Голосеменные растения
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Цели урока:
Образовательная: организация деятельности учащихся по изучению сведений о голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.
Развивающая формирование умений определять цель и планировать свою деятельность , способствовать развитию умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитательная : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе , слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание бережного отношения и любви к природе.
.
Предполагаемые результаты:
Предметные :
-умение характеризовать признаки голосеменных растений;
- умение объяснять роль голосеменных растений в жизни человека
- умение выполнять лабораторную работу
Личностные:
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
- воспитание у учащихся любви к природе
Метапредметные:
Познавательные:
- умение выделять существенные признаки голосеменных растений;
- умение вести наблюдение.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана
Оборудование: ПК, медиапроектор, цифровой микроскоп, побеги, шишки сосны, ели, лиственницы, маршрутные листы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)
Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Содержательная часть урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД | |
1.Мотивация | Цель: создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке. На предыдущем уроке мы с вами познакомились с плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда изучить растения, назовём их «знакомые-незнакомцы». О некоторых из них написаны стихи, песни, картины. Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом- одним цветом? Колючая , но не ёж? О каких растениях идёт речь?
| Учащиеся настраиваются на работу на уроке. | Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний.
| |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники.( рис.74 в учебнике). На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке - современные голосеменные растения. Попробуйте обсудить в паре и назвать признаки этих растений.
| Отвечают на вопросы Работают в паре.
| Познавательные (общеучебные) :осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | |
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Проанализируйте свои ответы .Какой вывод можно сделать? | Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения | Логические: Построение логической цепи рассуждений, Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | ||
4.Этап построения проекта выхода из затруднения | Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Определите тему урока. Предлагаю провести исследование по маршрутам. | Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия: - согласовывают тему урока, - ставят цель, - выбирают способ, - строят план достижения цели
| Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять . . Маршрут №1 «Признаки голосеменных растений» 1) Жизненные формы: деревья, кустарники или лианы ( интерактивный плакат) 2)Строение голосеменного растения.(электронное приложение «Дрофа») Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья. 3)Почему растения называют-голосеменные? Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? ( видеофрагмент http://youtube.com/). Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. 4)Многообразие голосеменных. Хвойные растения (слайд №4) 5) Строение хвои (демонстрация микропрепарата с использованием цифрового микроскопа). Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды .
Физкульт.минутка«Ёлочка».(видеофрагмент http://youtube.com/)
Маршрут № Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»
( см.маршрутный лист)
Маршрут №3 «Значение и охрана голосеменных» 1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125
2) Предложите способы сохранения хвойных растений.
| 1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе.
2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных. Отображают информацию таблице. Обсуждают результаты записи в группе. Делают выводы по проделанной работе
3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125
4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений. |
Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации . Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью , контроль в форме сличения способа действия и его результата. | ||
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Цель: выбор способа решения разноуровневых заданий .
Маршрут №4. Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.
| Выполняю по выбору задание №4, проговаривают вслух. | Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации . Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью , контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Цель: научить приемам самоконтроля
Вернёмся к началу нашего пути, проверим и дополним задание№1.(слайд 11).
| Используя полученные знания на уроке, уч-ся выполняют самопроверку задания №1 пошагово сравнивая с эталоном. |
Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению , контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. | |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Маршрут №5 Оценка. Вернёмся к цели нашего урока. Считаете ли вы , что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета. |
Оценивают работу на уроке в маршрутном листе.
Выбирают начало фразы и формулируют ответ.
| Личностные: самооценка на основе критерия успешности ; Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений
| ||
9. Домашнее задание | 1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников.
| Записывают домашнее задание | Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |
1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
2.В.В.Пасечник . Биология. 65кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141,
3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru
5. www.edios.ru
Маршрутный лист_______________________________ (Ф.И.)
Исследование на тему « Голосеменные растения»
Маршрут №1. Признаки растений отдела голосеменные.
Просмотрев видеофрагмент и пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), запиши основные признаки голосеменных растений.
1.Жизненные формы: деревья, ……………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
2. Голосеменные имеют: корень, ………, ………….. .
3. Своё название голосеменные получили потому, что…………………………………….
…………………………………………………………………………………………………..
4.К хвойным относятся…………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
5.Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые - так называемая ……………………. .
Маршрут №2
Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»
Ход работы
1. Пользуясь текстом учебника (стр.120-124) и раздаточным материалом, заполните таблицу .
2. Запишите вывод по работе.
Название растения _______________________________________________________
Отношение к свету | Почва | Типы и цвет шишек | Срок жизни хвоинок | Высота дерева |
|
|
|
|
|
Вывод:
Маршрут №3 Значение голосеменных
Составь кластер по тексту учебника стр.124-125.
гоолосе |
Маршрут №4 Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.
1 Составить синквейн по теме урока
1) Существительное________________________________________________________
2) Два прилагательных______________________________________________________
3) Три глагола_____________________________________________________________
4) Предложение___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выбрать верные утверждения, отметив их знаком +
-Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.
-Голосеменные - древняя группа низших растений.
-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.
-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.
-Сосна - тенелюбива.
-Лиственница – холодостойкая порода.
3. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
1) не выносят засушливых условий А) Папоротниковидные
2) представлены только деревьями и кустарниками Б) Голосеменные
3) имеют семязачаток
4) размножаются спорами
5) для полового размножения необходима вода
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
Маршрут №5 Оценка. Оцени свою работу на уроке в баллах.
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Голосеменные растения. 5 класс | 63.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 5 классе ( УМК Пасечник В.В.)
Голосеменные растения
учитель биологии Нуриева Е. В СОШ №41г. Борзя
Цели урока:
Образовательная: организация деятельности учащихся по изучению сведений о голосеменных растениях; способствовать усвоению знаний об особенностях внешнего строения и значения голосеменных, их роли в природе и жизни человека.
Развивающая формирование умений определять цель и планировать свою деятельность , способствовать развитию умений работать с текстом учебника, раздаточным материалом, умений анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Воспитательная : воспитание положительной мотивации учения, умение работать индивидуально и в группе , слушать и вступать в диалог, умения провести оценку и самооценку; воспитание бережного отношения и любви к природе.
.
Предполагаемые результаты:
Предметные :
-умение характеризовать признаки голосеменных растений;
- умение объяснять роль голосеменных растений в жизни человека
- умение выполнять лабораторную работу
Личностные:
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
- воспитание у учащихся любви к природе
Метапредметные:
Познавательные:
- умение выделять существенные признаки голосеменных растений;
- умение вести наблюдение.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана
Оборудование: ПК, медиапроектор, цифровой микроскоп, побеги, шишки сосны, ели, лиственницы, маршрутные листы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)
Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Содержательная часть урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Развиваемые УУД |
1.Мотивация | Цель: создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке. На предыдущем уроке мы с вами познакомились с плаунами, хвощами и папоротниками думаю, сегодня для вас не составит труда изучить растения, назовём их «знакомые-незнакомцы». О некоторых из них написаны стихи, песни, картины. Попробуйте отгадать загадки: зимой и летом- одним цветом? Колючая , но не ёж? О каких растениях идёт речь?
| Учащиеся настраиваются на работу на уроке. | Регулятивные: волевая саморегуляция на усвоение знаний. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в каменноугольном периоде существовали своеобразные папоротники.( рис.74 в учебнике). На их листьях встречались образования, похожие на семязачатки. Эти папоротники назвали семенными. Учёные считают,что именно от них произошли растения, которые нам предстоит изучить на уроке - современные голосеменные растения. Попробуйте обсудить в паре и назвать признаки этих растений. | Отвечают на вопросы Работают в паре. | Познавательные (общеучебные) :осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью |
Цель: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Проанализируйте свои ответы .Какой вывод можно сделать? | Анализируют свои ответы и ответы одноклассников, выявляют причины затруднения | Логические: Построение логической цепи рассуждений, Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные: фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения | Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Определите тему урока. Предлагаю провести исследование по маршрутам. | Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают учебные действия:
| Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять . . Маршрут №1 «Признаки голосеменных растений» 1) Жизненные формы: деревья, кустарники или лианы ( интерактивный плакат) 2)Строение голосеменного растения.(электронное приложение «Дрофа») Голосеменные растения имеют стебель, корень и листья. 3)Почему растения называют-голосеменные? Какие эволюционные приобретения возникли на новой ступени развития у растений? ( видеофрагмент http://youtube.com/). Свое название голосеменные получили благодаря семенам, лежащими открыто, то есть голо. Голосеменные – ветроопыляемые растения, их размножение не зависит от воды. Благодаря этому семенные растения в настоящее время являются завоевателями суши. 4)Многообразие голосеменных. Хвойные растения (слайд №4) 5) Строение хвои (демонстрация микропрепарата с использованием цифрового микроскопа). Игольчатые или чешуйчатые листья покрыты жесткой кутикулой. Устьица погружены в ткань, что снижает испарение воды . Физкульт.минутка«Ёлочка».(видеофрагмент http://youtube.com/) Маршрут № Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края» ( см.маршрутный лист) Маршрут №3 «Значение и охрана голосеменных» 1)Составить кластер используя текст в учебнике на стр.124-125 2) Предложите способы сохранения хвойных растений. | 1).Самостоятельно выполняют задание №1 в машрутном листе. 2).Выполняют лабораторную работу. Знакомятся с информацией о голосеменных растениях, используя рисунки, раздаточный материал и текст учебника. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных. Отображают информацию таблице. Обсуждают результаты записи в группе. Делают выводы по проделанной работе 3) Составляют кластер используя текст в учебнике на стр.124-125 4) Обсуждают и предлагают способы сохранения хвойных растений. |
Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации . Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью , контроль в форме сличения способа действия и его результата. | |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Цель: выбор способа решения разноуровневых заданий . Маршрут №4. Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных. | Выполняю по выбору задание №4, проговаривают вслух. | Познавательные общеучебные: применение методов информационного поиска необходимой информации . Регулятивные: умение выполнять учебное задание в соответствии с целью , контроль в форме сличения способа действия и его результата. |
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Цель: научить приемам самоконтроля Вернёмся к началу нашего пути, проверим и дополним задание№1.(слайд 11). | Используя полученные знания на уроке, уч-ся выполняют самопроверку задания №1 пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению , контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном. |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Маршрут №5 Оценка. Вернёмся к цели нашего урока. Считаете ли вы , что нам удалось изучить голосеменные растения? Если «да»-разместите на искусственной ёлочке фигурки красного цвета, если «нет» -фигурки синего цвета. | Оценивают работу на уроке в маршрутном листе. Выбирают начало фразы и формулируют ответ. | Личностные: самооценка на основе критерия успешности ; Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений | |
9. Домашнее задание | 1. Прочитать параграф 22, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Творческое задание. Составить терминологический диктант для опроса одноклассников. | Записывают домашнее задание | Познавательные общеучебные:выбор наиболее эффективных способов подготовки д/з. |
1. А.Е. Богоявленская. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.- М.: Просвещение: АО « Учеб. лит.» , 1996.-192 с. : ил.
2.В.В.Пасечник . Биология. 65кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. Учреждений/В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2012.-141,
3. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. ru
5. www.edios.ru
Маршрутный лист_______________________________ (Ф.И.)
Исследование на тему « Голосеменные растения»
Маршрут №1. Признаки растений отдела голосеменные.
Просмотрев видеофрагмент и пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), запиши основные признаки голосеменных растений.
1.Жизненные формы: деревья, ……………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………………….
2. Голосеменные имеют: корень, ………, ………….. .
3. Своё название голосеменные получили потому, что…………………………………….
…………………………………………………………………………………………………..
4.К хвойным относятся…………………………………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
5.Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые - так называемая ……………………. .
Маршрут №2
Лабораторная работа на тему: «Сравнительная характеристика голосеменных растений Забайкальского края»
Ход работы
1. Пользуясь текстом учебника (стр.120-124) и раздаточным материалом, заполните таблицу .
2. Запишите вывод по работе.
Название растения _______________________________________________________
Отношение к свету | Почва | Типы и цвет шишек | Срок жизни хвоинок | Высота дерева |
Вывод:
Маршрут №3 Значение голосеменных
Составь кластер по тексту учебника стр.124-125.
Маршрут №4 Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.
1 Составить синквейн по теме урока
- Существительное________________________________________________________
- Два прилагательных______________________________________________________
- Три глагола_____________________________________________________________
- Предложение___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выбрать верные утверждения, отметив их знаком +
-Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.
-Голосеменные - древняя группа низших растений.
-Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.
-Хвойные растения не распространены на территории нашей страны.
-Сосна - тенелюбива.
-Лиственница – холодостойкая порода.
3. Установите соответствие между признаком растений и его принадлежностью к отделу.
ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ ОТДЕЛ
1) не выносят засушливых условий А) Папоротниковидные
2) представлены только деревьями и кустарниками Б) Голосеменные
3) имеют семязачаток
4) размножаются спорами
5) для полового размножения необходима вода
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Маршрут №5 Оценка. Оцени свою работу на уроке в баллах.
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Размножение голосеменных растений"
урок по биологии 6и класса....
Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"
Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...
презентация "Отдел Голосеменные растения"
В презентации ведется речь о строении и происхождении отдела Голосеменные растения, слайды сопровождаются рисунками и фотографиями различных видов Голосеменных....
Урок-исследование деятельностного подхода "Голосеменные растения"
Урок исследования...
План урока "Голосеменные растения".
Урок биологии 6 класс по программе Пасечник В.В. с использованием ИКТ и проектной технологий....
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. 6 класс
Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений.Размножение – одно из обязательных свойств живого организма. Размножение – увеличение числа ос...
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний по темам "Высшие споровые растения. Голосеменные растения"с тестами 7класс
Разработка урока может использовать для систематизации , повторения и коррекции знаний о споровых иголосеменных растениях. спомощью теста можно проверить качество усвоения знаний....