внеурочная программа по биологии "Человек и будущее планеты"
методическая разработка по биологии на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_programma_po_biologii.docx63.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии «Человек и будущее планеты» составлена в соответствии с Базовым учебным планом.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческий, познавательный, спортивный, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время

 Программа предназначена для развития и поддержки интереса учащихся к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном и животном мире, об экологических проблемах и здоровье человечества. С каждым годом обществом всё чаще поднимаются вопросы, связанные с исчезновением некоторых представителей флоры и фауны на планете, а также проблемы связанные со здоровьем человечества и экологией. Данные проблемы рассматриваются на мировом уровне и имеют тенденцию к распространению и появлению на новых территориях планетарного рельефа, становятся актуальными и животрепещущими, поэтому надо с ними знакомить учащихся, изучать причины и последствия, которые могут возникнуть и уже возникли в результате данного события. До учащихся надо донести суть уникальности некоторых представителей флоры и фауны, важно для них уметь оценивать с позиции нравственных ценностей, выявлять сходства и различия, проявлять толерантность.

Данная программа имеет культурологическую направленность и используется в качестве дополнения к основному курсу обучения биологии. Актуальность выбранного направления также можно сказать определяется ведущей ролью умственной деятельности. Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач. Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона социализации личности обучающегося. Развитый интеллект, в рамках проектной деятельности, отличает активное отношение к окружающему миру, стремление выйти за пределы известного, активность ума, наблюдательность, способность выделять в явлениях и фактах их существенные стороны и взаимосвязи; системность, обеспечивающая внутренние связи между задачей и средствами, необходимыми для наиболее рационального ее решения; самостоятельность, которая проявляется как в познании, так и в практической деятельности, поиске новых путей изучения действительности.

 Использование в процессе реализации программы современных педагогических технологий, аудио-видео курсов, мультимедийных средств обучения помогает процессу социализации личности, умении сотрудничать, повышению мотивации в изучении биологии.

Цель – формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.

Задачи:

  1.  Развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность мышления. Продолжить развитие способности обучающихся к мыслительным операциям – анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным – творчеству и абстрагированию.  Обучать приемам доказательства.
  2. Продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при выполнении исследовательских и проектных работ.
  3. Способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания смежных дисциплин при решении проблемных задач.
  4. Продолжить обучение школьников работе с различными источниками информации, включая электронные образовательные ресурсы.
  5. Развивать коммуникативную компетентность, самостоятельность и ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы взаимодействия. Создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми.
  6. Продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.

Принципы обучения:

1.Принцип коммуникативной направленности (основная функция - создание условий коммуникации).

2.Принцип коллективного взаимодействия (основная функция – максимальная реализация индивидуальных способностей обучающегося через коллективные формы обучения).

3.Принцип системности организации учебно – воспитательного процесса.

4.Принцип доступности и посильности (учёт специфики и возможностей возраста).

Особенность программы:

  1. Практическая проектная и исследовательская направленность занятий; оптимальное использование имеющихся ресурсов МОУ «СОШ № 10»; формирование системы социально значимых ценностей через деятельность.

2. Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения воспитательно-образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Результаты работы по программе:

Учащиеся научатся:

• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • использовать методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
  • использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Учащиеся получит возможность научиться:

• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать методы и приёмы, как перебор логических возможностей, моделирование;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;

• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Таблица внеурочной деятельности по биологии

Название мероприятия

Охват

(чел.)

Уровень организации (проведения)

Примечание

(результат)

2012– 2013учебный год

1.Парад цветов в Голландии

-Фоторепортаж: «Цветочное море»

7кл

классный

фотовыставка

-Конкурс презентаций «Декор и дизайн цветов».

8кл

классный

-Выпуск стенгазет, плакатов о параде цветов в Голландии

6кл

классный

стенгазета

2. Всемирный день оказания первой медицинской помощи 

-социально-моделирующая игра «Доктор Плюшева»

6-8кл

школьный

3. День озера Байкал

- «Вода вчера, сегодня, завтра»

6кл

классный

Выпуск листовок

-Мини-исследование «Вода в живых организмах»

7кл

классный

Школьная научно-методическая конференция

4. Международный день охраны озонового слоя

-Конкурс экологических сказок

 «Растения – главный поставщик кислорода на Земле»

6кл

классный

- «Воздух и все живое» круглый стол

7-8кл

классный

5. Международный день глухих

-Беседа (круглый стол) «Страна глухих»

6-7кл

классный

- «Спасите наши уши!» тематический диспут

8кл

классный

6.Всемирный день сердца

- «Сердце - моторчик каждого»

6-7кл

классный

Беседа о ЗОЖ в начальных классах

- «Берегите сердце!» выпуск листовок

8кл

классный

7. Предметные недели, Ярмарки знаний

6-11кл

школьный

8.Всемирный день животных

- Игра-шарада «В мире животных Республики Коми»

6кл

классный

- Дискуссия (мозговой штурм) «По следам невиданных зверей»

7кл

классный

8. Всемирный день мытья рук

- «Чистота – залог здоровья»

6кл

классный

Беседа о ЗОЖ  в 2,5 классах

- «Мойте руки перед едой!» викторина

7кл

классный

-Лекторская группа «Мойдодыр» к начальным классам

8кл

Лекторская группа в 1х классах

9. Всемирный день домашних животных 

-Дискуссия, разбор конкретных ситуаций «Человек собаке друг»

6кл

классный

- «Мы в ответе за тех, кого приручили» игра

7кл

классный

Оформление стенда

10. Всемирный день борьбы со СПИДом

-Эстетическая беседа

8-9кл

классный

-Беседы о ЗОЖ

10-11кл

классный

11. День заповедников и национальных парков России

-Конкурс презентаций «заповедники Республики Коми»

6кл

классный

-Конкурс презентаций «национальный парк Республики Коми»

7кл

классный

- «заповедные зоны Коми» проект

8кл

классный

Карта заповедных зон Республики Коми

12. Всемирный день защиты морских млекопитающих

-Выпуск плакатов, посвящённых «Дню китов»

6кл

классный

Оформление стенда

-Викторина «морские млекопитающие»

7кл

классный

13. Международный день полярного медведя

-Конкурс презентаций «Белый и пушистый»

6кл

классный

-Викторина «Полярный медведь»

7кл

классный

-Круглый стол «Черно-Белое»

8кл

классный

Лекторская группа

14. Международный день лесов

- «лес-наш дом» дискуссия

6кл

классный

- «леса Республики Коми» викторина

7кл

классный

- «легкие планеты» игра

8кл

классный

15. Международный день птиц

-игра «Синичкин календарь»

6кл

классный

- «птицы из Красной Книги Республики Коми»

7кл

классный

Лекторская группа в начальные классы

16. Всемирный день здоровья «гипертония»

-Выпуск плакатов, стенгазета

6кл

классный

стенгазета

-Круглый стол

7кл

классный

-Дискуссия

8кл

классный

17. Международный день биологического разнообразия

-Игра «биоразнообразие растительного мира Республики Коми»

6кл

классный

-Игра «биоразнообразие животного мира Республики Коми»

7кл

классный

18. Всемирный день Солнца

-Викторина «Солнце + цветочек»

6кл

классный

-Викторина «Солнце + зверюшка»

7кл

классный

-Круглый стол «Звезда по имени Солнце»

8кл

классный

2013– 2014 учебный год

1.Организация научно-исследовательской деятельности уч-ся для участия в школьной научной конференции: «Шаг в науку».

школьный

2.Парад цветов в Голландии

-Фоторепортаж: «Цветочное море»

7кл

классный

фотовыставка

-Конкурс презентаций «Декор и дизайн цветов».

8кл

классный

-Выпуск стенгазет, плакатов о параде цветов в Голландии

6кл

классный

стенгазета

3. Школьный этап всероссийской  олимпиады по биологии.

6-8кл

школьный

1место 7в,

1место 8б

4.Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады по биологии.

Дистанционны олимпиады

Муниципальный

республиканский

5. Всемирный день оказания первой медицинской помощи 

-социально-моделирующая игра «Доктор Плюшева»

6-8кл

школьный

6. День озера Байкал

- «Вода вчера, сегодня, завтра»

6кл

классный

Выпуск листовок

-Мини-исследование «Вода в живых организмах»

7кл

классный

7.Предметные недели, Ярмарки знаний

6-11 кл

школьный

8. Международный день охраны озонового слоя

-Конкурс экологических сказок

 «Растения – главный поставщик кислорода на Земле»

6кл

классный

Оформление стенда

- «Воздух и все живое» круглый стол

7-8кл

классный

9. Международный день глухих

-Беседа (круглый стол) «Страна глухих»

6-7кл

классный

- «Спасите наши уши!» тематический диспут

8кл

классный

Беседа о ЗОЖ в начальных классах

9.Всемирный день сердца

- «Сердце - моторчик каждого»

6-7кл

классный

Беседа о ЗОЖ в начальных классах

- «Берегите сердце!» выпуск листовок

8кл

классный

10.Всемирный день животных

- Игра-шарада «В мире животных Республики Коми»

6кл

классный

- Дискуссия (мозговой штурм) «По следам невиданных зверей»

7кл

классный

11. Всемирный день мытья рук

- «Чистота – залог здоровья»

6кл

классный

Беседа о ЗОЖ во 2,5 классах

- «Мойте руки перед едой!» викторина

7кл

классный

-Лекторская группа «Мойдодыр» к начальным классам

8кл

Лекторская группа в 1 классах

12. Всемирный день домашних животных 

-Дискуссия, разбор конкретных ситуаций «Человек собаке друг»

6кл

классный

- «Мы в ответе за тех, кого приручили» игра

7кл

классный

стенгазета

13. Всемирный день борьбы со СПИДом

-Эстетическая беседа

8-9кл

классный

-Беседы о ЗОЖ

10-11кл

классный

14. День заповедников и национальных парков России

-Конкурс презентаций «заповедники Республики Коми»

6кл

классный

-Конкурс презентаций «национальный парк Республики Коми»

7кл

классный

- «заповедные зоны Коми» проект

8кл

классный

Школьная научно-исследовательская конференция

15. Всемирный день защиты морских млекопитающих

-Выпуск плакатов, посвящённых «Дню китов»

6кл

классный

Оформление стендов

-Викторина «морские млекопитающие»

7кл

классный

16. Международный день полярного медведя

-Конкурс презентаций «Белый и пушистый»

6кл

классный

-Викторина «Полярный медведь»

7кл

классный

-Круглый стол «Черно-Белое»

8кл

классный

17. Международный день лесов

- «лес-наш дом» дискуссия

6кл

классный

Лекторская группа в начальные классы

- «леса Республики Коми» викторина

7кл

классный

- «легкие планеты» игра

8кл

классный

18. Международный день птиц

-игра «Синичкин календарь»

6кл

классный

- «птицы из Красной Книги Республики Коми»

7кл

классный

Плакаты, выпуск листовок

19. Всемирный день здоровья «Маленький укус – источник большой опасности»

-Выпуск плакатов, стенгазета

6кл

классный

стенгазета

-Круглый стол

7кл

классный

-Дискуссия

8кл

классный

20. Международный день биологического разнообразия

-Игра «биоразнообразие растительного мира Республики Коми»

6кл

классный

-Игра «биоразнообразие животного мира Республики Коми»

7кл

классный

21. Всемирный день Солнца

-Викторина «Солнце + цветочек»

6кл

классный

-Викторина «Солнце + зверюшка»

7кл

классный

-Круглый стол «Звезда по имени Солнце»

8кл

классный

2014-2015 уч. год

1.Организация научно-исследовательской деятельности уч-ся для участия в школьной научной конференции: «Шаг в науку».

школьный

2.Парад цветов в Голландии

-Фоторепортаж: «Цветочное море»

7кл

классный

фотовыставка

-Конкурс презентаций «Декор и дизайн цветов».

8кл

классный

-Выпуск стенгазет, плакатов о параде цветов в Голландии

6кл

классный

стенгазета

3. Школьный этап всероссийской  олимпиады по биологии.

6-8кл

школьный

1место 7в,

1 место 8б

4.Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады по биологии.

Дистанционная олимпиада

Муниципальный

республиканский

3 место  Мацкевич Галина

5. Всемирный день оказания первой медицинской помощи 

-социально-моделирующая игра «Доктор Плюшева»

6-8кл

школьный

6. День озера Байкал

- «Вода вчера, сегодня, завтра»

6кл

классный

Выпуск листовок

-Мини-исследование «Вода в живых организмах»

7кл

классный

Школьная научно-иследовательская конференция

7.Предметные недели, Ярмарки знаний

6-11кл

школьный

8. Международный день охраны озонового слоя

-Конкурс экологических сказок

 «Растения – главный поставщик кислорода на Земле»

6кл

классный

- «Воздух и все живое» круглый стол

7-8кл

классный

8. Международный день глухих

-Беседа (круглый стол) «Страна глухих»

6-7кл

классный

- «Спасите наши уши!» тематический диспут

8кл

классный

9.Всемирный день сердца

- «Сердце - моторчик каждого»

6-7кл

классный

Беседа о ЗОЖ в начальных классах

- «Берегите сердце!» выпуск листовок

8кл

классный

10.Всемирный день животных

- Игра-шарада «В мире животных Республики Коми»

6кл

классный

- Дискуссия (мозговой штурм) «По следам невиданных зверей»

7кл

классный

11. Всемирный день мытья рук

- «Чистота – залог здоровья»

6кл

классный

Беседа о ЗОЖ во 2,5 классах

- «Мойте руки перед едой!» викторина

7кл

классный

-Лекторская группа «Мойдодыр» к начальным классам

8кл

Лекторская группа в 1 классах

12. Всемирный день домашних животных 

-Дискуссия, разбор конкретных ситуаций «Человек собаке друг»

6кл

классный

стенгазета

- «Мы в ответе за тех, кого приручили» игра

7кл

классный

13. Всемирный день борьбы со СПИДом

-Эстетическая беседа

8-9кл

классный

-Беседы о ЗОЖ

10-11кл

классный

14. День заповедников и национальных парков России

-Конкурс презентаций «заповедники Республики Коми»

6кл

классный

-Конкурс презентаций «национальный парк Республики Коми»

7кл

классный

- «заповедные зоны Коми» проект

8кл

классный

Школьная научно-иследовательская конференция

15. Всемирный день защиты морских млекопитающих

-Выпуск плакатов, посвящённых «Дню китов»

6кл

классный

Оформление стенда

-Викторина «морские млекопитающие»

7кл

классный

16. Международный день полярного медведя

-Конкурс презентаций «Белый и пушистый»

6кл

классный

-Викторина «Полярный медведь»

7кл

классный

-Круглый стол «Черно-Белое»

8кл

классный

17. Международный день лесов

- «лес-наш дом» дискуссия

6кл

классный

- «леса Республики Коми» викторина

7кл

классный

- «легкие планеты» игра

8кл

классный

Лекторская группа

18. Международный день птиц

-игра «Синичкин календарь»

6кл

классный

- «птицы из Красной Книги Республики Коми»

7кл

классный

Плакаты, выпуск листовок

19. Всемирный день здоровья «Безопасность пищевых продуктов»

-Выпуск плакатов, стенгазета

6кл

классный

стенгазета

-Круглый стол

7кл

классный

-Дискуссия

8кл

классный

20. Международный день биологического разнообразия

-Игра «биоразнообразие растительного мира Республики Коми»

6кл

классный

-Игра «биоразнообразие животного мира Республики Коми»

7кл

классный

21. Всемирный день Солнца

-Викторина «Солнце + цветочек»

6кл

классный

-Викторина «Солнце + зверюшка»

7кл

классный

-Круглый стол «Звезда по имени Солнце»

8кл

классный

Использование технологий

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД во внеурочной деятельности в основной школе особое внимание уделяю учебным ситуациям, которые могут быть построены на предметном, межпредметном и надпредметном содержании.

Апробирую следующие виды учебных ситуаций:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
  • ситуация-иллюстрация — прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения);
  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Наряду с учебными ситуациями для развития УУД в основной школе использую такие типы задач:

  1. На развитие личностных универсальных учебных действий:
  • на личностное самоопределение;
  • на развитие Я-концепции;
  • на смыслообразование;
  • на мотивацию;
  • на нравственно-этическое оценивание.

  1. На развитие коммуникативных универсальных учебных действий:
  • на учёт позиции партнёра;
  • на организацию и осуществление сотрудничества;
  • на передачу информации и отображению предметного содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
  • ролевые игры;
  • групповые игры.

  1. На развитие познавательных универсальных учебных действий:
  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.

  1. На развитие регулятивных универсальных учебных действий:
  • на планирование;
  • на рефлексию;
  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на оценивание;
  • на принятие решения;
  • на самоконтроль;
  • на коррекцию.

Применяемые технологии: технология проблемно-диалогового обучения, групповые технологии, ИКТ-технологии, технология системно-деятельностного обучения, интерактивные формы обучения.

Одним из основных путей повышения мотивации и развития УУД в основной школе является включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, предусматривающую постановку практически значимых целей и задач учебно-исследовательской и проектной деятельности, анализ актуальности исследования; выбор средств и методов, совместное планирование деятельности учителем и обучающимися, проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде; целенаправленное обучение обучающихся групповым методам работы (прежде всего, в малых группах); формирование у учеников способности видеть перспективу своего учебного продвижения.

Этапы работы над исследованием, проектом

  • Обоснование темы и составление плана работа с научной литературой и источниками (подбор, систематизация, прочтение).  Работа над содержанием работы и проведение опытов и экспериментов. Обработка результатов проведенного исследования.
  • Практическая работа – сбор и систематизация информации, работа над основной частью работы, обработка результатов).
  • Структура содержания исследовательской, проектной работ (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, принципы деления на главы (параграфы), заключение, список использованной литературы и источников).
  • Правила оформления текста (формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения)  -
  • Практические работы – оформление основной части работы, введения и заключения работы, списка используемой литературы и источников, редактирование сносок).

Представление результатов

  • использование различных технических средств для представления результатов работы (PowerPoint-презентация работы,  таблицы, карты).         
  • культура выступления и ведения дискуссии.
  • подготовка и оформление презентации и доклада
  • практические работы – подготовка презентации и доклада для конференции

Формируемые УУД

        В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Класс

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

6 класс

  1. Принимать новые  базовые ценности.
  2. Определять жизненные, личностные ценности.
  3. Осознанно и аргументировано давать нравственно-этические оценки.
  4. Понимать смысл и цели саморазвития, самообразования.
  1. Владеть основами реализации проектно-исследовательской деятельности.
  2.  Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
  3. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
  4.  Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач.
  5.  Давать определение понятиям.
  6. Устанавливать причинно-следственные связи.
  7.  Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
  8. Проявлять устойчивый познавательный интерес.
  1.  Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
  2.  Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  3. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
  4. Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
  5.  Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
  6.  Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
  7. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
  8. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание.

  1.  Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
  2.  Простраивать жизненные планы во временной перспективе.
  3.  При планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
  4. Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.

7 класс

  1. Следовать в соответствии с ценностями общества.
  2. Определять кроме жизненных, личностных и профессиональные ценности.
  3. Простраивать траекторию профессионального самоопределения. Осуществлять  выбор.
  4. В системе заниматься самообразованием.
  1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.
  2. Владеть основами рефлексивного чтения.
  3.  Ставить проблему, аргументировать её актуальность.
  4. Обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
  5. Выполнять проектные и исследовательские работы разных видов.
  6. Владеть научной терминологией при выполнении проектных и исследовательских работ.
  7. Принимать участие в дискуссиях.
  1. Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
  2.  Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.
  3. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
  4. интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  5. Владеть основами коммуникативной рефлексии.
  6. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
  7. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
  1. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  2.  Планировать пути достижения целей.
  3.  Устанавливать целевые приоритеты.
  4.  Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
  5.  Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
  6.  Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
  7. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

8 класс

  1. Поступать в соответствии с ценностными ориентирами общества.
  2. Осуществлять осознанный и аргументированный выбор.
  3. Самоопределение.
  4. Смыслообразование.
  1. Проявлять устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; готовность к самообразованию и самовоспитанию.
  2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
  3. Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  4. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  5.  Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
  1. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
  2.  Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
  3. Продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
  4.  Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
  5. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.
  1. Владеть основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
  2. Владеть основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
  3. Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Методическое обеспечение программы:

http://1.september.ru

http://pedsovet.org/component/

http://festival.1september.ru

http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/metodicheskie-rekomendatsii/vneurochka.html 

http://socialnauki.prosv.ru/article/900

http://ipk74.ru/virtualcab/professional/vneurochnaya-deyatelnost

http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=249627&lib_no=249643&tmpl=lib


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности младших школьников/ Вокальная студия "Планета песни"

Содержание программ носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением простейшими приёмами работы, или же более углубленное и расширенное изучение, применяемое только...

Публикация "Будущее планеты - в наших руках"

Описание Форума "Будущее планеты - в наших руках" на иностранных языках....

Телекоммуникационный проект "Дети-будущее планеты Земля"

Весной 2011 года данный проект был разработан и проведен на образовательном портале "Школа". Результатом данного проекта стала копилка игр, конкурсов, рисунков, посвященных Дню защиты детей. По ссылке...

Методическая разработка викторины «Своя игра» «Будущее планеты в наших руках»

Методическая разработка викторины «Своя игра»«Будущее планеты в наших руках»...

Проект "Будущее планеты в наших руках"

О нормах здорового образа жизни дети узнают, в основном, от взрослых, которые далеко не всегда сами придерживаются провозглашаемых принципов. Так, например, полностью запрещая ребенку, употребление ал...

Московский Международный Форум «Одарённые дети - будущее планеты" на мордовской земле.

Измениться не может никто,Но стать лучше может каждый.              ...

Литературно-музыкальная композиция "Мы в ответе за будущее планеты"

Окружающий мир входит в каждого из нас через все “окна” и “двери” наших чувств, постоянно питая нас, и такое питание становится все более затруднительным из-за утраты красоты э...