Лабораторный практикум по биологии. Учебное пособие
методическая разработка по биологии на тему

Данные лабораторные работы предназначены для учащихся классов и составлены на базе основной типовой программы VI-IX классов (авторы Хрипкова А.Г., Мягкова А.Н.).

Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, составляющих основу для практической подготовки школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon broshyura_labor_rabot_vosstanovlen.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Козачок Н.П.

Лабораторный практикум

по биологии

Учебное пособие

г. Нефтеюганск

2006



Пояснительная записка

Данные лабораторные работы предназначены для учащихся классов и составлены на базе основной типовой программы VI-IX классов (авторы Хрипкова А.Г., Мягкова А.Н.).

Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, составляющих основу для практической подготовки школьников.

Данные лабораторные работы находятся в тесной взаимосвязи с теоретической базой курса биологии и предполагают наличие системы биологических знаний. Некоторые работы содержат элементы исследовательской деятельности, они могут быть применены как на уроке, так и во внеурочное время. В ходе выполнения лабораторных работ у учащихся предполагается формирование следующих умений:

- объяснять связь между строением и функциями систем и организмов;

- объяснять влияние физического труда и спорта на организм;

- выявлять причины нарушения осанки и плоскостопия;

- соблюдать режим труда и отдыха, правила рационального питания;

- соблюдать правила гигиены;

- пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;

- оказывать первую медицинскую помощь;

- составлять конспекты, работать с текстом и рисунками учебника, готовить краткие сообщения.


6 класс

  1. Испарение воды листьями

Цель: использовать личный опыт учащихся для формирования умений делать теоретические выводы из конкретных фактов.

Ход работы:

1. Налейте в бутылку воды и поставьте в нее побег с листьями.

2. Долейте немного растительного масла так, чтобы оно покрывало всю поверхность воды в бутылке.

3. Отметьте уровень воды в начале опыта. Запишите его в дневник наблюдений.

4. Поставьте побег на 2-3 дня в теплое освещенное место (можно вблизи настольной лампы).

5. Отметьте уровень воды в конце опыта. Поясните причину изменения уровня воды.

6. Оформите отчет об оплате для проверки по предложенному учителем плану.

План отчета.

1. Цель опыта.

2. Ход опыта.

3. Результат (рисунок с указанием уровня воды в начале и в конце опыта)

4. Вывод о причинах изменения уровня воды.

  1. Строение корня проростка тыквы

Цель: изучить внешнее строение корня.

Оборудование и материал:

1. Лупа ручная.

2. Линейка.

3. Проросшее семя тыквы (редиса, гороха).

Ход работы:

1. Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени тыквы (редиса, гороха). Отметьте его длину, толщину, окраску.

2. Определите тип корневой системы.

3. Рассмотрите под лупой главный корень.

4. Изучите кончик корня. Найдите корневой чехлик и корневые волоски.

5. Измерьте длину тех частей корня, где находятся корневой чехлик и корневые волоски.

6. Зарисуйте корень и надпишите его части.

7. Сделайте: вывод.

  1. Типы соцветий

Цель: познакомиться с типами соцветий.

Материалы:

Гербарные растения с соцветиями: подорожник, василек, клевер, черемуха, ландыш, ромашка (или другие).

Ход работы:

1. Ознакомьтесь по гербарию с соцветиями растений.

2. Рассмотрите соцветие у черемухи (или ландыша). Сделайте схематический рисунок этого типа соцветия.

3. Пользуясь текстом и рисунком из учебника, определите, какие типы соцветий у подорожника, клевера и василька(или ромашки). Сделайте схематические рисунки этих соцветий.

4. Сделайте вывод о роли соцветий в жизни растения.

  1. Внешнее и внутреннее строение стебля

Цель: изучить строение стебля.

Оборудование и материалы:

1. Лупа.

2. Лезвие бритвы.

3. Зимняя ветка тополя.

4. Комнатное растение пеларгония.

Ход работы:

1. У ветки тополя (или пеларгонии) рассмотрите на стебле узлы и междоузлия.

2. Найдите чечевички и листовые рубцы.

3. Сделайте поперечный срез стебля тополя. Рассмотрите его с помощью лупы. Пользуясь рисунком из учебника, найдите основные части внутреннего строения стебля.

4. Определите число годичных колец у ветки тополя. Найдите слой камбия.

5. Сделайте продольный разрез стебля тополя. Рассмотрите его. Проверьте иглой твердость сердцевины, древесины и коры.

6. Отделите кору от древесины. Объясните, почему она так легко отделяется.

7. Сделайте вывод.

  1. Внешнее строение листа

Цель: изучить внешнее строение простых и сложных листьев.

Материалы: .

1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.

2. Гербарные экземпляры листьев: шиповника, рябины, дуба, сирени.

Ход работы:

1. Рассмотрите зеленый лист комнатного растения пеларгонии. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради лист и надпишите их.

2. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками у листа традесканции. Отметьте, в чем их разница.

3. Рассмотрите в гербарии листья рябины, шиповника, дуба, сирени. Найдите среди них простые и сложные листья.

4. Заполните таблицу.

5. Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.

Растения с простыми листьями.

Растения со сложными листьями.

Сходство в строении листьев.

Различия в строении листьев.

1.

1.

2.

2.

  1. Сравнение микроскопического строения элодеи и спирогиры-представителей высших и низших растений, обитающих в воде

Цель: Отработать понятие об отличительных признаках представителей разных отделов растений, а также об общих признаках представителей одного царства.

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

2. Зарисуйте клетку листа элодеи, показав в ней много округлых хлоропластов.

3. Рассмотрите готовый препарат нитчатой водоросли.

4. Зарисуйте клетки водоросли с одним крупным хлоропластом -спиральным хроматофором.

5. Обозначьте оболочку, ядро, цитоплазму в клетках того и другого растения.

6. Сделайте вывод о наличии общих признаков у клеток высших (элодеи) и низших (спирогиры) растений (Почему те и другие клетки способны к фотосинтезу?)

  1. Споры папоротника

Цель: познакомиться с внешним видом спор.

Оборудование и материалы:

1. Лупа ручная.

2. Микроскоп.

3. Препаровальная игла.

4. Белый лист бумаги.

5. Лист папоротника с сорусами.

6. Семена редиса (или другого растения).

Ход работы:

1. Рассмотрите лист папоротника.

2. Найдите на нижней поверхности листа коричневые образования. Они называются сорусами.

3. Потрясите слегка лист папоротника над листом бумаги. Высыпятся споры.

4. Рассмотрите споры под лупой и под микроскопом. Зарисуйте их.

5. Сравните размеры спор с семенами редиса.

6. Сделайте выводы.

Выводы:

По внешнему виду споры представляют: ________

Размеры спор в сравнении с семенами редиса: __________

  1. Приготовление микропрепарата

Цель: научиться готовить временные микропрепараты и работать с ними.

Оборудование:

1. Микроскоп.

2. Склянка с водой.

3. Стеклянная палочка или пипетка.

4. Препаровальная игла.

5. Покровное стекло.

6. Предметное стекло.

7. Марлевая салфетка (8x8 см)

8. Полиэтиленовая салфетка на рабочий стол (30x30 см)

Ход работы:

1. Разрежьте спелый томат.

2. Приготовьте микропрепарат из мякоти плода.

3. Рассмотрите клетки мякоти плода томата под микроскопом.

4. Зарисуйте в тетради клетки разной формы.

5. После просмотра промойте стекла и приведите в порядок инструменты.

6. Сделайте выводы.

Вывод:

При подготовке микропрепарата следует: _______

  1. Строение вегетативных и генеративных почек

Цель: изучить внутреннее строение почек.

Оборудование и материал:

1. Лупа ручная.

2. Годичные побеги с почками (сирень, тополь, смородина черная, липа, рябина).

Ход работы:

1. Рассмотрите на побеге (например, рябины) боковые и верхушечные почки. Отметьте внешний вид почек: форму, размеры и окраску.

2. Отделите от побега одну почку. Разрежьте ее вдоль. Положите разрезанные части на предметное стекло.

3. Пользуясь лупой и рисунком из учебника, найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебель. Определите, какую почку вы рассматриваете - вегетативную или генеративную.

4. Рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Отметьте, чем они отличаются друг от друга.

5. Сделайте схематический рисунок строения каждой почки. В чем их различие?

6. Сделайте вывод, почему почку называют зачаточным побегом.

  1. Внешнее строение корневища, клубня, луковицы

Цель: изучить строение подземных побегов.

Оборудование и материалы:

1. Лупа ручная.

2. Препаровальная игла.

3. Семь булавок и нитка (20 см)

4. Клубень картофеля.

5. Гербарный экземпляр корневищного растения (пырей)

6. Луковица лука репчатого.

Ход работы:

1. Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.

2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. По каким признакам вы это определили?

3. Рассмотрите под лупой глазки.

4. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу.

5. Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня.

6. Докажите, что корневище, клубень и луковица - видоизмененные побеги.

7. сделайте вывод о назначении подземных побегов.

  1. Взаимосвязи в живой природе

Цель: проверить умение учащихся научно обосновывать значение растений для жизни на Земле.

Используйте таблицу для ответов на поставленные вопросы:

1. Каким образом пополняется запас кислорода на нашей планете, если при дыхании его поглощают все живые организмы?

2. Возможна ли жизнь человека и животных без растений? Ответ поясните.

3. Зависит ли жизнь живых организмов от неживой природы и почему? Приведите 2-3 примера.

Взаимосвязь живых организмов с окружающей средой.

Живые организмы.

Условия среды, процессов для дыхания

Необходимые для жизнедеятельности, для питания.

Растения

Кислород

1.Свет

2. Углекислый газ

З.Вода

4 .Минеральные вещества

5. Органические вещества

Животные

Кислород

1. Органические вещества

2. Вода

3. Минеральные вещества

Человек

Кислород

1. Органические вещества

2. Вода

3. Минеральные вещества

  1. Сравнительная характеристика отделов растений

Цель:  Проверить умение выявлять черты усложнения растений путем их сравнения.

Составьте сравнительную характеристику растений разных отделов, проставив в каждой колонке таблицы знак + или –

Сравнительная характеристика отделов растений.

Отделы

растений.

Строение

Среда обитания

Участие воды в процессе размножения

Одноклеточные

Многоклеточные

Водная

Водно-наземная

Наземная

1 .Водоросли

2. Мхи

3.Папоротники.

4.Голосеменные

5.Покрытосеменные

Какой вывод из проведенного сравнения можно сделать?

  1. Строение цветкового растения

Цель: изучить внешнее строение цветкового растения.

Оборудование и материал:

1.Лупа ручная.

2.Препаровальная игла.

3. Растение пастушья сумка.

Ход работы:

1.Рассмотрите цветковое растение.

2.Найдите у него корень и побег, определите их величину и

зарисуйте форму.

3. Определите, где находятся цветки и плоды.

4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

5.Рассмотрите плоды. Определите их число на одном побеге.

6. Сделайте выводы.

Выводы:

Цветковое растение имеет следующие органы: _____

Цветки и плоды расположены: _____

  1. Строение клетки кожицы листа лука

Цель: изучить строение растительной клетки.

Оборудование и материал:

1. Лупа ручная.

2. Микроскоп

3. Пипетка

4. Пинцет

5. Предметное стекло

6. Покровное стекло.

7. Бинт.

8. Часть луковицы.

Ход работы:

1.Приготовьте препарат кожицы листа лука. Для этого с нижней поверхности сочного листа лука пинцетом отделите и снимите прозрачную кожицу.

2. Рассмотрите препарат под микроскопом при малом увеличении. Найдите в клетках клеточную оболочку, цитоплазму, ядро и вакуоль.

3. Рассмотрите при большом увеличении.

4. Нарисуйте строение клетки и надпишите ее части.

5. Сделайте выводы.

Выводы:

Клетка состоит из: _____

Функции каждой части клетки следующие: ________

  1. Строение семени фасоли

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Оборудование и материалы:

1. Лупа ручная.

2. Препаровальная игла.

3. Сухой плод (боб) фасоли с семенами.

4. Набухшие семена фасоли.

Ход работы:

1. Рассмотрите плоды фасоли. Раскройте их. Рассмотрите, как прикреплены в плоде семена - фасолины.

2. Рассмотрите внешнее строение семени и форму фасоли.

3. Найдите рубчик и семявход (микропиле)

4. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (предварительно намочив его, чтобы семя разбухло)

5. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корни, стебелек, почечку.

6. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.

7. Выполните рисунок, напишите названия частей семени.

8. Сделайте вывод о строении семени двудольного растения.

  1. Строение цветков насекомоопыляемьх и ветроопыляемых растений

Цель: сравнить строение цветков, опыляемых насекомыми и ветром.

Материал:

Гербарий цветущих растений: шиповник, лютик, пырей, тимофеевка (или другие).

Ход работы:

1. рассмотрите гербарий цветущих растений.

2. Отберите растения с насекомоопыляемыми цветками. Объясните, почему вы отобрали именно эти растения.

3. Рассмотрите растения с ветроопыляемыми цветками. Почему все они собраны в соцветия?

4. Найдите в тексте учебника описание особенностей ветроопыляемых цветков. Сравните цветки пырея или тимофеевки с цветами лютика или шиповника.

5. Используйте для сравнения рисунки в учебнике.

6. сделайте вывод: как строение цветков приспособлено к типу опыления?


7-8 класс

  1. Изучение клещей

Цель: выявить особенности строения клещей; доказать принадлежность клещей к классу Паукообразные.

Для работы необходимы:

микроскоп, ручная лупа, фиксированные клещи, микропрепараты «Иксодовый клещ», «Ротовой аппарат клеща».

Ход работы:

1. Рассмотрите фиксированного клеща. Опишите его.

2. Рассмотрите микропрепарат клеща при малом увеличении микроскопа. Какие детали строения клеща вам удалось выявить с помощью микроскопа?

3. Зарисуйте клеща, сделайте обозначения.

4. Отдельно рассмотрите и зарисуйте ротовой аппарат клеща.

5. Докажите принадлежность клеща к паукообразным.

6. Какие особенности внешнего строения клеща появились е него в связи с приспособлением к паразитическому образу жизни?

  1. Изучение гидры на микропрепаратах

Цель: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения гидры; доказать принадлежность гидры к кишечнополостным животным.

Для работы необходимы:

микроскоп, тотальный микропрепарат гидры, микропрепарат поперечного среза гидры.

Ход работы:

1. Рассмотрите тотальный препарат гидры. Какую форму имеет тело гидры? Какие части тела можно выделить у гидры? Где располагается ротовое отверстие?

2. Какова симметрия тела гидры? Какое значение такая симметрия имеет для гидры?

3. Внимательно рассмотрите щупальца гидры. Попытайтесь найти бугорок стрекательных клеток.

4. зарисуйте гидру, сделайте обозначения.

5. Рассмотрите поперечный срез гидры при малом увеличении. Какую форму он имеет? Как называется полость, ограниченная стенками тела гидры?

6. Зарисуйте общий вид среза, сделайте обозначения.

7. Найдите стрекательные клетки. Их можно легко узнать по темноокрашенным стрекательным капсулам. Каково значение этих клеток?

8. Рассмотрите внутренний слой клеток. Отличаются ли они по размеру от клеток наружного слоя? Все ли клетки внутреннего слоя одинаковые? Как называются клетки, образующие внутренний слой тела гидры? Каково их значение?

9. Зарисуйте участок стенки тела гидры при большом увеличении, сделайте обозначения.

10.Докажите, используя результаты выполненной лабораторной работы, что гидра - кишечнополостное животное.

  1. Изучение скелета земноводных

Цель: изучить строение скелета земноводных; выявить особенности строения скелета земноводных в связи их выходом на сушу.

Для работы необходимы:

скелет лягушки, раздаточный материал по скелету лягушки.

Ход работы:

1. Рассмотрите скелет лягушки. Какие отделы можно выделить в скелете лягушки?

2. Рассмотрите череп. Какую форму он имеет? Чем можно объяснить наличие больших глазниц? Чем череп лягушки отличается от черепа рыбы?

3. Рассмотрите позвоночник лягушки. Каким количеством позвонков он образован? Рассмотрите шейный отдел позвоночника. Он образован одним позвонком. Чем этот позвонок отличается от остальных? Почему позвонки разных отделов позвоночника имеют разное строение?

4. Имеется ли у земноводных грудная клетка? Почему?

5. Рассмотрите пояс передних конечностей. Какими костями он образован? Каково значение пояса передних конечностей?

6. Рассмотрите скелет передней конечности. Какими костями он образован? Почему у лягушки локтевая и лучевая кости сливаются между собой? Посчитайте количество пальцев передней конечности. Сколько их?

7. Рассмотрите пояс задних конечностей. Какие кости его образуют? Каковы особенности строения этого отдела лягушек?

8. Рассмотрите скелет задних конечностей лягушки. Какими костями он образован?

9. Какие особенности в строении скелета появились у земноводных в связи их выходом на сушу?

  1. Особенности внешнего строения паукообразных

Цель: выявить особенности внешнего строения паука как представителя типа Членистоногие класса Паукообразные; выявить черты приспособленности паукообразных к среде обитания.

Для работы необходимы:

микроскоп, ручная лупа, предметное и покровное стекла, пинцет, фиксированные пауки.

Ход работы:

1. Рассмотрите паука со спинной стороны. На какие отделы расчленено тело паука? Как соединены между собой эти отделы? Имеет ли брюшко членистое строение?

2. Сравните между собой по размерам и форме головогрудь и брюшко.

3. Найдите на передней части головогруди глаза. Сколько их? Как они расположены? Зарисуйте их взаимное расположение.

4. Переверните паука на брюшную сторону. Сколько пар конечностей вы обнаружили? К чему они прикрепляются?

5. Оторвите осторожно пинцетом хелицеры у места прикрепления к головогруди. Сколько члеников их образуют? Какую форму имеет последний членик?

6. Оторвите педипальпы и рассмотрите их. Сколько члеников их образуют? Какие они?

7. Рассмотрите ходильную ножку под лупой. Сколько члеников ее образуют? Они называются так (считая от места прикрепления к телу): тазик, вертлуг, бедро, голень и лапка. Чем оканчивается лапка? Зарисуйте ее, сделайте обозначения.

8. Зарисуйте паука, наметьте обозначения.

9. Сделайте выводы по итогам выполненной работы.

  1. Особенности внешнего строения млекопитающих

Цель: выявить особенности строения млекопитающих.

Для работы необходимы: любое млекопитающее животное.

Ход работы:

1. Рассмотрите млекопитающее. Какие отделы тела у него можно различить?

2. Рассмотрите голову млекопитающего. Какие органы можно на ней обнаружить? Какие из органов появляются только у млекопитающих и отсутствуют у других групп животных? В чем их значение?

3. Сравните расположение конечностей млекопитающих и пресмыкающихся. Как по отношению к туловищу расположены конечности млекопитающего? В чем значение такого расположения конечностей?

4. Рассмотрите наружные покровы млекопитающего. Каковы они?

5. Рассмотрите шерсть млекопитающих. Однородна ли она? Какие волосы образуют шерсть млекопитающих? Каковы их функции?

6. Найдите вибриссы. Где они располагаются? Что собой представляют? Каково их значение?

7. Какие производные эпидермиса, кроме волос, имеются у млекопитающего? Каково значение этих образований?

8. Сделайте вывод согласно цели работы.

  1. Изучение скелета птиц

Цель: выявить особенности строения скелета птиц, связанные с полетом.

Для работы необходимы:

скелеты птиц, набор костей скелета птицы или раздаточный материал по скелету птицы фабричного изготовления.

Ход работы:

1. Рассмотрите скелет птицы. Какие отделы можно выявить в скелете птицы?

2. Рассмотрите череп. Какую форму он имеет? Как соединены между собой кости черепа?

3. Рассмотрите позвоночник птицы. Какие отделы в нем различают? Как соединены между собой позвонки в разных отделах позвоночника? Почему?

4. Рассмотрите грудную клетку. Какими костями она образованна? Каковы особенности строения ребер птиц? Каковы особенности строения грудной клетки птиц? С чем это связано?

5. Рассмотрите пояс передних конечностей. Какими костями он образован? Чем отличается пояс передних конечностей птиц и пресмыкающихся?

6. Рассмотрите скелет крыла. Найдите признаки сходства и отличия крыла птицы и передней конечности пресмыкающихся.

7. Рассмотрите пояс задних конечностей. Какие кости его образуют? Как они соединены между собой? В чем значение такого соединения? Сравните форму пояса задних конечностей птиц и пресмыкающихся.

8. Рассмотрите задние конечности птицы. Найдите признаки сходства и различия в строении задних конечностей птиц и пресмыкающихся.

9. Сделайте вывод об особенностях строения скелета птиц в целом и его отделов в связи с приспособлением к полету.

  1. Строение и жизнедеятельность саркодовых на примере амебы

Цель: выявить особенности строения и жизнедеятельности простейших на примере амебы; доказать принадлежность амебы к простейшим животным.

Для работы необходимы:

микроскоп, предметные и покровные стекла, пипетки, стаканчики с живой культурой амеб, микропрепарат с окрашенными амебами.

Ход работы:

1. Из капли культуры приготовьте временный микропрепарат. Приготовленный препарат положите на предметный столик, закрепите его клеммами и оставьте на несколько минут в покое.

2. Изучение амебы начинают при малом увеличении. При работе с микропрепаратом не допускают толчков и сотрясений. Каковы внешний вид* окраска, форма тела амебы?

3. В течение нескольких минут понаблюдайте за движениями амебы. Обратите внимание на то, как происходит образование одних и исчезновение других ложноножек.

4. Рассмотрите цитоплазму амебы. Однородна ли цитоплазма? Опишите ее структуру.

5. Как происходит образование псевдоподий?

6. Какие образования (органоиды) вы обнаружили в цитоплазме?

7. Найдите пищеварительные и сократительные вакуоли. Каково их количество? Какое место в теле амебы они занимают? Чем сократительная вакуоль отличается от пищеварительной?

8. Зарисуйте амебу. На рисунке должны быть обозначены: цитоплазма, псевдоподии, ядро, пищеварительная и сократительная вакуоли.

9. По результатам работы сделайте выводы.

  1. Особенности внешнего строения насекомых

Цель: выявить особенности внешнего строения насекомых, выявить черты приспособленности насекомых к наземному образу жизни, выявить черты усложнения насекомых по сравнению с паукообразными.

Для работы необходимы: микроскоп, ручная лупа, коллекция насекомых разных отрядов, микропрепараты головы комара, усиков, ротовых аппаратов различных насекомых, фиксированное крупное насекомое (лучше жук).

Ход работы:

1. Рассмотрите насекомое. Ощупайте его наружные покровы. Каковы они? Почему? Сравните покровы насекомого с покровами дождевого червя и установите различия между ними.

2. Из каких отделов состоит тело насекомого?

3. Рассмотрите голову. Какие органы вы на ней обнаружили?

4. Рассмотрите с помощью лупы усики насекомого. Из чего они состоят? Каково количество и форма усиков? Рассмотрите микропрепараты усиков других насекомых. Выявите признаки их сходства и отличия. Зарисуйте усики насекомых.

5. Рассмотрите грудь насекомого. Чем она образована? Какие органы прикрепляются к груди?

6. Рассмотрите ноги насекомого. Сколько их и к чему они прикрепляются? Отчлените одну ногу и рассмотрите ее с помощью лупы. Какое строение она имеет?

7. К какой части груди прикрепляются крылья? Сколько их? Каковы особенности их строения? Рассмотрите в коллекции крылья других насекомых. Сравните их между собой.

8. Рассмотрите брюшко насекомого. Каким количеством сегментов оно образованно? Как соединены между собой сегменты брюшка и почему?

9. С помощью лупы внимательно рассмотрите последний сегмент брюшка. Что вы на нем обнаружили?

10. Зарисуйте насекомое, сделайте обозначения.

11.Сделайте выводы, согласно цели работы.

  1. Изучение круглых червей на примере аскариды

Цель: познакомиться с особенностями внешнего и внутреннего строения аскарид как представителей круглых червей; выявить черты усложнения круглых червей по сравнению с плоскими.

Для работы необходимы:

микроскоп, ручная лупа, препаровальные ванночки, фиксированные аскариды (или влажный препарат аскариды), микропрепарат поперечного среза аскариды.

Ход работы:

1. Рассмотрите лошадиную или свиную аскариду. Какую форму имеет их тело? Какую окраску они имеют? Почему?

2. Определите, какой из предложенных червей является самкой, а какой-самцом? Как вы это сделали?

3. Рассмотрите тело самки и найдите половое отверстие. Где оно располагается и какой вид имеет?

4. Зарисуйте внешний вид самки и самца. Сделайте обозначения.

5. Рассмотрите микропрепарат поперечного среза аскариды при малом увеличении. Какова форма среза?

6. Рассмотрите в центре среза разрез кишечника. Какими клетками образованны его стенки?

7. Найдите вокруг кишечника поперечные разрезы яичников, яйцеводов и матки. Какую форму они имеют? Почему? Как можно отличить друг от друга разрезы яйцеводов и яичников?

8. Зарисуйте поперечный срез аскариды. Сделайте обозначения.

9. Выявите черты усложнения круглых червей по сравнению с плоскими.

  1. Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражение

Цель: проверить усвоение понятий: двусторонняя симметрия; поступательное движение, рефлекс, свободноживущее животное.

Ход работы:

1.  Зарисуйте внешнее строение червя, показав:

а) его принадлежность к типу кольчатых червей (сегментация тела);

б) к животным с двусторонней симметрией (спинную и брюшную стороны);

2.  Пронаблюдайте и зарисуйте передвижение дождевого червя, отметив:

а) роль щетинок;

б) работу кольцевой и продольной мускулатуры.

3. Прикоснитесь слегка к телу дождевого червя, наблюдайте его реакцию на раздражение. Запишите три этапа рефлекса, который вы наблюдали. Дайте определение рефлекса. Составьте перечень признаков, которые вы пронаблюдали в процессе работы.

4. Сделайте выводы о дождевом черве как о свободноживущем

организме.

  1. Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования

Цель: отработать приемы микроскопических исследований.

Оборудование:

микроскоп, предметное и покровное стекла, вата, пипетка и пузырек с водой, фильтровальная бумага.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с устройством микроскопа, рассмотрите его.

2. Поставьте микроскоп ручкой штатива к себе против левого плеча на расстоянии 3-5 см. от края стола.

3. Придерживая микроскоп за основание и взявшись за тубус, установите микроскоп так, чтобы было удобно смотреть в окуляр сидя.

4. Глядя в окуляр, зеркалом направьте свет в отверстие предметного столика. Количество света регулируйте с помощью зеркала и диафрагмы.

5. Работать с микроскопом всегда начинают при малом увеличении. В тубус должен быть установлен окуляр 7*. Поворотом револьверной головки установите в рабочее положение объектив 8*. Какое увеличение дает микроскоп?

6. Приготовьте микропрепарат. Для этого нанесите на предметное стекло каплю воды, положите в нее маленький кусочек ваты и накройте его покровным стеклом.

7. Положите микропрепарат на предметный столик и закрепите его с помощью лапок. Стремитесь расположить микропрепарат так, чтобы исследуемый объект оказался точно под объективом.

8. С помощью регулировочного винта поднимите предметный столик вверх до упора.

9. Глядя в окуляр, осторожно с помощью регулировочного винта опускайте предметный столик до тех пор, пока не будет четко виден исследуемый объект. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении.

10. Окончив работу, установите малое увеличение и уберите микроскоп в безопасное место.

  1. Строение семени пшеницы

Цель: изучить строение семени однодольного растения.

Оборудование и материалы:

1. Лупа ручная.

2. Препаровальная игла.

3. Колос пшеницы с зерновками.

4. Набухшие зерновки пшеницы.

Ход работы:

1. Найдите зерновки в колосе пшеницы.

2. Рассмотрите внешний вид зерновки. Отметьте низ и верх зерновки. Рассмотрите хохолок в верхней части зерновки.

3. Разрежьте набухшую зерновку вдоль. Рассмотрите (с помощью ручной лупы) ее внутреннее строение.

4. С помощью рисунка в учебнике найдите семя, зародыш и эндосперм.

5. Рассмотрите форму и размеры семядоли у пшеницы.

6. Сделайте рисунок и напишите названия частей семени. Сделайте вывод о строении семени однодольного растения.


9 класс

  1. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

Цель:

Оборудование: секундомер; если его нет, время удобно отсчитывать словами «раз секунда, два секунда» и т.д., что примерно соответствует указанному времени.

Предварительные пояснения.

Сосуды ногтевого ложа включают не только капилляры, но и мельчайшие артерии, называемые артериолами. Для определения скорости кровотока в этих сосудах надо узнать длину пути - S, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины, и время -1, которое ей для этого потребуется. Тогда по формуле V =S: t мы сможем узнать среднюю скорость

кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Ход опыта:

1. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет сосудов.

2. Определим время, которое необходимо крови для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь освободим сжатый ноготь и измерим время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет на время, за которое кровь проделала свой путь.

3. После этого по формуле надо рассчитать скорость кровотока. Полученные данные сравним со скоростью кровотока в аорте. Объясните разницу.

  1. Действие слюны на крахмал

Цель: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5% - й), вода.

Предварительные пояснения.

Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются йодом и остаются светлыми.

Ход работы:

1. Приготовьте реактив на крахмал — йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (5% - й раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

2. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин).

4. Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.

Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая 6уква.

  1. Микроскопическое строение кости

Цель:

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань».

Ход работы:

1.Рассмотрите при малом увеличении микроскопа костную ткань. Определите, поперечный или продольный срез вы рассматриваете?

2. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала.

3. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями.

4. Подумайте, почему компактное вещество состоит из многочисленных трубочек с прочными стенками. Как это способствует прочности кости при наименьшем расходе материала и массы костного вещества? Почему корпус самолета делают из прочных дюралюминиевых трубчатых конструкций, а не из листового проката?

  1. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка

Цель:

Ход работы:

Закройте глаза. Вытяните вперед указательный палец правой руки, которую надо держать перед собой. Коснитесь указательным пальцем кончика носа. Перемените положение руки и повторите опыт. Проделайте то же самое с левой рукой, попеременно меняя пальцы и положение руки. Во всех случаях палец попадает в цель, хотя траектория движений в каждом отдельном случае неодинаковая. При нормальном функционировании мозжечка движения точны и быстры. У лиц с поврежденным мозжечком рука движется отдельными толчками, перед попаданием в цель дрожит, часты промахи.

  1. Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях

Цель:

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные пояснения. Попытайтесь представить усеченную пирамиду, обращенную усеченным концом к вам и от вас. Когда оба образа будут сформированы, они станут сменять друг друга: пирамида будет казаться то обращенной к вам, то от вас. При каждом изменении образа надо заносить в тетрадь штриховую черту, не глядя в нее. Отрывать глаза от рисунка нельзя! По числу колебаний этих образов можно судить об устойчивости внимания. Обычно измеряют число колебаний внимания в минуту. Для экономии времени можно измерить число колебаний за 30с и результат удвоить. Перед проведением опыта подготовьте таблицу.

Намерение колебаний внимания при разных условиях.

Колебание внимания.

Время

Непроизвольное внимание (без установки)

30 с

1 мин

Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ) Произвольное внимание при активной работе с

Ход работы:

1. Определение устойчивости непроизвольного внимания. Смотрите на рисунок, не отрываясь от него в течение 30с. При каждом изменении образа делайте штрих в тетради. Число колебаний внимания за 30с удвойте. Оба значения занесите в соответствующие графы таблицы.

2. Удержание образа произвольным вниманием.

Повторите опыт, соблюдая ту же методику проведения, но постарайтесь как можно дольше удерживать тот образ, который сложился. Если же он все же изменился, надо удерживать новый образ как можно дольше. Подсчитайте число колебаний. Результаты занесите в протокол. 

3. Определение устойчивости внимания при активной работе с объектом. Представьте себе, что рисунок изображает комнату. Маленький квадрат — ее задняя стенка. Подумайте, как расставить мебель: диван, кровать, телевизор, приемник и пр. Выполняйте эту работу в течение тех же 30 с. Не забывайте при каждом изменении образа делать штрих, при чем каждый раз возвращайтесь к исходному образу и продолжайте «обставлять» комнату. « Расставлять» мебель надо мысленно, не отрываясь от рисунка. Полученные результаты занесите в таблицу в соответствующие графы.

  1. Утомление при статической работе

Цель:

Оборудование: секундомер, груз 4-5 кг (если взят портфель с книгами, то надо предварительно определить его массу).

Наблюдение признаков утомления при статической работе.

Выясните, за какое время наступает предельное утомление.

Протокол опыта:

Статическая работа.

Признаки утомления.

Время.

Отсутствие утомления.

Рука с грузом неподвижна.

Первая фаза утомления.

Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место.

Вторая фаза утомления.

Дрожание рук, потеря координации, пошатывание корпуса, покраснение лица, потоотделение.

Предельное утомление.

Рука с грузом опускается; опыт прекращается.

Ход работы:

Испытуемый становится лицом к классу, вытягивает руку в сторону строго горизонтально. Мелом на доске отмечается тот уровень, на котором находится рука. После приготовлений по команде включается секундомер, и испытуемый начинает удерживать груз на уровне отметки. Начальное время указывается в первой строчке таблицы. Затем определяются фазы утомления и также проставляется их время. Выясняется, за какое время наступает предельное утомление. Этот показатель записывается.

  1. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением

Цель:

Оборудование: трубка, свернутая из листа бумаги.

Ход работы:

Один конец трубки приставьте к правому глазу. Ко второму концу трубки приставьте левую руку так, чтобы трубка лежала между большим и указательным пальцами. Оба глаза открыты и должны смотреть вдаль. Если изображения, полученные в правом и левом глазах, попадут на соответствующие участки коры большого мозга, возникнет иллюзия - «дырка в ладони».

  1. Функциональная проба. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку

Цель: познакомиться с функциональными пробами, позволяющими выяснить степень тренированности своего сердца.

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Предварительные пояснения.  Для выяснения степени тренированности сердца измеряют частоту сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя и после дозированной нагрузки. На большом статическом материале выяснено, что у здоровых подростков (после 20 приседаний) ЧСС возрастает на 1/3 по сравнению с состоянием покоя и нормализуется спустя 2-3 минуты после окончания работы. Зная эти данные, можно проверить состояние своей сердечно - сосудистой системы.

Ход работы:

1. Измерьте пульс в состоянии покоя. Для этого сделайте 3-4 измерения за 10 с и среднее значение умножьте на 6.

2. Сделайте 20 приседаний в быстром темпе, сядьте и тут же измерьте ЧСС за 10 с.

3. Повторите замеры через каждые 20 с. Определите ЧСС за 10 с. (При замерах 20 с пульс отсчитывается от конца предшествующего измерения.)

4. Свои результаты оформите в виде таблицы.

Оценка результатов. Результаты хорошие, если ЧСС после приседаний повысилась на 1/3 или меньше от результатов покоя; если наполовину - результаты средние, а если больше чем на половину - результаты неудовлетворительные.

  1. Осанка и плоскостопие. Выявление нарушений осанки

Цель:

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы:

1. Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше ее, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.

2. Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит - нарушения осанки есть. Если проходит только ладонь - осанка нормальная.

  1. Функция венозных клапанов

Цель:

Предварительные пояснения. Если рука опущена, венозные клапаны не дают крови стечь вниз. Клапаны раскрываются лишь после того, как в нижележащих сегментах накопится достаточное количество крови, чтобы открыть венозный клапан и пропустить кровь вверх, в следующий сегмент. Поэтому вены, по которым кровь движется против силы тяжести, всегда набухшие.

Ход опыта:

Поднимите одну руку вверх, а вторую опустите вниз. Спустя минуту положите обе руки на стол. Ответьте на вопросы:

Почему поднятая рука побледнела, а опущенная покраснела? В поднятой или опущенной руке клапаны вен были закрыты?

  1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение

Цель:

Оборудование: аптечное резиновое кольцо или нитки.

Предварительные пояснения. Перетяжка конечности затрудняет отток крови по венам и лимфы по лимфатическим сосудам. Расширение кровеносных капилляров и вен приводит к покраснению, а затем и к посинению части органа, изолированной перетяжкой. В дальнейшем эта часть органа становится белой из-за выхода плазмы крови в межклеточные промежутки, поскольку давление крови возрастает (так как нет оттока крови), а отток лимфы по лимфатическим сосудам также заблокирован. Тканевая жидкость накапливается, сдавливая клетки. Орган становится плотным на ощупь. Начинающееся кислородное голодание тканей субъективно ощущается как «ползание мурашек», покалывание. Работа рецепторов нарушается.

Ход опыта:

Накрутите на палец резиновое кольцо или перетяните палец ниткой. Обратите внимание на изменение цвета пальца. Почему он делается сначала красным, потом фиолетовым, а затем белым? Почему ощущаются признаки кислородной недостаточности? Как они проявляются?


10 класс

  1. Изучение морфологического критерия вида

Цель:

Ход работы:

1. Рассмотрите растения двух видов одного рода. Сравните внешнее строение листьев, стеблей, соцветий, цветков, плодов и прочих органов; выявите черты сходства и различия между ними.

2. Ответьте на вопрос: о чем свидетельствует сходство и различие разных видов одного рода?

3. Беседа по итогам лабораторной работы; формулировка выводов.

  1. Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора

Цель:

Ход работы:

1. Рассмотрите выданный вам объект живой природы (растительный или животный организм); отметьте наиболее яркие черты приспособленности данного организма к среде обитания.

2. Охарактеризуйте эти черты приспособленности.

3. Определите и докажите относительный характер данных приспособлений.

Заключительная беседа по итогам лабораторной работы:

Какому фактору среды обитания соответствует данное приспособление (или приспособления)? Сделайте предположение, что предки данного вида не обладали вышеназванными приспособлениями (или приспособлением), так как жили совсем в других условиях.

В связи с какими условиями могли быть приобретены эти приспособления?

  1. Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций у насекомых

Цель:

Ход работы:

1. Рассмотрите водоросль, мох, папоротник, веточку сосны или ели, цветковое растение.

2. Выявите ароморфозы во внешнем и внутреннем строении объектов, отметьте появление новых органов, частей и тканей растений. Объясните их функции и роль в жизнедеятельности растений.

3. Рассмотрите коллекцию насекомых. Выберите одного представителя; опишите его образ жизни. Определите идиоадаптивные черты данного насекомого (окраска, форма тела, ротовой аппарат и прочие признаки).

  1. Изучение изменчивости растений и животных, построение вариационного ряда и вариационной кривой

Цель:

Ход работы:

1. Расположите листья (семена или другие объекты) одного растения в порядке увеличения их длины.

2. Измерьте длину листьев, полученные данные запишите в тетрадь. Подсчитайте число листьев, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу (по образцу).

3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака.

4. Определите среднюю величину выраженности признака по формуле:

,

где М - средняя величина, v - варианта, р - частота встречаемости варианта, Σ - знак суммирования, N -общее количество вариант вариационного ряда.

Вариационный ряд.

Размер листьев.

Число листьев.

Вариационная кривая

Частота признака 

Отдельные варианты в нарастающем порядке.

  1. Строение и функции органоидов клетки

Цель:

Ход работы:

1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите его под микроскопом, обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2. Удалите избыток воды фильтрованной бумагой и перенесите на микропрепарат каплю раствора поваренной соли, пронаблюдайте за изменениями в положении цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

3. Удалите при помощи фильтрованной бумаги концентрированный раствор соли и перенесите на микропрепарат каплю воды, пронаблюдайте за происходящим. Опишите и объясните причины плазмолиза и деплазмолиза.

  1. Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений

Цель:

Ход работы:

1. Рассмотрите два экземпляра растений одного вида или сорта (ржи, пшеницы или других любых дикорастущих растений); сравните эти растения; найдите сходства и отличия.

2. Опишите внешний вид, фенотип каждого растения (особенности строения колосков, листьев, стеблей, цветков и других частей и органов растений).

3. Выскажите свое предположение о причинах данного вида модификационной изменчивости.

  1. Расщепление пероксида с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи

Цель:

Ход работы:

1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи, рассмотрите его под микроскопом, капните на лист элодеи каплю пероксида водорода.

2. Рассмотрите под микроскопом возможные процессы.

3. Опишите свои наблюдения.

4. Объясните, почему происходит «вскипание» пероксида водорода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторный практикум по биологии

Творческая работа, представляющая собой методическую разработку лабораторного практикума по биологии для 6, 7, 8 классов...

Лабораторный практикум по биологии

Цель создания практикума - это развитие устойчивого интереса учащихся к предмету с первого дня его изучения, а также формирование умения выполнять самостоятельно любую лабораторную работу по биологии....

Лабораторный практикум по биологии

Практические работы по биологии...

Лабораторный практикум по биологии

Тетрадь для практических и лабораторных работ по биологии. Внеурочная деятельность 5-6 класс...

Лабораторный практикум по биологии

методическая разработка, помогающая обеспечить деятельностость на уроках  и во внеурочном пространстве...

Лабораторный практикум по биологии для 5 класса

Лабораторный практикум по биологии для 5 класса предназначен для демонстрации правильного оформления лабораторных работ по биологии в тетрадях, в качестве дополнительного наглядного материала на уроке...

Лабораторный практикум по физике. Учебно-методическое пособие для обучающихся основной школы

Лабораторный практикум является неотъемлемой частью курса физики. Ясное и глубокое усвоение законов физики и методов её исследования невозможно без эксперимента. Данное учебно-методическое пособие мож...