ВЫДЕЛЕНИЕ. СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Дидактическая цель: создать условия для осознания и усвоения новой учебной информации об анатомо-физиологических особенностях мочевыделительной системы, значении выделения из организма конечных продуктов обмена веществ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vydelenie_bio_8_klass.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ МАЙОРСКАЯ СОШ
Учитель Разумова Н.С.
Биология 8 кл.
ТЕМА: ВЫДЕЛЕНИЕ. СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК.
Дидактическая цель: создать условия для осознания и усвоения новой учебной информации об анатомо-физиологических особенностях мочевыделительной системы, значении выделения из организма конечных продуктов обмена веществ.
Задачи:
- образовательные - способствовать формированию знаний о значении выделения;
о строении и функциях почек и мочевыделительной системы;
предупреждении почечных заболеваний.
- развивающие – умения устанавливать причинно-следственные связи;
интеллектуальные умения, логическое и творческое мышление, интерес к предмету.
- воспитание коммуникативной и информационной компетенции, эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью;
практических умений применения полученных знаний в повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, таблицы «Органы мочевыделительной системы», «Строение почки», муляжи почки и внутреннего строения человека.
Учебник БИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕК 8 класс: учебник для общеобр. Учрежд. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. М. Дрофа, 2009. § 42.
Методы обучения:
-передача информации аудиовизуальными средствами - (беседа, рассказ объяснительного характера с использованием таблиц, мультимедийного урока, муляжей, компьютерного тренажера),
- проблемный, частично-поисковый, личностно ориентированный, практический.
Требования к уровню подготовки:
- называть особенности строения органов мочевыделительной системы – строение почек, нефрона как функциональной единицы почек,
- распознавать и описывать органы выделительной системы,
- характеризовать сущность биологического процесса выделения - удаление мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
- использовать приобретённые знания для профилактики заболеваний мочевыделительной системы.
Тип урока: комбинированный – изучение нового материала и закрепление знаний.
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА.
I. Актуализация опорных знаний.
Беседа по вопросам:
- Каково строение кожи?
- Как правильно ухаживать за кожей?
- Назовите причины кожных заболеваний.
- Назовите грибковые заболевания кожи.
- Какие паразитарные заболевания кожи вам известны?
- Какие функции выполняет кожа?
- Изучение темы.
Одной из функций кожи вы назвали выделительную. В чём она проявляется? (в способности участвовать в сохранении постоянства внутренней среды, удаление избытка воды, солей, продуктов обмена и шлаков).
Но через кожу выделяется незначительное количество продуктов обмена веществ.
Проблемный вопрос:
Какие же специализированные органы, образующие выделительную систему, появились у организмов в процессе эволюции? (почки).
Каково их строение и функции?
И сегодня на уроке, мы с вами, изучим строение и функции органов мочевыделения.
При окислении в организме продуктов, содержащих белки, в состав которых входит азот образуется токсичный аммиак, мочевина, мочевая кислота. Накопление этих соединений в крови может привести к отравлению организма.
Выделение – важнейшая составная часть обмена веществ, поддержание постоянства внутренней среды организма, и прежде всего плазмы крови.
Процесс выделения – это своего рода непрерывная уборка и чистка всех клеток, тканей и органов в ходе, которой организм избавляется от ненужных химических соединений.
Показ слайдов мультимедийного урока «Выделение». (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
работа с рисунками 87, 88, 89 страница 214 -215 учебника. (Д.В. Колесов. Биология. Человек. 8 класс).
Они как два больших боба
На связках закрепились,
У позвоночного столба
Уютно разместились.
Фильтруют почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во внутренней среде
Держалось постоянство.
Нефрон содержит капсулы,
Канальцы и клубочки.
Нефронов целый миллион
Содержат наши почки.
Проходит кровь через нефрон,
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в организм,
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши почки тоже.
Строение почек.
1. Почки человека имеют сложное строение.
2. Корковое вещество почки образовано множеством капиллярных клубочков и капсул, а мозговое вещество – из канальцев.
3. Моча из множества извитых канальцев поступает в собирательные трубочки, открывающиеся сосочками в почечную лоханку, откуда моча стекает в мочеточник, а затем в мочевой пузырь.
Снабжение почек кровью отличается от снабжения кровью других органов тела человека.
В почках артериальная сеть капиллярных сосудов: артерия - капилляр – артерия. Эта особенность позволяет организму быстро избавляться от ненужных и вредных продуктов распада веществ. За 1 минуту через почки проходит 1000 – 1200мл крови, а за сутки вся кровь организма пройдёт через почки 200 раз.
Нефрон – функциональная единица почки, в котором происходит фильтрация плазмы крови. В одной почке около 1 млн. нефронов.
Нефрон состоит из капсулы и тонкого длинного извитого канальца.
В капсуле происходит фильтрация крови.
В ходе изучения и закрепления темы формулируются основные функции почек:
1. выделительная – удаляют избыток воды, органических и неорганических веществ, продуктов азотистого обмена;
2. защитная – обеспечивают выведение из организма токсических соединений, образовавшихся в процессе обмена веществ.
3. участвуют в поддержании постоянства внутренней среды.
Осмысление. При нарушении работы обеих почек наступает отравление организма и человек погибает на 5 сутки.
Объясните: какими веществами отравляется человек с повреждёнными почками, хотя никакие яды в организм не поступали (соли мочевой, щавелевой кислот, токсичный аммиак).
Заболевания мочевыделительной системы в детском возрасте находятся на втором месте после заболеваний органов дыхания.
Каковы же причины почечных заболеваний?
- инфекционные заболевания. Хронический тонзиллит, кариозные зубы. (через почки проходит вся кровь организма.)
- переохлаждение организма.
- избыток солей в питьевой воде. (контроль качества воды).
- алкоголь, курение, острая и пряная пища.
- восходящая инфекция (при несоблюдении правил личной гигиены инфекция может распространиться от мочеиспускательного канала к мочевому пузырю, а затем по мочеточникам – к почкам).
СЛАЙДЫ УРОКА.
1 тема.
2.значение почек
3.выделительная система. Почки – парный орган бобовидной формы. Правая ниже левой на 1 – 1,5 см. вес – 300 г. Мочеточники – трубочки длиной 30 см, 4 -7 мм в диаметре. Каждые 7 сек. из почек выходит порция мочи.
4. тренажёр.
5.почка (строение).
6.строение почки. Нефрон.
7.капиллярная сеть почки.
8.почечная капсула. Фильтрация крови - в артериолах остаются форменные элементы и белки.
9.образование первичной мочи. В почечной капсуле
Плазма крови, содержащая воду, мочевину, соли кислот, глюкозу, аминокислоты, витамины, но не содержащая белков.
10. работа нефрона. Длина канальцев нефрона от 20 до 50 мм, а общая длина всех канальце в двух почках составляет около 100 км, а поверхность их стенок – 40 м2.
11.образование вторичной мочи. Первичная моча, продвигается вдоль канальца, где из неё обратно в кровь всасывается около 80% всех нужные вещества, в том числе и вода. За сутки 1,5 л.
12. выведение мочи. (перистальтика).
13. мочевой пузырь. Объём 500 – 750 мл, зачем накапливать лишнюю тяжесть, не обладающую полезными качествами. 14. вспомогательная роль почек. 15. выводы.
16. итоговое тестирование.
1. в стенках мочевого пузыря.
2.фил. крови.
3.отсутствием белков.
4. в брюшной.
5. избирательное всасывание веществ.
6. из клубочков и системы канальцев.
7. в почечной капсуле.
Дом. задание. § 42. раб. тетрадь № 164.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".
разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...
открытый урок "Органы выделения. Строение и функции почек".
разработка урока содержит конспект открытого урока ,презентацию . Во время урока учащиеся познакомятся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями, особенностями внешнего строен...
Строение стебля и почки покрытосеменных растений
Презентация для 6 класса (УМК Д.И. Трайтака)Урок построен на повторении темы "Корень" и изучении нового материала по темам "Почка" и "Стебель"...
урок на тему "Побег и почка. Строение и значение для растения." биология – 6 класс
формируем понятие о побеге: генеративном и вегетативном, о расположении листьев на побеге;изучаем строение вегетативных и генеративных почек, развитие побега из почки, ветвление растений....
урок в 9 классе СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК
СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЧЕК...
«Строение и значение побегов у растений. Почка – зачаточный побег растения. Почки вегетативные и генеративные. Развитие побега из почки. Годичный побег. Ветвление растений. Приёмы увеличения ветвления».
Цель: ознакомить учащихся с понятием побега, с особенностями вегетативных и генеративных почек.Задачи:- Сформировать представление о побеге как сложном ...
Проверочные задания по теме «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»
Проверочные задания на отработку материала «Стебель, его строение и значение», «Цветок, его строение и значение»...