Глобальные экологические проблемы человечества.
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Модуль уроков для 9 класса раздел "Биосфера".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_modulya_uokov_9_kl.globalnye_ekologicheskie_problemy.doc | 37 КБ |
prezentatsiya_uroka.ppt | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель ГБОУ № 1566 – Жумаева Наталия Вячеславовна
Модуль уроков для 11 класса
«Глобальные экологические проблемы и пути их решения»
Урок 1. Тема урока:
«Экологический кризис или катастрофа»
Цели: обозначить проблемы, вставшие перед человечеством из-за наступления цивилизации и определить отношение каждого участника урока к природе путем тестирования.
Действия учителя действия учеников Экран(презентация)
- Организационный момент. Вместе с учителем Тема на экране
Зачитывается тема урока формулируют цели
Вопрос: Как вы думаете каковы урока
Цели нашего урока?
- Активное включение в проблему Диалог с учащимися Машина
Предположим некий философ-чудак из времени на
времен античности изобрел машину экране с
времени и очутился в 21 веке. ученым
Вопросы:
- Как вы думаете, что обрадует ученого?
- Что его удивит?
- Что огорчит?
Что вы скажите о его самочувствии?
А вот мы с вами живем в это время,
и привыкли к нашему миру.
Отношение к природе у людей бывает
разное.
3. Сейчас мы проведем небольшое на листах удобная
Исследование. Заготовка для
Объяснение, инструктаж. Проведения тестирования
Как видите природа одна, а отношение
к ней разное.
4. Подведение итогов уроков
« Глобальные экологические проблемы и пути их решения»
Урок 2.Тема урока:
«Этапы развития человечества и экологический кризис»
Цели: рассмотреть, как складывались отношения человека и природы на разных стадиях развития человечества.
Действия учителя действия учащихся на экране (презентация)
- Организационный момент.
Демонстрация таблицы при диалог с элементами таблица
изучении нового материала. рассказа учителя
Вопрос:
Какое отношение человека к природе
преобладает на каждой стадии развития
человечества? Выполнение задания 2:
Изучение понятий: - определение из
-экологический кризис предложенных примеров
-экологическая катастрофа что относится к кризису,
А что к катастрофе.
2. Мы с вами увидели примеры
экологических проблем на
Планетарном уровне.
Приведите примеры проявления
экологических проблем в нашей жизни,
в нашем городе, стране. Диалог
Вопрос:
Скажите, как вы думаете
есть ли выход из экологического кризиса?
Можно ли решить экологические проблемы?
Что можно сделать в государстве?
3.Выполнение творческого задание: Выполнение задания
«Что я могу сделать, чтобы
улучшить экологию своего района»
3.Подведение итогов урока: Все ученики проговаривают
Сегодня я понял, что для улучшения экологии каждый человек может…
«Глобальные экологические проблемы и пути решения».
Урок 3. Тема урока: «Устойчивое развитие человечества и возможные сценарии будущего»
Цели: изучить понятие «устойчивое развитие человечества», узнать о позиции России по этому вопросу и увидеть место человека в решении экологических проблем.
Действия учителя действия учащийся экран (презентация)
- Организационный момент
- Изучение понятия: беседа с элементами
«Устойчивое развитие человечества» рассказа
История вопроса.
Концепция устойчивого развития
и возможные сценарии будущего.
3.Изучения программы действий России
На национальном уровне.
Какие законы вы предлагаете Диалог
разработать депутатам для улучшения
экологической обстановки в России?
Если бы вы стали президентом Российской Работа по определению
Федерации что вы сделали в первую очередь? своего места в мире
3.Закрепление знаний. График 1
Работа с графиком:
«Место человека в мире»
Подумайте и определите свое место на графике,
Где вы себя представляете? Поставьте точку? Фронтальный опрос
Ученые провели исследования и оказалось,
что многие люди видят себя на уровне
одного дня, и лишь немногие способны
увидеть мир с его проблемами широко.
Вопрос:
До какого уровня вы бы хотели подняться? Волевая мотивация:
Подведение к выводу: Я бы хотел подняться на
Люди должны стремиться выше уровень ……….
и это можно сделать через образование.
4.Подведение итогов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что его огорчит? Что его удивит? Что его обрадует?
Тест Эзоп К – природа воспринимается как объект красоты – «эстетическая установка» И - природа воспринимается как объект изучения – «когнитивная установка» О - природа воспринимается как объект охраны – «этическая установка» П - природа воспринимается как объект пользы – «прагматическая установка» Тип Количество Ранг К И О П «Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – Все три ее основы …»
Человек и природа на разных стадиях исторического развития № Стадия исторического развития человека Количество лет назад Рост населения Земли Характер взаимодействия человека и природы 1 Ранние стадии (длительность2 – 2,5 млн. лет) 2, 5 млн. – 40 тыс. С 10 – 20 тыс. до 200 – 300 тыс. Человек часть экосистемы 2 Эпоха первого экологического кризиса (длительность 25 – 30 тыс. лет) 40 – 15 тыс. С 200 – 300 тыс. до 3, 5 млн. Исчезновение многих крупных животных
Ранние стадии Изготовление примитивных каменных орудий, использование огня, охота, собирательство, рыболовство. Кочевой и полукочевой образ жизни Отходов нет, так как они утилизовывались в экосистеме. Человек - часть экосистемы.
Глобальный экологический кризис – это глобальные, часто необратимые изменения окружающей среды (климата, суши, океана, потеря биоразнообразия и др.) происходящие вследствие бесконтрольного прагматического (пользовательского) отношения к природе. Глобальная экологическая проблема – возникновение угрозы экологической или биосферной катастрофы. Экологическая катастрофа приводит к полному разрушению экологического равновесия в природных системах
Эпоха первого экологического кризиса Человек создал более эффективную систему охоты на крупных травоядных животных. Исчезли многие крупные животные. Заметно повысился уровень материальной культуры
№ Стадия исторического развития человека Количество лет назад Рост населения Земли Характер взаимодействия человека и природы 3 Эпоха аграрной культуры 15 – 2, 5 тыс. До 150 млн. 4 Эпоха индустриализации 250 – 100 лет До 1, 6 млрд.
Эпоха аграрной культуры Переход к земледелию. Тесный контакт с обрабатываемой территорией. Увеличение плотности населения. Овладение гончарным мастерством, использование плуга. Создание элементов коммунального хозяйства. Развитие наук и искусства. Появление античных государств и городов. Изменение питания людей. Постоянные войны, растущее городское население, частые эпидемии, неурожаи. Использование сил природы (ветра и текучих вод( для нужд человека. Появление водяных и ветряных двигателей. Чем больше использовалась природная энергия, тем больше возникал конфликт с природой. Средневековый город – это сточные воды, недостаток чистой питьевой воды, грязь, скученность, массовые эпидемии. Последствия. 1). Изменение ландшафтов. 2). Истощение, засоление и эрозия почв. 3). Погибли леса ливанского кедра. 4). Деятельность человека стала изменять биогеоценозы планеты.
Эпоха индустриализации Изобретение парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания. Промышленная революция. Рост фабрик, заводов, шахт. Последствия. Вырубленные лесные массивы Европы. Гибнущие сельскохозяйственные угодья из-за нерациональной добычи угля и нефти. Интенсивное загрязнение воздуха. Строительство железных дорог. Гибель 75 миллионов бизонов в американских прериях.
№ Стадия исторического развития человека Количество лет назад Рост населения Земли Характер взаимодействия человека и природы 5 Эпоха глобальных экологических проблем 1) Кризисы 2) Катастрофы 100 – 50 лет 50 лет – наст. время 3, 2 млрд. До 6 млрд.
Глобальный экологический кризис – это глобальные, часто необратимые изменения окружающей среды (климата, суши, океана, потеря биоразнообразия и др.) происходящие вследствие бесконтрольного прагматического (пользовательского) отношения к природе. Глобальная экологическая проблема – возникновение угрозы экологической или биосферной катастрофы. Экологическая катастрофа приводит к полному разрушению экологического равновесия в природных системах
Эпоха глобальных экологических проблем Повсеместное использование двигателей внутреннего сгорания. Используют электричество 50% населения Земли. Активная урбанизация (Россия – 74%). Складываются две разные субкультуры: городская – индустриальная и сельская – аграрная. Разные ценности: городская культура – природа это живописный пейзаж и место для отдыха; сельская – природа это источник существования. Конец 20 в. Две мировые войны. Мощная военная техника. Гибель миллионов людей. Появилась возможность уничтожения всего населения Земли. Бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки. Аварии на АЭС и химических предприятиях. Углекислый газ в атмосфере увеличился до 30%. Содержание метана за 50 лет увеличилось на 100% из –за увеличения поголовья жвачных животных. Глобальное потепление климата. Экологический колониализм – размещение экологических производств и отходов в слаборазвитых странах и т. д. Вывод. Человечество находится на пороге глобального экологического кризиса.
Концепция устойчивого развития 1972 г. Год начала согласованного движения мирового сообщества, за выработку конструктивных действий по охране окружающей среды. 1979 г. Женевская конференция. Доклад «Всемирная стратегия охраны природы», представленный Международным союзом охраны природы. 1987 г. Доклад «Наше общее будущее», представленный Комиссией ООН по окружающей среде. 1992 г. Международная конференция по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Принят ряд документов по устойчивому развитию. Послание Генерального секретаря ООН Кофи Аннана «Дайте Земле шанс». 2002 г. Саммит по устойчивому развитию. 2005 г. Саммит ведущих государств по энергетической безопасности.
Устойчивое развитие Сохранение живых лесов и полей для потомков. Промышленность, работающая на замкнутом цикле производства. Справедливые принципы распределения как природных, так и созданных трудом человека ресурсов.
Возможные сценарии будущего перехода к устойчивому развитию Консервационистский – восстановление естественной природы при резком снижении численности народонаселения. Сциентистский – возможность решения любых проблем за счет развития науки. Центристский – «золотая середина» между двумя первыми сценариями будущего.
Россия и УР Программа действий на национальном уровне Экономическая оценка природных ресурсов. Изменение налоговой политики. Переход от сырьевой экономики к инновационной. Экологические ограничения. Система подготовки и принятия решений по природопользованию.
Место человека в мире Мир Государство Город Семья Я День Неделя Год Жизнь человека Поколение
Место человека в мире Мир Государство Город Семья Я День Неделя Год Жизнь человека Поколение 10 тыс. человек на Земле «Изменить мир можно лишь изменившись самим» Древний афоризм
Место человека в мире Мир Государство Город Семья Я День Неделя Год Жизнь человека Поколение «Изменить мир можно лишь изменившись самим» Древний афоризм Образование Экологическое сознание
Человеку важно знать свой дом, Весь свой дом, а не один свой угол. Этот дом замусорен и кругл, Чердаки в нем крыты белым льдом. Дмитрий Сухарев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсы по выбору "Экологические проблемы человечества"
Экология как наука имеет высокую социальную значимость. Между тем, Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Поэтом...
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА– «ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ»
ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА– «ОЗОНОВЫЕ ДЫРЫ»...
Урок по теме «Отходы как одна из глобальных экологических проблем человечества».
Урок экологии с использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций по теме «Отходы как одна из глобальных экологических проблем человечества».В основе разработки урока лежит кейс-метод,...
Урок-суд «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» 10 класс
Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества» основывается на содержании трёх учебных предметов: биологии, географии и право. Урок проводится в 10-ом ...
Урок-суд «Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества»
Урок-суд «Загрязнение окружающей средыи экологические проблемы человечества»(интегрированный урок по Биологии, Географии, Праву) Интегрированный урок «Загрязнение окружающей среды и экологические...
Методическая разработка занятия - практикума по теме «Глобальные экологические проблемы человечества», реализация проекта «Интеллектуально-образовательный технопарк» («Лаборатория «Естествознание») в рамках муниципального педагогического марафона «Формир
Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и общества, изучаются многими науками: географией, биологией, экологией, историей. Глобальные пробле...
Рабочая программа элективного курса "Глобальные социальные проблемы человечества"
Мы живем в сложном, быстро изменяющемся и очень хрупком мире. С ростом численности населения нашей планеты, бурным развитием промышленного производства, резко усиливается антропогенный пресс на природ...