рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС ООО
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
рабочая программа по биологии 5 класс составлена на основе ФГОС ООО ,Примерной основной образовательной программы.,Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения),Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012,Авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы.Содержит все требования к рабочим программам по ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_5_klass_moya.doc | 269.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897
- Примерной основной образовательной программы.
- Примерной программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: проект. (Стандарты второго поколения)
- Примерной государственной программы по биологии для общеобразовательных школ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф, 2012. — 304
- Авторской программы по биологии 5-9 кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5-9 классы: программа. — М.: Вентана - Граф, 2012. — 304 с.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
социализация обучаемых – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей;
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения в живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формирование интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Она отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царств животных, растений, грибов и бактерий в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а так же на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности.
Достижению результатов обучения пятиклассников способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.
Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.
Средствами реализации рабочей программы являются УМК И.Н. Пономарёвой, материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.
Общая характеристика курса биологии.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», по отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Место учебного предмета в учебном плане.
Освоение данной программы планируется в 5 классах.
Согласно действующему учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии в объёме 35 часов в год, 1 час в неделю. Учебное содержание курса в примерной программе авторов (И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова) 35 часов, из них 2 часа – резервное время. Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
В рабочей программе изменены часы при изучении некоторых тем. На изучение темы «Биология-наука о живой природе» добавлено 2 часа за счет резервного времени, на изучение тем «Многообразие живых организмов» и «Жизнь живых организмов на планете Земля» добавлено по 1 часу за счет резервного времени и сокращения времени на изучение темы «Человек на планете Земля», на которую в рабочей программе выделено 5 часов. Добавленные часы используются для более подробного рассмотрения некоторых тем курса, закрепления и повторения знаний по изученным темам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения биологии
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 5 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 5 класса являются:
- Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных, и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов( простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.) Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Коммуникативные УУД: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметными результатами освоения биологии в 5 классе являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений и животных, грибов и бактерий; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, транспорт веществ, рост и развитие, размножение и регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности.
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере.
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Основное содержание по темам рабочей программы
(35 ч)
Тема 1. Биология – наука о живом мире (10ч)
Наука о живой природе.Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого.Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы. Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы. Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р.Гук, А.Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки. Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки. Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели. Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».
Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».
Демонстрация
- Обнаружение воды в живых организмах;
- Обнаружение органических и неорганических веществ в живых организмах;
- Обнаружение белков, углеводов, жиров в растительных организмах.
Тема 2. Многообразие живых организмов (12 ч)
Царства живой природы.Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии: строение и жизнедеятельность. Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природе и для человека.Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения.Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные.Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы.Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов.Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники. Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека. Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегом растения».
Лабораторная работа № 4. «Наблюдение за передвижением животных».
Демонстрация
- Гербарии различных групп растений.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля.Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды.Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе.Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества.Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России.Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках.Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах.Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Тема 4. Человек на планете Земля (5ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Тематическое планирование
Наименование разделов, тем | Количество часов | Практическая часть программы | Характеристика основных видов деятельности обучающегося | |
авторская | рабочая | |||
Тема 1 «Биология – наука о живом мире» | 8 | 10 | ||
Наука о живой природе. | Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учеными-биологами. | |||
Свойства живого. | Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. | |||
Методы изучения природы. | Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования | |||
Увеличительные приборы. | Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов» | Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | ||
Строение клетки. | Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие результаты наблюдений, делать выводы. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. | ||
Химический состав клетки. |
| Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. | ||
Процессы жизнедеятельности клетки | Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка – живая система (биосистема). | |||
Великие естествоиспытатели | Анализировать информацию учителя о выдающихся учёных –естествоиспытателях. Знакомиться с именами и портретами учёных, самостоятельно работая с текстом учебника. Называть области науки, в которых работали конкретные учёные, знать сущность их открытий. Знать имена отечественных учёных, внесших важный вклад в развитие биологии. Формулировать вывод о вкладе учёных в развитие наук о живой и неживой природе и его значении для человечества. Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | |||
Тема 2. Многообразие живых организмов | 11 ч | 12ч | ||
Царства живой природы. | Объяснить сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. | |||
Бактерии: строение и жизнедеятельность | Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различать свойства прокариот и эукариот. Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе. | |||
Значение бактерий в природе и для человека | Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. | |||
Растения. | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. | |||
Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением побегов растения» | Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлиненных побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. | |||
Животные. | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные части клетки. Называть многоклеточных животных, изображенных на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. | |||
. | Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движения, сравнивать передвижение двух-трех особей. Зарисовывать общий облик инфузории. Формулировать вывод о значении движения для животных. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием. | ||
Грибы. | Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства. Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибкокорень, пояснять их примерами. | |||
Многообразие и значение грибов. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Работать в паре – описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Объяснять значение грибов для человека и для природы. | |||
Лишайники. | . | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов – гриба и водоросли. Различать питы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. | ||
Значение живых организмов в природе и жизни человека | Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Обсуждать проблемные вопросы темы 2, работая в парах и малых группах. Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала. | |||
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля | 7ч | 8ч | ||
Многообразие условий обитания на планете | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображенные на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды – паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. | |||
Экологические факторы среды. | Давать определения понятий «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Выявлять и различать действие факторов среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора. | |||
Приспособления организмов к жизни в природе | Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Называть примеры сезонных изменений у организмов. Работать в паре – характеризовать по рисункам учебника приспособленность животных и растений к среде обитания. | |||
Природные сообщества. | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ. Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Различать и характеризовать разные природные сообщества. Объяснять роль животных организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. | |||
Природные зоны России. | Объяснять сущность понятия «природная зона». Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведенной в учебнике. Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы. | |||
Жизнь организмов на разных материках | Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведенной в учебнике. Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника. Описывать свои впечатления от встречи с представителями флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. | |||
Жизнь организмов в морях и океанах. | Работать в паре – описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Объяснять причины прикрепленного образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | |||
Тема 4. Человек на планете Земля | 6ч | 5ч | ||
Как появился человек на Земле. | Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития. | |||
Как человек изменял природу | Работать в паре – анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны животного мира на Земле. | |||
Важность охраны живого мира планеты | Называть животных, истребленных человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесенных в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. | |||
Сохраним богатство живого мира. | Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Отвечать на итоговые вопросы по теме 4. Обсуждать проблемные вопросы темы 4 в парах и малых группах. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. | |||
Резерв | 3 | - | ||
Итого | 35 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
Дата и номер урока | Тема урока | Тип урока | Оборудо вание | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Формы организации деятельности учащихся, методы урока | Вид контроля | д\з | |||
Предметные | Метапредметные (познавательные ,личностные, регулятивные ,коммуникативные | Личностные | |||||||||
Биология-наука о живом мире (10ч) | |||||||||||
1 | Наука о живой природе. | Урок постановки учебной задачи | Таблицы «Домашние животные», «Культурные растения», иллюстрации, живые объекты | Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение наукам биологии, ботанике, зоологии, микробиологии, микологии. Характеризовать задачи, стоящие перед учёными-биологами. | знание определений наук, изучающих живое, задач, стоящих перед учёными-биологами; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе | формирование умения видеть проблему (происхождение культурных растений и животных), строить рассуждения, использовать речевые средства для отстаивания своей точки зрения, умение работать с понятиями. | формирование интеллектуальных умений: анализировать иллюстрации учебника, строить рассуждения о происхождении домашних растений и животных, делать выводы о роли этих организмов в жизни человека. | Индивидуальная, фронтальная, работа в группе, работа с учебником, дополнительной литературой. Словесный, наглядный, частично-поисковый | Термины | §1,термины,вопросы 1-4 | |
2 | Свойства живого | Урок открытия нового знания | Таблица «Органы растений и животных», рисунки, фотографии, ЭОР. | Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма | Выявлять существенных признаков биологических объектов (признаков живого); взаимосвязи органов в организмах. | Умение работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР), структурировать материал об основных признаках живого, давать определение понятиям (признаки живого, орган, организм) | Формирование познавательных интересов при сравнении тел живой и неживой природы, выявлении признаков живого. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, само- и взаимоконтроль. Наглядный, словесный. Демонстрация | Фронтальный,индивидуальный опрос | § 2,в1-4 | |
3 | Методы изучения природы. | Урок систематизации ранее полученных знаний | Измерительные приборы Иллюстрации | Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. | овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования | Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения | Индивидуальная, работа в парах, группах. Самостоятельная работа, | Заполнение таблицы « Методы изучения природы» | § 3, термины. | |
4 | Методы изучения в лаборатории | Урок практикум | Измерительные приборы | Различать и характеризовать методы изучения живой природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. | овладение основами знаний о методах исследования биологических наук; дальнейшее формирование знаний основных правил поведения в природе в ходе исследования. | умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем; умение сравнивать, анализировать , выявлять целесообразность использования тех или иных методов исследования | Приобретение знаний основных правил отношения к живой природе при знакомстве с методами её изучения | Индивидуальная самостоятельная работа, , | Фиксирование результатов,использование измерительных приборов | Повтор § 3, термины,сообщение о открытии микроскопа | |
5 | Увеличительные приборы | Урок -практикум | Микроскоп,набор микропрепаратов | Объяснять назначение увеличительных приборов. Характеризовать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучить и запомнить правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы | овладение правилами работы с биологическими приборами; формирование умений наблюдения и описания биологических объектов при работе с увеличительными приборами. | умение работать с различными источниками информации при подготовке сообщений об изобретении микроскопа и открытии клеточного строения организмов. | Формирование умения анализировать информацию и делать выводы о возможности изучения организмов с помощью увеличительных приборов. | Фронтальный, индивидуальный, работа в парах. Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов» | Фиксирование результатов,формулирование выводо | §4,вопросы,сообщение Р.Гук | |
6 | Строение клетки | Урок открытия нового знания. | Таблицы «Растительная клетка», «Животная клетка», микроскопы, микропрепараты, ЭОР, мультимедиа. | Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие.
| формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. | формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки живых организмов. | Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия | Исследовательский. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений» | Фиксирование результатов,формулирование выводов | §5,стр19-21,кроссворд | |
7 | Ткани | Урок открытия нового знания. | Таблицы №Ткани растений», «Ткани животных№ | Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. | формирование умения выделять существенные признаки растений и животных на основе знаний о строении клетки и тканей; умение различать на таблицах клетки животных и растений, их органоиды, животные и растительные ткани; дальнейшее развитие навыков работы с увеличительными приборами при рассматривании микропрепаратов. | формирование умения работать с различными источниками информации (учебник, ЭОР, микропрепараты) при изучении клетки и тканей живых организмов. | Формирование умения сравнивать клетки растений и животных, растительные и животные ткани, анализировать информацию и делать выводы о чертах их сходства и различия | Наглядный, словесный. Приобретение знаний. Работа в парах. Взаимоконтроль | Заполнение таблиц: «Ткани растений , Ткани животных»
| §5,стр21-24, модель растительной клетки | |
8 | Химический состав клетки | Урок открытия нового знания. | Таблицы,семена подсолнечника,иллюстрации,спиртовка,держатель, йод,ступка | Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов | выявление существенных признаков (химический состав) живых организмов; приведение доказательств родства всех живых организмов исходя из особенностей химического состава клетки. | умение извлекать информацию из различных источников(учебник, опыт), анализировать её, делать выводы. | Умение анализировать увиденные опыты по обнаружению веществ, входящих в состав клеток растений, делать выводы о наличии органических и минеральных веществ. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные, работа с учебником. | Фронтальный,индивидуальный опрос | §6,вопросы1-4 | |
9 | Процессы жизнедеятельности клетки | Урок открытия нового знания. | Таблицы, Деление клетки Анимация | Оценивать значение процессов питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цитоплазмы клетки. | выделение существенных признаков живого: обмена веществ в клетке, деления, роста, развития; | умение адекватно использовать речевые средства при аргументировании вывода о клетке как живой системе. | Умение строить рассуждения о клетке как живой системе, анализируя информацию о процессах жизнедеятельности клетки. | Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный. | Тестирование,самоконтроль | § 7,стр28-29 повто𠧧 1-6,сообщения | |
10 | Великие естествоиспытатели. Обобщение знаний по теме « Биология — наука о живом мире» | Урок развивающего контроля. Диагностика и коррекция ЗУН по теме. Урок открытия нового знания. | Портреты ученых ,ЭОР, мультимедиа. | Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации. Знакомиться с именами и портретами учёных,их вкладом в науку. | выделение существенных признаков живых систем, клеток и тканей животных и растений, процессов, протекающих в клетке; различение на рисунках органоидов клетки, тканей растений и животных; знание правил работы с микроскопом, | умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. | Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. | Работа учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. | тестирование | Стр.33-34 | |
Многообразие живых организмов (12ч) | |||||||||||
11(1) | Царства живой природы | Урок открытия нового знания. | Мультимедиа, таблицы, портреты Линнея, ИвановскогоЦарства живой природы. Анимацияhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000001f1-1000-4ddd-c014-350046b3269e/003.swf | Объяснять сущность термина «классификация».Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации – «царство» и «вид».Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов | умение определять принадлежность организмов к определённой систематической группе. | умение извлекать информацию из различных источников(учебник, опыт), анализировать её, делать выводы. | развитие интеллектуальных умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы. | Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный. | Фронтальный,индивидуальный опрос | §8.,вопросы 1-4 | |
12(2) | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы,иллюстрации,фотографии | Выделять и называть главные особенности строения бактерий, используя рисунок учебника. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты» | Выявление существенных признаков прокариот и эукариот; определение принадлежности бактерий к прокариотам; различение на рисунках частей бактериальной клетки; выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе | умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными | Реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике; | Фронтальный, индивидуальный, словесный, наглядный. | заполнение таблицы « Строение бак.клетки» | §9.вопросы1-5,сообщение «значение бактерий»,кроссворд,термины | |
13(3) | Значение бактерий в природе и для человека | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы « Бактерии», Сем Бобовые» Изготовление продуктов питания с помощью бактерий/ Видеофрагментhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9de57-0a01-022a-0149-e631efa1db71/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_03%5D.WM Болезнетворные бактерии человека/Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79e9ddfa-0a01-022a-01b1-ab1d6e4bc343/%5BBIO6_07-52%5D_%5BMV_02%5D.WMV | Характеризовать важную роль бактерий в природе.,объяснять термин «симбиоз».Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты.Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать использование процесса брожения в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий. | приведение доказательств необходимости профилактических мер для сохранения здоровья; формирование представлений о роли бактерий в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли бактерий в практической деятельности человека; освоение приёмов первой доврачебной помощи в случае пищевого отравления. | умение работать с различными источниками информации (печатными и электронными); развивать способность выбирать целевые установки на сохранение и укрепление своего здоровья, соблюдая меры профилактики инфекционных заболеваний. | Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций. | Индивидуальная, фронтальная | Терминологический диктант | §10.,вопросы1-4 | |
14(4) | Растения. Общая характеристика | Урок изучения и первичного закрепления знаний | таблицы, гербарии. | Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различие | Выделение существенных признаков растений; умение сравнивать клетки растений и бактерий и делать умозаключения об усложнении строения клетки растений; | умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы ; умение работать в паре; умение грамотно излагать свою точку зрения | Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы | Работа в парах, индивидуальная,исследовательская Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растений» | Фиксирование результатов,формулирование выводов,самооценка | §11.,стр 45-47,50сообщение «как образовался камен. уголь» | |
15(5) | Многообразие растений | Урок изучения и первичного закрепления знаний | таблицы, гербарии. | Характеризовать мхи,папоротники, хвощи плауны как споровые растения, знать термин «спора».Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека | определение различных растений к определённым систематическим группам; выявление существенных признаков споровых и семенных растений; овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения различных групп. | умение работать с разными источниками информации; умение преобразовывать информацию в ходе работы ; умение грамотно излагать свою точку зрения | Развитие умения сравнивать живые объекты, анализировать особенности их строения и делать выводы об усложнении в строении растений от водорослей к покрытосемянным. | Индивидуальная, фронтальная | Тестирование,взаимооценивание | §11стр48-49,вопросы,кроссворд,термины | |
16(6) | Животные. Общая характеристика | Урок открытия нового знания. | Таблицы «Простейшие» Характерные признаки животных. Иллюстрацияhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000003a8-1000-4ddd-a343-620046bb2fdf/31_2.jpg | Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела.Готовить микропрепарат культуры инфузорий. Соблюдать правила работы с микроскопом. Рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении. Зарисовать общий облик инфузории. | развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии. | умение работать с различными источниками информации; умение работать в парах; умение наблюдать, делать выводы и заключения из увиденного | Формирование познавательных интересов в ходе наблюдения за животными, сравнения их способов передвижения, вывода о зависимости способа передвижения от среды обитания; развитие эстетического отношения к живой природе. | Работа в парах, индивидуальная,исследовательская Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных» | Фиксирование результатов,формулирование выводов,самооценка | §12 стр52, сообщение о животных | |
17(7) | Многообразие животных | Урок открытия нового знания | Таблицы, ЭОР,презентация | Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. | выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; различение на рисунках и таблицах растений различных типов и классов; оценивание с эстетической точки зрения различных животных. | умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию, классифицировать живые объекты. | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный | Фронтальный,индив опрос | §12 стр53-56,вопросы1-4,постановка опыта по выращиванию плесневых грибов, | |
18(8) | Грибы. Общая характеристика | Урок открытия новых знаний | Таблицы,муляжи,фотографии,рисунки | Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами. | выделение существенных признаков царства грибы; различение на рисунках, таблицах частей тела гриба; овладение методами биологических исследований в процессе постановки опыта по выращиванию плесневых грибов (дома) и объяснению их результатов. | умение работать с различными источниками информации; связано и грамотно излагать информацию. | Знание основных правил отношения к живой природе на примере сбора грибов; развитие умения анализировать информацию об особенностях грибов и делать выводы. | Индивидуальная, работа в группах. Словесный, наглядный | тестирование | §13,вопросы 1-5,сообщение о открытии пенициллина | |
19(9) | Многообразие и значение грибов | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы,муляжи,фотографии,рисунки,презентация | Характеризоватьстроение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин».Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Характеризовать значение грибов для человека и для природы | Выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении грибами; выявление мер профилактики грибковых заболеваний | Умение осуществлять исследования (выращивание плесени, изучение, сравнение), анализировать полученные результаты, аргументировано излагать их | Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека. | Индивидуальная,фронтальная. Словесный, наглядный | Фронтальный,индив опрос | §14,вопросы 1-4 | |
20 (10) | Лишайники | Урок формирование новых знаний | Таблицы,гербарий,презентация | Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников – симбиоз двух организмов - гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека. | выделение существенных признаков лишайников как симбиотических организмов их роли в круговороте веществ и образовании гумуса; приведение доказательств влияния факторов окружающей среды на развитие лишайников (чистота воздуха); различение на рисунках и среди гербарных экземпляров различных типов лишайников | выбор информации о строении, особенностях жизнедеятельности лишайников их различных источников, структурирование её. | Формирование познавательного интереса в ходе изучения симбиотического организма; умение анализировать информацию, делать выводы. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный. | Фронтальный,индив. опрос | §15,вопросы 1-4,сообщения учащихся | |
21 (11) | Значение живых организмов в природе и жизни человека. | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы, презентации, | определять значение растений и животных для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом | Приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; знание животных и растений, нуждающихся в охране, занесённых в Красную книгу Приморского края; знание основных правил поведения в природе. | Структурирование материала, полученного их различных источников информации; умение грамотно излагать материал; развитие способностей выбирать целевые установки по отношению к живой природе | Мотивация на изучение живой природы, частью которой является человек; эстетическое отношение к объектам живой природы. | Индивидуальная, групповая, фронтальная. Сообщения учащихся. | Фронтальный,индивид. опрос | §16,стр73-74 | |
22 (12) | Обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов» | Урок развивающего контроля. Диагностика и коррекция ЗУН по теме. | таблицы | Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации. | Характеризовать особенности царств живой природы,знать сходство и различие в строение клеток растений,животных,бактерий;знать представителей различных царств | умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. | Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. | Работа учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. | тестирование | Повт.стр.74 | |
Жизнь организмов на планете Земля (8ч) | |||||||||||
23(1) | Среды жизни на планете Земля | Урок формирование новых знаний | Таблицы,презентация, | Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина | Выделение существенных признаков различных сред обитания; выявление взаимосвязи между условиями среды и особенностями организмов; сравнение биологических объектов, обитателей различных сред; умение оценить живые объекты с эстетической точки зрения. | Развитие навыков проектной деятельности, умения структурировать материал, грамотно и аргументировано его излагать: умение работать с различными источниками информации; развитие коммуникативных качеств | Формирование познавательных интересов и интеллектуальных умений сравнения, анализа, явлений и живых объектов и умения делать выводы в ходе работы над мини-проектами («Кто такие гидробионты?», «Да будет свет?», «Солнце, воздух и вода, получается…среда», «Паразиты и их | Индивидуальная, фронтальная, работа в группах. Словесный, наглядный. | Заполнение таблицы «среды жизни» | §17,в1-5,проект | |
24(2) | Экологические факторы среды | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы, презентация,иллюстрации | Давать определения понятий: «экологический фактор»,«фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора. Вы-являть взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов | Роль экологических факторов на жизнь живых организмов,влияние человека на природу | развитие способности выбирать смысловые установки в поступках по отношению к живой природе | Развитие умения анализа данных, сравнения действия различных факторов на живые организмы. | Индивидуальная, фронтальная. Словесный, наглядный. | Фронтальный,индивид. опрос | § 18, вопросы1-3,приводить примеры влияния экологич. факторов | |
25(3) | Приспособленность организмов к жизни в природе | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы, фотографии, презентация | Выявлять приспособленность организмов к средам обитания на конкретных примерах | выявление изменчивости организмов как приспособленности к среде обитания; умение оценивать биологические объекты с эстетической точки зрения | умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; умение работать в парах при осуществлении взаимоконтроля | Развитие интеллектуальных умений сравнивать и оценивать действие факторов среды на организмы; формирование эстетического отношения к организмам | Индивидуальная, фронтальная. Словесный, наглядный. | тестирование | §19, вопросы1-3,фото приспособленности к среде обит. | |
26(4) | Природные сообщества | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы,иллюстрации | Объяснять сущность понятия «пищевая цепь»; роль различных организмов в круговороте веществ. Объяснять сущность понятий: «произ-водители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном со-обществе. Характеризовать значение природного сообщества для жизни его обитателей. | Выделение существенных признаков экосистем, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; выявление типов взаимодействия различных видов организмов в природе | умение выбирать целевые установки в действиях человека по отношению к живой природе; умение преобразовывать информацию из одной формы(текст учебника) в другую (рисунок, сообщение). | Развитие умения анализировать роль организмов в экосистемах и пищевых цепях, делать выводы о последствиях нарушения равновесия в биогеоценозах | Словесный, наглядный. Индивидуальная, фронтальная. | Фронтальный,индивид. опрос | §20, вопросы1-4,модель «лес»с обитателями или рисунок | |
27(5) | Природные зоны земли | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы, иллюстрации | Объяснять сущность понятия «природная зона». Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. | Понятие природной зоны. Различные виды природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. | формирование способности выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях по отношению к живой природе; работать с различными источниками информации. | развитие умения анализировать условия в различных климатических зонах, делать выводы о приспособленности организмов | Групповая. Словесные. Беседа, работа с учебником Составление таблицы «Природные зоны». | Составление таблицы «Природные зоны». | § 21. Сообщения о живот. различных материков. Сообщения о видах, занесённых в красную книгу Приморского края | |
28(6) | Жизнь на разных материках | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы, иллюстрации,фото | Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособлен-ность к среде обитания. Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника | Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Мно-гообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды. | умение работать с различными источниками информации, оценивать, преобразовывать из одной формы в другую (сообщения, презентации); умение аргументировано излагать свою точку зрения; | Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов на различных материках., | Работа в группах, фронтальная. Словесные, наглядные. Сообщения учащихся, беседа, рассказ. | Заполнение таблицы «Животный мир материков»,тестирование | §22.,вопросы1-4 сообщения о жителях морей и океанов. | |
29(7) | Жизнь организмов в морях и океанах | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Таблицы, иллюстрации,фото | Работать в паре — описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб. Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде свое-го обитания. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания | Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий — скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон. Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания | умение использовать различные источники информации, преобразовывать её, грамотно и связано излагать её. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей | Формирование эстетического отношения к живой природе; умения анализировать особенности живых объектов в водной среде | Парная, фронтальная Словесные, наглядные. Работа с учебником, с видеофильмом,сообщения учащихся, беседа. | Оценка сообщений учащихся, Оценка устных ответов | § 23, повторить §§ 17-22. | |
30(8) | Обобщающий урок по теме «Жизнь организмов на Земле» | Урок развивающего контроля. Диагностика и коррекция ЗУН по теме. | таблицы | Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации. | Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Оценивать свои достижения по усвоению учебного мате-риала темы. | умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. | Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. | Работа учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. | Тестирование, индивидуальные заданиями. | срт104-105 | |
Человек на планете Земля (5ч) | |||||||||||
31(1) | Как человек появился на Земле | Урок открытия нового знания. | Таблицы, ЭОР.Как человек появился на Землеhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a6009585-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/76562/?interface=pupil&class=47&subject=26 | Характеризовать особенности строения тела и жизнедеятельности неандертальцев. Описывать особенности строения тела и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным чело-веком. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле в результат длительного исторического развития | аргументация родства человека с млекопитающими животными; различение на таблицах различных стадий развития человека; умение определять принадлежность человека к определённой систематической группе. | умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий: работать с текстом учебника или ЭОР. | Формирование уважительного отношения к истории человечества, освоение социальных норм и правил поведения. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. | Фронтальный,индивид. опрос | § 24, заполнить таблицу «Эволюция человека» | |
32(2) | Как человек изменял природу | Урок изучения и первичного закрепления знаний | презентация | Анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Приводить примеры негативного воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение скота, постройка городов, дорог и пр. Обсуждать причины сокращения лесов, понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле | Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дико-растущих растений как причины освоения человеком новых территорий. Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Зна-чение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий деятельности человека | развитие умения осуществлять контроль своей деятельности в ходе достижения результата; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. | Фронтальный,индивид. опрос | §25,вопросы1-4ообщения о вымерших животных | |
33(3) | Важность охраны природы | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Фотографии,презентация,иллюстрации | Называть животных, истреблённых человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных. Называть примеры животных, нуждающихся в охране.Объяснять значение Красной книги, заповедников .Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных | Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление совре-менным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ. | умение получать информацию из различных источников и преобразовывать из одного вида в другой. | Знание основных принципов и правил отношения к живой природе; формирование личностных представлений о ценности природы; осознание общности и значимости глобальных экологических проблем. | Фронтальная, индивидуальная. Словесные, наглядные. | Фронтальный,индивид. опрос | §26,вопросы1-4 | |
34(4) | Сохраним богатство живого мира | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Иллюстрации,презентация | Обсуждать ценность биологического разнообразия для природы и человека. Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с жи-выми организмами. Приводить примеры заботливого от-ношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек) | формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем. | умение организовывать учебное сотрудничество с учениками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение; работа с различными источниками информации; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ | Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем в сфере охраны природы на основе личного выбора; формирование нравственного поведения и ответственного отношения к собственным поступкам в природе | Работа в группах | Фронтальный,индивид. опрос | §27,вопросы1-4 | |
35(5) | Обобщающий урок по теме «Человек на планете Земля» | Урок развивающего контроля. Диагностика и коррекция ЗУН по теме. | Таблицы, иллюстрации | Уметь воспроизводить знания и применять их в новой ситуации. | Отвечать на итоговые вопросы темы. Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы. | умение адекватно использовать речевые средства при изложении материала; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем. | Знание основных правил отношения к живой природе; умение анализировать информацию, содержащуюся в заданиях, делать выводы, применять знания в новых ситуациях. | Работа учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. | Тестирование, индивидуальные заданиями. | Задания на лето |
Информационно-методическое обеспечение
Основная литература для учащихся
- Учебник Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.,
Электронные образовательные ресурсы
- http://school-collection.edu.ru/) . «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»
- http://www.fcior.edu.ru/
- www.bio.1september.ru – газета «Биология»
- www.bio.nature.ru – научные новости биологии
- www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
- www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://video.edu-lib.net – учебные фильмы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...