - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный ре-зультат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения пробле-мы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необ-ходимости, исправлять ошибки само-стоятельно. - В диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно вырабо-танные критерии оценки. Познавательные УУД: - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. - Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). - Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - Создавать схематические мо-дели с выделением существенных характеристик объекта. - Составлять тезисы, различ-ные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). - Вычитывать все уровни текстовой информации. - Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто-верность. Коммуникативные УУД: - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Регулятивные УУД: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной дея-тельности, выбирать тему проекта. - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения пробле-мы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необ-ходимости, исправлять ошибки само-стоятельно. - В диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно вырабо-танные критерии оценки. Познавательные УУД: - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. - Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на Основе дихотомического деления (на основе отрицания). - Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. - Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). - Вычитывать все уровни текстовой информации. - Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто-верность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Регулятивные УУД: - Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной дея-тельности, выбирать тему проекта. - Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный ре-зультат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. - Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). - Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необ-ходимости, исправлять ошибки само-стоятельно. - В диалоге с учителем совер-шенствовать самостоятельно вырабо-танные критерии оценки. Познавательные УУД: - Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. - Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). - Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. - Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. - Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). - Вычитывать все уровни текстовой информации. - Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее досто-верность. Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) |
Бактерии: строение и жизнедеятельность. | называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различать свойства прокариот и эукариот. | характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. | |||
Значение бактерий в природе и жизни человека. | характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве | обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. | |||
Растения. | характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. | сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. | |||
Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением побегов растения» | рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием | Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. | |||
Животные. | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. | объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. | |||
Лабораторная работа «Наблюдение за передвижением животных» | готовить микропрепарат куль туры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трёх особей. Зарисовать общий облик инфузории. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. | формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. | |||
Грибы. | устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Называть знакомые виды грибов. | характеризовать питание грибов. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. | |||
Многообразие и значение грибов. | характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. | объяснять термины «антибиотик» и «пенициллин», распознавать съедобные и ядовитые грибы, участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов, объяснять значение грибов для человека и для природы. | |||
Лишайники | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. | анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. | |||
Значение живых организмов в природе и жизни человека. | рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. | доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. | |||
Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов». | |||||
4 | Тема 3 «Жизнь организмов на планете Земля» | Среды жизни на планете Земля | характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | называть и характеризовать организмы-паразиты, объяснять их воздействие на организм хозяина. | |
Экологические факторы среды. | давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. | рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора. | |||
Приспособления организмов к жизни в природе. | Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. | объяснять причины сезонных изменений у организмов. Работать в паре — характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания. | |||
Природные сообщества. | объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».
| различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. | |||
Природные зоны России . | объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. | различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Объяснять роль Красной книги в охране природы, приводить примеры редких растений и животных. | |||
Жизнь организмов на разных материках. | характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. | описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | |||
Жизнь организмов в морях и океанах. | описывать разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб, оценивать роль планктона для других живых организмов. | характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. | |||
Обобщающий урок по теме. «Жизнь организмов на планете Земля | |||||
4 | Тема 4 «Человек на планете Земля» | Как появился человек на Земле. | описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. | устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. | |
Как человек изменял природу. | приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. | анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. | |||
Важность охраны живого мира планеты. | называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. | объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | |||
Сохраним богатство живого мира. | ценить биологическое разнообразие природы. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. | предлагать и разрабатывать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). | |||
Итоговый тест по биологии за курс 5 класса | систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. | использовать учебные действия для формулировки ответов. | |||
Обобщающее повторение. |
Материально – техническое обеспечение программы
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включать различные типы средств обучения.
Комплекты печатных демонстрационных пособий: таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов.
Технические средства обучения и ИКТ: компьютер, цифровой микроскоп, цифровой фотоаппарат, интерактивная доска, мультимедиа проектор; видеоролики, презентации, электронное приложение к учебнику, ресурсы Интернет.
Объекты натуральные: набор муляжей плодов и корнеплодов,
плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи).
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа (7-10*)
- Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
- Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
- Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
- Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов
- Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
- Зажим пробирочный ЗП
- Колба коническая Кн-1-500-34
- Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
- Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
- Мензурка 500 мл
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
- Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
- Цилиндр измерительный 250 мл
- Чаша выпарительная
- Чаша коническая с обручем 190 мм
- Шпатель фарфоровый
- Штатив лабораторный Шлб
- Лоток для раздаточного материала
- Препаровальные инструменты
- Иглы препаровальные
- Пинцет анатомический с насечкой
- Ножницы с одним острым концом
- Скальпель брюшистый
- Рулетка (10 м)
- Укладка для луп (по 10 шт)
Литература
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология:: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012. -126с.;
а также методических пособий для учителя:
1). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология:.5 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2013;
2). И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко, А.Г. Дрогомилов, Т.С. Сухова. Рабочие программы по биологии 5 -9 классы. М.: Вентана-Граф, 2013;
3) И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Рабочая тетрадь. Биология 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2013
дополнительной литературы для учителя:
1). А.И.Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс. - М.: Дрофа, 2006. -96с.;
2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова, Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
для учащихся: Основная:
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология:: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2012. -126с.;
И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Рабочая тетрадь. Биология 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2013
Дополнительная:
1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;
2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР): Кн. 1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;
3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;
4) Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. - Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.;
5) Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 1994. - с. 92-684;
6) Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. - М.: Просвещение, 1994. - 218с.;
7) Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 1997. - 350с.;
8) Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. - М.: Колос, 1992. - 350с.;
9) Губанов И. А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. -М.: 1996. - 556с.;
10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;
11) Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г. В. Устименко. - М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.;
12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил. Т.И.Серебрякова и др. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учебн. Для 6-7 кл. общеобразоват. Учреждений. М., Просвещение, 2002 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...