Тип Членистоногие
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

 

Обо-

значение

задания

в работе

Проверяемое

содержание

 –

раздел курса

Проверяемые умения, виды

деятельности

Коды

проверяемых

умений

Уровень сложности

задания

Макси-

мальный

балл за

выполнение

задания

1

А1

Общее знакомство с

растениями

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

2

А2

Общее знакомство с

растениями

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

3

А3

Общее знакомство с

растениями

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

4

А4

Общее знакомство с

растениями

Установление причинно-

следственных связей

2.5

Б

1

5

А5

Общее знакомство с

растениями

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

6

А6

Общее знакомство с

растениями

Умение проводить поиск информации

2.1

Б

1

7

А7

Клеточное строение растительного организма

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

8

А8

Клеточное строение растительного организма

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

9

А9

Клеточное строение растительного организма

Установление причинно-

следственных связей

2.5

Б

1

10

А10

Клеточное строение растительного организма

Умение проводить поиск

исторической информации в

источниках разного типа

2.1

Б

1

11

А11

Клеточное строение растительного организма

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

12

А12

Клеточное строение растительного организма

Установление причинно-

следственных связей

2.5

Б

1

13

А13

Корень

Умение проводить поиск информации

2.1

Б

1

14

А14

Корень

Знание основных фактов,

процессов

2.5

Б

1

15

А15

Побег

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

16

А16

Побег

Установление причинно-

следственных связей

2.5

Б

1

17

А17

Побег

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

18

А18

Побег

Умение проводить поиск  информации

2.1

Б

1

19

А19

Размножение растений

Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

20

А20

Размножение растений

Установление причинно-

следственных связей

2.5

Б

1

21

А21

Растения и окружающая среда

 Знание основных фактов,

процессов, явлений

1.1–1.5

Б

1

22

А22

Растения и окружающая среда

Умение проводить поиск

информации

2.1

Б

1

23

А23

Растения и окружающая среда

Систематизация

информации

 

2.6

Б

2

24

А24

Растения и окружающая среда

Систематизация

информации

2.6

Б

2

25

А25

Покрытосеменные растения

Различное содержание в

разных вариантах

2.6

П

2

26

А26

Покрытосеменные растения

определение термина по нескольким

признакам

1.1–1.5

П

2

27

А27

Покрытосеменные растения

систематизация информации

2.3

Б

2

28

А28

Сельскохозяйственные растения

Знание основных фактов,

процессов, явлений

 

 

 

29

А29

Сельскохозяйственные растения

Знание основных фактов,

процессов, явлений

 

 

 

30

А30

Сельскохозяйственные растения

Знание основных фактов,

процессов, явлений

 

 

 

31

А31

Сельскохозяйственные растения

Знание основных фактов,

процессов, явлений

 

 

 

32

А32

Сельскохозяйственные растения

Знание основных фактов,

процессов, явлений

 

 

 

          

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                        «Согласовано»                       «Рассмотрено

Директор МБОУ                                     Зам. директора                     на заседании  МО»                                     СОШ № 123                                             по УВР                                      (Протокол №1

_____________                                       ____________                        от 28.08.14)

Абанина Н.В.                                                 Фролова Е.В.

Тема урока: Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные

Класс 7

Учитель: Зазина Татьяна Юрьевна

2014-2015 уч. год.

                                                              г. о. Самара

                                                          Конспект урока.

Тема урока по учебно-тематическому плану:  Тип Членистоногие.

Класс Ракообразные

Тип урока:  урок изучения нового материала.

Методы:  Объяснительно - иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с общими признаками типа Членистоногие.
  • Показать многообразие типа Членистоногие.
  • Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данных животных
  • Рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения класса Ракообразные.
  • Развитие умения практической деятельности на уроке.
  • Воспитание бережного отношения к живой природе.
  • Определить значение типа Членистоногие в природе и жизни человека.

Задачи:

  1. Развитие у учащихся навыков работы с интерактивным курсом “Биология 6-11” с целью использования его для самостоятельной работы;
  2. Ознакомление учащихся с внешним и внутренним строением Ракообразных
  3. Развитие у учащихся умения практической деятельности на уроке.
  4. Формирование умения наблюдать, распознавать на рисунках и в природе данной группы животных.

Оборудование: 

  1. Учебник для 7 класса: «Биология. Многообразие живых организмов», В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, «Дрофа», Москва, 2008 г.
  2.  Компьютер, мультимедийный проектор, экран,  ЦОР учебное электронное пособие «Биология» 6-9 классы,  CD Серия «1С: Школа»  7 класс. Животные.  Коллекция насекомых, фотографии, натуральный объект – речной рак. 

Этапы урока:

1. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения) – 3 минуты.

2. Изучение нового материала - 25 минут.

3. Лабораторная работа: “Знакомство с ракообразными” (10 мин.)

4. Закрепление знаний: фронтальная беседа, обсуждение результатов лабораторной работы – 5минут.

5. Домашнее задание. (2 мин.)

Ход урока

I. Организационный момент (пояснение цели и структуры занятия, формы его проведения).

- Проверка подготовленности учащихся к уроку.

- Приветствие.

Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь, и в конечном итоге определим тему нашего сегодняшнего занятия.

«Нашел укрытие в цветке
И в восемь глаз глядит,
Заметив муху на листке,
К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут -
Тончайшая работа.
А он, как волк: то там, то тут
На мух идет охота!»

(паук)

Пауки относятся к типу Членистоногие! С сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению данной группы животных.

   (Слайд №1)

Откройте тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока.

II. Изучение нового материала:

(Слайд №3)

Учитель:

- Как вы считаете, почему так называется данная группа животных?

 -А знаете ли вы, какие животные относится к данной группе животных?

 - Может еще вы что-то знает о этой группе животных?

А чтобы ответить на этот вопрос правильно мы с вами и совершим путешествие в мир членистоногих.

(Слайд №4)

Это самая многочисленная группа животных на Земле. Более 1 мл. видов, это2\3 все живущих на Земле существ. Освоили все среды жизни. Предками членистоногих являются древние морские кольчатые черви.

- Как вы думаете, почему он такой многочисленный?

- Какие членистоногие обитают в Самарской  области?

Среди животных этой группы есть много сходств (перечисление), но есть и различие – поэтому выделяют 3 класса.

Класс  Ракообразные: (Слайд №5,6,)

 Тело ракообразных составляет в длину от 0,5 мм до 80 см. Оно покрыто хитиновым панцирем и состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются две пары осязательных придатков (антенн и антеннул) и три пары челюстей. Грудь и брюшко сегментированы. Количество ног у разных групп ракообразных может варьировать.

(Слайд №7)В чём особенность внешнего строения речного рака?  

Отличительные признаки членистоногих: членистое тело, членистые конечности. Наружный скелет (кутикула) образован хитином. Хитиновый покров защищает от высыханий и механических воздействий. После отвердевания, хитин не позволяет животному расти, рост происходит только во время линьки. Различают отделы тела – голову, грудь и брюшко. Конечности имеют членистое строение, представляя собой систему рычагов.

Изнутри к хитиновому покрову прикреплены пучки поперечно-полосатых мышц. Нервная система состоит из надглоточных и подглоточных нервных узлов, соединенных в окологлоточное кольцо, и узлов брюшной нервной цепочки. Органы чувств у многих хорошо развиты: фасеточные глаза (состоят из отдельных глазков, каждый из которых воспринимает небольшую часть окружающего пространства), механо- и хеморецепторы, органы слуха.

Как правило, раздельнополы. Встречается размножение партеногенезом. У многих развитие с метаморфозом

Представителей класса ракообразных известно около 20 тысяч видов.

Пищеварительная система включает ротовое отверстие, пищевод, желудок, среднюю кишку, заднюю кишку и анальное отверстие. Желудок состоит из двух отделов: жевательного (имеет хитиновые зубцы) и цедильного (имеет цедильный аппарат). В среднюю кишку открывается проток пищеварительной железы. Сердце на спинной стороне тела. Выделительная система представлена “зелеными” железами, открывающимися наружу у основания усиков. Нервная система состоит из окологлоточного кольца из нервных узлов и брюшной нервной цепочки.

Класс  Паукообразные. (Слайд №8,9,) (пауки, скорпионы, клещи).

Размеры паукообразных варьируют от сотен микрон (некоторые клещи) до нескольких сантиметров. Длина тела аранеоморфных пауков и сенокосцевобычно не превышает 2—3 см. Наиболее крупные представители класса (скорпионысольпуги и жгутоногие) могут достигать 20 см в длину. Ещё большими размерами обладают некоторые пауки-птицееды.

Класс паукообразные, в отличие от ракообразных, живут преимущественно на суше, дышат при помощи трахей и легких. Класс включает три отряда, на представителях которых можно проследить процесс слияния отделов тела. Так, у отряда пауков тело разделяется на головогрудь и брюшко, у скорпионов — состоит из головогруди, переднебрюшья и заднебрюшья, у клещей все отделы слиты в один щит.

Общие признаки паукообразных: отсутствие усиков, четыре пары ходильных ног, трахейное или легочное дыхание, постоянные околоротовые придатки — верхние щупальца и ногощупальца. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). Наиболее распространены пауки и клещи.

 Клещи.(Слайд № 10) Верхний ряд – акариевые клещи, слева направо: чесоточный клещ, почвенный клещ, двупятнистый паутинный клещ, водяной клещ. Нижний ряд, слева направо: акариевые клещи (зерновой клещ), паразитические клещи (таёжный клещ, отобиус, клещ - краснотелка)

Класс Насекомые. (Слайд № 11,12)

Размеры тела от 0,2 мм до 30 см и более. Насекомые являются самым многочисленным классом живых существ на Земле, занимающим всевозможные экологические ниши. Наука, изучающая насекомых, называется энтомологией.

Класс насекомые объединяет наиболее совершенных членистоногих. Их известно более 1 млн видов. В отличие от других членистоногих, тело насекомых расчленено на три отдела: головугрудь и брюшко. Насекомые имеют сложные глаза и одну пару усиков, у многих есть крылья. Их ротовые органы многообразны и специализированы. Исходный для насекомых более древний тип ротового аппарата — грызущий. Он состоит из верхней губы, пары верхних челюстей пары нижних челюстей и нижней губы.

ІІІ. Лабораторная работа №5.“Знакомство с ракообразными”.

Оборудование:

На стола у детей натуральные объекты – речной рак. Фото креветок. Алгоритм выполнения работы. Лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите с помощью лупы рака. Отметьте размер, окраску. Строение и количество конечностей, количество сегментов конечности. В чем особенность строения 1 пары конечностей. Где прикрепляются конечности. В чем особенность строения глаз. Количество усиков, их функция. Какую функцию выполняет хитиновый покров?

2. В чем сходство и отличие во внешнем строении речного рака и креветки?

3. Сделайте выводы о принадлежности исследованных ракообразных к одному классу типа Членистоногие. Вывод записать в тетрадь.

ІV. Закрепление. ( Слайд №14)

Что вы сегодня узнали на уроке?

(Использование кроссворда.)

V. Домашнее задание. (Слайд № 15)

  • Учебник стр.144-166., Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.
  • Подготовить сообщение о скорпионах, пауках, клещах.

Литература:

1.Тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. "Дрофа", 2011г.

2. Поурочные разработки по биологии.7-8 класс. "Дрофа". Москва. 2013г.

3.Биология. Животные. 7 класс. Поурочные планы по учебнику «Биология. Многообразие живых организмов.», В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, «Дрофа», Москва, 2008 г.

4.М. А. Козлов, И. М. Олигер. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. Москва. "Просвещение". 1991.

5.Н.И.Сонин. « Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные.» Дидактические материалы. Москва, "Дрофа", 2002г.

6. Учебник для 7 класса: «Биология. Многообразие живых организмов», В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, «Дрофа», Москва, 2008 г.

Интернет ресурсы:

http://www.bril2002.narod.ru/zo10.html

http://www.ebio.ru/zoo18.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Членистоногие

Ссылки рисунков:

http://festival.1september.ru/articles/504463/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/504463/img2.gif

http://nasekomie.net/assets/images/nasek/insects_all_600.jpg

http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/4/6/105564_148122.jpg

http://i04.fsimg.ru/5/tlog_box/2006/2006618.jpg

http://cs11156.userapi.com/u140552283/-5/x_f38bb2e5.jpg

http://planets-ua.com/images/rak4.png

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/525/76525592_60828492_

ec34f03c017d.png

http://i019.radikal.ru/0906/7b/ee64ac2aeba9.png

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/71/55/71055323_admiral.jpg

http://school.xvatit.com/images/b/be/Bio8_26_1.jpg

http://proxy11.media.online.ua/uol/r3-36c1e92c2c/4e42b2c4e22fe.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение по теме "Тип членистоногие"

Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интерактивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного п...

Презентация "Членистоногие (ребусы)"

Презентация "Членистоногие (ребусы)"...

Контрольная работа "Тип Членистоногие" (2 варианта)

Контрольная работа "тип Членистоногие" (2 варианта). Часть 1 - выбор одного ответа из четырех. Часть 2 - выбор трех верных ответов из шести, задания на соответствие....

урок по биологии в 7классе "Тип Членистоногие"

Внутреннее строение, развитие, размножение....

урок зоологии "Повелители Земли. Тип Членистоногие"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока по тема "Общая характеристика Членистоногих", основанная на таких инновационных образовательных технологиях, как информационно-коммуникационн...

Контрольный тест "Общая характеристика типа Членистоногие" 7 класс

Данный контрольный тест можно проводить в процессе изучения  или на уроке закрепления и обобщения знаний темы в курсе биологии в седьмом классе....

Урок Членистоногие. Ракообразные.

На данном уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием членистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение ракообразных....