Воспитание нового поколения на основе экологического просвещения школьников
статья по биологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Уваровская Галина Федоровна

В данной статье  автором отражен опыт работы по экологическому воспитанию школьников в Хасанском районе Приморского края

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя                                 общеобразовательная школа №1 пгт. Славянка Хасанский муниципальный район  

                                                     Приморского края                                                                                            

              Всероссийский  педагогический конкурс им. В. А. Сухомлинского

                                                          Номинация

                                        "Воспитание нового поколения"

              Воспитание нового поколения на основе экологического просвещения

        школьников

                                                               Уваровская Галина Федоровна

                                                      учитель биологии МБОУ СОШ №1 пгт. Славянка

                                                     

                                                           

        2015 г

       Экологическое воспитание – одно из самых важных в современном мире. Ученики, получившие хорошее экологическое представление об окружающем мире, будут бережнее относиться к природе. Экологически грамотное поколение людей в будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки на земле своей малой родины в районе, регионе, в стране.

        На тему экологического образования  и воспитания достаточно написано  научной литературы знаменитыми учеными и педагогами. Это классическая литература: произведения Коменского Я.А., Ушинского К.Д., Сухомлинского В.А. – которые раскрывают взгляды известных педагогов на воспитание ребенка средствами природы и в гармонии с ней. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.- Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци(1781-1787гг), Ф. Дистерверг(1832г). Большое наследие в области воспитания школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой , должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры", - говорил Сухомлинский. –Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе…"(29,12). В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами". Мои мысли во многом перекликаются с мыслями великих  педагогов, так как была воспитана на их идеях. И теперь сама использую методы и приемы великих педагогов в своей педагогической деятельности с учетом современности. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира," (29, 61). Современная литература: это работы Наумова В.М., которые раскрывают организацию внеурочного экологического образования школьников. Игумнова Е.А. в своей работе показала личный опыт общения учащихся с природой, как ресурс для формирования умения задавать вопросы, Плешаков А.А. в своих работах рассматривает вопросы экологического воспитания младших школьников. Вопросами экологического воспитания и просвещения школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.

           Наши дети, школьники  живут в удивительном крае - в Приморье, где много заповедных мест, в которых обитают редкие виды растений и животных – это биосферный  государственный заповедник "Кедровая падь", единственный в России Морской государственный биосферный заповедник ДВ РАН, недавно образованный национальный парк "Земля леопарда", много памятников природы и другие. На особо охраняемых природных территориях растут кедрово-широколиственные леса с краснокнижными амурскими тиграми, дальневосточными леопардами, гималайскими медведями, реликтовыми насекомыми и растениями. И невозможно, живя в таком крае, оставаться в стороне от экологического воспитания и просвещения подрастающего поколения, которое не всегда способно соблюдать культуру поведения в природе. Экологическая образованность человека является одним из критериев интеллектуального развития личности. В современном мире становится очень важным формирование экологической культуры человека, знание природы родного края. Составляющие экологической культуры, такие как экологические знания и умения, экологическое сознание и экологическая деятельность формируются на основе использования регионального компонента в преподавании биологии и экологии и получают свое развитие во внеурочной деятельности школьников.

      Многие исследователи называют экологические знания и умения основными компонентами экологической культуры человека. Получение и усвоение экологических знаний и умений формируют экологическую образованность человека.

      Поскольку под экологическим сознанием понимается совокупность мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций по отношению к природе, а также стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты, то необходимо формировать у школьников  осознание своих возможностей воздействия на природу для ее сохранения. Все это  будет способствовать развитию эколого - ориентированной деятельности школьников, которая  может быть выражена в различных формах: информационной, просветительской, природоохранной, учебно – исследовательской.

Все компоненты экологической культуры тесно взаимосвязаны.                                                                В процессе формирования экологической культуры школьника можно выделить 3 уровня:

-1 уровень: приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни (в том числе формирование экологического сознания);

-2 уровень: формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества              (в том числе формирование экологического сознания);

-3 уровень: получение детьми опыта самостоятельного общественного действия                              (экологической деятельности).

В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения четко прослеживается тенденция к усилению воспитательной составляющей образования. Для решения воспитательных задач особое внимание уделено внеурочной деятельности школьников.

        Реализуя задачу усиления воспитательной составляющей образования, в ходе занятий я чередую различные методы и приемы обучения. Учитывая особенности детского восприятия информации, на уроках, занятиях кружка использую как словесную, так и наглядные методы: мультимедийные презентации, демонстрацию отрывков фильмов о природе и ее проблемах, воспроизведение голосов животных (птиц, амурского тигра, дальневосточного леопарда, обитающих в особо охраняемых территориях Приморского края).

      На занятиях использую также разнообразные информационные ресурсы на бумажных и электронных носителях, предоставляемых представителями Амурского филиала Всемирного фонда природы, национального парка "Земля леопарда", заповедника "Кедровая падь", Фонда "Коллективная программа по сохранению биологического разнообразия "Феникс"; энциклопедии, журналы о природе "Зов тайги", "Свирель", "Юный натуралист", произведения писателей и поэтов, произведения классической музыки. Все эти методы помогают создать на занятиях эмоциональную положительную творческую атмосферу, организовать диалог в общении с детьми.

Современный мир меняется, технический прогресс ускоряет изменения, происходящие в природе под влиянием хозяйственной деятельности человека. Подрастающее поколение детей видит, какие изменения в природе происходят и многие не остаются равнодушными и искренне желают видеть окружающий мир лучше и чище.

Так на уроках и внеурочных занятиях школьники высказывают свое мнение о таких государственных проектах, как строительство угольного терминала на территории рекреационных ресурсов Хасанского района или СПГ (завода по сжижению природного газа) или разработки песчаного карьера.

В нашей школе кипит активная жизнь: одно мероприятие сменяется другим. Экологические творческие мероприятия проходят в течение всего календарного года – это такие как ежегодный экологический фестиваль "День леопарда", "День птиц", "Сохраним пихту цельнолистную", "Марш парков и заповедников", "Ярмарка талантов Земли леопарда".

      В нашей школе создан и работает экологический кружок "Экопатруль "Друзья Земли леопарда". На занятиях ребята узнают много нового о природе родного края и ее обитателях и сами являются источниками информации о природе, рассказывая на минутах общения младшим школьникам, как надо вести себя в природе, и своими маленькими, но очень нужными делами, вносят свой вклад в сохранение биоразнообразия природы.

Ежегодно в нашем районе проходит  экологический слет школьников, занимающихся в различных кружках экологической направленности. Большую помощь в организации районных мероприятий оказывает Амурский филиал Всемирного фонда природы и национальный парк "Земля леопарда". Ученые и работники эти природоохранных организаций проводят с детьми занятия, мастер-классы различной направленности. Обучают правильной посадки деревьев на территории национального парка, методы определения каждого оставшегося в природе дальневосточного леопарда, проводят занятия с детьми о космическом мониторинге дальневосточной природы, рассказывают о методах учета дальневосточного леопарда, амурского тигра, пятнистого оленя, гималайского медведя и других зверях. Ученые рассказывают об удивительной природе дальневосточной тайги и   обучают как правильно вести работу по противопожарной тематике лесов.  Юные экологи учатся на мастер - классах "Журналист эколог", "Экскурсовод - эколог"  тому, как правильно написать экологический проект и защитить его на экологическом слете, как распознать по следу на снегу виды зверей и птиц. Очень интересны и мастер-классы "Аквагрим", "Бумагопластика", изготовление поделок – брендов Земли леопарда, где участвуют школьники.

Так  ученики МБОУ СОШ №1 п. Славянка писали самостоятельно проект по развитию туризма в родном Хасанском районе "Кодекс туриста в национальном парке "Земля леопарда" и прекрасно его защитили, работали над проектом "Экологический маршрут для туристов на "Земле леопарда", составляли презентации "Красная книга Приморского края". Стремясь сохранить природу и приумножить ее видовой состав родного края ребята, участники экологического патруля, ежегодно с 2010 года выезжают на территорию заповедника "Кедровая падь" и национального парка "Земля леопарда" для посадок молодых саженцев кедра корейского, участвуют в акции "Посади кедр для леопарда". Своими  делами юные экологи нашей школы, вносят посильную помощь природоохранным организациям, находящимся на территории Хасанского района.

Таким образом, в своей педагогической деятельности я опираюсь на опыт многих педагогов, в том числе на опыт работы замечательного педагога В.А. Сухомлинского и продолжаю совершенствовать  свое педагогическое мастерство в области экологического  просвещения и воспитания подрастающего поколения в условиях введения ФГОС основного общего образования.

                                        Библиографический список                                                                                     1.Владышевский Д.В. Экология и мы [Текст]. - Красноярск; Издательство КГУ,                            1994.-214 с.

2. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура [Текст]. - М.: Горизонт,                       1997.-208 с.

3.Дмитриева Е.А., Ландырева А.С. Методические условия формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования [Текст].- Ярославский педагогический вестник – 2013.-№2-Том2.

4. Зверев, И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования [Текст].- М.: Просвещение, 1990 -132 с.

5. Сухомлинский В.А. "О воспитании " М., 1979г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного воспитания "Новое поколение"

Данная программа была создана Деврисашвили С.В и Черновой А.П., учителями МОУ гимназии  № 12 г. Волгограда, классными руководителями 6 "А" и 6 "Б" классов. Начало реализации программы, рассчитанн...

Воспитание нового поколения жителей Земли

Детское экологическое движение является одной из важнейших и действенных форм экологического воспитания детей и подростков. Повышение роли экологического образования связано с возникновением серьёзных...

Организация добровольческой деятельности в экологическом просвещении школьников.

Для  Хакассии жизненно важной проблемой является сейчас возрождение единства Человека, Матери - Земли и всех ее творений, чуткого и бережного отношения к нашим родственникам - рекам, озерам, птиц...

Организация добровольческой деятельности в экологическом просвещении школьников.

Для  Хакассии жизненно важной проблемой является сейчас возрождение единства Человека, Матери - Земли и всех ее творений, чуткого и бережного отношения к нашим родственникам - рекам, озерам, птиц...

Роль традиций народного творчества в воспитании нового поколения.

Статья о роли народного творчества в воспитании...

«Эпос «Джангар» - источник и средство воспитания нового поколения»

Одной из важнейших задач 21 века является формирование личности будущего -  наших детей, которые  будут жить в 3-ем тысячелетии.Родной язык, фольклор, искусство — все это являетс...

Экскурсии по ООПТ Санкт-Петербурга и Ленинградской области как составляющая часть экологического просвещения школьников

Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области интересны тем, что вблизи от крупного города можно встретиться с природой и некоторыми живыми обитателями этих мест. Такж...