Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
I. Организационный этап урока. Цель этапа: настроить учащихся на учебную работу.
| - Здравствуйте ребята! Садитесь. А сейчас давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Я рада, что у вас хорошее настроение. Надеюсь, что наш урок пройдет в атмосфере рабочего настроения и полного взаимопонимания, интересно и с пользой для всех. 1. Для организации работы на уроке давайте уточним, какое качество необходимо вам как «Я – ученик», чтобы достичь желаемого результата на уроке. ИТОГ: Да, действительно, у каждого из вас есть возможность на этом уроке не только изучать биологию, но и работать над собой, развивать в себе те качества, которые, на ваш взгляд, вам необходимы. Это может быть Вашей целью на сегодняшнем уроке.
2. В течение урока оценивать свою работу мы будем на листах самооценки. Познакомьтесь с ним (приложение). Лист, включает в себя: перечень видов работ на уроке, место для самооценки для каждой работы. Посмотрите критерии оценки. У кого есть вопросы? Не забывайте, после каждого задания оценивать свою работу. |
Включение в деловой ритм.
Фронтальная работа: Высказывания учащихся о качествах, необходимых каждому для достижения поставленных целей.
Самостоятельная работа: Знакомство с листом самооценки. | 2 минуты
Оценивание осуществляется по 2-х балльной шкале за выполненные задания по следующим критериям (на доске): - самостоятельно справился с заданием - 2 балла, - обращался за помощью для выполнения задание – 1 балл, - не справился с заданием, требуется помощь – 0 баллов.
|
II. Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке. Цель этапа актуализация имеющихся знаний для определения темы урока..
| Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.
- Какую тему повторяли, выполняя это задание? - Поднимите руку те, у кого остались вопросы по теме «Строение цветка». Итак, я вижу, что тема «Строение цветка» вами усвоена неплохо, можем продолжать изучение. | Индивидуальная работа, взаимопроверка и самооценка По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске. Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибки исправляют и пишут, повтори строение цветка.
| 2 минуты
|
III. Целеполагание Цель этапа: формирование познавательных мотивов учебной деятельности, определение учебной цели.
| - Создание проблемной ситуации. Чудо природы, тайна цветка давно интересовала человека, и она нам открылась на прошедших уроках. Сегодня мы откроем еще одну тайну: что же происходит, когда цветки отцветут, и образуется очередное чудо, имя которому? – плод. Сформулируйте тему урока» ИТАК, тема урока: «Плоды» (Запись темы урока на доске) Я сегодня собиралась Торопилась, сомневалась. Всё ль в корзинку положила? Посмотрите ка, друзья, Какие плоды принесла вам я (демонстрирует корзину с плодами) - А что вы уже знаете о плодах растений?
- Работая в парах, обсудите: «Что еще вы не знаете и хотели бы знать о плодах?»
- Постарайтесь сформулировать цель урока исходя из темы урока. Предлагаю свой вариант
Итак, наша ЦЕЛЬ: изучить строение плодов, их классификацию, и роль в жизни человека. (запись цели на доске)
( оцените свою работу на этапе постановки цели и отметьте баллом на полях в тетради) | Обсуждение темы урока. Высказывание учащихся (ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука),
формулирование темы урока. Запись темы урока в рабочей тетради.
Ответы учащихся: - плоды появляются после цветения растений. Они используются людьми и животными в пищу, для размножения растений.
Работа в парах - узнать о строении плодов, о их видах
(анализируют, формулируют и записывают цель в тетради)
| 3 минуты
Демонстрация слайда «Цветок и плод» Демонстрация слайда «Плоды»
САМООЦ. |
III.Планирование предстоящей деятельности Цель этапа: умение планировать свою деятельность
| - Что нам необходимо, чтобы достичь цели урока? - Работая в парах, обсудите, какие пункты могут быть в плане достижения поставленной цели. ЗАДАЧИ (план урока): - что такое плод?; - строение плода; - классификация плодов по признакам; - виды плодов на примере разнообразных растений; - практически распознавать и распределять плоды по группам ( учитель на доске фиксирует пункты плана) ( оцените свое умение планировать свою деятельность и отметьте баллом на полях в тетради)
| Ответы: Составить план работы. Работа в парах. Обсуждают, высказывают своё мнение в паре. Варианты ответов ребят (устно). | 3 минуты
САМООЦ.
|
IV. Реализация намеченного Цель этапа: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал, обобщать изученное.
| - Основным понятием урока является понятие «плод».
Работая в парах, попробуйте сформулировать самостоятельно, что называют плодом растения? - Какая пара представит свое понимание?
- Давайте проверим правильность с помощью учебника. - Какой вывод сделаем?
Первые итоги: выполнили мы первую задачу, которую поставили в начале урока? | Работа в парах с учебником стр. 67 и своё объяснение понятия «плод»
Высказывание одной пары (ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука)
Фронтальная работа. (уч-ся обращаются к учебнику и зачитывают понятие) Плод – это орган размножения цветкового растения.
Ответы уч-ся: частично выполнили (уч-ся с помощью сигнальных знаков выражают своё согласие)
|
3 минут
Слайд презентации
|
Цель этапа: развитие умения осуществлять поиск информации из учебного текста | - Какой следующий этап работы?
Учитель предлагает учащимся нарисовать любой плод известного им растения и дать ему название. Учитель предлагает продемонстрировать свои рисунки.
У всех цветковых растений есть плоды, но они не всегда похожи друг на друга. Однако строение плодов схожее. Самостоятельная работа, прочитайте текст с. 67, раздел «Строение плода» и ответьте из каких частей состоит плод и попробуйте дорисовать свой рисунок
Итог данного этапа: - Что мы выясняли, выполняя это задание? - Как вы считаете, справились ли мы с данной задачей. Почему? - Какие новые понятия мы изучили на данном этапе? - Оцените свою работу (лист самооценки) | Фронтальная работа. (ответы учащихся на основе работы с планом урока) - Строение плода
Дети рисуют и дают название своему нарисованному плоду.
Учебник стр. 67 (чтение, строение плода) - Дети высказывают свои мнения и показывают рисунки с изображениями плодов
2. Слайд презентации «Строение плода»
Итог: Ответы уч-ся. Мы справились с задачей, так как сейчас знаем из каких частей состоит плод: семя и околоплодник. |
Урок «Плод», фрагмент №2 «Строение плода»
3 минуты
САМООЦ. |
Цель этапа: развитие умения сравнивать имеющийся учебный материал, обобщать изученное.
Динамическая пауза | - Переходим к третьему этапу урока. - О чём пойдёт речь? - Плоды растений разнообразны и делятся на группы: 1) по сложности, 2) по количеству семян, 3) по количеству воды. Работать будем в парах. Задание парам: - Работаем с текстом с. 67-68 раздел «Классификация плодов»
- Прочитав текст, составьте классификации плодов.
Итог работы: Классификация плодов Классификация плодов (по числу пестиков)
Простой сложный соплодие Классификация плодов ( по количеству семян)
Односемянные многосемянные
Классификация плодов ( по количеству воды в околоплоднике)
Сочные Сухие Вывод: мы составили три вида классификации плодов по различным признакам. - Выполнили мы третий пункт нашего плана? Оцените свою работу в листе самооценки. Устали? Давайте чуть-чуть с вами отдахнём. Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё прыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись
|
Работа в парах (стр. уч. 67-68) Учащиеся записывают в тетради свои варианты классификации плодов по разным признакам. По итогам работы ребятам предлагается представить свою классификацию или классификации, если их несколько. Высказывание одной пары (ученики класса выражает своё согласие или нет с помощью условных знаков – поднятая или опущенная рука)
Итог: самооценка на полях тетради
Дети выполняют упражнения |
Урок «Плод», фрагмент №3 «Классификация плодов»
5 минуты
Слайды презентации «Классификация плодов»
САМООЦ. |
Цель этап: развитие умения пользоваться инструкцией для выполнения практической работы
| 4.Следующий этап работы. Изучение видов плодов на примере разнообразных растений ТПО № 51 выполним Лабораторную работу. Самостоятельная работа. Организует деятельность учащихся по выполнению лабораторной работы. Работаем с текстом учебника, краткую информацию записываем в таблицу. |
Виды Пло-дов | Характеристика вида плодов | Примеры плодов | Сочный или сухой | Односемянной или многосемянной |
|
|
|
|
ребята выполняют лабораторную работу, в рабочих тетрадях.
|
10 минут |
Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения. | Проверим, что у нас получилось.
Итог: - что на данном этапе нам удалось изучить?
| Выступление учащихся, другие учащиеся параллельно заполняют таблицу в тетради. Ответы уч-ся: - Виды плодов и примеры растений, относящихся к данным видам. |
4 минуты Показ слайдов презентации |
- Рефлексия
Цель: формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.
| Обобщим полученные знания в виде схемы Задание: - Закончите схему Типы плодов
Типы плодов
Ягодовидые Костянковидные Ореховидные Коробочковидные
Итог: оцените свою работу на этапе обобщения знаний на полях самооценки. | Самостоятельная работа в тетради. Составление итоговой схемы.
Фронтальная работа (проверка самостоятельной работы)
Учащиеся оценивают себя по ранее предложенным критериям | 2 минуты
Демонстрация слайда презентации «Типы плодов» САМООЦ. |
- Итог урока
| -Вспомните цель, стоявшую перед вами. - Смогли ли мы достичь её. Почему?
- Оцените свою работу на уроке, подсчитав общий балл на полях тетради в графе самооценка.
- Кто доволен своей работой на уроке? - Кто не доволен? - Вспомните качества «Я – ученик», скажите, какие из них помогали достижению цели, а какие нет.
| Фронтальная и самостоятельная работа уч-ся.
Индивидуальная проверка: оценивают свою работу на уроке. Перевод баллов в отметку: 5 баллов – отметка «3» 6-9 баллов - отметка «4» 12 -10 баллов – отметка «5» Личные мнения учащихся. | 2 минуты |
- Домашнее
задание Цель: организовать закрепление изученного на уроке, самообразование | Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить домашнее задание. - Работа с учебником §13 стр.67-73, ответ на вопросы после параграфа.
- Для любознательных стр. учебника 73-74 в разделе «Подумайте» и «Задание»
Спасибо всем за урок. Думаю, что наша совместная работа была полезной и интересной. |
|
1 минута |