Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки" (ФГОС)
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Данная работа выполнена с учетом требований ФГОС. Работа может выполняться как практическая или как лабораторная, в зависимости от поставленной цели. Место работы в учебном процессе: Тема «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови» , 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_po_bio_14.docx | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Малютина Татьяна Геннадьевна,
учитель биологии, географии
ГБОУ СОШ №270,
Красносельский район,
г.Санкт-Петербург
Лабораторная работа «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
1. Цель: Создать условия для изучения особенностей эритроцитов человека в сравнительном плане и выявление связи особенности строения с выполняемой функцией.
2. Планируемые результаты обучения:
Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.
Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.
Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.
Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность (самостоятельная работа по инструкции за установленное время); оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Предметные: Проводить наблюдение и описание клеток крови человека и лягушки на готовых микропрепаратах; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.
3. Методические рекомендации:
Работа может выполняться как практическая или как лабораторная, в зависимости от поставленной цели. Место работы в учебном процессе: Тема «Внутренняя среда организма. Состав и функции крови» , 8 класс. Лабораторные работы оформляются в рабочих тетрадях по биологии. При выполнении работы учащиеся записывают её номер, тему и цель, затем выполняют задание. Переписывать пункты инструктивной карточки не следует. В данном случае работа проводится как лабораторная.
Подготовка к работе:
1. Точно установить цель и содержание работы, которую должны выполнить учащиеся, и проверить её самому на практике.
2. Составить план урока, в котором необходимо указать место и последовательность выполнения работы, содержание вводной беседы, задание для самостоятельной работы и т.д.
3. Всё необходимое для лабораторных занятий оборудование, должно быть заготовлено заранее.
Правила техники безопасности:
Инструкция по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа
Общие положения.
Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных (практических) работ, связанных с использованием микроскопа.
Опасности в работе:
уколы частей тела при небрежном обращении с микропрепаратами.
Требования безопасности перед началом работы.
Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.
- Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.
- Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.
- Ученик знакомится с правилами работы с микроскопом, убеждается в его исправности.
- Ученик соблюдает осторожность при работе с предметными стеклами.
- Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.
- Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, микропрепараты.
Требования безопасности после окончания работы.
- По окончании работы ученик собирает микропрепараты и сдаёт всё учителю биологии на хранение.
- Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.
- По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.
Варианты проведения работы:
Лабораторная работа может занимать весь урок или только его часть (зависит от содержания и объёма выполняемой работы). Лабораторное занятие может проводиться в двух формах: фронтально, т.е. по непосредственным указаниям учителя, и по предварительному заданию.
При фронтальных лабораторных занятиях работа разбивается на части; по каждой части учителем даются отдельные указания, которые все учащиеся одновременно, «единым фронтом», и выполняют.
При занятиях по предварительному заданию последнее даётся сразу (инструктивная карточка) по всей работе, которую должны выполнить учащиеся.
- Инструктивная карточка к выполнению лабораторной работы по теме: «Микроскопическое строение крови человека и лягушки»
Цель работы
- Изучить строение крови человека и лягушки.
- Сравнить строение крови человека и лягушки и определить, чья кровь способна переносить больше кислорода.
Оборудование: готовые окрашенные микропрепараты крови человека и лягушки, микроскоп (х300).
Ход работы:
- Подготовьте микроскоп к работе.
- Рассмотрите препарат крови человека, обратите внимание на форму, относительную величину и количество эритроцитов в препарате, на отсутствие ядра в эритроците, зарисуйте 3-4 эритроцита.
- При том же увеличении микроскопа рассмотрите препарат крови лягушки, обратите внимание на величину, форму и количество эритроцитов в препарате. Зарисуйте 3-4 эритроцита.
Отчетное задание:
- Найдите черты сходства и различия в строении эритроцитов крови человека и лягушки, заполнив таблицу 1.
Признаки | Эритроциты | |
человека | лягушки | |
Форма | ||
Размеры | ||
Количество (относительно на единицу площади) | ||
Наличие ядра |
Ожидаемые результаты учеников:
Признаки | Эритроциты | |
человека | лягушки | |
Форма | Двояковогнутый диск | Двояковыпуклый диск, овальная |
Размеры | 7-8 мкм, мелкие | 10-11 мкм, крупные |
Количество (относительно на единицу площади) | много | мало |
Наличие ядра | нет | есть |
- Сделайте вывод из этого сравнения.
Ожидаемые ответы учеников: Эритроциты человека и лягушки похожи тем, что имеют красный цвет, потому что в их состав входит белок гемоглобин, который придает крови красный цвет. Эритроциты крови человека и лягушки участвуют в переносе газов. Различие между красными клетками крови человека и лягушки в том, что эритроциты лягушки значительно крупнее, чем эритроциты человека. Кроме того, у взрослых эритроцитов человека отсутствуют ядра, тогда как в эритроцитах лягушки ядра есть. Эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность, их больше в 1 мм3 , чем у лягушки.
- Подумайте, чья кровь – человека или лягушки – способна перенести больше кислорода за единицу времени? Объясните, почему.
Ожидаемые ответы учеников: Кровь человека переносит больше кислорода в единицу времени потому, что организм человека нуждается в большем количестве кислорода в связи с более активным образом жизни, поэтому эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, что увеличивает их общую поверхность и способствует лучшему проникновению в них кислорода. Отсутствие ядра в эритроцитах крови человека также увеличивает их ёмкость.
- Сделайте вывод на основании ваших наблюдений и умозаключений: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении --------
Ожидаемые ответы учеников: «Эволюция эритроцитов позвоночных животных шла в направлении уменьшения размеров и отсутствия ядра в зрелых клетках.
- После завершения работы приведите в порядок оборудование и своё рабочее место.
5. Рекомендации по оцениванию:
Возможные критерии оценки:
Рисунки с обозначениями – 3 балла;
Заполненная без ошибок таблица 4 балла;
Ответы на вопросы и вывод – 3 балла;
В сумме 9-10 баллов - оценка «5»
В сумме 7-8 баллов - оценка «4»
В сумме 6- 5 баллов - оценка «3»
Менее 5 баллов – оценка «2»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Микроскопическое строение крови человека и лягушки"
Лабортарная работа 8 класс...
Урок по теме "Состав крови. Строение крови лягушки и человека"
Конспект урока...
Прзентация к лабораторной работе "Строение головного мозга человека"
Данная презентация может быть использована на уроке биологии как на этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления знаний по теме "Строение головного мозга человека"...
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Изучить строение крови человека и лягушки.Сравнить строение крови человека и лягушки и определить,чья кровь способна переносить больше кислорода....
6 класс Лабораторная работа: "Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки"
6 класс Лабораторная работа: "Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки"...
Лабораторная работа по биологии 8 класс "Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки"
Лабораторная работа по биологии 8 класс...
Инструктивная карточка к лабораторной работе "Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки"
Подробная инструкция восьмиклассникам по выполнению лабораторной работы. Прилагается файл с ответами....